Вечерня Вечерня . Вечерней называется ежедневная церковная служба, отправляемая, по указанию типикона, «пред вечером мало» (веч. вседневная), прежде солнечного захождения (веч. малая) и «по еже зайти солнцу мало» (веч. великая). В своём современном виде она состоит из следующих частей: начального возгласа священника «благословен Бог наш»; троекратного «приидите, поклонимся»; предначинательного 103 пс.; светильничных молитв; великой ектении; стихословия одной из кафизм Псалтири; малой ектении; Господи воззвах; стихир на Господи воззвах; богородична; Свете тихий; прокимна; сподоби Господи; просительной ектении; тайной молитвы священника; стихир на стиховне; богородична или крестобогородична; Ныне отпущаеши; трисвятого; Отче наш ; тропаря; богородична отпустительного; сугубой ектении и молитв отпуста. Таков состав обычной, вседневной веч., совершаемой, по предписанию Типикона, всякий день, в который не случится праздника с полиелеем или бдением, а также на данные праздники, раз они падают на сырную седмицу. От вседневной веч. отличается малая и великая. Первая совершается в те дни, когда полагается бдение, начинающееся вечернею, и по сравнению с вседневною представляет следующие особенности: не имеет великой ектении – «миром Господу помолимся»; стихословия Псалтири; малой ектении; вместо 6-ти и более стихир на «Господи воззвах» имеет не более 4-х; из ектении «помилуй нас, Боже» содержит лишь три прошения; совсем не имеет ектении – «исполним вечер. молитву» и великий отпуст заменяется малым. Вторая, т. е., великая совершается или отдельно от утрени, или в соединении с нею и от вседневной отличается тем, что имеет после прокимна сугубую ектению, начинающуюся прошением: «рцем вси»; стихословие первого антифона первой кафизмы; вход; паремии и стихиры на 8-мь и на 10-ть. В большей части указанного содержания веч. восходит к древнему времени. Так, с некоторыми из перечисленных частей встречаемся уже в IV – V вв. Точкою отправления при образовании её состава в данное время послужил 140 пс.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

священник Сергий Казаков Скачать epub pdf Утреня 1 Священник, возложив на себя епитрахиль, отверзает завесу Царских врат, став перед престолом, принимает кадило, читает молитву на благословение кадила и возглашает: Благословен Бог наш... после чего совершает каждение алтаря. Чтец: Аминь 2 Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш ... Священник произносит: Яко Твое есть царство... и совершает каждение храма. Чтец: Аминь. Господи, помилуй (12 раз). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся... (трижды). Пс. 19 -й «Услышит тя Господь...» Пс. 20 -й «Господи, силою Твоею...» Слава, и ныне. Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш ... Священник: Яко Твое есть царство... Чтец: Аминь. Спаси, Господи... Слава. Вознесыйся на крест... И ныне. Предстательство страшное... Священник произносит в алтаре краткую сугубую ектению: Помилуй нас, Боже... после чего возглашает: Яко милостив... Хор: Аминь. Именем Господним... Священник, творя перед престолом кадилом крест, возглашает: Слава Святей... Чтец произносит: Аминь и читает шестопсалмие. Священник с непокрытой головой выходит из алтаря и читает утренние молитвы тайно пред святыми вратами. Диакон произносит великую ектению: Миром Господу помолимся... Священник: Яко подобает... Хор: Аминь. Диакон: Аллилуия (трижды) во глас Октоиха со стихами. Хор по прочтении каждого стиха поет Аллилуия. Чтец читает Троичные тропари. Хор поет окончание Троичных тропарей, Господи, помилуй (трижды). Слава. Чтец произносит: И ныне и читает три кафизмы с седальнами после каждой. По 1-й кафизме – седальны Октоиха соответствующего гласа и дня седмицы 3 . По 2-й кафизме – седальны Триоди. По 3-й кафизме – седальны Триоди, Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне. Псалом 50-й. Диакон: Спаси, Боже, люди Твоя... Хор: Господи, помилуй (12 раз). Священник: Милостию и щедротами... Хор: Аминь и поет канон. Диакон произносит малую ектению после 3-й и 6-й песни канона, после 8-й возглашает: Богородицу и Матерь Света... и затем совершает каждение храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сортировать по Исключить новости Панихида — это церковная служба по умершему Слово «панихида» в переводе с греческого означает «всенощная». Панихида представляет собой сокращенную утреню. Ее последование очень похоже на «Последование мертвенное мирских тел», то есть чин погребения мирянина. Однако некоторые элементы отпевания в ней отсутствуют, что делает панихиду более краткой. Панихиды совершаются до погребения усопшего и после – на третий, девятый и сороковой день, а также в дни рождения, тезоименитства, в годовщину смерти. Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких. После обычного начала читается 90-й псалом, после которого произносится великая ектения за упокой. Затем — «Аллилуиа» и тропари «Глубиною мудрости…». После тропарей на панихиде поются тропари по «непорочных»: «Святых лик обрЕте источник жизни…» с припевом: «Благословен еси, Господи…». Затем произносится малая заупокойная ектения, поется седален «Покой, Спасе наш…», читается псалом 50-й и поется канон, разделяемый и заканчиваемый малыми заупокойными ектениями (после 3-й, 6-й и 9-й песней). На панихиде поется канон 6-го гласа: «Яко по суху пешешествовав Израиль…» или 8-го гласа: «Воду прошед…». После 3-й песни поется седален, после 6-й — кондак «Со святыми упокой…» и икос: «Сам Един еси Безсмертный…». После канона панихида заканчивается литией: читается «Трисвятое», поются тропари 4-го гласа «Со духи праведных скончавшихся…» и произносится ектения: «Помилуй нас, Боже…», после которой бывает отпуст и поется «Вечная память». Читайте также о панихиде: О поминовении усопших: панихида, вселенская панихида, родительские субботы Поминовение усопших. Ответы на вопросы читателей Дмитриевская родительская суббота. Поминовение усопших Молитва об усопших. Вопросы священнику О молитве за усопших: покойников больше нет! Не горькие мысли о смерти: Как священнику утешать человека в его потери?

http://pravmir.ru/panixida-chto-takoe-pa...

Глава 9. Дней седмичных, и в нихже поем аллилуиа О еже како подобает знаменати на всяк день. Зде же указание о вечерни, и о утрени дней седмичных, и в нихже поем аллилуиа: и о 1-м часе. Пред вечером мало, кандиловжигатель взем благословение от настоятеля, знаменует в кампан, и собравшимся братиям в притвор церковный, чредный же священник востав творит начало: Благословен Бог наш: И учиненный чтец глаголет: Слава тебе Боже наш: и прочее. И чтет 9-й час с междочасием его, аще и Бог Господь будет, и по конце его знаменает в два, или 4 кампана, по уставу. [Зри] Вестно буди, егда 9-й час глаголется в притворе, тогда творит священник 9-го часа отпуст. По отпусте же вшед во храм, творит начало вечерни по обычаю. [Аще же глаголется 9-й час во храме, отпуст 9-го часа не бывает.] По скончании же клепания востав священник, вшед во храм творит пред царскими враты поклонения три: вземлет же и епитрахилий сущий у царских врат, благословив и, и целовав верх, идеже начертан крест, возложив на выю свою, глаголет: Благословен Бог наш: отверзает же и внутреннюю дверь, сиречь завесу, тафтою, или иным видом устроену. Предстоятель же глаголет: Приидите поклонимся, трижды: И предначинательный псалом. аще есть аллилуиа, и творим 3 поклоны, стояще на местех своих рядом, уравняющим поклоны всем вкупе со опасением. [Тако убо поклоняющимся, несмущения ради церковнаго.] Сему же глаголему, чтет священник молитвы светильничныя пред святыми дверьми стоя непокровен, и по исполнении того, Слава и ныне, аллилуиа трижды, и поклоны 3. Таже священник глаголет ектению великую, и возглас. И посем кафисма обычная ряду: и по коейждо Славе, аллилуиа трижды, и поклоны три. Священник же положив епитрахилий на месте его, и отшед стоит на обычном месте своем, Дóндеже стихословится кафисма псалтира: в конец же третияго антифона, отходит пред святыя двери, возложив на ся епитрахилий, глаголет малую ектению и возглас. Таже вшед во олтарь, вложив фимиам в кадильницу, и благословляяй е глаголет и обычную молитву кадила: и кадит по обычаю святилище, и храм весь, настоятеля и лики, и всю братию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Т.И. Афанасьева Глава 5. Языковые особенности славянских переводов литургии Литургическое последование, как упоминалось выше, не является монолитным. Оно состоит из текстов, которые по-разному функционируют в богослужении. Молитвы и ектении произносятся вслух или вполголоса, а уставные рубрики не произносятся во время службы и не являются богослужебными текстами. Поэтому язык молитв и рубрик существенным образом отличается. Молитвы и ектении – это переводы с греческого языка, которые в дальнейшем тиражируются в условях контролируемой рукописной традиции. Однако при таком типе переписывания возникает быстрое смешение различных редакций друг с другом, поэтому выяснить, какое чтение было изначальным в той или иной редакции, порой бывает затруднительно. Понятие редакции, таким образом, оказывается весьма условным, она выделяется статистически: учитывается набор характерных языковых признаков на определенном участке текста в определенном круге письменных источников. Впервые этот метод для греческих новозаветных текстов применил Э. Колуэлл [Colwell 1969]. Характерной особенностью контролируемой рукописной традиции являются слитные чтения – то есть такие, которые совмещают в себе варианты из разных редакций [Алексеев 1999: 49–50]. Как было отмечено выше, тексты молитв и ектений редактируются при обращении к греческому тексту, поэтому редакционные замены можно обнаружить только при сличении перевода с оригиналом. В процессе обычного копирования новые чтения, как правило, не образуются, а варьируются уже существующие или появляются разного рода переосмысления (вторичные чтения). Число редакций на определенном отрезке текста можно высчитать исходя из числа обращений к греческому оригиналу, однако установить их принадлежность к той или иной редакции часто бывает невозможно. Текст, существующий в контролируемой рукописной традиции, оказывается практически закрытым для генеалогического исследования. Рубрики – тексты, как правило, оригинальные, а не переводные, и поэтому они в большинстве случаев современны списку памятника, тогда как тексты молитв более консервативны и дольше сохраняют старую литературную норму. В рубриках содержится региональная лексика и литургическая терминология, которая свидетельствует о церковном узусе той или иной области славянского мира. Зачастую именно тексты рубрик имеют решающее значение для локализации списка и его ближайших предшественников (протографов).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

40. Понятие о литургии верных и главные действия, ее составляющие. Ектения, начинающая литургию верных. Херувимская песнь. Великий вход. Просительная ектения, внушение мира и любви, исповедание Символа веры За литургией оглашенных следует литургия верных. Она называется так потому что при совершении ее в древнее время могли присутствовать только одни «верные», т.е. принявшие крещение и не отлученные от церкви. Главные действия этой, части литургии состоят: 1) в перенесении даров с жертвенника на престол, 2) в освящении даров, 3) в приготовлении верующих к причащению, 4) в самом причащении и 5) в благодарении за причащение. Литургия верных начинается ектениею: «Елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». Потом следуют две краткие ектении. После этих ектений диакон входит в алтарь, отворяет царские врата и совершает каждение. На клиросе в это время поют Херувимскую песнь: «Иже Херувимы Тайно Образующе, и животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми, аллилуйя». Перевод. Мы таинственно изображающие Херувимов и поющие животворящей Троице трисвятую песнь, оставим теперь все житейские заботы, чтобы нам поднять Царя всех невидимо сопровождаемого воинством Ангельских чинов. Аллилуйя. Эта песнь называется Херувимскою потому, что начинается словом «Херувимы» и оканчивается песнью Херувимов «Аллилуйя». Слово «дори» греческое означает «копье». Выражение «дориносима» напоминает тот обычай, когда воины поднимали на щитах копьями своего полководца в знак особенного почета. Как земного царя с почетом окружают воины – телохранители, так всегда окружают Господа Царя Небесного Ангельские чины – воины небесные. Херувимскою песнею молящиеся призываются забыть все заботы о житейском и быть с такими чистыми мыслями пред Господом, с какими предстоят Ему на небе Херувимы; это для того, чтобы принять в себя в таинстве причащения Царя всех, которого невидимо с торжеством сопровождают Ангельские чины с песнею «Аллилуйя». После пения слов Херувимской песни «отложим попечение» совершается «великий вход» или перенесение приготовленных на проскомидии хлеба и вина с жертвенника на престол для освящения. Во время пения херувимской песни священник три раза тихо читает ее и при этом поднимает свои руки. Это напоминает моление Господа в саду Гефсиманском.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Сортировать по Исключить новости Одно из первых отпеваний, в котором мне пришлось участвовать еще в сане диакона, было отпевание нашего великого артиста и певца Федора Ивановича Шаляпина. Кто такой Ф. И. Шаляпин и каково его место в русской культуре, думаю, говорить не надо. О его жизни и творчестве было написано много книг и при его жизни, и после его смерти. Одной из лучших, написанных еще до революции, была книга моего дяди, Эдуарда Александровича Старка (Зигфрида). Франция. Отпевания. Федор Иванович Шаляпин († 12.04.1938) Одно из первых отпеваний, в котором мне пришлось участвовать еще в сане диакона, было отпевание нашего великого артиста и певца Федора Ивановича Шаляпина. Кто такой Ф. И. Шаляпин и каково его место в русской культуре, думаю, говорить не надо. О его жизни и творчестве было написано много книг и при его жизни, и после его смерти. Одной из лучших, написанных еще до революции, была книга моего дяди, Эдуарда Александровича Старка (Зигфрида). Увы, сейчас остается все меньше и меньше тех, кто лично слышал этого великого во всех отношениях артиста. И я счастлив, что хоть мы с женой и жили под Парижем в довольно стесненных обстоятельствах, нам все же удавалось выбираться в Париж на спектакли с участием Федора Ивановича, а также на ежегодные концерты, которые он давал в зале «Плейель» совместно с архиерейским хором под управлением Н. П. Афонского. Обычно первую часть концерта он пел с хором церковные песнопения: «Ныне отпущаеши» Строкина, ектенью Гречанинова и другие; во второй части пел только хор, а в третьей Федор Иванович пел один арии из опер, романсы, русские народные песни. Всегда в первом ряду сидел наш владыка митрополит Евлогий с кем-нибудь из высшего духовенства. (Я в те времена был еще мирянином.) Также посещали мы, хоть и не без труда, его выступления в Русской опере князя Церетели, где Федор Иванович пел Бориса Годунова и Кончака. Как-то он два раза за вечер спел и Кончака, и Галицкого, но нам попасть тогда в Париж не удалось. К моменту смерти Федора Иванович я был совсем молодым и малоопытным диаконом, а пело три хора: архиерейский под управлением Н.

http://pravmir.ru/iz-sinodika-prot-boris...

Сортировать по Исключить новости Страстная седмица. Великая среда: Если ты Его любил, почему продал, словно беглого раба? 21 апреля, 2008. М.С. Красовицкая Здесь говорится о парадоксе, который можно увидеть и в себе: если ты любишь богатство, то почему ты пришел к Тому, Кто учит о нищете? А если ты Его любил, то почему ты Его продал, да еще так дешево, как беглого раба? Утреня Великого Четверга уже в начале являет нам свои особенности. После двупсалмия, шестопсалмия и великой ектеньи поется Аллилуйя . Казалось бы, это нормально, потому что хотя Великий пост в узком смысле уже кончился, но еще поется Постная Триодь, поэтому Аллилуйя здесь для нас вещь привычная. Но после Аллилуйя поется тропарь Великого Четверга. Это уже некоторая особенность, что-то из ряда вон выходящее, потому что обычно у нас Бог Господь поется с тропарем, а Аллилуйя — с особыми Троичными песнями, а Аллилуйя с тропарем — это нечто особенное, и это важно почувствовать. Текст тропаря Великого Четверга все слышали в храме, и во время Четыредесятницы он входит (впрочем, в славянских книгах ошибка: в греческих сказано не «во святую Четыредесятницу» , а «во святой Четверток» , в правило перед Святым Причащением, поэтому, думается, он всем знаком: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий Господи, слава Тебе». В первой части этого тропаря говорится о канве событий, о том, что происходит: ученики просвещаются на Тайной вечери, а Иуда омрачается сребролюбием, любовью к деньгам и единственного праведного Судию отдает судиям беззаконным. Вторая часть тропаря не менее важная, в ней содержится обращение, но уже не к участнику евангельских событий. А к кому? К каждому из нас: «Виждь, имений рачителю» — посмотри ты, который заботишься о приобретении, об имуществе, на того, кто ради имений, ради приобретения употребил удавление, кто из-за любви к имуществу и деньгам покончил с собой.

http://pravmir.ru/velikaya-sreda-esli-ty...

1-я часть великой вечерни в историческом развитии И всем строем своим, и торжественностью исполнения начало великой вечерни очень напоминает песненную вечерню, особенно в древнейшем ее виде, следов которого, впрочем, очень мало осталось в ее памятниках XIV-XVI в. Судя по этим памятникам, вечерня начиналась тремя антифонами (см. Вступ. гл., с. 377), состоявшими каждый из одного псалма, певшегося сплошь антифонно с припевом «аллилуиа» или «Слава Тебе Боже»; этими псалмами, должно быть, были 85-й, ныне третий псалом 9-часа, затем пс. 92-й «Господь воцарися», ныне давший прокимен для вечерни, и наконец – 67-й «Да воскреснет Бог» (см. Вступит. гл., с. 341), ныне приуроченный только к пасхальной вечерне и утрене. Каждый антифон имел священническую молитву и малую ектению; длинная же ектения, великая или сугубая, была, должно быть, впервые после входа (см. Вступит. гл., с. 377). Вот, вероятно, то наследие, которое получили в качестве начала вечерни Святогробский и Студийский уставы (см. Вступит. гл., с. 357) и которое они должны были переработать в целях приспособления к монашескому богослужению с его обязательным выпеванием в тот или иной период всей Псалтири (см. Вступит. гл., с. 189–190:295). Результатом такого приспособления была постановка вместо постоянных псалмов для начальных антифонов воскресной вечерни первого отдела Псалтири с сохранением и прежнего строя для начала вечерни, и способа пения псалмов. Вместо же удаленных с начала вечерни постоянных «воскресных» псалмов введен постоянный «вечерний» псалом 103-й. Господи воззвах После кафизмы ветхозаветные песни вечерни сменяются собственно христианскими: псалмы – стихирами, и вместе с тем постоянные напевы вечерни – для предначинательного псалма и Блажен муж – сменяются напевами чередными, гласом Октоиха или Минеи (в собственном смысле это бывает тогда, когда из 1 кафизмы поется лишь ее 1 антифон; если поется вся кафизма, то уже на 2 и 3 антифоне ее начинается глас Октоиха). Ввиду этого по окончании кафизмы с ее ектениями канонарх, на обязанности которого лежит начинать важнейшие песни, объявляет громко этот глас, именно глас первых стихир на Господи воззвах, следовательно, в воскресенье чередной наступающий глас Октоиха, а в праздники глас первых минейных стихир, объявляет в форме: «Глас такой-то».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

2-я часть вечерни Дальнейшее последование вечерни, как сказано, более молитвенного, чем хвалебного содержания. Эта вторая и главная часть вечерни имеет много общего с литургией: те же (а на праздничной, древнейшей, вечерне и в том же порядке) ектении; в древней вечерне и утрене сходство это увеличивалось еще присутствием молитв за оглашенных, просвещаемых, кающихся и т. п. У вечерни сходство это еще более, чем в утрене: конец вечерни – Ныне отпущаеши, Трисвятое и тропарь – вполне совпадает с концом литургии, концом, который, впрочем, совершается священником уже про себя, после благодарственных за причащение молитв. Итак, вторая часть вечерни, как и конец утрени 2259 , – это, собственно, литургия без Даров, но не лишенная вполне молитвенной благодати настоящей литургии, так как священник здесь (после входа) приступает к тому же престолу благодати. И заключает она молитвы уже об одних верных. Сугубая ектения Ее содержание Начинается эта часть вечерни (как и утрени) с одного из самых усердных, какие знает устав, молений, называемого в просторечии сугубой ектенией 2260 , а в богослужебных книгах «прилежным молением» ( εκτενς δησις) 2261 . Вознесенные до сих пор короткие молитвы на нескольких ектениях в 12 (считая с возгласом) прошениях настоящей ектении возвышаются в своей силе: верующие приглашаются вознести их от всей души и всего помышления и начинают моление свое прошением об услышании и помиловании вообще. Сугубая ектения – это молитва об одних верных, как и определяет ее содержание св. Симеон Солунский : «о верных царях, о местном иерархе, о предстоятеле монастыря, о попечителях храма, о предстоящих православных и повсюду верных» 2262 . С особенною раздельностью ектения молится о царе, именно о 10 нуждах его: о силе власти его («державе», κρτους), победе (в сражениях), долголетии («пребывании», διαμονς), мире, здравии, спасении (вечном), еще большем («наипаче», επιπλον) содействии («пособити», συνεργσαι) Божием ему и полном успехе («поспешити», κατευοδσοα) 2263 во всем, совершенном («под нозе») покорении ему врагов внутренних ( χθρν) и внешних («супостата» πολμιον); затем отдельное прошение за царицу и отдельное о наследнике и царствующем доме (без соединения первого с прошением о царе, а второго с прошением о палате и воинстве, как на великой ектении), о духовной власти (Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010