Разделы портала «Азбука веры» ( 15  голосов:  4.3 из  5) Пролог Река Лужа, 12 октября 1812 – Славно поработали, – белозубый казак спрыгнул с коня, сняв шапку, отбросил со лба чуб и обвел усталым взглядом черные лица черниговцев, – вишь, как рылы-то позамарали. Ни дать, ни взять, арапы какие-то. – Никакие не арапы, – усмехнулся невысокий офицер, блеснув светлыми, глубоко посаженными глазами, – я как был есаул Василий Магдебург, так им и остался! Догоравшие обломки строений, обваливаясь, освещали вспышками округу; среди облаков, багровых в отблесках пожарища, появился месяц. В зыбком свете глядели казаки на разрушения, оставленные многочасовым боем. Ветер засыпал пеплом и сажей карабины, сабли, пики; малиновый верх круглых шапок стал черным; и малиновые шаровары тоже, и барашковые околыши. Только кушаки не изменили цвета: им по высочайше утвержденным правилам черными изначально положено быть. А лица-то, лица! Стих грохот пушек, умолк треск ружейной пальбы, замерли неистовые вопли рукопашного боя. В Малоярославце, уездном городе Калужской губернии, наступила тишина. Только стоны раненых нарушали внезапно опустившееся безмолвие. С самого рассвета шло здесь кровавое сражение, восемь раз переходил город, почти полностью спаленный (из двухсот домов уцелело двадцать), из рук в руки – то к русским, то к французам. «С обеих сторон густые колонны пехоты, встречаясь на улицах, поражали друг друга штыками. Артиллерия мчалась рысью по грудам тел; раненые, умирающие раздавливаемы были колесами или, не имея сил отползти, сгорали среди развалин. В пылу сражения бывают минуты, когда огнь воинский, воспламенив сердца, заглушает в них всякое другое чувство, особливо когда дело идет о независимости народной!» – вспоминал участник событий в своих мемуарах. Погода стояла пасмурная, со слякотью и пронизывающим ветром; несмотря на глубокую осень, деревья еще зеленели – но только поутру: к сумеркам остались лишь голые черные ветви, листву снесли картечь и ядра. Затишье охватило и площадь на восточной окраине города, перед Святыми воротами Черноостровской Николаевской обители, угнездившейся на правом берегу Лужи. При известии о подходе Наполеона братия – шестнадцать черноризцев во главе с игуменом Макарием – покинули монастырь. Белокаменная ограда со скругленными четырехугольными башенками по краям покрылась копотью, ворота – все в оспинах от картечи. Палили по ним нещадно и французы, и наши, особенно когда гренадеры 13-ой пехотной дивизии Бонапарта бросились в монастырь, а казаки Черниговского полка – следом, тесня противников и сбрасывая их в ров. Но – чудо! – нерукотворный образ Пресвятого Спаса в створе ворот остался цел и невредим.

http://azbyka.ru/fiction/na-reka-vavilon...

Распространение монашества на Западе Знакомством с подвигами преподобного Антония Великого и Уставом преподобного Пахомия Запад обязан святому Афанасию Великому , который вынужден был удалиться из Александрии и несколько лет провел в изгнании. «Несется чарующий ветер с пустынь Востока, появляются на Западе анахореты Египта, доходят рассказы и легенды о них. В 335 г. в Трире появился автор «Жития святого Антония» Афанасий Великий . Он был и в Риме, где вместе со своими спутниками авторитетно распространял идеи восточного монашества. Теплый приют в аскетически настроенных римских кругах нашли епископ Антиохии Павел, епископ Констанции (на Кипре) Епифаний, прибывший с ним вместе блаженный Иероним и другие. Под влиянием их рассказов и примера часть религиозно настроенных людей устремилась на Восток, часть старалась на Западе насадить восточное монашество» 6 . Но язычество было еще слишком сильно в Италии, и первые подвижники, прибывшие в столицу Римской империи, были враждебно встречены той частью населения, которая, хотя уже и не исповедовала язычество, но хотела сохранить старый жизненный уклад. Блаженный Иероним писал, что на похоронах Блезиллы, молодой римской монахини († 384), скончавшейся якобы от чрезмерных постов, возмущенная толпа кричала: «Доколе этих противных монахов не выгонят из города, не побьют камнями, не потопят в реках? Они обманули несчастную матрону» 7 . Несмотря на трудности, с которыми сталкивалось здесь монашество, восточное влияние способствовало усилению аскетического движения. Вслед за Уставом преподобного Пахомия, переведенным на латинский язык блаженным Иеронимом, на Западе появился Устав святого Василия Великого , видоизмененный Руфином (ок. 345–410) и получивший распространение в Южной Италии. И тот же блаженный Иероним смог впоследствии с радостью наблюдать, как его мечты начинают сбываться. «Много, – пишет он, – монастырей, дев, бесчисленно количество монахов; и участившееся служение Богу, прежде бывшее бесчестием, становится славой» 8 . Самые выдающиеся церковные деятели проявляли попечение о монашеской жизни: святой Амвросий Медиоланский (340–397), святой Мартин Турский (336–401), блаженный Августин (354–430); они видели в монашестве действенную силу, способную укрепить Церковь Христову на ее путях служения миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 7, 2011 год Шаги над бездной Слово в Неделю 9ю по Пятидесятнице В те дни 22 заставил Иисус учеников войти в лодку и плыть на другую сторону, не дожидаясь, пока Он отпустит народ.23 А отпустив народ, взошел Он на гору, чтобы помолиться в уединении. Когда же наступил вечер, Он был там один.24 А лодка была уже во многих стадиях от берега, и било ее волнами, ибо ветер дул противный.25 А под утро Он пришел к ним, ступая по морю.26 А ученики, видя, что ступает Он по морю, ужаснулись и стали говорить, что это-де призрак, и со страха закричали.27 Но тотчас заговорил с ними Иисус: " Мужайтесь, это Я! Не страшитесь " .28 А Петр сказал Ему в ответ: " Господи, если это Ты, повели, чтобы я пошел к Тебе по водам!«29 Он же сказал: «Иди!» И Петр, выйдя из лодки, ступал по водам и шел к Иисусу;30 но, увидев, какой ветер, он устрашился и начал тонуть, и закричал: " Господи, спаси меня! " 31 И тотчас Иисус, протянув руку, поддержал его, и говорит ему: " Маловерный! Зачем ты стал сомневаться? " 32 И когда вошли они в лодку, ветер утих.33 А те, что были в лодке, пали перед ним ниц, говоря: " Ты воистину — Сын Божий!«34 И переплыв на другую сторону, вышли они на берег в Геннисарет.Мф. 14, 22-34 Перевод Сергея Аверинцева Иисус и море Для нас, жителей севера, море — символ отдыха. Как тоскуем мы порой по жаркому обжигающему солнцу, по ласкающей кожу теплой соленой воде! Но не так воспринималась морская стихия жителями Ближнего Востока. Для них море — символ хаоса и коварства. Неслучайно в вавилонском эпосе, который оказал огромное влияние на культуру этого региона, богиня Тиамат — одновременно богиня и хаоса, и океана. Море непредсказуемо, порой оно кажется мирным и спокойным, но внезапно налетевший ветер способен привести его воды в неистовство. И тогда оно разносит в щепы и топит суда, безжалостно поглощая человеческие жизни. В древних восточных преданиях море представлялось не только как опасная природная стихия, но и как средоточие демонических сил, укротить которые может только Бог. В библейской традиции Господь Израиля прославляется как могучий повелитель, перед которым трепещет водная стихия. Ведь даже галилейские рыбаки, привыкшие к штормам на Галилейском озере, дрожали за свои жизни, когда огромное озеро вдруг начинало бушевать, и хаос вырывался на волю. Все это надо иметь в виду при рассмотрении евангельского рассказа о хождении Господа Иисуса Христа по водам.

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/7/92...

Берлинская стена с взобравшимися на неё немцами на фоне Бранденбургских ворот      Падение Берлинской стены, 25-летие которого отмечали на днях, выглядело тогда, в 1989 году, как событие эсхатологических масштабов. Мир, в котором мы родились и выросли, рушился на глазах. Эпоха коммунистической идеологии, правившей семьдесят лет в нашей стране и чуть больше сорока – в Восточной Европе, подходила к концу. Великое противостояние двух систем кончалось. Социализм разваливался под гнетом своей экономической неэффективности и неспособности дать людям то процветание, которое обещал. Земного рая не получилось, Великий Коммунистический Миф рухнул. Но люди, разумеется, не перестали мыслить Великими Мифами (такова человеческая природа), и не успела осесть пыль над развалинами Берлинской стены, как явился другой миф – Миф Конца Истории. Согласно этому мифу, последнее великое зло, коммунизм, пало, не выдержав противостояния с универсальными истинами демократии и рынка. И теперь все народы, обретя веру в эти истины и позабыв распри, должны соединиться в единую семью. Долгие века конфликтов, национального эгоизма, дележки сфер влияния ушли в прошлое, теперь все будет по-другому. Прежняя история кончается, наступает светлое будущее. Некогда разделенные стеной идеологического противостояния западные и восточные немцы обнимаются в проломах рассыпающейся Стены под строки из оды «К радости» Шиллера, звучащие в конце Девятой симфонии Бетховена: «Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!» В песне «Ветер перемен» участники знаменитой в 80-тые годы немецкой рок-группы «Scorpions» описывают свою прогулку по Москве. Идя по улицам города, они понимают: «Мир становится теснее. Разве мы могли подумать, что однажды Станем близкими, как братья? Мир застыл в ожидании нового, Все пропитано этим ощущением, Его несет ветер перемен». Мы, бывшие советские люди, убедились тогда, что пропаганда, как мы и догадывались, лжет нам, что «империалистический Запад» не так страшен, как его малевали все эти годы. Напротив, это наш марксизм-ленинизм давно пора было отправить на свалку истории, так что давайте теперь раскроем объятия цивилизованному миру , и он научит нас путям своим. Так «минус» советской пропаганды сменился на однозначный, сияющий неоном «плюс» западной идеологии.

http://pravoslavie.ru/75033.html

Храм в огороде Церковь стоит теперь у Алёхиных в огороде. А благочинный и архиерей взяли тайм-аут. Думают 24 ноября, 2015 Церковь стоит теперь у Алёхиных в огороде. А благочинный и архиерей взяли тайм-аут. Думают В издательстве «Никея» вышла книга документальной прозы «Россия: взгляд с колокольни», которая стала итогом двухлетней работы журналиста Ксении Лученко и фотографа Анны Гальпериной. В книге восемь глав, в которых собраны эссе о городах и людях, интервью со священниками, которые служат в этих городах, и путевые зарисовки. Самая западная точка – Калининград, самая восточная – Якутск, самая южная – Пятигорск, самая северная – Великий Новгород. Перед читателями разворачивается панорама страны во времени и в пространстве. Сегодня «Правмир» предлагает своим читателям фрагмент новой книги из главы об Урале.  Презентация проекта – встреча с автором Ксенией Лученко и открытие выставки Анны Гальпериной состоится в культурном центре «Покровские ворота» в четверг 26 ноября в 19.00. – У меня была тетушка, которая водила меня в избу, где собирались для моления. У нее была красивая шаль, и она мне давала ее надеть, если я пойду с ней в ту избу. А были они все Лучниковой веры, – рассказывает Тамара Алексеевна Арсентьева, одна из старейших жительниц села Таватуй в 40 километрах от Екатеринбурга. Тамара Алексеевна живет в светлом чистом домике, классическом пятистенке с крытым двором, как строили везде на Урале. Дом построил ее муж, погибший при пожаре несколько лет назад. Похоронила она и сына, а в этом году – внука. Невестка с внучками приезжают иногда ее навестить, Тамара Алексеевна почти не ходит. На подоконниках рассада, по углам – ни пылинки. Тамара Алексеевна Арсентьева – У тети моей был хороший дом, корова и лошадь, их раскулачили, выселили в другой дом похуже, и лошадь отобрали. Тут в моем глубоком детстве лошади были, сани, по дрова на них ездили. Потом всё ликвидировали. В войну перевезли в Калиново аммонитный завод, все туда бросились работать, льготный стаж зарабатывать. Чтобы туда не опоздать даже на 5 минут, а то в тюрьму посадят, все старались быстрее переплыть на ту сторону озера, а там волны, ветер. Я один раз туда в больницу ездила и тоже попала в этот ветер – так страшно, тебя подбрасывает: то ли вылетишь из лодки, то ли нет. Еще как-то в войну привезли много плотной бумаги огромного размера, так моя сестра придумала шторы из нее делать, и стало модно, все заказывали у нас бумажные шторы. А потом стали вязать, тоже мода пошла – подзоры, салфетки, накидушки.

http://pravmir.ru/hram-v-ogorode/

Влияние Святой Горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы. Часть 1 Мы — славяне, одно любим и одного требуем. Свт. Николай Сербский. «Легенда о панславизме» «ВРАТА НЕБЕСНЫЕ» Есть на свете много разных гор, есть горы и выше, и величественнее, и красивее. Однако когда разговор касается Святой Горы, всем сразу становится ясно, что речь идет не о географическом понятии. Парящая над северными водами Эгейского моря гора Афон на крайней восточной оконечности полуострова Халкидики, конечно, может быть описана и в этих терминах. Но насколько более органично для восприятия всех православных христиан говорить об этой земле как о территории с особым статусом — территории, управляемой Самой Богородицей, где ощутимо действуют иные законы земного бытия, отличные от распространенных в нашем мире, на который по мере людских грехов активно влияет князь тьмы. Скит святой Анны. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru Несколько десятков лет назад на Афоне во время празднования 800-летнего юбилея Пантелеимонова монастыря произошел удивительный случай. Закончилось великое всенощное бдение, и все немногочисленные паломники и насельники обители разошлись по кельям на отдых, чтобы через четыре часа продолжить службу в храме и совершить Божественную литургию. Неожиданно вспыхнул пожар и стал ежеминутно разрастаться. Горел монастырский лес — горящие головешки летали по крышам и крыльцам корпусов и храмов. Пожар быстро распространялся: пламя охватывало всё новые и новые постройки, чему способствовал налетевший до этого ветер. Нависла зловещая угроза потери монастыря. Старцы плакали и молились, видя, что обитель может сгореть дотла. Вдруг в одночасье, неизвестно откуда, появилась невероятных размеров туча и полился дождь «как из ведра», оставляя после себя густой дым. Пожар был ликвидирован настолько стремительно и «профессионально», что свидетели этого явления буквально оторопели. Позже они узнали, что в соседних монастырях, например в располагающемся совсем близко Ксиропотаме, не пролилось ни одной капли, а старожилы Пантелеимонова монастыря не могли вспомнить, чтобы в этот праздник у них когда-либо вообще шел дождь (24, 442).

http://pravoslavie.ru/31763.html

Поездка за верой …Вся кровля собора была объята пламенем. Купол в огненном цветке пламени. Жар вокруг нестерпимый, не подойти к собору. Из открытых дверей выносят облачения, книги… Вот — вот рухнет кровля прямо на головы добровольцев спасателей. Облитая водой одежда почти мгновенно высыхает от жара. За клубами дыма не видно солнца. А с восточной стороны собора лицом к нему стоит игуменья Нонна с псалтирью в руках и вслух читает. 19 августа, 2010 …Вся кровля собора была объята пламенем. Купол в огненном цветке пламени. Жар вокруг нестерпимый, не подойти к собору. Из открытых дверей выносят облачения, книги… Вот — вот рухнет кровля прямо на головы добровольцев спасателей. Облитая водой одежда почти мгновенно высыхает от жара. За клубами дыма не видно солнца. А с восточной стороны собора лицом к нему стоит игуменья Нонна с псалтирью в руках и вслух читает. Автор этого рассказа, трагически погибший 13 августа клирик Костромской епархии священник Григорий Чекменев , опубликовал его еще в 2007 году под псевдонимом «Герман Пронин» в первом номере журнала «Семья России». Лишь полтора года назад он поместил его в своем Живом Журнале presvitergrig, удаленном неизвестными. Через приоткрытое боковое стекло в кабину врывается ветерок, приятно лаская лицо и волосы. Дорога лентой уходит за горизонт и где – то далеко растворяется в неясной синей дымке. С двух сторон эту серо-черную асфальтовую ленту сжимает лес, чуть нависнув над полотном дороги. Ветер – гость в кабине наполнен его ароматом. Облака в небе временами прячут за своими бархатными горбами солнце, создавая здесь внизу тень и вместе с тенью желанную в знойный день прохладу. Мы мчим на автомобиле по просторам России навстречу новым впечатлениям. Погода стоит замечательная, только что мелькнул справа указатель, предупредивший нас, что мы ворвались в Рязанскую область. Лес и не думает кончаться. Прекрасный летний день. Хорошо. Из динамиков автомагнитолы супруги Никитины своим творчеством поддерживают в нас хорошее настроение:

http://pravmir.ru/poezdka-za-veroj/

«Боже Сил, для тебя человек — силомер». Поэзия Елены Шварц Марина Михайлова Кандидат философских наук, автор книги «Эстетика молчания: Молчание как апофатическая форма духовного опыта», ведущая литературных передач на радио «Град Петров». Подпишитесь на наш Телеграм Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве Елены Андреевны Шварц , замечательного, хотя и недостаточно известного русского поэта. Свою жизнь Елена щедро и искренне представила в своих стихах. «…так что я настоящий кокни» Отвечая на вопрос «Какова ее жизнь?», Елена написала следующее: На ваш вопрос. Я родилась в 48-м на углу Лаврова и Чернышевского, так что я настоящий кокни. Отца моего звали Андрей Джеджула, он умер давно, и я его никогда не видела. Джеджула — это от Джеджай, был такой полковник и посол у Богдана Хмельницкого, он был крещеный татарин. Потом Джеджулы смешались еще, так что смесь иудейско-славянско-татарско-цыганская. Не так важно, где я училась, как то, что до 14 лет жила в Египетском доме на Каляевой. …Вот, пожалуй, все, хватит конкретности. Но, а внутренняя история и длина, и непостижима. Вообще-то, я написала какое-то подобие жизнеописания в афоризмах. Но скорее — это история интеллекта. «Определение в плохую погоду» называется. Уже больше месяца все читаю ваших Юнгов и Сведенборга и даже Бубера перечитываю. Квадрат — это круг с крылышками. На этом заканчивается короткий текст Елены Шварц о себе. Квадрат — это круг с крылышками Елена любила парадоксы. Вот названия некоторых сборников стихотворений: «Западно-восточный ветер», «Песнь птицы на дне морском». Елена — поэт христианского духа. Но она была открыта и к буддизму, и к даосской философии и религии, и к исламу, и к иудаизму. Она никому не отказывала в праве на истину. Первая ее книга стихов вышла в 1978 году в Нью-Йорке. В России Елена стала печататься только в конце 80-х. Первая книга стихов Елены Шварц называется «Танцующий Давид». Христианину известна эта история: Давид, танцует перед Ковчегом, воспевая и славя Бога. Но радость Давида подвергается жесткой критике со стороны жены Мелхолы: «Хорошо ты сегодня скакал в одной рубашке и потешал рабынь рабов твоих». На что Давид отвечает, что для Господа своего плясать и петь будет, сколько захочет.

http://blog.predanie.ru/article/bozhe-si...

Закрыть Дедушка Ростов Родные берега 28.03.2008 241 Время на чтение 5 минут Тихий омут. В Гороховце на Клязьме Язык не поворачивается назвать великим этот милый, нежный, тихий, чудесный город. И если бурлящий и лихой Ростов-на-Дону называют в народе Ростов-Папа, то ярославский Ростов - это самый что ни на есть дедушка. Родной, добрый и близкий. Залесская земля Правильно выбрать время для путешествия по России - высокое искусство. Накануне нашей поездки в Ростов Великий был солнечный и безветренный день, предвещавший беспечальный 200-километровый автопробег по трассе М8 среди лесов и лугов. Но в назначенный день повалил снег, ветер задул во все свои легкие, видимость на дороге - метра три, не больше, как в пушкинской " Метели " . Мы чутко всматривались в серую пелену. Когда-то эта земля называлась Залесской. Потому что лежала она за лесами, которые разделяли Киевскую Русь и ее северо-восточные земли. Великими на Руси называли только два города - Новгород, северную столицу страны, и Ростов, который впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 862 годом: став у власти, Рюрик в тот год " раздая мужам своим грады... овому Полотеск, овому Ростов, другому Белоозеро " . Но зародился Ростов, считают историки, гораздо раньше. На берегах озера Неро, что в переводе с угро-финского означает " илистое " , " заболоченное " , обитало племя меря, принявшее в себя славянских переселенцев с берегов Днепра и из новгородских земель. Озеро, говорят, ледникового периода. В 988 году в озере брат Ярослава Мудрого благоверный князь Борис крестил местных жителей. Их заводили в воду, а между ними плавали в лодках византийские священники. Мы попытались на машине подъехать к берегу - мимо покосившихся домиков, амбаров, старых брошенных лопат и допотопных деревянных саней. Буран вдруг прекратился, но, как оказалось, ненадолго. Когда-то озеро Неро было судоходным. Оно связывалось с Волгой рекой Которослью. По Волге и Шексне путь из Ростова вел в новгородские земли, по Волге и Каспию - в восточные страны, потому Ростов был городом торговым. К концу X в. он стал одним из крупнейших в Киевской Руси, центром Ростово-Суздальского княжества. Не было еще ни Москвы, ни Владимира, только молодой Суздаль да старый Ростов. В 911 г. сюда из Киева прибыл епископ Феодор, и Ростов на века стал религиозным, духовным центром северо-восточной Руси. Он соперничал с Владимиром за право называться столицей. Потом это право заберет себе Москва. Полки Ростова и Суздаля неоднократно выдвигались на Владимир: " пожжем Володимир, то суть наши холопи... "

http://ruskline.ru/analitika/2008/03/28/...

Инокиня Васса (Ларина) Инокиня Васса (Ларина) о детстве и юности, о семье, церковной жизни в большом городе, «благочестивом позировании» и своем видении места женщины в Церкви; о том, как родилась идея и почему именно такой формат выбран для популярного цикла авторских видеопрограмм «Кофе с сестрой Вассой». …А кофе нам поначалу как-то не хотелось. Несмотря на завывающий за окном ветер, затяжную и суровую в последние годы зиму на Восточном побережье Америки. Зато мы дружно пили персиковый сок. Он добавлял аромата оставшейся с Рождества елке, свежим цветам, нежно расставленным к приезду матушки отцом Георгием. Желание выпить по чашечке горячего кофе пришло позже – после похода к Покровскому храму, двумя кварталами вниз в направлении Гудзона. В родном Наяке, что в 30 километрах от Манхэттена, с момента ухода в монастырь и переезда на другой континент сестра Васса бывает нечасто, и то проездом – с одной конференции на другую, а потом назад – в Европу. Наяк – старинный городок, центральную улицу которого, идущую параллельно Гудзону, окаймляют в основном антикварные магазинчики да небольшие ресторанчики. После Второй мировой сюда из дорогого Нью-Йорка и соседних ферм стали перебираться прибывавшие из разных стран русские, в основном «ДиПи» – бывшие «перемещенные лица» – без денег, согласные на любую работу и любой заработок. Они прошли Китай и Аргентину, Марокко и Австралию, а знакомы были еще по германским лагерям. И большинство приезжали через фонд, организованный младшей дочерью Льва Толстого Александрой и ее сподвижницей Татьяной Шауфус. Фонд носил имя Толстого, а место так и называлось – Толстовская ферма. Каковой она, впрочем, и была: там выращивали овощи и фрукты, разводили живность и птицу. Иммигранты первое время там и работали, а для престарелых был устроен старческий дом, который действует и по сей день. Многие семьи стремились скорее устроиться на новых местах, переезжали в соседние города, где можно было найти работу. Одним из таких городков и был Наяк. Первые русские поселились там в 1949 году. Это позже здесь обоснуется «первая леди американского театра» Хелен Хейс, известный американский актер и продюсер Стефан Болдуин, русский танцор Михаил Барышников. А до XVII века в этих местах вообще жило индейское племя, которое и дало городку такое не англозвучащее название.

http://pravoslavie.ru/70691.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010