Примечание. «На трапезе бывает братии утешение великое, сиречь: елеем, рыбою и вином» (Типикон, гл 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце, на утрени»). Б. Начало великой вечерни (и утрени) – как в 1-й день Пасхи. Иерей, облачившись в епитрахиль и фелонь, с пасхальным трисвещником и Крестом в левой руке, с кадилом в правой руке, после начального возгласа: «Благословен Бог наш…» (при открытых царских вратах), поет: «Христос воскресе…» (трижды). Певцы также трижды повторяют тропарь. Иерей поет стихи пасхального начала: «Да воскреснет Бог…». Певцы после каждого стиха: «Христос воскресе…». Затем читается 103-й псалом. По предначинательном псалме – великая ектения, и поется «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника Триоди (о слепом), глас 2-й, глас 4-й, глас 5-й и глас 8-й – 6, и блгв. кн. Димитрия, глас 4-й – 4. «Слава» – блгв. кн. Димитрия, глас 5-й: «Благословен еси…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Кто возглаголет силы Твоя…». Вход. Прокимен дня. Паримии блгв. кн. Димитрия – 3. Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения. На стиховне стихира воскресная Триоди, глас 5-й: «Тебе, Воплощеннаго Спаса Христа…», и стихиры Пасхи, глас тот же (с их припевами). «Слава» – блгв. кн. Димитрия, глас тот же: «Радуйся и веселися…», «И ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе…» – единожды, как окончание стихиры). По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово…». «Слава» – тропарь блгв. кн. Димитрия, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, ходатайствовавшую...». Иерей (или диакон) – «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст после вечерни произносится без Креста (в открытых царских вратах): «Воскресый из мертвых…», поминаются святой храма и дня.

http://patriarchia.ru/bu/2022-06-01/

Вседневная вечерня бывает на праздник с бдением (например, 30-го января), если он случится на сырной седмице в четверток или субботу, равно на храмовой праздник, если этот праздник случится в седмичные дни Четыредесятницы: во вторник, среду, четверток, пяток и субботу (Тип., храм. гл. 35 и 36). На эти дни вечерня или совершается с Литургией Преждеосвященных даров, или бывает без литургии. Великая вечерня – праздничная, называемая полиелейной, разумея вечерню не на бдении (на коей бывает ектения «Рцем вси»), совершается на праздник и в самый праздник. Она совершается на следующие праздники: 1) На праздник с полиелеем; впрочем, в том только случае, если праздник с полиелеем случится от Недели апостола Фомы до Недели мясопустной 272 . 2) Великая вечерня не на бдении бывает на праздник с бдением 273 (напр., 30 янв.), если этот праздник случится в понедельник и во вторник сырной седмицы (Тип., послед. 30 янв.)• 3) Великая вечерня не на бдении бывает на воскресные и на все те дни, на которые положено бдение, но оно по какому-либо случаю не бывает (Тип., гл. 7). 4) Великая вечерня не на бдении совершается на день Преполовения, на 1-е и 13-е сентября, хотя в эти дни на утрени не положено петь полиелей. Великая вечерня не накануне, а в самые праздники совершается: 1) В первый день Пасхи. 2) Во все дни пасхальной седмицы и в Неделю апостола Фомы. 3) В вечер Владычных праздников: Рождества Христова. Богоявления, Преображения, Вознесения, Пятидесятницы, Воздвижения креста Господня. 4) В дни навечерий Рождества Христова и Богоявления и в Великий пяток. Вечерня великая на бдении бывает всегда, исключая тех дней, на которые положено начинать бдение всенощное великим повечерием. (О днях, в кои бдение начинается великим повечерием, увидим ниже.) Повечерие бывает великое и малое. Великое повечерие отправляется отдельно от утрени и в соединении с утренею, именно – на бдении всенощном. Отдельно от утрени великое повечерие отправляется на дни поста и притом такие дни, которые следуют тоже за днем поста, а не за праздником, именно: великое повечерие совершается: 1) На среду и пяток сырные.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

М., б. г.; Славельник на Рождество Христово: Греч. расп. М., б. г.; Стихиры на целование: Глас 2 (заупокойная служба). М., б. г.; «Хвалите имя Господне» (2 номера: a-moll): Для смеш. хора. М., б. г.; «Хвалите имя Господне» (d-moll): Для однородного хора. М., б. г.; Херувимская песнь (B-dur): Для всех хоров. М., б. г.; Херувимская песнь (c-moll): Для малого смеш. хора. М., б. г.; Херувимская песнь: Знаменная: Для смеш. хора. М., б. г.; Херувимская: Обиходная (C-dur). М., б. г.; Херувимская песнь: Софрониевская (a-moll): Для большого хора. М., б. г.; современные издания: «Блажен муж», «Величит душа моя Господа» (оба песнопения — напев Зосимовой пустыни)//Октоих, сиречь Осмогласник. М., 1981. Прил. С. 10–12, 30–32; Канон Пасхи (ирмосы), Стихиры Пасхи: Напев Зосимовой пустыни//Пасха Христова: Песнопения Цветной Триоди/Сост.: игум. Никифор (Кирзин). М., 1988. С. 14, 19, 24, 28, 32, 44, 48, 53, 62–68; «Благослови, душе моя, Господа», Великая ектения, «Богородице Дево, радуйся», «Хвалите имя Господне» (2)//«Благослови, душе моя, Господа»: Песнопения всенощного бдения/Сост.: Л. Боровлёва, А. Ратников, И. Соловьёв. М.. 1995. С. 13–24, 28–29, 80–81, 99–101, 105–110; «Сподоби, Господи»//Песнопения всенощного бдения: Для смеш. хора/Ред.: Г. Н. Лапаев. М., 1997. С. 26–29; «Величит душа моя Господа»: Напева Зосимовой пустыни (2), иером. Нафанаила//«Величит душа моя Господа»/Сост.: О. А. Бычков. М., 2000. 10, 11, 18; Предначинательный псалом: Напев ТСЛ (Большое); то же: По обиходному варианту иером. Нафанаила: (Малое), Великая ектения, «Блажен муж» (2), «Богородице Дево, радуйся», «Хвалите имя Господне» (3), «На реках Вавилонских», «Взбранной Воеводе»: Малый знам. расп., то же: Напев ТСЛ//Всенощное бдение: Неизменяемые песнопения для монастырских хоров: Из репертуара хора СТСЛ/Сост.: архим. Матфей (Мормыль). Серг. П.; Переславль Залесский, 2000. С. 12–16, 16–22, 56, 78–83, 234, 272–279, 309–316, 486–487, 490; Песнопения Постной Триоди: Подготовит. Недели к Вел. посту. Первая седмица Вел.

http://pravenc.ru/text/2564770.html

Перевод грешит неверным построением фраз. Корректоры могли бы проверить. А так замечательная статья - коротко, ясно, просто Наталья 11 апреля 2021, 21:41 Как просто изложено! А где просто - там ангелов со сто!!! Любят святые простоту... Мария 11 апреля 2021, 13:00 Одна из не столь часто встречающихся публикаций, где написано не теоретическое «вот как должно быть», а как следует поступать, чтобы достигнуть это «надо». Катерина 10 апреля 2021, 16:13 Чем-то неуловимым, практичным напомнил советы свт. Феофана Затворника о том, как выстраивать молитву. Анна 9 апреля 2021, 20:24 Большое спасибо! Просьба к редакции публиковать больше статей на эту тему. Галина И. 8 апреля 2021, 17:20 Спасибо!/" Мы не можем сидеть в позе лотоса, как сидят индусы...,мы встанем, скрестив руки, будем осенять себя знамением Святого Креста и молиться " .//Православие- это стояние в вере и истине. Но в Свящ. Писании нигде не указано, как именно всегда должно молиться Богу. Для Бога в молитве главное- сердце: " Сыне, даждь Ми сердце твое " . " Всякая истинная молитва... рано или поздно получает живоносную благодать Духа Святого " (митр. Сурожский Антоний). Что за поза была у молящегося великого Божьего пророка Илии: " наклонился к земле и положил лицо свое между коленами своими " (3 Цар.18, 42)? Я пробовала так- не получается. И какой силы достигала его молитва! А " Илия " значит " мой Бог - Ягве " (Сущий). Oles 8 апреля 2021, 09:53 Всё верно! Благодарение - покаяние - прошение. Именно поэтому великая ектения, в которой мы сразу же просим, несколько нарушает логику Литургии. Изначально великая ектения звучала, как должно, на литургии верных. Момо 8 апреля 2021, 01:02 Господ меня сподобил познакомится с ним. Он величайший человек который всем рекомендую если Бог даст встретится с ним. Простите я не русский и поэтому плохо пишу. Он настоятель в скиту Евангелизмос не далеко от Ксенофодос. Любой желающий и жаждающыи может пойти там. Настоящий подвижник. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/138485.html

Принцип синтеза хоровой фактуры и оркестрового, симфонического мышления, нашедший отражение в партитурах композиторов Нового направления (напр., Гречанинова), можно встретить и в произведениях П. В крупных сочинениях он нередко прибегает к многочисленным divisi с целью достижения яркого звукоизобразительного эффекта, напр. в Херувимской (Ор. 24), где в разд. «Трисвятую песнь припевающе» дважды имитируется колокольный звон. Нек-рые опусы П., напротив, предназначены для малых хоров и опираются на трехголосие, типичное для обиходного пения (Ор. 19, 20, 21). Арх.: РГБ НИОР. Ф. 16. К. 2. 76а: Засодимский П. В. Письма Я. Л. Барскову; РГАЛИ. Ф. 2430. Оп. 1. 1183; Ф. 2954. Оп. 1. 612 [письма П. М. Ф. Гнесину]; Ф. 952. Оп. 1. 558 [автограф Херувимской, op. 24, март 1903?]; РНБ. Ф. 816. Оп. 3. 2326; Ф. 585. Ед. хр. 3772; Ф. 451. Оп. 1. 663; Ф. 773. Оп. 1. Ед. хр. 860; Ф. 816. Оп. 2. 1674 [письма П.]; ГЦММК. Ф. 269. 1007 [автограф Трисвятого из op. 16]. Ист.: Лит. наследство. М., 1980. Т. 92: Александр Блок: Нов. мат-лы и исслед. Кн. 1. С. 418; 1982. Кн. 3. С. 112-114; Письма С. В. Панченко А. А. Блоку/Публ.: З. Г. Минц, А. В. Лавров//Блоковский сб. Тарту, 1998. Вып. 14. С. 208-274. Муз. соч.: [Для смеш. хора, если не указано иное]: М.: Изд-во П. И. Юргенсона: Op. 16: Три Трисвятых песни. 1902; Op. 18: Литургия св. Иоанна Златоуста. 1902; Op. 19: Всенощная: Староцерковные распевы: Для 3-голосного жен., дет., муж. или смеш. хоров. Op. 20: Литургия св. Иоанна Златоуста по напевам Придворного обихода: Для 3-голосного жен., дет., муж. или смеш. хоров. 1902; Op. 21: Литургия св. Иоанна Златоуста характера народного: Для 3-голосного жен., дет., муж. или смеш. хора. 1902; Op. 24: Херувимская песнь. 1904; Op. 25: Песнопения к чину выноса Креста. 1903; Op. 26: Литургия св. Иоанна Златоуста: Придворного расп. [перелож. op. 20]: Для малого смеш. хора Op. 27: То же: Для большого смеш. хора. Op. 30. 1–3: Великая ектения 1, 2: Сокр. знам. расп., 4–5: Великая ектения 3: Сокр. знам. расп., 6–9: «Приидите, поклонимся» и «Господи, спаси благочестивыя»: Киев.

http://pravenc.ru/text/2578903.html

Часами называется собрание некоторых псалмов Богодухновенного царя Давида и назидательных молитв, написанных святыми отцами. 3й, 6й и 9й часы последовательно воспоминают осуждение Господа на смерть, распятие Его и самую смерть, а сверх того, час 3й приводит нам на память сошествие Святого Духа. Часть вторая. О литургии Вопрос. Почему вторая часть литургии называется литургией оглашенных ? Ответ . Она называется так потому, что к слушанию ее допускаются и оглашенные, то есть готовящиеся к крещению, а также и кающиеся, не допускаемые до причащения. Вопрос. Чем начинается эта часть литургии? Ответ . Став перед престолом, священник начинает эту часть литургии благословением, или прославлением, царства Пресвятой Троицы. Он возглашает: благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа… а лик, в подтверждение этих слов, взывает: аминь, то есть истинно, или да будет так . Вопрос. Что напоминается нам возгласом благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа? Ответ . То, что в таинстве воплощения Сына Божия мы ясно познали таинство Пресвятой Троицы. Вопрос. Какие главные действия составляют литургию оглашенных? Ответ . Кроме молитв, втайне читаемых священником в алтаре, литургию оглашенных составляют: Вопрос. Что такое ектения ? Ответ . Великая ектения , начинающаяся словами: миром Господу помолимся, — есть продолжительная связь молитв о благах духовных и телесных, временных и вечных. Моления приносятся за всех человеков, и в особенности за пастырей Церкви. В малых ектениях молитвы о благах духовных и телесных изложены сокращенно. И великая, и малая ектении оканчиваются побуждением верующих предать себя и всю жизнь свою Христу Богу, с воспоминанием Богородицы и всех святых как ходатаев наших пред Господом. Священник, следуя тайною молитвою за словами диакона, возглашает всегда в конце ектении хвалу Триединому Богу. Вопрос. К чему располагает нас начало ектении миром Господу помолимся? Ответ . Оно располагает нас к истинной молитве; ибо слово мир здесь означает — мир с Богом, веру правую, совесть чистую и согласие со всеми людьми, без чего не должно приступать к молитве.

http://azbyka.ru/liturgiya-v-voprosax-i-...

9-й час. «Приидите, поклонимся…» (трижды) и обычные псалмы. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Иже в девятый час…» со своими стихами (стих 1-й: «Да приближится молитва моя…», и стих 2-й: «Да внидет прошение мое…»). «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Иже нас ради…». «Не предаждь нас до конца…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец – тропарь: «Видя разбойник…», «Слава» – ин тропарь: «Посреде двою разбойнику…», «И ныне» – Крестобогородичен: «Агнца, и Пастыря…». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш…», и начинаются изобразительны. (По традиции, открывается завеса царских врат.) Изобразительны читаются: «Благослови, душе моя, Господа…», «Слава» – «Хвали, душе моя, Господа…», «И ныне» – «Единородный Сыне…». Блаженны без пения: «Во Царствии Твоем…». «Слава, и ныне» – «Помяни нас, Господи…», «Помяни нас, Владыко…», «Помяни нас, Святый…», «Лик Небесный…», «Приступите к Нему…», «Лик Небесный…». «Слава» – «Лик святых Ангел…», «И ныне» – «Верую…», «Ослаби, остави…», «Отче наш». Иерей – возглас. Чтец: «Аминь», и читает кондаки. Кондаки: В храме Господском – кондак дневной, кондак апостола. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». В храме Богородицы – кондак дневной, кондак апостола. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – кондак дневной, кондак храма, кондак апостола. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». Чтец : «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей: «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). И сразу начинается вечерня. Чтец: «Аминь»3, «Приидите, поклонимся…» (трижды) и 103-й псалом. Великая ектения. Стихословится 18-я кафизма, после которой – малая ектения.

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-04/

Вечерня (в соединении с Литургией свт. Иоанна Златоуста) совершается «без кафизмы, и без поклонов». Иерей в алтаре, стоя пред престолом, возглашает: «Благословено Царство…», при этом он обыкновенно творит Евангелием крест над престолом. Певцы: «Аминь». Чтец: «Приидите, поклонимся» (трижды) и предначинательный псалом. (Священник читает светильничные молитвы.) Великая ектения. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 11: Триоди – 5: самогласен, глас 8-й: «Самовластно совлекохся...» (дважды; см. в стихирах на «Господи, воззвах» в четверг 5-й седмицы поста вечером) ; и подобны (см. там же), глас 1-й: «Пригвожден, Господи, на Кресте...», «Пощения светлостию...», глас 6-й: «Животворящему покланяющеся Твоему Кресту...»; стихиры праздника Благовещения, глас 4-й – 3 (см. в Минее 25 марта на вечерне в сам день праздника вечером: «В шестый месяц...», «Языка, егоже не ведяше...», «Се воззвание ныне явися нам...») , и Архангела, глас 1-й – 3 (к 11-й стихире припев: «Творяй Ангелы Своя духи/и слуги Своя пламень огненный»). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Послан бысть…». Во время пения стихир на «Господи, воззвах» заканчивается проскомидия. На проскомидии заготовляется один Агнец – для пятницы . Вход с Евангелием . «Свете Тихий». Прокимен Триоди, глас 7-й: «Возносите Господа Бога нашего...» (со стихом), и 1-я паримия Триоди; 2-й прокимен Триоди, глас 6-й: «Воскликните Господеви...» (со стихом), и 2-я паримия Триоди. Затем – чтение двух паримий праздника (1-я – Исхода чтение: «Вниде Моисей…»; 2-я – Притчей чтение: «Господь созда мя…»; с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем») . Малая ектения, возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем…» . Поется Трисвятое , и далее Литургия свт. Иоанна Златоуста. Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен – праздника. Задостойник праздника – припев: «Благовествуй, земле…», и ирмос: «Яко одушевленному…». Примечание. На трапезе разрешается рыба. «На трапезе утешение братии велие: ядим рыбы, и пием вино, в кийлюбо день случится, единожды днем, кроме субботы и Недели» (Типикон, 26 марта; ср.: Типикон, гл. 33).

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-07/

Вместо Херувимской песни «Вечери Твоея тайныя...» (трижды): два раза до перенесения Святых Даров (без «Аллилуиа»), 3-й раз после перенесения Святых Даров (вместо: сЯко да Царя...»), с «Аллилуиа». Вместо «Достойно...» ирмос «Странствия Владычня...» Вместо причастна и вместо «Да исполнятся..... «Вечери Твоея тайныя...» 3 «Аллилуиа» (трижды). Отпуст: «Иже за превосходящую благость...» (поминается свт. Василий Великий ) 4 . Повечерие малое. На повечерии трипеснец, глас 8 (песни 5-я, 8-я и 9-я). По Трисвятом: Кондак, глас 8: Нас ради Распятаго, приидите вси воспоим, Того бо виде Мария на древе и глаголаше: аще и распятие терпиши, Ты еси Сын и Бог Мой. Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...» «Помолимся...» и прочее. Великая Пятница Утреня. Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Эта служба совершается обычно в Великий Четверг вечером. По Уставу она должна начинаться во 2-м часу ночи, т. е. по нашему счету в 8-м часу вечера. Иногда она совершается и утром в Великий Пяток. После начального возгласа иерея чтец читает: «Аминь», Трисвятое, «Отче наш» и обычное начало. По шестопсалмии и великой ектении «Аллилуиа». глас 8-й, и тропарь: «Егда славнии ученицы...» (трижды). Открываются царские врата. Иерей в фелони износит Евангелие на средину церкви. Раздаются свечи священнослужителям и молящимся. Предстоятель совершает полное каждение. По окончании тропаря и каждения малая ектения (1-я). Возглас: «Яко Твоя держава и Твое есть Царство...» «И о сподобитися нам...» и прочее (так и пред каждым Евангелием). Певцы перед чтением каждого Евангелия поют: «Слава Страстем Твоим, Господи». Священник читает 1-е Евангелие от Иоан., зач. 46-е. Певцы после каждого Евангелия поют: «Слава долготерпению Твоему, Господи». Принято пред каждым Евангелием ударять в большой колокол столько раз, какое по счету читается Евангелие. По окончании двенадцатого Евангелия трезвон (краткий), и больше трезвон не производится до Пасхи. По 1-м Евангелии певцы поют три антифона (1-й, 2-й и 3-й). Малая ектения (2-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Молитвы церковные называются некоторые по имени тех, от кого они произошли, напр: «аллилуйя» именуется песнию херувимскою; «свят, свят, свят» – серафимскою, «Отче наш» – Господнею, и проч. Но чаще называются по начальным своим словам, напр. «Царю небесный», «достойно», «иже херувимы», и проч. Многие молитвы, напр: трисвятой (святый Боже), аллилуйя (хвалите Господа), Господи помилуй, и проч., и также многие богослужебные действия совершаются по-трижды во славу Св. Троицы. «Господи помилуй» иногда произносится по 12 раз в освящение 12 часов дня и ночи, и по 40 – в знамение полной молитвы; ибо это число употребляется в Писании выражением полного усердия и подвига ( Лк. 2:22 – 23, 11:2 ). § 7. Чаще других произносятся молитвы, составляющие начало и окончание Богослужения. Начинается оно возгласом: «благословен Бог наш» и проч., внушающим, что Бог наш достоен вечного прославления, кратким подтверждением, т. е. аминь; молением во Св. Духу, который есть главный споспешник в молитве; ко Св. Троице, т. е. трисвятым; кратким славословием и призыванием Пресв. Троицы; молитвою Господнею, как высшим образцом молитвы. Те же молитвы, начиная с Трисвятого, произносятся и при окончаниях Богослужения, коих заключения называются отпустами, потому что по произнесении их молящиеся отпускаются из собрания. Отпусты обыкновенно предваряются восклицаниями: «премудрость; пресв. Богородице спаси нас», «достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу», от чего «достойно» называется окончанием молитв; «слава Тебе Христе Боже, упование наше» и проч., и потом произносится самый отпуст, состоящий в призывании Господа, Богоматери и Святых – помиловать и спасти нас. Некоторые из молитв, составляющих начало и окончание Богослужения, напр. молитвы: Пресв. Троице. Отче наш и другие, мы часто слышим и в продолжение Богослужения. А чаще всех молитв произносится при Богослужении «Господи помилуй», – в ектениях. § 8. Ектения есть молитва протяжно произносимая. Ектения бывает великая и малая. Великою называется потому, что заключает в себе возглашений более, нежели малая, и есть двояка: одна, большею частию, полагается в начале Богослужений, а другая в конце.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010