Несомненно, под влиянием Даниила, действовавшего чрез своего высокого покровителя, Дария Мидянина, Кир получил возможность ближе познакомиться с судьбой иудейского народа, и тут, между прочим, он узнал о всех необычайных знамениях и чудесах, совершенных Богом этого народа. При этом до его сведения было доведено, что славные пророки этого народа давно уже предрекали в своих боговдохновенных речах о том, что ему именно предназначено быть освободителем иудейского народа из плена вавилонского. Это так поразило его, что он решил действительно исполнить это предназначение, тем более, что исполнение его как раз совпадало и с его чисто политическими соображениями. Так как Кир, покончив с завоеванием востока, предполагал на время заняться внутренним устройством своей монархии, и поэтому ему нужно было найти обеспечение против возможных враждебных действий со стороны Египта, то для него необходимо было, чтобы на границе, отделяющей его монархию от Египта, жил какой-нибудь дружественный ему народ, который мог бы служить для него опорой против Египта. И этой именно цели наиболее мог содействовать народ иудейский, который, будучи облагодетельствован царем Персидской монархии и возвратившись на свое старое пепелище, с его вековечной святыней, конечно не только из благодарности к своему освободителю, но и из привязанности к своей земле, мог служить надежной опорой для персидских царей. И вот, под влиянием всех этих как внешних, так и внутренних побуждений, Кир, в первый же год своего царствования в Вавилоне, издал знаменитый указ об освобождении иудеев из плена и о построении храма в Иерусалиме. Этот знаменитый указ гласил следующее: «так говорит Кир, царь персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог небесный; и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его, – да будет Бог его с ним, – и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа, Бога Израилева, того Бога, который в Иерусалиме. А все оставшиеся, во всех местах, где бы кто ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром, и золотом, и иным имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме» ( 1Ездр. 1:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Пророков, проповедовавших устно, было очень много. Из них особенно известны и замечательны два великих пророка — Илия и Елисей. Пророков, оставивших свои Писания, шестнадцать. По величине и значимости написанных этими пророками книг они разделяются на больших и малых. К числу больших пророков относятся: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил, а к числу малых относятся: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Пророки Иезекииль и Даниил пророчествовали во время вавилонского плена, а пророки Аггей, Захария и Малахия — после плена. Все же остальные пророки жили до вавилонского плена. Пророк Илия 3 Цар. 16:29–34; 17–19:21; 4 Цар. 12:1–15 Святой пророк Илия жил в Израиле в период правления нечестивого царя Ахава. Это были мрачные времена в истории израильского народа. Под влиянием жены-язычницы Иезавели Ахав по всей стране насаждал культ поклонения Ваалу, Астарте и Молоху, а ревностных сторонников истинной религии преследовал и убивал. Однажды к Ахаву в Самарию явился грозный пророк Илия. Он был родом из города Фесвы и с юных лет вел строгую подвижническую жизнь в пустыне. Стоя перед царем в перепоясанной веревкой простой одежде отшельника, Илия гневно упрекал его в вероотступничестве и предсказал, что за отступление от Истинного Бога страну постигнут засуха и голод. «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою ! — воскликнул Илия грозным голосом. — В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3 Цар. 17:1). После этого пророчества Илия удалился из столицы, опасаясь мести царя, и скрылся в горах за Иорданом, у потока Хорафа. Места там были пустынные, однако Илия не испытывал голода. Вороны два раза в день приносили ему хлеб и мясо, а воду он брал из потока. Но вот наступила предсказанная засуха. Дожди прекратились, и поток высох совершенно. Тогда Илия по повелению Божию переселился в языческий городок Сарепту, около Сидона. Одна бедная, добрая вдова приютила его в своем доме и делилась с ним скудной пищей. Когда пришел к ней Илия, у ней была всего лишь горсть муки в кадке и немного масла в кувшине. Но по слову Илии совершилось чудо: все время пребывания пророка у вдовы не уменьшилось ни количество муки в кадке, ни масла в кувшине.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Среди такого положения дел естественно рождался вопрос о продолжении постов, установленных в память несчастий вавилонского плена, и так как храм был прежде восстановляем, чем город, то прежде всего и рождался вопрос о продолжении поста, установленного именно в память разрушения храма и соблюдавшегося в десятый день пятого месяца. И вот в четвертый год Дария, царя персидского, значит два года спустя после возобновления строения храма и за два года до окончательной отделки его, и именно в то время, когда храм вчерне по всей вероятности был уже окончен, возвратившиеся из плена жители Вефиля города отправляют в Иерусалим посольство, во главе которого стояли Шарецер и Регем – Мелех, отправляют с той целью, чтобы «помолиться перед лицеем Иеговы» о том, чтобы Господь продолжил начатое Им излияние милостей Своему народу, чтобы Он помог благоуспешно окончить воссоздание места жилища Своего на земле, среди общества Своего, чтобы привел в исполнение Свои, изреченные устами пророков обетования о прославлении Израиля. Другая цель посольства состояла в том, «чтобы спросить у священников, которые в доме Иеговы воинств, и у пророков: сетовать ли мне в пятом месяце и держать ли пост, как я это делал в продолжении столь многих годов?». В следствие этого посольства, в четвертый год царя Дария, в четвертый день девятого месяца, т.е. месяца Хислева, когда совершилось это посольство, «было слово Иеговы к Захарии». В этом слове, обращенном ко всему народу, так как дело касалось всего народа, на молитву и на вопрос о посте дает ответ Сам Бог , говорит, что пост важен для самого народа, а для Бога все равно: постится ли народ или не постится. «Когда вы постились», говорит Бог через пророка ко всему народу и священникам, «и сетовали в пятый и седьмой месяц и правда, вот уже семьдесят лет, то для Меня ли вы постились? И когда вы едите и когда вы пьете, то е вы ли едите, не вы ли пьете?» Высказав это, Бог затем объясняет: какой пост есть пост истинный, богоугодный, действительно приносящий пользу человеку? Истинный, богоугодный пост состоит собственно не в воздержании от пищи и пития, но в том, чтобы внимать слову Божию и жить по нему, как об этом «Он (Иегова) проповедовал народу и через прежних пророков», еще до плена вавилонского, «когда Иерусалим был неселен», когда окружали его города его, города области иудейской, находившиеся в большей или меньшей зависимости от Иерусалима, когда принадлежащие к царству Иудейскому области: южная часть и низменность (при Средиземном море, на ю.з.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

В это тревожное время пророк Иеремия делает всё, чтобы расстроить безумные планы царя Иудеи выступить против Вавилона. Вновь и вновь предсказывает он, что вавилоняне одержат верх над евреями не только благодаря военному превосходству, но и потому, что Бог посылает их, чтобы наказать Иудею, что не следует возлагать большую надежду на помощь Египта, а потому не нужно дразнить вавилонского колосса. Но не послушались самонадеянные евреи человека Божия. Иеремия заплатил несоразмерно тяжёлую цену за свою оппозицию: его обвинили в измене, разжигании пораженческих настроений, жестоко избили и посадили в тюрьму. Но это не остановило пророка. Он остался непоколебим и продолжал свою деятельность во имя спасения родины. Весть о восстании очень быстро достигла Вавилона. И хотя жившие там переселенцы не теряли надежду на скорое возвращение из плена, тем не менее они с большим скептицизмом отнеслись к безумным планам Седекии выступить против Навуходоносора. Находившийся в их среде прогрессивный мыслитель Иезекииль, объяснявший постигшее иудеев бедствие и плен как справедливую кару Бога за их прошлые и настоящие беззакония, выступил с беспрецедентным заявлением: «Он (т.е. Седекия) презрел клятву, чтобы нарушить союз... он не уцелеет... (Седекия) послал послов в Египет, чтобы дали ему коней и много людей. Будет ли ему успех?.. С великою силою и с многочисленным народом фараон ничего не сделает для него в этой войне... Посему так говорит Господь Бог: живу Я! Клятву мою, которую он презрел, и союз Мой, который он нарушил, Я обращу на его голову... Он умрёт в Вавилоне» (17:15–19). Когда царь Седекия и фараон Априй перестали скрывать свои намерения по отношению к Вавилонии, Навуходоносор решил, что пришла пора действий и без промедления выступил на подавление восстания. Его армия, состоявшая из пехоты, конницы, боевых колесниц, подвижных башен, таранов и осадных машин значительно превосходила объединённые силы союзников. Одна за другой переходили в руки вавилонского владыки крепости и города Иудеи.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

ВО-ВТОРЫХ: Пророк Илия обратился ко Господу со словами остался я один ( Рим. 11, 3 ). Послушайте, каков был Божественный ответ : Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом ( Рим. 11, 4 ). К тому же следует знать, что во время Илии и Иеремии Царство уже разделилось, и одно называлось Иудейским, другое Израильским ( 3Цар. 12 ). Царство Израильское во время царствования Иеровоама вскоре отпало от истинной веры и поклонилось идолам. И в том идолослужении оно пребывало вплоть до Вавилонского пленения, о котором мы и читаем в 4 Книге Царств, в главе 17, где написано: И поступали сыны Израилевы по всем грехам Иеровоама, какие он делал, не отставали от них, доколе не отверг Господь Израиля от лица Своего ( 4Цар. 17, 22–23 ). Иначе же было в царстве Иудейском, в которой некоторые цари были благоверными, такие как Аса. Иосафат, Иоафан, Езекия, Иосия и другие. Некоторые же были нечестивыми: Ахаз, Манассия, Амон. Однако в Соломоновом храме всегда приносилась жертва, по Закону Моисея, вплоть до Вавилонского плена, о чем можно прочесть из Второй Книги Маккавеев (в главе 1). Когда отцы наши отведены были в Персию, тогда благочестивые священники, взяв огня с жертвенника тайно, скрыли его во глубине колодезя, имевшего безводное дно ( 2Мак. 1, 19 ). Здесь Писание говорит об огне, посылаемом свыше, который священники употребляли в ежедневных жертвах. Этот огонь хранился в Соломоновом храме вплоть до Вавилонского плена. А если говорите, что синагога во времена Христова изменится, то это верно. Ибо прежде она была благоверной, веруя в будущего Мессию, то есть во Христа. Когда же Он пришел, то она не захотела в Него веровать и поэтому со своими жертвами и чиноправлением была отвергнута, вместо нее и пришла Церковь Христова. Прообразом первой была раба Агарь, второй же свободная Сара. Если синагога была отвергнута, то Невеста Христова пребывает доселе, Христом, Женихом своим, любима, по слову Павла: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь ( Еф. 5, 25 ). И еще: оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф. 5, 31–32 ). Сюда же относится синагога, имеющая тень будущего: Церковь же содержит свет, который есть Христос ( Евр. 10 ; Ин. 1 ). Но тень уходит, когда приходит свет. Так и синагоге довелось уйти со своими Моисеевыми жертвами, уступив место пришедшей Церкви со Христом. Впоследствии синагога существовала ради рабов, Церковь же ради сынов. Но рабы принимают временное воздаяние от своих господ и отпускаются, сыновья же получат вечное наследие, о чем говорит Апостол: Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной ( Гал. 4, 30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Даниилу относительно окончания времени плена вавилонского, так как откровение Божие, данное чрез прор. Иеремию относительно предела «времен и сроков», хотя обозначало точно самое время в количестве его лет, однако не дало точного указания ни на начало, ни на конец счисления лет: «Земля эта, – сказал Господь чрез прор. Иеремию народу Иудейскому, – будет пустынею ужасом; народы сии (т. е. окрестные для Иудеев и сами они) будут служить царю вавилонскому семьдесят лет. И будет, когда исполнится семьдесят лет, накажу царя вавилонского и тот народ, – говорит Господь, – за их нечестие, и землю халдейскую, и сделаю ее вечною пустынею» ( Иер.25:11–12 ). «Когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас, и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место сие» ( Иер.29:10 ). Вот – это-то событие – возвращение иудеев из вавилонского плена, и составляло предмет «желаний» и воздыханий молитвенных к Господу-Богу пр. Даниила; это же событие в его, так сказать, предстоящем исполнении, составляло главным образом предмет слова «Ангела Божия» пр. Даниилу. Разбирая смысл слов «Ангела Божия», мы прежде всего находим, что судьба еврейского народа в среде языческих народов составляла предмет особых попечений «Ангелов Божиих» – как тех, которым вверено было Богом ближайшее смотрение за народом еврейским, так и тех, ближайшему смотрению которых вверены были языческие народы: те и другие из «Ангелов Божиих» одинаково знали, что «спасение от Иудеев» ( Ин.4:22 ), и что «свет к просвещению язычников» должен воссиять и имел воссиять от Иудеев ( Лк.2:32 ), хранивших в себе источник Божественного света – истинную веру Божию в Богооткровенном «слове Божием» ( Рим.3:1–2 ). Несомненна также и та истина, что все «Ангелы Божии» одинаково проникнуты во всем их каждого существе ревнованием о славе Божией и, по любви их к Богу и к человекам, равно пламенели усердием –служить славе Божией и спасению всех человеков –иудеев и язычников ( Лк.15:10 ): однако они не одинаково обнимали и не одинаково понимали в своем личном ведении «многоразличную премудрость Божию, соделавшуюся известною им» уже «чрез Церковь » только Христову ( Еф.3:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Этого ясного указания на послепленные обстоятельства нельзя устранить и тем предположением, что автор, из желания быть точным, без всяких изменений передал неверную в некоторых отношениях речь Ахиора; потому что трудно себе представить, чтобы автор не исправил столь грубой ошибки Ахиора (указание на разрушение храма, который будто бы был только разграблен и осквернён), которому он ясно высказывает сочувствие, или чтобы, по крайней мере, не дал заметить своим читателям неверность некоторых выражений этого полководца. На послепленный период указывает также и то обстоятельство, что в книге Иудифь в особенности важное значение приписывается внешним делам благочестия ( Иудиф.8:5, 9:1, 11:17, 12:7, 16:18, 19 ). Здесь на первый план выдвигается воздержание от известного рода пищи ( Иудиф.11:12–13, 12:2, 9 ), прощение и празднование известных дней, причём между праздниками упоминаются ( Иудиф.8:6 ) дни пред субботами и пред новомесячиями (προσββατα, προνουμνιαι) 87 , которые не встречаются во времена, предшествовавшие плену (первый из этих праздников упоминается только в ( Мк.15:42 ) под названием παρασκευ, στιν προσββατον). Все эти черты как нельзя более соответствуют состоянию иудеев после вавилонского плена, когда самое строгое внимание было обращаемо на соблюдение внешних постановлений закона (что привело к возникновению асидейства и фарисейства) и когда было установлено много новых праздников и постов, которые сделались предметом особенной заботливости 88 . К послепленному и единственно только к этому времени можно относить и слова Иудифи: «не было в родах наших и нет в настоящее время ни колена, ни племени, ни народа, ни города у нас, которые кланялись бы богам рукотворенным, как было в прежние дни, за что отцы наши преданы были мечу и расхищению, и пали великим падением пред нашими врагами» ( Иудиф.8:18–19 ). Ни по смерти Амасии или Иеровоама II, ни в пленение Манассии, ни в последующее затем время до вавилонского плена иудеи не могли сказать о себе, что не только сами они, но и их предки были свободны от идолослужения и поклонялись одному только истинному Богу. Такая приверженность иудеев к религии Иеговы явилась только после великого падения их отцов пред войсками могущественного вавилонского завоевателя, когда в иудейском народе живо было воспоминание о своих предках, преданных за отступление от истинной религии мечу и расхищению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

Прежде, нежели наследники царя Вавилонского получат власть и восстанут против соседних народов, Господь, всемогущий царь народа Еврейского, восстанет против Вавилона и наведет на него свои войска (что, по-еврейски Саваоф, правильнее – Цеваот) и разрушит Вавилон, но как разрушит! Прежде страшное, славное и лестное имя Вавилона всем было известно, всеми произносилось с особым значением; впоследствии оно будет истреблено и забвено как позорное название проклятого города. Некогда Вавилон желал «создать себе имя» ( Быт.11:4 ); впоследствии из народа Вавилонского не останется никого, кто бы сохранил на себе его имя. Господь определил истребить «детей и внуков», от которых могло бы размножиться население, как размножился род человеческий после потопа и имел размножиться народ Израильский после плена Вавилонского. 23. И сделаю его владением ежей и болотом, и вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф. (И положу Вавилона пуста, яко вогнездитися ежем, и будет ни во чтоже: и положу и брения пропасть в пагубу). Вавилон, был местом присутствия многочисленных войск, вооруженных острыми копьями; а впоследствии он будет местом обитания ежей, вооруженных колючей щетиной. Окрестности Вавилона, орошаемые многоводной рекой Евфратом и несколькими каналами, представляли один необъятный роскошный сад: впоследствии они обратятся в гнилое болото, в котором погрязнет вся прежняя роскошная обстановка. Город был переполнен идолами, народом, товарами... Истребительным действием Своих сильнейших войск Господь истребит все в Вавилоне и так очистит его, как метлою очищают двор, при чем не заметно будет ничего даже и случайно остающегося. 24–25. С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится, чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их. (Сия глаголет Господь Саваоф: якоже глаголах, тако будет, и якоже совещах, тако пребудет, еже погубити Ассириан на земли моей и на горах моих: и будут в попрание, и отъимется от них ярем их, от рамен их отъимется).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

2Пар.36:22 .  А в первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он велел объявить по всему царству своему, словесно и письменно, и сказать: 2Пар.36:23 .  так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас – из всего народа Его, [да будет] Господь Бог его с ним, и пусть он туда идет. Эти заключительные стихи 2 Паралипоменон дословно читаются в начале 1-ой книги Ездры ( 1Ездр.1:1–3 ); там и настоящее место этих стихов (проф. Олесницкий, «Государственная летопись царей Иудейских», с. 431). Но заключающееся здесь известие о времени возвращения из плена вавилонского (1-й год правления Кира Персидского, ср. И. Флавий, «Иудейские Древности», т. XI, 1, 1) важно и для правильного понимания книг Паралипоменон в двух отношениях. Во-первых, здесь дано точное указание окончания плена: 1-й год царствования Кира, 537-й или 536-й г. до Р.Х, следовательно, дана возможность точного определения и начала пленения 607–606 гг., т.е., по принятой хронологии – 4-й год царствования Иоакима, когда произошло первое переселение партии иудеев в Вавилон (( Иер.25:1 ) и далее) или первый год царствования Навуходоносора. Таким образом, точно намечаются границы семидесятилетнего (ст. 21) пленения иудеев и исключается то предположение некоторых толкователей, по которому начало 70-летнего плена нужно считать с окончательного разрушения Иерусалима в 589 г., а конец его признавать в указе Дария Гистаспа 520 г. о восстановлении Иерусалимского храма ( 1Ездр.4:24 ). Во-вторых, по замечанию блаженного Феодорита, «конец самой книги (2 Паралипоменон) показывает, что это (содержание кн. Паралипоменон) священный историк собрал ( σνγ γαγε) из многих пророческих книг спустя долгое время, поскольку здесь упомянуто о царе персидском Кире и возвращении пленных (иудеев)» («Quaestiones in II Paralipomenon. Partologia Graece», T. LXXX, Col. 855,858) 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

32, 33). Видишь ли, что (апостол) не свидетельствует здесь об их славной жизни? Не в этом здесь преимущественно состоит и вопрос, а рас­крывается вера. Именно, спрашивается: верою ли они совершали всё? " Верою " , - говорит он, - " побеждали царства … " , бывшие при Гедеоне " … Творили правду " . Кто? Те же самые. Или правдою он называет здесь человеколюбие. " … Получали обетования " . Думаю, что это сказал он о Давиде. Какие же обетования получил он? Те, которые заключались в словах, что семя его сядет на престол его (Пс. 131:11). " … Заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча … " (ст. 33, 34). Смотри, как находились в смерт­ной опасности - Даниил, окруженный львами, три отрока, бывши e в печи, Авраам, Исаак и Иаков - в различных искушениях, и однако не отчаивались. Такова вера: когда обстоя­тельства противодействуют, тогда и должно верить, что нет ничего противодействующего, а всё соответственно. " … Избегали острия меча … " . Думаю, что и это сказал он также о трёх отроках. " … Укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих " . Здесь он разумеет обстоятельства исхода из плена вавилонского. " От немощи " , т.е. от плена. Когда обстоятельства иудеев находились в отчаянном положении, когда они нисколько не отличались от мертвых костей, тогда и произошло возвращение их (из плена). Кто в самом деле мог надеяться, что они выйдут из Вавилона, и не только выйдут, но сделаются сильными и " прогонят полки чужих " ? Но с нами, скажут, ничего такого не случи­лось. Но всё это - прообразы будущего. " … Жены получали умерших своих воскресшими … " (ст. 35). Здесь он говорит о пророках Елисее и Илие, которые воскрешали мертвых. " … Иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение … " . Но мы, скажут, не сподобились видеть воскресения. Но, говорит, я могу указать и таких мужей, которые были замучены, не получив освобождения, " … дабы получить лучшее воскресение … " . Почему, скажи мне, они не захотели (оставаться в живых), тогда как могли жить? Не потому ли, что ожидали лучшей жизни? Те, которые воскрешали других, сами предпочли умереть, чтобы получить лучшее воскресение, а не такое, какого удостоились дети тех жен.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010