Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — июль 2015 г. 01.07.2015 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Известно распространенное мнение об этой встрече Спасителя в доме Марфы и Марии. Считается, что Марфа представляет собой образ мирян — тех, кто исполняет земное служение, далекое от Господа. А Мария — образ созерцательных душ, которые избрали лучшую часть и посвятили свою жизнь существенному, проводя ее в созерцании и молитве, оставляя первым заботиться об их пропитании. Есть два рода христиан, говорят нам, — настоящие, чистые, те, кто превыше всех земных забот, и прочие — смешивающиеся с жизнью мира, с делами века сего. И если кто и не решается идти до такого разделения, по крайней мере, различают две части или, вернее, два уровня в жизни каждого христианина: священную часть, посвященную молитве и религиозным делам, и часть профанную, связанную с жизнью семьи, с работой, с общественными обязанностями. Не кажется ли Вам, дорогой отец Александр, что это рассуждение несколько прямолинейно и упрощенно? Неужели большинство христиан заранее лишены «благой части»? А. Дегтярева, г. Рыбинск Постараемся глубже проникнуть в этот евангельский эпизод, представленный в виде притчи. Он как икона присутствует в Церкви почти во все богородичные праздники. Господа принимают две женщины. Евангелие придает этой встрече особое значение. Две женщины встречают Господа. Это Марфа, которая принимает Его у себя, в своем доме. Поэтому она обнаруживает себя столь деятельной: она хозяйка, она проявляет инициативу. Ее сестра Мария — вероятно, младшая сестра — пользуется возможностью общения с Господом. Как ученик садится она у ног Учителя, Который наставляет ее. Ситуация абсолютно немыслимая для того времени среди иудеев. Женщина — ученица высшей мудрости! Марфа, напротив, в точности исполняет ту роль, которая предназначена для женщины: кухонная плита, хлопоты по дому, она — вне общественных дел. Но кого же она принимает? Господа, говорит нам Евангелие. И это именование имеет особый богословский смысл. Благодаря слушанию Его Слова Марией, Гость именуется Господом — таким будет исповедание Его в Церкви после Пасхи. А Евангелие от Марка уточняет теперь, что Господь — на пути в Иерусалим, где Он будет взят от мира.

http://moral.ru/dom_07_2015/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — июль 2017 г. 01.07.2017 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Как понимать слова Спасителя, сказанные апостолам, а значит и всей Церкви до конца времен: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе»? В. Антонов, г. Серпухов Чтобы понимать эти слова, надо помнить всегда о том, как постигают святые первоверховные апостолы самое главное, что есть на свете. Апостолу Петру открывается Христос как явление Отца, как Сын Бога Живаго. Но это дар Духа Святого, а не то, что апостол Петр постиг своим сердцем и умом. И апостол Павел был гонителем Церкви Христовой, но Бог открыл ему, что Иисус есть Христос, Мессия. Этот дар дается нам всем в Церкви Христовой. Дух Святой зовет, собирает, просвещает и освящает всю Церковь на земле и хранит ее с Отцом и Божественным Сыном. Христос обещает Петру, что Он созиждет Церковь Свою. И внутри этой Церкви Бог будет знаем верными Ему людьми. Его святая воля управляет небом и землей, и она будет узнаваема теми, кто ищет исполнить ее. Вот что значат слова Спасителя, что Церкви будут даны ключи Царства Небесного. Все что связано на земле, будет связано на небесах. И все что разрешено на земле, будет разрешено на небесах. Это, разумеется, не означает, что Церкви будет дана такая власть, которой она могла бы манипулировать как угодно. Мы помним, как Христос обличал книжников и фарисеев за то, что они взяли ключи разумения тайн Божиих, однако сами не входят в Царство, и другим не дают войти. Разве может Церковь открыть для кого-то небеса пред лицом явного Божия отвержения? И, конечно же, не для того эти слова сказаны Господом, чтобы устрашить людей, объявив им, что если Церковь так пожелает, то может и не простить какие-то особенные грехи, какое бы человек не приносил покаяние. И это не означает также, что Церковь имеет такую власть, что может назвать добром то, что Бог называет злом, и наоборот. Нет, напротив. Это означает, что Бог и Его Церковь неразделимы.

http://moral.ru/dom_07_2017/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — июль 2020 г. 01.07.2020 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " До сих пор продолжаются споры о подлинности царских останков, часть которых находится в Петропавловском Соборе Санкт-Петербурга. Нам известно, что некоторое время назад возобновила работу новая следственная комиссия. К какому выводу она пришла? Что Вы думаете по этому поводу? Н.И. Сергеев, г. Екатеринбург Останки, несомненно, подлинные. Между прочим, в каком-то смысле, я лично могу это подтвердить. Так сложилось, что я познакомился с Гелием Трофимовичем Рябовым в 1989 году. Ко мне привел его главный редактор известного в свое время эмигрантского журнала «Континент». Рябов посвятил меня в тайну царских останков. Он был писатель, по профессии криминалист. Консультант по печати и кино при министре внутренних дел Н.А. Щелокове, Рябов был автором популярного телесериала «Рожденные революцией» и «любимым милицейским писателем». Начало поисков царских останков — 1976 год. В те годы повышенный интерес к гибели Романовых вызывал подозрение властей. Но Щелоков покровительствовал Рябову. Щелоков сам втайне почитал царскую семью. Об этом свидетельствует его дочь. По письму Щелокова Рябов получил в Свердловске план-карту города и его окрестностей и допуск к секретным архивам, в частности, к знаменитой записке одного из главных убийц царя — Юровского. Обо всем этом есть книга и фильм самого Рябова «Как это было». Поиски останков требовали огромного труда. Как вспоминает дочь Щелокова Ирина: «Гелий сошел с ума! Он привез череп Николая II в Москву и просит провести экспертизу… Он плохо понимает, что делает. Если об этом узнают — ему головы не сносить». Действительно, его работа была связана с огромным риском. Неслучайно власти стерли с лица земли дом Ипатьева, чтобы не осталось никакого следа о царе-мученике. О каких амбициях, каком выставлении себя могла идти речь, когда советская власть нерушимо и прочно утверждала свою силу, и как говорил тогда Генри Киссенджер, «она будет так же прочно стоять не менее века». Какому безумцу могло придти тогда в голову идти наперекор всему с явным риском для жизни? В этом свете обвинение Рябова в том, что его публикация в журнале «Родина» о царских останках — провокация с намерением совершить подлог — более чем несостоятельна.

http://moral.ru/dom-07-2020/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — июнь 2012 г. 21.03.2013 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " В Евангелии сказано: «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его» (Мф. 18, 15). Что же будет, если так все начнут обличать друг друга? Во что превратится Церковь? Где же любовь? С. Ларьков, г. Пенза В этом Евангелии речь идет о грехах, которые подвергают опасности жизнь Церкви (церковного прихода) — во вполне конкретном смысле ее внутреннего существования или в ее свидетельстве перед миром. Более всего поражает, что Господь посылает одного брата к другому брату: «Пойди и обличи его между тобой и им одним». Это звучит как абсолютное противопоставление словам Каина Богу после убийства им своего брата Авеля: «Разве я сторож брату моему?» (Быт. 4, 9). «Да, — отвечает Господь, — Я дал вас друг другу, и вы должны сторожить друг друга. Я ваш Пастырь, но крещение делает каждого из вас пастырем ваших братьев. У каждого из вас есть великий долг по отношению к другим, вы ответственны за благо каждого и благо всех». Господь говорил уже это пророку Иезекиилю: «Я поставил тебя стражем дому Израилеву» (Иезек. 33, 7). Слишком часто в наших христианских приходах и в наших семьях (а также в наших общественных отношениях) мы не осмеливаемся совершить этот спасительный поступок. Требуется определенное мужество, чтобы пойти к своему брату, к своему сослужителю и выговорить ему. Не потому ли, что мы сами не свободны от вины и боимся, как бы и нас не выставили в неприглядном свете? Надо по-настоящему любить, надо сильно любить, чтобы обрести это мужество. Мы часто прячем то, что следовало бы назвать трусостью, под благородной видимостью — не причинить зла другому, не вызвать смуту в приходе, спасти любой ценой мир и единство. Любить ребенка, взрослеющего сына или дочь означает иметь мужество сказать им в лицо то, в чем они должны быть обличены. Это может быть единственной возможностью помочь им. После возрастающего братского вразумления — «если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 13, 1), — после всего этого ситуация приходит к фатальному исходу: «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь».

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — июнь 2013 г. 29.06.2013 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Сегодня в православных изданиях, и особенно в интернете, появляется немало публикаций с попыткой осмыслить нашу историю с христианских позиций. Можно заметить две крайности в оценке событий минувшего и того, что ждет нас впереди. Неудивительно, что преобладают мрачные тона — для этого достаточно оснований. Но настораживает и поверхностный оптимизм слишком уверенно говорящих, что «любящим Бога все содействует ко благу». Вы часто напоминаете слова святых отцов о том, что самое главное в духовной жизни и в богословии — «чувство равновесия». В чем это равновесие и как обрести его? А. И. Васин, г. Тула В своих беседах с апостолами Господь говорит в Евангелии о катастрофах, о гонениях, о последних испытаниях и о том, что только после этого придет день Сына Человеческого. И Он заповедует Своим ученикам различать знамения времен и бодрствовать. Кризис истории может рождать страх. Но конец мира — это все-таки радость, на которую может опираться надежда. И наша жизнь, как говорил преподобный Амвросий Оптинский, вся между страхом и надеждой. Между страхом близких испытаний и радостью, уготованной избранным Господа. Потому мы должны исполняться доверия Промыслу Божию и бодрствовать. Будущее — ни розового, ни серого цвета. Тем, кто видит только закрытый тучами мрачный горизонт, Господь возвещает о дне света. Тем, кто купается в легкой эйфории, Он напоминает о трудностях сегодняшнего времени и необходимости отвержения всякого зла. Как для Самого Господа, так и для каждого из нас Крестные Страдания и Воскресение неотделимы друг от друга. Христос говорит в Евангелии: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья». «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах». Известно, как любят цитировать эти слова разного рода сектанты в своих нападках на нашу Церковь. Ведь у нас есть и «учителя Церкви» и «отцы Церкви». Да и вообще всех священников мы называем отцами. Не есть ли это в свете слов Христовых некая гордыня и самовозвеличивание? Что значат слова Спасителя? И какой ответ следует давать нашим недоброжелателям?

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — июнь 2014 г. 12.06.2014 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " То, что я Вам пишу, вероятнее всего, не очень похоже на вопрос. Просто хочется поделиться. Когда со мной случилось большая и непоправимая беда, я, чтобы не впасть в отчаяние, стала ходить по храмам, ища слов поддержки у батюшек. И многие из них мне помогали. Но настоящую помощь я получила от одного старого священника, который, выслушав меня, ничего не сказал, а только посмотрел на меня долгим и внимательным взглядом и благословил. На следующий день я почувствовала в себе внезапную перемену. Мне стало легко, будто я обрела смысл произошедшего со мной. Я поняла, почему говорят, что христианская печаль должна быть срастворена с радостью. Т.И. Захарова, г. Курск В великих скорбях только Бог может утешить. Вот почему молитва бывает больше всяких слов утешения. Почему по церковному уставу за богослужением мы слышим главным образом пение? И. Ломтева, г. Калуга Церковь издревле поет, потому что от избытка сердца так произносят ее уста святые слова. Церковь поет, потому что Сам Христос, вступая в победное сражение со смертью, воспев, пошел со Своими учениками на гору Елеонскую (Мк. 14, 26). Потому что, как свидетельствует книга Деяний, Павел и Сила, находясь в узах, воспевали Бога, и совершилось чудо (Деян. 16, 25). Точно так же преподобномученица великая княгиня Елисавета, сброшенная озверевшими палачами в алапаевскую шахту, пела Херувимскую песнь. Священномученик Владимир, митрополит Киевский, ведомый на казнь, пел стихиру Великой Субботы «Благообразный Иосиф». А московские священники, когда их везли на грузовиках на расстрел, пели: «Христос воскресе из мертвых». В мире, который сегодня не поет (потому что очень редко можно назвать пением то, что они поют), Церковь поет. Церковь поет, потому что только говорение слов не может удовлетворить ее желание молиться и благодарить Бога. И каждый христианин, если только он истинно молится за богослужением, поет, хотя другие не слышат этого, не только с хором, но с ангелами и святыми.

http://moral.ru/dom06_2014/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — июнь 2015 г. 05.06.2015 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Дорогой отец Александр! В недавно вышедшей Вашей книге «Культура и антикультура» немало ярких рассуждений и примеров о нравственной и духовной деградации современного мира. Но самое ужасное — это попытки совершить подмены в христианской Церкви. Мы ужасаемся легализации усыновления детей гомосексуалистами в какой-нибудь Франции, несмотря на массовые протесты. За этим явно присутствие самого диавола. А диавол может быть побежден только силой Божией. Не потому ли враг рода человеческого старается проникнуть в Церковь, чтобы исказить учение Христово, лишить христиан их главного оружия? И все это делается якобы в целях «миссионерства» — в стремлении представить христианство более понятным современному человеку. Не по этой ли причине, как пишите Вы, «в «Обязательных основах», одобренных французским епископатом, рекомендуется исключить всякую ссылку на космические чудеса — утишение бури, умножение хлебов, а также упоминание об ангелах, о бесноватых, о сатане, о вечном огне»? Верим, что наше православие никогда не дойдет до такого отступничества. Вот сегодня у нас за литургией читали Евангелие об исцелении двух бесноватых и о том, как люди этой страны просили Христа отойти подальше от их пределов. Если евангельская история о бесноватых — только образ, миф, то что такое реальное отвержение Христа в сегодняшнем мире? Анатолий Зыченков, г. Москва Исцеление двух бесноватых, о котором мы слышим в Евангелии, — не миф. Князь мира сего знает это лучше нас, и особенно сегодня он использует все средства, чтобы мы забыли о нем, думая, что и он сам — миф. Во всяком случае, в нашей России мы знаем, что не два, а несравненно большее число бесноватых ходили среди нормальных людей и творили свои дела в ХХ веке, и еще большее число теперь — в XXI. И вот именно здесь Христос действует, спасая и исцеляя сердца многих безнадежно больных.

http://moral.ru/dom_06_2015/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — июнь 2016 г. 02.06.2016 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Вы часто повторяете, что во время коммунистических гонений наша Церковь прославилась не только не сравнимым ни с чем сонмом мучеников и исповедников, но и небывалым по массовости отступничеством. И среди отступников от Христа, увы, порой были и священники. Что значит стыдиться Христа в наше время, когда Церковь как будто внешне свободна? В. Беликов, г. Симферополь Апостол Павел пишет: «Верою святые побеждали царства». И вот перед нами в эти пасхальные дни евангельский пример этой побеждающей веры. На первый взгляд, не происходит ничего особенно потрясающего. Однако произошедшее заслуживает самого внимательного взгляда. Речь идет о самарянке. Чем она может быть нам интересна? Разумеется, прежде всего своей беседой со Христом, которая поистине неисчерпаема. Но обратимся сейчас непосредственно к цели евангельского повествования. Многие в селении обратились ко Христу. Евангелие уточняет: это произошло, с одной стороны, благодаря Его слову к ним, а с другой (прежде Его прихода в это селение), благодаря Его слову к ней. Чудесное уточнение! Оно не может не поражать. Самое удивительное — то, что эта женщина поверила в Него. Почему? Как объяснить — может быть, в этом есть нечто поучительное и для нас — обращение множества людей после простого свидетельства? Свидетельства женщины, которая сама только что обратилась к вере. Какая свежесть, какое изумление должно было быть в ее свидетельстве! Как она говорила о Господе! Если наша жизнь должна постоянно углубляться, значит, каждый день нашей жизни должен быть новым обращением к вере. Только так мы можем явить людям любовь Христову и нашу любовь ко Христу — не языком, как говорит апостол любви Иоанн Богослов, а делом. Эта любовь, как прорывающийся из земли живительный источник, напоминает о радости первых учеников, которые все оставили, не зная даже, где живет Христос. Все оставили, потому что Христос явился им с лицом самой жизни. «Се, творю все новое», — говорит в Откровении Господь (Откр. 21, 5). «Ныне начах, сие измена десницы Вышняго», — слышим мы в Церкви в эти святые дни.

http://moral.ru/dom_06_2016/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — июнь 2018 г. 02.06.2018 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» — так начинается Псалтирь. Эти слова — основа истинной христианской жизни, говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), размышляя о первом псалме. Что такое «совет нечестивых»? Наверняка, речь идет не только об идеологических и политических «советах». И что такое блаженство, самое великое счастье? Почему люди, все желая счастья, не находят его? Не потому ли, что ищут его не там? Но все оказывается гораздо сложнее. С чего начинается утрата нами «первой любви» (Откр. 2, 4) — того первого горения, с которым мы переступали порог храма? Я знаю много таких людей — они стараются не пропускать богослужения в воскресные и праздничные дни, соблюдают положенные посты и все установления церковные. Но все более чувствуется у них, страшно сказать, привычка к тому, к чему нельзя, невозможно привыкнуть — к святыне. Что говорить о других? Я и сам замечаю порой, как борет и почти одолевает меня позорное и подлое уныние. И.С. Громов, г. Тюмень Поистине безошибочно определение псалма: жизнь мира, гоняющегося за счастьем, — как мякина, как «прах, возметаемый ветром». Христианин, научившийся по дару Христа любви Божией, и есть то «дерево, насажденное у вод», о котором говорит первый псалом. Сам Христос дает ему жизнь. Но если в христианине затихает любовь, если некая жухлость проникает в его душу, он тяжело заболевает, его жизнь — тоже как «прах, возметаемый ветром». Эта болезнь — теплохладность, которая мало-помалу опустошает жизнь, лишает ее любви и смысла, даже если внешне как будто ничего не меняется. Присутствие Христа становится все менее ощутимым и в душе, и в сердце вследствие утраты внимания и небрежения. Его можно еще видеть и слышать, но все менее и менее, и это создает в душе пустоту (от Бога), которую, может быть, можно заполнить чем-то другим — не от Бога, тем, что не может заполнить ее.

http://moral.ru/dom_06_2018/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — июнь 2019 г. 14.06.2019 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Что такое послушание? Почему говорят, что послушание выше поста и молитвы? Ведь Христос говорит, что род сей (темные силы зла) изгоняются только постом и молитвой. И мы знаем из житий святых, что постом и молитвой они совершали великие чудеса, даже воскрешали мертвых. С другой стороны, столько соблазнов возникает в Церкви из-за ложного послушания. Когда служат, по существу, не Богу, а человеку. Разве такое ложное послушание не хуже непослушания? А.И. Воробьева, г. Тула Речь идет о послушании во Христе. Тот же пост и молитва должны быть по послушанию Христу. Понять, что такое подлинное послушание, хоть в какой-то степени научиться ему можно только приобщаясь Христу, Его послушанию в великом и малом, существенном для нашего спасения и как будто второстепенном. Мы знаем о Его крестном послушании Богу Отцу даже до смерти. Но Сын Божий смирил Себя даже до послушания людям в самых малых каждодневных делах. Его Пречистая Матерь говорила Ему делать то и это, и Он был послушен Ей, потому что Он — один из нас. Он делал все совершенно, потому что Он — совершенен. И Он делал это как Бог, потому что никогда не переставал быть Богом. Все виды послушания Господа переходят в Церковь. И Он исполняет их, всегда имея в виду Церковь. Если наша вера ослабевает, присутствие тайны Его послушания становится почти невидимой. Это Божественное послушание Христос даровал Церкви. Славою Своего послушания и Своей любви Он постоянно хранит Церковь. И несмотря на все это, тот, кто принял Господа в свое сердце, может совершать тяжкие грехи, тот, кто получил послушание бодрствовать над благом Церкви, может оказаться неверным, тот, кто должен возвещать слово Божие во имя Отца и Сына и Святого Духа, может сам быть постоянно преградой для приходящих к Церкви и смешивать свое слово со словом Божиим. Так что лик Церкви без конца затуманивается, загрязняется, делается неузнаваемым, искаженным грехом. Это есть непослушание относительно того, что Христос положил в основание единения Церкви с Богом.

http://moral.ru/dom-06-2019/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010