Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — май 2012 г. 21.03.2013 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Постоянно приходится слышать: 70—80% населения России сегодня причисляют себя к Православию. Восстанавливаются разрушенные храмы и монастыри, и даже строятся новые. Появление священника на телевидении — увы, чаще всего декоративное — уже никого не удивляет. И одновременно через то же телевидение и прочие СМИ идет с нарастанием дискредитация Церкви. Кощунственные акции против христианства становятся, можно сказать, обыденными. Самое ужасное, что они не пресекаются, а получают поддержку со стороны тех, кто имеет реальную возможность оказывать влияние на общественное мнение. Характерно, что один из кандидатов в президенты накануне недавних выборов (кажется, Прохоров) обещал избавить нашу страну от «клерикального засилия». С таких же позиций, только еще более оголтело, в качестве доверенного лица другого кандидата, как бы православного, выступал беснующийся тележурналист из Питера. И как Вы пишете в одной из статей: то, что врагам России и Православия не удалось в 1917 году, они пытаются сделать теперь. Под предлогом защиты свободы человека идет небывалая пропаганда греха, иначе говоря, война против всего, чему учит Церковь. Кажется, для «мира сего» по-другому и быть не может. Неужели страшных уроков минувшего столетия оказалось недостаточно для нашего народа? Неужели Церкви, с ее проповедью высшего добра и правды, и любви, не избежать новых скорбей? Неужели могут быть такие люди, которые ненавидят Бога? Что должны прежде всего делать в этих условиях христиане? С. Вьюков, г. Москва Христос — воплощенная любовь. Возлюбив Своих учеников до конца, Он дает им заповедь о любви. «Сие заповедаю вам, да любите друг друга». Он говорит так, будто хочет многое возложить на них в их служении, но называет только это одно: «Да любите друг друга». Но в мире существует ненависть, которая есть печать антихриста, царства диавола, как любовь — печать Христова. Те, в ком эта ненависть, и есть мир, они — дети мира сего в отличие от детей Божиих. Мир — человеческое общество, организованное без Христа и против Христа. Его составляют иудеи и язычники, которые находят согласие в противостоянии Христу и Его служителям. Христос окружает Своих великой заботой, но им дается «жало в плоть» — гонение за Христа. Христос дает верующим в Него служение, исполненное многих трудов и скорбей, и утешение, все превосходящее, — заповедь о любви друг ко другу. Чем больше ненавидит нас мир, тем больше мы должны любить друг друга. Когда мы окружены со всех сторон врагами, мы должны держаться вместе.

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — май 2014 г. 19.05.2014 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Мы знаем, как враг рода человеческого и наши недоброжелатели внимательно смотрят за тем, что происходит в Церкви. Достаточно священнослужителю допустить публично какой-нибудь промах и, тем более, совершить что-то недолжное, как средства массовой информации злорадно поднимают крики против Церкви. В последнее время мы являемся свидетелями, как одну кампанию злобной клеветы сменяет другая. Особенно отличается в этом интернет. Создается впечатление, что шум здесь поднимают одни и те же люди. Можно встретить выражения, которым позавидовали бы журналы 20-х годов прошлого века «Антирелигиозник» и «Безбожник». Порой звучат прямые призывы к расправе над «церковниками». Но я сейчас хотела сказать несколько о другом. Одна моя родственница перестала ходить в храм, после того как узнала, что священник ведет себя недостойно. Как убедить ее, что мы приходим в Церковь не к священнику, а ко Христу? Значит, успех проповеди заключается не в том, чтобы всем все хорошо объяснить о Христе и о Его Церкви? В. Голубева, г. Сергиев Посад Если человек ищет истину, а не что-то другое, если он на самом деле стремится ко Христу, ничто на свете не может соблазнить его. Хотя эта проблема, как известно, возникла не сегодня. Еще апостол Павел предупреждал: «Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2, 24). Мне рассказывали, как после войны, когда начали открываться храмы, один епископ, прошедший сталинские концлагеря, говорил недавно рукоположенным пастырям: «Священник, позаботься прежде о себе». Мы помним слова Спасителя: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 22—23). Апостол Павел говорит: «Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9, 27). Все христиане, а тем более священники, призваны вдохновить других любовью к Богу и ревностью к богоугождению, так что эти другие в свою очередь могли бы зажечь еще большее число тех, кто как будто еще далек от Бога, а они распространяли бы пламя на своих ближних. Какой духовный запас должны мы иметь! И какая страшная ответственность ложится на священников, когда они охладевают! И (не хочется даже об этом думать) какое страшное преступление — подавать плохой пример.

http://moral.ru/dom05_2014/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — май 2016 г. 01.05.2016 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Что такое вера? Что такое вера? Вера — это доверие, доверчивость? Но кому? «Блаженны невидевшие и уверовавшие», — сказано в Евангелии. Ясно, что эта заповедь блаженства не относится к Фоме, потому что он видел воскресшего Господа. Не завидуем ли мы порой апостолам? Не хотим ли порой, как Фома, получивший этот дар, коснуться ран Христовых? Не завидуем ли порой тем, кто сподобился благодати, как преподобный Сергий, преподобный Серафим, преподобный Силуан, увидеть Господа? Почему мы не видим Его? «Блаженны невидевшие и уверовавшие». Не мечтали ли мы быть свидетелями мироточения чудотворных икон? И.Б. Ананьев, г. Москва Мы ищем знамений, как иудеи во время земной жизни Христа. «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 16, 4). Христос говорит о Своем воскресении. И сегодня мы хотели бы, чтобы Бог приходил к нам время от времени, хотя бы на мгновение, чтобы Он оживил нашу меркнущую веру. «Господи, если бы Ты пришел ко мне, мне кажется, я мог бы стать святым. Я, может быть, ушел в монастырь. До этого, Ты же знаешь, мне трудно направить свою жизнь в смутную неизвестность». Мы, по существу, верим только своим глазам. Видимое влечет нас к себе так, что мы забываем о невидимом. Нам трудно даже помыслить, что существует что-то, кроме того, что мы видим. Как знакомо это состояние: «Господи, Ты знаешь, как трудно, когда мы опускаем в землю гроб с телом дорогого нам человека, верить, что он будет жить всегда по ту сторону смерти. Как тяжело сознавать, как миллиарды человеческих существ жили когда-то на нашей планете, и природа не оставила ни малейшего следа после них. Многие из умерших имеют, так сказать, антизнамения: смерть младенца или разбившегося на машине молодого многочадного священника для нас соблазн. Господи, как тяжело нам переносить Твое молчание — особенно в молитве. Бывают дни, когда я молюсь от всего сердца, иногда подолгу, и ничего не чувствую. Где Ты, Всесильный — Тот, Кто мог бы одним мгновенным взглядом дать нам утешение? Я не прошу ни о чем великом, а только о том, чтобы ощутить Твое присутствие рядом, хотя бы на мгновение».

http://moral.ru/dom_05_2016/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — май 2018 г. 05.05.2018 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " У иудеев в Ветхом Завете была заповедь о почитании субботнего дня: «Шесть дней делай дела твоя, седьмой — Господу твоему». Таким образом суббота была завершающим днем, днем покоя. В буквальном смысле — «неделя», ничего неделание. В идеальном смысле — покоем в Боге. А воскресенье у них был первым днем рабочей недели, как сейчас для большинства понедельник. Вопрос мой такой. У нас, христиан, воскресенье тоже называется «неделей». К сожалению, многие воспринимают это суеверно — мол, нельзя в этот день ни стирать, ни делать никаких дел по дому, забывая при этом, что этот день должен быть посвящен прежде всего Богу — посещению храма, делам добра и милосердия. Получается, что такие христиане ничем не отличаются от тех иудеев, которые мелочно чтут свою субботу и не видят главного? Все ли христиане знают, что первым днем недели называется воскресенье, а не понедельник? О. Вахрушев, г. Ижевск Это совершилось в первый день недели, потому что речь идет о новой эре. Время Воскресения находится в новой неделе, «после субботы». Это «первый день», который, как сказано в Евангелии, «начинается». «Сей день, егоже сотвори Господь». Об этом дне Господнем возвещает все Писание. Какой смысл придаем мы воскресным дням? Не склоняемся ли мы в самом деле все более к тому, чтобы превратить седьмой день в субботу? В день покоя, вернее, говоря по-современному, в день отдыха, после того как закончилась трудовая неделя? В этом смысле первым днем недели становится понедельник. Но для первых христиан День Пасхи всегда был первым днем недели, праздником праздников и поклонением Богу — прежде чем они могли вступить в дни труда. Воскресный день начинает неделю и присутствует во всех последующих днях недели. Суббота была завершением того, что прошло, — седьмым днем. Воскресение открывает будущее — первый день. Неделя, начатая Воскресением Христовым, будет длиться до скончания века, как сказано в Евангелии от Матфея (Мф. 28, 20). Это время Господне в течение всей истории, когда воскресший Христос идет навстречу всем ищущим смысл их жизни после смерти.

http://moral.ru/dom_05_2018/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — май 2019 г. 01.05.2019 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " В книге Деяний рассказывается о некоем Гамалииле, уважаемом народом, имеющим страх Божий. Он предложил отпустить взятых под стражу за проповедь о Христе воскресшем апостолов: «Если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не сможете разрушить его. Берегитесь, чтобы вам не оказаться богопротивниками» (Деян. 5, 38—39). Не есть ли это слепое доверие Промыслу Божию? А.С. Мельников, г. Тверь Промысл Божий — это любовь Бога к роду человеческому. Чтобы обрести такое доверие, надо приобщиться, насколько возможно, любви Божией. Посмотрите, как с самого начала Церковь Христова выходит из рамок иудаизма. После убийства первомученика архидиакона Стефана начинаются гонения на христиан. Но Господь обратил это зло на благо. Господь распространил Церковь Христову среди языческого мира. Если бы враги Церкви думали, что бы такое сделать, чтобы распространить Церковь Христову, они не могли бы придумать ничего лучше, как начать гонения, говорит святой Иоанн Златоуст. Так Промысл Божий всегда рассыпает козни врага. Так рассыпался гитлеровский фашизм, который, казалось, покорил уже всю Европу. Мы не сомневаемся, что этому содействовали не только подвиг наших воинов, жизнь свою на поле брани положивших, но в значительной степени молитвы новых мучеников и исповедников Церкви Русской. И то же произошло с коммунистической идеологией, распространившейся уже почти по всему миру. Дух благодати действует непрерывно. И наша верность должна быть тем больше, чем больше испытаний нам дается. Особенно во время отступничества. Мы должны услышать голос Церкви, обращенной к нам, когда торжествует беззаконие, и сами мы не в силах ему противостоять: «Время действовать Господу; разориша закон твой, сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия» (Пс. 118). Уважаемый отец Александр! Вы когда-то написали книгу «Православная монархия и новый мировой порядок». Тема, которую Вы в ней затрагиваете всегда актуальна и с течением времени будет все более актуальной. Как могли бы Вы обозначить связь одного понятия с другим?

http://moral.ru/dom-05-2019/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — май 2020 г. 02.05.2020 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Почему после Пасхи, среди Недель пасхального ликования есть одна под названием «о расслабленном»? Разве верующие уже духовно не воскресли со Христом? Или благодати Воскресения хватило нам ненадолго? И еще вопрос. Почему исцеление расслабленного и другие исцеления были совершены в день субботний? Получается, что Господь намеренно искушал иудеев, свято соблюдающих покой субботы? И что значит обращение Спасителя к расслабленному: «Хочешь ли исцелиться»? Разве непонятно, что каждый человек хочет быть здоровым? И еще хочу спросить Вас: не кажется ли Вам, что ситуация с расслабленным сугубым образом относится к христианам нашего времени? Д.И. Торопов, г. Химки В Неделю о расслабленном мы слышим об исцелении человека в день субботний. В этом заключен глубокий смысл. Мы существуем, потому что созданы Богом. И это значит, мы призываемся Им к жизни каждое мгновение. Не мы выбрали жизнь, Отец Небесный избрал нас — каждого единственным избранием. Мы избраны Его любовью, и эта Его любовь «доныне делает» (Ин. 5, 17), пока Бог не упокоится в нас, как сказано в книге Бытия (Быт. 2, 2). Но есть другой зов, который совершает чудо нашего сотворения. Мы слышим в Евангелии этот зов: «Хочешь ли исцелиться?» Мы свободны в ответе — это наш свободный выбор, выбор ответной любви. Бог создал нас без нас, но Он спасает нас с нами . Мы должны ответить так, чтобы воскреснуть со Христом. И этот ответ — наша вера. Мы не должны думать, что вера сводится только к произнесению богословских формул, которые мы принимаем нашим умом. Через исповедание слов Символа веры мы должны достигать Самого Бога. Вот что означает ответ расслабленного. Вот что означает жить верой — это прежде всего обратиться к Богу всем нашим сердцем, в то время как мы обращены к земле и будучи расслабленными ползем по ней. Столь существенно для нашей жизни обратиться от себя к Нему, к Тому, Кто нас видит, Кто ищет нас, Кто идет к нам без конца.

http://moral.ru/dom-05-2020/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — март 2011 г. 20.03.2013 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Что такое «последнее время»? Тождественно ли это понятие тому, о чем говорит Апокалипсис? Валерий Титов, Владимирская область Апокалипсис значит Откровение. Откровение чего? Можно сказать, будущего и в особенности последних времен. «Последние времена»? Мы говорим о полноте времен. Но Писание говорит одновременно о настоящем и о будущем. Для Нового Завета эти времена — последние. «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6, 2). «Дети, последнее время», — говорит апостол Иоанн Богослов. Апостол Павел в Послании к Галатам говорит о рождении Христа, когда пришла «полнота времен» (Гал. 4, 6). Со времени прихода Христа в мир наступило «последнее время». Другого Завета не будет. Вот почему Апокалипсис открывает нам не столько события, сколько смысл того, что мы переживаем. На поверхности современности мы видим, как «восстают царства на царства» — в политической, этнической, межнациональной борьбе. Согласно Писанию, человек находится в неразрывном единении с природой: «знамения на небе», вулканические извержения (исландский пепел), наводнения (ураган «Катрина» и цунами в Таиланде, а когда-то был и всемирный потоп), засухи, предваряющие голод, нарушение порядка во временах года — все это составная часть духовного состояния человечества. Его жизни и смерти. Первые стихи книги Бытия и Евангелие от Иоанна, которое мы слышим среди Пасхи, представляют творение мира и его новое начало в противостоянии света и тьмы. Это противостояние совершается за поверхностью событий, которые мы переживаем — того, чем мы живем, того, чем живут все люди. Сокрытый смысл истории — духовное сражение, в котором раскрывается ценность человечества и победа над попытками уничтожить человеческое в человеке. Апокалипсис — это не столько хронологически обозначенные вехи истории, сколько предпоследние испытания человеческой свободы. Но все определяет измерение будущего. История движется к определенной цели — к победе света над нашей тьмой. Это и есть Второе Пришествие Сына Человеческого. Можно обозначить его как победу человеческого над всеми проявлениями бесчеловечности. Рождение человека в полноте своего человечества есть завершение творения человека, и оно означает победу Божию над нашим злом. Этот оптимизм именуется надеждой, трудной надеждой, потому что мы живем, изо дня в день погружаясь в ужасы, столь ярко и образно показанные в Апокалипсисе. Евангельский оптимизм обращен к полноте человеческой истории. Но также и к судьбе каждого из нас в нашем противостоянии тьме — сейчас и в час нашей смерти. Конец времен — это начало вечности, начало жизни с Богом, пришедшем в мир.

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — март 2013 г. 21.03.2013 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Снова наступает Великий пост — время спасительного покаяния. Но Господь говорит и о праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Кто эти праведники? И почему те, кто кается в своих грехах, больше тех, кто грехов не совершал? Не согрешишь — не покаешься? Разве справедлив такой суд? Разве не вызовет он смущение и даже протест у тех, кто изо всех сил старался все соблюдать? С. Белозеров, г. Курск Ваше недоумение очень знакомо. При подготовке к Великому посту и в течение поста Церковь предлагает нам великие евангельские притчи о милосердии Божием. Мытари и грешники приходят ко Христу послушать Его. Фарисеи и книжники — в ярости. Это явный соблазн: Он принимает грешников и нечистых и ест с ними! Господь отвечает им притчами, объясняющими, что это значит. Первая из этих притч — о заблудшей овце. Перед нами — образ грешника, идущего стропотными путями греха. Он подобен потерявшейся овце. Он потерян для Бога, потерян для своего стада, потерян для себя. Он не знает, где он, и бесцельно бредет, непрестанно подвергая себя опасности нападения хищных зверей. Он исполнен страхов и лишен пастырской заботы. Он не знает, где зеленая пажить, и не может найти обратный путь к своему стаду. Но Бог Небес заботится о грешниках. Особенная Его забота — об этой заблудшей овце. И хотя у Него сто овец, Он не хочет потерять эту одну. Он идет за ней и не жалеет никаких трудов, пока не найдет ее. Бог следует за уходящим от Него грешником и не покидает его, пока тот не поймет, что надо возвращаться назад. Хотя Бог находит его выбившимся из сил и неспособным идти домой, Он не оставляет его погибнуть, но берет к Себе на плечи и с великой нежностью несет к Своему стаду. Мы знаем это изображение Великого Пастыря в древних катакомбах. Те, кого Господь несет на Своих раменах, никогда не погибнут. Тайна Господа — тайна обретения. Ради этого Он пришел — найти то, что потеряно.

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — март 2015 г. 02.03.2015 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном». Слыша эти Христовы слова, я думаю с удивлением: Христос заповедует Своим последователям две вещи — сотворить и научить. У учителей и отцов Церкви было то и другое — святая жизнь и просвещение. Но я не знаю многого. Я не изучал богословия. Я не могу проповедовать. Что же будет со мной и с такими, как я? Допустим, мы творим — но мы же не учим! Следовательно, не будем приняты в Царство Небесное. Д.М. Аксенов, г. Саратов На это недоумение можно ответить кратко. Когда Христос говорит, что Его верные ученики должны не только жить по-христиански, но и учить других, это не означает, что все верующие должны изучать богословие и быть способными проповедовать о чудесах Христовых с амвонов храмов. Такой труд — для немногих получивших от Господа дар проповедания. На этих проповедниках лежит великая ответственность, и они должны быть очень внимательны к своей жизни. Если они не живут согласно тому, чему учат, они окажутся лицемерами, теми, к кому относится приговор Господа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» (Мф. 23, 13). Кроме церковной проповеди с амвона есть иной род проповеди. Это — простое учительство. Это те немногие слова о Христе, которые самые некнижные христиане могут произнести. Это те немногие слова, которые исходят из сердца глубоко верующего во Христа и соединяющего Писание с каждодневной жизнью. Эти немногие слова могут сильно действовать на других людей. На тех, кто живет в грехе и обмане, но обретая веру во Христа, начинают меняться — не благодаря чьему-то красноречию, но благодаря простым словам, которые они услышали от смиренного верующего. Мы помним из жития преподобного Серафима Саровского, как приехал к нему из любопытства в обитель прославленный генерал и после продолжительной беседы вышел от него, рыдая, как ребенок, оставив в келье преподобного все свои ордена. Какие простые слова сказал ему святой, которые, как меч, рассекли его и проникли «до разделения души и духа, составов и мозгов», как говорит апостол (Евр. 4, 12)?

http://moral.ru/dom_03_2015/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — март 2016 г. 04.03.2016 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Вопрос, который я хочу задать Вам, несомненно, камень преткновения для большинства людей, не решающихся принять христианство. Это вопрос о любви к врагам. Сам по себе он содержит очевидное противоречие: как можно любить того, кто тебе ненавистен? Но главная трудность заключается в невозможности исполнить эту заповедь. Или я должен закрыть глаза на то, что реально существует, и забыть, что этот человек — мой враг? И еще вопрос. В главной христианской молитве «Отче наш» есть слова «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Как можем мы сделать то, что явно превосходит наши силы? В таком случае, как можем мы надеяться на прощение Бога? Л. Д. Харитонова, г. Пенза Нам, христианам, дана заповедь ? любить врагов наших ? не потому что я забываю, что этот человек ? мой враг. Но любя его ? того, кто остается моим врагом, ? я свидетельствую ему, что Бог любит его, и это может привести его к глубоким внутренним переменам: «И вы будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45). Не об этом ли молимся мы непрестанно в молитве «Отче наш»: «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим». Обратим внимание на это «как»! Речь не идет о том, чтобы умолять Бога соизмерять Его прощение с нашим, потому что тогда возможность быть прощенными для нас страшно бы ограничилась. Речь идет о том, чтобы мы приобщались тому безмерному прощению, даруемому нам Богом, в наших отношениях с людьми, где наше прощение по отношению к Божественному прощению, которым мы пользуемся, смехотворно мало. Но надо, чтобы мы приняли этот дар прощения, который предлагает нам Бог. Это и называется покаянием. Вся жизнь христианина определяется даром Христова прощения. Начиная с крещения, которое совершается во оставление грехов. Кто-нибудь с насмешкой скажет: «Как хорошо вы устроились, православные. Согрешили ? покаялись, и тут же получили прощение. И снова можно продолжать грешить». Будем помнить, что самые благородные истины, самые великие тайны могут быть искажены диаволом.

http://moral.ru/dom_03_2016/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010