Полунощница совершается вседневная с молитвой прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» (с 16 поклонами). На утрене после начального возгласа «Благословен Бог наш…» – Трисвятое. По «Отче наш…» – возглас: «Яко Твое есть Царство...». «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне». «Приидите, поклонимся…» и псалмы 19-й и 20-й (каждение всего храма). Шестопсалмие, великая ектения, и поем «Аллилуиа» во глас Октоиха, и Троичны гласа (как Великим постом). Кафизмы 4-я и 5-я. Малых ектений по кафизмах нет. Седальны Октоиха с Богородичнами их. (В службе этого дня отсутствует кондак священномученика, поэтому мученичен Октоиха не поется на своем месте (т. е. в седальнах по 2-м стихословии), а переносится на 6-ю песнь канона.) Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и священномученика на 4. Примечание. Пение канонов на аллилуйной службе малых постов не отличается от службы с «Бог Господь». Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (священномученика). По 3-й песни – седален священномученика, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – мученичен Октоиха, глас 8-й: «Светом Небесным...» (из седальнов по 2-м стихословии) . Примечание. По 6-й песни канона поется кондак и икос святого Минеи (если есть). Если в Минее у святого нет кондака, то на его месте по 6-й песни канона поется мученичен Октоиха (из седальнов по 2-м стихословии) , который в таком случае в седальнах опускается. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Малая ектения и светилен Троичен гласа (как Великим постом). «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Примечание. Если при службе двух святых на «Господи, воззвах» пелись стихиры Богородицы на 3 и стихиры первого святого на 3, то стихиры второго святого переносятся на хвалитны утрени и поются на 4 (с повторением первой стихиры). В этом случае «Тебе слава подобает…» не читается, но сразу после хвалитных стихир чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

http://patriarchia.ru/bu/2022-06-20/

С окт. 1924 г. З. служил регентом в ц. прп. Сергия Радонежского на Рогожском кладбище в Москве. Скончался в московской больнице, был перевезен в Ярославль и похоронен на кладбище Тугова Гора, неподалеку от ц. Параскевы Пятницы, рядом с могилами его жены Марии Львовны и сына Николая. На месте погребения установлен гранитный памятник с крестом. Композиторское наследие З. отличается простотой и ясностью стиля, красотой и богатством мелодий, в к-рых отражаются глубина и сила его религ. чувства. Анализ стилевых и художественных особенностей сочинений З. показывает, что их автор обладал глубокими познаниями в области гармонии, полифонии, контрапункта, композиции. Строгая и компетентная критика положительно отзывалась о духовно-муз. произведениях З. Большая часть муз. сочинений опубликована в изд. «Избранные песнопения» (2002, 2005), среди которых - великая ектения, «Благослови, душе моя, Господа» (на литургии), «Аллилуия» и сугубые ектении, Херувимская песнь e-moll, Херувимская песнь («Народная»), «Милость мира» 1, 2, «Верую», «Имже образом желает елень» (концерт), «Господи, кто обитает в жилище Твоем?» (концерт), «Видехом свет истинный», «Да исполнятся уста наша», Многолетие «патриаршее», «От восток солнца», «Вошел еси во церковь» (на облачение архиерея), догматики 8 гласов (по Октоиху синод. изд. 1900), литийная ектения 1, 2, «Ныне отпущаеши» 1, 2, «От юности моея» (квартет), «Величит душа Моя Господа», великое славословие, тропари Рождеству и Введению во храм Пресв. Богородицы, тропарь Рождеству Христову 1, 2, тропари Сретению Господню, Св. Духу и Св. Троице, Донской иконе Божией Матери, свт. Николаю, прп. Сергию, «Ликуют ангели» (стихира на литии Рождества Христова), «Да отверзется дверь» (стихира Сретению), «Днесь благодать Святаго Духа нас собра» (стихира на Вход Господень в Иерусалим), «Преславная днесь» (стихира Пятидесятницы), «Во пророцех» (стихира на литии в день Св. Троицы), кондак акафиста Феодоровской иконе Божией Матери, кондак акафиста прп. Сергию, кондак святым Константину и Елене, светилен на Сретение, «С нами Бог!» (торжественный хор на молебен в Рождество Христово), «Объятия Отча», прокимен «Не отврати лица Твоего», «Слава Страстем Твоим, Господи», «Разбойника благоразумнаго» (трио), «Совлекоша с Мене ризы Моя» (стихиры Великой пятницы), «Искупил ны еси» (тропарь Великой пятницы). Были опубликованы также кантаты «200-летнему юбилею со дня кончины свт. Димитрия» (слова свящ. А. Державина) (Ярославль, 1908), «600-летие явления Толгской иконы Божией Матери» (слова В. Зиновьева) (Ярославль, 1914).

http://pravenc.ru/text/199833.html

Св. Златоуст говорит, что Ангелы суть Ангелы мира, слушай Диаконов, которые всегда просят при молитвах: Ангела мирна 109 . Он же говорит: «нам повелено умолять Бога о страждущих в болезнях, в рудокопнях, о находящихся в тяжком рабстве, о бесноватых» 110 и проч. Ектения бывает великая и малая. Великой называется Ектения потому, что состоит из многих прошений. Она есть двоякая: одна, большей частью, полагается в начале Богослужения, а другая в конце. Первую можно назвать начинательной, а другую – заключательной. Первая начинается воззванием: миром Господу помолимся, т. е. не рассеянно, без суетных и земных помыслов, возмущающих спокойствие духа и отвлекающих от молитвы, – или, как говорит Апостол, без гнева и сомнения ( 1Тим.2:8 ), и состоит из прошений: 1) о свышнем мире и спасении душ наших, т. е. о мире с Богом, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения ( 2Кор.5:18 ): мир с Богом есть источник нашего спасения; 2) о мире всего мира, которой должен быть на земле со времени рождения на ней Примирителя, по реченному: слава в вышних Богу, и на земле мир ( Лк.2:14 ), о благосостоянии св. Божиих Церквей и соединении всех, дабы все соблюдали единство духа в союзе мира ( Еф.4:3 ); 3) о св. храме и входящих в оной, дабы Богослужение и мир во храме были ненарушимы; 4) о мире, благосостоянии и спасении всего причта и людей; 5) в особенности Государя, Государыни, всего Их Дома, всей палаты и воинства, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте ( 1Тим.2:2 ); 6) о помощи для Них к покорению врагов мира, благосостояния и спасения; 7) о мире, благосостоянии и спасении верующих, живущих во всяком граде и стране; 8) о временных благах, необходимых для мира и благосостояния отечества, как-то: о благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временах мирных; 9) о спасении близких к опасности, или уже подвергшихся оной, как-то: о плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, особенно за веру 111 , и плененных; 10) о избавлении от внутренних и внешних, настоящих и будущих зол, разрушающих наш мир, благосостояние и спасение, как-то: от скорби, гнева и нужды ( Соф.1:15 ); наконец, 11) Церковь молит Бога заступить, спасти, помиловать и сохранить нас своей благодатью, многоразлично и разнообразно действующей к созиданию и утверждению нашего мира, благосостояния и спасения, и, помянувши, или призвавши Пресвятую Богородицу и всех Святых, внушает верующим предать себя, друг друга и всю жизнь Христу Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

фашистам, заявляя: «В Испании делается то же, что и в Абиссинии. Мятежники восторжествуют, испанских большевиков разобьют, а потом возьмутся за наших». Извеков Г. я. заявил, что голосовать ходить не нужно за выставленных кандидатов в Верховный Совет Союза. На основании вышеизложенного обвиняется: Извеков Георгий Яковлевич, 1874 г. р. в том, что являлся подстрекателем антисоветских элементов на практическую к/р. деятельность, распространял всевозможные к/р. слухи о якобы производящихся в СССР массовых арестах, о гонении на верующих и духовенство, т.е. в преступлении, предусмотренном ст. 58 п.10 УК РСФСР» А еще через день вышло постановление: Извекова Г. Я. – расстрелять, что и было «приведено в исполнение 27/XI 1937 года» на Бутовском полигоне... Музыкальное наследие Г. Я. Извекова Е. М. Левашев в своей книге «Традиционные жанры православного певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова, 1825– 1917» (М., 1994) называет как отдельно изданные до 1917 года следующие произведения композитора: «Достойно есть» и «Исполла...» «О Тебе радуется...» (болгарского распева) «Свете тихий» прокимен сугубая ектения «Хвалите имя Господне...» Сборник, изданный Киреевым в Петрограде в 1917 году, включает под NN 7–12: «Снисшел еси» (пасхальный концерт) «На реках Вавилонских» «Благообразный Иосиф» «Милость мира» и «О Тебе радуется» (2 номера) «Христос рождается...» (канон) Сборник «Духовно-музыкальные сочинения Ю. Извекова», изданный в 1917 году, вероятно, в Петрограде, включает: «Да исправится молитва моя...» 28 «Не умолчим никогда...» «Снисшел еси...» (пасхальный концерт) «Христос рождается...» (канон) По данным регента Предтеченской церкви на Красной Пресне Георгия Смирнова, в издательстве Киреева изданы также: «Достойно есть» (болгарского распева) «Многая множества» Херувимская (обиходная) Херувимская (Мотольская) «Свете Тихий» «Хотех слезами омыти» В библиотеке регента Георгия Смирнова есть факсимиле следующих сочинений Г. Я. Извекова: «Блажен муж», на 2-й глас «Ныне отпущаеши» (бас соло) «Спаси, Боже, люди Твоя» (бас соло) «Величит душа моя Господа» Великое славословие (болгарского распева) «Во царствии Твоем» (бас соло) Аллилуарий (гласы 1 и 2) «Утоли болезни» (альт соло, или баритон) «Очисти мя, Спасе» (тенор соло) «Вскую мя отринул еси» (бас соло) Великая ектения (бас соло – диакон) «Се жених грядет».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Теперь же эти молитвы и прошения, не имея никакого реального значения, всё же y нас сохраняют место в чине Литургии. Греки в этом отношении более решительны, и во многих церквях y них по будним дням, a кое-где и навсегда, ектении об оглашенных упразднены. Любопытно и другое: сугубая ектенья состоит из тех же прошений и в том же порядке, что и ектенья великая, так что в греческой практике, например, её просто опускают как повторную и прямо переходят к следующей части евхаристического священнодействия. Но в изначальном замысле сугубая ектенья не только не является «повторной», то есть повторением с небольшими изменениями ектеньи великой, но исполняет в богослужении функцию, отличную от той, что воплощает в себе ектенья великая (см.: Александр Шмеман, протопр., там же, с.94). Вот что писал русский иеромонах ещё в начале прошлого столетия: «Если Литургия начинается непосредственно после бдения, то после великого Славословия пропев Трисвятое и тропарь, без отпуска начинают Литургию. Все 1, 3, 6 оставляются совсем. Облачение Архиереев совершается во время великого славословия. Еще опущение бывает после Евангелия ектиней сугубой и 3-х оглашенных, так что после чтения св. Евангелия непосредственно начинают пропев: слава тебе Господи, Херувимскую, которую поют минут 20 и все служащие в это время (кто хочет) садятся и дожидаются конца оной» (письмо от 23 Мая 1901 года иеромонаха Агафодора (Буданова) епископу Волоколамскому Арсению (Стадницкому)). К сожалению, приходится признать, что мы идём «греческим путем». По словам архимандрита Киприана (Керна) в его время у греков после Евангелия и проповеди следовала сугубая ектения, которая обычно заканчивалась возгласом: «Яко да под державою Твоею всегда храними...», – и певцы пели Херувимскую песнь. Недопустимость сокращения сугубой ектении достаточно убедительно показывает протопресвитер Александр, да и любому христианину она очевидна. Не является ли вопрос об опущении ектении об оглашенных, просто потребностью сокращения Литургии? И для этого выискивается желание что-либо сократить, для начала внешне не нужное. И самое странное, что делается это по примеру греков, которые считают себя не едва ли единственным православным народом, избранными. Уж точно первым из всех православных народов. Хотя и были наказаны Господом за эту гордыню. Уже в VII веке потомки Агари фактически превратили Византийскую империю в эллинское государство, которое умирало и умерло совсем. И когда оно в какой-то мере восстановилось, многие наши соотечественники решили там найти эталон веры. Конечно, и Василий Великий, и святитель Григорий Богослов, и святитель Иоанн Златоуст, и преподобный Савва Освященный говорили на греческом и принадлежали и Греческой Церкви, и культуре, но они были, в первую очередь, православными. Православие пришло к нам из Константинополя, но он пал и ориентироваться на его инициативы сегодня неполезно, и великая глупость – сокращение Литургии по примеру греков.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/26/og...

Святая Гора Афон (традиционным является употребление в тексте только двух слов названия - Святая Гора, Гора Афон, Святой Афон). Благочиния и представительства за рубежом: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, Представительство Русской Православной Церкви при Патриархе Антиохийском и всего Востока, Представительство Патриарха Московского и всея Руси в Нью-Йорке, Венгерское православное благочиние, Патриаршие приходы в Финляндии, Патриаршие приходы в США и Канаде, Западноевропейский Экзархат, Среднеевропейский Экзархат. Названия частей и принадлежностей храма Названия всех частей храма пишутся со строчной буквы: притвор, трапеза, алтарь, апсида и т.д. Названия всех принадлежностей храма пишутся со строчной буквы, кроме именования " Царские врата " : престол, жертвенник, солея, горнее место, иконостас и т.д. Названия священных сосудов и предметов пишутся со строчной буквы: дискос, звездица, лжица, кроме: Святая Чаша, Потир - как вмещающий Святые Дары, но: дарохранительница, Святая Плащаница. Названия всех священных одежд пишутся со строчной буквы. Деисис, не Деисус, - с прописной буквы. Названия книг Священного Писания и богослужебных книг пишутся с прописной буквы: Святая Библия, Бытие, Исход, Книга Иова, но: Песнь песней, Вторая книга Царств, Книга пророка Исаии, Евангелие, Четвероевангелие, Первое Послание апостола Петра. Служебник, Требник, Минея Месячная. Цветная Триодь, но Триодь цветная. Постная Триодь, но Триодь постная. Литургическая терминология Устав Церковный, Церковный Устав. Название служб суточного круга пишутся с прописной буквы: вечерня, повечерие, утреня, часы Великой Пятницы, великая вечерня, рождественские часы, царские часы, крещенские часы, но: Андреево стояние, Мариино стояние. Божественная литургия, Литургия Преждеосвященных даров, Тело и Кровь Христовы. Названия чтений и песнопений пишутся со строчных букв, кроме Блаженны (без кавычек), Богородичен (с Богородичном), Трисвятое: тропарь, кондак, ектения великая и т.д., стихира на " Хвалите " , или на " Хвалитех " (тоже устоявший в литургике термин, и даже более часто употребляемый), евангельская стихира, антифоны, степенны, аллилуиарий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/125/...

1-14; «Тебе поем» 1: Для 4-голосн. смеш. хора. М., 1896; «Благослови, душе моя, Господа»//Церк.-певч. сб. СПб., 1898. Т. 1. Отд. 1: Всенощное бдение. С. 21-23. 4; Херувимская песнь//Там же. 1900. Т. 2. Ч. 1: Литургия. 81; «Тебе поем» 1, 2, «Хвалите Господа с небес», «В память вечную»//Там же. 1901. Т. 2. Ч. 2: Литургия. 28, 29, 85, 193; «Да исправится молитва моя»//Там же. 1902. Т. 3. Ч. 1: Триодь постная и цветная. 41; «Да молчит всякая плоть человеча»//Там же. 1904. Т. 3. Ч. 2: Страстная седмица. 156; «Милость мира», «Отче наш», «Хвалите Бога во святых Его»: Концерт//Избр. соч. Ломакина, Кочановского, Старорусского, Строкина и арх. Феофана: Для смеш. хора/Под ред. М. И. Гольтисона. СПб., 1912. С. 1-16; Херувимская 9//Нотный сб. правосл. рус. церк. пения. Лондон, 1962. Т. 1. С. 119-120; Сугубая ектения: Иерусалимская//Ектении: Сб. церк. песнопений/Сост.: Е. Б. Резниченко. М., 1991. С. 16; «В память вечную»//Концерты/Сост.: В. К. Ковальджи. М., 1993. С. 19-20; «Ныне силы небесныя», «Вкусите и видите»//Избр. песнопения Литургии Преждеосвященных Даров: Для малого смеш. хора/Сост.: Е. С. Кустовский. М., 1998. С. 20-23; «Благослови, душе моя, Господа»//Всенощное бдение: Для жен. хоров/Под ред. Е. С. Азеева. М., 1999. С. 7-8; Десять херувимских песней. М., 2000; Четырнадцать номеров причастных стихов. М., 2000; «Да молчит всякая плоть»//Песнопения Страстной седмицы. М., 2001. Ч. 3: Великая суббота. С. 113-115; «Слава в вышних Богу»//Славословие великое/Ред.: О. А. Бычков. М., 2002. Ч. 1. С. 8-13; Духовно-музыкальные соч.: Избранное: Для муж. хора/Сост.: Ю. С. Горяйнов. Белгород, 2003. 2 кн. Соч.: Гавриил Якимович Ломакин: Автобиогр. зап. с примеч. В. В. Стасова//РС. 1886. Т. 49. Кн. 3. С. 645-666; Т. 50. Кн. 5. С. 311-326; Кн. 6. С. 675-689; Т. 51. Кн. 8. С. 467-485 (переизд.: Ломакина Н. А. Записки о Г. Я. Ломакине. Белгород, 1992; Автобиографические записки: Г. Я. Ломакин и его восп./Под ред. Е. М. Гордеевой, С. Г. Зверевой. Джорд., 2006). Лит.: Стасов В. В. Концерт гг. певчих графа Шереметева//Муз. и театр. вестн. СПб., 1856. 9. С. 164-166 (переизд.: Он же. Статьи о музыке. М., 1974. Вып. 1. С. 65-69); Аскоченский В. И. Концерт Шереметевского хора, данный под упр. г. Ломакина в зале Дворянского собр. 5 апр. 1872 г. СПб., 1872; Горяйнов Ю. С. Г. Я. Ломакин: Дирижер. Композитор. Учитель. М., 1984; он же. Г. Я. Ломакин. Белгород, 20123; РДМДМ. 2002. Т. 3 (по указ.); Плотникова Н. Ю. Многоголосные формы обработки древних распевов в рус. духовной музыке XIX - нач. XX в.: АКД. М., 1996. С. 6-7; Рогачёва Ю. М. Г. Я. Ломакин и отеч. хоровая культура. М., 2015. С. И. Никитин Рубрики: Ключевые слова: ДАНИЛИН Николай Михайлович (1878 - 1945), хоровой дирижер (регент), педагог, автор духовно-муз. сочинений АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/2110679.html

В году четыре многодневных поста – пред праздником Рождества Христова. Он продолжается сорок дней и называется еще Филипповым, так как начинается после дня св. апостола Филиппа (14 ноября). Успенский пост – пред праздником Успения Божией Матери, с 1 августа. Петров пост – пред праздником св. апостолов Петра и Павла. Начинается чрез неделю после Троицына дня. Однодневные посты установлены Церковью: накануне праздника Крещения Господня, в день Воздвижения честного креста, в день усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а также в среду и пятницу каждой недели 3 , – в среду в воспоминание предательства Иуды, а в пятницу в воспоминание смерти Господа Иисуса Христа. Ектении Во время богослужения мы часто слышим ектении. Так называется ряд кратких молений, после которых поется: «Господи, помилуй!» или: «Подай, Господи!» Более употребительные ектении: великая, малая, сугубая и просительная. В великой ектении много молений, или прошений, и после каждого из них поется: «Господи, помилуй!» В малой ектении всего два прошения. В ектении сугубой после каждого прошения поется трижды: «Господи, помилуй!» в просительной поют: «подай, Господи!» Каждая ектения оканчивается возгласом священника, прославляющим Пресвятую Троицу. Всенощное бдение Главных церковных служб три: вечерняя, утреня и литургия. Накануне праздников и частию воскресных дней совершается всенощное бдение в котором соединяются вечерня и утреня. В первой части воскреснаго всенощного бдения – вечерня, кроме ектений, поются стихи из псалмов: Благослови, душе моя, Господа…Блажен муж, иже не иде на совесть нечестивых…и Господи, воззвах к Тебе, услыши мя… и песнь: Свети тихий… Оканчивается эта часть всенощного бдения чтением молитвы Симеона Богоприимца, пением: Богородице Диво, радуйся…и благословением священника. – Вечерня по своему составу напоминает времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей и ожидание Спасителя. Вторая часть всенощного бдения – утреня начинается кратким славословием: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человечных благоволений, и чтением шестопсалмия, т. е. шести псалмов царя Давида. После шестопсалмия поется стих: Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне. После чтения Евангелия следует песнь: Воскресение Христово видевше… и канон, состоящий из пения и чтения стихов в честь празднуемого события или святого. В конце утрени поется великое славословие. – На утрене прославляется пришествие в мир Христа Спасителя, а также святой, или событие, воспоминаемые в этот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

В храме Архангелов – тропарь дневной: «Небесных воинств...», тропари малого повечерия: «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи, всех святых...». В храме Предтечи, апостолов и святого – тропарь дневной: «Небесных воинств...», тропарь храма, тропари малого повечерия: «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи, всех святых...». В конце малого повечерия вместо обычного возгласа: «Молитвами святых отец наших...» произносится – «Боже, ущедри ны...». После этого возгласа читается молитва прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...» (с 16 поклонами). Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Нескверная, Неблазная...», и прочее окончание повечерия по обычаю. Полунощница совершается вседневная с молитвой прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...» (с 16 поклонами). На утрене после начального возгласа «Благословен Бог наш...» – Трисвятое. По «Отче наш...» – возглас: «Яко Твое есть Царство...». «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне». «Приидите, поклонимся...» и псалмы 19-й и 20-й (каждение всего храма). Шестопсалмие, великая ектения, и поем «Аллилуиа» во глас Октоиха, и Троичны гласа (как Великим постом). Кафизмы 4-я и 5-я. Малых ектений по кафизмах нет. Седальны Октоиха с Богородичнами их. (В службе этого дня есть кондак мученика, поэтому мученичен Октоиха поется на своем месте, т. е. в седальнах по 2-м стихословии, и не переносится на 6-ю песнь канона.) Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и мученика на 4. Примечание. Пение канонов на аллилуйной службе малых постов не отличается от службы с «Бог Господь». Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика). По 3-й песни – седален мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-01/

В храме Архангелов – тропарь дневной: «Небесных воинств…», тропари малого повечерия: «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Молитвами, Господи, всех святых…». В храме Предтечи, апостолов и святого – тропарь дневной: «Небесных воинств…», тропарь храма, тропари малого повечерия: «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Молитвами, Господи, всех святых…». В конце малого повечерия вместо обычного возгласа: «Молитвами святых отец наших…» произносится – «Боже, ущедри ны…». После этого возгласа читается молитва прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» (с 16 поклонами). Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Нескверная, Неблазная…», и прочее окончание повечерия по обычаю. Полунощница совершается вседневная с молитвой прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» (с 16 поклонами). На утрене после начального возгласа «Благословен Бог наш…» – Трисвятое. По «Отче наш…» – возглас: «Яко Твое есть Царство…». «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне». «Приидите, поклонимся…» и псалмы 19й и 20й (каждение всего храма). Шестопсалмие, великая ектения, и поем «Аллилуиа» во глас Октоиха, и Троичны гласа (как Великим постом). Кафизмы 4я и 5я. Малых ектений по кафизмах нет. Седальны Октоиха с Богородичнами их. (В службе этого дня есть кондак мученика, поэтому мученичен Октоиха поется на своем месте, т. е. в седальнах по 2м стихословии, и не переносится на 6ю песнь канона.) Псалом 50й. Каноны: Октоиха 1й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2й на 4, и мученика на 4. Примечание. Пение канонов на аллилуйной службе малых постов не отличается от службы с «Бог Господь». Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика). По 3й песни – седален мученика, глас 4й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6й песни – кондак и икос мученика, глас 3й.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010