Абаканово. Церковь Илии Пророка. Шухтовско-Ильинская церковь Карта и ближайшие объекты Основание Шухтовского Ильинского прихода относится, по всей вероятности, к XVIII веку. В 1790 году здесь возводится деревянная церковь в честь пророка Илии, а в 1800 году – деревянная церковь во имя великомученицы Параскевы Пятницы. До 1843 года приход был самостоятельным, с 1843 по 1860 год был приписан к Покровской Шухтовской церкви, отстоявшей от него в 6 киломестрах на север, а в 1860 г. восстановлен как самостоятельный по ходатайству прихожан при высокопреосвященнейшем Исидоре, митрополите Новгородском. В 1863 году, по причине ветхости Ильинской церкви, Параскевинский храм был переименован в Ильинский и освящен во имя пророка Илии, а Параскевинский придел уничтожен. В 1870-е годы приход на короткое время снова утратил свою самостоятельность и был приписан к соседней Чудской церкви, находящейся в 2 км к югу. В 1885 году заложена каменная Ильинская церковь. Строилась на средства прихожан. Автор проекта – академик архитектуры В. Пруссак. Перед революцией на территории прихода находилось две церкви – каменная Ильинская (1885 г.) и деревянная в честь Параскевы Пятницы (1800 г.) с приделом во имя прп. Зосимы и Савватия. В середине 1920-х годов деревянная церковь сгорела. Здание церкви не сохранилось. Внешний вид ее известен по карандашному плану конца XIX в. Богослужения в каменном Ильинском храме были прекращены в 1937 году, в 1938 году окончательно распалась церковная «двадцатка», а 23 сентября 1940 года специальной комиссией было описано церковное имущество. Здание храма было решено переоборудовать под клуб. В послевоенное время оно использовалось в качестве склада и сельского клуба. К моменту, когда было начато восстановление Ильинской церкви, она представляла печальное зрелище. Была разобрана колокольня, снесены купола, уничтожено внутреннее и внешнее убранство. Освящение храма состоялось в 1997 году. Источник: «Абаканово – моя родина. Из записок старых жителей». Автор-составитель А.В.Белуничев. Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2007, стр.64-65. http://belolikovi.narod.ru

http://sobory.ru/article/?object=13466

Варваровка. Церковь Варвары великомученицы. Варваринская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Изначально в селе стояла каменная церковь, построенная в 1841 году. Она была с тремя престолами: в честь Казанской иконы Божией Матери, во имя святых великомучениц Варвары и Параскевы Пятницы. Во время коллективизации, когда Варваровка стала центром сельсовета, церковь закрыли, колокольню разобрали. В 1939 году в храме разместили МТС. После войны здание разобрали на кирпичи для колхозных нужд. Строительство нового храма великомученицы Варвары завершено в 2005 году, 22 августа храм был освящен и открыт для верующих. Существовавший ранее Казанский храм в слободе Варваровке был одним из лучших в Воронежской епархии по красоте архитектуры, массивности здания и величественному положению. Построен он был на скате горы, под которую расположена слобода Варваровка, вдоль реки Черной Калитвы. Церковь имеет в длину до 70 аршин с соответствующею высотою. На церкви 5 куполов. Средний – главный в высоту с крестом имеет 30 аршин, в нем 8 больших окон, вследствие чего в церковь проникает много света. Боковые главы – небольшие, четвероугольные, увенчанные крестом, и по одному окну во всех 4-х куполах. С церковью через трапезу соединена колокольня, высотой в 23 сажени, о трех ярусах и высоким шпилем. С западной стороны в храм ведет высокая паперть, подобные же, но меньшей высоты паперти и с боков южной и северной стороны. Внизу под церковью помещены кладовые. Нижний ярус храма из дикого камня. Крыша на храме шатрообразная, из листового железа. Кресты на главах железные, вызолоченные. Окон в храме 48; окна распределены так: 4 в главном алтаре, в каждом приделе по 6 окон в два ряда, в храме – 24 окна, из коих 8 в большом куполе и 4 в меньших куполах. Все окна в длину 4 ½ аршина, в ширину 2 аршина 3 вершка. На колокольне большой колокол весит 211 пуд. 11 фунт. Постройка храма начата с 1830 г. Храмозданная грамота была выдана Воронежским архиепископом Антонием 20 сентября 1835 г. освящен главный храм в 1841 г., в том же году и правый придел в честь св. вмц. Варвары, левый придел, как видно из храмозданной грамоты, предполагался в честь св. вмц. Параскевы Пятницы, но впоследствии, по случаю открытия мощей св. Митрофана, этот придел был освящен в честь новоявленного св. Митрофана в 1845 г.

http://sobory.ru/article/?object=15618

Данков. Церковь Параскевы Пятницы. Церковь Пятницкая в Пушкарской слободе /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь св.великомученицы  Параскевы  Пятницы в Пушкарской слободе города Данкова впервые  упоминается  в писцовых книгах 1627-1628 гг.  В 1783 г. Пятницкий приход вырос за счет приписки к церкви Пушкарской  слободы деревни Куликовки. Известно, что 13 марта 1791 г. Прихожанами было подано прошение о разрешении строительства вместо обветшавшего храма нового  деревянного, его прихожане купили в  с.Кочуровское Городище за 600 руб. К 26 апреля 1792 г. церковь  с  трапезной и колокольней была построена, снабжена необходимой утварью и готова к освящению. Старая обветшавшая церковь была продана за 50 руб. на дрова для жжения извести в Данковский Покровский  монастырь. К концу 19 века Пятницкая церковь сильно обветшала, так же как и стоящая неподалеку Богословская деревянная церковь. Жителями  двух заречных слобод было принято решение о строительстве одного нового каменного храма для Пушкарской и Богословской слобод. В марте 1914 г. благочинный 1-го  Данковского округа священник Петр Игумнов с предоставлением фотографического снимка древней Пятницкой  церкви обратился к епископу Рязанскому с  просьбой о разборке храма: " Церковь  эта не может быть сохранена в своем прежнем виде, потому что ремонтировать ее по ветхости стен не представляется никакой возможности, а трапезная часть ее обрушилась так, что войти внутрь нельзя " . Св. Синодом 23 июля 1914 г. было определено " разрешить Рязанскому епархиальному начальству разобрать здание построенной в 1793 г. деревянной церкви в Пушкарско-Богословской слободе г.Данкова с тем, чтобы материалу, который получен будет от разборки храма, употребить на отопление  новоустроенного каменного  храма " . В том же 1914 г. деревянная церковь была разобрана.    Источники информации: Добролюбов И., свящ. Том 3 (Данковский уезд); «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Данковский район»Клоков А.Ю., Найденов А.А.

http://sobory.ru/article/?object=19653

Дентялово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь /// Объект утрачен Название села Дентялово Смоленской губ., что в в 46 км к западу от Холм-Жирковского, произошло от слов «день» и «тял» — настал, пришёл, дословно «настал день». С 1861 года село было центром Дентяловской волости. В 1634 году, когда оно входило в состав Речи Посполитой, упоминается Дентяловская церковь Святой Пятницы. «Наследие» этой церкви – колокол с надписью «Устроен в Денятловскую Пятницкую церковь в лето 7196-е» (1688 год) – находился на колокольне еще и в 20 веке. В сельце Дентялово в 1711 году строится старанием приходских людей вторая деревянная церковь во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. Официально она была закрыта в 1849 году, но есть сведения, что она существовала и в 1876 году. В 1847 году помещик, отставной поручик Василий Петрович Буславский с помощью прихожан строит третью уже по счету деревянную церковь на каменном фундаменте. Освящена она была во имя Трех Святителей. Церковь эта была устроена не очень качественно, холодная, бедная. Протоиерей Николай Медведков и церковный староста, крестьянин из деревни Батурино Григорий Герасимов, начинают сбор средств на устройство новой церкви. История её строительства и занимательна, и поучительна. Денег на строительство было собрано недостаточно. Священник Николай Медведков нашел выход: изготавливать хозяйственным способом кирпич, он продается, и деньги идут на наем рабочих, частью на новый кирпич. Расчет оказался верным, но времени на это понадобилось очень много. В мае 1893 года деревянная церковь с колокольнею были разобраны и начались работы по строительству храма во имя святой мученицы Параскевы, а священник Медведков за счет своих средств приобретает иконостас для будущей церкви. Торжественное освящение храма, а вместе с ним и празднование 35-летия священнической деятельности отца Николая прошли 29 ноября 1899 года. По свидетельству современников, народу собралась такая масса, что «вновь устроенный просторный храм и половину не мог вместить богомольцев, не успевших войти в теплый храм, многие стояли в холодном летнем храме».

http://sobory.ru/article/?object=51409

Небылое. Успенский Косьмин мужской монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В 1675 г. была построена на месте деревянной каменная соборная Успенская церковь (на месте явления Яхромской иконы Божией Матери). На строительство царь Алексей Михайлович пожертвовал 300 рублей денег и 100 пудов железа. В соборе под спудом почивали мощи преподобного Косьмы. Храм был поновлен в 1837 г. при игумене Киприане. В 1867 г. устроен новый иконостас, храм расписан при игумене Науме. В 1906 г. в Успенском соборе было устроено духовое отопление. В период строительства нового соборного храма Успения (взамен ветхого деревянного) в монастыре исчезла деревянная церковь во имя Великомученицы Параскевы Пятницы, упоминаемая в описях первой половины XVII века. В этой церкви, согласно сведениям из описей 1619 и 1635 годов, почивали под спудом святые мощи основателя обители; в самой же церкви находилась рака чудотворца Космы, накрытая его образом. Можно предположить, что новая церковь была возведена на месте двух выше названных деревянных, то есть Успенской и Параскевы Пятницы. В связи с прославлением святителя Митрофана Воронежского в лике святых в 1832 году был устроен придел его имени над трапезной храма Нерукотворного Образа. В южной части главного алтаря Успенской церкви возобновили придел во имя основателя монастыря – Преподобного Космы Яхренского. Над корпусом игуменских и братских келий надстроили второй этаж; Никольский надвратный храм был вновь перестроен. В годы революции и советской власти судьба Косминой обители мало чем отличалась от судьбы сотен других закрытых и обезображенных монастырей и храмов. По воспоминаниям местных жителей, часть послушников покинула монастырь еще в 1918 году, видимо, из-за отсутствия в обители средств к существованию. Закрыт монастырь был в 1923 году. Монастырский комплекс, подобно другим закрытым обителям, активно приспосабливали под нужды новой власти. «Владение» было «национализировано» и передано Владимирскому Губмузею, вывезшему все предметы, представлявшие какую-либо ценность.

http://sobory.ru/article/?object=03188

Бакланка. Церковь Михаила Архангела. Михаило-Архангельская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Михаила Архангела , Параскевы Иконийской Год постройки:1834. Год утраты:Не установлен. Адрес: Вологодская область, Грязовецкий район, Бакланка Координаты: 58.716289, 40.122885 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. О существовавшей ранее Михаило-Архангельской церкви д. Бакланка Современное местоположение: д. Бакланка, Лежское с/п, Грязовецкий р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Грязовецкий уезд, Вологодская губерния. Баклановская Михаило-Архангельская церковь, 1834 года, каменная. Престолы в честь: Архангела Михаила - главный, вмц. Параскевы Пятницы. Возобновлённый храм во имя Архангела Михаила освящён 23 мая 1882 г. Местоположение: на 1859 год - погост Михайло-Архангельский, во 2-м стане Грязовецкого уезда, при рч. Баклановке, по левую сторону Галичской проселочной дороги. Церковно-приходское попечительство было открыто 25 декабря 1870 г. Председателем утверждён церковный староста крестьянин Михаил Данилов. Клировая ведомость Баклановской Михаило-Архангельской церкви Грязовецкого уезда Вологодской епархии за 1913 год 1) Церковь построена в: 1834 г. 2) Зданием каменная, двухэтажная, в одной связи с каменной колокольней, прочны, покрыты железом. 3) Престолов два - в холодной Архистратига Михаила, а в теплой великомученицы Параскевы. 4) Утварью достаточна. 5) По штату при ней положены: с 1885 года священник, диакон и псаломщик. 6) Жалования положено: указом Св. Синода от 17 августа 1894 г. за 539 р.: священнику 294 р., диакону 147 р. и псаломщику 98 р. 7) Кружечных доходов за: 1913 год получено 370 р. 8) Другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода:

http://sobory.ru/article/?object=59604

Нижний Березовец, урочище. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Успенская пог. Нижний Березовец каменная, с каменной колокольней и оградой. Построена в 1823 г. на месте, сгоревшей в 1811 г. деревянной церкви. Кладбище при церкви. Престолов 3: а) в честь Успения Божией Матери, б) во имя св. вмц. Параскевы, в) св. мчч. Флора и Лавра. Расстояние от Костромы 185 в., от Солигалича36 в. Ближайшие церкви: Николаевская с. Верхнего-Березовца в 10 в., Преображенская с. Гусевав 12 в., Воскресенская с. Жилина в 13 в. и Ильинская с. Тутки в 15 в. В переписи 1627 г. о Нижнем Березовце записано: " Погост Успенский, а на погосте храм Успения Пресвятой Богородицы, да другой храм великомученицы Параскевы " . http://www.old-churches.ru/so_032.htm Характерный для региона кирпичный приходской храм в стиле классицизма. Известно, что село с окрестными деревнями в 1562 г. принадлежало московскому Симонову монастырю. В 1627 г. здесь стояли два деревянных храма — Успенский и Параскевы Пятницы. Вместо первой в 1823 г. была возведена существующая кирпичная церковь, окрашенная охрой с побеленными деталями, а в память второй был освящен один из ее приделов (другой посвящен Флору и Лавру). Церковный участок с кладбищем ранее окружала кирпичная ограда, расчлененная столбами. К настоящему времени сохранились лишь четверик храма и колокольня (протяженная трапезная и алтарь разобраны в 1930-е гг.). Церковь стоит на высоком берегу р. Кострома, среди кладбища и северным фасадом обращена к луговой дороге. Четверик храма завершен пятью чешуйчатыми главками на глухих граненых барабанах, поднятых на четырехлотковой кровле. Квадратная в плане колокольня состоит из двух ярусов и полуяруса и увенчана шпилем, поставленным на дутой кровле. Боковые фасады четверика украшены четырехпилястровым тосканским портиком с неполным антаблементом и треугольным фронтоном, наложенным на глухой горизонтальный аттик, соединяющий малые главы, поставленные на углах. Помещенные в интерколумниях портиков прямоугольные окна без наличников, высокие нижние (в центре дверь) и близкие к квадрату верхние, объединены вертикальными нишами. Тимпан фронтона прорезан полуциркульным окном с маленьким клинчатым замком в вершине. В противоположность строгим классицистическим фасадам, восьмигранные барабаны глав сохраняют связь с барокко: их диагональные грани декорированы волютами, а карниз над ними активно раскрепован. Углы всех объемов колокольни слегка заглублены и скруглены. Высокие арки основных ярусов помещены в прямоугольные ниши и завершены ступенчатыми карнизами. Центральные части фасадов полуяруса выделены легкой раскреповкой с полуцикульной нишей, отмеченной замком, и завершены треугольными фронтонами.

http://sobory.ru/article/?object=39055

Хвастовичи. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая). Успенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Хвастовичи (Фастовичи). Относились к Милеевской волости, ныне село является административным центром Хвастовичского района. При описании Калужского наместничества в 1782 г. сёла Хвастовичи (Фастовичи писалось в то время. Прим. составителя В. Л.), Кудрявец с деревнями: Высокое, Колодесцы, Милеево, Далина, Теребень, Красная и Станки принадлежали Ивану Никитовичу Зотову, Феодосию Кузьмичу Яцыну. В упомянутых селениях было 513 дворов, в которых проживало 1634 души мужского и 1773 женского пола. Село Хвастовичи находилось на левой стороне речки Белья, по обе стороны речек Сукромна, Брода на большой Карачевской дороге. Церковь деревянная великомученицы Параскевы, наречённой Пятницей. По состоянию на 1859 г. село значилось владельческим в 45 верстах от уездного города Жиздры по Орловскому тракту при речке Велья. В 176 дворах проживало 624 души мужского и 635 женского пола. Действовал завод, в год проходило две ярмарки. Деревянная одноэтажная церковь с колокольней построена в 1849 г. помещицей Надеждой Николаевной Костомаровой с помощью церковно-кошельковой суммы. Дата построения в разных источниках разнится. В клировых ведомостях за 1863 г. стоит вышеупомянутая дата. В клировых ведомостях за 1895 г. - 1840 г. Фигурируют деньги Ивана Алексеевича Меньшикова. У графа де-Рошефора - 1849 г. Он же указывает на хранимую в церкви древнюю чтимую икону святой Параскевы. Офицеры Генерального штаба обнародовали наиболее раннее упоминание о строительстве Пятницкой церкви в селе Хвастовичи - 1678 г., возобновлена в 1845 г. Престолов два. В настоящей холодной части престол освящён во имя Успения Пресвятой Богородцы, память 15/28 августа. В холодном приделе — во имя святой мученицы Параскевы Пятницы, память 28 октября/10 ноября. Каменная церковь с колокольней построена в 1899 г. на церковные деньги и добровольные пожертвования личного почётного гражданина Ивана Алексеевича Меньшикова. В клировых ведомостях за 1915 г. дата «1899» написана так, что прочитать можно по разному — «1844», «1877». На месте престола старинной церкви находилась часовня. К двум вышеупомянутым престолам добавился третий — во имя иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали», память 25 января/7 февраля.

http://sobory.ru/article/?object=48192

В Костроме освящен восстановленный храм-усыпальница Богоявленско-Анастасииного монастыря Кострома, 13 ноября 2006 г . 10 ноября, в день памяти святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницей, состоялось малое освящение храма-усыпальницы Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора города Костромы и первая Божественная литургия в этом храме, сообщает Седмица.Ru со ссылкой на информационную службу Костромской епархии. Чин освящения возглавил архиепископ Костромской и Галичский Александр. Храм во имя святого великомученика Никиты (небесного покровителя основателя Богоявленской обители – преподобного Никиты Костромского) и преподобного Сергия Радонежского был устроен в крипте боковой части пристройки, сделанной в 1864-69 годах к Богоявленскому собору. Освящение храма состоялось 14 сентября 1867 года. Впоследствии в этой церкви были погребены настоятельницы Богоявленско-Анастасииного монастыря: игумения Мария (Давыдова), управлявшая обителью в 1863-1889 годах и возродившая этот древний монастырь после опустошительного пожара середины XIX столетия, ее преемница игумения Евпраксия (Горталова), настоятельница в 1889-1895 годах, игумения Анна (Левашова), возглавлявшая обитель с 1896 по 1912 год. В 1925 году одновременно с закрытием Богоявленско-Анастасииного собора храм-усыпальница также перестал действовать. Его внутреннее убранство и надгробия настоятельниц Богоявленской обители были уничтожены. Возрождение церкви во имя святого великомученика Никиты и преподобного Сергия Радонежского началось в 2004 году. В усыпальнице были проведены археологические раскопки, благодаря которым было установлено местоположение захоронений, произведен ремонт, поставлен новый резной иконостас. По окончании Божественной литургии архиепископ Костромской и Галичский Александр совершил освящение резной иконы-статуи святой мученицы Параскевы Пятницы – копии древнего скульптурного изображения, на протяжении веков почитаемого жителями города Галича. По преданию, эта резная деревянная скульптура в середине XV века была подарена последним галичским князем Димитрием Шемякой Пятницкому храму, «что в Рыбной слободе» города Галича. После закрытия и разрушения этой церкви скульптура оказалась в краеведческом музее, где ее в 1953 году обнаружил Н.Н. Померанцев, один из крупнейших в Советском Союзе

http://pravoslavie.ru/19350.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 25 апреля (8 мая) Священномученик Сергий Рохлецов Священномученик Сергий родился в 1876 году в семье священника Дмитрия Рохлецова, служившего в одном из храмов Великого Устюга. После окончания Духовной семинарии он был рукоположен во священника к церкви великомученицы Параскевы Пятницы, в которой он и прослужил всю жизнь. До безбожной революции отец Сергий преподавал Закон Божий в церковноприходской школе деревни Чижково. Пятницкий храм находился в тридцати километрах от Великого Устюга и неподалеку от пустыннической кельи известного в тех местах подвижника Максима Югова . За духовную настроенность и ревностное служение старец Максим выбрал отца Сергия своим духовником – у него исповедовался, ему поручил совершить после своей смерти отпевание. Но и для отца Сергия была духовно полезна дружба с подвижником, и, сам почитая старца, он благословлял и своих прихожан обращаться к нему за советами. Храм великомученицы Параскевы стоял в отдалении от жилья, посреди поля, и приход составляли несколько малонаселенных деревень; иной раз на службе собиралось прихожан изрядно, а иной раз и никого не было. Но сколько бы ни пришло людей, отец Сергий служил почти ежедневно, и в этом ему помогали псаломщица и алтарница. За многолетнюю беспорочную службу отец Сергий был возведен в сан протоиерея и награжден митрой. Привычная картина тех лет: сено накошено, часть урожая убрана, но лето стоит жаркое, благоухающее, в зелени и цветах. Здесь не бывает попаляющего южного зноя, и зелень и цветы держатся до глубокой осени. В воздухе разлита звенящая тишина, и всякий голос и звук живой твари слышится отчетливо и неслиянно в звучащем хоре живого. По лесной дороге поодиночке и группами медленно идут богомольцы. В большинстве своем они знали старца Максима лично и теперь направляются в часовенку над его могилой у Пятницкой церкви помолиться, попросить заступничества, сложить с души у его могилы заботы и тяготы. Приходят сюда и не видевшие старца, но имеющие к нему веру как к великому угоднику Божию. Сначала заходят помолиться в часовенку, потом в храм, а затем идут на расположенный неподалеку источник, благоустроенный попечением прихожан Пятницкой церкви и почитателей старца. И кажется, что и душа паломника, получив просимое, поднимается, как на крыльях, молитвами старца Максима, подражателя его подвигов и его племянника монаха Никифора и иных многих облагодатствовавших эту землю подвижников и мучеников. Все темное и теснящее душу уходит, в ней словно открывается духовный источник жизни вечной. Это наивысшее вдохновение, доступное каждому человеку, обращающемуся с верою к Богу. И как к животворящим духовным источникам идут и идут паломники на могилы праведников.

http://fond.ru/kalendar/394/sergiy/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010