Богородицы мон-рь (жен., в Казани, основан в кон. XVII в., упразднен в 1764), болгарский в честь Успения Пресв. Богородицы монастырь (в совр. г. Болгар, основан в 1723, упразднен в 1764), мензелинский во имя св. прор. Илии монастырь (жен., в Мензелинске, основан в 1855, закрыт в 1929), чистопольский в честь Успения Пресв. Богородицы монастырь (жен., в Чистополе, основан в 1864, закрыт в 1929), бугульминский во имя св. кн. Александра Невского монастырь (муж., близ с. Спасского совр. Бугульминского р-на, основан в 1867, закрыт в 1927), бугульминский в честь Казанской иконы Божией Матери монастырь (жен., в Бугульме, основан в 1879, закрыт в 1926), тетюшский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь (жен., близ г. Тетюши, существовал с нач. 80-х гг. XIX в. как община, с 1903 монастырь, закрыт в 1918-1919), ромодановский во имя Св. Троицы монастырь (жен., в с. Ромодан совр. Алексеевского р-на, основан в 1901 как община, с 1917 самостоятельный монастырь, закрыт ок. 1922), лаишевский во имя Св. Троицы монастырь (жен., на территории совр. г. Лаишево, основан в 1887, закрыт в 1928), лаишевский во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста крещенотатарский монастырь (муж., близ с. Байтеряково совр. Рыбно-Слободского р-на, основан в 1906 как скит, с 1911 самостоятельный монастырь, уничтожен в 1919), мамадышский в честь Покрова Пресв. Богородицы крещенотатарский мон-рь (жен., между совр. селами Б. Нырты Сабинского р-на и Абди Тюлячинского р-на, основан в 1908 как община, в 1919 упразднен). Ранее входившие в Казанскую епархию: чебоксарский во имя Св. Троицы мон-рь (муж., в Чебоксарах, основан в 1566, закрыт в 20-х гг. XX в.), Сундырская во имя Св. Троицы пуст. (муж., в бывш. с. Сундырь, ныне г. Мариинский Посад (Чувашия), основана в кон. XVI в., упразднена в 1613), чебоксарский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь (жен., в Чебоксарах, основан в 1601, упразднен в 1764), Большеюнгинская во имя свт. Николая Чудотворца пуст. (муж., в устье р. Б. Юнга, совр.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Древнейшая из таких построек, церковь в вост. некрополе Сердики (совр. София), возникла, вероятно, сразу после 313 г., позднее на ее основании была возведена базилика Св. Софии. В V в. проникновение сир. и малоазийского влияний привело к появлению зданий разнообразной планировки (церкви в местностях Джанавара близ Варны и Иваняне близ Софии). Большие по размеру, богато украшенные храмы возводились на побережье Чёрного м. и в районах, близких к К-полю, в крупных адм. и церковных центрах, многие из к-рых славились своими целебными источниками (Сандански, Сердика, Павталия (Вельбужд, совр. Кюстендил), Диоклетианополь (совр. Хисаря), Кабиле (около Ямбола)) и большой населенностью (Одесс (совр. Варна), Месемврия (совр. Несебыр), Филиппополь (совр. Пловдив)). В постройках, расположенных вдоль рек Струма и Места, сказалось влияние архитектурных традиций Греции и в меньшей степени К-поля. Памятники в р-не Сердики и Пазарджика отличают планировка и приемы строительной техники, свойственные зап. территориям Балканского п-ова, Вост. Иллирику и Сирии. Встречаются базилики с укороченным планом (г. Ратиария (совр. с. Арчар) и Ловеч). С кон. IV - нач. V в. архитектурные формы стали разнообразнее: к основному зданию пристраивают дополнительные помещения; колоннада сменилась аркадой, колонны - столбами. Изменения в литургической практике вызвали усложнение планов зданий, появление многогранной апсиды, к кон. V в. обособились отдельные помещения в вост. части храма - жертвенник и диаконник, средний неф стал шире. К VI в. относится использование сводчатых и купольных конструкций, появление трансепта, во внешнем облике зданий выражено стремление к центрической композиции, окончательно оформляется трехчастный алтарь с 3 апсидами-экседрами. Около зданий строятся баптистерии и атриумы. На гладких фасадах появляются элементы пластического декора: ниши, портики, порталы, пилястры. Уменьшение пропорций и появление купола над небольшим зданием можно считать переходом к главному типу средневек.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Афины Афу монастырь, район Оксиринха Ашмунейн, город в Верхнем Египте (греч. Гермополь Верхний) Барамус, монастырь в Вади-Натрун Бауит, монастырь в Верхнем Египте Бахр-Юсуф (Барюсуф), нильский канал Белый монастырь (совр. Дейр эль-Абьяд), монастырь в Верхнем Египте Бишои аввы монастырь (Вади-Натрун) Бусирис, город в Египте Вавилон (часть совр. Каира) Восточноримская империя (Византия, Византийская империя) Вифлеем Галатия, область в Малой Азии (эль-) Гамули, город в Среднем Египте Гераклеополь (Верхний), город в Среднем Египте Гермоноль, греч. название двух городов в Египте Гипсела, город в Египте (совр. араб. Шутб) Греция Дамиетта, город в Дельте Нила Диолк, город в Египте (Дейр) эль-Каддис-Антван, монастырь св. Антония Великого в районе Красного моря Дейр эль-Меймун, монастырь св. Антония Великого возле Нила (см. также Писпир) Дейр эль-Наклун, монастырь в Среднем Египте (Дейр) эль-Фахури, монастырь в Верхнем Египте Дельта (Нила) Египет Елеонская гора Елеонополь, город в Малой Азии Ибора, город в Малой Азии Иерусалим (Элия) Иоанна Колова монастырь, Нижний Египет (Вади-Натрун) Италия Ихиасья эль-Мадина (греч. Гераклеополь (Верхний)) Кампания Канопа, город в дельте Нила (совр. Абу Кир) Касм (Хазм) эль-Кауд, местность в Египте (см. также Ферма) Келлии, монашеское поселение в Нижнем Египте Константинополь Красное море Красный монастырь, (совр. Дейр эль-Ахмар), монастырь в Верхнем Египте Лаодикия, город в Малой Азии Латополь, город в Верхнем Египте Лико, местность в Верхнем Египте Ликополь, город в Верхнем Египте (совр. Асьют см.) Ливия Малая Азия Мареотис (Мареотидское озеро), озеро в дельте Нила Мармарика, местность возле Египта Месопотамия Метаноя (Метанойя), монастырь в Нижнем Египте Михолеос, селение в Египте Наг Хаммади, деревня в Верхнем Египте Наклун – см. Дейр эль-Наклун Нил Нитрия (Нитрийскя гора), монашеское поселение в Нижнем Египте Нитрии деревня – см. эль-Барнуджи Нитрийская пустыня, местность в Нижнем Египте Оксиринх, город в Верхнем Египте (совр. эль-Бахнаса)

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Братство направляло средства на поддержание существующих и учреждение новых походных миссий, миссионерских станов, врачебных пунктов, открытие новых и содержание уже действовавших катехизаторских и переводческих школ с преподаванием в них ремесел, на издание и бесплатное распространение на рус. и инородческих языках религиозно-нравственной и учебной лит-ры, на помощь сиротам и вдовам миссионеров и т. д. При братстве существовали переводческая и издательская комиссии, издавался ж. «Летопись братства», выплачивались стипендии для обучения способных детей в средних и высших учебных заведениях России. Иннокентий (Фигуровский), еп. Переславский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) мн. Б. п. действовали при мон-рях. Напр., Успенское братство при Пустынском Успенском муж. мон-ре в Могилёвской епархии (учреждено в 1869) поддерживало существовавшие при мон-ре уч-ще и больницу, создало общедоступную бесплатную б-ку для крестьян, участвовало в судьбе лиц, принявших Православие, и т. д. Важную роль играли Б. п. в Прибалтике. В сент. 1882 г. в результате слияния Прибалтийского во имя Христа Спасителя и Гольдингенского в честь Покрова Божией Матери братств возникло Прибалтийское братство, взятое под покровительство имп. Марией Александровной. Прибалтийское братство Христа Спасителя и Покрова Божией Матери восстановило (после взрыва неизвестным злоумышленником) древнейший прибалтийский правосл. Свято-Духовский храм в Якобштадте (совр. Екабпилс), построило и содержало неск. храмов и молитвенных домов в Усть-Нарве (совр. Нарва-Йыэсуу), Пельтене (совр. Пилтене), Фрауэнбурге (совр. Салдус), Гольдингене (совр. Кулдига). При братской Иевеннской лечебнице была устроена домовая, затем приходская церковь, вокруг к-рой сформировалась в 1891 г. монашеская община, преобразованная в 1892 г. в общежительный жен. Пюхтицкий мон-рь . Братство выделило средства на приобретение для обители земель и строительство. Среди др. заведений братства - церковный вещевой склад, к-рый существовал в основном благодаря содействию Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Александро-Невской лавр, высылавших избытки облачений и церковной утвари. С этого склада бедным приходам безвозмездно предоставлялись колокола, иконы, облачения, церковная утварь и проч. За первые 10 лет своего существования Прибалтийское братство Христа Спасителя и Покрова Божией Матери открыло 9 отд-ний (в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях), учредило 8 братских школ и уч-щ, оказало содействие 45 школам (правосл. учащихся в них было менее половины), братский капитал увеличился со 146 723 до 488 339 р. Братство издавало правосл. лит-ру на эст. и латыш. языках. В Прибалтике также активно действовали Либавское (совр. Лиепая) Николаевское (с 1867), Рижское Петропавловское (с 1867), Венденское (совр. Цесис) Спасо-Преображенское (с 1868), Эзельское (Саарема) Свято-Никольское (с 1879), Таккерортское (Тахкуранна) Успенское (с 1870) и др. братства.

http://pravenc.ru/text/153359.html

Согласно «Похвальному слову...», Г. род. в Сев. Галлии, возможно, в г. Треверы (совр. Трир, Германия), в галло-рим. аристократической семье. В Житии нет прямого указания на то, кем были родственники Г.: христианами или язычниками. Его отец, видимо, был оглашенным, следуя распространенному в IV в. обычаю принимать крещение только на смертном одре. Согласно Иларию, он противился стремлению сына к благочестивой жизни и его желанию креститься в юном возрасте. Несмотря на недовольство отца, Г. не только не оставил стремления к благочестивой жизни, но и вдохновил своим примером старшего брата Венанция. Жизнь братьев в этот период представляла собой образец мирского благочестия: не уход из мира, а служение ему. Подвижники устроили в своем доме странноприимницу, заботились о путниках. Нек-рое время спустя Г. и Венанций приняли решение стать отшельниками, избежать мирской славы. Их благочестивый образ жизни стал многим известен, стремление к монашеской жизни появилось у братьев под влиянием образа прп. Антония Великого , Житие к-рого, написанное свт. Афанасием I Великим , к тому времени уже было переведено на латынь и известно в Галлии. Г. и Венанций нашли себе наставника, прп. Капрасия, человека образованного и близкого к ним по происхождению. Впосл. Капрасий проживал на Лерине; он пережил и Венанция, и Г. и скончался ок. 440 г., когда Арелатским епископом был Иларий. Согласно Житию Капрасия, подвижник сопровождал Венанция и Г. в Палестину, Сирию и Египет, куда мн. зап. христиане отправлялись в то время, чтобы познакомиться с вост. монашеской традицией; на обратном пути Венанций умер. Однако Иларий в «Похвальном слове...» ничего не сообщает об участии Капрасия в паломничестве и излагает иную версию событий: братья отплыли из Массилии (совр. Марсель), но Венанций скончался в Мефоне (совр. Метони, ном Месиния, Греция). После смерти брата Г. через Италию вернулся в Юж. Галлию, где поселился на о-ве Лерин (один из группы совр. о-вов Лерен ), впосл. названном в честь Г. (совр. Сент-Онора). В кон. I в. до Р. Х. Лерин был разорен пиратами и оставался необитаемым до прихода Г., т. к., по преданию, пираты засыпали источник, снабжавший население пресной водой. Этот источник был чудесным образом изведен из земли после появления на острове Г. Согласно Житию, одной из причин, побудивших Г. поселиться на Лерине, было желание жить рядом с его другом Леонтием, еп. г. Форум Юлия, к-рый рукоположил Г. во пресвитера. Леонтий был известен как большой почитатель и покровитель монашества, ему посвящена 1-я ч. «Собеседований» Иоанна Кассиана Римлянина , написанная ок. 419 г. Вокруг Г. собралась небольшая община учеников, к-рая благоустраивалась и разрасталась, и вскоре отшельники освоили соседний, самый крупный в архипелаге о-в Леро (совр. Сент-Маргерит), где подвизался Евхерий, буд. еп. Лугдуна (совр. Лион). Возникновение мон-ря на Лерине большинство исследователей относят к периоду с 400 по 410 г.

http://pravenc.ru/text/166133.html

В совр. рус. и греч. редакции Последования ко св. Причащению 5 Б. м. (1-я и 4-я молитвы обозначены как анонимные): 2 свт. Василия Великого (те же, что в Vat. gr. 778), стихотворная Симеона Метафраста, свт. Кирилла Александрийского (следует отметить, что упоминаемое в этой молитве «  » - ссылка не на Б. м., а на принятые Св. Тайны, неясность возникает из-за буквализма при переводе греч. «εχαριστα»; в Требнике митр. Петра (Могилы), где слово «Евхаристия» оставлено без перевода, текст яснее), ко Пресв. Богородице (та же, что в Vat. gr. 778). Благодарением заканчивается также молитва в стихах прп. Симеона Нового Богослова, находящаяся в Последовании среди молитв перед Причащением. К Б. м. присоединен взятый из литургии чин на снятие облачений духовенством (отмечается в уставах литургии начиная с XIII в.- Красносельцев. Уставы литургии. С. 29, 76, 79, 93, 114), состоящий из «Ныне отпущаеши» , Трисвятого и после «Отче наш» тропаря составителю литургии, «  » - кондака «    » - богородична «      » или иного. 5 Б. м. и чин на разоблачение помещены в совр. Служебнике (Т. 1. С. 173-181); из-за влияния Последования ко св. Причащению на чин литургии священнослужители нередко читают «Ныне отпущаеши» и проч. не при снятии облачений, а вместе с Б. м., хотя в Служебнике тексты разделены. Традиция читать 5 Б. м. сразу после Причащения, а при чтении «Ныне отпущаеши» (как правило, диаконом) после литургии снимать священные облачения сохраняется при архиерейском богослужении . Промежуточная стадия между старопечатной и совр. редакциями Последования ко св. Причащению наблюдается в Требнике митр. Петра (Могилы) (К., 1646), где священнику предписано, «не исходя из алтаря», читать 5 Б. м. (те же, что в совр., но у всех молитв есть атрибуции, при этом 2-я молитва атрибутирована свт. Василию, как в совр. Молитвослове); Последование заканчивается так же, как старопечатное (Т. 1. С. 319-323). Чин Причащения больного оканчивается 3 Б. м. (1-я свт. Кирилла Александрийского, затем 2-я молитва совр. чина, атрибутированная свт. Иоанну Златоусту (как в памятниках XV - 1-й пол. XVII в.), 3-я - Пресв. Богородице «              » - Т. 1. С. 333-335), в то время как в совр. чине Причащения больного Б. м. нет.

http://pravenc.ru/text/149307.html

Николая Чудотворца (мужской, совр. с. Каташин Новозыбковского р-на, основан в 1689, упразднен в 1799), Печеникский Успенский (женский, совр. с. Печеники Стародубского р-на, основан в 1693, упразднен в 1786), Суражицкий (Волосовичский) Благовещенский (мужской, между дер. Суражичи, ныне г. Сураж, и дер. Волосовичи, ныне дер. Красная Слобода, Суражского р-на, основан в 1719, упразднен в 1786), Малиноостровский Рождество-Богородицкий (женский, близ совр. пос. Вышков Злынковского р-на, основан как старообрядческий муж. мон-рь в 1768, в 1842 перешел в единоверие, в 1865 преобразован в женский, закрыт в 1926), злынковский Троицкий Никодимов (женский, совр. г. Злынка, основан в 70-х гг. XVIII в. как муж. старообрядческий скит, в 1784 присоединен к правосл. Церкви, с 1791 являлся единоверческим, был преобразован в женский в 1803, упразднен в 1830), Климовский Казанский (женский, близ совр. пос. Климово Климовского р-на, основан ранее 1787 как старообрядческий, в 1850 перешел в единоверие, вскоре упразднен), Клетневская (Клетнянская) Троицкая пуст. (мужская, близ совр. дер. Новотроицкое Клетнянского р-на, основана в 1851 как скит - архиерейское подворье Орловской епархии, с 1907 пустынь, в 1918 упразднена), Разрытовский Свято-Троицкий Покровский (женский, совр. с. Разрытое Мглинского р-на, основан как община в 1900, с 1904 мон-рь, закрыт в 1921). Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873-1874. 7 кн.; Кизимова С. П., Зубова Е. М. По следам святых обителей: Из истории мон-рей и пустыней Брянского края. Брянск, 1999; Брянский православный календарь за 2008 г. [Брянск], 2007; То же, 2011 г. [Брянск], 2010; Краткая история Брянской епархии. Брянск, 2009. Иером. Диомид (Кузьмин) Старообрядчество на территории К. и Т. е. Клинцовский мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца. Фотография. 2012 г. Клинцовский мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца. Фотография. 2012 г. Злынковский, Климовский, Клинцовский, Новозыбковский и Стародубский р-ны составляют основную территорию старообрядческого центра Стародубье .

http://pravenc.ru/text/1841431.html

г. В 15 главе книги Иисуса Навина хотя и упоминается Карем 159 в числе горных городов Иудеи, но он не был священническим городом. Посему в эн-Кареме не должно искать жилища Захарии. д. Греческая церковь поныне не признает эн-Карема местом рождения Предтечи. Греческое духовенство иерусалимское даже не позволяет ходить туда православным поклонникам. е. Поныне сохранился город Иутта – Иуда. Он находится за Хевроном, и в нем есть развалины древнего храма 160 . Итак, латинские монахи без всякого основания думают и уверяют своих единоверцев, что эн-Каремский храм их стоит на месте дома Захарии. Столь же неосновательно и ложно предание эн-Каремского монастыря и о той пустыне, в которой проповедовал Предтеча. Эту пустыню францискане находят в вад-Бетханине и вообще в окрестностях своего монастыря, и на пути к гроту Предтечи показывают и камень, на котором будто бы проповедовал Иоанн, а за гротом, подалее, – гроб Елизаветы. Но кто знает, что Иоанн жил и проповедовал в пустыне Иорданской, кто знает, что горная часть Иудеи, где находится эн-Карем, никогда не называлась пустынею и не могла называться по населенности оной, тот не поверит латинским монахам, которые или сами обманываются по неведению, или обманывают из корыстолюбия. Для меня эн-Каремский монастырь есть ни более ни менее, как простая обитель во имя Иоанна Предтечи, замечательная красивым местоположением и убранством храма. Сия обитель построена на горе и вместе пристроена к ней; одна часть келий находится на горной площади, а другая часть вместе с церковью – под горою, так что пол одного келейного коридора равняется полу церковных хоров. Обитель построена в виде параллелограмного четвероугольника и имеет два въезда: один снизу, из деревни, и другой сверху, от дороги Иерусалимской. В ней немало комнат, кои устроены по обеим сторонам двух длинных коридоров. В коридоре, ведущем к хорам церковным, живут монахи, а в другом параллельном коридоре помещены столовая, кухня и другие службы. Кельи содержатся опрятно. Самое лучшее украшение сего монастыря составляет церковь . Она не велика, но и не мала. Небольшой купол ее, из окон которого получается единственное и весьма слабое освещение, покоится на четырех четверогранных столбах, занимающих средину церкви. Кроме сих столбов нет других, нет и колонн. Священнодейственная часть церкви состоит из трех отделений.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

История монастыря Основание монастыря связано с именем архимандрита Антонина (Капустина), который сменил на посту начальника Русской Духовной Миссии (РДМ) в Иерусалиме о. Леонида, у которого не сложились отношения с иерусалимским патриархом. Антонин прибыл в Иерусалим в 1865 г., но только в 1869 г. вступил в должность, которую и исполнял до своей смерти 24 марта 1894 г. Архимандрит Антонин обладал разносторонними научными интересами, проводил раскопки, изучал древние рукописи и монеты, наблюдал за звездами из обсерватории, оборудованной им в здании РДМ в Иерусалиме. Кроме того, он покупал для РДМ земельные участки, одним из которых оказалась масличная плантация с двухэтажным домом в селении Эйн-Карем. Участок был куплен в 1871 г. у драгомана французского консульства в Иерусалиме Ханны Джильяда за 55.000 франков, для сбора каковой суммы в России был создан специальный комитет. Известно, что через нескольких дней после подписания купчей Джильяд был убит, что, возможно, явилось чьей-то местью ему за продажу земли. Архимандрит Антонин расширил владения, докупая прилегающие участки, и построил странноприимный дом. Через некоторое время там стали селиться русские монахини, и отец Антонин задумал постройку небольшого храма. Архитектурный проект он разработал сам, и церковь была построена за два строительных сезона (1880-1881). И строительство, и последующее освящение храма сталкивались с определенными трудностями из-за трений между о. Антонином как с францисканцами, владеющими прилегающим участком, так и с Иерусалимской патриархией. Первые ставили препоны, требуя получения все новых и новых фирманов от Высокой Порты, вторая же желала, чтобы вся начинания православных на Святой Земле получали ее благословение. Наконец, все трудности остались позади и 14 февраля 1883 г. церковь была торжественно освящена во имя Казанской иконы Божией Матери. Чин освящения о. Антонин совершил сам. Затем о. Антонин испросил у Синода разрешения на установление особого праздника Целования в память о встречи Божией Матери с праведной Елисаветой.

http://sobory.ru/article/?object=03446

З. отмечал, что Россия уже давно восприняла начала зап. жизни: «Европа уже не вне нас, а внутри нас» (Там же); «и светская культура Запада во всей полноте ее движений, ее благих и ядовитых сил, и религиозные стихии Запада стали или становятся уже извнутри русскими,- происходит и все длится глубочайшее расщепление русской души. И если даже катастрофа 1917 г. имеет свои корни в идеологии, выработанной на Западе, то ныне невозможно отрицать связь этой анархо-коммунистической идеологии с буйствующими началами самой России» (Там же). Именно поэтому построение правосл. культуры, по мнению З., будет сопряжено с большими трудностями и потребует свободы, христ. отношения любви к тем, кто находится вне Православия. «Нам нужно не Запад обличать,- писал З.,- а религиозный разброд внутри самой России привести в свободе и любви - к единству в Церкви и через Церковь» (Там же. С. 140). Написанная после катастрофических событий второй мировой войны работа «Наша эпоха» (1952) была посвящена исследованию религиозно-философских и исторических предпосылок совр. культуры в период ее глубочайшего кризиса, анализу видимых и невидимых симптомов той, возможно уже неизлечимой «болезни», к-рой болеет весь мир, проходящий «через период глубокой варваризации» (Русские мыслители и Европа. 2005. С. 308). Разъясняя свои методологические принципы анализа эпохи, как опирающиеся на «живое церковное предание», З. в 11 главах работы исследовал характерные черты совр. эпохи и видел одно из ее главных противоречий в несоответствии между чрезвычайно развитой и богатой культурой, раздробленной в соответствии с узкой предметной специализацией и потому утратившей ощущение внутреннего единства, и совр. человеком, в массе оторванным как от этой культуры, так и от религии. К существенным чертам совр. эпохи относится, с одной стороны, «автономия» совр. культуры, ее независимость от христианства, и то обстоятельство, что «вера для творчества культуры стала ненужной» (Там же. С. 310), с другой - потеря веры в Бога огромным большинством людей, что и объясняет переживаемое совр. человеком состояние «растерянности и неустроенности». Это позволяло автору сделать вывод: «эпоха наша - безрелигиозна и внерелигиозна» (Там же).

http://pravenc.ru/text/199739.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010