Завоевания Кира: победа предков Иафета над предками Сима (Ассиро-Вавилония), победителями предков Хама (Египет), – новая фаза истории. Интересное совпадение восшествия Кира на престол (в 558 г. до Р.Х.) с правлением Пизистрата в Афинах, Креза в Лидии и Тарквиния Гордого в Риме, – тех лиц, которые являются представителями совершенно нового западного мира, имевшего сменить собой мир старый, восточный. Последние видения Даниила Дан. 8 : Явление ангела и предсказание об освобождении народа из плена, восстановление Иерусалима и храма и искупление мира “смертью Христа-Владыки”. Видение о семидесяти седминах ( Дан. 9 ): Дан. 9, 24 : “семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видения и пророк, и помазан был Святый святых”. Это пророчество в точности исполнилось – от второго и окончательного указа о восстановлении Иерусалима (в 457 г.) до смерти Христа (в 33 г. по Р.Х.) протекло ровно 490 лет – и потому Даниил нередко называется мужем желаний. Манифест об освобождении пленников 1Езд. 1, 2–4 : Кир, узнав о великих знамениях, решил оказать народу еврейскому великую милость: издание указа об освобождении Иудеев из плена и о построении храма в Иерусалиме. 536 г. до Р.Х. – окончание семидесятилетнего плена Вавилонского: от 605 г. – первого взятия Иерусалима Навуходоносором. Пророк Исаия за двести лет называет Кира по имени, как освободителя еврейского народа от плена и восстановителя храма. Пророчества Исаии о царе Кире: “Ибо день смятения и попрания и замешательства в долине видения от Господа, Бога Саваофа. Ломают стену, и крик восходит на горы. И Елам несет колчан; люди на колесницах и всадники, и Кир обнажает щит. И вот, лучшие долины твои полны колесницами, и всадники выстроились против ворот” ( Ис. 22, 5–7 ); “Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: будешь построен!» и храму: будешь основан! " ” ( Ис. 44, 28 );

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Но мы не будем описывать отдельно, как праздновался день очищения до плена и после него. Излагая и изъясняя постановления 16 гл. кн. Левит о дне очищения, и этим указывая, как праздновался день очищения во время Моисея и после него до плена вавилонского, мы тут же будем указывать, какие произошли изменения и дополнения в праздновании этого дня после плена. Такое совместное указание празднования дня очищения до плена и после него, избавит нас от тех повторений, какие неизбежно должны быть при отдельном описании допленного и послепленного празднования дня очищения, так как то, и другое празднование в существенных своих чертах остается одно и то же. Прежде чем излагать и изъяснять постановления Моисея относительно дня очищения, необходимо сначала указать название этого праздника, и прежде всего, указать то название, какое дается ему в священных книгах Ветхого Завета. Исходя из мысли, что день очищения имеет главною своею целью очищение сынов Израилевых от грехов, чтобы сделать их пред лицом Господним чистыми от всех грехов их ( Лев.16:3034 ), писатель кн. Левит называет этот день днем очищения. «В десятый день, говорит он, седьмого месяца день очищения ( ), священное собрание да будет у вас» ( Лев.23:27 ). «И воструби трубою, пишет он в другом месте, в седьмой месяц, в десятый день месяца, в день очищения ( ) вострубите трубою по всей земле вашей» ( Лев.25:9 ). В других местах Пятикнижия, где упоминается о дне очищения, мы не находим названия этого дня. В этих местах отмечается только существенная черта этого праздника, именно, очищение от грехов ( Лев.16:3034 ; Чис.29:11 , а также Исх.30:10 ). LXX толковников перевели выражение через μρα ξιλασμου, что соответствует нашему названию «день очищений». Блаженный Иероним вышеуказанное название дня очищения перевел через dies expiationum, что собственно значить «день очищений». Такой перевод бл. Иероним сделал, несомненно, потому, что он хотел передать буквально слова подлинника, где существительное «очищение» поставлено во множественном числе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Однако, Писание божественное несомненно сохранялось и во дни пр. Исаии. В одной из грозных речей своих, в которой он говорил о гибели ненавистников Сиона, читается: отыщите в книге Господней, и прочитайте; ни одно из сих (наказаний) не преминет прийти, и одно другим не заменится. Ибо сами уста Его повелели, и сам дух Его соберет их (34:16). Пророк Иеремия, современник плена Вавилонского, часто в своих речах ссылается на прежние писания (ср. 5:6 и Ав.1:6–8 ). Во 2-же кн. Маккавейской (2:4–5) говорится, что пр. Иеремия во время Вав. разрушения Иерусалима скрыл в ущелье горы Синайской ковчег завета и все то, что было в нем, т.е. и книги, как дополняет иудейское предание (Herzog VII, 245). Пр. Даниил говорит, что он узнал о числе лет плена из книг (9:2). У пр. Захарии упоминается закон, и слова прежних пророков (7:8–13. Сравн. Исх.22:22 ; Лев.1:33 ; Иер.5:3 ; Ис.48:2, 1:15 ; Иез.8:18 ), как руководительные правила веры и нравственности. Из этого можно заключить даже, что именно около того времени составился полный канон священных книг. Захария и Малахия были последними пророками-писателями. Они и могли судить богодухновенно о непререкаемом достоинстве священных книг. А вожди народные – Ездра и Неемия, были осуществителями сего святого дела, столь необходимого для воссоздания народа возвратившегося из плена. В 1 кн. Ездры говорится даже, что и самое избавление от плена было совершено Киром во исполнение слов Господних (1:1). И вот, одною из первых забот освободителя было ознакомление с законом Божиим. Для сего, когда наступил седьмой месяц, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю. И принес священник Ездра Закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца. И читал из него на площади от рассвета до полудни. И читали из книги Закона Божия внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Пс.118:43 .  Не отнимай совсем от уст моих слова истины, ибо я уповаю на суды Твои «Не отнимай совсем от уст моих слова истины». «Совсем» значит навсегда, постоянно, точнее бы с евр. «никогда», т. е. дай мне никогда не отступать от Твоих повелений. Пс.118:46 .  буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь; «Говорить об откровениях Твоих пред царями» – разъяснять истинный смысл того, что созидалось евреями по возвращении из плена, не опасаясь никаких ложных истолкований и недоверия со стороны правителей (см. 29 ст.). Пс.118:51 .  Гордые крайне ругались надо мною, но я не уклонился от закона Твоего. Ст. сл. 42. Пс.118:53 .  Ужас овладевает мною при виде нечестивых, оставляющих закон Твой. Под нечестивыми, «оставляющими закон Божий», разумеются не язычники, которые этого закона не держались, но евреи, отступившие от него. Пс.118:55 .  Ночью вспоминал я имя Твое, Господи, и хранил закон Твой. «Ночь...» – время бедствий. В тяжелые минуты жизни писатель утешался только силой своей веры в Закон Божий и изложенные там обетования для всех чтителей Иеговы. Пс.118:61 .  Сети нечестивых окружили меня, но я не забывал закона Твоего. «Сети нечестивых», вероятно, происки самарян. Пс.118:67 .  Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню. Бедствия, пережитые евреями во время плена, показали им, что сила и могущество их народа заключается не в устроении жизни по своему усмотрению, а по указанию Господа. Хотя о последнем постоянно слышалась проповедь пророков, предвещавшая тяжелые бедствия за отступление от Бога, но народ не верил и «заблуждался» до момента наступления предвозвещенной пророками кары, в виде вавилонского плена. Теперь, за время плена, еврей научился, сознал, что его благополучие зависит от хранения «слова Божия». Писатель псалма здесь является выразителем общего настроения благочестивых израильтян. Пс.118:69 .  Гордые сплетают на меня ложь; я же всем сердцем буду хранить повеления Твои. Пс.118:70 .  Ожирело сердце их, как тук; я же законом Твоим утешаюсь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 125 Возвращенные Господом из плена, жители Сиона преисполнились радостью. Песнь степеней или восхождений (см. Пс.119 ). 1–3. Внегда возвратити Господу плен Сионь, быхом яко утешени. Тогда исполнишася радости уста наша, и язык наш веселия: тогда рекут во языцех: возвеличил есть Господь сотворити с ними. Возвеличил есть Господь сотворити с нами: быхом веселящеся. Псалмопевец припоминает пророчество великого пророка Иеремии, об избавлении народа Израильского из Вавилонского плена, видит точное исполнение его и, как современник-очевидец этого отраднейшего события в истории родного народа, свидетельствует о величайшей радости избавленных Господом из плена. – Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были яко утешени, точнее – ради так, как будто осуществилось отраднейшее сновидение...» Тогда уста наши были полны радости, и язык исполнился веселья: такая радость выражалась именно в пении священных песней. – Тогда рекут, правильнее – говорили между народами, кои видели это возвращение пленников Сиона: возвеличил есть Господь сотворити с ними: т. е. многое Господь творил с народом Израильским, и теперь еще «сотворил великое дело с ними», именно – возвратил из столь продолжительная и тяжкого плена и избавил от столь сильных и злых поработителей, какими были Вавилоняне. – Да, повторяет псалмопевец, – великое сотворил Господь над нами: мы радовались...» Так исполнилось предсказание «великого пророка Божия Иеремии, который, в свое время утешая народ, отводимый в плен, говорил: «Слушайте слово Господне, народы, и возвестите островам отдаленным и скажите: Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его, и будет охранять его, как пастырь стадо; ибо искусит Господь Иакова и избавит его от руки того, кто был сильнее его. И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекутся ко благостыне Господа...» ( Иер.31:10–12 ). 4–6. Возврати, Господи, пленение наше, яко потоки югом. Сеющии слезами, радостию пожнут. Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя: грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Ст. 8. Олоферну приказано было, …чтобы все… покоренные им …народы служили одному Навуходоносору, и все языки, и все племена их призывали его, как Бога... Эта дикая и, по-видимому, сумасбродная гордость царя ассирийского несколько проясняется тем, что, по древним верованиям восточных народов, божество воплощалось в особах их царей. Подобные грубые понятия, как известно, до сих пор с особенной силой живут в современном нам Китае. Часть вторая. Осада Ветилуи. Глава 4. Приготовление Иудеев к обороне а) Страх и опасение Иудеев за разрушение Иерусалима и осквернение храма от Олоферна (ст. 1–3). б) Послание из Иерусалима по всей Иудее с оповещением об опасности и с воззванием к вооружению (ст. 4–5). в) Нарочитое послание первосвященника Иоакима к жителям Ветилуи и Ветомесфема, дабы заградили Олоферну вход в Иудею (ст. 6–8). г) Всеобщий пост и усиленная молитва Иудеев об отвращении предстоящей опасности (ст. 9–16). Ст. 2–3. … очень, очень испугались… Иудеи Олоферна, …и трепетали за Иерусалим и храм Господа Бога своего; потому что недавно возвратились они из плена, недавно весь народ Иудейский собрался, и освящены от осквернения сосуды, жертвенник и дом Господень... Не должно полагать, что здесь говорится о плене Вавилонском, который случился гораздо позднее времен Иудифи. Впрочем, это видно уже из того, что по возвращении из плена, Иудеи лишь освятили от осквернения сосуды, жертвенник и дом Господень; тогда как после плена Вавилонского пришлось построить совершенно вновь и храм, и город Иерусалим, разрушенные до основания Халдеями. Большинство толковников полагают, что в исследуемом месте книги Иудифь говорится о пленении, претерпенном Манассией, нечестивым царем Иудейским со многими его подданными, от Асаргаддона, царя Ассирийского. Из этого плена Иудеи возвратились за несколько лет прежде, чем Олоферн сделал нападение на Иудею, и, тотчас же по прибытии в Иерусалим, освятили храм, оскверненный идолослужением Манассии. Между тем, Манассия еще несколько времени оставался в плену и там, познавши силу Иеговы и раскаявшись, сделал со своей стороны то же, по возвращении в Иерусалим, что до него уже сделали его подданные. Он « восстановил жертвенник Господень, и принес на нем жертвы мирные и хвалебные, и сказал Иудеям, чтобы они служили Господу, Богу Израилеву » 1065 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Там было два места, в которых делалось указание на семидесятилетие плена. В одном месте Даниил читал: «и вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю вавилонскому семьдесят лет» ( Иер. 25:11–13 ); а в другом месте книги этого пророка содержались следующие высоко ободрительные слова: «так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда я посещу вас, и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место Сие» ( Иер. 19:10 ). Но в каком из этих двух пророчеств определялось время окончания плена? Нужно ли было считать семидесятилетие с того пункта, который указан в первом или во втором из этих пророчеств? С четвертого года царствования Иоакима, или со времени плена Иехонии? Кроме этих двух мест, пророк Даниил мог обратить внимание также и на третье важное место. Выло ли разрушение Иерусалима такой эпохой в истории Израиля, которая имела одинаковую важность с отведением народа иерусалимского в плен? Если так, то не могло ли быть и другого пункта, с которого можно было считать семидесятилетие? Нужно иметь в виду, что через 70 лет после каждой из этих трех эпох совершались события, которые оказывали весьма большое влияние на состояние пленников. Считая от четвертого года царствования Иоакима, то есть с 606 года до Р. Хр., семидесятилетие приводит нас к 536 году. Так как Кир взял Вавилон в 538 году, то мы можем смотреть на 70-летие как на круглую цифру для определения того, что в действительности случилось только в течение одного или двух лет. Затем, от уведения Иехонии в плен в 598 г. до благоденственного периода, который, по свидетельству Ездры, наступил в 528 году, протекло также в точности 70 лет, и от разрушения храма в 588 году до издания указа Дария в 518 году прошло также 70 лет. Весьма возможно, что подобные же мысли занимали и ум Даниила, когда он предавался чтению пророческих книг. Не зная, как разрешить встречающееся затруднение, Даниил обращался с молитвой к Богу, и во время одной из этих молитв удостоился видения, которое открывало ему не только ближайшую судьбу народа, но и его отдаленную судьбу, когда должно было исполниться чаяние не только сынов Израиля, но и всего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Глава 1 1–4. Указ Кира об освобождении иудеев из вавилонского плена. 5–6, Пожертвования освобожденным иудеям. 7–11. Выдача иудеям храмовых сосудов. 22–23. Дата освобождения иудеев из плена. 1Ездр.1:1 .  В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно: «Первый год Кира» был первым годом господства его над Вавилоном и совпадает с 538 г. до Р. X. (ср. Болотов, Валтасар и Дарий Мидянин. Хр. Чтение. 1696). Это был год «исполнения слова Господня из уст Иеремии», т.е. пророчества Иеремии о семидесятилетней продолжительности плена ( Иер 25.11 и Иер 29.10 ). 1Ездр.1:2 .  так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. 1Ездр.1:3 .  Кто есть из вас, из всего народа Его, – да будет Бог его с ним, – и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме. 1Ездр.1:4 .  А все оставшиеся во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром и золотом и иным имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме. Указ Кира об освобождении иудеев. Указ об освобождении иудеев, кроме рассматриваемого места, еще встречается в Библии 2 раза: во 2Пар 36.22–23 и 1Езд 6.3–5 ; причем в последнем месте предлагается особая версия указа. Некоторые исследователи склонны считать указ Кира ложным документом, сфабрикованным автором книги (Meyer 49; Seineke 89.84). Основанием для этого выставляется юдаистический характер указа, выражающийся в том, что Киру усвояется в указе признание Иеговы Богом неба, наименование Иерусалимского храма домом Божиим и т.п. Но эти выражения будут понятны, если мы допустим, что Кир в своем указе становится на иудейскую точку зрения. Подобным образом и в других своих указах он о вавилонских богах говорит так, как будто признает их истинными. В известной надписи на цилиндре Кир, почитатель Агуры-Мазды, называет царем и владыкой богов вавилонского Мардуха и приписывает его помощи не только завоевание Вавилона, но и подчинение области Кугу и мидян (Schrader, Keilinschr. Bibliothek, III, 2, S. 1201). Как видно из 2–6 ст., указом Кира были предоставлены всем иудеям следующие права: 1) возвращение в Палестину ( 1Езд 1.3 ); 2) построение храма при субсидии из государственных сумм ( 1Езд 3:7, 6:3–4 ); 3) возвращение золотых и серебряных сосудов, взятых из Иерусалимского храма Навуходоносором ( 1Езд 6.5 ). Кроме того, указ приглашал жителей всего государства (ст. 4 «все оставшиеся») к пожертвованию в пользу возвращающихся переселенцев. Следует думать, что в 1 гл. кн. Ездры указ приводится не полностью, а в извлечении: из него берутся только главные положения, касающиеся религиозно-национальной жизни евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 9 1–2. Размышления пророка Даниила в первый год правления Дария Мидянина об исполнении пророчества Иеремии об окончании Вавилонского плена. 3–19. Молитва Даниила за народ еврейский и за Иерусалим. 20–23. Явление Ангела Гавриила. 24–27. Откровение о 70-и седьминах. Дан.9:1 . В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который по­ставлен был царем над цар­с­т­во­м Халдейским, Дан.9:2 . в первый год цар­с­т­во­вания его я, Даниил, сообраз­ил по книгам число лет, о котором было слово Го­с­по­дне к Иеремии про­року, что семьдесят лет исполнят­ся над опустоше­нием Иерусалима. Первый год правления Дария Мидянина (538–537 г. до Р. X.) был вместе с тем и годом падения Вавилонской империи ( Дан 5.30–31 ). И так как последнее событие поставлено у пророка Иеремии в прямую связь с окончанием семидесятилетнего вавилонского плена ( Иер.25:9–12 ), то предсказание Иеремии и обратило теперь на себя особенное внимание Даниила (синодальное «сообразил» евр. «биноти» – «обратил внимание»). Он подолгу останавливался на нем своей мыслью. Вавилон пал; 70 лет плена подходят к концу, а между тем народ еврейский находится еще в рабстве. Что же это значит? Как видно из ( Дан.9:15–19 ) Даниил не сомневается ни в истинности предсказания Иеремии, ни в том, что настало время его выполнения. Его мучит и тревожит мысль, не замедляется ли исполнение пророчества греховностью народа. И так как она имела достаточные основания ( Дан.9:16, 18 ), то размышления над пророчеством Иеремии и привели Даниила к молитве о прощении народа и просьбе отвратить тяготеющий над Иерусалимом гнев ( Дан.9:16, 20 ). Дан.9:3 . И обратил я лице мое к Го­с­по­ду Богу с молитвою и моле­нием, в по­сте и вретище и пепле. Дан.9:4 . И молил­ся я Го­с­по­ду Богу моему, и исповедовал­ся и сказал: «Молю Тебя, Го­с­по­ди Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюда­ю­щим по­веле­ния Тво­и! Дан.9:5 . Согрешили мы, по­ступали беззакон­но, дей­с­т­во­вали нечестиво, упор­с­т­во­вали и отступили от заповедей Тво­их и от по­становле­ний Тво­их;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Здесь очевидным образом соединены два текста из ВЗ. Первый из них – Мал 3:1 : «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф». Кого именно имел в виду пророк, не вполне понятно, но далее в той же книге мы находим сходное выражение: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» ( Мал 4:5 , в МТ – Мал 3:23 ). Отсюда мы видим, во-первых, на каком основании Иоанна считали своего рода новым пророком Илией (ср. Мф 11:14 ), и почему вообще Илия играл такую важную роль в мессианских ожиданиях народа ( Мф 17:11–12 ; Мк 6:15 ; 9и др.). Во-вторых, мы замечаем, что у Малахии речь идет о наступлении Дня Господнего, т. е. окончательной победы Господа над злом в этом мире и установлении его Царства в Иерусалиме и Израиле. Евангелист, таким образом, связывает явление Христа именно с этими представлениями. Второй текст – Ис 40:3 , причем Марк явно приводит его в греческом варианте LXX: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему». Действительно, НЗ авторы, писавшие по-гречески, обычно приводили греческий текст ВЗ цитат в версии LXX, а здесь, к тому же, слова Исайи прекрасно подходят к Иоанну, жившему и проповедовавшему в пустыне. В МТ слова «в пустыне» относятся уже к самому изречению пророка: «Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему». Но о чем говорит Исайя? Несомненно, об исходе израильтян из вавилонского плена. Эти слова стоят в самом начале 40-й главы, открывающей вторую часть книги, посвященную скорому освобождению народа и восстановлению Иерусалима. Этот путь будет тем самым путем, по которому народ под водительством Господа вернется в Обетованную Землю. Смена контекста? Безусловно, Исайя (или Второисайя, как иногда называют автора этой части книги) говорит не о том же самом, о чем говорит Марк. Но в то же время такое сопоставление неслучайно: исход из вавилонского плена был одним из важнейших событий в истории спасения и не менее важным событием стало явление Христа, выводящего людей из плена греха и смерти. Таким образом, цитата из пророка в Евангелии – не просто переосмысление тех же самых слов, но проведение глубоких внутренних параллелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010