Опись, 1895: 9. Дополнение к описи, 1899: документ 20 настоящего издания. Список, 1903: 17. Антонин-2, 1914: 5. Нота, 1945: 17 (=Справка, 1945: 17). Прохоров, 1949: 34 (с историей приобретения). Записки, 1956: 12. Нехуштай, 1984: 15 (а). Баталден, 1990: РДМ, 16. Палестина – Россия, 1993: с. 29. 27 . Участок около пещеры Руммание «по дороге в монастырь Саввы Освящённого», приобретённый в 1910 г. архимандритом Леонидом (Сенцовым). Состоит из двух участков, общей площадью 10 214 кв. м. В ведении Русской Православной Церкви за рубежом. Леонид-1, 1914: 7 (указана только стоимость 8000 руб.) Записки, 1956: 13. Нехуштай, 1984: 15 (б). Баталден, 1990: РДМ, 18 (указана площадь 18 158 пик; 2 пики составляют примерно 1 кв. м.). Палестина – Россия, 1993: с. 29. Указана площадь 10 донумов. Горненский монастырь (в Айн-Кареме) и его окрестности 28 . Русский Горненский монастырь в селении Айн-Карем, в других русских документах – «Горнее». Территория сложилась из нескольких участков, приобретённых архимандритом Антонином в 1871–1889 гг. В 1889 г. большая часть территории вошла в вакуф Антонина. Монастырь основан в 1898 г. Принадлежит Русской Православной Церкви (Московскому Патриархату). В пределах обители находятся: храм во имя Казанской Божией Матери (освящён в 1883 г.), пещерный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи (освящён в 1987 г.), два приюта для паломников и несколько десятков домиков, где живут сёстры обители. На участке находится также храм во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, не достроенный в связи с началом Первой мировой войны и последовавшей революцией. В 1997 г. Святейший Патриарх Алексий II благословил завершить строительство. При строительстве госпиталя Хадасса и подъездной дороги к нему значительная территория в верхней части монастырских владений отошла в муниципальное пользование. Купчая крепость о переводе участка Я. Е. Халеби на имя архимандрита Антонина, 11 ноября 1889 г.: документ 62, т. 2 настоящего издания. Донесение управляющего консульством в Иерусалиме В. А. Максимова от 8 октября 1883 г.: документ 50, т. 2 настоящего издания (указана площадь 150 донумов).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В удостоверение чего настоящий акт составлен 26 Мохаррема 1307. (Записи, находящиеся на обратной стороне копии акта): Для копии, соответствующей регистрации. Мохамед Хоршид. 3. Налоговые сборы за копию вакуфного акта, полученную из реестра, – 675 пиастров. Сумма в 675 пиастров получена 3 ноября 306 (1890). Кассир: Рафаель Кагиль. Главный бухгалтер из Иерусалима:/нет подписи/ Верность (французского) перевода удостоверена. 1-й драгоман генерального консульства/подп./Хомси. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/11, д. 4, л. 4–13. На фр. яз. 486. Купчая крепость на место в Айн-Кареме (Горнем граде Иудове) Иерусалим 11 ноября 1889 г. 853 Пер. с араб. Копия Удостоверяю верность нижеизложенного. /подпись/Эс-Сеид-мухаммед Тагир-эль-халеди, наместник судьи г. Иерусалима. (М.П.) Перед судом и в присутствии наместника судьи, печать и подпись коего выше значатся, явился г. Яков, драгоман архимандрита, духовного главы русского правительства в Иерусалиме, о котором сказано будет ниже, (Яков), сын Георгия, сына Ивана-эль-халеби, грек 854 , турецкоподданный, и заявил, подтвердив свободно и добровольно (свое заявление) свидетельскими показаниями, удовлетворяющими всем требуемым законом условиям: что все произрастания из плодовых деревьев различных пород (маслина и др.), находящиеся на пространстве старых западных полей, на земле деревни Айн-Карем, прилежащей с запада к южным развалинам монастыря, окруженных оградою со всех 4 сторон, известных под названием «Масличных полей» и ограничиваемых с юга владениями Субани и землями Абд-ур-Рахима и Мухаммеда, сыновей Давуда, жителей сказанной деревни; с востока – землею детей бывшего Муфтия, которая составляет часть второго поля, третьего – ниже помянутого и развалинами вышесказанного монастыря, считая и площадь, примыкающую к стене сего монастыря, в каковой стене имеется дверь; с севера – общественною дорогою; с запада – владениями детей Ати и Измаила Наван, и Али-эль-Хадж, и детей (пропуск в подлиннике), жителей названной деревни, и что все строения старого западного дома 855 , находящегося вне деревни, но в пределах названного поля, каковой дом имеет 2 этажа, – нижний состоит из двух смежных комнат, большой комнаты, кончающейся галереей, кухни и цистерны для накопления дождевой воды; верхний этаж – из двух смежных комнат и маленькой комнаты с галереей и открытым балконом и с законными удобствами, – (дома), ограничиваемого с юга сказанным полем, с востока – площадью, примыкающею к стене развалившегося монастыря, в которой проделана дверь; с севера и запада – помянутым полем, причем сей дом и сказанные деревья стоят на земле, составляющей вакф 856 во имя Святого Абу-медия Фаут и несущего повинность хикр в 20 пиастров ежегодно, в пользу сего вакфа,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

е. сторонниц перехода в юрисдикцию Московской Патриархии. Их число увеличилось после того, как начальник РДМ в юрисдикции РПЦЗ архим. Антоний (Синькевич) отстранил от управления мон-рем всеми почитаемую игум. Тавифу и назначил вместо нее новопостриженную мон. Елисавету (Анненкову). Просьбы сестер вернуть игумению ни к чему не привели. Патриарх Иерусалимский Тимофей, узнав о нестроениях в обители, назначил настоятельницей 75-летнюю Антонину (Гришко). Архим. Антоний запретил «своей» игумении и «своим» сестрам общение с «патриаршими» и опечатал Казанский храм обители. Тогда Иерусалимская Патриархия предоставила в распоряжение «патриарших» сестер греч. храм в Айн-Кареме, назначив туда для совершения богослужений на церковнослав. языке рус. иером. Исаию. Весной 1948 г., после того как евр. военизированные отряды Хаганы изгнали араб. население из сел. Айн-Карем, ок. 100 монахинь покинули Г. м. Вернулись в обитель не все. Возникшее в мае 1948 г. гос-во Израиль передало оказавшиеся на его территории рус. храмы и участки, в т. ч. Г. м., советскому правительству. Г. м. вошел в юрисдикцию Московской Патриархии. Монахини, не пожелавшие вернуться в юрисдикцию Московского Патриархата, остались в Елеонском мон-ре. В сент. 1948 г. Свящ. Синод назначил начальником восстановленной РДМ в Иерусалиме архим. Леонида (Лобачёва). В состав миссии вместе с ним вошел свящ. Владимир Елховский. 5 дек. 1948 г. они совершили первую торжественную службу в Г. м., к ним присоединился духовник Г. м. иером. Исаия. Архим. Леонид писал, что «обитель приготовилась к службе, как к великому празднику. Во время литургии прибыло наше посольство, представители государства Израиль, представители командования армии, фотографы, журналисты» (Архив ОВЦС. Д. 53. 1948 г. Л. 43). В Г. м., по списку архим. Леонида, оставалось в это время 59 сестер, 46 из них старше 60 лет. Схим. Мефодии (Овсянниковой) было 110 лет, схим. Синклитикии (Куликовой) - 115. Материальное положение обители оставалось тяжелым, денежное обеспечение РДМ было недостаточным.

http://pravenc.ru/text/166225.html

Храм Рождества Иоанна Предтечи Из ближайших окрестностей Иерусалима русские паломники чаще всего посещают Айн-Карем – «Горний град Иудов», как называет его Евангелие. Это место рождения св. Крестителя и Предтечи Господня Иоанна. Поселок расположен на расстоянии 10 км к юго-востоку от Иерусалима. Вскоре после выезда из Иерусалима, спустившись с горы Герцля, дорога начинает пологий подъем вверх, на первый хребет Иудейских гор. И почти сразу открывается справа живописнейшая панорама плодоносной долины Айн-Карема (само название означает в переводе с арабского «Источник в винограднике»). Это место памятно для православного читателя по трогательным событиям, описанным в Евангелии от Луки. Сюда пришла Богородица Мария, узнав, что станет Матерью Богочеловека, навестить свою двоюродную сестру Елизавету, здесь воспела свой знаменитый гимн «Величит душа моя Господа». Здесь, под горой, доныне бьет чтимый даже и мусульманами источник, к которому ходила за водой Пресвятая Дева... На месте дома праведных Елизаветы и Захарии, где родился Предтеча, еще в византийские времена был воздвигнут храм. Русский паломник XII в. игумен Даниил уже застал здесь то ли монастырь, то ли замок, построенный крестоносцами: «Есть место то городом оделано каменным, и церковь над пещерою, где родился Иоанн Предтеча». В 1621 г. представитель Францисканского ордена, Фома из Наварры, убедил местных правителей уступить место рождения Крестителя францисканцам. Место в том же году было очищено и обнесено стенами, и на деньги, присланные из Испании, была построена церковь . В благодарность за пожертвования, новосозданный монастырь был предоставлен испанским монахам (орден св. Франциска является, как известно, международным). До сих пор гвардиан (настоятель монастыря) выбирается обязательно из испанцев. Храм не очень большой, но запоминается подчеркнутой красотой и строгостью. Мощные колонны делят его на три нефа – с куполом посредине, из барабана которого яркий свет заполняет внутреннее пространство храма. Главный алтарь посвящен праведному Захарии, и запрестольный образ изображает его в момент явления ему Ангела, возвещающего ему о рождении сына. Правый придел посвящен св. Елизавете (запрестольный образ изображает посещение ее Пресвятой Девой Марией).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Главная святыня храма находится в левом приделе – пещера, ставшая местом рождения Предтечи. Мы спускаемся туда по 8 ступеням и под небольшим мраморным престолом видим 6 серебряных неугасимых лампад над резной мраморной звездой с оневеющими лучами. Латинская надпись гласит: Hic praecursor Domini natus est – «Здесь родился Предтеча Господень». Своды и стены пещеры обложены мрамором, пол украшен разноцветной мозаикой. Картины, украшающие стены храма, – старинной испанской школы. Одна из икон («Иоанн Креститель в пустыне») принадлежит, по преданию, кисти Мурильо. На окраине поселка, у самого подножья холма, на котором расположен русский Горненский монастырь, стоит мечеть, построенная над Источником Марии. Сюда, по преданию, Пресвятая Богородица, во время трехмесячного пребывания у своей двоюродной сестры Елизаветы, ходила за водой. Ныне мечеть закрыта. Айн-Карем стал с 1948 г. чисто еврейским селением. От источника Богородицы дорога раздваивается: вверх и влево уходит тропа к воротам Горненской обители, вверх и вправо – к францисканскому монастырю Магнификат. Горненский Свято-Казанский монастырь В октябре 1869 г., обозревая окрестности Иерусалима с сановным паломником из Петербурга, членом Государственного Совета, бывшим министром путей сообщения П. П. Мельниковым, архимандрит Антонин рассказал ему, что владелец одного из айн-каремских участков на склоне холма с двумя домами и садом, араб X. К. Джель-Яд, бывший драгоман французского консульства, готов продать свою землю Русской Миссии за 4000 наполеондоров (порядка 20 тыс. руб. серебром) плюс «орден от русского царя». Ни у о. Антонина, ни даже у бывшего министра таких денег не было. Но загоревшийся идеей Петр Петрович, человек православный и государственно мыслящий, по возвращении в Петербург основал специальный комитет для сбора необходимых средств, которые и были затем высланы в Иерусалим. Над входом в Большой дом русского Горненского монастыря установлена мемориальная доска с именами жертвователей – П.П. Мельникова, К Ф. фон Мекка (5 тыс. руб.), П. И. Губонина (4 тыс.), А. М. Варшавского (3 тыс.), H. М. Журавлева (2 тыс.), Н. И. Путилова (1 тыс.), А. Б. Казакова ( 1 тыс.), С. П. Елисеева ( 1 тыс.), Д. М. Полежаева ( 1 тыс.), А. Г. Гладина ( 1 тыс.), A. JI. Морка ( 1 тыс.), С. С. Полякова ( 1 тыс.), М. И. Горбова (500 руб.), И. А. Бусурина (200 руб.), Б. и С. Перовских (125 руб.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

По содержанию сего послания, Ваше Высокопреподобие относительно сооруженных и сооружаемых Вами в Палестине церквей и приобретенных Вами же для тех церквей земель доносите Святейшему Синоду следующее: 1, Елеонская церковь находится на самой вершине святой горы Вознесения, на участке земли, купленном Вами в собственность Духовной Миссии в 1871 году. В силу существующих в Турецкой империи положений, Вами испрошен был на строительство храма через императорское посольство наше в Константинополе и выдан в июне 1882 года султанский фирман. В настоящее время Елеонская церковь окончена постройкой вполне и приготовлена для освящения. Как самое место, так и возведенная на нем церковь составляют русскую собственность и находятся в полном распоряжении Вашем. 2, Церковь Богоматери в 8 верстах к западу от Иерусалима в селении Айн-Карем, по преданию, в Евангельском «Граде Иудовом», – также выстроена на русской земле, на приобретенном Вами в 1871 году покупкой участке, и также по султанскому фирману одной даты с вышеупомянутым. В ближайшее время церковною властью будет выстроена в Айн-Кареме православная приходская церковь для возвратившихся в православие жителей, в настоящее время в этой церкви совершает обычное богослужение назначенный Патриархией в селение арабский священник. Со всем окружающим церковь местом и выстроенными на нем поклонническими приютами она находится также в полном распоряжении Вашем и содержится на средства Духовной Миссии. 3, Предполагаемая, по желанию покойного графа Путятина и других христолюбцев, в Яффе – древней Иоппии – русская церковь имеет быть воздвигнута внутри садов Яффских на приобретенном в 1869 году покупкой участке земли, носящем имя св Тавифы 389 . Дело о сей церкви заведено чрез посредство императорского посольства нашего в Константинополе в начале 1884 года, по требованию его удостоилось (16 июня 1884 г.) Патриаршего согласия, разрешено (в декабре 1884 г.) Яффским меджлисом и здешним губернатором, но доселе не доведено до конца, – не утверждено султанским фирманом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

2) Церковь Богоматери в 8 верстах к западу от Иерусалима, в селении Айн-Карем – по преданию, в Евангельском «Граде Иудовом», – также выстроена на русской земле на приобретенном мною в 1871 году покупкою участке, и также по султанскому фирману, одной даты с вышеупомянутым. Об обстоятельствах, давших повод к ее сооружению, и обо всем прочем мною было доносимо Святейшему Синоду в 1883 году (5 апреля, 82). В ожидании, пока местною церковною властью будет выстроена в Айн-Кареме православная приходская церковь для возвратившихся в православие жителей, в настоящее время в нашей церкви назначенный Патриархиею в селение арабский священник совершает обычное богослужение. Со всем окружающим церковь местом и выстроенными на нем поклонническими приютами она находится также в моем полном распоряжении и содержится на средства Духовной Миссии. 3 . Предполагаемая, по блаженной памяти графа Путятина и других христолюбцев, в Яффе – древней Иоппии – русская церковь имеет быть воздвигнута внутри садов Яффских на приобретенном мною в 1869 году покупкою участке земли, носящем с незапамятных времен имя Св. Тавифы, там, надобно думать, погребенной. Дело о сей церкви заведено мною через посредство императорского посольства нашего в Константинополе в начале минувшего 1884 года, – по требованию его удостоилось 16 июня того же года патриаршего согласия, – а в декабре того же года разрешено Яффским меджлисом и здешним губернатором, но доселе не доведено до конца – не санкционировано султанским фирманом. О всех сих церквах имел 16 апреля сего года сообщение с Его Блаженством Патриархом Никодимом, при чем условлено было словесно между нами дать им официальное значение «принадлежностей» (филиал) Духовной Миссии, наравне с церквами Живоначальной Троицы и св. мученицы царицы Александры, находящимися в наших здесь поклоннических заведениях, о чем немедленно сделано было мною чрез высокопреосвященнейшего митрополита Исидора Святейшему Синоду донесение (16 апреля, 82). Во-вторых, относительно разных, в разные времена и в разных местах Палестины сделанных мною земельных приобретений, я, как в 1881 году, так и теперь, нахожусь еще в невозможности представить Святейшему Синоду все нужные сведения с полной отчетливостью, тем менее препроводить в оный все относящиеся к покупке мест документы в подлиннике или в копиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Действующие: Сретения Господня (женский, в с. Михновка Камень-Каширского р-на; основан в 1996), Чарторийский в честь Воздвижения Креста Господня (мужской, в с. Ст. Чарторийск Маневичского р-на; основан в 1998), Старосельский во имя Святой Троицы (женский, в с. Староселье Маневичского р-на; основан в 2006). Упраздненные в границах современной Волынской обл.: луцкий Успенский (Пречистенский, в Луцке; основан как мужской, предположительно в 1-й пол. XIII в., в 1-й пол. XVII в. преобразован в женский, упразднен в нач. XVIII в.), Михаило-Архангельский (мужской, во Владимире-Волынском; упом. под 1268 и 1502), Апостольский (мужской, близ Владимира-Волынского; упом. под 1286/87), Жидичинский во имя свт. Николая Чудотворца (мужской, в совр. с. Жидычин Киверцовского р-на; упом. с XIII в., в 1-й пол. XVII в. обращен в униатский, упразднен в 1828, с 2003 в нек-рых постройках монастырского комплекса размещается мон-рь неканоничной УПЦ КП), Ратновский (Ратский) Спасский (Крестовоздвиженский; мужской, в совр. пос. Ратно; основан до 1306, известен до XVII в.), Красносельский Преображенский (мужской, в с. Красном, ныне в черте Луцка; известен с XIV в., упом. в XV и XVI вв.), Загоровский Богородице-Рождественский (мужской, в с. Волица-Загоровская, ныне Нов. Загоров Локачинского р-на; известен с 1492, упразднен в 1921), Яревищенский Вознесенский (в с. Яревище совр. Старовыжевского р-на; основан в 1444), Блаженикский Николаевский (в с. Блаженик совр. Турийского р-на; известен с 1498), Васильевский (мужской, в Луцке; упом. с XV в., упразднен в XVII в.), Крестовоздвиженский скит (в с. Честный Крест совр. Владимир-Волынского р-на; упом. в XV-XVI вв.), Подгаецкий Михайловский (мужской, близ с. Подгайцы совр. Луцкого р-на; упом. в XV в.), Преображенский (мужской, во Владимире-Волынском; упом. в XV-XVII вв.), Литовежский Успенский (в совр. с. Литовеж Иваничевского р-на; упом. с 1511), Жидичинский Воскресенский (женский, в совр. с. Жидычин Киверцовского р-на; основан в нач. XVI в.), Замковой Иоанно-Богословский кафедральный (в Луцке; основан в нач.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

с. Подгородье Рогатинского р-на Ивано-Франковской обл.; упом. с 1607, с 1700 униатский), Задаровский Параскевинский (женский, с. Задаров совр. Монастырисского р-на Тернопольской обл.; основан в 1614, с 1700 униатский), Погонский Успенский (мужской, с. Погоня Тысменицкого р-на; упом. с 1634, с 1700 униатский), Крылосский Ильинский (женский, в с. Крылос совр. Галичского р-на; упом. с 1654, с 1700 униатский), Плиховский Крестовоздвиженский скит (мужской, в с. Плихов совр. Бережанского р-на Тернопольской обл.; упом. с 1664, с 1700 униатский), Улашковецкий Богородице-Рождественский (мужской, в с. Улашковцы совр. Чортковского р-на Тернопольской обл.; упом. с 1665, с 1700 униатский), Загвоздьевский Троицкий (женский, в с. Загвоздье Тысменицкого р-на Ивано-Франковской обл.; упом. с 1669, с 1700 униатский), Рипянский Успенский (женский, в совр. с. Рипянка Калушского р-на Ивано-Франковской обл.; упом. с 1682, с 1700 униатский), Крылосский (Старогалицкий) Успенский (мужской, кафедральный, в совр. с. Крылос Галичского р-на; упом. с 1690, с 1700 униатский), Пациковский Успенский (мужской, в с. Пациков совр. Долинского р-на Ивано-Франковской обл.; основан в 1692, с 1739 униатский), Дороговский Воскресенский (мужской, в с. Дорогов совр. Галичского р-на; как православный упом. с 1699, с 1743 - как униатский), Старозбаражский Преображенский (мужской, в с. Ст. Збараж Збаражского р-на; известен с 1617, с 1700 униатский), Звинячский Параскевинский (мужской, в с. Звиняч Чортковского р-на; известен с 1650, упразднен в 1700), тарнопольский Успенский (мужской, в г. Тарнополь (ныне Тернополь); основан в 1550, с 1700 униатский), чортковский Троицкий (мужской, в г. Чортков; известен с 1676, с 1700 униатский), толмачский Михайловский (мужской, в г. Толмач; известен с 1629, с 1700 униатский), тысменицкий Рождество-Богородичный (мужской, в г. Тысменица; известен с 1629, с 1700 униатский), снятынский Успенский (мужской, в г. Снятын; известен с 1659, с 1700 униатский), косовский Николаевский (мужской, близ г.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

Первым митрополитом, избранным после кончины Мисаила (1480), стал бывш. Полоцкий еп. Симеон (1481-1488). 52-летнее правление Казимира IV было в целом благоприятным для Западнорус. Церкви. Король пожаловал грамоту правосл. митрополиту и всем правосл. епископам о неприкосновенности их святительских прав и суда, а также церковного имущества. Городельский привилей 1413 г., запрещавший допускать на высшие должности православных, хотя и не был отменен, практически не исполнялся. При Казимире развернулось широкое храмовое и монастырское строительство, часто фундатором являлся сам король. При Казимире были возведены в 1443 г. слуцкий Троицкий мон-рь, Зельжинская ц., в 1447 г. Георгиевские церкви в Могилёве и Орше, Спасская ц. в Могилёве, в 1454 г. Черейский мон-рь (совр. Сеннинский р-н Могилёвской обл.), в 1463 г. Троицкая соборная ц. в Мстиславле. В 1465 г. князьями Кобринскими были построены Петропавловская ц. в Кобрине, Ильинская в Городце (совр. Кобринский р-н Гродненской обл.), Христорождественская ц. в Добучине (совр. г. Пружаны Брестской обл.). В 1480 г. в Жировичах (совр. Слонимский р-н Гродненской обл.) на месте явления чудотворной иконы Божией Матери (1470) А. Солтан основал мон-рь. Ок. 1483 г. были построены Воскресенская ц. и Ильинский мон-рь в Слуцке; в 1485 г. в Бресте возведены церкви Козьмодемьянская, Сергия и Вакха; в 1492 г. построены церкви Никольская в Переходовичах (совр. Минская обл.), Жизненская (совр. Ошмянский р-н), Св. Креста (Гродно) и в с. Николаеве (совр. Дисненский р-н), Михайловская в Гайне (совр. Борисовский р-н); шло сооружение муж. Вознесенского мон-ря в Минске. Жировицкий мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы. Фотография. 2000 г. Жировицкий мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы. Фотография. 2000 г. Вместе с тем правление Казимира IV ознаменовалось дальнейшим наступлением на правосл. Церковь со стороны Римской курии. В 1468 г. приехавшие из Кракова бернардинцы основали в Вильно мон-рь и развернули на территории ВКЛ миссионерскую деятельность.

http://pravenc.ru/text/77856.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010