Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЭРЗЭРЕШТСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ [Варзарештский] (Кишинёвской епархии), расположен в с. Вэрзэрешть (Варзарешты), в 62 км к северо-западу от Кишинёва. Время основания неизвестно, первоначально был муж. (Республика Молдова, Ниспоренский р-н). Впервые упоминается как Кишно-Варзаревский 25 апр. 1420 г. в грамоте молдав. господаря Александра Доброго боярину Вене. В ней говорится о ктиторе мон-ря, некоем Вэрзэре. Согласно этой грамоте, Вене передавалась во владение земля, принадлежавшая ранее обители. В XVII в. неоднократно разорялся татарами и турками. В 1770 г. трудами свящ. Власия Мэкэреску (впосл. принял постриг с именем Варлаам) и его сына прот. Константина В. м. был возобновлен как скит, в 1796 г. построена деревянная на каменном фундаменте ц. во имя вмч. Димитрия Солунского. Насельники В. м. во главе с иером. Варлаамом (Мэкэреску) возобновили Хынковский во имя вмц. Параскевы Пятницы мон-рь . С момента основания до завоевания Бессарабии тур. войсками в нач. XVI в. В. м. находился в юрисдикции Молдавской митрополии, затем - в Проилавской митрополии К-польского Патриархата, с 1792 г.- в составе Молдо-Влахийской митрополии РПЦ, с 1813 г. относится к Кишинёвской епархии РПЦ. К 10-м гг. XIX в. в В. м. жили архим. Виктор и 1 монах, в 1815 г. скит был обращен в жен., в него переселились монахини Косоуцкого мон-ря, настоятельницей стала мон. Синклитикия. В 1840 г. из Рудянского жен. скита в В. м. была перенесена местночтимая чудотворная икона Божией Матери, впосл. названная «Варзарештская», в 1846 г. к В. м. был приписан Рудянский скит. В 1863 г. в В. м. построили каменный Димитриевский собор в стиле классицизма, в 1868 г.- теплую ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы, колокольню; имелись сестринский корпус с трапезной и флигель. В 1872 г. при В. м. открылись церковноприходская школа и больница для монашествующих. В 1908 г. в обители было 28 монахинь и 52 послушницы, в 1917 г.- 40 монахинь и 67 послушниц. В 1903 г. мон-рь владел 190 дес. земли, в 1908 г.- 206 дес. земли и 47 дес. леса.

http://pravenc.ru/text/161143.html

Основание деревянного храма во имя апостола Филиппа предание относит ко времени, когда на этом месте находился загородный дом святителя Филиппа (Колычева), митрополита Московского. Впервые этот храм упоминается в 1631 г. От наименования церкви и произошло название переулка. Каменный храм построили на месте прежнего и освятили 2 ноября 1688 г. В это же время была возведена шатровая колокольня. Строился храм на средства стольника Ивана Косьмина. В 1812 г. он сильно пострадал во время пожара Москвы. Его хотели разобрать, но в 1817–1822 гг. капитально перестроили. Указом от 26 февраля 1818 г. храм стал представительством Иерусалимского Патриархата. Первым настоятелем подворья стал посланник Иерусалимский Церкви архимандрит Арсений, русский по происхождению. При нем главный престол храма переосвятили в честь праздника Обновления храма Воскресения Христова (Воскресения Словущего) (26 июня 1818 г.). В бывший Никольский придел перенесли престол во имя апостола Филиппа. В этом приделе под резной сенью было поставлено Распятие-Голгофа. Возведение нового южного придела завершили в 1852 г. Он получил редкое на Руси двойное посвящение: во имя святителя Николая и Иерусалимской иконы Божией Матери (освящен 20 сентября 1852 г. митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым)). С этого времени в храме находится частица святых мощей апостола Иакова, брата Господня по плоти, первого епископа Иерусалимского. Святые мощи апостола Иакова были привезены известным церковным писателем и путешественником А.Н. Муравьевым и поднесены митрополиту Филарету, который передал часть мощей в храм Воскресения Словущего на Арбате. Настоятелем храма в 1877–1882 гг. был архимандрит Никодим, который впоследствии стал иерусалимским патриархом. В конце 1870-х годов храм заново расписали. В приделе апостола Филиппа над лежавшей там круглый год плащаницей Господней была устроена сень, схожая с Кувуклией – часовней над Гробом Господним. Главный иконостас «под мрамор» был устроен в 1878 г. и украшен новонаписанными иконами. В том же 1878 г. Иерусалимская Церковь передала частицы святых мощей угодников Божиих, особенно почитаемых в России: мученика Галактиона, священномученика Харлампия, мученика Трифона, великомученика Пантелеймона, мученицы Варвары. В следующем году патриарх Иерусалимский Иерофей прислал в дар святые мощи святителя Иоанна Милостивого, великомученика Никиты, бессребреника Космы, преподобного Алипия, мученицы Параскевы Пятницы. Почти все святые мощи, находящиеся в храме, содержатся в позолоченном мощевике с резным изображением Гроба Господня. Сохранившиеся поныне стенные росписи отреставрировали в 1900–1902 гг.

http://sobory.ru/article/?object=02259

Афанасьево. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь в стиле классицизма, сооруженная в 1840 г. в духе образцовых проектов. Прямоугольный обьем, завершенный световой ротондой и звонницей, украшенный четырехколонными портиками. Приделы Петропавловский и Пятницкий. Закрыта в 1930-х гг., в годы войны открыта, более не закрывалась. В 1840 г. было построено новое, каменное здание храма. Строительство осуществлено тщанием протоиерея церкви Петра Каракулина с помощью прихожан. Здание окружала каменная ограда с 3 входами. Паперть открытая, с навесом на каменных столбах. Снаружи храм оштукатурен. Размеры здания в плане: 35 арш. 9 вер. × 25 арш. 7 вер. Имеются 24 окна, 16 из них с решетками. Храм имеет 7 глав, колокольня трехъярусная в одной связи с основной частью. Главы и колокольня покрыты железом, окрашенным на 5 главах. Кресты: 2 позолочены, 1 окрашен в желтый цвет, 5 – прорезные, 22 железные. В колокольне 5 колоколов весом 108 пудов 32 фунтов; 39 пудов 2 фунта; 16 пудов 3 фунта; 2 пуда 9,5 фунтов; 1 пуд 7 фунтов. Храм имеет 3 престола: во имя Св. Николая Чудотворца, св. апостолов Петра и Павла, Св. великомученицы Параскевы Пятницы. Алтарная решетка железная. Роспись храма возобновлялась в 1912 г. Иконостас деревянный с позолотой, 4-ярусный, размеры его 16 × 11,5; 5 × 5,5; 5×5,5 (в аршинах), исполнен в 1840 и 1864 гг., возобновлялся в 1912, 1913 гг. В центральной части иконостаса 21 икона, в боковых по 5. В главном приделе справа от царских врат икона Спасителя 1 арш. 14 вер. × 1 арш. и Св. Николая Чудотворца 1 арш. 3,5 вер. × 12 вер., слева икона Божией Матери 1 арш. 14 вер. × 1 арш. и Св. Царей Константина и Елены 1 арш. 14 вер. × 1 арш. 2 вер. В главном приделе находится киот с иконой Св. Николая Чудотворца 1 арш. 3,5 вер. × 13 вер. в серебряной ризе весом 11,5 ф. с эмалью и стеклами. При церкви с 1893 г. существовала церковно-приходская школа, размещавшаяся в деревянной сторожке; в церковной библиотеке имелось 90 томов духовной литературы. Заведовал школой и вел в ней Закон Божий священник, учителем был дьякон. Дьякон не получал жалованья за работу в школе. В разные годы в школе обучалось от 30 до 50 девочек.

http://sobory.ru/article/?object=08497

Буриново. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Земли, на которых находится с. Буриново, известны с XV в. как владения князей Тростенских. Позже их владельцами были Нарышкины и их родственники Головкины. Графом Головкиным в 1753 г. в селе была построена деревянная одноглавая церковь с трапезной и колокольней. В 1830 г. она была обновлена на деньги генерал-лейтенанта Моисея Ивановича Карпенкова. Этот храм сохранялся до ХХ в. Во второй половине XIX в. к приходу храма были приписаны часовня в д. Воронино и храм в честь Параскевы Пятницы в с. Комарево. В приходе действовали библиотека, церковное Попечительство, в 1881 г. в с. Буриново была открыта земская школа, а в 1890 г. церковноприходская школа в д. Воронино. В 1895 г. стараниями московского купца Ивана Федоровича Тихомирова рядом с деревянным храмом был построен каменный. Храм имел три престола: главный в честь Преображения Господня и в приделах в честь великомученика Георгия Победоносца и бессребреников Космы и Дамиана Ассийских. В годы советской власти с. Буриново стало центральной усадьбой местного совхоза. В середине 1930-х гг. храм был закрыт, а его здание использовалось под зернохранилище. В годы Великой Отечественной войны на территории села проходили ожесточенные бои, у стен храма погибли десятки защитников Отечества. Со временем деревянный храм был разобран на дрова, а каменный пришел в аварийное состояние. В 2000 г. местные жители при поддержке президента Российского фонда архитектурного наследия имени преподобного Андрея Рублева В.А. Киселева начали восстановление храма. В восстановлении храма приняли участие также Соскин, Веденеев, Герасимук. При реставрации храма была восстановлена сохранившаяся икона Троицы в купольной части храма. К августу 2001 г. храм был полностью восстановлен, и 19 августа, в престольный праздник Преображения Господня, иерей Александр Петров совершил здесь первую службу. 29 сентября 2001 г. архиепископ Климент и епископ Георгий в сослужении собора духовенства епархии совершили чин освящения храма. 19 января 2002 г. был освящен находящийся рядом с храмом источник в честь Калужской иконы Божией Матери. С 19 сентября 2001 г. настоятелем храма является священник Андрей Резван. При храме действует воскресная школа для детей.

http://sobory.ru/article/?object=07975

В каждый из дней Светлой седмицы в одной из точек проведения акции будут звучать «живые» колокола мобильных звонниц. 17 апреля. ПРАВМИР. Колокольный звон на пасхальной неделе прозвучит не только в действующих церквях, но и на улицах города. В дни пасхальных празднований гостям фестиваля «Пасха в Москве» напомнят, как звучали утраченные храмы и монастыри столицы, — сообщают организаторы Пасхального фестиваля . В рамках фестиваля в 2014 году впервые в городе пройдет уникальная акция «Пасхальный звон», призванная напомнить гостям праздника историю утраченных храмов столицы. В тех местах, где раньше находились монастыри и храмы Русской Православной Церкви, будут установлены специальные стенды с информацией об истории каждого храма, и его духовной и культурной ценности для Православия и истории города.  В каждый из дней Светлой седмицы в одной из точек проведения акции будут звучать «живые» колокола мобильных звонниц. Расписание:   21 апреля — Пушкинская пл.(около памятника А.С. Пушкину) — Страстной монастырь 22 апреля — Лубянский пр., 17 (вост. угол Малого Спасоглинищевского пер.) — Церковь Спаса Преображения в Глинищах 23 апреля — Кудринская пл. (сев.-вост. угол д. 1) — Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что в Кудрине 24 апреля — ул. Пятницкая, 23 (перед павильоном станции метро «Новокузнецкая») — Церковь Великомученицы Параскевы Пятницы на Пятницкой 25 апреля — ул. Большая Дмитровка, 21 (Козицкий пер., 7) — Церковь Сергия Радонежского на Большой Дмитровке 26 апреля — ул. Бахрушина, 24, стр. 1 — Церковь Троицы Живоначальной в Больших Лужниках 27 апреля — ул. Остоженка, сквер перед д. 41 — Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Остоженке     Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 апреля, 2014 16 апреля, 2023 9 июня, 2021 1 декабря, 2019

http://pravmir.ru/kolokolnyiy-zvon-vo-vr...

В Костромской епархии отпраздновали 250-летие судиславльского Спасо-Преображенского собора Кострома, 20 августа 2008 г. 19 августа, в праздник Преображения Господня, отмечается 250-летний юбилей освящения Спасо-Преображенского собора поселка Судиславль.   Первая церковь в Судиславле – древнем городе, упоминаемом в летописях со второй половины XIV века – была деревянной. Каменный храм на ее месте с отдельно стоящей колокольней был возведен в 1758 году усердием прихожан. В храме было устроено три престола: центральный – в честь Преображения Господня, и два боковых – в честь Рождества Христова и во имя святителя Николая Чудотворца. В документах 1789 года рядом с Преображенским храмом значится другая каменная Никольская церковь, по всей видимости, разобранная из-за ветхости в начале ХХ века. Ее изображение сохранилось на этюде Б.М. Кустодиева «Сумерки в Судиславле» (Костромской государственный объединенный художественный и историко-архитектурный музей-заповедник). Важным событием в истории Преображенского собора стало его посещение 15 мая 1837 года цесаревичем Александром Николаевичем (будущим императором Александром II) и его воспитателем поэтом В.А. Жуковским, совершавшими путешествие по России.   В 1898 году в храме при настоятеле протоиерее Иоанне Доброхотове по благословению епископа Костромского и Галичского Виссариона был установлен новый иконостас, изготовленный на средства прихода; реставрация древних икон для него, «равно как и исправление стенной живописи» были осуществлены «средствами благотворителя сего храма потомственного почетного гражданина Ивана Александровича Кокарева, пожертвовавшего на сей предмет 3000 рублей».  В начале ХХ столетия причт Преображенского собора состоял из двух священников, диакона и псаломщиков. Прихожанами церкви были 1500 человек. Среди святынь храма местными жителями особо почитались древние иконы великомученицы Параскевы Пятницы и святителя Николая Чудотворца, образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость», икона «Плачь Пресвятой Богородицы» и древний резной крест с частицами мощей святых угодников Божиих. К Преображенскому собору была приписана кладбищенская Успенская церковь, построенная в 1790 году.

http://pravoslavie.ru/27418.html

Венгерово. Монастырь Новомучеников и Исповедников Российских. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Карта и ближайшие объекты Кирпичный сельский храм, сооружённый в 1859 году. Закрыт в 1936 году, в 1950-х гг. венчания сломаны, перестроен в клуб, затем спортшколу. Возвращён верующим в 1992 году, восстановлен с частичной реконструкцией. В настоящее время представляет собой прямоугольную в плане пятиглавую постройку с отдельно стоящей шатровой колокольней в духе XVII в. В 2002 году приход в Венгерово преобразован в подворье монастыря Новомучеников Российских в Новосибирске, идет создание тут отдельного монастыря. vsemmirom.com Церковь в честь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа в селе Венгерово Церковь Святого Спаса, сооружённая в 1859 году в центре села, когда-то была одной из самых красивых церквей в области. Последнее богослужение в Спасском храме было совершено в 1936 году на праздник Святой Троицы, после чего храм был закрыт. С храма были снесены купола, кровля колокольни, кресты, церковь стала однокупольной. Здание после закрытия использовалось как склад, сохраняя свою архитектурную форму. После войны храм разрушили, в 1953 году перестроили под клуб. В последующие годы здание бывшего храма было занято под спортивную школу. Здание храма было возвращено православной церкви в 1992 году. С октября 2002 года по благословению Высокопреосвященного Тихона, архиепископа Новосибирского и Бердского, храмовый комплекс в селе Венгерово Новосибирской области является подворьем мужского монастыря святых Новомучеников Российских г. Новосибирска. В храмовый комплекс входят: храм в честь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, храм во имя преподобной мученицы княгини Елизаветы, часовня великомученицы Параскевы Пятницы, часовня-горнило, надкладезная часовня, братский корпус с трапезной, подсобные помещения. В настоящее время храм в честь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа используется как летний храм. В 1996 году рядом с церковью из бывшей крестильни был построен зимний храм во имя преподобномученицы княгини Елизаветы.

http://sobory.ru/article/?object=41025

Во вторую Неделю Великого поста епископ Митрофан совершил Литургию в Саблино марта 2016 За Литургией Владыка совершил хиротонию Евгения Плеханова во диаконы 27 марта 2016 года, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, Преосвященнейший епископ Гатчинский и Лужский Митрофан совершил  Божественную литургию свт. Василия Великого в храме свт. Николая Чудотворца п. Саблино . Его Преосвященству сослужили: настоятель храма, благочинный Тоснеского округа протоиерей Николай Аксенов ; протоиерей Михаил Бреславский; иерей Иоанн Аксенов; иерей Виктор Плеханов. После сугубой ектении архипастырь вознес молитву о мире на Украине. За Литургией владыка совершил хиротонию Евгения Плеханова во диаконы ко храму святой великомученица Параскевы Пятницы п. Красный Бор . По окончании богослужения архиерей поздравил верующих с воскресным днем и обратился со словом проповеди. Преосвященнейший владыка отметил, что подошла к концу вторая седмица Святой Четыредесятницы, приближая нас ко светлому празднику Христова Воскресения. Архипастырь подчеркнул особую важность молитвы во дни поста и напомнил, что во вторую Неделю мы совершаем память Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, великого молитвенника и аскета. Во вторую Неделю Великого Поста Святая Церковь Говорит нам о тайне света, к которому мы должны приобщиться, если хотим увидеть Воскресение Христово. Святитель Григорий Фессалоникийский и богословские споры в XIV веке, связанные с его именем, учили о том, что свет Преображения есть свет нетварный, несотворенный. Опровергая ересь западных Богословов, это учение напоминало о слове Писания, что Бог есть свет, и, исповедуя Бога-Отца и Бога-Сына, Света от Света, Бога истина от Бога истина, мы веруем, что Богом-Светом сотворен другой - тварный свет, тот, о котором сказано в книге Бытия: " Сказал Бог, да будет свет " . Эти догматические вопросы не были отвлеченными для жизни Церкви. Не должны они быть отвлеченными и для нас. Беда, если мы воспринимаем их как простые богословские или ученые рассуждения, не имеющие никакого отношения к нашей жизни. Это может означать только одно: что тот свет, о котором нам возвещает Бог - свет, в котором нет никакой тьмы - для нас остается неувиденным, и мы не приносим печали покаяния в том, что пребываем во тьме. Все беды в Церкви связаны, в конце концов, с тем, что какие-то тайны веры становятся отвлеченными, переставая быть живыми насущными вопросами, решающими нашу судьбу, и мы теряем глубину веры, полноту христианского призвания, которое должны осуществить в Церкви.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Городная. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о деревне Городная относится к 1448 году. О постройке первых храмов документальных сведений не сохранилось. Построенные из дерева не смогли устоять перед временем и частыми войнами церкви, престолы которых были освящены в честь великомученицы Параскевы-Пятницы и праздника воздвижения святого Креста Господня.  Историю первого сохранившегося до наших дней деревянного Свято-Троицкого храма можно начинать с так называемой казацкой войны 1648 - 1651 годов. В эти годы воевавший на стороне Богдана Хмельницкого крымский хан Ислам-Гирей III захватил поселение и разместил здесь свои войска. По народному преданию, татар было так много, что копыта их лошадей выбили в центре деревни озеро, сохранившееся до наших дней, которое местные жители и теперь называют «Татарским стойлом». Уходя, татары разграбили и полностью сожгли поселение, а около семисот его оставшихся жителей угнали в неволю. Но сразу же после войны население стало возвращаться и первым делом они возродили свой храм. Сохранившаяся с того деревянная Свято-Троицкая церковь представляет собой памятник архитектуры местного традиционного полесского деревянного зодчества. При строительстве использовался прием, когда бревна точно подгонялись одно к одному и закреплялись особым замком, что позволяло строить храм практически без одного гвоздя. Современные источники датируют постройку этого храма концом XVII века. Гораздо позже, в 1930 году, к храму была пристроена небольшая звонница, одновременно ставшая его притвором. В начале XX века в местечке, имевшем около двух тысяч взрослых прихожан, было решено построить новый храм. Стараниями священника Николая Роздзяловского и старосты мещанской управы Михаила Белоуса, а в дальнейшем Ильи Вечорко работы начались в 1910 году с геодезической съемки, репер от которой сохранился по сегодняшний день на территории церкви. Для устройства фундамента были использованы надгробные камни со старого кладбища. Стены были выполнены из кирпича, без штукатурки фасадов. Церковь была построена в псевдоклассическом стиле и отличалась ясностью и строгостью основных объемов. Строился храм исключительно на пожертвования прихожан и в очень тяжелое время. Шла Первая мировая война. Строительство храма было завершено, его престол был освящен в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца в 1915 году преосвященнейшим Митрофаном (Краснопольским) епископом Минским и Туровским.

http://sobory.ru/article/?object=33280

Его Высокопреосвященству сослужили: управляющий делами Казахстанского митрополичьего округа епископ Каскеленский Геннадий , епископ Галичский и Макарьевский Алексий ( Костромская митрополия ), викарий Астанайской епархии епископ Талдыкорганский Клавдиан , епископ Чимкентский и Туркестанский Хрисанф , благочинный храмов г. Алма-Аты, настоятель собора святителя Николая Мирликийкого протоиерей Валерий Захаров, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Алма-Аты протоиерей Евгений Воробьев, духовник Астанайской епархии архимандрит Иоанн (Сазонов), архимандрит Вениамин (Рудый), руководитель отдела образования и катехизации Казахстанского митрополичьего округа, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы и храма Собора Пресвятой Богородицы г. Алма-Аты протоиерей Евгений Бобылев, руководитель отдела Казахстанского митрополичьего округа по связям с общественностью, ключарь собора протоиерей Александр Суворов, член Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта игумен Филипп (Моисеев), настоятель храма Архистратига Божия Михаила г. Каскелена Алма-Атинской области игумен Вианор (Иванов), настоятель храма великомученицы Параскевы Пятницы г. Алма-Аты протоиерей Иоанн Лопатин, ключарь собора Рождества Христова г. Алма-Аты протоиерей Александр Гайченя, настоятель храма бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана г. Алма-Аты протоиерей Георгий Чистяков, настоятель храма Богоявления Господня г. Алма-Аты протоиерей Валерий Шаврин, благочинный Илийского округа Астанайской епархии протоиерей Александр Зырянов, ключарь Никольского собора протоиерей Игорь Светличный, настоятель храма Иверской иконы Божией Матери пос. Боролдай Алма-Атинской области игумен Филарет (Петроченко), настоятель храма святителя Алексия, митрополита Московского, пос. Байтерек Алма-Атинской области протоиерей Анатолий Бойко, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи пос. Гульдала Алма-Атинской области протоиерей Георгий Харлов, настоятель храма Богоявления Господня с. Маловодное Алма-Атинской области протоиерей Николай Ткаченко, руководитель личного секретариата митрополита Александра иеромонах Прохор (Ендовицкий), протодиакон Николай Гринкевич, руководитель службы протокола митрополита Александра, протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, духовенство Астанайской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/6006249.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010