Значение слова жид, и главное - насколько оно обидно для человека с другого берега Евфрата? Протоиерей Олег Стеняев, ответы на ваши вопросы. 23.08.2013 14:29:11 Кульков Сергей Андреевич Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом. Радио «Радонеж» в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. После некоторого перерыва как обычно по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. И сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. У нас уже есть вопросы, которые мы получили письменно. Первый вопрос: как разговаривать с неправославными людьми, о Боге? -Прежде всего, нужно понять, что каждый человек по-своему понимает те или иные слова. Точнее- разные группы людей понимают те или иные слова по-своему. Вот если вы обратите внимание на проповедь евангелия так, как она осуществлялась святыми апостолами, так, как она записана в Новом Завете, то мы видим целый ряд таких моментов, когда апостолы не говорят все сразу. Например. в день Пятидесятницы, когда Дух святой сошел на апостолов, и апостол Петр проповедовал, он не говорил о святой Троице, он не говорил о том, что Иисус Христос есть Бог, но он сослался на Пятикнижие Моисея, которое для иудеев и прозелитов иудаизма являлось авторитетным свидетельством. И там было пророчество в книге Второзакония, где Моисей говорит, что другого пророка воздвигнет Господь подобно мне, и его слушайтесь. И вот Петр приводит эти слова, то- есть делает эту ссылку. Что интересно, архидьякон Стефан тоже проповедует через некоторое время. Он тоже ссылается на Второзаконие, на этот текст, где Моисей говорит, что иного пророка воздвигнет Господь, и его слушайтесь. Святые отцы обращают на это внимание. И они говорят: если бы апостолы сразу говорили о Троице, Божестве Иисуса Христа- то на этом их проповедь бы окончилась. Они идут от Писаний, от того, что авторитетно и, собственно говоря, понятно для иудеев. Также блаженный Феофилакт задается вопросом, почему евангелия как бы умалчивают о Деве Марии, почти ничего не говорят. Потому, отвечает блаженный Феофилакт, что не все могли услышать эту тайну. Ибо эту тайну можно созерцать только верующим сердцем. И если неверующим говорили бы о существовании Иисуса Христа, то, возможно, они неадекватно реагировали бы на это. И поэтому в Писании сказано: не мечите бисер перед свиньями. И еще в Писании сказано, что не всем надо проповедовать. Господь говорил: в какой город придете, узнаете, кто достоин. И идите к этим людям, и им говорите.

http://radonezh.ru/text/znachenie-slova-...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Церковь и современность. Вопросы и ответы. 309 вопросов, заданных игумену Петру (Мещеринову), разбитые на следующие блоки: Общие вопросы о христианстве Об исламе, католичестве и протестантизме О вере, о христианском пути Православие, патриотизм и монархия Христианство и творчество. Светская культура О прерывании беременности (аборты) О посте  О священниках О крещении О миропомазании Об исповеди О причастии, о Литургии (Евхаристии) О священстве О таинстве брака, венчании, отношениях между мужчиной и женщиной О таинстве Елеосвящения (Соборования) Церковь и современность. Вопросы и ответы. Петр (Мещеринов) Оглавление Общие вопросы о христианстве  Об исламе, католичестве и протестантизме  О вере, о христианском пути  Православие, патриотизм и монархия  Христианство и творчество. Светская культура  О прерывании беременности (аборты)  О посте  О священниках  О крещении  О миропомазании  Об исповеди  О причастии, о Литургии (Евхаристии)  О священстве  О таинстве брака, венчании, отношениях между мужчиной и женщиной  О таинстве Елеосвящения (Соборования)   Общие вопросы о христианстве 1.Ради чего существует человек? Зачем Богу нужно было создавать людей, если, согласно Библии, у Него уже были ангелы? Зачем Богу вообще потребовалось создавать этот мир? 2. Почему следует верить в Троицу, если в Библии делается только намек на то, что Бог Триедин – в Евангелии от Иоанна, а в остальных книгах Библии говорится, что Бог един, является Духовной личностью, а Иисус Христос – Его Сын. Святой Дух же упоминается только как Действующая Сила Бога, Его Бог посылает для исполнения своей Святой воли. Термин " Троица " в Библии не встречается, тем более там нет ни слова о том, что следует прославлять Троицу! Откуда в христианстве появилось учение о Троице и каким образом оно обосновано на богодухновенных писаниях библейских пророков? 3. Чем объяснить падение ангела Люцифера? Как случилось, что в окружении Бога оказалось возможным зарождение семени греха (гордости)?  Почему злу было позволено проникнуть в мир?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=181...

прот. Вячеслав Марченков Предисловие В послании Поместного Собора Русской Православной Церкви 1990 года сказано, что одной из ответственных сфер приходской деятельности является организация религиозного образования. «Мы обязаны сделать всё, что в наших силах, дабы привить детям, юношеству и взрослым, лишённым религиозного воспитания, добрые начала, укоренить их в верности нашей христианской позиции». Данная книга – это попытка дать путеводную нить к церковному мировоспитанию и мышлению. Что такое вера? Только ли материя существует в мире? Можно ли доказать, что Бог есть? Почему существует зло? Это одновременно и вопросы, которые встают перед сознанием каждого мыслящего человека, и названия глав настоящей книги. Христианство даёт ответы на такие вопросы. Знал их и благочестивый русский народ, всегда живший в Православии. Однако житейские бури, пронёсшиеся над нашей страной в XX веке, смешали добро и зло, правду и ложь, праведность и злочестие. Десятилетиями многие из нас не слышали Слова Божия и теперь, не зная ничего о вере, Церкви, о Христе, вновь ищут ответы на вечные вопросы бытия. От других книг подобной тематики эта книга отличается тем, что она не ставит искусственно вопросы, а затем отвечает на них, а следует за психологией современного восприятия. Что такое Церковь ? Кто такие епископы, священники, диаконы? Почему существуют разные христианские конфессии? Возможно ли христианство вне Церкви? Эти вопросы встают перед нами уже тогда, когда мы, движимые жаждой познать Бога, впервые входим в храм. Попытку разобраться в этих вопросах вы найдёте в одноимённых главах данной книги. Секулярное сознание внесло в нашу жизнь новую терминологию. Многие богословские и церковные выражения сегодня бывают непонятны и требуется их объяснение. Язык данной книги доступен и прост. В ней читатель найдёт не только краткий словарь церковных терминов и объяснение трудно понимаемых нынешним человеком выражений, но также дана попытка по-новому осмыслить некоторые богословские понятия. Например, что такое церковные таинства. В жизни Церкви понятие «тайна» выражает гораздо больше, чем в обычной жизни. Соединение внешнего действия с актом веры становится в глубоком смысле знаком приобщения к жизни со Христом. Самые важные знаки единства с Иисусом Христом и называются таинствами. Возможно, такие объяснения помогут читателю правильно и углублённо понять таинства, богослужение и церковные праздники, которым посвящены отдельные главы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Разделы портала «Азбука веры» Уже долгое время меня терзают вопросы о РПЦЗ в Национал-Социалистической Германии (1933–1945 гг.) и, вообще, о религиозной составляющей Национал-Социалистической идеалогии. Не думаю, что грехом является исследование фактов, скрываемыемых от нас официально дабы ввести в заблуждение, поэтому решаюсь задать мои вопросы здесь. Недавно я узнала совершенно поразительную вещь! Оказывается в 1938 году в столице Третьего Рейха Гитлеровское правительство возвело Воскресенский собор —  Кафедральный собор Берлинской и Германской епархии Русской Православной Церкви! И это лишь один из многочисленных примеров “гонений” на христиан. На оккупированных советских территориях “немецко-фашистские захватчики” открывали храмы, уничтожали атеистические музеи… Многие русские священники открыто высказывали одобрение действиям Адольфа Гитлера (например, архиепископ Иоанн Шаховской) . Православные белоэмигранты сражались в рядах Вермахта и СС. Даже Свастика представляет из себя Гамматический Крест, столь часто использовавшийся в раннем Христианстве. К слову, этот символ был горячо любим Святой Великомученицей Императрицей Александрой и даже изображен ею на стене Ипатьевского дома. Теперь Свастика находится под запретом. Это ли не есть ересь Крестоборчества, хула на Честной Крест? Так почему же Церковь сегодня изображает Национал-Социалистическую Германию, как языческую страну? Почему отказывается от слов своих священников, если факты свидетельствуют об обратном. Да хранит вас Бог! Вопрос закрыт для новых ответов. Похожие вопросы 4 Ответа Если Вас терзают вопросы, постарайтесь найти на  них достоверные ответы. Прочитайте две добросовестные книги питерского историка М.В. Шкаровского: Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935–1945 годов Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь Думаю, после них Вы узнаете немало новых фактов, а также по-новому оцените деятельность некоторых иерархов РПЦЗ — как поддержавших Гитлера, так и противостоявших ему.

http://azbyka.ru/vopros/byla-li-nacional...

Вопросы ученика (Павла Тамбовцева) и ответы старца. Представляемые при сем вопросы ученика и ответы старца суть келейные записки одного из учеников о.Леонида, Павла Петровича Тамбовцева. Он был уроженец Курской губернии, города Белгорода, сын богатого купца. Воспитание получил весьма недостаточное по своим природным способностям, но образовал сам себя прилежным чтением Свящ. Писания, отеческих книг, а более всего советами и старческими увещаниями о.Леонида, занимаясь при нем перепискою книг св. отцов, и временно, по диктовке старца, пиша ответы к многочисленным его духовным детям. На все свои недоумения испрашивал он разрешения у старца, и о.Леонид отвечал на них с ясностию и опытностию, отличавшими его пред всеми; а сия опытность была плод бесчисленных скорбей им претерпенных, наблюдательности, чрезвычайной памяти, сохранявшей все читанное и слышанное. Приходящих к нему не изгонял он, по словеси Христову; а ученикам своим объяснял сокровенные тайны Премудрости Божией. Павел Тамбовцев был один из пламенных и ревностных воспитанников его, ловивший капли благодати от уст старца, сохранявший их в горячем своем сердце и передававший их своим языком несколько восторженно; но иначе объясняться он не мог, по восторженному настроению, своего ума. Кратка была жизнь этого юноши, которую окончил он на 26 году (4 августа 1835 г.), если не в победе над всем страстями, по крайней мере в борьбе с ними, низложенный на смертный одр величайшим для него бедствием. Отец его, которого он уважал чрезмерно, сделался самоубийцею. Для верующих христиан что могло быть страшнее мысли, что погибла навсегда душа, ближайшая к нему? Это помышление, повсюду преследуя юного страдальца, было выше его сил. Сначала он впал в меланхолию от борения духа, потом огнь душевный воспламенил внутренность, и горячка прервала дни его. Кроме предлагаемого сна (см. ниже), который был предвестием его страданий, замечательно еще его видение. В скиту Оптиной пустыни, по чиноположению, денно и нощно отправляется чтение Псалтири в поминовение усопших и о здравии благотворителей. Павел читал в церкви полунощную чреду, и когда начал поминать усопших и творить обычные поклоны, - видит собственное свое подобие в конце правого клироса. Он долго смотрел на это явление; наконец решился подойти к клиросу, и лишь только дошел до него, видение исчезло, а его объял страх. Павел вышел из церкви, запер ее, пошел к старцу, и разбудив его, передал ему виденное. О.Леонид успокоил его и послал дочитывать свой час.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/136/...

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА Расстройство финансов во время тринадцатилетней войны. – Выпуск медных денег. – Их упадок в цене. – Воровские деньги. – Московский бунт 1662 года. – Отмена медных денег. – Ссора царя с патриархом: причины ее. – Враги Никона. – Раскол: его причины. – Исправление книг при патриархе Иосифе. – Единогласное пение и проповедь: восстание против этих нововведений. – Исправление книг при Никоне. – Сопротивление прежних исправителей. – Мысль об антихристе. – Монах Капитон. – Сопротивление соловецких монахов исправленным книгам. – Челобитная царю на Никона. – Окончательный разрыв его с царем. – Удаление в Воскресенский монастырь. – Успокоение Никона. – Раздражение возобновляется. – Невозможность выбрать нового патриарха вследствие требований Никона. – Пребывание Никона, в Крестном монастыре. – Собор 1660 года. – Протест Славеницкого. – Дело об отраве. – Бабарыкинское дело. – Письмо Никона к царю по этому случаю. – Паисий Лигарид. – Его старание помирить Никона с царем. – Вопросы Стрешнева и ответы на них Лигарида. – Возражение Никона на эти вопросы и ответы. – Донос Бабарыкина на Никона. – Поездка князя Одоевского и Лигарида с товарищами в Воскресенский монастырь по этому случаю. – Отправление монаха Мелетия на Восток с вопросами к патриархам относительно поведения Никона. – Волнения между константинопольскими греками. – Патриархи дают ответы, осуждающие Никона. – Приезд Афанасия иконийского в Москву. – Затруднительное положение царя. – Он вторично отправляет Мелетия звать патриархов на собор в Москву. – Грамота патриарха Нектария иерусалимского в пользу Никона. – Сытинское дело. – Письмо Никона к царю с целью отвратить собор. – Внезапный приезд Никона в Москву и Зюзинское дело. – Грамоты Никона к восточным патриархам перехвачены. – Приезд патриархов александрийского и антиохийского. – Суд. – Осуждение. – Ссылка Никона в Ферапонтов монастырь. – Жизнь его там и сношения с царем. Два первые года тринадцатилетней войны были самым счастливым, самым блистательным временем в царствовании Алексея Михайловича, хотя и они омрачены были моровым поветрием.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — август 2013 г. 05.08.2013 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " «Будьте совершенны, — говорит в Евангелии Христос, — как Отец Мой Небесный совершен». Возможно ли в принципе, и как возможно достичь такого совершенства? Лично в себе такого совершенства я близко не вижу. Вернее сказать, чем больше стараюсь, тем больше понимаю, что я бесконечно далека от него. Антонина Анисимова, г. Липецк Мы должны помнить для этого другое слово Господа: «Верный в малом и во многом верен» (Лк. 16, 10). Желая делать что-то великое, мы должны начать с малого. Стремитесь обрести совершенство и не унывайте, что вы не достигаете его. Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет в своем дневнике, что он грешит каждый день. И мы будем грешить до конца нашей жизни. Молитва на сон грядущим, где мы приносим исповедание своих грехов, произносится нами в первый день нашего сознательного пребывания в Церкви и в последний день. Точно так же, как молитва перед Чашей Христовой: «От них же, грешников, я первый» — при первом и последнем нашем причастии. Она составлена святым Иоанном Златоустом, повторяющим слова апостола Павла. Всегда будет в нас какая-то червоточина гордости, обидчивости, других греховных недугов. То, что имеет цену в очах Божиих, — не наше мнимое совершенство. А наше несовершенство, наши недостатки, которые подвигают нас к покаянию, к смирению, к терпению, к кротости, к любви. Нашим благоволением — нашей доброй волей — мы должны идти к Богу. И мы должны быть уверены, что угождаем Богу, когда от всего сердца стремимся угодить Ему, и употребляем для этого все средства. Поэтому будем исполняться доверия нашему Господу. Исполняться мужества следовать за Ним, идти до конца путями, которыми ведет нас Его любовь. Тем, кто живет так, Он дает время от времени узнать, что небо присутствует уже здесь на земле.   Дорогой отец Александр! Меня очень порадовало обновление сайта вашего Общественного Комитета «За нравственное возрождение Отечества» (moral.ru). Хорошо, что помимо прежних праздничных и каждодневных проповедей, богословских статей с анализом духовного распада сегодняшнего мира, теперь регулярно появляется информация о наиболее ярких конкретных проявлениях этого распада. Многие примеры столь впечатляющи, что даже не требуется никаких комментариев. Поистине «близ, при дверех». Мой приятель, которому я рассказал о переменах на вашем сайте, со мной не согласился. «Зачем эта мерзость рядом с проповедями о свете Христовом?» «Подлинные благодатные слова могут звучать как “Верую”, которое мы поем за Божественной литургией, — сказал он. — Сразу все становится на свои места, тьма исчезает. Мы побеждаем только любовью. И только светом можем привлечь растерянных, измученных небывалым доселе злом людей ко Христу». Вроде бы убедительно?

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — август 2014 г. 02.08.2014 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Как обрести настоящую веру? В Евангелии Господь постоянно упрекает в «маловерии» приходящих к Нему за помощью. И попутно второй вопрос — об исцелении евангельского расслабленного. Что значит пройти ко Христу «через крышу», когда есть дверь? Ведь Сам Христос называет Себя «дверью». И в связи со всем сказанным еще вопрос: какого ориентира должны мы держаться в христианской вере? И. В. Глазкова, г. Сергиев Посад В Евангелии есть не только «маловерные». Некоторые из них засвидетельствовали столь великое доверие ко Господу, что Он услышал их. О таких людях в Евангелии сказано: «Иисус, видя веру их». Речь идет об исцелении расслабленного благодаря заботе его близких. Это те, кто, как сказано, действительно проник через крышу в дом, чтобы принести своего больного друга к Спасителю. Что они сделали? Они, если можно так выразиться, взломали дверь дома, где находился Христос, Который из-за множества народа, толпящегося в дверях, был для них недоступен. Они прошли через крышу. Они использовали отчаянный способ, несколько безумный своей смелостью. И благодаря этому, они дали возможность своему другу приблизиться ко Христу. Это событие потрясает. На память приходят слова апостола Павла: «Мы безумны Христа ради». Или слова Спасителя: «Если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море». Быть верным, не означает ли это в некотором смысле дать место безумию в своей жизни? Чтобы взломать дверь, все двери — ради служения ближнему. Если мы посмотрим на жизнь святых, у немногих из них не найдется этой составляющей. Даже у тех из них, кто по видимости самые тихие, не имеющие ярких зрелищных событий в жизни, можно увидеть, что они превосходят меру. Их святость — не всегда в высоком апостольском служении, в образе чрезвычайного покаяния, как у преподобной Марии Египетской, в желании нести крест со Христом. Но всегда в пламенеющем заступничестве, в широте молитвы, в воззвании ко Господу за весь народ, как это было у пророка Моисея или у преподобного Силуана Афонского. Потому что для Бога нет ничего невозможного. Это обычное служение, общее для всех святых.

http://moral.ru/dom08_2014/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — август 2017 г. 02.08.2017 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Что такое Богородичное правило? Кто его должен соблюдать? Обязательно ли оно для всех верующих? Евгения Николаева, г. Тула В Церкви существует так называемое Богородичное правило. Нам дано неотступно обращаться к Божией Матери — к Той, Которая с самого начала окружает Своими молитвами Церковь и Которая сейчас возвеличена превыше всех святых и всех ангелов. Зимой и летом мы украшаем Ее иконы цветами, потому что подобает приносить Ей самое прекрасное, что есть на земле, и потому что любовь всегда находит новые возможности выразить себя. Ни одна наша молитва не остается без ответа. И в каждой нашей молитве — новое приглашение почтить Божию Матерь, Которая без конца избавляет нас от бед и зол и утешает новыми милостями. В день Богородичных праздников самые благочестивые из нас после службы в своем приходе спешат в храм, где престольный праздник, чтобы помолиться и приложиться к чудотворному образу. Опытные пастыри дают такой совет: хорошо навестить в честь праздника наших болящих, дать более щедрую, чем обычно, милостыню нищим, позаботиться об исполнении почти забытого нами обещания начать более внимательно исполнять наше молитвенное правило. Так естественным образом будут постепенно возрастать в нас более близкие отношения с Божией Материю, Которая есть наша духовная Мать. Все святые имели с Ней общение как с живой Личностью. В самом деле, смерть утратила всякую власть над Той, Которая встала живой душой и телом рядом с Богом Отцом, Его Сыном и Святым Духом. Как должен вести себя сын или дочь со своей земной матерью? Всегда — с любовью и доверием, и никогда — с холодным равнодушием. В наших отношениях с Небесной Материю всегда можно найти то, что выражало бы нашу сыновнюю любовь к Ней. Мы должны всегда, как впервые, с изумлением произносить Богородичные молитвы, которые веками произносились в Церкви. Будь это «Богородице, Дево, радуйся!» или «Ангел вопияше Благодатней», или хвалы Акафистного пения, вдохновлямые Ее Божественным Материнством. Или в Иисусовой молитве, которую мы завершаем словами: «Богородицею помилуй нас!» Или, согласно завету преподобного Серафима Саровского, посвящать вторую половину дня краткому молитвенному обращению к Божией Матери. Душа не устает произносить одни и те же слова молитвы, как любящие не устают повторять одни и те же слова любви. Или размышлять умом и сердцем при чтении Богородичной Псалтири, составленной святителем Димитрием Ростовским.

http://moral.ru/dom_08_2017/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — август 2020 г. 31.07.2020 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Я знаю одного человека, который на долгие месяцы удалялся в горы Кавказа для «духовной жизни». Он жил там в уединении, занимаясь Иисусовой молитвой. В разговорах с ним у меня создавалось впечатление, что он снисходительно, если не сказать высокомерно, относился к обыкновенным верующим, которые регулярно ходят в храм и участвуют в таинствах Церкви. Может быть, мое впечатление ошибочно, но во всяком случае он все время подчеркивал, что настоящая духовная жизнь возможна только в уединении, ссылаясь при этом на подвиги известных отцов-пустынников. И утверждал, что подлинная Церковь, хотя она и существует на земле, — «невидима». Между прочим, он говорил, что нельзя предвзято относиться к «подвижникам» других религий. М.И. Лютенков, г. Калуга Без видимой Церкви не было бы бесчисленного множества святых Христовых, а без помощи святых никто не может наследовать вечную жизнь. Так свидетельствует видимая и невидимая Церковь. Но без личной молитвы, очевидно, не может быть и молитвы церковной, уготовляющей встречу с Господом в сокровенной глубине нашего сердца. Мы должны регулярно причащаться Тела и Крови Христовых. Наша личная молитва должна исходить из церковного общения. Это тайна спасения. Существует искушение обойтись без этого, и самому совершать свое собственное спасение. Это может привести только к духовным иллюзиям. Духовная иллюзия для нас, живущих в миру, может быть также в жизни в полном одиночестве, чтобы лучше приготовиться к встрече лицом к Лицу с Господом в молитве. Надо питаться сокровищами Церкви, то есть ее богослужениями и ее таинствами. Существует очевидная опасность следовать поучениям отцов-пустынников об Иисусовой молитве, оторванным, вырванным из контекста, который называется православной Церковью, от ее учения и ее святых. От даров, которые она дает своим чадам. Это механистическая духовность, оторванная от Церкви, замкнутая на себе.

http://moral.ru/dom-07-2020-2/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010