Заключенный колодезь, запечатанный источник – это символ супружеской любви и ласки жены, которой пользуется один муж и никакой более мужчина, как сказано в Прит. 5:15–18 : «Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей». «Аз Господь Бог твой и да не будут тебе бози инии разве Мене», – гласит первая Заповедь. Вся любовь к Богу Израиля должна быть всецело отдана Ягве и никакому богу иному. После вавилонского плена оно так и стало. Израиль навсегда отвратился от богов чужих, прилепившись любовью своею к Единому Богу Ягве. В ст. 13 слово «сад» (παρδεισος) иное, чем в ст. 12 (κπος). Παρδεισος – это рай. Кстати, буквально в переводе с персидского, откуда это слово взято, оно означает «ограждение» (Umzeunung). Опять обе отраженные в 12-м стихе мысли – замкнутость и райское блаженство, плодоношение, радость. После вавилонского плена этими райскими плодами, рассадниками (летораслями), далее столь красочно означенными как гранатовые яблоки, киперы, нард, шафран, аир, корица , древа Ливанские, мирра, алой, ароматы означается истинное богопочитание и богослужение иудеев и в особенности их «чаяние утехи Израилевой». Ароматами пророчеств о Мессии жила благочестивая душа иудея, лишенная прежнего блеска земного царства, но замкнувшаяся в саде души своей на Возлюбленном своем и в ожидании Его. Садовый источник – колодезь живых вод и потоки с Ливана . Сей сад святых Израиля имел свой источник , подобно тому, как четыре реки в свое время орошали Эдемский сад. Этот источник – колодезь живых вод , к которому припадали жаждущие, который орошал сей чудный сад. Этот источник – это пророчества о Мессии, о грядущем Спасителе. От колодезя Священного Писания текли потоки живых вод мессианских пророчеств и орошали души ветхозаветных праведников, напояли чающих утехи Израилевой. 4:16 Восстани, севере, и гряди, юже, и повей во вертограде моем, и да потекут ароматы мои.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Иаков благословляет сыновей Вы помните имена сыновей Иакова? Первенцем был Рувим, за ним шел Симеон, третьим был Левий, четвертым – Иуда, одиннадцатым был Иосиф Прекрасный, ну, и так далее. От кого из них должен был произойти Мессия? Разумеется, от первенца, от Рувима. Но Рувим совершил тяжелейший грех – осквернил ложе отца, переспав с его наложницей Валлой (Быт. 35, 22), и этот грех лишил его права на первородство. Второй и третий сыновья, Симеон и Левий, устроили страшную резню беззащитных жителей Сихема (Шхема), желая отомстить за честь своей сестры Дины, изнасилованной в этом городе. Из-за своей жестокости они тоже лишились права стать прародителями Христа. Право на продолжение священной линии от Авраама к Иисусу Христу переходило к четвертому сыну Иакова, Иуде И, значит, право на продолжение священной линии от Авраама к Иисусу Христу переходило к четвертому сыну Иакова, Иуде. Именно колено Иудино Господь сохранит и вернет из Вавилонского плена. Поэтому после Вавилонского плена евреев будут называть еще иудеями (вариантами этого названия являются и восточное «яхуд», и английское «Jews», и приобретшее ныне сугубо отрицательный оттенок слово «жиды») – ведь большинство послепленных евреев были из колена Иудина. И Сам Господь наш Иисус Христос станет тем самым «Львом от колена Иудина» (Откр.5, 5), о Котором пророчески возвестил сыновьям в Египте умирающий Иаков-Израиль… Итак, 1859 год до н.э., Египет, город Аварис в дельте Нила, где в возрасте 147 лет готовится встретить смерть Иаков-Израиль… К нему за последним благословением подходят 12 его сыновей, родоначальники 12 колен Израиля. Первым подходит к отцу, становится на колени и припадает лицом к краю одра Рувим. Тот самый Рувим, который совершил мерзость, согрешил с наложницей собственного отца. – Рувим, первенец мой! – с трудом шевеля спекшимися губами, обращается к нему Иаков. – Ты – крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; но ты бушевал, как вода, – не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою… (Быт. 49, 3–4)

http://pravoslavie.ru/153879.html

Иер.16:12 .  А вы по­ступаете еще хуже отцов ваших и живете каждый по упор­с­т­ву злого сердца своего, чтобы не слушать Меня. Иер.16:13 .  За это выброшу вас из земли сей в землю, которой не знали ни вы, ни отцы ваши, и там будете служить иным богам день и ночь; ибо Я не окажу вам мило­сердия. Причиною гнева Божия на народ является измена народа Иегове. Современники Иеремии еще хуже поступили по отношению к Богу, чем их предки, и за это Господь изгонит их из Палестины в отдаленную страну. Иер.16:14–21 . Но чем тягостнее ожидающая иудеев теперь судьба, тем величественнее спасение, какое они получат впоследствии от Иеговы. При виде этого спасения даже язычники обратятся к истинному Богу! Но теперь пока иудейскому народу придется до дна испить чашу наказания. Иер.16:14 .  Посему вот, при­ходят дни, говорит Го­с­по­дь, когда не будут уже говорить: «жив Го­с­по­дь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской»; Некогда изведение Израиля из плена египетского так подействовало на души евреев, что они и клялись именем Того, Кто совершил это великое чудо. Иер.16:15 .  но: «жив Го­с­по­дь, Который вывел сынов Израилевых из земли северной и из всех земель, в которые изгнал их»: ибо воз­вращу их в землю их, которую Я дал отцам их. Со временем, новое чудо – выведение евреев из плена вавилонского – еще сильнее подействует на евреев и они будут в клятвах своих упоминать Того, Кто выведет их из этого, вавилонского, пленения. Иер.16:16 .  Вот, Я по­шлю множе­с­т­во рыболовов, говорит Го­с­по­дь, и будут ловить их; а по­том по­шлю множе­с­т­во охотников, и они по­гонят их со всякой горы, и со всякого холма, и из ущелий скал. Рыболовы и охотники – это халдеи, которые забирали иногда население Иудейского государства целыми массами, как рыболовы таскают рыбу сетями, то охотились за отдельными иудеями, скрывавшимися в горах (ср. Авв 1.15 ). Иер.16:18 .  И воз­дам им пре­жде всего за неправду их и за сугубый грех их, по­тому что осквернили землю Мою, трупами гнусных сво­их и мерзостями сво­ими наполнили наследие Мое.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иоил. 2:27 . И уведите, яко посреде Израиля Аз есмь, и Аз Господь Бог ваш, и несть иного разве Мене: и не посрамятся ктому людие Мои во век. С Евр.: «И познаете, что Я среди Израиля, и Я Иегова, Бог ваш, и нет другого; и вечно не постыдится народ Мой». «И уведите», т. е. «из самаго опыта дазнаете, что прилагая о вас попечение, Я соизволяю обитать с вами» (Бл. Феод.); дознаете вместе, что «Аз Господь Бог ваш, и несть иного разве Мене», что все идолы, коим вы покланялись, все божества язычников – ничто, что Аз един Бог . В этой истине Евреи горьким опытом окончательно убедились уже в плену, и после плена Вавилонского, тогда только, говоря вообще, получили они полное отвращение к идолослужению. Иоил. 2:28 . И будет по сих, и излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери вашя, и старцы ваши сония узрят, и юноты ваши видения увидят. С Евр.: «И после того, Я излию Дух Мой на всю плоть, и будут пророками сыны ваши, и дщери ваши; старцам вашим сны будут сниться, юноши ваши будут видеть видения». Иоил. 2:29 . Ибо на рабы Моя и на рабыни Моя во дни оны излию от Духа Моего. С Евр.: «Даже на рабов и рабынь в те дни излию Дух Мой». «И будет по сих», т. е. «по возвращении их из (Вавилонского) плена и познании истины», – гов. бл. Феод. Так как св. ап. Петр, в собрании народа, всё это пророчество (ст. 28–32) прямо отнес к сошествиию Св. Духа на св. апостолов и учеников Христовых, сказав, что это именно событие предсказано пророком Иоилем ( Деян. 2:16–21 ), то и мы должны относить к сему великому событию. Но не напрасно св. апостол вместо: «и будет по сих» употребил: «и будет в последния дни» ( Деян. 28:17 ), т. е. во дни явления и царства Христова, давая сим разуметь, что обетование об излиянии Св. Духа должно относить и к последующим дарованиям Св. Духа «ко всем дальним (т. е. верующим во все времена), кого ни призовет Господь Бог наш», как поясняет далее сам св. апостол ( Деян. 2:39 ). «Излию». Говорит это Сын Божий, Господь Иисус Христос , Который «приняв от Отца обещанного Святаго Духа, (поясняет тот же св.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Ис.43:2 . Будешь ли пере­ходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не по­топят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. «Будешь ли переходить через воды... через реки... через огонь... и пламя». Это – общая эмблема различных земных злостраданий и бедствий, от которых Господь неоднократно спасал Своего Израиля. Но возможно, конечно, искать здесь и более частных исторических намеков, напр., в переходе через «реки» видеть указание на вавилонский плен, когда народ иудейский был отведен за великую реку. В ссылке же на огонь, который не будет жечь, и на пламя, которое не опалит, имеем основание видеть пророчественное указание на историю трех отроков в пещи вавилонской ( Дан.3 гл.). В качестве ближайшей параллели к этому месту нельзя не отметить следующих слов Псалмопевца: «Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу» ( Пс.65.12 ). Историческое оправдание данного пророчественного утешения некоторые усматривают в том частном событии, которое имело место при возвращении иудеев из вавилонского плена и описано в первой кн. Ездры ( 1Ездр.8:22–31 ). Под огненными испытаниями, которые пережила ветхозаветная церковь , разумеют гонения Антиоха Епифана ( 1Мак.1 гл.). Ис.43:3 . Ибо Я Го­с­по­дь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой; в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя. «Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев». Последний эпитет, в приложении к Мессии, уже встречался у пророка Исаии и раньше ( Ис.41:14, 20 ). Но здесь к нему добавлено еще новое, знаменательное определение – «Спаситель твой». Хотя оно, именно, и не имеет еще здесь того специального значения, какое получило позднее, однако для нас важно отметить и самый факт его употребления. Святый Израилев назван здесь Спасителем, как за все прошедшие исторические случаи избавления евреев от их политических врагов ( Исх.14:23–31 ; Суд.4 ; Суд.7 гл. 2Цар.8:1 ; 4Цар.14:9–16 и др.), так и за аналогичные им будущие случаи, ближайшим образом, за факт избавления от вавилонского плена, открытый духовному взору пророка. Этот новый эпитет делается одним из излюбленных во второй части его книги ( Ис.45:15, 21 ; Ис.47:15 ; Ис.49:26 ; Ис.60:16 ; Ис.63 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.64:10 . Города святыни Твоей сделались пустынею; пустынею стал Сион; Иерусалим опустошен. Ис.64:11 . Дом освяще­ния нашего и славы нашей, где отцы наши про­славляли Тебя, сожжен огнем, и все драгоцен­ности наши раз­граблены. «Города святыни Твоей сделались пустыней... Иерусалим опустошен. Дом освящения и славы нашей... сожжен». В подкрепление своей усиленной просьбы о помиловании Израиль указывает на свой тяжелый политический и религиозный кризис, когда все, некогда цветущие города его, превратились в развалины и пустыни, когда разграблена самая столица его теократического царства – г. Иерусалим, когда сожжен даже и ветхозаветный храм – этот высший центр национального объединения и религиозного освящения еврейского народа. Описание это, по справедливому замечанию Dillmann, близко напоминает содержание кн. Плач Иеремии и отчасти – Псалма 78. А это все имеет непосредственное отношение к бедствиям вавилонского плена. Отсюда мы думаем, что и пророк Исаия говорит здесь, прежде всего, об этом, ближайшем к нему или даже и вовсе современном ему событии; а затем уже пророчески-прообразовательно он намекает и на будущее окончательное разрушение Иерусалима римлянами, как думают многие из святых отцов (блаженный Иероним и святой Кирилл Александрийский ). Показание это важно для установки хронологии данной главы: ясно, что она не могла быть написана после вавилонского плена (как думают рационалисты), ибо тогда Иерусалим и храм снова были восстановлены. Ис.64:12 . После этого будешь ли еще удержи­ваться, Го­с­по­ди, будешь ли молчать и карать нас без меры?: «Господи, будешь ли молчать и карать нас без меры?» Заключительный вопль молитвы, очень близкий к заключительным словам кн. Плача: «неужели ты совсем отверг нас, прогневался на нас безмерно?» ( Плч.5:22 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с./Книга пророка Исаии. 4-424 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но дело в том, что в песни, приводимой в кн. Пар., мы видим ясные следы позднейшего ее происхождения. Таковы богослужебные формулы славословия Богу: «аллилуиа» (ст. 36) и «исповедайтеся Господу: ибо Он благ, ибо вечна милость Его» (ст. 34), – из которых о первой самые ранние свидетельства находим мы только в кн. Паралипоменон и Ездры, а о последней – в тех же книгах и еще у Иеремии пророка (33:11), и которых происхождение поэтому все ученые исследователи иудейских древностей не возводят раннее последнего времени существования Иудейского царства пред наступлением плена Вавилонского 1483 . Особенно же таково молитвенное обращение псалмопевца к Богу в заключении песни, ясно указывающее на пребывание Иудеев в плену, в рассеянии между народами: «спаси нас, Боже, Спаситель наш! Собери нас и избавь нас от народов, да славим святое имя Твое, и да хвалимся славою Твоею» (ст. 35)! Очевидно, что песнь с подобного рода хронологическими указаниями никак не может принадлежать царю Давиду, а равно и всякому другому писателю, жившему ранее наступления плена Вавилонского. Новейшие рационалисты обыкновенно пользуются этим выводом для доказательства недостоверности книг Паралипоменон и совершенного произвола древних иудейских писателей в определении писателей и времени происхождения псалмов. Мы, конечно, далеки от подобного рода заключений и скорее готовы сознаться, что не знаем настоящего смысла того выражения писателя. Паралипоменон, в котором видят свидетельство о принадлежности следующей затем песни царю Давиду. Очень может быть, что словами: «в этот день (т.е. перенесения ковчега завета в Сионскую скинию) Давид, в первый раз, дал (псалом) для славословия Господу чрез Асафа и братьев его» (ст. 7), – писатель Паралипоменон хотел выразить только мысль, что с того дня Давид установил пение хвалебных и других священных песней при богослужении в скинии и таким образом на все последующие времена положил начало развитию священного псалмопения, в пример которого далее и привел наиболее известные в свое время песни, как непосредственный плод того же Давидова установления и выражение сущности обязанной ему своим происхождением, без сомнения, приходившей уже тогда к к концу, целой «Книги Хвалений Господу» 1484 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Однако в период вавилонского плена самаряне, как отмечено выше, не были еще чистыми монотеистами. Процесс объединения самарян в одну религиозную общину и окончательного утверждения у них иудейской религии закончился только три столетия спустя после поселения самарян на израильской территории. Решительное влияние в этом случае имели события, происшедшая после возвращения из вавилонского плена иудеев. Писатель 1 Ездр. сообщает, что с самого начала новой жизни иудейской общины она должна была считаться с нерасположением самарян. Уже в год возвращения, (537), когда пленники строили жертвенник, они „были в страхе, от иноземных народов 387 (3:3), под которыми, без сомнения, прежде всего должно разуметь ближайших соседей иудеев – самарян. Писатель не объясняет, чем собственно вызывался этот страх. Но, по связи с последующим (4:5–6), замечание его, по-видимому, должно быть понято в том смысле, что самаряне отнеслись к иудеям, во всяком случае, с недоброжелательством, а может быть, прямо угрожали даже насилием. В 536 г. иудеи приступили к постройке храма, и это послужило уже поводом к открытому выступлению самарян, в качестве врагов Иуды и Вениамина. Сведения об этом важном факте в истории самарян сообщает писатель 1 Ездр. в 4:1–5: „И пришли они», рассказывает он, „к Зоровавелю и к главам поколений 388 и сказали им: будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему и Ему приносим 389 жертвы от дней Асардана, царя сирийского, который привел нас сюда» ( 1Ездр. 4:2 ). Руководители иудейской общины отвергли это предложение. „И сказал им Зоровавель и Иисус и прочие главы поколений израильских: не строить вам вместе с нами дом нашему Богу; мы одни будем строить дом Господу Богу Израилеву, как повелел нам царь Кир, царь Персидский”. Такой отказ раздражил самарян, и они стали врагами иудейской общины. „И стал народ земли той», замечает писатель 1 Ездры, „ослаблять руки народа иудейского и препятствовать ему в строении. И подкупали против них советников, чтобы разрушить предприятие их, во все дни Кира, царя Персидского, и до царствования Дария, царя Персидского“ (4:4–5).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Основанием для такого устройства и ношения филактерий служили увещания, какими сопровождалось дарование указанных выше заповедей, выписанных на кусочках пергамента, вложенных в филактерии. Увещание это в книге Второзакония читается так: „И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем (и в душе твоей). И внуши их детям твоим, говори об них сидя в доме твоем, и идя дорогою, и ложась, и вставая. И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими. И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих“ ( Втор. 6: 6–9 ). То же самое сказано дважды и в 13 главе книги Исход (Стт. 9 и 16). Конечно, это предписание значило только то, что евреи должны свято хранить в своей памяти и сознании, и что для каждого еврея все события Исхода и законы, связанные с этим событием, должны быть ясны, живы, как бы осязательны в такой же степени, в какой ясен и осязателен был бы знак на руке или повязка на глазах (Ср. Притчи 3: 3 ). Но евреи поняли эти предписания буквально и носили филактерии с древнейших времен. Во всяком случае, это вошло у них в обычай после Вавилонского плена. Книжники времен Иисуса Христа несомненно строго соблюдали обычай носить филактерии, и потому, отвечая на вопрос книжника: „Какая заповедь большая в законе“, Господь указал ему только на то изречение, которое написано было в тефилине, который он носил на себе. Эти филактерии на лицевой своей части имеют изображение буквы шин, начальной в имени Божием Шаддэй, чтобы каждый, видя имя Божие, помнил Господа своего. Они пользуются таким уважением у иудеев, что уронивший их случайно на пол обязан поститься целый день. Происхождение филактерий Иудеи относят ко временам Моисея. Когда Господь проходил мимо него, Моисей увидел задняя Божия и всю славу Его, а вместе с тем и узел ремней головного хранилища; посему Моисей установил, чтобы каждый еврей носил филактерий. Но всего вероятнее, что филактерии своим происхождением обязаны фанатической ревности фарисеев о законе после вавилонского плена. Спенсер, соглашаясь с этим объяснением, добавляет, что книжники ввели ношение филактерий еще с целью противодействовать ношению суеверных амулетов, которые употреблялись Халдеями.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Почему ученики спрашивают – кто согрешил: он или родители его? Вот здесь они задают вопрос, который их очень волнует, очень беспокоит. Вы знаете, вот эти два утверждения, которые содержатся в их вопросе, отражают разные мнения, которые тогда были среди евреев. Первое: согрешили родители. Это мнение основано на Пятикнижии Моисеевом. Когда мы читаем в Исх.20:5 -6: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои » –таким образом толкуя данный стих, религиозные вожди еврейского народа во времена Иисуса Христа выводили, что, возможно, человек рождается с какими-то заболеваниями, потому что согрешили его родители. Это в наказание родителям – они вынуждены заботиться о больном ребенке. Однако уже во времена пророков произошло переосмысление того, о чём сказано в Исходе. Ведь в Исходе говорится именно о духовном состоянии: о том, что если родители не благочестивы, отец и мать грешат и ведут греховный образ жизни, то этот образ жизни передаётся и детям, и, конечно, дети, продолжая грешить, будут наказываемы от Бога. Здесь речь не идёт о болезнях. Более того, смотрите: уже у пророка Иеремии ( Иер.31:29-30 ) мы читаем, а он говорит о возвращении евреев из вавилонского плена: « В те дни уже не будут говорить: “отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”, но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет». Тем самым пророк показывает, что после вавилонского плена, когда евреи вернутся уже в другую эпоху историческую – это уже будет персидская, потом эллинистическая, а потом римская эпоха, когда уже меньшее значение имеет причастность к какой-то общине, а более важной является индивидуальная позиция каждого человека, – в эту эпоху, конечно же, грехи родителей не будут определять жизнь детей. Тем не менее, представление о том, что если согрешили родители, значит, может родиться больной ребёнок, тогда имело место.

http://azbyka.ru/video/kto-sogreshil-on-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010