0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XVIII — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. В 18-м томе «Православной Энциклопедии» значительное место отведено статьям о важнейших понятиях христианского вероучения, церковной организации, духовной жизни:  «Единородный сыне», «Елеопомазание», «Елеосвящение», «Ектения», «Епархиальное собрание», «Епархиальное управление», «Епархия», «Епископ», «Епископия», «Единоверие», «Ересь», «Епитимия» и др. В статьях, посвященных чудотворным иконам Божией Матери: Египетская, Елеоточивая (Элеовритисса), Елецкая Аргамаченская, Елецкая, Елецкая Черниговская, — даны описания икон, история их прославления и бытования в России и других странах, основанные на последних исторических и искусствоведческих исследованиях. Статьи о епархиях, находящихся в юрисдикции как Русской Православной Церкви, так и других Поместных Церквей, содержат обширные исторические сведения о них, описание их современного состояния, обзор церковно-исторических памятников и действующих монастырей, расположенных на их территориях. В частности, в 18-м томе представлены: Единецкая и Бричанская епархия митрополии Кишиневской и всея Молдавии, Екатеринбургская и Верхотурская епархия, Екатеринодарская и Кубанская епархия и др. Среди наиболее значимых и обширных статей следует выделить статьи о ветхозаветных  персонажах, отцах Церкви, других святых и их творениях, играющих важную роль в духовном развитии человечества: «Ездра», «Езекия», «Екатерина, великомученица, Александрийская», «Екклесиаста книга», «Елена, равноап.», «Елисавета Феодоровна, преподобномученица, великая княгиня»,  «Елисей, пророк», «Енох», «Епифаний Кипрский», «Есфири книга» и др. Выделяется статья «Екатерины великомученицы монастырь на Синае», в которой  впервые на русском языке в столь полном объеме изложен материал о всемирно известных святынях христианского мира, сохраняемых в обители. Подробная библиография на русском и иностранных языках, сопровождающая энциклопедические статьи, дает читателям представление о научных изысканиях по данной теме и является подспорьем в дальнейшей разработке изложенных проблем.  

http://pravenc.ru/shop/657822/

В праздник Пятидесятницы и Духов день Предстоятель Украинской Православной Церкви совершил богослужения в храмах Киева 2 июня 2015 г. 10:48 31 мая 2015 года, в день Святой Троицы (Пятидесятницы), Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Успенской Киево-Печерской лавры . Его Блаженству сослужили наместник обители митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел , управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , епископы Макаровский Иларий , Ирпенский Климент и Бородянский Варсонофий , а также духовенство монастыря. После чтения Евангелия Предстоятель Украинской Православной Церкви обратился к пастве со словом проповеди. За богослужением была вознесена сугубая молитва о мире на Украине. Во время Литургии Блаженнейший владыка совершил священническую хиротонию студента Киевской духовной академии диакона Евсевия Костюка. Перед Причастием председатель Синодального информационного отдела УПЦ епископ Ирпенский Климент зачитал Послание Предстоятеля Украинской Православной Церкви по случаю праздника. По окончании Божественной литургии была совершена великая вечерня с чтением коленопреклоненных молитв святителя Василия Великого. По завершении богослужения Блаженнейший владыка поздравил верующих с праздником Пятидесятницы и благословил собравшихся. 1 июня, в день Святого Духа, Блаженнейший владыка возглавил Божественную литургию в храме Святой Троицы Деснянского благочиния города Киева. Его Блаженству сослужили митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, архиепископ Шепетовский и Славутский Пантелеимон , епископы Ирпенский Климент и Васильковский Николай , духовенство прихода. За малым входом Предстоятель Украинской Православной Церкви удостоил настоятеля храма протоиерея Димитрия Григорака права ношения второго креста. За богослужением была совершена сугубая молитва о мире на Украине и прочитана ектения о упокоении всех детей, погибших в зоне вооруженного конфликта на востоке Украины. 1 июня отмечается День защиты детей и  по благословению Его Блаженства в этот день во всех храмах Украинской Православной Церкви совершаются молитвы о погибших детях. Во время Литургии Блаженнейший митрополит Онуфрий совершил две хиротонии воспитанников Киевской духовной семинарии : диаконскую — Алексия Дегтярева и священническую — диакона Тимофея Гурьянова. По окончании богослужения Блаженнейший владыка наградил ктиторов и наиболее активных прихожан церковными знаками отличия. Также он поздравил верующих с престольным праздником и днем Святого Духа, а настоятеля храма протоиерея Димитрия — с высокой богослужебной наградой. По материалам официального сайта УПЦ Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4105938.ht...

Архив Пн Воскресенский кафедральный собор г. Твери 1 июля 2010 г. 12:00 Воскресенский кафедральный собор г. Твери был построен в 1914 г. Храм был возведен за оградой Христорождественского монастыря специально для рабочих Морозовской мануфактуры, живших в расположенных неподалеку казармах. Тысячу рублей на строительство собора пожертвовал из личных средств император Николай II. Чин освящения совершил правящий Тверской архиерей — архиепископ (впоследствии митрополит) Серафим (Чичагов), прославленный ныне в лике новомучеников и исповедников Российских. На освящении собора присутствовала помогавшая его строительству великая княгиня Елизавета Федоровна, будущая преподобномученица. Гражданскую власть представляли председатель Совета министров Б. Штюрмер и тверской губернатор Н. Бюнтинг, ставшие жертвами революции. Службы в соборе так и не начались. После закрытия Христорождественского монастыря здание храма использовалось для хозяйственных нужд. В 1988 г. собор был возвращен Русской Православной Церкви. В 1992 г. епископ (ныне архиепископ) Тверской и Кашинский Виктор совершил малое освящение храма. Одним из первых образов в соборе стала икона Божией Матери «Державная»; до этого святыню использовали вместо двери в свинарнике. В 2000 г. были обретены и перенесены в собор мощи преподобноисповедника Сергия (Сребрянского) , духовника Марфо-Мариинской обители милосердия. Рядом с собором на месте разрушенной часовни возведен храм в честь святых царственных страстотерпцев Николая II и его семьи. В 2008 г., в преддверии празднования в Твери Дней славянской письменности и культуры, в соборе был проведен ремонт. В настоящее время в клире кафедрального собора 10 священников, 5 диаконов. Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/1192077.ht...

3. Песненный чин. В Евергетидском чине царских часов заметны некоторые черты песненного строя: 6 после каждых трех тропарей произносится малая ектения, как-бы сопровождающая отдельный антифон; а в конце последования, за четвертым евангелием, полагается ектения, по характеру прошений соответствующая сугубой ектении. Гораздо ближе к песненному строю стоит чин царских часов изложенный в Типиконе 1292 года Ватиканской библиотеки, 1877. Часы Рождества и Богоявления, по этому Типикону, распадаются на две половины: первую половину составляют часы первый и третий, а вторую – шестой и девятый. Псалмы первого и третьего часа те же, что и ныне; на шестом часе указаны псалмы 75, 71 и 131, на девятом – 109 и 84. По исполнении псалмов произносится великая ектения; далее поются тропари–«стихиры» обычным порядком, и следуют обычные чтения, а на третьем часе читается апостол из послания к Евреям. После евангелия произносится просительная ектения, затем поется попеременно двумя сторонами обычный богородичен часа, и следуют обычные стихи из псалмов (на первом часе: «Стопы моя направи» и проч.). Потом – Трисвятое, Господи помилуй, «Боже ущедри ны»; после чего совершаются три великих поклона, и непосредственно начинается следующий час. Первый с третьим правится в начале третьего часа; а шестой и девятый – в свое время. «Блаженны» начинаются после просительной ектении на девятом часе. Молитв на часах нет; не упоминается и отпустительный тропарь. Такой же порядок соблюдался и в канун Богоявления. Псалмы шестого и девятого часа – нынешние; на первом часе вместо пс. 22 стоит пс. 25; на третьем указаны псалмы 28 и 51. 7 Сходный чин излагается в Типиконе 1297 года Московской Синодальной библиотеки, 272/456. Но здесь великая ектения и тропари со чтениями положены после богородична часов. Кроме того, между тропарями и чтениями так же, как и в Евергетидском Типиконе, произносится малая ектения. В составе псалмов есть два особых: пс. 84, вместо пс. 110, в часах Рождества, и пс. 12, вместо 22-го, в часах Богоявления. Кроме обычных стихов, с тропарями поются и иные стихи. Часы совершаются в два срока; причем первый час соединяется с третьим, а шестой – с девятым. 8

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Не знаю, как именно было в первоначальной литургии в древности, но теперь она представляется мне совершенно уместной. Перерыв был необходим. А обычно Церковь эти перерывы всегда заполняет ектениями, большей частью так называемыми малыми («Паки и паки»), что особенно видно на канонах (по 3-й, 6-й и 9-й песнях), между «славами» кафизм на утрене, в начале литургии; и всегда виднее это на Пасху: после каждой песни канона – малая ектения. Ектенией же нужно было заполнить и наступивший перерыв. Но здесь взята не малая ектения, а просительная, потому что «малая» слишком мала для такого торжественного момента и слишком обща: она не захватывает души и даже не заполняет промежутка. Нужна большая, духовная. А таковой является лишь «просительная» ектения: ни великая, ни сугубая со своими нуждами и молениями о властях сюда совершенно не подходят. А просительная – «внутренняя» – ектения. Но я раньше говорил (в первой части «литургии верных») о ней, что она – сокрушенно-покаянная по характеру. Как же это совместить с мирно-благоговейной тишиною этой (третьей) части? Я уже только что объяснял, что без покаяния невозможно обойтись и здесь; покаяние – это всегдашняя прослойка молитв наших, особенно в Православии, без него нельзя оставаться и перед Причащением... Пусть нас ждут «милости» теперь, но милости суть лишь именно «милости», «помилование» виновных, амнистия осужденным, и от этого сознания своего недостоинства невозможно уйти и здесь. Но по опыту знаю, что эта ектения воспринимается здесь совершенно иначе: не только нет страха, но даже и мучающего сокрушения, а простое, тихое, как бы «доверчивое» обращение к Богу подготовить нас. И сейчас мы увидим признаки этого мирного отличия двух однородных ектений. Послушаем даже самое слово в начале ектении: «Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся». Дивно: мы видим это слово «миром». А в других «Исполним» его нет... Значит, Церковь действительно хочет ввести нас в мирное душевное настроение. Дальше мы увидим еще большее.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Литургия оглашенных – вторая часть литургии. Называется она так потому, что при совершении ее можно присутствовать не одним крещеным, но и оглашенным, т.е. тем, которые не приняли еще крещения, а только приготовлялись к нему посредством устного наставления в истинах веры. Литургия оглашенных начинается следующим возгласом священника: «Благословенно царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков», а оканчивается обращением к оглашенным выйти из церкви: «Елицы (т.е. которые) оглашеннии изыдите. Да никто от оглашенных... " За литургией оглашенных произносится: 1)  Великая ектения, поются стихи из псалмов 102 и 145. 2)  «Благослови, душе моя, Господа»... 3)  Песнь в честь Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. 4)  Произносятся две малых ектении. 5)  Пение трисвятого. 6)  Читаются Апостол и Евангелие. 7)  Произносится сугубая ектения и другие. Великая ектения Ектенией называется протяжно произносимое моление. Миром Господу помолимся Помолимся Господу примирившись со всеми, изгнавши из своего сердца всякий гнев и злобу. О свышнем мире и о спасении душ наших Господу помолимся. О том, чтобы Господь даровал нам мир свыше – с неба; этот мир состоит в прощении грехов и мире совести. О мире всего мира, благосостоянии святых Божиих церковей и соединении всех Господу помолимся. О том, чтобы между людьми живущими на вселенной был мир, согласие, спокойствие. Чтобы храмы Божии стояли в благолепном, хорошем виде, чтобы неверующие или неправильно верующие приняли православие, а отделившиеся от Церкви Христовой опять бы присоединились к ней. О святом храме сем и с верою, благогвением и страхом Божиим входящих в он (в него) Госпорду помолимся. Об этом храме, в котором совершается Богослужение, и о тех, которые в него входят с верой, благоговением и страхом Божиим. О Святейшем Правительствующем Синоде и Преосвященнейшем (митрополите, архиепископе или епископе) честнем пресвиерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людеъ Господу помолимся. О высшей духовной власти, управляющей русской церковью, об архиерее управляющем епархией. О священниках, диаконах, о всем причте (чтецах, певцах) и прихожанах.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Песненные последования царских часов встречаются и в подлинных греческих памятниках. Такое именно последование, довольно близко стоящее к вышеизложенному, находится, напр., в Типиконе Ватиканской б-ки 1877, 1292 г. Часы Рождества и Богоявления, по этому Типикону, распадаются на две половины: первую половину составляют часы 1-й и 3-й, а вторую – 6-й и 9-й. Псалмы 1-го и 3-го часа те же, что и ныне; на 6-мъ часе указаны псалмы 75, 71, и 131, на 9-м – 109 и 84. По исполнении псалмов, на каждом часе произносится великая ектения; далее поются тропари- " стихиры» обычным порядком, и следуют обычные чтения, а на 3-м часе читается апостол из послания к Евреям. После евангелия произносится просительная ектения, затем поется попеременно двумя сторонами обычный богородичен часа, и следуют обычные стихи из псалмов (на первом часе: «Стопы моя направи» и проч.). Потом – Трисвятое, Господи помилуй, «Боже, ущедри ны»; после чего совершаются три великих поклона, и непосредственно начинается следующий час. Первый с третьим правится в начале третьего часа; а шестой и девятый – в свое время. «Блаженны» начинаются после просительной ектении на 9-м часе. Молитв на часах нет; не упоминается и предпраздничный тропарь. Такой же порядок соблюдался и в канун Богоявления. Псалмы 6-го и 9-го часа – нынешние; на 1-м часе вместо пс. 22 стоит пс. 25; на 3-м указаны псалмы 28 и 51 309 . Сходный чин излагается в Типиконе Московской Синодальной библиотеки, 272/456 (1297 г.). Но здесь великая ектения и тропари с чтениями положены после часового богородична. Кроме того, между тропарями и чтениями так же, как и в Евергетидском Типиконе, произносится малая ектения. В составе псалмов есть два особых: пс. 84, вместо пс. 110, в часах Рождества, и пс. 12, вместо 22-го, в часах Богоявления. Кроме обычных стихов, с тропарями поются и иные стихи. Часы совершаются в два срока; при чем 1-й час соединяется с 3-м, а 6-й – с 9-м 310 . Из греческих рукописей можно еще отметить Евхологий той же Синодальной библиотеки 261/279, XIV века, где мы находим пока наиболее раннюю греческую приписку о многолетствовании царей на царских часах (в том числе и на часах великой пятницы) 311 . 4. Славянские памятники

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

1. История формирования чина отпевания мирских человек Современный вид указанный чин приобрел при патриархе Никоне (1652–1666). По обычном начале и 90 псалме в чине погребения мирских человек до Никоновского времени следовала заупокойная великая ектения. После нее «Аллилуиа» со стихами и тропарь «Глубиною мудрости» с Богородичным. И после этого начинали петь 17 кафизму. Такое же начало встречается и в памятниках Греческой Церкви. Семнадцатая кафизма по старым Требникам разделялась на две статии (теперь на три). Первая пелась с припевом «Помяни, Господи, душу раба Твоего», вторая – «Упокой, Господи, душу раба Твоего». После первой статии следовала малая заупокойная ектения. После второй следовали тропари на «Благословен еси, Господи», но порядок их пения был другой. Древнерусский чин погребения мирских человек не имел канона. После тропарей по непорочных следовали: ектения, седален «Покой, Спасе наш» с Богородичным, псалом 50 и сразу же пелись стихиры самогласны: «Кая житейская сладость». Число этих стихир было больше, чем теперь, и не одинаково (по нескольку на каждый глас). За самогласными стихирами следовали «Блаженны», отделявшиеся иногда малой заупокойной ектенией, иногда еще и кондаком с икосом. Стихиры на блаженных были те же, что теперь в чине священнического отпевания. По окончании «Блаженнов» следовали прокимен, Апостол, Евангелие (то же, что и теперь). По старопечатным Требникам вслед за чтением Евангелия происходило целование умершего, во время которого пели стихиры «на целование»: три из них не входят в современный чин. После пения последней стихиры священник тайно читал разрешительную молитву: «Бог милосердый и многомилостивый» и полагал ее потом в руку умершего. С пением «Святый Боже» и стихир «Зряще мя безгласна» тело усопшего несли «ко гробу», то есть к месту погребения. Здесь священник читал «молитву на гробом внегда возливати масло»: «Помяни, Господи, Боже наш, иже в вере и надежде живота вечнаго усопшаго раба Твоего», а потом троекратно возливал на останки елей с пением «Аллилуиа» (трижды). В заключение произносился стих «Господня земля и исполнение ея». Певчие пели тропарь «Земле, зинувше, приими от Тебе созданного рукою Божиею». По Трисвятом и Отче наш пели тропари: «Со духи праведных», а затем следовал отпуст. И пелась «Вечная память». Священник в это время читал другую молитву разрешения над гробом умершего. И следовал обряд предания тела земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

7. О граде сем, (или о веси сей) всяком граде, стране, и верою живущих в них, Господу помолимся. Мы молимся не только о своем городе, но о всяком другом городе и стране, и о жителях их (потому что по христианскому братолюбию мы должны молиться не только о себе, но и о всех людях). 8. О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных Господу помолимся. В этом прошении мы просим Господа даровать нам хлеб насущный, то есть все необходимое для нашей земной жизни. Просим благоприятной погоды для произрастания хлебов, а также мирного времени. 9. О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и о спасении их Господу помолимся. В этом прошении Св. Церковь приглашает нас молиться не только о присутствующих, но и об отсутствующих: 1) находящихся в дороге (плавающих, путешествующих), 2) болящих, недугующих (то есть хворых и слабых по телу вообще) и страждущих (то есть прикованных к одру опасной болезнью 1 ) и 3) о находящихся в плену. 10. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся. В этом прошении мы просим Господа избавить нас от всякой скорби, гнева и нужды, то есть от горя, бедствий и невыносимого стеснения. 11. Заступи, спаси, помилуй, и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью. В этом прошении мы молим Господа оградить нас, сохранить и помиловать чрез Его милость и благодать. 12. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу Нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувши сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Матерь Божию мы потому постоянно призываем в ектениях, что Она служит нашей Заступницей и Ходатаицей перед Господом. После обращения за помощью к Матери Божией Св. Церковь советует себя, друг друга и всю жизнь нашу поручить Господу. Великая ектения иначе называется «мирною» (потому что в ней часто испрашивается людям мир). В древности ектении были сплошными молитвами по форме и общими молитвами всех присутствующих во храме, доказательством чего и является, между прочим, слова «Господи, помилуй», следующие за возглашениями диакона. Сугубая ектения

http://azbyka.ru/ekteniya

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава, и ныне» тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...». На часах – тропарь праздника (Антипасхи). «Слава» – тропарь апостола. Кондаки праздника (Антипасхи) и апостола читаются попеременно. На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 1-я – 4 (со ирмосом), и апостола, песнь 3-я 4. По входе – тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь апостола; кондак храма святого. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – кондак праздника (Антипасхи). (Тропарь и кондак храма Господского не поются; кондак храма Богородицы не поется.) Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника Триоди (Антипасхи) и апостола. Апостол и Евангелие – дня и апостола. Задостойник Пасхи. Б. На великой вечерне по возгласе «Благословен Бог наш...» – «Аминь». «Христос воскресе...» (трижды), и читается предначинательный псалом. Примечание. «Приидите, поклонимся» перед 103-м псалмом обычно опускается. Великая ектения. «Блажен муж» 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 1-й – 3, и святителя, глас 5-й 5 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 4-й: «К правде вечней...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Дверем заключенным...». Вход с кадилом. Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса» (со стихами). Паримии святителя – 3. Ектения сугубая: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры святителя, глас 6-й (со своими припевами) . «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «По днех осмих...» (см. в стихирах на стиховне). По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...». Примечание. Начиная с этого дня совершается малое повечерие с каноном Пресвятой Богородицы (из Октоиха ) и дневными трипеснцами Триоди . В тех песнях, где есть трипеснец, Богородичный канон опускается. По «Достойно есть...» и по «Отче наш» – кондак праздника Триоди, в течение всей Пятидесятницы; при полиелейном святом – кондак святого, «Слава, и ныне» – кондак праздника Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «В Неделю Антипасхи вечера», 2-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 702–703).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-13/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010