Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИДИНСКАЯ ЕПАРХИЯ [болг. Видинска епархия] Болгарской Православной Церкви; кафедра в г. Видин. Объединяет приходы и мон-ри на территории Видинской обл. Болгарии. Разделена на 5 наместничеств: Видинское, Кульское, Ломское, Белоградчикское и Берковицкое (г. Монтана). Правящий архиерей - митр. Дометиан (Топузлиев) . По данным на сер. 2003 г., в епархии действуют 195 церквей, в к-рых служат 102 священника. Кафедральный собор во имя вмч. Димитрия (г. Видин). Монастыри Действующие: Добридольский во имя Св. Троицы муж., XIX в.; Изворский в честь Успения Пресв. Богородицы жен., XII в.; Клисурский во имя святых Кирилла и Мефодия муж., XII в.; Лопушанский во имя св. Иоанна Предтечи муж., X в.; Раковицкий во имя Св. Троицы муж., X-XI вв.; Чипровский во имя св. Иоанна Рильского муж., X в. В мон-рях в сер. 2003 г. проживали 14 монахов и 1 монахиня. Недействующие: Албутинский скальный близ с. Раброва, был основан в XIII в., сейчас в нем располагается музей, и Брусарский (XI в.), действует как приход. На территории В. е. ранее действовали и др. мон-ри: напр., из жития свт. Феодосия Тырновского известно о мон-ре во имя свт. Николая в с. Акчар (совр. Арчар). История В первых веках по Р. Х. земли совр. В. е. входили в состав рим. провинции В. Мёзия, в к-рой христианство распространилось благодаря проповеди учеников ап. Андрея. В III-IV вв. на берегу Дуная возник укрепленный рим. лагерь Бонония (совр. Видин). При изменении адм. деления балканских владений Римской империи в IV в. эти земли вошли в состав диоцеза Дакия префектуры Иллирик. В IV в. существовала епископская кафедра в Кастра Мартис (совр. г. Кула), а в IV - нач. VII в. епископия Аквы (севернее Видина, совр. территория Сербии) и митрополия Ратиария (совр. Арчар, Видинская обл.). В Сардикийском Соборе (343/4) участвовали 2 епископа - Аквийский Виталис и Кастра-Мартисский Молв. При нашествии гуннов в 412 г., а затем славян Ратиария была полностью разрушена, а Бонония получила у славян новое название Бдин (или Быдин). Кафедры в этот период были упразднены.

http://pravenc.ru/text/158410.html

Г. предпринял неск. неудачных военных экспедиций против вестготов. В отношении захвативших Сев. Италию лангобардов политика Г. ограничивалась тем, что он отбивал их набеги на бургундские владения, предпочитая каждый раз заключать мир. О прямых контактах Г. с Византией ничего не известно, кроме краткого упоминания у Псевдо-Фредегара о посольстве гр. (комита) Сиагрия в К-поль в 588 г., где тот получил чин патрикия, не признанный Г. Король франков с опасением и недоверием смотрел в сторону Византии, о чем свидетельствует дело еп. Массилии (совр. Марсель) Феодора, связанное с узурпацией Гундовальда. Согласно Григорию Турскому, Гундовальд был сыном кор. Хлотаря I, к-рый отказался от отцовства и устранил того из числа наследников. Гундовальд бежал в визант. Италию, а спустя нек-рое время перебрался в К-поль. Когда в 582 г. был убит кор. Хильперик и у власти в королевстве франков оказались 2 ребенка, Хлотарь II и Хильдеберт II, и Г., к-рому к тому моменту было ок. 50 лет, Гундовальд сделал попытку захватить власть в Галлии. Он высадился в Массилии, где был принят еп. Феодором. Гундовальду удалось захватить только Аквитанию, в 583 г. он был изгнан, а епископ обвинен в том, что он вместе с Гундовальдом хотел передать Галлию под власть Византии. На 2-м Соборе в Матисконе (совр. Макон) (585) епископа оправдали ( Greg. Turon. Hist. Franc. VIII 12, 20). Между 567 и 573 гг. на Соборе в Паризиях (совр. Париж), к-рый созвал Г., под председательством еп. свт. Германа был принят ряд постановлений против захвата церковных владений. Между 567 и 570 гг. Собор в Лугдуне (совр. Лион) принял 6 канонов о недостойном поведении нек-рых епископов. Видимо, тем же Собором были низложены братья Салоний и Сагиттарий, епископы Эбредуна (совр. Амбрён) и Вапинка (совр. Гап). Г. добился от папы Иоанна III (560-573) их восстановления, но Собор в Кабиллоне (579) подтвердил осуждение. Между 581 и 583 гг. по инициативе короля был созван 1-й Собор в Матисконе, принявший 20 канонических определений о дисциплине клира, устроении жен. мон-рей, и установил независимость клириков от светских судей. 2-й Собор в Матисконе (585) расширил канонические определения предыдущего, акты Собора были утверждены особым указом Г. не только как церковные постановления, но и как гос. законы.

http://pravenc.ru/text/168338.html

Гнойные ворота 785 . Спуск к Силоамскому источнику, нижнему и верхнему 786 . Подъем на Силоам. Гробница Фараонитки 787 . Пещера троглодитов. Захария, Иаков, Авессалом 788 . Последний исследовали по всей внутренности. Подъем к угловой башне стен. Камни Соломонова времени. Золотые Ворота 789 . Кладбище 790 . Ворота Госпожи Марии 791 , Хавуза 792 , северо-восточный угол. Возвращение на Постройки. Немедленно у нас всенощное бдение, а за ним радость радостей – баня. Воскресенье, 24 мая Решено нам идти в храм в шесть часов, а Высочествам – в семь. Пришлось однако подождать их там полчаса лишних. Служба началась самым началом, т. е. земными поклонами священства, одним – пред Богом и двумя перед человеком. За обычным облачением Его Блаженства архиепископы Севастийский и Фаворский подводили поочередно Великих Князей к Патриарху, читавшему над ними молитву и возлагавшему на них кресты с Животворящим Древом на широкой голубой ленте с бантом. Литургия шла обычным порядком. Певцы наши пели Милость мира по-гречески, а вместо Причастна – Троичные Самогласны. После обедни, тут же в Соборной церкви, была и панихида по покойным Государе и Государыне. Из храма Их Высочества отправились в Армянскую патриархию, а мы наверх пить воду, ликер и кафес. Дома чай и сборы в Горнюю. В 2 часа торжественный выезд опять под моею командою, при отлично хорошей погоде. Крестный монастырь. Церковь . Библиотека. Фотий 793 не φωτεινς 794 . Прямиком на запад. Аммоновы рога. Mare 795 . Айн-Карем. Трезвоны наш и ихний. Монастырь латинский 796 . Источник Богоматери 797 . Magnificat 798 . Роздых в Большом доме с чаем и оладьями 799 . Осмотр Малого дома 800 и новостроящейся церкви 801 . Обещанное поликандило. Келья матери Павлы 802 . Отъезд, напутствуемый звоном. Веселое возвращение восвояси. Галоппирование охотников, увлекшее и моего коня... Все осталось позади. Ай да лошадка шестинаполеонная! Водворение у себя. Военное приветствие у крыльца Миссии отставшим Высочествам, ответом на которое был прыжок В К Сергия Александровича чуть не в объятия мои с буцефала своего и краткая беседа в сенях Миссии относительно предстоявшего богослужения. Экая любезность настоящая царская! У себя чай и вычитывание вечерни-утрени, кончившееся часов в 10. Потом молитвы. Утром сегодня мною представлен был проект вели кокняжеских экскурсий, совмещавший в себе и поездку к Дубу, но не удотоился апробации, вероятно потому, что приходилось бы всей компании дважды ночевать не дома, раз в Вифлееме и раз у Дуба. А жаль, поистине, что наша Хевронская Московия не будет известна таким гостям. Остается похвалиться им Иерихоном и Бетжалою. Понедельник, 25 м

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

землях милостыню, добавил к ней свою сумму и выплатил долги и проценты груз. обителей. Мон-ри были отремонтированы, и с 1685 г. там возобновилось богослужение, однако с этого времени они находились в руках греков. В Крестовом мон-ре после 1685 г. жило неск. монахов: они вели хозяйство и обслуживали паломников; предания сер. XVIII в. сохранили память об иноках, убитых в монастыре разбойниками; источники кон. XVIII в. также свидетельствуют о конфликтах с мусульм. жителями соседнего с. Айн-Карем ( Порфирий (Успенский). 1866; Цагарели. 1888. С. 65-72, 99, 116; Суханов. 1889. С. 164-165, 175; Каптерев. 1897. С. 27). Вид на Елеонскую гору. Гравюра. 1844 г. Вид на Елеонскую гору. Гравюра. 1844 г. Т. о., Святогробское братство оказалось единственным владельцем правосл. мон-рей Св. земли. Источники XVI - нач. XIX в. насчитывают в Иерусалиме 18 правосл. обителей, однако нек-рые существовали недолго, другие упоминались лишь однажды. Достаточно надежно реконструируется история 14-15 монастырей. Сохранились противоречивые данные о численности монашества: цифры османских переписей XVI в. занижены, цифры «росписей» московского Посольского приказа, составлявшихся со слов греч. информаторов, завышены. Наиболее достоверны свидетельства рус. паломников и дипломатов Трифона Коробейникова (1593), Арсения (Суханова) (1652). Большинство святогробцев (от 60 до 100 чел.) проживали в Патриаршем мон-ре во имя святых Константина и Елены, примыкавшем к храму Гроба Господня. В Иерусалиме существовало неск. жен. мон-рей: Успения Богородицы (также называется Введения, Одигитрия, Большая Панагия), Рождества Богородицы (или Сретенский, Малая Панагия, Сайдная), св. Феклы (последний раз упом. в источниках в нач. XVIII в.), св. Георгия (в XVIII в. преобразован в больницу для паломников), св. Екатерины. Монахини самого разного происхождения - греч., араб., славянского - составляли в кон. XVI - сер. XIX в. довольно стабильную по численности группу в 50-60 человек ( Лукьянов. 1863. С. 321; Серапион. 1873. С.

http://pravenc.ru/text/293788.html

Народ удивлялся, что Захария задержался в святилище, но, когда увидели его немым, поняли, что он видел видение в Храме. После этого Елисавета зачала и таилась пять месяцев, говоря: – Так сотворил мне Господь в эти дни, чтобы снять поношение мое перед людьми. Праздник в честь зачатия Иоанна Крестителя совершается в Церкви 6 октября. Благовещение Пресвятой Богородицы (Лк. 1, 26–38) На шестой месяц после зачатия Иоанна Крестителя Бог послал Архангела Гавриила к Деве Марии, жившей тогда в Назарете. Ангел, войдя к Ней, сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» ( Лк. 1, 28 ). Мария смутилась, услышав такое приветствие, и думала, что бы оно означало. Гавриил, продолжая, сказал: – Не бойся, Мария, потому что Ты обрела благодать у Бога. Вот, Ты зачнешь в чреве и родишь Сына, и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и будет назван Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца. Мария сказала Ангелу: – Как это может быть, если Я не познала мужа? Гавриил ответил: – Дух Святой найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; поэтому и рождаемое Святое будет названо Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, и та зачала сына в старости своей, потому что у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария ответила: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ( Лк. 1, 38 ). И отошел от Нее Ангел. Именно тогда, когда человек сказал Творцу: «Да будет», Слово стало плотью, Сила Вышнего (Христос) осенила Ее, то есть в Своей Личности создал человеческую природу, во всем подобную нам, кроме греха. Дух Святой очистил Деву, делая Ее способной принять в Себя Бога. Так совершилось непостижимое как для человеческого, так и для ангельского ума соединение двух природ в одной Личности. Праздник Благовещения, один из двенадцати главных, совершается 7 апреля. Встреча Богородицы с Елисаветой (Лк. 1, 39–57) Тотчас после Благовещения Мария поспешила к Елисавете, жившей в городе Айн-Карем, рядом с Иерусалимом. Когда Она вошла в дом Захарии, Дух Божий объял Елисавету, и она воскликнула: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» ( Лк. 1, 42–45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В деревне по имени Горнее (мусульманское название – Айн-Карем), в одном часе езды по хорошему шоссе от Иерусалима. Два смежных участка, обнесенных стенами. Они оба составляют часть вакуфа, сделанного несколько сот лет тому назад неким Абу-мадиан-эль-Гуси в пользу бедных марокканцев. Правительство должно было собирать десятину для передачи мютевеллию вакуфа, а для себя взимать верги с оценочной цены построек, почвы, деревьев, виноградников и т. п. Но нынешний мютевелли стар и ленив. Он не блюдет за интересами этого древнего вакуфа, и правительство следует его примеру, не требуя десятины с нашего участка. Внимательный мютевелли может, однако, пригласить правительство собрать с участка десятину в пользу его вакуфа за все время с минуты приобретения этого участка о. Антонином, а также и хекр, причитающийся за ту часть почвы, которая занята постройками и которая таким образом ускользает от платежа десятины. Эта последняя цифра, однако, невелика. Она не превзойдет 10–15 франков за каждый год. Так как эта почва была вакуфом ранее, то о. Антонин сделал вакуфом только постройки, деревья, колодцы и стену, окружающую все это. Ныне эта недвижимость представляет собою небольшой, но оживленный поселок. На ней выстроена церковь с колокольнею и 14 домиков, окруженных виноградниками, апельсинными, лимонными и т. п. деревьями. При каждом – колодезь. Кроме вышеупомянутых есть еще 1 дом в 2 этажа. При нем 3 колодца: 1 большой и 2 маленьких. Этот участок разделяется улицею (она принадлежит самой недвижимости) на 2 части и отделяется стеною от трех соседних участков, не принадлежащих вакуфу. Смежный с вышеупомянутым большим вакуфным участком называется ель-хадфе. Он невелик. В нем всего 1/2 денюма земли, засаженной масличными деревьями. Примечание. После вакуфной записи на этой земле было выстроено еще 27 домиков с 27 цистернами. При сем подробная опись 895 . Они построены почти все на личные средства живущих в них русских поклонниц, но на основании словесного благословения о. Антонина. Между обеими сторонами было заключено словесное условие, по которому эти постройки находятся только пожизненно во владении возведших их старушек. После же смерти их все постройки должны перейти в собственность вакуфа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

«Толкотня» спешивших в Миссию за милостыней православных арабов и абиссинцев, естественно, увеличивалась в праздничные дни. 22 Судя по титулатуре, епархия митрополита Мелетия объединяла территории Фессалии и Македонии, вошедшие в состав Греческого королевства по конвенции, подписанной в Константинополе 24 мая 1881 г. 23 Хроме Каролина – сестра милосердия в Русской больнице, венгерка по происхождению, католичка. Ее восприемником при крещении в Иордане 27 мая 1881 г. был великий князь Сергий Александрович (см. ниже). После крещения упоминается в дневнике под именем Мария Ивановна. 25 Горнее – русский участок в арабском поселке Айн-Карем, приобретенный Антонином в 1871 г. Позже здесь был основан Горненский женский монастырь, существующий доныне. Первая временная домовая церковь в Горнем была создана по благословению Патриарха Иерусалимского Иерофея в 1880 г. 26 Меджид (меджидие) – турецкая серебряная монета (турецкая лира) достоинством в 20 пиастров (в пересчете на русские деньги, в зависимости от курса, – 1 руб. 35 коп. серебром в 1860 г., 1 руб. 60 коп. в 1907 г.). По имени султана Абд-уль-Меджида (1839†1861), инициатора Танзимата – комплекса государственных и экономических реформ Османской империи. 28 Хури Селим (Салим) Константинович († 1913) – с 1876 г. русский консульский агент в Кайфе (ныне Хайфа). Действительный пожизненный член ППО с 1885 г. – Антонин ждет известий о получении владельческих документов на приобретенные им участки земли в Тивериаде: «Дом над сводами» (1879), «участок с колоннами» и «место горячих ключей» (1880). По его утверждению, все эти три покупки и оформлены были на имя Хури (отношение к консулу в Иерусалиме Д. Н. Бухарову от 18 ноября 1886 г.//Россия в Святой Земле. Т. II. С. 207). По свидетельству Я. Е. Халеби, на Хури были записаны лишь две последних сделки (там же, с. 231), которые так и не были впоследствии признаны турецкими властями. 29 Апостолиди Екатерина Константиновна, «Катинко» («К»), и Америса Константиновна («А»). Вместе с другими двумя сестрами, Евпраксией Константиновной и Софией Константиновной («S»), и матерью, Каллиопой Апостолиди («M»), были духовными чадами архимандрита Антонина.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Если удастся мне, с помощью благотворителей, довести восстановление древнего здания до конца, то будет еще довольно времени, чтобы заговорить о нем как о русской церкви гласно и официально, где нужно и как требует порядок. Появление другой церкви русской в Горней, в Евангельском граде Иудове (Saint Jean du desert) 358 , вызвано другого рода обстоятельствами. Уже более 10 лет владея в священной местности сей большим участком земли с двумя домами, садом и пр., Миссия успела в находящемся там селении Айн-Карем, состоящем исключительно из магометан и арабов-католиков, приобрести немаловажное значение. В апреле 1880 г. 6 семейств латинских обратились к Миссии с заявлением принять православие и быть в ее ведении. Миссия отклонила от себя эту незаконную честь и направила их в местную православную Патриархию, вопреки их желанию. Патриархия, не связанная с миссионерским делом, робко и неохотно согласилась на просьбу прозелитов, наконец, нам удалось уладить дело, и 8 июня того же года архиепископом Севастийским (теперь митрополит Петры Аравийской) Никифором 359 , бывшим тогда (за отсутствием Патриарха в Константинополе) наместником Патриаршим, люди были приняты в лоно православия через таинства крещения и миропомазания. Вслед за тем Патриархия, совместно с Миссией, устроила в селении для новообращенных временную церковь – и, именно ради безопасности и лучшего наблюдения, на русской территории, сперва возле нашего поклоннического приюта под палаткой, а потом, при наступлении зимней непогоды, и внутри нашего так наз Большого дома. В то же время, в видах надлежащего упрочения православия на месте, соглашено было между мною и патриаршим наместником немедленно приступить к постройке и небольшой церкви. Так как ни у самих новообращенных, ни у Патриархии не было в селении своей земли, то и выбрано было для сего место в наших владениях, весьма пригодное и приглядное, которое сам наместник и благословил во время нарочно устроенной мною поездки моей с ним в Горнюю. Ни ему, ни мне не приходило тогда на мысль обращаться к кому-нибудь еще третьему за позволением строить ее, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Отрывочное писание к Серому Генералу 1311 о книжках Иосифовых. Посол из Никольского монастыря с «артой» и приглашением служить завтра у «храма». Отъезд Якуба с железным мастером в Айн-Карем. Еще посол от Патриарха с изюмом и инженером смирнскими. Игумен Ильинский. Обед. Вечерня-утреня с акафистом великомученице . Печка. Як из Горней. Высматривание Марса 1312 . Вот этакой. Спутники – букра. Чай. Сие. Уже ½ 11-го. Предстоит еще правило и – quit! 1313 Пятница, 4 дек Встал с рассветом и к солнышку был уже в Никольском монастыре. Наш добрый люд уже толпился там и отделывался на разных мытарствах. Служили одни мы втроем у храма. Потом визит игумену и м Антонии, подарившей воздухи того же красного атласа, как и ризы. У г-жи Богдановой чай, и затем опять сидение у будущей горнички. Идеи возможного устройства Богородичного скита с Игуменией не от мира сего и пр. 1314 Желание поздравить именинника Серафима неудавшееся 1315 . По пути поклонение Гробу Господнему и Голгофе. Ревизия обновленного и приукрашенного латинского придела. Покупка на дороге трех греческих книг. Забор у Дюйсберга на «Базаре» разных вещей и вещиц, не менее 20-ти числом. Возвращаясь домой, вспотел по летнему. Еще стакан чаю. Оканчивание письма к г. Елагину. С. с покровом. Обед. Всенощная. Пересмотр покупок. На дворе северяк, не без холода. Чай, конечно. Кропание «демонологического случая» из летописных памятей некоего А. Лаханиди 1316 . 12 часов. Суббота, 5 дек По-вчерашнему, до солнца, отправился в город, в Архангельский монастырь, бывший когда-то подворьем Лавры Св. Саввы 1317 , ergo... имеющий права больше Никольского на «бумаски». У игумена потом чашка чаю. Через Патриарший сад к Его Блаженству, прикинувшемуся недужным. Лукмады о. Саввы именинника 1318 . Беседа о тиходиоктах 1319 афонских и иных. Визит «Св. Петру». Возвращение восвояси. Вторичный чай. Писание в Москву. Обед. На дворе мгла. О. Иосиф с хевронской выручкой, сверх чаяния довольно солидной. Всенощная. Баня многолюдная. Чай с эскулапами и затем блаженное переселение на лежанку.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

И сразу по-чувствовали приветливость, добросердечие матушек - они будут сопровож-дать нас все время пребывания в Святой земле. Встречала нас матушка игумения Георгия с сестрами. Зашли в храм, поблагодарили Господа о ра-дости прибытия в Святую землю. Потом была трапеза в монастырской тра-пезной. И вскоре день подошел к концу, быстро стемнело. У врат храма Казанской иконы Божией Матери сохранился камень, на ко-тором по преданию Иоанн Предтеча произнес свою первую проповедь. Спра-ва от входа в храм стоит памятник-бюст основателю обители Антонину Ка-пустину. Сам он нашел упокоение на горе Елеон в Вознесенском монасты-ре. Благодаря его трудам, и преданности Господу, сегодня русская пра-вославная церковь имеет незабываемые Святыни русскими, так как на Свя-той земле есть священные места, находящиеся под покровительством инос-лавных конфессий, Антонин Капустин был многосторонне образованным уче-ным, историком и археологом, руководил археологическими раскопками, выявляя священные библейские места, способствовал их приобретению, часто в трудных условиях. Ему помогали в этом и государство в лице Им-ператорского Православного Палестинского общества, и частные благоде-тели. Среди них много звестных и неизвестных нам имен (Фон Мекк, Д.М. Полежаев и др.). Помогали и простые паломники и богомольцы из России. В 1871 году Горняя становится русской землей. Древней истории ее не известно, кроме библейских сведений. В 1507 г. в деревне было несколь-ко домов, в 18 в. примерно 200 домов. Христианам, населявшим Горнюю (Айн-Карем) жилось трудно, так как их притесняли фанатикимусульмане. В 14 в. землями владел францисканский орден, частично арабы. Если бы не старания Антонина Капустина, все бы земли отошли католикам. История Горненского монастыря началась в 1871г. На территории была плантация оливковых деревьев с двумя домами - приютом для паломников. Первой по-селянкой была инокиня Павла, строгая подвижница. Сначала она долго жи-ла в пещере, пока не стала беспокоить ночами гиена, лишь после этого ода перешла по благословению Антонина Капустина в домик.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010