Греческая Патриархия указывает, что каноны единой Православной Церкви не допускают, чтобы монах чужой епархии, вторгаясь в пределы епископской юрисдикции Святой Сионской Церкви, без ее на то благословения, позволил себе отдаться монашеской деятельности, поэтому и вторжение афонцев в Айн-Фару являлось прямым нарушением священных канонов и вызвало постановление Патриаршего Синода о запрещении пребывания афонских клириков в Айн-Фаре. Действительно, генеральное консульство, поддерживая гражданское право русскоподданного Попова, как крестьянина Области Войска Донского, исполняло только долг, возложенный на него законами Империи; но каким образом, на основании какого закона или права и в качестве какой официальной власти может оно поддерживать или вообще вмешиваться в дело того же Попова, когда он неизвестным консульству образом обращается в о. Досифея, надевает монашеское одеяние и начинает свою монашескую деятельность на участке Айн-Фара или в самой пещере Преподобного Харитона сам по себе, открыто игнорируя и наше, и местное епархиальное начальство. Если бы мы стояли здесь на почве Русско-национальной самостоятельности Церкви в смысле епархиальной независимости и в этом духе направляли бы всю нашу деятельность, независимо от Православной Патриархии, тогда вопрос легко решился бы сам собою, и монашеская деятельность русских афонцев заняла бы свое определенное место, да и все Айн-Фарское дело приняло бы желательный оборот; но столь коренное изменение общегосударственной церковной политики может исходить исключительно от императорского правительства с составлением официальной программы и с точно определенным в ней направлением в этом именно смысле, а никак не от генерального консульства или других учреждений, а тем менее отдельных лиц. Однако до сих пор этого нет; императорское правительство пока неизменно стоит за официальный принцип тесного единения с Восточными Церквами, покровительствует им, защищает их права и, как явствует из инструкций г. императорского посла в Константинополе, находит необходимым не только стремиться охранять канонические устои Православия, но даже устранять все, что может подать хотя бы повод к обвинению нас в несоблюдении канонов, так как Русская Церковь вообще чужда всяких происков и посягательств на права древних Церквей Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Древнейшие храмы, посвященные И. П., были построены на Св. земле в местах, упоминаемых в его жизнеописании. Ранний период жизни И. П. связан с Айн-Каремом и его окрестностями. На месте дома прав. Захарии, где произошла встреча Пресв. Богородицы с прав. Елисаветой и находившийся в ее чреве И. П. приветствовал Спасителя («взыграл младенец во чреве ее»), уже в V-VI вв. находился храм, пристроенный к скале и включавший пещерное жилище Захарии и Елисаветы. При постройке новой церкви в XII в. храм был превращен в крипту. Здание перестраивалось и в 1861 г. Существующий там в наст. время храм мон-ря Посещения, или Магнификат («Величит душа моя Господа», 1938-1940, 1947-1955), построен над криптой, в к-рой находится св. источник, по преданию, забивший в момент встречи Пресв. Богородицы с прав. Елисаветой. Туда же была перенесена часть скалы, расступившейся и укрывшей Елисавету с младенцем И. П. от воинов Ирода. В Айн-Кареме на фундаментах визант. храма V-VI вв. воздвигнут католич. мон-рь Рождества Иоанна Предтечи. Постройку V-VI вв. в IX в. сменила визант. купольная базилика, расширенная в XII в., реконструированная в XVII в. и претерпевшая ряд перестроек во 2-й пол. XIX в. Место рождества И. П. в левом приделе отмечено резной мраморной звездой с лат. надписью: «Hic Praecursor Domini natus est» (Здесь родился Предтеча Господень), над которой установлен небольшой мраморный престол. По преданию, пуст. Иоанна Предтечи в Айн-Кареме основана в визант. период на месте, где, согласно «Протоевангелию Иакова», расступившаяся скала укрыла Елисавету и где И. П. провел 1-й год жизни. Здесь также находится чудотворный источник И. П., изведенный из скалы ангелом. Визант. храм был разрушен во время персид. нашествия. В наст. время пустынь принадлежит францисканцам, но арендуется франц. униатами. Условно именем И. П. была названа пещера в Эвен-Сапире близ Айн-Карема (исследована в 1999-2005 С. Гибсоном), использовавшаяся ранними христианами. На обнаруженных в ней примитивных рисунках, видимо, изображен И. П. Камень, с к-рого И. П. произнес 1-ю проповедь, находится около входа в собор Горненского мон-ря .

http://pravenc.ru/text/471450.html

Греческая Патриархия указывает, что каноны единой Православной Церкви не допускают, чтобы монах чужой епархии, вторгаясь в пределы епископской юрисдикции Святой Сионской Церкви, без её на то благословения, позволил себе отдаться монашеской деятельности, поэтому и вторжение афонцев в Айн-Фару являлось прямым нарушением священных канонов и вызвало постановление Патриаршего Синода о запрещении пребывания афонских клириков в Айн-Фаре. Действительно, Генеральное Консульство, поддерживая гражданское право русскоподданного Попова, как крестьянина Области Войска Донского, исполняло только долг, возложенный на него законами Империи; но каким образом, на основании какого закона или права и в качестве какой официальной власти может оно поддерживать или вообще вмешиваться в дело того же Попова, когда он неизвестным Консульству образом обращается в о. Досифея, надевает монашеское одеяние и начинает свою монашескую деятельность на участке Айн-Фара или в самой пещере Преподобного Харитона сам по себе, открыто игнорируя и наше, и местное епархиальное начальство. Если бы мы стояли здесь на почве русско-национальной самостоятельности Церкви в смысле епархиальной независимости и в этом духе направляли бы всю нашу деятельность, независимо от Православной Патриархии, тогда вопрос легко решился бы сам собою, и монашеская деятельность русских афонцев заняла бы своё определённое место, да и все Айн-Фарское дело приняло бы желательный оборот; но столь коренное изменение общегосударственной церковной политики может исходить исключительно от Императорского Правительства с составлением официальной программы и с точно определённым в ней направлением в этом именно смысле, а никак не от Генерального Консульства или других учреждений, а тем менее отдельных лиц. Однако до сих пор этого нет; Императорское Правительство пока неизменно стоит за официальный принцип тесного единения с Восточными Церквами, покровительствует им, защищает их права и, как явствует из инструкций г. Императорского Посла в Константинополе, находит необходимым не только стремиться охранять канонические устои Православия, но даже устранять всё, что может подать хотя бы повод к обвинению нас в несоблюдении канонов, так как Русская Церковь вообще чужда всяких происков и посягательств на права древних Церквей Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Благое дело, задуманное русскими иноками, вызвало неожиданно сильнейшее сопротивление Иерусалимской Патриархии, заявившей, что все святые места в Палестине должны принадлежать ей. И это при том, что до приобретения участка в Айн-Фаре русскими греческие православные археологи даже не знали, что это – развалины Лавры Харитона! Началась долгая упорная тяжба, в ходе которой Патриарх пытался даже прибегнуть к давлению германского кайзера. Как сообщалось в секретной депеше русского посла в Константинополе от 11 ноября 1904 г., «германский посол представил султану записку, в коей указывает на незаконные происки русских, направленные к усилению их влияния в этой стране. Русские, ввиду их намерения основать монастырь в местности Айн-Фара, могут впоследствии причинить большие затруднения и неприятности. Султан повелел передать германскому послу, что надлежащие указания по этому вопросу им уже даны». Почти 10 лет, до самого начала Первой мировой войны, тянулось «Айн-Фарское дело». Лавра осталась за русскими. К счастью, «обычное» право на Востоке сильнее «телеграфного». Сегодня эта миниатюрная, затаившаяся под грозной скалой обитель принадлежит Русской Зарубежной Церкви. Незадолго перед Второй мировой войной в обители случился пожар. Из старой афонской братии, присланной когда-то игуменом Пантелеимоном, оставался тогда один инок, отец Герасим. Практически в одиночку, своими руками, плотничая и таская камни, он сумел снова привести монастырь в порядок. Он умер в 1950 г. ...Дорога к Айн-Фаре и сегодня, как во времена Леонида, идет через гору Скопус и далее проселком мимо трех водокачек, подающих фаранскую воду в Иерусалим. Дорога кончается у последней водокачки вскоре за селением Аната (где тоже есть небольшой участок с развалинами древнего византийского храма, принадлежащий Русской Зарубежной Церкви). Дальше надо идти пешком по горной тропинке в открывшееся глубокое ущелье. Тропинка подводит к отвесной стене высотой в 50 м, у подножья которой огорожено невысокими стенами Русское место. За стенами сад, посаженный по уступам, образовавшимся на древних развалинах. Сразу у входа видны руины древней византийской церкви с характерными обломками колонн. Вправо, к обрыву, подземная гробница – место погребения преподобного Харитона. Внутри, над надгробием, горит перед иконой неугасимая лампада.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Церковь в с. Мборье. IX - XIII вв. Церковь в с. Мборье. IX - XIII вв. Второй период (731 до нач. XI в.) начинается с присоединения Вост. Иллирика визант. имп. Львом III Исавром к К-польскому Патриархату и завершается подчинением многих епископий совр. А. Охридской архиепископии. В 3-й нотиции К-польского Патриархата Диррахийская митрополия занимает 15-е место. В нее входят 8 епископий: Фамнис, Скампа, Ликинид (совр. Охрид, Македония), Амантия, Бюлис, Атрад, Авлон и Акрокеравний (Главеница) ( Darrouz è s. Notitiae. P. 236). В 10-й нотиции (нач. Х в.) митрополит Диррахия стоит на 42-м месте (перед Смирнским) с 15 епископами своей юрисдикции, в т. ч. на территории совр. А. в городах Стефаниак, Хуновия (совр. Буррели), Кроа (Круя), Элисс (совр. Лежа), Диоклея (совр. Подгорица), Скодра, Дриваст (совр. Дришти), Палата, Главеница, или Акрокеравний, Авлон, Цериник, Пульхериополь и Градиций (Ibid. P. 330). Приведение этих названий показывает довольно развитую церковную организацию, а также возникновение новых епископий при сохранении старых, хотя и с измененным порядковым номером. Из Диррахийских митрополитов в этот период известны Никифор , упомянутый в актах Всел. VII Собора (787), и Лукиан , подписавший протоколы К-польского Собора 879 г. Сохранились также имена иерархов Дриинопольской епископии, в числе к-рых Косма (754-787), к-рый представлял Эпир на VII Всел. Соборе, и Василий I (822). В Х или в нач. XI в. подвизался и пострадал недалеко от совр. Эльбасана св. князь Иоанн-Владимир (22 мая 1016), св. мощи к-рого сохранились в одноименном мон-ре. Третий период (нач. XI в.- 1767) В кон. IX - нач. XI в. А. входила в Болгарское царство Самуила. В 1018 г., после завоевания Византией Болгарского царства, имп. Василий II для управления Церковью на присоединенных к империи болг. землях создал Охридскую архиепископию, включив в ее юрисдикцию 32 церковные епархии на территории совр. гос-в Болгарии, Македонии, Юж. Сербии и А. На территории совр. А. в нее вошли епископии Акрокеравнийская (Главеница), Пульхериопольская (Берат), Церникская, Адрианопольская, Бутротская. Диррахийская митрополия в XI-XIII вв. по-прежнему входила в юрисдикцию К-польского Патриархата. Среди окормлявших ее архиереев известны Лаврентий (1025), Константин Кавасила (1180), Роман (1240). Последнее упоминание митрополита Диррахийского в юрисдикции К-поля относится к 1280 г., позднее он числится в юрисдикции Охрида. Как произошел переход в др. юрисдикцию - неясно. Родом из Диррахия был визант. музыкант св. Иоанн Кукузель (XII или XIII в., пам. 1 окт.), к-рый жил на Св. горе. На Афоне подвизались также святые Нифонт († 1330, пам. 14 июня) из Люковы близ Химары и Нил Эрихиот (Ерикусийский) († 1350, пам. 10 или 16 авг.) из Канины.

http://pravenc.ru/text/64028.html

Большая часть правосл. архиереев не имела возможности находиться на территории своих епархий. Еп. Авраамий лишь изредка посещал окрестности Турова, опасаясь гражданских властей, считавших его тур. шпионом, в 1632 г. он был изгнан из Турова неким шляхтичем Рутковским. Мелетий (Смотрицкий) также лишь недолгое время мог находиться в Полоцке и был вынужден уехать в Киев. Укрепление правосл. Церкви вызвало тревогу у иезуитов, распространивших слух о самозванстве Патриарха Феофана и незаконности его действий. Началась полемика: в защиту Патриарха были написаны «Оправдание невинности» Мелетия (Смотрицкого) (1621) и «Палинодия» Захарии (Копыстенского). После перехода в унию в 1627 г. Мелетия (Смотрицкого) на белорус. землях вновь не оказалось ни одного правосл. иерарха. Во время правления Сигизмунда III представителями высших сословий, сохранившими верность Православию, было основано значительное число мон-рей: Грозовский Иоанно-Богословский (совр. Минская обл.); Новодворский - М. Володковичем (1600; совр. Минская обл.); в Брагине-Ключе муж. и жен. (1609; совр. Минская обл.) - кн. А. Корибут-Вишневецким; Полозовский (ок. 1614; Пинск) - Гарабурдой; Цеперский (1618; совр. Минская обл.) - К. Долматом; Петропавловский жен. (ок. 1618; Минск) - А. Стеткевич; Богоявленский, со школами (1618-1619; Могилёв) - кн. И. Богдановичем-Огинским; Евейский (1619; Евье) - Б. и А. Огинскими; Дятловицкий (1622; совр. Минская обл.) - К. Долматом; Борколабовский жен. (1626; совр. Могилёвская обл.) - Б. Соломорецким и Б. Стеткевичем; Тупичевский (ок. 1626; совр. Могилёвская обл.) - К. Маскевичем; Купятичский (1628; совр. Минская обл.) - А. Воловичевной-Войной и ее сыном В. Коптем; Белковский (1630; совр. Могилёвская обл.) - Я. и А. Стеткевичами-Заверскими; оршанский Кутеинский жен . (1630) - Б. и Е. Стеткевичами-Заверскими; Воскресенский в с. Селец (совр. Минская обл.) переведен из Логойска Ю. Тышкевичем и его женой Анной Уцеховской в 1631 г. «Казанье» архиеп. Мелетия (Смотрицкого) на погребение еп.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Самое большое наше владение, в 9 километрах от Иерусалима у арабской деревушки Эйн-Карем, где теперь красуется другая русская женская монашеская община, досталось о. Антонину тоже не без некоторого соревнования и борьбы с латинскими миссионерами. Предание называет именно Эйн-Карем евангельской «Горней», где произошла встреча Божией Матери с праведной Елисаветой. Позднейшее открытие в заиорданском городе Мадабе мозаичной карты очень большой древности 260 , равно как и открытые в 1909 г. на новоприобретенном миссийском участке Бет-Шаар интересные мозаики, как будто бы позволяют возражать против традиционного взгляда на Эйн-Карем как на Горнюю. Мадабская карта как раз на половине расстояния между Иерусалимом и Хевроном помещает название « Бет-Захар», т. е. по-арабски «дом Захарии». На участке Миссии Бет-Шаар («дом ковровых палаток»), часто называемом и Бет-Захар и находящемся как раз на половине пути между Иерусалимом и Хевроном, были обнаружены фрагменты древней церкви с мозаичным полом (увы, варварски разрушенным), на котором легко заметить остатки изображения двух ланей, соприкасающихся головами, как бы целующихся. Может быть, Бет-Шаар или Бет-Захар и есть место встречи и целования двух Матерей. Во всяком случае, некоторые намеки на это делает наша житийная литература. Так синаксарь на Рождество Иоанна Крестителя горней страной иудейской называет «предел священнического града Хеврона, в нем же бе дом Захариев»; или еще более ясно: «восставши Мариам от Назарета Галилейского, иде в горняя со тщанием во град Иудов, си есть, в Хеврон, и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет» 261 . Никодим Агиорит в своем «Синаксаристе» также упоминает предание, по его мнению позднейшее, о том, что дом Захариин был в пределах Хеврона 262 . Впрочем, он приводит наряду с этим и другие мнения о местонахождении дома Захариина в Махерунте, Еммаусе или Вифлееме. Но вернемся из области критических предположений к традиционной Горней, к Ейн-Карему. Среди довольно высоких холмов, по склонам засаженных маслинами, смоковницами и стройными, высокими кипарисами, теперь раскинулось несколько монашеских общин: наша русская и три латинских.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/o...

Пьяны; основан одновременно с предыдущим, после 1740 не упом.), Исадская Спасская Архидиаконская пуст. (мужская, в с. Исады совр. Лысковского р-на; упом. в 1577, в 1686 приписана к Макариеву Желтоводскому мон-рю), Рождество-Богородицкий (мужской, в совр. с. Курмыш Пильнинского р-на; впервые упом. в 1584, в 1657 приписан к Патриаршему дому, в 1680 - к Новоиерусалимскому в честь Воскресения Господня мужскому монастырю , в 1764 упразднен), Архангельский Княгининский (женский, в совр. г. Княгинино; основан во 2-й пол. XVI в., упразднен в 1764), Троицкий (женский, в совр. с. Курмыш; основан не позднее XVI в., упразднен в 1764), Казанский Богородицкий (мужской, в Лыскове; основан не позднее 20-х гг. XVII в., в 1724 упразднен, в 1728 возобновлен, в 1764 вновь упразднен), Богородице-Рождественский (женский, в Лыскове; основан не позднее 20-х гг. XVII в., упразднен в 1764), Спасо-Преображенский Мурашкинский (мужской, в совр. пос. Б. Мурашкино; основан не позднее 20-х гг. XVII в., упразднен в 1764), Маровский Крестовоздвиженский (женский, в пос. Красные Мары Спасского р-на; основан в 1632 как муж. пустынь, в 1721 приписан к Оранской в честь Владимирской иконы Божией Матери мужской пустыни , упразднен в 1764, возобновлен в 1901 как женская община, закрыт в 1927, в 2009 началось восстановление при помощи Нижегородского в честь Воздвижения Креста Господня женского монастыря , в 2015 приход на территории бывш. мон-ря получил статус архиерейского подворья), Троицкий Мурашкинский (женский, в совр. пос. Б. Мурашкино; основан в 30-х гг. XVII в., упразднен в 1764), Преображенская пуст. (мужская, у оврага Старцев Угол близ совр. дер. Булдаково Сеченовского р-на, на границе с Мордовией; основана в сер. XVII в., упразднена в 1764), Зеленогорский Спасский (в совр. с. Зелёные Горы Вадского р-на; основан в сер. XVII в. как мужской, упразднен в 1764, возобновлен в 1-й четв. XIX в. как жен. община, официально утвержденная в 1842 и преобразованная в мон-рь в 1893, закрыт в 1929), Троицкий Васильегорский Хмелевский (мужской, в слободе Хмелевка (близ совр.

http://pravenc.ru/text/2110942.html

В удостоверение чего настоящий акт составлен 26 Мохаррема 1307. (Записи, находящиеся на обратной стороне копии акта): Для копии, соответствующей регистрации. Мохамед Хоршид. 3. Налоговые сборы за копию вакуфного акта, полученную из реестра – 675 пиастров. Сумма в 675 пиастров получена 3 ноября 306 (1890). Кассир: Рафаель Кагиль. Главный бухгалтер из Иерусалима:/нет подписи/ Верность (французского) перевода удостоверена. 1-й Драгоман Генерального Консульства/подп./Хомси. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/11, д. 4, л. 4–13. 62. Купчая крепость на место в Айн-Кареме (Горнем Граде Иудовом) Иерусалим, 11 ноября 1889 г. Перевод с арабского. Копия. Удостоверяю верность нижеизложенного, (подпись) Эс-Саид-Мухаммед Тагир-эль-Халеди, Наместник Судьи г. Иерусалима. (М. П.) Перед Судом и в присутствии Наместника Судьи, печать и подпись коего выше значатся, явился г. Яков, драгоман Архимандрита, Духовного Главы Русского Правительства в Иерусалиме, о котором сказано будет ниже, (Яков), сын Георгия, сына Ивана-эль-Халеби, грек, турецкоподданный 91 , и заявил, подтвердив свободно и добровольно (своё заявление) свидетельскими показаниями, удовлетворяющими всем требуемым законом условиям: что все произрастания из плодовых деревьев различных пород (маслина и др.), находящиеся на пространстве старых западных полей, на земле деревни Айн-Карем, прилежащей с запада к южным развалинам монастыря, окружённых оградою со всех 4 сторон, известных под названием «Масличных полей» и ограничиваемых с юга владениями Субани и землями Абд-ур-Рахима и Мухаммеда, сыновей Давуда, жителей сказанной деревни; с востока – землёю детей бывшего Муфтия, которая составляет часть второго поля, третьего – ниже помянутого и развалинами вышесказанного монастыря, считая и площадь, примыкающую к стене сего монастыря, в каковой стене имеется дверь; с севера – общественною дорогою; с запада – владениями детей Ати и Измаила Наван, и Али-эль-Хадж, и детей 92 , жителей названной деревни, и что все строения старого западного дома, находящегося вне деревни, но в пределах названного поля, каковой дом имеет 2 этажа, – нижний состоит из двух смежных комнат, большой комнаты, кончающейся галереей, кухни и цистерны для накопления дождевой воды; верхний этаж – из двух смежных комнат и маленькой комнаты с галереей и открытым балконом и с законными удобствами, – (дома), ограничиваемого с юга сказанным полем, с востока – площадью, примыкающею к стене развалившегося монастыря, в которой проделана дверь; с севера и запада – помянутым полем, причём сей дом и сказанные деревья стоят на земле, составляющей вакф во имя Святого Абу-Медия Фаут и несущего повинность хикр в 20 пиастров ежегодно, в пользу сего вакфа,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

2) Церковь Богоматери, в 8 вёрстах к западу от Иерусалима, в селении Айн-Карем – по преданию, в Евангельском «Граде Иудовом» – также выстроена на русской земле, на приобретённом мною в 1871 году покупкою участке, и также по Султанскому фирману одной даты с вышеупомянутым. Об обстоятельстве, давшем повод к её сооружению, и обо всём прочем мною было доносимо Святейшему Синоду в 1883 году (5 апреля, 82). В ожидании, пока местною церковною властью будет выстроена в Айн-Кареме православная приходская церковь для возвратившихся в православие жителей, в настоящее время в нашей церкви назначенный Патриархиею в селение арабский священник совершает обычное богослужение. Со всем окружающим церковь местом и выстроенными на нём поклонническими приютами она находится также в моём полном распоряжении и содержится на средства Духовной Миссии. 3) Предполагаемая, по желанию блаженной памяти Графа Е. В. Путятина и других христолюбцев, в Яффе – древней Иоппии – русская церковь имеет быть воздвигнута внутри садов Яффских на приобретённом мною в 1869 году покупкою участке земли, носящем с незапамятных времён имя Св. Тавифы, там, надобно думать, погребённой. Дело о сей церкви заведено мною через посредство Императорского Посольства нашего в Константинополе в начале минувшего 1884 года, – по требованию его удостоилось 16 июня того же года Патриаршего согласия, – разрешено, в декабре того же года, Яффским меджлисом и здешним губернатором, но доселе не доведено до конца – не санкционировано Султанским фирманом. О всех сих церквах я имел 16 апреля сего года совещание с Его Блаженством Патриархом Никодимом, причём условлено было словесно между нами дать им официальное значение «принадлежностей» (филиал) Духовной Миссии, наравне с церквами Живоначальной Троицы и Св. Мученицы царицы Александры, находящихся в наших здесь поклоннических заведениях, о чём немедленно сделано было мною чрез Высокопреосвященнейшего Митрополита Исидора 85 Святейшему Синоду донесение (16 апреля, 82). Во-вторых, относительно разных, в разные времена и в разных местах Палестины сделанных мною земельных приобретений, я, как в 1881 году, так и теперь, нахожусь ещё в невозможности представить Святейшему Синоду все нужные сведения с полной отчётливостью, тем менее препроводить в оный все относящиеся к покупке мест документы в подлиннике или в копиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010