Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 7 мая 2024 года 24. Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы) . Мч. Саввы Стратилата. Прпп. Саввы и Алексия затворника, Печерских, в Ближних пещерах. Поется 9й час по пасхальному чину. По окончании 9го часа начинается великая вечерня. Иерей, в фелони, став пред престолом с кадилом в правой руке, с Крестом и трисвещником в левой, творит крест кадилом и возглашает: «Благословен Бог наш…». Певцы: «Аминь». Иерей: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), певцы – тот же тропарь (трижды). Иерей – стихи: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…» и прочее последование пасхального начала (как в начале Литургии). Ектения великая. На «Господи, воззвах» стихиры воскресные (см. в Триоди), глас 3й – 6. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Недостойно стояще…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Како не дивимся…». Вход с кадилом. Прокимен великий, глас 7й: «Бог наш на Небеси и на земли…», со стихами. (Евангелие не читается.) Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения. На стиховне поется одна стихира воскресная (см. в Триоди), глас 3й: «Страстию Твоею, Христе…», затем стихиры Пасхи, глас 5й, со стихами: «Да воскреснет Бог…». «Слава, и ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресения день…» – «Христос воскресе из мертвых…» (единожды, как окончание стихиры). И далее «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), в качестве тропаря в конец вечерни. По исполнении стихир и тропаря Пасхи – обычный возглас: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди, Боже…». Иерей поет: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы: «И сущим во гробех живот даровав». Иерей с Крестом в руке и, по обычаю, с трисвещником произносит отпуст: «Христос, воскресый из мертвых…», и прочее, как в конце утрени (в первый день Пасхи). Совершается последование пасхальных часов за малое повечерие.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Отказавшись от карьеры профессионального музыканта, В. неоднократно обращался к созданию богослужебных песнопений. Его муз. сочинения написаны в русле высокой традиции рус. литургического пения и отличаются ориентацией на состав и возможности профессиональных церковных хоров, глубоким знанием хоровой фактуры, строгостью и кристальной ясностью многоголосной ткани, преобладанием вертикально-гармонического параметра в развертывании композиции в сочетании с элементами имитационной техники (песнопения литургии (1975): «Великая ектения» киевского распева, «Благослови, душе моя, Господа»; «Единородный Сыне» киевского распева; «Во Царствии Твоем»; «Приидите, поклонимся» малого знаменного распева; «Трисвятое» знаменного распева; «Сугубая ектения» малого знаменного распева; «Заупокойная ектения»; «Херувимская песнь» на подобен «Чашу спасения»; «Милость мира»; «Достойно есть» малая Жуковская; «Отче наш» знаменного распева; «Хвалите Господа» киевского распева, а также одночастные духовные концерты на тексты богослужебных песнопений для 4-голосного смешанного хора (90-е гг.): «Правило веры», тропарь свт. Николаю, C-dur; «Душе моя», кондак Великого покаянного канона, c-moll/Es-dur; «Радуются вси ангели», припевы на 9-й песни канона на Рождество Христово, C-dur; «Плотию уснув», кондак Пасхи, h-moll/D-dur; «Егда снизшед», кондак в день Св. Троицы, D-dur; 2 Херувимские песни (1991, G-dur, на обиходный напев; 1995, D-dur)). Обращение В. к напевам обихода Валаамского мон-ря в отдельных песнопениях из всенощного бдения отразило характерный для композиторов московской школы интерес к претворению традиций древних распевов в совр. церковно-певч. практике, а также близость В. творческим взглядам А. Д. Кастальского (1977-1978; Предначинательный псалом, «Блажен муж», «Богородице Дево», Полиелей, Великое славословие, «Взбранной Воеводе»; свободные композиции, не опирающиеся на традиц. распевы - «Ныне отпущаеши», малое славословие, песнь Богородицы «Величит»; «Свете тихий» киевского распева). С этим связаны отличительные черты многоголосной фактуры песнопений всенощной: линеарность, самостоятельность контура отдельных голосов, модальный тип гармонии с присущим ему многообразием вертикальных созвучий.

http://pravenc.ru/text/150017.html

Српска bepзuja English version Подписаться на рассылку Сретенская духовная семинария Tweet Нравится Светлое Христово Воскресение. Пасхальная утреня Светлое Христово Воскресение. Пасхальная утреня Общее время звучания: 67:30 01. Колокольный звон и стихира «Воскресении Твое, Христе Спасе» 06: 38 02. Пасхальное начало 04:45 03. Великая ектения ( А. Кастальский) 04:36 04. Пасхальный канон, песнь 1, 3 (Московский распев , Катавасия Л. Ведель , ) Play 3:23 Volume 3:23 03:23 05. Ипакои, Гл. 8 ( Напев Валаамского монастыря) 00:56 06. Пасхальный канон, песнь 4, 5, 6 Play 5:26 Volume 5:26 05:26 07. Кондак гл. 8 (Икос гл . 8 , напев Валаамского монастыря) 01:39 08. Воскресение Христово видевши ( Киевский распев, гарм. П. Чеснокова) 02:34 09. Пасхальный канон, песнь 7, 8, 9 Play 6:44 Volume 6:44 06:44 10. Ексапостиларий ( Греческий распев, гарм. С. Крылова) 01:47 11. Стихиры Пасхи ( Напев Зосимовой пустыни, гарм. Иером. Нафанаила) Play 5:20 Volume 5:20 05:20 12. Слово огласительное св. Иоанна Златоуста 04:15 13. Сугубая ектения «Московская» (Просительная ектения «Уральская») 8:04 14. Окончание утрени 02:18 ЧАСЫ ПАСХИ 15. Христос воскресе! греческое, латинское, славянское (А. Астафьев) Play 1:28 Volume 1:28 01:27 16. Воскресение Христово видевши (А. Архангельский, перелож. архим. Матфея) 02:04 17. Ипакои, кондак, тропари ( Архимандрит Феофан ) 03:18 18. Христос воскресе ( А. Кастальский ) 02:06 Служащее духовенство: архимандрит Тихон (Шевкунов), иеродиакон Серафим (Чернышук) Хор Московского Сретенского монастыря Регент: Никон Жила Звукорежиссер: Петр Кондрашин Монтаж: Елена Сыч Инженер: Виктор Приз Дизайн обложки: www.vasilich.com Запись произведена в Соборном храме Сретенского монастыря в 2006 г. 28 апреля 2006 г. Рейтинг: 8.1 Голосов: 129 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Квитанция Реквизиты для юридических лиц Реквизиты для переводов из-за границы Оплата с банковской карты Visa, MasterCard и Maestro Оплата наличными через кассы и терминалы Пожертвование через Сбербанк Онл@йн Яндекс.Деньги Альфа-клик MasterPass Интернет-банк Промсвязьбанка скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/34696.html

Я забуду все дела, А молитвенник я свой Положу на АНАЛОЙ — высокая подставка с покатым верхом, на которую кладутся богослужебные книги или иконы. Правильный ответ Посмотри, туман окутал Паперть, храм и даже КУПОЛ – глава на храме. Купола также называют маковицами. Правильный ответ Со священниками вместе, (Смысл понятен и известен), Тоже Господа хвалю я Словом этим: АЛЛИЛУЙЯ — от еврейского «хвалите Бога. Правильный ответ Правый клирос запевает, А потом и так бывает, Что поет, как слышит он, Левый клирос  АНТИФОН (греч. «звучащий в ответ») — песнопение, которое попеременно постишно поется двумя хорами. В настоящее время антифонное пение обычно не соблюдается. Правильный ответ В церкви действо началось, И по храму разлилось Сладостное пение Всенощное ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ — общественное богослужение, совершаемое вечером под праздники и воскресения. Состоит из соединения великой вечерни, праздничной утрени и первого часа. Правильный ответ Чтоб частицу благодати От Христа сейчас принять мне, Подхожу без лени я Под Благословение Правильный ответ Хор поет, и всем понятно, Что уста глаголют внятно. Тайно сердца голос нежный Обращу и я с надеждой. Пусть летит сквозь все затворы Просьба жаркая моя! Просьба к Богу — ЕКТЕНИЯ (греч. – «тянуть») – усиленное моление, состоящее из ряда прошений. Ектения произносится дьяконом или священником. После каждого прошения хор поет “Господи, помилуй” или “Подай, Господи”. Ектений различаются по содержанию и числу прошений: великая или мирная ектения — наиболее полная, малая — из одного прошения, сугубая, просительная и др. Правильный ответ Твой дым — молитвы образ милый, Благоуханное КАДИЛО — металлический сосуд, в котором на горящих углях воскуривается ладан. Правильный ответ Подо мною пропасть, ад, А вкруг Ангелы стоят. Так свой голос, слабый очень, Я слагаю среди прочих, И от имени народа Хор прошение выводит. Счастье даже и не снилось: Ведь хожу я петь на КЛИРОС — место в храме, предназначенное для хора. Клиросы располагаются на обоих концах солеи.

http://azbyka.ru/deti/stihi-zagadki-po-l...

III. Ектения великая Миром Господу помолимся. Господи, помилуй. Даждь нам в мире возносити молитву нашу в сей святый час. †. О свышнем мире и о спасении душ наших Господу помолимся. Господи, помилуй. Ниспосли нам свыше мир и благодать, направи нас ко святой, благочестивой жизни во спасение душ наших. †. О мире всего Мира, о благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся. Господи, помилуй. Мир даруй всему Миру, всем царствам и народам Подаждь всякое благо святым Твоим церквам и соедини всех во единой вере православной, да вси едино мудрствуют и единым правилом жительствуют. Да будет едино стадо и един Пастырь.†.   О святом храм сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в он, Господу помолимся. Господи, помилуй. Святый храм сей сохрани от всякия беды и напасти. Благослови, освяти и утверди всех входящих в него с верою, благоговением и страхом Божиим, как в селение Безсмертнаго Царя. Утверди их в мире, благочестии и молитве. Соделай нас недостойных храмами Духа Твоего Святаго. †. О Святейшем Правительствующем Синоде и о епископе (имя), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся. Господи, помилуй. Спаси, Господи, и помилуй Святейший Правительствующий Синод, – собор епископов Российская Церкви, и владыку нашего (имя). Соблюди их, яко преемников Апостолов Твоих. Спаси, Господи, и помилуй предстоятелей наших: священников, диаконов и весь причет церковный, и всех прихожан св. храма сего. Пастырем даруй ревность и попечение о душах наших. †. О Благочестивейшем: Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего, Благочестивейшаго Самодержавнейшаго Великого Государя нашего Императора Николая Александровича всея России, Супругу Его Благочестивейшую Государыню Императрицу Александру Феодоровну, Матерь Его Благочестивейшую Государыню Императрицу Марию Феодоровну, Наследника Его Благовернаго Государя Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича и весь Царствующий дом, Палату и воинство их: всех служащих при Царском Дворе и поставленных в разных чиноначалиях и достоинствах. Всех, иже во власти суть, – кто властию облечен, направи на путь истины и правды, сохрани в мире, здравии, спасении и благопоспешении. †

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Великая Суббота Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа «во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный» и, наконец, воскресения Спасителя из гроба. На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении: «Святый Боже»... выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым царским вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. Певчие в это время поют: «Благообразный Иосиф» ... Когда Плащаницу положат на место посредине храма, тогда произносится ектения и читаются: паремия из книги прор. Иезекииля о воскресении мертвых; Апостол , научающий верующих, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас...; Евангелие , повествующее о том, как первосвященники с разрешения Пилата поставили стражу у гроба Господня и приложили к камню печать. По окончании утрени верующие приглашаются восхвалить церковною песнью Иосифа Аримафейского: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного» ... Божественная Литургия в этот день бывает позже, чем во все другие дни года и соединяется с Вечернею . После малого входа и пения «Свете тихий...» начинается чтение 15-ти паремий , в которых собраны важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа. После паремий и Апостола предначинается праздник Воскресения Христова. На клиросе начинают протяжно петь: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех...», а в алтаре в это время черные одежды престола и священнослужителей сменяются на светлые, так же и в самом храме черные облачения заменяются светлыми. Это – изображение события, что мироносицы рано утром, «еще сущи тме», видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о воскресении Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

33. Понятие о шестопсалмии. Пение «Бог Господь» и тропарей. Кафизмы. Полиелей. Воскресные тропари. Величание. Утренние антифоны После благословения народа начинается утреня такими словами: «Слава в вышних Богу и на земли мир в человецех благоволение». Эту песнь воспели ангелы при рождении Господа Иисуса Христа. После этого начинается среди храма чтение «шестопсалмия». Шестопсалмием называется собрание определенных шести псалмов. По прочтении трех первых псалмов произносится три раза «аллилуйя». В это время молящиеся три раза осеняют себя крестным знамением. При чтении четвертого псалма шестопсалмия, священник выходит северными дверями на амвон и перед затворенными царскими вратами читает тайно молитвы, в которых молит Бога и о себе и о всех православных. Этот выход священника напоминает нам Господа Иисуса Христа, который, слыша наши молитвы, ходатайствует за нас пред Богом Отцом. После шестопсалмия произносится великая ектения, затем пение стихов: «Бог Господь и явися нам, благослонен грядый во имя Господне». Это пение напоминает нам явление Господа Иисуса Христа с проповедью людям. После этого пения бывает пение тропаря. За пением тропаря чтение кафизмы. Слово «кафизма» значит «сидение»; так называются несколько избранных псалмов, при чтении которых позволяется сидеть. После чтения кафизм, начинается полиелей. Это слово значит: «многая милость» или «многомаслие». Такое название дано некоторым стихам из псалмов потому, что во время пения их возжигают многие лампады с маслом и прославляют великие милости Божия. Полиелей начинается следующими словами: «Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуйя» 17 . При этом отверзают царские врата. Священник с кадилом, а диакон со свечей совершают каждение всего храма и молящихся. Это хождение священнослужителей по храму напоминает возвращение учеников Господа от гроба с вестью о Воскресении Христовом. После полиелейных стихов, под воскресный день поют воскресные тропари 18 , в которых прославляется Воскресение Христово. Эти тропари поются всегда одни и те же, в них изображается шествие мироносиц ко гробу Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

В.А. Юлин Список духовно-музыкальных сочинений митрополита Серафима (Чичагова) 173 Литургическая музыка В нотографии, составленной E. М. Левашевым, указано 10 сочинений преосвященного Серафима (Чичагова) : Духовно-музыкальные произведения: 1 «Достойно есть»; 2 «Святый Боже». М.: Изд. авт., б. г. «Благослови, душе моя, Господа», «Милость мира», «Тебе поем». М.: П. Юргенсон, б. г. «Святый Боже», Херувимская. М.: П. Юргенсон, б. г. Херувимская. М.: П. Юргенсон, 1911. Херувимская. М., б. г. Херувимская. М.: П. Юргенсон, 1916. В «Своде сочинений и напевов Православной Церкви» указано 9 сочинений: «Благослови, душе моя, Господа» (на литургии): Три хора. М.: П. Юргенсон, после 1912. «Достойно есть»: Дух.-муз. перелож. М.: Изд. авт., 1912. «Иже Херувимы» («Херувимская песнь»). 4 напева. 1-й – М.: П. Юргенсон, 1911; 2-й – М., б. г.; 3-й (Два хора) – М.: П. Юргенсон, после 1912; 5-й – М.: П. Юргенсон, 1916. «Милость мира». М.: П. Юргенсон, после 1912. «Святый Боже». 2. М.: Изд. авт., после 1912. «Тебе поем». М.: П. Юргенсон, после 1912. В отделе нотных изданий Российской государственной библиотеки хранятся 5 духовных песнопений преосвященного Серафима. Приведем описание этих изданий: «Достойно есть» 2 и «Святый Боже». М., б. г. (1911). «Херувимская песнь». М.: Нотопечатня П. Юргенсона, 1911. «Херувимская песнь» 2 и «Великая ектения». М.: Нотопечатня П. Юргенсона (1911). Вокальные сочинения, расположенные в хронологическом порядке их издания. 1911 «Зачем сомненье в любви святой Христовой». «Ты Бог мой» (дуэт тенора и баса). «Первомученик архидиакон Стефан» (Поев. Михаилу Алексеевичу Соколову). 1912 «О Мати Божия» (дуэт для сопрано и баритона). «Когда на небе заря зажжется» (дуэт женских голосов). «Святая любовь» (квартет). 1914 «Тайна». «Скорбная повесть». «Душа изнемогла». «О солнце, засвети мне огонек» (Поев. Елене Григорьевне Сушковой-Белоусовой). «Радость там, счастье и прощенье». 1915 «Моя молитва» (дуэт тенора и баса в сопровождении фисгармонии и мужского хора закрытым звуком); второй вариант: «Хочу молиться».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Литургия оглашенных Окончив проскомидию, священнослужитель кадит святой престол крестообразно со словами: «Во гробе плотски ...». Затем совершается полное каждение, перед которым открывается завеса при царских вратах, обозначаю­щая собой то, что тайна Рождества Христова была сокрыта от мира до дня Его общественного служения. В это время священник читает 50-й псалом, в котором выражает свое покаянное чувство пред Богом. Совершив каждение, он молится у престола, чтобы Господь сподобил его неосужденно совершить Божественную службу, затем берет в руки Евангелие и произносит возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа», начертывая при этом Евангелием на святом престоле знамение креста. Это действие имеет глубокий смысл. Святое Евангелие символизирует Самого Иисуса Христа, а Крест – орудие совершения нашего спасения. Этим возгласом священнослужитель от­крывает верным неисповедимую тайну Пресвятой Троицы, возвещенную нам воплотившимся Христом. Вслед за этим начинается великая ектения, которой священник приглашает предстоящих молиться Богу в мире как за самих себя, так и за всех христиан. После ектении поются антифоны, или хвалебные стихи из псалмов, которые, во-первых, выражают нашу благодарность Создателю, а во-вторых, наше недостоинство и просьбу помощи Божией. Святая Церковь в этих песнопениях прославляет Бога и исповедует Христа Единородным Сыном Божиим. В них содержатся догматы о Лице Иисуса Христа, о Его Божественном достоинстве. Антифоны сопровождаются тайными молитвами священника, в которых он просит Бога ниспослать милость Свою на святой храм и на молящихся в нем. Между антифонами бывают малые ектении. Далее поются евангельские похвалы блаженным – святым: «Блажени нищие духом. Блажени плачущии» и т.д. В это время отверзаются царские врата, и священнослужитель исходит с Евангелием на малый вход. При этом в тайной молитве он призывает, просит Бога о входе вместе с ним святых Ангелов. Так жители небесные и земные готовятся и соединяются к встрече Господа, идущего на Свое земное служение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Он известен как автор духовной музыки 10 июня. ПРАВМИР. Умер церковный композитор протоиерей Николай Ведерников. Об этом на своей странице в Facebook сообщил его внук диакон Никита Ведерников. Он рассказал, что священник один день не дожил до своего 92-го дня рождения. Отпевание протоиерея Николая состоится 12 июня в храме Иоанна Воина на Якиманке, где он служил до отчисления за штат. Протоиерей Николай Ведерников — один из старейших клириков Москвы, известен как автор духовной музыки, которая регулярно исполняется в России и за рубежом. Он родился 12 июня 1928 года в Москве, был рукоположен во священника в 1961 году. Протоиерей закончил Московскую консерваторию, а после заочно — Ленинградскую семинарию и Московскую духовную академию. В одном из интервью он рассказывал, что прислуживал еще Патриархам Сергию и Алексию I, передает РИА Новости . Также он проводил у себя дома «беседы на квартирах» с известным богословом митрополитом Антонием Сурожским. С 1989 года Николай Ведерников служил в храме Иоанна Воина на Якиманке до отчисления за штат в 2005 году. В этом же храме он отпевал известных музыкантов Святослава Рихтера и Альфреда Шнитке. Николай Ведерников переложил на музыку многие церковные песнопения, среди которых пасхальное песнопение «Плотию уснув», рождественское «Радуются все ангелы» и «Свете тихий». Он также написал ряд богослужебных песнопений, среди которых «Великая ектения» киевского распева, «Благослови, душе моя, Господа», «Единородный Сыне» киевского распева, «Во Царствии Твоем», «Приидите, поклонимся» малого знаменного распева, «Трисвятое» знаменного распева и другие. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 27 июля, 2021 23 июля, 2021 22 июля, 2021 15 июля, 2021 5 июля, 2021 24 июня, 2021 19 июня, 2021 7 июня, 2021

http://pravmir.ru/umer-odin-iz-starejshi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010