Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — апрель 2012 г. 21.03.2013 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Чем объяснить, что евангельские рассказы о встрече с воскресшим Христом столь различны? Елена Чистякова, г. Боровск Святой Григорий Двоеслов говорит, что Христос «явился Своим ученикам внешне и телесно, поскольку Он был внутри их». Они говорили о Нем, они любили Его, и они сомневались. И Он явился им внешне, но они не узнали Его, потому что сомневались. В этом замечании святителя Григория — удивительная глубина. Оно объясняет нам тайну откровения во всем Священном Писании и во всей человеческой истории. Бог является людям, когда Он — внутри их. Явление воскресшего Христа — призыв к вере. Господь не является в новой жизни. Он не является как зрелище, как то, что можно видеть, не участвуя в этом. Эти Его явления — призыв к вере. Вот почему они отражают состояние души тех, кто является их свидетелями. Неудивительно, что рассказы учеников о встречах с Ним не сходятся, — именно потому, что они передают чувства сомнения, страха, ужаса и радости каждого — по мере возрастания его узнавания Христа в нем. Ученики Эммауса видят Его как незнакомого Путника. Мария Магдалина увидит Его как садовника. Ученики, собравшиеся в горнице за дверями затворенными, будут думать, что они видят дух. И при последнем явлении, о котором повествует Евангелие от Иоанна, на берегу Галилейского озера, они не сразу узнают Господа в Том, Кто будет звать их с берега, — пока не будет чудесного улова рыб. Он является нам всегда, когда Он внутри нас. Вот почему Он может принять вид незнакомого Путника, вот почему Его черты могут изменяться, как это часто было в Ветхом Завете, для взора человека, недостаточно очищенного, чтобы истинно воспринимать Бога. Кроме того, этот закон Откровения, который так глубоко выражает святой Григорий Двоеслов: «Он явился им вовне, потому что Он был внутри их» — определяет, может быть, порядок всякого познания. Каждый видит мир своим взглядом, каждый видит других своими глазами. И мир и другие люди предстают ему в соответствии с особенностями его взгляда. Они являются ему вовне такими, какими они внутри его.

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — апрель 2013 г. 02.04.2013 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Вы часто пишете, что фарисейство — главный враг нашей веры. То, как оно проявилось по отношению ко Христу, будет проявляться и по отношению к Церкви. И чем дальше, тем острее обнаруживаться внутри самой Церкви. Все человечество заражено этой болезнью. Но как оно может исцелиться от нее? На что может надеяться человек, если его отношение к высшим ценностям, и к Самому Богу, исполнено самоутверждения и неправды? А.И. Голубкина, г. Курск Всякий грех, тем более ложь и лицемерие, врачуется только подлинной верой в Иисуса Христа, единственного Врача душ и телес наших, единственного Спасителя всех людей. И жизнью по вере. Это означает, прежде всего, наше участие в том, чем живет Церковь. Возьмите, например, Великий пост, который существует для того, чтобы подготовить нас к вхождению в Страстную Седмицу. Страстная седмица — это испытание, насколько подлинна наша вера. Все ее подробности имеют значение. Для Господа, для Церкви и для каждого из нас. Мы видим, что кабалистические интриги фарисеев против Господа нарастают. Эти состязания в красноречии, которым посвящают свою жизнь раввины, со всеми их хитросплетениями, могут показаться кому-то абракадаброй. Но нам они напоминают, что Страсти Христовы начинаются задолго до Его взятия под стражу. Он должен все чаще скрываться, уходить от опасности. Он едва избегает побиения камнями за исповедание Себя Сыном Божиим. Он предельно измотан еще до суда над Ним. Какой была Его молитва в эти дни, в восхождении ко Кресту, о любви к врагам, о безусловном прощении? Мы не думаем об этом, но таковыми были уже теперь распинающие Его испытания Страстных дней. Господа пытаются уловить ложной верой. Она заключается в том, чтобы Господь отказался от истины, переворачивающей то, что было общепринятым. Врагам надо навести мрак там, где должен быть свет — ясное сознание и чистая совесть. Все средства хороши — только бы не быть искренними: все окольные пути, любые увертки, любые софизмы. Добрая вера, напротив, характеризуется открытостью ума, благожелательным расположением к истине и правде, даже если они нам мешают. Фарисеи ожесточаются в своем ослеплении, а мытари и грешники веруют во Христа.

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — апрель 2015 г. 06.04.2015 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Может ли быть священник без работы? В годы гонений, когда закрывались храмы, таких было сколько угодно. А мои знакомые написали мне про одного очень благочестивого православного священника, которого на Украине лишили служения «за его симпатию к москалям». Да что там Украина! Я знаю у нас одного священника, который провинился чем-то сильно перед церковным начальством, и его отправили за штат. Что же ему теперь делать? О.Н. Гунина, г. Калуга Говорят: «этот священник без места». Он запрещен — неизвестно, за дело или не за дело. Бывает, что и не за дело. Известно, что иеромонах Сампсон (Сиверс) был чудовищно оклеветан и запрещен в служении. «Если бы не благодать Божия, — писал он, — то можно сойти с ума». Но настоящие пастыри не будут никогда без работы. Разве не сказал Христос: «Жатвы много, а делателей мало. Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою»? Это относится ко всем временам, особенно к нашим. Последний настоятель нашего храма святителя Николая в Пыжах (до его закрытия в 30-е годы прошлого века) архимандрит Гавриил (Игошкин) был насильно лишен служения и отправлен в тюрьму. Очевидцы рассказывают, что уголовники, совершившие до этого тяжкие преступления, благодаря отцу Гавриилу с покаянием обращались к вере, и камера, в которой он находился, по выражению одного заключенного, стала скорее походить на монастырь. Мы знаем, что многие пастыри нашей Церкви прошли путь такого пастырского служения. И многие своей смертью засвидетельствовали перед другими истину благовестия Христова. Смерть? Но «кровь мучеников — семя Церкви». И молитва христианина за убивающих его открывает небо для безбожников и для гонителей. Подобно тому как молитва первомученика архидиакона Стефана открыла небо Савлу, будущему первоверховному апостолу Павлу. Такая же сила была у молитвы преподобномученицы великой княгини Елизаветы, когда озверевшие палачи сбросили ее в Алапаевскую шахту. Несомненный факт: молитвами новых мучеников и исповедников Российских открылась жизнь во Христе многим молодым людям, родители которых были не в состоянии дать им веру.

http://moral.ru/dom_04_2015/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — апрель 2017 г. 31.03.2017 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Как уразуметь тайну святого причастия? Почему даже лучшие из христиан — я не говорю о большинстве и тем более о тех, кто явно причащается в суд и во осуждение, «не рассуждая о Теле и Крови Господних», — соединившись в искренней вере с Самим Богом, снова спотыкаются, нередко повторяют грехи, в которых они перед причастием каялись? В.И. Аристархова, г. Калуга В течение Великого поста мы причащаемся чаще, чем обычно. И всякий раз, будь то воскресная литургия святого Василия Великого или литургия Преждеосвященных Даров в среду и в пятницу, — мы должны молитвенно восходить к истоку, к первой Литургии, совершенной Самим Господом на земле, — к Тайной Вечери. Тайная Вечеря — одно из самых таинственных событий истории. Евангелия от Матфея, от Марка и от Луки дополняет Евангелие от Иоанна. Все самые малые, но значительные подробности должны быть соединены вместе. Атмосфера радости, печали, изумления переполняют Сионскую горницу. Нас не могут не поражать глубины ужаса учеников при возвещении о предстоящем предательстве их любимого Учителя. Священный трепет, когда Христос переворачивает значение Пасхи и возвещает Новый Завет. Страшное переживание невообразимого Причастия, которое, может быть, самое сокровенное общение с Богом в их жизни. Ради будущих поколений они должны описать последнюю сокровенную встречу с Ним — новыми нетленными словами. Через несколько часов память об этом событии будет запятнана оставлением Его, их обещания верности до смерти станут ложью во мраке Гефсимании. Эта страшная правда должна быть услышана нами среди Божественного сияния Тайной Вечери, страшная боль среди радости праздника. Каждый из нас может узнать себя в Петре и в его отречении в какое-то время своей жизни. В моменты духовного утешения мы даем обещание Богу с мужеством, которое рождается нашей всецелой устремленностью к Богу. Ослепленные верой в свои силы, мы не видим Христа, скорбно взирающего на нас. Никто из нас не может предсказать, как он будет вести себя в час, когда его поставят к стенке.

http://moral.ru/dom_04_2017/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — апрель 2019 г. 01.04.2019 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Я знаю, что существуют церковные каноны, отлучающие от причастия — порой на много лет — за грубые смертные грехи. Ну, допустим, грубых смертных грехов у меня нет. Но когда — особенно ночью среди бессонницы — я вспоминаю свою жизнь, то меня охватывает просто ужас. Вы помните стихи Пушкина, где-то уже цитированные Вами: «И с отвращением, читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю»? Это про меня. Тяжких смертных грехов как будто нет, но и ничего нет. Кажется, у апостола Павла сказано: «Кто недостойно причащается Святых Христовых Таин, тот в суд себе яст и пиет». Меня не надо разубеждать в том, что виноградник, который мне при крещении вверил Господь, оказался абсолютно невозделанным. Что мне делать? Как могу я причащаться не на словах, а на самом деле сознавая себя совершенно недостойным? И как могу не причащаться, зная слова преподобного Серафима Саровского: «Кто причащается, спасен будет, а если нет — не думаю»? Ю.Л. Каширин, г. Калуга У апостола Павла дано уточняющее объяснение недостоинства, препятствующего причащению. Он говорит о тех, кто, не рассуждая, приступает к таинству. В этом все дело. Что значит «не рассуждая»? За Божественной литургией мы стоим как поистине ничего не имеющие. Мы не сможем пройти через узкую дверь Царства Божия, не оставив наш багаж. Мы можем принять этот дар жизни, когда освободимся от ненужной тяжести. Благодать, предлагаемая нам, может быть принята только руками, в которых нет ничего, только если мы поистине нищие. От беспросветного уныния мы можем перейти к радостному изумлению, узнавая, что виноградник, который был вверен нам, — не то и не это, даже не мы сами, а Он Сам — Господь наш Иисус Христос. «Наконец, — говорит Христос, — послал он к ним своего сына». Христос знает, докуда идет это «наконец» — до Его смерти, которая Его любовью уничтожит смерть. И Сам Он ничего не возьмет для Себя. Он отдаст все — и Свое дыхание, и Свою Кровь, и Свое Тело. То, что мы переживаем за Божественной литургией, — это дело Божие, Бога Отца и Его Сына, и Святого Духа, Совершителя невозможного, и «сие есть дивно во очесех наших».

http://moral.ru/dom-04-2019/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — декабрь 2015 г. 01.12.2015 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Почему Церковь прежде всего прославляет мучеников? Ведь бывает, что мученичество — только краткое мгновение, даже если очень страшное: например, расстрел. А жизнь бывает бесконечно мучительна, и требуется порой несравненно большее мужество. Почему Господь сподобляет одних как будто более легкого исхода и увенчивает их вечной славой? На память приходят стихи поэта: «Легкой жизни я просил у Бога, легкой смерти надо бы просить». Хотя, конечно, язык не поворачивается назвать такую смерть легкой. А другие — мучаются всю жизнь, и еще неизвестно, спасутся они или нет. З.А. Тихомирова, г. Челябинск Суды Божии поистине таинственны и для нас непостижимы. Святые отцы говорят, что Господь призывает к вечности душу человека в самый лучший для нее час. Есть рассказ об одном подвижнике, как душа его после смерти начала проходить мытарства и уже предстала перед судом, как внезапно раздался голос: «Не готов!» И он был возвращен к земной жизни, чтобы приготовиться к последнему исходу более глубоким покаянием. Смерть всегда — кульминационный пункт, завершение всего. Она означает, что человек навсегда, навеки останется перед этой предельностью Славы и Любви, которая есть реальная возможность всецелой отдачи себя Богу. Не части себя, а всего себя. Есть только одна святость — и преподобные, и мученики должны следовать ей: «Отдай кровь и приими Дух». Но невинно убиенные за Христа — святые мученики — сразу и в полноте приобщаются тайне страдания и смерти Спасителя. Вот почему несовершенный человек более нуждается в мужестве жить, чтобы следовать путем постепенного совершенства, нежели внезапно стать мучеником. Ибо достижение совершенства требует немало времени. Решающий момент жизни — смерть. Все истинно христианское должно исходить из этого. Как мог апостол Петр в час испытания сказать о Христе: «Я не знаю этого Человека», после того как «не плоть и кровь, а Отец, Сущий на небесах», открыл ему «этого Человека» как Сына Божия? Как после этого он мог продолжать жить? И почему Христос, несомненно предвидя это его падение, сказал ему: «Отныне будешь ловить человеков»?

http://moral.ru/dom_12_2015/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — декабрь 2016 г. 01.12.2016 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Время жить молитвой Как Христос мог сказать: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14, 12)? Неужели такое может быть? Разве простой человек может быть больше Бога? Игорь Воронин, г. Омск Речь здесь идет не просто о географическом расширении Христовых дел через благовестие Церкви. Хотя в течение земной жизни Спасителя Его служение было ограничено одной Палестиной. За этими словами Господа стоит более глубокий смысл. Он говорит, что Его сила, исходящая от Отца в Духе Святом, явится в Церкви после Его Воскресения и Пятидесятницы так, как она не была явлена во время Его служения в Палестине. В мире будут действовать Его ученики. Они совершат великие дела — мы знаем множество дивных чудотворцев: от апостолов до святителя Николая с его «неисчерпаемым чудес морем», и, далее, близких к нашему времени святых, таких как преподобный Сергий Радонежский и Серафим Саровский, царь-мученик Николай и святитель Иоанн Шанхайский или преподобный Паисий Святогорец. Но это Христос будет действовать в них, ибо без Него они не могут делать ничего (Ин. 15, 5). И оттого что Христос восходит ко Отцу, сила Его Воскресения и благодать Духа Святого явится новым плодоносным даром в сердцах всех верующих в Него. Как лучше приготовиться к празднику Рождества Христова? В. Адаксина, г. Севастополь В мире декабрь — холод и мрак, когда все короче становятся дни, а ночи, кажется, заполняют почти все. «Самое великое испытание, — говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), — когда человек, глядя с ужасом на происходящее, спрашивает себя в смятении: да и есть ли Бог?» Время Рождественского поста — ожидание Того, Кто приходит, чтобы быть «Богом с нами». Оно требует приготовления. «С нами Бог» — эта тайна открывается в Рождестве Христовом и в Богоявлении. Чтобы приобщиться этой тайне, надо быть в Церкви, участвовать в ее главных богослужениях, в ее восхождении к невероятному — Бог стал человеком! Он стал человеком, чтобы взять на себя все, что есть в нашей судьбе даже до смерти. Но с нашей стороны требуется участие во всем, что Бог совершает с нами. Разумеется, необходимо также каждодневное — более полное и более глубокое, чем обычно, — слушание Слова, ставшего плотию.

http://moral.ru/dom_12_2016/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — декабрь 2019 г. 02.12.2019 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " В Евангелии от Иоанна рассказывается о чудесной ловле рыб апостолом Петром и другими апостолами после Воскресения Христова на озере Тивериадском. И названо число пойманных рыб: 153. Почему названо это число? И что оно значит? Христиане не последователи Пифагора, который обращал сугубое внимание на мистику чисел. И мы не суеверны. Я слышал от кого-то, что в Англии при нумерации домов пропускают число 13. Но все-таки числа имеют какое-то таинственное значение, если Апокалипсис называет число 666 как печать зверя. И мы помним, как у нас в Церкви недавно даже в некоторых монастырях были искушения и соблазны в связи с этим числом. Что Вы думаете о числе 153? И вообще таинственном значении чисел? Ведь у Бога нет ничего случайного. И. Г. Коньков, г. Белоусово Воскресший Христос является Своим ученикам на озере Тивериадском. Всю ночь они напрасно трудились в ловле рыб, и Господь повелевает им забросить сеть по правую сторону лодки. Совершается великий улов, и называется число пойманных рыб: сто пятьдесят три. Каким зрением, не считая, сразу видят ученики число этих рыб? Почему названо это число? Конечно, у апостола Иоанна Богослова все исполнено большего значения, чем простой земной конкретный план. Шестой час у него — час полуденного зноя, когда Господь изнемогает от жажды у колодца Иакова, и шестой час — это когда Господь был распят. Не внешним рассуждением, а благодатным видением всего, что совершается в мире, определяют святые отцы значение этого числа сто пятьдесят три. Святой Кирилл Александрийский говорит, что это число состоит из трех чисел: сто и пятьдесят и три, где сто — та полнота верующих в Церкви, которые уловлены из язычников. А пятьдесят — это уверовавшие из числа иудеев. Недаром, говорит он, в Евангелии Господь называет сто как полноту жизни. О ста овцах говорит Евангелие, когда Господь оставляет девяносто девять, чтобы найти одну заблудшую. И в притче о сеятеле мы слышим о полноте жатвы, которая измеряется числом сто. А число три, говорит святитель Кирилл, есть Пресвятая Троица, освящающая все и приводящая всех ко спасению.

http://moral.ru/dom-12-2019/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — декабрь 2020 г. 01.12.2020 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Апостол Павел говорит про Церковь, что она свята и непорочна — «не имущая скверны или порока, или нечто от таковых» (Еф. 5, 27). А преподобный Ефрем Сирин пишет: «Вся Церковь есть Церковь кающихся и Церковь погибающих». Как разрешить это противоречие? И.Ф. Ткаченко, г. Нижний Новгород Противоречия нет. Церкви принадлежат не только Божия Матерь и святые, но и все мы, грешные. Принятие Духа Святого Божией Матерью рождает в Ней молитву благодарения не только за Себя, но за всех людей всех времен с самого начала творения, не исключая Адама и Еву. Божия Матерь не забывает, что несмотря на тайну, окружающую Ее и раскрывающуюся в Ней, Она — вторая Ева, новое творение, в котором Бог являет силу Своей благодати. Бог дает Ей Свою благодать, но не так, как давал Еве, потому что Сын Божий, рождающийся от Нее, хочет принести жертву Своей жизни среди нас и Своей смерти за людей. Она — часть Божественного замысла Искупления. Она искупленная Богом, избранная от всех родов, но Ей оставлена свобода, Она остается Сама Собой, хотя благодать охватывает Ее так, что Она становится Материю Сына Божия, ставшего человеком, и благодать сопутствует Ей и, значит, всей Церкви. Но Церковь не забудет о первой Еве. Она будет состоять из грешников, и нередко на ее лице можно будет читать проявление греха, уныния, неверности. Но всегда будет присутствовать в ней лик Пречистой, Пренепорочной Матери и Девы. Если Церковь приемлет дар быть Невестой Христовой, значит, она отдает отчет в том, что она должна быть Небесной, что она призвана быть там, где Христос, ее молитвы, устремленные к небу, возвращаются на землю, принося свой плод. Это не значит, что у Церкви два лица, но она одновременно небесная и земная. Ее молитвы отсюда — на небе, но произносимы ее земным голосом, они — о людях, с которыми Сын Божий жил на земле. Даром Христа ей открывается то, что происходит на небе.

http://moral.ru/dom-12-2020/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — июль 2010 г. 20.03.2013 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Хочу спросить Вас, чем в духовном плане опасен так называемый плюрализм — эта, можно сказать, основополагающая ценность сегодняшнего мира? Что плохого, если «расцветают все цветы» не только в искусстве, политике, но и в религии? Е. Шадрина, г. Москва Кроме «цветов добра» есть «цветы зла», как пророчески, можно сказать, обозначил будущее мира французский поэт Бодлер. А Ницше о том же самом явлении сказал: «красота зла». Самая большая опасность такого плюрализма — «оправдание зла» (а не «оправдание добра», как у Владимира Соловьева), утверждение равенства добра и зла, то есть уничтожение жизни. Перед лицом зла, живущем в человеке или угрожающем ему совне, как можем мы сохранить дарованное нам Богом? Посмотрите на духовный путь, пройденный человечеством в течение всей его истории. Израиль, богоизбранный народ, должен был преодолеть искушение политеизма, чтобы осознать силу зла, действующую в мире. Твердое исповедание веры в Единого Бога — плод долгой духовной борьбы, которая приводит нас к порогу Нового Завета — к тому, что открывает среди Пасхи Евангелие от Иоанна: «Бога не видел никто никогда», но Христос, «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). Главная секулярная фундаментальная ценность демократи­ческого мировоззрения Запада, опреде­ляющего эталоны всех ценностей в России сегодня — это и есть принцип политического и идеологического плюрализма, идеологической терпимости, который даже не вникает в сущность идеологии, — принцип, отрицающий, по сути, абсолютные истины. Нет господствующей идеологии, есть много идеологий, каждая из которых — отчасти истинна. Нет одной истины, есть много относительных частных истин. Внесенный в религиозное сознание, этот принцип элементарно приводит к мысли, что не иначе обстоит дело и в религии, отсюда и возникает идеология религиозного универсализма, который, спекулируя на мысли, что в каждой религии есть естественное откровение, есть отблески Божественного света, делает чрезмерный акцент на том, что именно в этом, а не обличении лжи вне христианства, особенно в наше время, когда зло достигает уже последнего предела, — заключается наша задача, как христиан, братьев всех людей на земле.

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010