Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 92. Утреннее богослужение Структура и идейное содержание Утрени Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Продолжаем обсуждать возможность и способы самостоятельного совершения богослужебных последований. И новый учебный год мы начнем с разговора об Утрени. Это самая объемная и сложная из суточных служб. Поэтому нам понадобиться не одно занятие, чтобы объяснить ее структуру, отдельные части и смысл. В современном богослужении Православной церкви имеется три вида утрени: 1) полиелейная, 2) славословная и 3) вседневная. Эти названия показывают отличительные их особенности. При этом структура всех видов утрени в общих чертах одинакова. Какова же она? Структура Утрени Любая Утреня состоит из 2 частей в каждой из которых по 2 отдела, т.е. всего 4 отдела (Псалмы, Чтения, Песни и Славословия). При этом каждый из отделов имеет четко различимые три составляющие его подраздела. Давайте все это подробней рассмотрим. Итак, Первая, предрассветная часть включает в себя два отдела (Псалмы и Чтения) 1ый полночный отдел состоит из а) Шестопсалмия, б) Мирн. ект. и в) Тропарей. Этот отдел, как важнейшую часть службы, должен совершать предстоятель. Во всяком случае, Типикон назначает именно предстоятелю читать Шестопсалмие с предшествующими ему стихами. Затем после шестопсалмия им же произносится великая ектения и им же поется “Бог Господь” или “Аллилуиа” с тропарями, которыми и оканчивается первая часть утрени, как ими же оканчивается Вечерня или 1ая часть службы Часа. 2ой отдел монашеский: состоит из а) Кафизм, б) Полиелея и в) Евангелия. Начинается он чтением кафизм (двух или трех, в зависимости от времени года и дня недели). После каждой кафизмы полагается седален с малым славословием или малой ектеньей и назидательное чтение из святоотеческих писаний. Устав этих чтений изложен в 10й гл. Типикона. По ней, чтениями служат толкования св. Иоанна Златоуста или блж. Феофилакта на Новый Завет (толкования читаются на того евангелиста, из которого будет чтение на службе в дальнейшем).

http://azbyka.ru/video/92-utrennee-bogos...

Содержание Предисловие Глава первая. Литургия до VI века (условно) Глава вторая. Антифоны, малый вход и Трисвятое Глава третья. Великий вход Глава четвертая. Целование святых (поцелуй мира) Глава пятая. Из истории молитвы «Никтоже достоин»     Предисловие Современные литургии свтт. Василия Великого и Иоанна Златоуста как в греческих Церквах Православного Востока, так и в славянских Церквах Европы, в том числе и в Русской Церкви, отличаются от древних литургий. Современные начинаются «Чином Священныя и Божественныя литургии», в который входят три особых священнодействия: 1) входные молитвы священнослужителей, 2) их облачение в священные одежды и 3) собственно проскомисание. «Чин Священныя и Божественныя литургии» завершается отпустом, чем подчеркивается его нарочитое назначение. Собственно литургия начинается возгласом «Благословено царство», за которым следуют великая ектения и три антифона с малыми ектениями после первого и второго антифонов. К третьему антифону непосредственно примыкает обряд малого входа, завершаемый пением тропарей и кондаков. По исполнении их произносится новый возглас – «Яко свят еси, Боже наш» – и полагается пение Трисвятого, затем – чтение священных книг (Апостол и Евангелие) и ряд ектений. Возглас «Да и тии с нами славят» завершает часть литургии, которая начиналась возгласом «Яко свят еси, Боже наш» и известна у православных как «литургия оглашенных», а у западных христиан как «литургия слова». За литургией оглашенных следуют две молитвы верных и торжественный обряд великого входа, приводящий нас к пению Символа веры и к величайшему и важнейшему моменту чтения евхаристической молитвы и освящения принесенных на престол хлеба и вина. Литургия первых веков христианства не имела ни входных молитв священнослужителей, ни священнодействия их облачения, ни проскомисания. Не было и пения антифонов, а также малого и великого входов. Все эти священнодействия появились позднее и в силу разных причин и обстоятельств. Пение антифонов, чередующихся с ектениями, возникло на основе торжественных общегородских крестных ходов, которые ввел в Константинополе еще св. Иоанн Златоуст . Положение Константинополя как столицы христианской империи и участие в богослужении самого императора также не могло не отразиться на обрядовой стороне богослужения. Под влиянием придворного этикета вход в храм императора получает характер помпезного шествия. Еще большую торжественность приобретает принесение на престол хлеба и вина, в котором сам император выполняет скромную функцию свещеносца. Торжественная обстановка богослужения требует подобающего вида одежд его совершителей и постоянного духовного настроя последних. Так возникают входные молитвы и священнодействие облачения. И наконец, само приготовление хлеба и вина для совершения Евхаристии постепенно приобретает значение священнодействия. Древняя литургия в силу исторически слагавшихся в столице богослужебных особенностей приобретает новый вид и становится известной как византийская литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Таинство Крещения Таинство Крещения: текст службы Входит священник и облачается в священническую одежду белую, и нарукавницы: и вжигаемым всем свещам, взем кадильницу, отходит к купели, и кадит окрест, и отдав кадильницу, покланяется.   Таже глаголет диакон: Благослови, Владыко. Священник же возгласно: Благословено Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь.   ВЕЛИКАЯ ЕКТЕНИЯ   […] В реанимации севастопольского роддома священник окрестил тяжело больных младенцев Отец Александр также освятил отделение новорождённых и отделение физиологии роддома 2, поблагодарил медперсонал за совместную молитву На встречной полосе -- Да я не против, я рада, что дагестанец, там хорошая крепкая семья!.. И он сам никакой не фанатик, к исламу относится постольку-поскольку. А вот дочь… Она себе места не находит. Казалось бы, какая разница, пустая формальность, ради любимого человека, ради будущего, ведь это самое важное в жизни! Ну, неужели Бог не простит?! В Кемеровской епархии предлагают проводить по Интернету огласительные беседы перед Крещением Желающие поучаствовать в проекте могут записаться, позвонив по указанному на сайте телефону или отправить заявку на электронную почту. Предкрещальные беседы: как довести человека до Церкви? 95%, если не больше, крещенных без катехизации не начинают ходить в храм. Если в храме с людьми беседовали, разъясняли им основы христианского вероучения, это число, хоть и незначительно, но сокращается, доходя примерно до 75–80%. Эта цифра не может не расстраивать. Профанация Таинств: не крестить мертворожденных Начало церковной жизни для большинства начинается с профанации Таинства Крещения. Последнее время меня постоянно мучает один неотвязный вопрос: «Кого мы крестим?» И все чаще я прихожу к выводу, что если период оглашения сравнивать с беременностью, то крестим мы мертворожденных… Катехизация перед крещением и венчанием: как проводить и о чем предупреждать Как сделать огласительные беседы перед Крещением неформальными? Можно ли катехизировать душевнобольных? О чем говорить с теми, кто собирается вступить в брак? Советы участников XXI Международных Рождественских образовательных чтений.

http://pravmir.ru/tag/tainstvo-kreshheni...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Ектения (от греч. κτενς (κεσα) (протяженное, сугубое (моление)) – название особой формы совместного моления на церковных богослужениях , когда диакон (или священник, если нет диакона) возглашает определенные молитвенные прошения, а хор, на каждое прошение, отвечает (поёт) «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Оканчивается ектения возгласом священника. Ектения бывает нескольких видов: великая – начинается словами «Миром Господу помолимся»; сугубая, т.е. усиленная, – начинается: «Рцем вси, от всея души…», с троекратным «Господи, помилуй» на каждое прошение (начиная с третьего); просительная – в ней прошения заканчиваются пением «Подай, Господи» и малая – состоит только из трех прошений и начинается словами «Паки и паки…» (т.е. «снова и снова»). Кроме этих видов, есть еще ектения об оглашенных, произносимая на литургии, ектения об умерших – т.н. заупокойная, и ектения с особыми прошениями, произносимые при совершении таинств и иных чинопоследований. Каждое молитвенное прошение ектении сопровождается крестным знамением и поясным поклоном. Ектения – молитва совершенно особого характера. Она рассчитана на возможно меньшее утомление внимания, на постоянное возбуждение его. Ввиду этого цельная молитва делится на ряд кратких отрывочных прошений, которые прерываются пением еще более кратких молитвенных восклицаний «Господи, помилуй», «Подай, Господи». Название этой молитвы «ектения», εκτεν – напряженное, прилежное моление, в греческих богослужебных книгах, впрочем, усвояется только так называемой у нас «сугубой ектении»; ектения же вообще называется там συναπτ (подразумевается ευχ) – составная молитва. Название ектении усвоено этого рода молитвам потому, что они являются особенно усердными молитвами, возносимыми от всех верующих. С целью привлечения к участию в них всех они произносятся не священником, лицом, по первоначальному обычаю, преклонного возраста («пресвитер»), а диаконом, почему ектения в древних памятниках богослужения называлась τα διακονικ, «диаконства».

http://azbyka.ru/ekteniya

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Скажите, пожалуйста, как правильно относиться к тому, что в храмах богослужение идет на нескольких языках? Здравствуйте, батюшка! У меня вопрос к Вам по поводу языка Богослужения. Так, я проживаю во Франции и посещаю храмы Корсунской епархии, где Литургия часто служится на двух языках — церковнославянском и французском одновременно. Т.е. оба языка чередуются, например на Литургии оглашенных Великая ектения читается на церковнославянском, а следующая за ней Малая ектения на французском. На Литургии верных — часть молитв читается на церковнославянском, часть на французском, Верую и Отче наш читаются на обоих языках, благодарственные молитвы на французском. Кажется, такая же практика существует и в храмах Сурожской епархии (там чередуют церковнославянский с английским). А может и во всех зарубежных епархиях? Объясняют это тем, что половина местных прихожан имеет иностранное происхождение и не понимает русского языка. Действительно, к нам приходят и румыны, и современные грузины и молдаване, уже практически не говорящие по-русски. И дети-внуки русских эмигрантов, почти утратившие практику русского языка, и местные французы, принявшие Православие. Насколько я понимаю, такая практика служения на двух языках существует с ведома и благословения епископа. Скажите, пожалуйста, как правильно относиться к этому, нужно ли смущаться по поводу такого двуязычия на Литургии? И к служению Литургии на иностранных языках вообще. У себя на родине мы не привыкли к такому явлению. Хотя, кажется, в некоторых епархиях РПЦ и на территории самой России службы идут и на местных языках (на якутском, алтайском и др.) Благодарю Вас за ответ! P.S. В кафедральном Трехсвятительском храме епархии в Париже службы проходят только на церковнославянском. Но Париж от нас в 400 км, и часто ездить туда не получается, а в большинстве остальных храмов (т.е. в провинции) службы идут в основном на двух языках. Алла. Отвечает священник Филипп Парфенов:

http://pravmir.ru/vopros-otvet/skazhite-...

ГЛАВЫ ИЗ " ЗАКОНА БОЖИЯ " . ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА. Распятие и смерть Иисуса Христа. ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ВЕЛИКИЙ ПОСТ ГЛАВЫ ИЗ " ЗАКОНА БОЖИЯ " . ВЕЛИКАЯ СУББОТА. Потоиерей Серафим Слободской [ См. также: " Как провести Страстную Седмицу " ] [ Великий пост: СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА ] [ < < назад вперед > > к оглавлению ] О Богослужении в Великую Субботу. Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа " во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный " и, наконец, воскресения Спасителя из гроба. На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении: " Святый Боже " ... выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над а ом и смертью. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым царским вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. Певчие в это время поют: Благообразный Иосиф " ... Когда Плащаницу положат на место посредине храма, тогда произносится ектения и читаются: паремия из книги пророка Иезекииля о воскресении мертвых; Апостол, научающий верующих, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас; Евангелие, повествующее о том, как первосвященники с разрешения Пилата поставили стражу у гроба Господня и приложили к камню печать. По окончании утрени верующие приглашаются восхвалить церковною песнью Иосифа Аримафейского: " Приидиде, ублажим Иосифа приснопамятного... " Божественная Литургия в этот день бывает позже, чем во все другие дни года и соединяется с Вечернею. После малого входа и пения " Свете тихий... " начинается чтение 15-ти паремий, в которых собраны важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа.

http://zavet.ru/ssedm-sl05.htm

Выдающийся музыкант Михаил Семенович Литвиненко пережил вместе со своей Родиной, Украиной, все трагедии XX столетия: раскулачивание деда, массовый голод, немецкую оккупацию, гибель отца, лагеря, лишения, много раз терял все. За исповедание веры и антисоветские взгляды был гоним и презираем. Он уцелел в нечеловеческих жерновах истории, сохранил свое достоинство и поразительную цельность, внес существенный вклад в развитие Отечества через профессию – хоровое дирижирование. Сегодня он удостоен звания заслуженного деятеля искусств Украины, его творчеству посвящены книги, статьи в энциклопедиях, телепрограммы и даже диссертация. Как удалось выстоять и добиться многого? Александра Никифорова и Михаил Литвиненко у захоронения П.А. Столыпина в Киево-Печерской лавре Может, благодаря тому, что этот скромный, аристократической внешности и осанки человек, который сейчас ласково разговаривает с голубями на лаврской площади, с детства возлюбил Христа и всегда шел за Ним? «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4, 18). Эти слова апостола Иоанна точно характеризуют путь нашего собеседника. «Я прихожу в лавру каждый день, когда не ленюсь», – говорит он. И в устах того, кто перешагнул свой девятый десяток, эти слова приобретают совершенно особое звучание. Неспешно Михаил Семенович рассказывает о своей жизни, а она, как Великая лаврская ектения, вмещает всю мощь и палитру переживаний человеческой души и так ясно обнаруживает, где правда, а где ложь, что есть временное, а что вечное, давая пример всем нам, как в любое время можно любить свою Церковь, свою землю и свой народ. Как не ошибиться в выборе? – Михаил Семенович! Мы с вами встретились у могилы Петра Аркадьевича Столыпина возле Трапезного храма лавры. Многое он пытался сделать для своего народа – и им же был убит. Почему мы так часто ошибаемся в своем выборе и оценке того, что нам во зло, а что на благо? – Если в основе выбора лежит фундамент веры, заложенный с самого детства, ошибиться трудно. Но иногда еще бывает так: мы стараемся, а зависть делает противное.

http://pravoslavie.ru/119266.html

Помолитеся, оглашенние, Господеви. Вернии, об оглашенних помолимся, да Господь помилует их. Огласит их словом истины. Открыет им Евангелие правды. Соединит их Святей Своей Соборней и Апостольстей Церкви… Это ектения об оглашенных; мы слышим ее за каждой литургией, но в большинстве случаев не придаем ей никакого значения или же воспринимаем этот момент исключительно как «фильтрующий»: после слов оглашенни, изыдите… да никто из оглашенных, елицы верни — начинается литургия верных, и в храме должны остаться только те, кто уже принадлежит к Церкви, то есть только крещеные (хотя быть крещеным и принадлежать к Церкви в наше время совсем не одно и то же). Мы перестали слышать в этой ектении главное: молитву за тех, кто уже принял решение, но еще не крещен. А нужно, меж тем, слышать: не только молитву, но и великую радость за них — они уже подступили к порогу, им осталось только его перешагнуть. Мы их просто не знаем, этих людей; долгие годы в нашей Церкви не было… как бы это выразиться? — статуса оглашенного. Вопреки, заметьте, тому обстоятельству, что в течение последних двадцати-двадцати пяти лет очень много людей приходило к вере, к Церкви и крестилось — сознательно, в зрелом возрасте. Церковь встречала этих людей по-разному. Кого-то на пороге Церкви встретил искренний и внимательный священник — из тех, кто и вопросы задаст необходимые, и сам найдет для пришедшего человека необходимые слова. Но слишком многие из крещаемых, увы, этого не получили. Сухое, формальное, требоисполнительское отношение выражалось, в частности, и в отсутствии сколько-нибудь осмысленного, «возделанного» временного промежутка между волеизъявлением человека: «Хочу креститься» — и самим Таинством. Того промежутка, в течение которого человек как раз и именуется оглашенным . Но картина меняется — и в нашей, и не только в нашей, надеюсь, епархии. Рассказывает священник Сергий Штурбабин, руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации: — Для того чтобы сделать подготовку к Крещению более глубокой, надлежит обратиться к древним образцам, к практике первых христиан. В большинстве тогдашних общин практиковалась сорокадневная подготовка, совпадающая по времени с Великим постом, со Святой Четыредесятницей. В Константинополе традиционным днем Крещения огромного количества оглашаемых была Великая Суббота. Сам Патриарх Константинопольский на Великой Вечерне совершал Таинство над людьми, которых готовили к этому при Константинопольском Софийском соборе в течение поста.

http://pravoslavie.ru/38233.html

Православний центр по з глухими слабочуючими «Десниця» випустив з тлумаченням 22 2019 р. 11:25 Православный Уоитиве-канал Центра по работе с глухими и слабослышащими «Десница» опубликовал 30 видеосюжетов по теме «Видеоразбор и толкование Божественной литургии на жестовом языке». «Мало кто знает, что главным центром Православия является особое богослужение — Литургия. Еще она называется " Евхаристия " и " Причащение " , — говорится в первом видео цикла роликов. — Мы решили выпустить для вас видео, чтобы объяснить смысл Литургии и чтобы вам стало ясно, почему она так важна для Церкви и для каждого человека». В чем заключается главное Таинство Церкви, рассказывает в роликах на русском жестовом языке слабослышащий диакон Павел Афанасьев — носитель жестового языка. В роликах он поясняет, какие бывают богослужения, какой была Литургия, рассказывает об отличиях в Литургиях и условиях, при которых может совершаться богослужение. Также в роликах детально объясняются части Литургии: великая ектения, антифоны, Великий вход, Символ веры, Евхаристический канон и причащение. Видеоролики созданы для глухих и слабослышащих, а также для всех интересующихся вопросами веры. Сюжеты сопровождаются субтитрами и закадровым голосом и ориентированы на широкую аудиторию. Священнослужители и сотрудники приходов, которые работают с людьми с нарушениями слуха, могут использовать ролики, выпущенные на канале «Десница» как учебно-методический материал. Проект по толкованию Литургии на жестовом языке осуществляется при участии глухих и слабослышащих — носителей русского жестового языка. Работа ведется Центром по работе с глухими и слабослышащими «Десница» в сотрудничестве с Координационным центром по работе с глухими, слепоглухими и слабослышащими Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Предыдущим совместным проектом было «Евангелие от Марка на русском жестовом языке» в приложении для Android. Приложение включает видеоролики с переводом Евангелия от Марка на русский жестовый язык, разделенные на смысловые отрывки. Жестовый перевод сопровождается подключаемыми субтитрами с адаптированным русским текстом, созданным на основе обратного перевода с русского жестового языка.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5358392...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Тайная вечеря. Тинторетто. 1592 Великий четверг 96 мин., 04.03.2024 Содержание Какого числа Великий четверг в 2024 году?  Великий четверг в 2024 году 2 мая. Великий Четверг – один из ключевых дней Страстной недели, именно в этот день было установлено Таинство Евхаристии (Причащения). Дату празднования Великого Четверга легко отсчитать от даты Пасхи. В этом году она выпадает на 5 мая, а значит Великий Четверг – на 2 мая. В Великий Четверг мы вспоминаем Тайную вечерю, последнюю трапезу Иисуса Христа с учениками перед Его страданиями и смертью. Вот уже на протяжении более двух тысяч лет мы прославляем это Таинство, дарующее нам Великую Радость и Вечную Жизнь. Но в то же время в этот день мы вспоминаем о человеческой подлости, предательстве Иуды, о страданиях Христа и начале Его восхождения на Голгофу. Все это отражается в богослужебных текстах Великого Четверга.  Службы Великого Четверга Утреня Великой Пятницы с чтением 12 Евангелий (служится вечером в Великий четверг) Утреня Великой Пятницы должна совершаться ночью, но по традиции ее служат вечером Великого Четверга. Собравшимся нам во храм, благословившу священнику поем начало по обычаю, якоже в четверток 5-й седмицы. Таже шестопсалмие. Посем ектения великая, и по возгласе поем, Аллилуиа, на глас 8. Начало обычное, [после первой ектении молитвы не читаем]; шестопсалмие; после великой ектении [молитва 1; и] Аллилуия со стихами, глас 8. И тропарь глас 8: Егда славнии ученицы/на умовении Вечери просвещахуся,/тогда Иуда злочестивый/сребролюбием недуговав омрачашеся,/и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает./Виждь имений рачителю,/сих ради удавление употребивша!/Бежи несытыя души,/Учителю таковая дерзнувшия:/Иже о всех благий, Господи слава Тебе. Трижды. Тропарь, глас 8 Когда славные ученики/при умовении на вечере просвещались,/тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался/и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает./Смотри, любитель стяжаний,/на удавление из-за них стяжавшего!/Беги от ненасытной души,/на такое против Учителя дерзнувшей!/Господи, ко всем благой, слава Тебе! (3)

http://foma.ru/velikij-chetverg.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010