Божественная литургия (Во время чтения третьего и шестого часов священник в алтаре совершает проскомидию.) Диакон: Благослови, владыко. Иерей: Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь. Ектения великая Диакон: Миром Господу помóлимся. Хор: Господи, помилуй. (На каждое прошение) Диакон: О свышнем мире и спасéнии душ наших Господу помóлимся. О мире всего мира, благостóянии святых Бóжиих Церквéй и соединéнии всех Господу помóлимся. О святéм храме сем и с вéрою, благоговéнием и стрáхом Бóжиим входящих вóнь него. Господу помóлимся. О Великом Господине и Отцé нашем Святéйшем Патриархе Кирилле, и о господине нáшем преосвящéннейшем митрополите ( или: архиепископе , или: епископе ) (имя) , честнéм пресвитерстве, во Христé диаконстве, о всем причте и людех Господу помóлимся. О богохранимей странé нáшей, властéх и вóинстве éя Господу помóлимся. О грáде сем ( или: о вéси сей ; если в монастырé, то: о святéй обители сей ), всяком грáде, странé и вéрою живущих в них Господу помóлимся. О благорастворéнии воздухов, о изобилии плодóв земных и врéменех мирных Господу помóлимся. О плáвающих, путешéствующих, недугующих, стрáждущих, пленéнных и о спасéнии их Господу помóлимся. О избáвитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помóлимся. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодáтию. Пресвятую, Пречистую, Преблагословéнную, слáвную Владычицу нашу Богорóдицу и Приснодéву Марию со всéми святыми помянувше, сáми себé, и друг друга, и весь живóт наш Христу Богу предадим. Хор: Тебе, Господи. Иерей читает тайную молитву первого антифона. Возглашает: Яко подобает Тебе всякая слáва, честь и поклонéние, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь. Антифоны изобразительные поются попеременно правым (1) и левым (2) хорами. Антифоны на литургии бывают трех родов: праздничные, изобразительные и вседневные (будничные). Первый антифон Благослови, душе моя, Господа./Благословен еси, Господи./Благослови, душе моя, Господа,/и вся внутренняя моя

http://ms.pravoslavie.ru/111159.html

иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит) II. Священнические молитвы Византийской Вечерни (1971) Семь молитв, каждая сопровождаемая своим собственным возгласом или κφνησις, все тайно произносятся в настоящее время священником в начале Вечерни по византийскому чину, в то время, как чтец читает вводный псалом или προοιμιακς, Пс. 103 46 . Для соблюдения указания в Διταξις τς εροδιακονας, которая служит введением в Евхологии 47 и которая приписывается патриарху Филофею Константинопольскому 48 , священник должен прочитать эти семь молитв между стихами 24 и 35 (последним) псалма; поскольку последующая великая ектения также произносится священником, то получается невозможная ситуация; по общей практике молитвы начинают в начале псалма, но это не является настоящим решением проблемы: физически не хватает времени, чтобы прочесть семь молитв средней длительности во время чтения псалма из 35 стихов. Было бы возможно осуществлять это предписание, а оставалось бы решить еще задачу: какой смысл и какую роль могли иметь эти семь священнических молитв, составленных во множ. числе (и, следовательно, от имени верных), читаемых подряд и еще тайно. Все авторы византийской традиции, занимавшиеся этим вопросом 49 , единодушно заявляют: эти молитвы находятся не на своем месте; они должны были находиться с различными ектениями, которые рассыпаны по всей вечерней службе. Только М. Скабалланович 50 , допуская, что молитвы находятся не на своем месте, предполагает символическое объяснение действующей практики: семь молитв соответствуют семи дням миросоздания, и поэтому они читаются одновременно с Псалмом 103. Эта проблема ставилась уже во времена Св. Симеона архиепископа Солунского, который говорит о ней слишком бегло, чтобы удовлетворительно разъяснить нам ее: « μετ τος ψαλμος δ το ερως συνθως εχαριστσαντος, κα τν μεγλην ερηκτος συναπτν, τοι τ ερηνικ κα κφνως τν τριαδα δοξολογσαντος τ Κριε κκραξα δοται » говорит он, сообщая о монастырской Вечерне 51 . Это εχαριστσαντος Η. Борджиа переводит как «чтение соответствующих молитв» 52 , и он не совсем неправ, но нельзя же выжать много выводов из одного такого скудного текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Последование молебных пений на праздники Последование молебных пений на Новый год Сентября 1-го Диакону рекшу: Благослови, владыко. Возглашает предстоятель: Благословенно Царство: Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Певцы: Царю Небесный: Чтец: Трисвятое. По Отче наш: Предстоятель: Яко Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй (12). Слава, и ныне. Приидите поклонимся: (трижды). Зри: Если молебное пение совершается непосредственно по окончании какой-либо службы: вечерней, утрени, часов, литургии, – тогда обычное начало опускается, и по возгласе предстоятеля чтец глаголет: Аминь, и Приидите поклонимся: И псалом избранный благодарственный: Благо есть исповедатися Господеви, пети имени Твоему, Вышний, возвещати заутра милость Твою (91/2–3). Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящимся Тебе (30/20). Радуйтеся Богу, Помощнику нашему, воскликните Богу Иаковлю (80/2). Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя, возвеселюся и возрадуюся о Тебе, пою имени Твоему, Вышний (9/2–3); возрадуюся и возвеселюся о милости Твоей (30/8), яко Ты, Боже, услышал еси молитвы моя (60/6). Да исполнятся уста моя хваления, яко да воспою славу Твою (70/8); возрадуется сердце мое, воспою Господеви, благодеявшему мне и пою имени Господа Вышняго (12/7). Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей (113/9). Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови души моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющего во благих желания твоя (102/1–2, 4–5). Хвалу Господню возглаголют уста моя (144/21). Принесите Господеви славу и честь, принесите Господеви славу имени Его (95/7–8); воспойте и радуйтеся и пойте: Пойте Господеви в гуслях, в гуслях и гласе псаломском (97/4–5). Исповедайтеся Господеви яко благ, яко в век милость Его (135/1). Слава, и ныне. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже (трижды). Ектения великая: Миром Господу помолимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Панихида Содержание Тропарь, глас 8-й Тропари, глас 5-й Седален, глас 5-й Канон, глас 6 Кондак, глас 8 Тропари, глас 4 Возглас священника . Великая ектения. Господи, помилуй. ( На каждое возглашение священника ). Священник: Подай, Господи. Хор: Господи, помилуй. Глас 8-й Аллилуия ( трижды ). Тропарь, глас 8-й Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй,/и полезное всем подаваяй, едине Содетелю, упокой, Господи, души раб Твоих,/на Тя бо упование возложиша,/Творца и Зиждителя и Бога нашего. ( Дважды ) Слава, и ныне.., Богородичен: Тебе и стену, и пристанище имамы,/и молитвенницу благоприятну к Богу,/Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение. Тропари, глас 5-й Благословен еси, Господи,/научи мя оправданием Твоим. -  Святых лик обрете источник жизни, и дверь райскую,/да обрящу и аз путь покаянием./Погибшее овча аз есмь,//воззови мя, Спасе, и спаси мя. Благословен ... -  Агнца Божия проповедавше,/и заклани бывше якоже агнцы,/и к жизни нестареемей, святии,/и присносущней преставльшеся./Того прилежно, мученицы, молите//долгов разрешение нам даровати Благословен ... -  В путь узкий хождшии прискорбный,/вси в житии крест яко ярем вземшии,/и Мне последовавшия верою,/приидите насладитеся,/ихже уготовах вам почестей,//и венцев небесных. Благословен ... -  Образ есмь неизреченныя Твоея славы,/аще и язвы ношу прегрешений;/ущедри Твое создание, Владыко,/и очисти Твоим благоутробием,/и вожделенное отечество подаждь ми,//рая паки жителя мя сотворяя. Благословен ... -  Древле убо от не сущих создавый мя,/и образом Твоим Божественным почтый,/преступлением же заповеди/паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых;/на еже по подобию возведи//древнею добротою возобразитися. Благословен ... -  Упокой, Боже, рабы Твоя/и учини я в раи,/идеже лицы святых, Господи,/и праведницы сияют яко светила;/усопшия рабы Твоя упокой,//презирая их вся согрешения. Слава: -  Трисиятельное Единаго Божества благочестно поем, вопиюще:/Свят еси, Отче Безначальный,/Собезначальный Сыне, и Божественный Душе,/просвети нас верою Тебе служащих,//и вечнаго огня исхити.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2392...

Содержание Возглас священника. Великая ектения. Господи, помилуй. ( На каждое возглашение священника ).  Священник : Подай, Господи.  Хор: Господи, помилуй.   Глас 8-й Аллилуия ( трижды ). Тропарь, глас 8-й   Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй,/и полезное всем подаваяй, едине Содетелю, упокой, Господи, души раб Твоих,/на Тя бо упование возложиша,/Творца и Зиждителя и Бога нашего. ( Дважды )  Слава, и ныне.., Богородичен: Тебе и стену, и пристанище имамы,/и молитвенницу благоприятну к Богу,/Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение. Тропари, глас 5-й   Благословен еси, Господи,/научи мя оправданием Твоим. -  Святых лик обрете источник жизни, и дверь райскую,/да обрящу и аз путь покаянием./Погибшее овча аз есмь,//воззови мя, Спасе, и спаси мя.  Благословен ... -  Агнца Божия проповедавше,/и заклани бывше якоже агнцы,/и к жизни нестареемей, святии,/и присносущней преставльшеся./Того прилежно, мученицы, молите//долгов разрешение нам даровати Благословен ... -  В путь узкий хождшии прискорбный,/вси в житии крест яко ярем вземшии,/и Мне последовавшия верою,/приидите насладитеся,/ихже уготовах вам почестей,//и венцев небесных. Благословен ... -  Образ есмь неизреченныя Твоея славы,/аще и язвы ношу прегрешений;/ущедри Твое создание, Владыко,/и очисти Твоим благоутробием,/и вожделенное отечество подаждь ми,//рая паки жителя мя сотворяя. Благословен ... -  Древле убо от не сущих создавый мя,/и образом Твоим Божественным почтый,/преступлением же заповеди/паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых;/на еже по подобию возведи//древнею добротою возобразитися. Благословен ... -  Упокой, Боже, рабы Твоя/и учини я в раи,/идеже лицы святых, Господи,/и праведницы сияют яко светила;/усопшия рабы Твоя упокой,//презирая их вся согрешения. Слава :  -  Трисиятельное Единаго Божества благочестно поем, вопиюще:/Свят еси, Отче Безначальный,/Собезначальный Сыне, и Божественный Душе,/просвети нас верою Тебе служащих,//и вечнаго огня исхити. И ныне :  -  Богородичен : Радуйся, Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех,/Еюже род человеческий обрете спасение,/Тобою да обрящем рай,//Богородице чистая благословенная.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2392...

39. Пение «Трисвятого». Чтение Апостола и Евангелия. Ектении, заключающие литургию оглашенных После малого входа священник произносит возглас: «Як о свят еси, Боже наш, и тебе славу воссылаем Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно». После этого возгласа диакон, получив благословение от священника, выходит на солею, становится перед иконою Спасителя и произносит: «Господи, спаси благочестивыя и услышины» Певцы повторяют эти слова. После этого диакон обращается к народу и доканчивает возглас священника произнося: «и во веки веков», при этом поднятием конца ораря дает знак певцам начинать пение Трисвятой песни. В праздники Рождества Христова, Крещения Господня, Пасхи, Пятидесятницы и в субботы: Лазареву и Великую, вместо этой Трисвятой песни поют стих «Елицы во Христа крестистеся во Христа облекостеся Аллилуйя», Это поется потому, что в древности в эти дни крестили оглашенных. В праздник же Воздвижения Креста Господня и в неделю Крестопоклонную вместо Трисвятого поют «Кресту Твоему покланяемся Владыко, и Святое воскресение Твое славим». После этого пения бывает чтение Апостола и Евангелия. Чтение Апостола напоминает проповедь Св. Апостолов, а чтение Евангелия – проповедь Иисуса Христа. Во время чтения Апостола диакон совершает каждение, а священник сидит около горнего места. Чтение Евангелия и Апостола должно слушать с наклоненной головой и вниманием, как бы слушали самого Господа и Его Апостолов. После чтения Евангелия произносится сугубая ектения и чтение священником молитвы за Государя Императора. После чтения молитвы следует иногда ектения заупокойная, и ектения об оглашенных. В сугубой ектении мы молимся о помиловании всех живых людей от разных бедствий, в заупокойной – об упокоении умерших, в ектении об оглашенных мы молимся о том, чтобы Господь присоединил оглашенных к святой Своей соборной и апостольской церкви: в конце этой ектении оглашенным повелевается выйти их храма. Этим повелением и оканчивается вторая часть литургии – литургия оглашенных. Краткий порядок литургии оглашенных: 1) Благослови владыко. 2) Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа. 3) Великая ектения. 4)Благослови душе моя Господа. 5) Малая ектения. 6) Единородный Сыне. 7) Малая ектения. 8) Заповеди блаженства. 9) Малый вход. 10) Премудрость прости. 11) Тропарь праздника. 12) Со святыми упокой. 13) Господи спаси благочестивые и услышины. 14) И во веки веков. 15) Трисвятое. 16) Чтение Апостола. 17) Чтение Евангелия. 18) Ектения сугубая. 19) Ектения заупокойная. 20) Ектения об оглашенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Содержание Предисловие Воскресная всенощная I. Начало II. Псалом 103. О сотворении Мира III. Ектения великая IV. Блажен муж V. Внегда призвати ми. Вторая слава: Пс.4,5,6 и ектения малая VI. Господи Боже мой, на Тя уповах. Третья слава: Пс.7,8 и ектения малая VII. Господи, воззвах и стихиры Пение стихов и стихир VIII. Вход с кадилом IX. Прокимен X. Ектения сугубая XII. Ектения просительная XIII. Лития под великий праздник XIV. Стихиры на стиховне XV. Ныне отпущаеши. Трисвятое. Отче наш. Богородице XVI. Благословение хлебов XVII. Конец вечерни XVIII. Утреня XIX. Ектения великая XX. Бог Господь XXI. Кафизма XXII. Полиелей XXIII. Тропари воскресны XXIV. Пред Евангелием XXVI. После Евангелия XXVII. Канон XXVIII. На хвалитех XXIX. Славословие великое XXX. После великого славословия     Предисловие Молитва за богослужением требует доброго внимания, участия ума и сердца, духовного подъема. Многие возглашения в церкви призывают христианина творить молитву свою, указывая, о чем именно надлежит молиться, например: О свышнем мире и о спасении душ наших Господу помолимся. Т.е. составим (в уме и сердце) молитву, прямое обращение ко Господу о спасении. Поэтому в некоторых обителях, как в Киево-Печерской Лавре, «Господи, помилуй» поется весьма протяжно: чтобы дать время помолиться, усвоить сердцем прошение по данному возгласу и высказать прямое обращение ко Господу. Другие же возгласы в богослужении прямо изложены в виде молитвы, которую только надо повторить за священнослужителем, например: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью. В настоящей книжке дается некоторое руководство к молитве во время воскресной всенощной, изъясняется мысль и чувство, заключенные в пении и чтении церковном. Свою молитву надо запечатлевать крестным знамением, подобно тому, как, отсылая прошение Царю или начальнику, мы прикладываем к бумаге печать. Когда креститься? Когда творить поклоны? – тогда, когда творит сие священнослужитель, когда невольно чувствуем необходимость привлечь к молитве свое оземленелое, склонное к покою тело, когда хотим молиться всем разумением своим, возбудить орган ума, сокрытый под нашим челом, – всем сердцем своим, ударяя в перси, яко мытарь, – всею крепостью своею, прикасаясь к плечам, исходищам силы телесной.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Азбука веры Православная библиотека протоиерей Михаил Соколов Богослужение Православной Христианской Церкви Пожертвовать Вход протоиерей Михаил Соколов Богослужение Православной Христианской Церкви Источник 28. Богослужебные книги 30. Пение стихов " Господи воззвах " , пение стихир на " Господи воззвах " и " Богородична " . Вечерний вход, пение гимна " Свете тихий " , прокимен и паремии Скачать epub pdf Оригинал: 122 Мб 29. Понятие о всенощном бдении, начало его и предначинательный псалом, великая ектения, пение стихов „Блажен муж», малая ектения Всенощное бдение, или всенощная, есть такая церковная служба, которая совершается с вечера накануне воскресных и праздничных дней. Эта служба получила свое название потому, что древние христиане совершали ее под воскресные и праздничные дни в продолжение всей ночи. Слово «бдение» значит бодрствование. Всенощное бдение означает молитвенное бодрствование в продолжение всей ночи. Основанием для всенощной службы послужили примеры из жизни Господа Иисуса Христа, который нередко ночи посвящал на молитву Богу Отцу. Всенощное бдение было установлено в 4 веке святым Иоанном Златоустом , архиепископом Константинопольским, который желая отвлечь истинно верующих от посещения незаконных языческих собраний, установил собираться православным в свои храмы для Богослужения ночью. Христиане любили посвящать ночь молитве, особенно перед днем воскресным или праздничным. Всенощное Богослужение перешло к нам в Россию из Константинополя и дополнено песнопениями, составленными св. Иоанном Дамаскиным , Феодором Студитом . Всенощная состоит из трех служб: вечерни, утрени и первого часа. На вечерни воспоминаются ветхозаветные события. На утрени воспоминаются новозаветные события. На первом часе воспоминается суд над Иисусом Христом у Пилата. Начало всенощной совершается так: отворяются царские врата, священник с кадилом, а диакон со свечей кадят алтарь. Это каждение алтаря напоминает сотворение мира и человека; затем диакон со свечей выходит на амвон и произносит: «Восстаните, Господи благослови».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

35. Стихиры на хвалитех. Великое славословие. Ектения сугубая и просительная. Первый час. Церковное значение 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часа. Общая мысль утреннего Богослужения После пения канона поются стихиры в честь праздника и эти стихиры называются стихиры на хвалитех. Эти стихиры начинаются такими словами: Всякое дыхание да хвалит Господам 21 . В них содержится славословие Богу от всего Его творения. Пение канона в древности продолжалось и ныне, особенно в некоторых монастырях, продолжается до рассвета. Священник поэтому вскоре после пения канона возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Этими словами выражается Богу благодарение за послание света. После этого певцы поют великое славословие. Это славословие начинается ангельскою песнею: «Слава в вышних Богу» 22 и оканчивается серафимскою песнею: «Святый Боже, святый крепкий, святый бессмертный помилуй нас». Великим славословием церковь научает нас славить, благодарить Бога и просить у него милостей, и прощения грехов. После пения великого славословия произносятся ектении: сугубая и просительная. После этих ектений священник в открытых царских вратах, обратясь к народу, произносит «отпуст». Отпустом называются слова священника, которые он произносит при окончании церковных служб, благословляя народ на выход из храма. После отпуста оканчивается вторая часть всенощной – утреня пением многолетия Государю Императору, Царствующему Дому, Святейшему Синоду, архиерею и всем христианам. Краткий порядок второй части всенощной; 1) Шестопсалмие, 2) Великая ектения, 3) Пение «Бог Господь и явися нам», 4) Чтение кафизм, 5) Малая ектения. 6) Пение: «Хвалите имя Господне», 7) Пение воскресных тропарей: «Благословен еси Господи», 8) Величание, 9) Пение антифона «От юности моея», 10) Чтение Евангелия, 11) Священная песнь: «Воскресение Христово видевшие», 12) Пение канона, 13) Великое славословие, 14) Ектении: сугубая и просительная, 15) Отпуст. Ко всенощной присоединяется чтение первого часа. Первый час есть краткое Богослужение, которым освящается начало дня и воспоминается суд над Иисусом Христом у Пилата.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

24. Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы) . Мч. Саввы Стратилата. Прпп. Саввы и Алексия затворника, Печерских, в Ближних пещерах. Поется 9-й час по пасхальному чину. По окончании 9-го часа начинается великая вечерня. Иерей, в фелони, став пред престолом с кадилом в правой руке, с Крестом и трисвещником в левой, творит крест кадилом и возглашает: «Благословен Бог наш...». Певцы: «Аминь». Иерей: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), певцы – тот же тропарь (трижды). Иерей – стихи: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его...» и прочее последование пасхального начала (как в начале Литургии). Ектения великая. На «Господи, воззвах» стихиры воскресные (см. в Триоди), глас 3-й – 6. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Недостойно стояще...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Како не дивимся...». Вход с кадилом. Прокимен великий, глас 7-й: «Бог наш на Небеси и на земли...», со стихами. (Евангелие не читается.) Ектения сугубая: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения. На стиховне поется одна стихира воскресная (см. в Триоди), глас 3-й: «Страстию Твоею, Христе...», затем стихиры Пасхи, глас 5-й, со стихами: «Да воскреснет Бог...». «Слава, и ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресения день...» – «Христос воскресе из мертвых...» (единожды, как окончание стихиры). И далее «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), в качестве тропаря в конец вечерни. По исполнении стихир и тропаря Пасхи – обычный возглас: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Певцы: «Утверди, Боже...». Иерей поет: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы: «И сущим во гробех живот даровав». Иерей с Крестом в руке и, по обычаю, с трисвещником произносит отпуст: «Христос, воскресый из мертвых...», и прочее, как в конце утрени (в первый день Пасхи). Совершается последование пасхальных часов за малое повечерие. Перед утреней последование пасхальных часов совершается за полунощницу.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-07/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010