В экспозиции псковского Собора церковного искусства ЖМП 9 сентябрь 2020 /  18 ноября 2020 г. 19:50 Выставочный гид Две выставки в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева , одна из которых посвящена юбилею реставрационных мастерских, «Осенний салон» сергиево-посадских мастеров церковных искусств и псковская экспозиция современных художников. «Журнал Московской Патриархии» — о выставках конца 2020 года, которые нельзя пропустить. PDF-bepcuя «Окно в прошлое»: к 70-летию реставрационных мастерских Музея имени Андрея Рублева Организаторы условно разбили выставочное пространство надвое. В первой части — шедевры, возвращенные к жизни в прошлом веке и давно вошедшие в постоянную музейную экспозицию. Во второй — отреставрированные работы, которые будут выставляться впервые. Есть и исключение — экспонируемое в процессе реставрации деревянное изваяние великомученицы Параскевы Пятницы (рубежа XVIIXVIII веков). «Музей приобрел его в ужасном состоянии — в грубой современной раскраске, искажающей работу до неузнаваемости, — рассказывает главный хранитель музея Оксана Смирнова. — К сожалению, о происхождении этого памятника ничего не известно». Восстанавливает его представитель молодого поколения реставраторов — недавний выпускник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрей Назаренко. Рядом еще одна его работа — многофигурная икона девяти мучеников Кизических с сюжетами исцеления бесноватого и видения святого Сисиния (Пошехонье, конец XVIII — начало XIX века), попавшая в реставрационный план благодаря музейному выставочному проекту «Образы огня в церковном искусстве». «Мы выбрали ее в том числе и потому, что огненная стихия выступает здесь не только в виде геенны, — продолжает Оксана Смирнова. — Мы видим, как ангел побивает огненным бичом страшных обнаженных дев. В иконографии у них есть специальное собирательное наименование — трясовицы: это образ хронических недугов, мучающих людей. Например, трясовица Глядея изводит больного бессонницей».

http://e-vestnik.ru/reports/vystavochnyy...

Вахитовский район. Церковь Евдокии Илиопольской (Спаса Нерукотворного Образа). Евдокиинская церковь Карта и ближайшие объекты Многим обязана православная Казань владельцу суконной мануфактуры Ивану Михляеву и его благочестивой супруге Евдокии. Петропавловский и Богоявленский соборы, церковь Параскевы Пятницы и ныне пока не действующая Духосошественская церковь Суконной слободы (здание кукольного театра). Все эти храмы, полностью или частично, были возведены на средства этого самого богатого семейства Казани I половины XVIII века. А еще на самом берегу Казанки, под горой, на которой стоит Богородицкий монастырь, сохранился маленький, сельского типа, храм Спаса Нерукотворного с приделом во имя святой великомученицы Евдокии (†152 г, память 1/14 марта) – небесной покровительницы Е. Михляевой. Как и в случае с Пятницкой церковью, Евдокиинскую тоже стали именовать в народе по названию придела: Спасские храмы в городе уже имелись, а вот Евдокиинский был единственный. Особенность этой церкви – то, что она сохранилась практически без перестроек на протяжении почти трех веков (время возведения – 1734 год), и внешний ее облик сейчас – такой же, как во времена Михляевых. Чего, к сожалению, не скажешь про старинный интерьер, полностью утраченный в советское время. Каждая эпоха несла какую-то свою «опасность» для храмов. Не надо думать, будто только XX век ознаменовался страшными потерями. В XVIII – XIX вв. старинные и красивейшие храмы варварски разбирали – не по политическим мотивам, конечно, а за «ветхостью», либо перестраивали под очередной новомодный стиль. Евдокиинская церковь, по воле Божией, избежала такой опасности. В ней сохранилась скромная первозданная красота маленького, но устремленного в небо белоснежного храма, каких в российской глубинке были тысячи, а вот сохранились… в лучшем случае, один из десяти. Сейчас на берегу Казанки к небу вздымаются три башенки, белые с зеленым верхом – сам восьмерик основного объема, невысокая колокольня и шатер бокового придела (интересно, что в Казани из всей старинной церковной архитектуры не сохранилось больше ни одного шатрового навершия!). Это – цельный комплекс, традиционный для приходского храма того времени. Такой комплекс зачастую напоминал собой многократно уменьшенный собор. Как бы ни был миниатюрен храм, в нем почти всегда имелись приделы – иногда не один.

http://sobory.ru/article/?object=15318

Великие Луки. Церковь Входа Господня в Иерусалим (Пятницкая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь построена в 1731 году. В 1784 году на средства прихожан был надстроен второй этаж. Здание церкви каменное, покрыто железом, к нему пристроена каменная колокольня, которая также покрыта железом. Престолов в церкви три: главный - во имя Входа Господня в Иерусалим; во имя Иконы Божьей Матери " Одигитрия " ; во имя Великомученицы Параскевы Пятницы. По штату 1876 года в церкви служили священник и псаломщик, а с 1900 года - священник, дьякон и псаломщик. Церковь во имя Входа Господня в Иерусалим часовен не имела. Ближайшие к ней церкви находились: Покровская на расстоянии 0,25 версты и кладбищенская Успенская на расстоянии 0,5 версты. Согласно клировой ведомости церкви за 1910 год, в приходе церкви школ не имелось. На основании клировой ведомости церкви за 1915 год известно, что в приходе церкви была земская школа в деревне Сергиевская Слобода. В церкви служили следующие лица: священник Иван Михайлович Харлов (с 18 января 1894 по 1915 годы), дьякон Иван Матвеевич Снарев (с 16 февраля 1900 по 1915 годы), псаломщик Николай Васильевич Великотный (с 31 декабря 1910 по 1915 годы), с 29 октября 1912 года церковным старостой был надворный советник Федор Николаевич Хлебников. На основании протокола 35 Президиума Западного областного исполкома от 21 февраля 1930 года Входоиерусалимская церковь была закрыта, а здание передано в распоряжение горсовета для использования под общежитие или клуб для учащихся или для иной, по усмотрению горсовета, культурно-просветительской цели. http://i-nventory.ru/index.php?id=504 В далёком уже 1992 году А.П. Лопырёв в письме А. Сизову (тогда директору городского архива) вспоминал: «Руины великолукских церквей, как мне известно, были взорваны в 1953 году. Формально поводом для этого послужило намерение добывать кирпич для восстановления построек города, а по исторической сути это была попытка нанести последний удар по религии». В 1992-м уже можно было смело рассказывать об истинном положении дел, а не скрывать правду за словами «церковь разрушена в годы войны», напечатанными почти во всех краеведческих книгах советского периода.

http://sobory.ru/article/?object=39850

Вятка (Киров). Церковь Донской иконы Божией Матери. Стефановская церковь, Донская церковь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1746 году, после большого пожара, истребившего город почти вконец, в монастырской слободке, по желанию прихожан и по указу вятской духовной Консистории, состоявшемуся 29 июля, начата строением, вместо деревянной, каменная церковь во имя Донской Божией Матери, с приделами Стефана Великопермского и Параскевы, нареченной Пятницы, а наверху над теплою церковью особенная, маленькая во имя Сергия, Радонежского чудотворца, которая построена уже после. Главная освящена в 1763 году преосвященным Варфоломеем. В последствии времени, вместо Пятницкой, придельный престол с левой стороны устроен во имя св. Великомученика Феодора Стратилата. С сайта: http://foto-progulki.ru/vyatka_zerkvi_2 Из уцелевшего перечня дел Вятской консистории известно о том, что в 1746 году было подано прошение и велась переписка о постройке каменного храма. Как сказано в описи, " дело началось по доношению г. Хлынова Стефановской церкви иерея Игнатия с причетники и прихожаны о строении вместо деревянной каменной церкви во имя Св. Стефана Великопермского, с приделом Донской Богородицы " . Указ из консистории с разрешением на постройку был дан 29 июля 1746 года. Руководил строительными работами хлыновский каменщик Алексей Макарович Окулов (старостами храма в этот период были хлыновчане купцы Григорий Никитин и с 1763 года - Сергей Злыгостев). Храм был задуман двухпрестольным, а сооружен - с тремя престолами. В осуществленной планировке храма (холодная и теплая церкви в ряд с востока на запад) конечно же было удобнее устроить не два, а три престола: один в холодной церкви и два в теплой, по бокам от прохода. После пожара 1753 году духовенство и прихожане просили об освящении Стефановского придела, но разрешения не последовало. Интересно, что и второе ходатайство об освящении, поданное в 1760 году, не было удовлетворено. И только когда весь храм был полностью отстроен, 5 октября 1763 году был освящен главный алтарь в честь Донской иконы; через год, осенью 1764 года были освящены и приделы теплой церкви - в честь св. Стефана Пермского (7 ноября) и св. Феодора Стратилата (9 ноября). В 1770-1774 году староста церкви Сергей Иванович Злыгостев соорудил на собственные средства на сводах зимней церкви еще один придел, в честь своего святого - преп. Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=32526

Жуковский. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Село Новорождественно (было на месте г. Жуковский) было государевым. В древности на этом месте находился монастырь Иоанна Предтечи у перевоза через Москву реку. Монастырь запустел после Смутного времени. В 1631 г. на его месте стояла небольшая деревянная церковь. В 1722 г. село пожаловано графу И.А. Мусину-Пушкину. В 1730 г. его сын граф П.И. Мусин-Пушкин построил вместо ветхой деревянной церкви каменный двухэтажный храм. В нижнем этаже размещался теплый придел Святителя Николая Чудотворца, в верхнем- главный храм Рождества Иоанна Предтечи. В 1937 г. церковь закрыли. В 1940 г. взорвали. В 1998 г. был раскопан фундамент храма. 19.12.1998 г. в строящемся деревяном храме совершена первая Божественная литургия. По материалам книги: Прот. О.Пэнэжко Бронницкий уезд. Храмы Раменского района. Вдадимир, 2006 Вблизи озера Глушица через Москву-реку пролегал древнейший путь, освоенный, судя по остаткам городищ, еще в I тысячелетии до н. э. После присоединения Коломны к Московскому княжеству он становится одним из важнейших в экономическом и стратегическом отношении. Этот путь стал называться Астраханским трактом. В 1581 г., после смерти сына, Иван Грозный повелел поставить здесь монастырь в честь Рождества Иоанна Предтечи и устроить переправу через реку. Монахами в новом монастыре стали бывшие опричники. В писчей книге Приказа большого двора за 1631-1633 г.г. указано: «За озером Здегошем, на монастырской земле стоял храм Рождества Иоанна Предтечи, храм великомученицы Параскевы, нарицаемой Пятницы, да придел Николая Чудотворца, по прошествии времени монастырь от разорения запустел». Заброшенные монастырские земли были переданы Патриарху Филарету и вскоре перешли в Дворцовое ведомство. На месте монастыря возникло село Новорождествено. Ни монастырь, ни его старые храмы не были восстановлены. В селе заново отстроили деревянный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. В 1710 г. Петр I подарил село Новорождествено и Раменскую волость графу И.А. Мусину-Пушкину в награду за подавление восстания в Астрахани в 1722 г., пожаловав его в вечное владение. В 1730 г. помещик возвел двухэтажную каменную церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи, нижний придел которой освятили во имя святителя Николая. Имелось богатейшее мраморное Распятие. Среди многих старинных икон особо почиталась древняя Новодворская икона Божией Матери, в серебряной ризе. Раньше она принадлежала старинному роду князей Хромых-Волконских-Орловых. Церковный хор славился в округе. В 1852 г. село стало самым крупным в имении князей Волконских.

http://sobory.ru/article/?object=04983

Закрыть itemscope itemtype="" > Святой Александр Невский у истоков Союзного государства О юбилейном авторском проекте Галины Ананьиной «Супружества благословение» 21.11.2019 1520 Время на чтение 6 минут В этом году исполнилось 780 лет со дня венчания святого равноапостольного князя Алек­сандра Невского и полоцкой княжны Александры Брячиславны, а также 20 лет договору о создании Союзного государства Белоруссии и России. К этой дате Женским православно-патриотическим обществом подготовлен юбилейный авторский проект «Супружества благословение» кандидата исторических наук, председателя Общества, члена правления Союза православных женщин Галины Ананьиной. Проект поддержан Постоянным комитетом Союзного государства Белоруссии и России. Ровно 170 лет назад, в 1849 году, архитектор Константин Тон закончил строительство Большого Кремлевского дворца, все пять его залов были названы в честь главных орденов Российской империи. Тронным был зал Андреевский. К нему примыкает зал, названный в честь ордена Святого Александра Невского. В 1866 - 1868 годах на торцовых стенах появились полотна академика живописи Федора Мюллера, среди которых «Брак князя Александра Невского с полоцкой княжной Александрой Брячиславной». В 1239 году, когда Александру исполнилось двадцать лет, он женился на дочери полоцкого князя Брячислава – княжне Александре. Отец Александра - Великий князь Ярослав Всеволодович благословил молодых при венчании иконой Феодоровской Божией Матери, обретенной в том же году. Поскольку в крещении Ярослав Всеволодович носил имя Феодора, то и икона стала называться «Богоматерью Феодоровской». У Федоровской иконы Божией Матери есть одна удивительная особенность, которая выделяет ее среди других образов Богородицы: на обратной стороне ее писан образ св. мученицы Параскевы Пятницы, которая на Руси была покровительницей невест и свадеб. Ее чудесное обретение связано с князем Василием Костромским, младшим братом князя Александра Невского. Князь Василий заметил на ветвях дерева икону, однако при попытке достать ее она поднялась в воздух. Удивительно, но точно в это же время костромичи видели неизвестного воина, шедшего по городу с иконой в руках. Воин этот походил на св. великомученика Феодора Стратилата.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/21/sv...

Краснознаменский. Церковь Грузинской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Ещё одна церковь, разделившая две беды - запустение при советской власти и разрушительный добой переходного периода безвременья 1990х. Причем второй характерный период коснулся и оружающих ранее вполне благополучных построек - магазина типовой " стекляшки " , клуба. Таким образом, центр села Краснознаменское выглядит как после бомбардировки. Ощущение подтверждает интерьер церкви - проломленый свод подвала трапезной, бывший когда-то с калориферами отопительной системы, толстый слой гари на фресках основного объема. Единственное помещение, которое пытались приспособить - апсида. Её отделили кирпичной перегородкой и пробили из окна дверной проем с южной стороны.[/p] [р]На момент съемок церковь была полностью бесхозной без признаков присмотра и ухода. Находившаяся в непосредственной близости от села Великово деревня Вакурино сегодня образует с ним поселок Краснознаменский. В 1644 г. село унаследовал сын последнего Владимир Михайлович Новосильцев. Тогда в Великове существовала деревянная церковь в честь Николая Чудотворца с приделами Архангела Михаила «да великомученицы Парасковеи, нарицаемыя Пятницы», в которой служил «поп» Еуфимий Антипьев. В конце 1670-х гг. село Великое перешло к Григорию Владимировичу Новосильцеву. В это время при сельском храме состоял священник Семен Федоров. В Великовском приходе тогда насчитывалось, кроме села, еще пять деревень. По легенде, в речке Тальше напротив Никольской церкви была найдена и спасена икона Грузинской Божьей Матери. В 1828-1845 гг. священником в селе Великово на Тальше был Михаил Яковлевич Робустов (1804 - 4 февраля 1845). Михаил Робустов был женат на Александре Ивановне Никольской (1811 - ум. после 1852). Отец его был пономарем в селе Смолине Судогодского уезда, а брат Глеб Робустов — священником в селе Плесец (Малышево) Ковровского уезда. Стараниями А.К. Алалыкина и других прихожан в 1831 г. в Великове вместо деревянной была выстроена и освящена каменная церковь в честь Грузинской иконы Божией Матери с теплыми приделами во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя св. мученицы Параскевы.

http://sobory.ru/article/?object=02494

Митрополит Варсонофий: если Сам Господь человека ведет, то человеку не свернуть уже с этой дороги июня 2014 В самой что ни на есть саратовской глубинке, в Аркадакском районе, стоит село Малиновка. Все его жители лично и непосредственно знакомы с  митрополитом Саранским и Мордовским Варсонофием , управляющим делами Московской Патриархии. Он здесь родился и вырос, здесь до сих пор живут и его родственники, и другие старожилы, хорошо помнящие Толика Судакова - старшего из шестерых детей бедной и при этом открыто верующей православной семьи. Мама и отчим Толика на лето нанимались пасти овец, и мальчик всегда был с ними.  - Господь дал мне сначала овец бессловесных, а потом уже - словесное стадо. Меня, простого пастушка, Господь уже тогда готовил к пастырскому служению. А если Сам Господь человека ведет, то человеку не свернуть уже с этой дороги,- говорит теперь Владыка Варсонофий. Он опять в Малиновке. Он приезжает сюда каждое лето. Но этот визит - особый, торжественный, можно сказать исторический. Общими усилиями, то есть усилиями самого митрополита Варсонофия, епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия, клириков Балашовской епархии, жертвователей, благотворителей, завершено, наконец, восстановление храма святой великомученицы Параскевы Пятницы. Во время Божественной литургии, которую совершает владыка Варсонофий, в храм трудно войти, он битком - кроме своих, малиновских, здесь народ из соседних сел, из Аркадака, Балашова, Саратова. Наименее воцерковленные малиновцы сидят на штабеле свежих досок возле храма и разбираются в родственных связях земляка-митрополита. После службы к владыке тоже не очень-то подойдешь - слишком много желающих благословиться, да и словом заодно перекинуться.  - Я всех благословляю и с каждым стараюсь пообщаться, потому что ведь на целый год с земляками прощаюсь. Приеду в следующий раз - кого-то уже не будет. Многих в лицо помню, но забываю, как зовут. Помню, что в школу вместе ходили, помню, как молодыми были, а вот имени вспомнить уже не могу.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Московская церковь св. Мученицы Татианы Храм святой мученицы Татьяны Храм святой мученицы Татьяны Единственная в Москве церковь св. мученицы Татианы находится на Моховой улице, на углу Б.Никитской, - как известно, это домовый храм Московского университета. Святая Татиана считается покровительницей и университета, и его студентов. Именно в Татьянин день в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета - в день именин матери графа И.И.Шувалова, который поднес указ государыне на подпись. Святая Татиана была дочерью знатного римлянина, тайно принявшего христианство. В то время в Риме вновь начались языческие гонения на христианство, когда императором стал Александр Север. Святую схватили и принуждали вновь обратиться к язычеству, принеся жертву идолу. Но по ее молитве статую разнесло на куски, и еще обрушилась часть языческого святилища. А когда мученицу на следующий день заперли в цирке и пустили туда голодного льва, он не тронул ее, улегшись у ее ног. После долгих и страшных мучений, так и не добившись от нее отречения от Христа, святой Татиане и ее отцу отрубили голову. Произошло это в 226 году. Первоначально у Московского университета не было своей собственной домовой церкви, как и собственного здания, построенного специально для него. На первых порах он временно разместился в старинном здании Земского Приказа на Красной площади, где в ту пору находилась Главная аптека. Архитектор Д.Ухтомский наскоро обновил старую постройку для нужд Московского университета (теперь на этом месте - Исторический музей). Праздничный молебен в день открытия Московского Университета 26 апреля 1755 года и первые богослужения по поводу университетских торжеств проходили в соседнем Казанском соборе. Однако уже с июля 1757 года начались поиски храма для открытия в нем университетской домовой церкви. Тогда директор Московского университета И.И.Мелиссино обратился в Московскую контору Святейшего Синода с просьбой передать университету находившийся поблизости храм св. великомученицы Параскевы Пятницы в Охотном ряду. В ней предполагалось временно устроить собственную университетскую церковь " как для слушания всем ученикам, так и для истолкования Катехизиса " .

http://pravoslavie.ru/271.html

Нововоскресенское. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты Ново-Воскресенский приход в настоящем его виде существует с 1770 года. Ранее приходская церковь находилась в селе Тимофеевском, где, по народному преданию, в 14 веке останавливались на ночную молитву Сергий Радонежский и его друг преподобный Стефан Махрищский. Здесь проходил путь Сергия Радонежского из Троицкого монастыря в Махрищский монастырь. Церковь Воскресения Христова в селе Тимофеевском существовала ещё до 17 века, но потом запустела. В 1756 году по просьбе прихожан преосвященный Амвросий, епископ Переяславский и Дмитровский, разрешил построить новую церковь вместо обветшавшей. Сменивший его преосвященный Геннадий в 1770 году по просьбе генерал-аншефа С.К.Нарышкина (1710-1775) разрешил «из села Тимофеевского церковь Святого архистратига Михаила за неспособностью быть в том селе Тимофеевском перенесть и перестроить со всякою исправностью вновь в вотчине его превосходительства в деревне Воскресенской во имя святителя Кирилла, архиепископа Александрийского с приделом в трапезной на левой стороне во имя архистратига Михаила». С этого времени приход получил название Ново-Воскресенского. В 1865 году вместо деревянной церкви на деньги прихожан устроен каменный храм с такой же колокольней. Престолов три: в холодной – в честь Вознесения Господня, в приделах – во имя архангела Михаила и великомученицы Параскевы (Пятницы). В том же году храм был освящён преосвященным Феофаном (Говоровым, умер 6 января 1894 году), епископом Владимирским, впоследствии затворником Вышенской пустыни, церковным писателем, причисленным к лику святых. Храм расписан фресками в 1910 году. Приход состоял из села Ново-Воскресенского и деревни Лизуново (в версте от церкви). В деревне Лизуново деревянная часовня в честь Святой Живоначальной Троицы сгорела в начале 20 века. В Ново-Воскресенском было народное училище, открытое в 1872 году на средства купца А.Баранова. В 1930 году церковь закрыта и разграблена.

http://sobory.ru/article/?object=06644

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010