В составе Собора русских святых Е. показана на иконах поморского извода в правой группе мучеников, блгв. князей и св. жен: в куколе, крайней справа после блгв. кн. Евдокии (Евфросинии) Московской - на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК); на образе 1814 г. письма Петра Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись с именем «с княгиня Елена игумени[я] Мос[ковская]» - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463); на иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. надпись не сохранилась (ГТГ - Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). Оплечный образ Е. также введен в верхний ряд св. жен в правой княжеской группе на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР), надпись: «п Елена мос(к).». Е. изображена на хромолитографии «Собор святых жен, просиявших в Русской земле» 2-й пол. XIX в. из ц. во имя ап. Иоанна Богослова подворья Леушинского мон-ря в С.-Петербурге (обретена в 2002 в дер. Дмитриево Череповецкого р-на Вологодской обл., на берегу Рыбинского водохранилища, возможно, происходит из Леушинского мон-ря, см.: Рус. жены-мироносицы: Обретение уникальной иконы//Леушино: Газ. 2004. 8(85). 25 апр. С. 1-2). К прославлению Е. в лике местночтимых Московских святых в 1998-1999 гг. худож. С. Мелкозёровым выполнен образ Е. в традиц. иконописной стилистике на золотом фоне - в рост, в островерхом куколе и с наперсным игуменским крестом, с раскрытой ладонью десницы и длинными четками в левой руке, на верхнем поле - поддерживаемый ангелами Смоленский образ Божией Матери (в наст. время в трапезном Успенском храме обители, см.: Моск. Богородице-Смоленский Новодевичий мон-рь: Альбом. М., 2004. С. 22). Аналогичный поясной образ того же автора участвовал в чине канонизации святой, существуют оплечные варианты, в т. ч. на ее надгробии (Там же. С. 6, 70, 80). Е. с наперсным крестом представлена в одном из медальонов росписи свода трапезной Горненского Казанского жен. мон-ря в сел. Айн-Карем близ Иерусалима (2006).

http://pravenc.ru/text/189739.html

Впрочем, снова заселить монастырь патриархии было некем. Греки держали там лишь небольшое число монахов для ведения хозяйства и обслуживания приходящих паломников. «Удивительный монастырь, а пуст весь, – писал в 1701 г. И. Лукьянов, – токмо два старца или три живут для ради службы и для богомольцев: водят по святым местам да деньги обирают». 853 История обители складывалась весьма драматично, она неоднократно подвергалась нападениям бедуинов и других разбойников, монастырские предания сохранили память об иноках-мучениках, павших от рук мусульман. 854 Серапион, посетивший монастырь в 1750 г., писал об огромном пятне крови посреди церкви. По его словам, «пред сим несколько лет, разбойники или варвары, всю братию в церкви избили, и теперь тое довольно знать, идеже варвары пролияша кровь их яко воду; теперь в нем (Крестном монастыре. – К.П.) мало братии, разве только на пять будет, а келий пустых в монастыре довольно имеется». 855 Греческие палестинские хроники и позже отмечали конфликты монастыря с мусульманскими жителями соседнего селения Айн Карем (Горняя): в апреле 1794 г. они ворвались в монастырь, убили игумена Иеремию и похитили 8 тыс. пиастров, в июле 1802 г. жители Горней, поссорившись с греками, срубили 43 маслины, принадлежавшие монастырю. 856 А.Н. Муравьев, посетивший в 1830 г. обитель Креста, писал: «Келий и трапез довольно, но теперь все пусто; там обитают только два монаха, и монастырь оживляется изредка поклонниками, наипаче из армян и грузин... монастырь сей был бы одним из самых великолепных в Палестине, если бы владеющие им ныне греки могли его поддерживать». 857 Постепенно монастырь клонился к упадку. К.М. Базили в 1840-х гг. застал там одного грузина-игумена. 858 Впрочем, во второй половине XIX в. Крестный монастырь снова играл заметную роль в Иерусалимском церкви: в его стенах действовала типография и богословское училище. Прочие палестинские обители: хроника агонии Не лучшую картину представлял собой и монастырь пророка Илии, лежавший на полпути между Иерусалимом и Вифлеемом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дом праведного Симеона Богоприимца, а позднее и гроб его находились на юго-западе от Иерусалима, в местности, называемой Катамон. Теперь здесь греческий монастырь. Главная его святыня – гроб святого Симеона. Из службы Сретения Господня Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром,/яко видеста очи мои спасение Твое,/еже еси уготовал пред лицем всех людей,/свет во откровение языков//и славу людей Твоих Израиля. Тропарь, глас 1 Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/из Тебе бо возсия солнце правды Христос Бог наш,/просвещаяй сущия во тьме./ Веселися и ты, старче праведный,/приемый во объятия Свободителя душ наших,//дарующего нам воскресение. Кондак, глас 1 Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим/и руце Симеоне благословивый,/якоже подобаше, предварив,/и ныне спасл еси нас, Христе Боже,/но умири во бранех жительство и укрепи люди,//ихже возлюбил еси, едине Человеколюбче. Тропарь святому праведному Симеону Богоприимцу, глас 4 Симеон старец днесь веселится,/восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога,/от уз плоти разрешитися прося/и вопия:/видеста очи мои//спасение Твое мирови. Кондак, глас 4 Старец днесь отрешитися/от юз моляшеся сего жития тленнаго,//Христа восприят на руце, Зиждителя и Господа. Горняя. Айн-Карем Русский Горненский монастырь Евангелие от Луки 1, 39–58 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. Участок в месте, связанном с Иоанном Крестителем, купил для Русской Духовной Миссии приснопамятный архимандрит Антонин (Капустин). Он построил небольшую церковь в византийском стиле – в честь Казанской иконы Божией Матери и основал монашескую общину. Горненский монастырь – первая русская обитель в Иерусалиме и сегодня – самый большой монастырь на Святой Земле. Недавно сооружен храм в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

По ходатайству архимандрита Антонина Святейший Синод указом от 5 августа 1883 года установил особый праздник – Целование Мариино, или Прихождение Божией Матери в Горний град Иудов. Празднование было определено совершать ежегодно через пять дней после Благовещения – 30 марта, если этот день не попадает на Страстную неделю. В ином случае оно переносится на четверг Светлой седмицы . Начинается праздник с того, что днем из Троицкого собора Русской духовной миссии перевозят в Айн-Карем к источнику Божией Матери икону Благовещения. Святыню сопровождают клирики миссии во главе с ее начальником. Прежде иконе Благовещения сопутствовали и монахини русского Вознесенского монастыря на Елеоне. К сожалению, эта благочестивая традиция, объединявшая насельниц двух русских обителей Святой Земли, прервалась после перехода в 1948 году Горненского монастыря в юрисдикцию Московской Патриархии, а Елеонского – Русской Зарубежной Церкви . С подписанием Акта о каноническом общении, а главное – с пополнением Елеонского монастыря новыми молодыми сестрами, возможно, она будет постепенно возрождена. Именно благодаря воссоединению двух ветвей некогда разделенной Русской Православной Церкви в 2008 году, например, впервые в новейшей истории Горненские торжества возглавил иерарх РПЦЗ – архиепископ Берлинский Марк. Навстречу иконе Благовещения из обители выходят монашествующие и паломники с букетами цветов в руках, которые несут старинную икону «Целование Божией Матери с праведной Елисаветой». При встрече у источника двух святынь перед ними соборно совершается молебен, а затем начинается крестный ход в монастырь, находящийся много выше на горе. Крестный ход сопровождается колокольным звоном и непрестанным пением сестрами тропаря праздника, составленного тем же архимандритом Антонином: Дево Безневестная и Мати Всечистая, приемши от Архангела благовещение, со тщанием востекла еси в Горняя, и целовавши южику Твою, всечестную Елисаветь, Материю Господа от сия наречена была еси, и возвеличила возвеличившаго Тя Господа: Благословенна Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего.

http://pravoslavie.ru/29951.html

В правой нише, совпадающей по размерам с древней пещерой и укрепленной современным сводом, с древней криптой, находится главная святыня монастыря: колодец над святым источником. В тот миг, по Евангелию, когда Елизавета вышла встречать Марию, «взыграл младенец во чреве ее» – Предтеча приветствовал Мессию – и забил источник, горный ключ, из безжизненных недр скалы. Совсем по-другому решен интерьер Верхней церкви. Это типичная, довольно высокая однонефная базилика с кронштейнами кровли, явно стилизующими эпоху Юстиниана, также украшена фресками – но совсем иного уже времени и подобия. Некоторые называют такие стилизации «джоттесками» – в стиле Джотто. Всю восточную, запрестольную стену создатель росписей итальянский художник К. Вагарини занял огромной композицией, изображающей «Триумф Марии». Северная, находящаяся напротив входа стена (вход в храм с южной стороны) занята пятью живописными сюжетами: «Третий Вселенский Собор», утвердивший именование Марии Богородицей, «Брак в Кане Галилейской», где по просьбе Матери Господь сотворил первое чудо, «Защитница грешных», напоминающая нашу православную иконографию Покрова, и другие эпизоды, связанные с прославлением Царицы Небесной в истории Церкви. Храм очень светлый – каждому из названных «северных» сюжетов соответствует расположенное строго напротив в южной стене большое окно, так что в целом в храме почти до само¬го вечера господствует праздничная атмосфе¬ра золотого, пропитанного солнцем воздуха и ярких нарядных фресок. Важным элементом ансамбля стала кампа- нилла – колокольня у правого, северо-запад-ного угла комплекса. Барлуцци впервые проявил себя в проектировании звонниц еще в 1912 г. – при строительстве храма и кампа- ниллы Итальянского госпиталя в Иерусалиме (совместный проект с братом, Дж. Барлуцци). Здесь, на склоне Айн-Каремского холма, колокольня была более чем уместна – благовест наступления Новой Эры. Клуатр Магнификата тоже стал своего рода архитектурной достопримечательностью. Вся его западная (отчасти и северная) стена, подпирающая крутой склон и отделяющая францисканскую обитель от Русского Горненского монастыря, занята майоликовыми плакетками, каждая из которых содержит текст Молитвы Богородицы на разных языках мира. Сейчас их более сорока, для других еще есть место.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В десяти минутах ходьбы, в отдельной пещере, также превращенной в церковь , находится место погребения праведной Елизаветы. Это она принесла в уединенную пустынь младенца Иоанна, спасая его от убийц Ирода. «Когда казалось, что погоня вот-вот настигнет их, Елизавета с молитвой сказала: “Гора Божия, приими мать с сыном”. И тотчас расступилась гора, и приняла ее в свои недра. И просвечивал им свет, и был с ними Ангел Господень, охраняя их». Камень с выемкой, как раз удобной для того, чтобы положить в нее младенца, был перенесен францисканцами, которым принадлежала прежде пустынь святого Иоанна, в монастырь Магнификат. Мать вскоре умерла, и Иоанн остался в своей пустыни круглым сиротой. Но Матерь Божия, по преданию, послала Ангела для погребения своей сестры Елизаветы и для охранения и воспитания малолетнего пустынника. Здесь пребывал Иоанн до 30-летнего возраста, возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю ( Лк. 1, 80 ). Источник, изведенный из скалы Ангелом, образует небольшую, но довольно глубокую купель. Арабы называют его Айн аль-Хабиз (Источник Отшельника). Источник является чудотворным, и омовение в нем бывает целебным, хотя вода даже в самые жаркие дни чрезвычайно холодна. В настоящее время пустынь принадлежит католикам-униатам. В отличие от греко-униатов, т.е. бывших православных, сохранивших восточное богослужение, но перешедших под власть католического Рима, эти, наоборот, перешли к православному богослужению (а во многом и богословию), не порывая административной связи с Католической Церковью. Удивительно слышать в храме обители литургию киевского знаменного распева, исполняемую католиками на чистейшем французском языке (община является преимущественно французской по составу иноков). В сувенирной лавке при монастыре можно купить великолепный «дикий мед» – ничем, наверное, не отличающийся от того, на котором вырос великий Предтеча Господень. Читать далее Источник: Откровение Святой Земли/Н.Н. Лисовой. - М.: ДАРЪ, 2012 г. - 476 с. ISBN 978-5-485-00372-2

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Община, состоявшая первоначально из 15 сестер, управлялась в соответствии с «особыми правилами». Монастырь жил за собственный счет, на средства из нештатных источников. Дополнительным источником дохода было монастырское рукоделие: изготовление церковных риз, воздухов, пелен, продажа сорочек для паломников для омовения в Иордане (они хранились потом верующими для похорон, в качестве саванов), писание монахинями икон и картин в иконописных мастерских (в настоящее время иконы, писанные горненскими и елеонскими сестрами, можно видеть во всех православных храмах Святой Земли). В начале XX в. нередкой практикой было устройство послушниц в качестве прислуги в русские и иностранные дома Иерусалима. Кроме того, сестры трудились, как делается это и сегодня, на «командировках» по всем подворьям Миссии. Число сестер в Елеонской обители быстро росло и составляло к 1914 г. около 180 чел. На территории обители сохранился также дом ученика и соратника архимандрита Антонина игумена Парфения (Нарциссова), зверски убиенного искавшими «монастырское золото» злоумышленниками в 1909 г. (в доме расположена сейчас монастырская библиотека). Длинное здание с плоской крышей в северо-восточном углу монастыря напоминает о том, что в 1907 г. здесь было начато строительство большого соборного храма во имя Страшного Суда Господня, но события Первой мировой войны, а затем революции положили конец постройке. Успели достроить только нижний храм во имя св. Филарета Милостивого, служащий ныне трапезной для насельниц обители (освящен митрополитом Анастасием (Грибановским) в 1925 г.). В 1924 г. Елеонская община по ходатайству приезжавшего в тот год в Иерусалим первоиерарха Русской Церкви Заграницей митрополита Антония (Храповицкого) , с благословения патриарха Иерусалимского Дамиана, стала именоваться монастырем. Весной 1948 г., после того как отряды Хаганы 9 апреля вырезали арабское население поселка Дейр-Ясин (более 250 женщин и детей) и изгнали арабское население поселка Айн-Карем, горненские монахини в большинстве (до 100 человек) покинули монастырь и ушли на Елеон, где настоятельницей в первые послевоенные годы была схиигумения Антония. Большинство из них не вернулись, остались в Елеонском монастыре – по соображениям уже и церковно-политическим, не желая переходить в юрисдикцию Московского Патриархата. С 1951 г. монастырь сделался местопребыванием начальников РДМ (юрисдикции РПЦЗ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

С глубочайшим почтением и проч. АВП РИ, ф. Греческий стол, оп. 497, д. 2579, л. 87–90 об. 57. Отношение начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина консулу в Иерусалиме Д. Н. Бухарову Иерусалим, 18 ноября 1886 г. Копия. Во исполнение предписания Российско-Императорского Посольства при Оттоманской Порте, мне Вами предъявленного при отношении Вашем, от 10 числа текущего Ноября месяца за 465, я честь имею сообщить Вашему Высокородию следующие сведения о принадлежащих мне в Палестине недвижимостях, приобретённых мною покупкою, за время пребывания моего здесь, в звании Начальника Иерусалимской Духовной Миссии, и, главным образом, имеющих значение Поклоннических Приютов. Они суть: 1 .) Место на вершине горы Елеонской, соседнее с общепризнанным местом Вознесения Иисуса Христа на небо, – пространством около 8 федданов (турецких десятин), купленное в 1870 и следующих годах у местных жителей феллахов, – с построенными мною на нём тремя поклонническими приютами и восстановленною из развалин древнею церковью с её принадлежностями, служащею для поклоннической молитвы. 2 .) Такое же место в полутора часах от Иерусалима к западу в селении Айн-Карем – Евангельском Граде Иудове, – месте рождения Св. Иоанна Предтечи и трёхмесячного пребывания Богоматери у Праведной Елисаветы, – около 20 федданов величиною, купленное в 1871 году у иерусалимского жителя Ханна-Карло и частию у местных обывателей феллахов, поводом к чему послужила неоднократно заявленная францисканским монастырём жалоба на русских поклонников, ищущих ночлега в тамошнем латинском монастыре, вопреки его уставам. Здесь также есть два дома, обращённые в поклоннические приюты, с церковию при них и семью келлиями, в коих проживают убогие старицы из русских поклонниц, переведённые из Иерусалима и желающие кончить дни свои в Св. Земле, на попечении коих и находится церковь , служащая временно и приходскою для местного православного населения. 3 .) Место поблизости г. Хеврона, в общепризнаваемой местности дубравы Мамврийской, где Авраам удостоился Боговидения в образе трёх Ангелов, – величиною в 10 федданов, купленное в 1868 и следующих годах у хевронских жителей. И здесь построен мною странноприимный дом и особые помещения для сторожей места, поводом к чему послужило многократно заявленное злострадание поклоннических караванов наших, посещающих Св. Места те, сопровождавшееся однажды (февраль 1867 г.) смертью трёх человек, замёрзших на пути от Хеврона к Вифлеему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Встал на рассвете по будильнику. 6°. Восход солнышка. Молитвы. В 7 ч. служение кривым собором. Новоприезжие: иеромонах Одесского монастыря Иаков и того же монастыря иеродиакон, именитый Максим, что был тут при владыке Мелитопольском 1277 . КС. Чай. Г-жа Богданова с некиим тузом пензенским Василием Сергеевичем Г ромовым и его подружием. К консулу с идеей позвать завтра на служение у нас новых кавалеров русских. Отложена история до 1-го марта. Дома – прибытие сундуков соликамских, отправление «торговой лавочки» в Айн-Карем. Джирьесовский подряд на постройку Леонидии 1278 за 800 р. и 5 золотых. Поротье и чищение. Обед. Всенощная. 5 денежных писем от эфенди (а Спиридону 12!). Чай. О. Вениамин с судопроизводства по делу об анонимах. Какие-то Еленко и Лукерья посажены под арест. Завтра будет присяга. Все упирается в докторшу. А я начинаю обонять тут запах моих Гуров. 9 ч. Несмотря на недужное зрение, все-таки целых два часа томил глаза разными цифрами, поводом к чему послужили денежные письма. Из присланных денег 20 р. следует передать поклоннице, а 69 – на вечное повиновение бессмертному чудотворцу о. Аверкию. Небось, спиридоновские 12 писем не имеют никакого дела с прелестной «передачей». Пересидел и сегодня 1-й час. Суббота, 14 ноября Заговенье. Какой-то колокол, ростом четверти полторы 1279 , ревет, как наш большой камбан 1280 . Диво да и только. 7 часов. Молитвы. Служение с мундирами и кавалериями 1281 . Чай у начальства. Дивление на мою обнову и нескромное пожелание мне после оной еще и звезды... с Млечного пути. Дома, от невозможности читать и писать, занятие рукодельем, си есть чисткою деревенских хоругвей, присланных для Горней церкви и годных разве для Дуба, т. е. окружающей его сводонебесной церкви. Обед на 8¼ персон. Речено бысть, что владыка Вифлеемский разрешает поклонниц наших от всего (чтый да разумеет), лишь бы грешница пожертвовала на Св Вертеп (?) не вдовицыну лепту. Истинный χρει( ος) ποιμν 1282 ! Всенощная зеленая (т. е. в зеленых ризах. – Н. Л., Р. Б.) ради наступающего поста. известия, что «всех забрали»... исключая, конечно, тех, которых не брали. Войлок. Ненила-рожа уже не является на субботнее мытье. Чай с последним молоком. 387 рублей у кого-то (?) мелкого серебра. Можно вылить пудовый колокол, недаром приснившийся мне ночью. Якубовы счеты по разным статьям за истекшие 4 месяца. Оказывается издержанным 1. на стол: за июль – 1234 п , за август – 857, за сентябрь – 1289, за октябрь – 1130; 2. мелкие и крупные текущие расходы, опричь сего – 1522 ½. Всего же 6082 ½ пиастра, или 57 наполеондоров. Вот тут и скопи копейку! Воскресение, 15 н

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Знаток библейской археологии, архимандрит Антонин начинал переговоры с главами арабских семейств, во владении которых находилась преемственно недвижимость, связанная с местами новозаветных и ветхозаветных событий, священных для православных верующих. Дело по приобретению отдельных участков он вел постепенно, экономно и терпеливо. Так, участок на горе Елеон, где ныне, буквально в сотне шагов от места Вознесения Господня, находится Русский Спасо-Вознесенский женский монастырь, был куплен по частям в 1870-х гг. (первые купчии 1871 г.) в условиях острой конкуренции с кармелитским католическим монастырем Ратег Noster. Причем, в отличие от вельможных французских покупателей (основательницей монастыря была личная приятельница Наполеона III герцогиня Ля Тур д " Овернь), за русским монахом не было ни государственной поддержки, ни больших денег. Весь годовой бюджет миссии составлял около 14,5 тыс. рублей (включая содержание храмов и подворий, оклады сотрудников, материальную помощь паломникам и православным арабам). Сегодня на территории, объединившей 11 разновременно приобретенных участков, общей площадью 53 748 кв. м. находятся: соборный храм в честь Вознесения Господня (строился с 1873 г., султанский фирман на строительство выдан в июне 1882 г., храм освящен в 1886 г.), храмтрапезная во имя Филарета Милостивого, часовня в честь Обретения главы Иоанна Предтечи, колокольня «Русская Свеча», гостиница для паломников и корпуса для сестер обители. Монастырь официально учрежден Св. Синодом в 1906 г. Любимым детищем архимандрита Антонина стал Горненский Казанский монастырь. В октябре 1869 года, обозревая окрестности Иерусалима с сановным влиятельным паломником из Петербурга (это был член Государственного Совета, бывший министр путей сообщения П. П. Мельников), архимандрит Антонин указал своему спутнику поселок, называвшийся по-арабски Айн-Карем – «Источник в винограднике». Это место памятно для православного читателя по трогательным событиям, описанным в Евангелии от Луки. Сюда пришла Богородица Мария, узнав, что станет Матерью Богочеловека, навестить свою двоюродную сестру Елизавету, здесь воспела свой знаменитый гимн «Величит душа Моя Господа». Здесь, под горой, доныне бьет чтимый даже и мусульманами источник, к которому ходила за водой Пресвятая Дева...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010