Скончался Даниил в глубокой старости, около 90 лет, вероятно, в Сузах (Екбатанах). Книга пророка Даниила состоит из 14 глав. Первые шесть глав книги составляют ее историческую часть. В них указывается, как во время плена распространялась слава Божия среди иудеев и язычников. Главы 7-12 – пророческие, содержащие видения о будущей судьбе языческих народов, среди которых жили иудеи, и о судьбе Царства Божия – Церкви. Подлинность книги пророка Даниила оспаривают некоторые современные библейские критики. Однако для нас, верующих, достаточным свидетельством подлинности Книги Даниила является то, что Сам Господь Иисус Христос дважды ссылался на пророчества, находящиеся в ней. Замечательно то, что Даниил точно предсказал время пришествия Христа и начало Нового Завета. Это пророчество «о седьминах» неприятно тем евреям, которые не признают Христа и ждут нового «мессию». Книга пророка Аггея Пророк Аггей пророчествовал в Иудее во времена персидского царя Дария I Гистапса (522–486 гг. до Р.Х.). В то время многие иудеи под предводительством Зоровавеля вернулись из вавилонского плена в Иудею. Первосвященствовал тогда некто по имени Иисус. Во второй год после возвращения из плена иудеи начали строить в Иерусалиме храм на месте разрушенного Соломонова храма. Но из-за происков самарян и других недоброжелателей постройка была приостановлена на 15 лет, пока царь Дарий не приказал вновь приступить к постройке. Народ был беден. Между тем представление у него было такое, что второй храм своим великолепием не должен уступать Соломонову храму, разрушенному Навуходоносором. Поэтому некоторые начали уверять, что еще не настало время для построения нового храма. Все это охлаждало усердие строителей. Для ободрения народа окончить постройку второго храма Богом был послан Аггей. Его пророческое служение продолжалось около года. Пророк Аггей следующими словами убеждал иудеев продолжить постройку храма: Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь. Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. – За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому. Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений (Агг. 1, 6–10). В главе «Ветхий Завет о Мессии» приведено обещание Аггея о пришествии Мессии в этот новый храм. Своим посещением нового храма Мессия принесет ему славу, большую по сравнению со славой первого храма, богато украшенного (см. Агг. 2, 5–9). Книга пророка Аггея имеет две главы, в которых записаны четыре речи Аггея, направленные на понуждение к построению храма.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Стт.21–32. Незаконность лжепророков. Продолжая обличение, Иеремия разоблачает их ложную, пустую и незаконную миссию (23–24). Господь не посылал их и не говорил им. Они проповедуют свои собственные иллюзии, «обман своего сердца», ложные сны. Ложь не может быть откровением Яхве, если даже пророк называет Его имя. Пророк, родственный Ваалу, не имеет чести у Яхве. Сны лжепророков надо ясно отличать от слова Божия, как мякину от зерна (28). Истинное слово Господне подобно огню и молоту, разбивающему камень (29). Стт.33–40. О вечном поношении и бесславии, ожидающем лжепророков. Иер.31 . Пророчество о спасении и о Новом Завете В настоящей главе излагается утешительная речь пророка, обращённая к израильтянам (стт.1–22) и иудеям (стт.23–26), к тем и другим (стт.27–40) о спасении их от ассирийско-вавилонского плена, возвращении к обетованной земле и благополучной жизни в ней. Но полное и окончательное блаженство для израильтян и иудеев, по мысли пророка, наступит тогда, когда Господь заключит с ними Новый Завет, вечный, духовный и вселенский, который завершит и заменит Ветхий Завет . Стт.15–16. «Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (ст.15). Рахиль – жена Иакова, мать Иосифа и Вениамина, праматерь колен Ефремова, Манассии и Вениаминова. В речи пророка она названа матерью всех израильтян, так как колено Ефремово, самое многочисленное из северных племён, и по имени этого колена всё 10-ти коленное северное царство называлось Ефремовым. Рахиль была погребена около Вифлеема, в колене Иудином, на юг от Иерусалима, а Рама находилась в колене Вениаминовом, на север от Иерусалима. Чтобы нагляднее изобразить те бедствия, каким подвергались израильтяне во время ассирийского плена, пророк представляет родоначальницу их Рахиль как бы ожившей и огласившей таким сильным рыданием Вифлеем, что плач её был слышен в Раме. Возвещая от имени Божия возвращение израильтян из плена всему еврейскому народу, пророк призывает Рахиль удержать голос свой от плача: «Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слёз, ибо есть награда за труд твой, – говорит Господь, – и возвратятся они из земли неприятельской» (ст.16). Подобно всякой матери, заботящейся о детях своих, полагающей много труда и старания в деле их воспитания, но забывающей все свои лишения при виде взрослых и благоденствующих детей, Рахиль должна позабыть своё великое горе от лишения своих потомков и утешиться, так как они благополучно возвратятся на родину и снова будут благоденствовать. Таково значение рассматриваемого пророчества Иеремии (стт.15–16) в ближайшем историческом смысле, в приложении к еврейскому народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Текст указанного места такой: «и разделите себе землю сию на уделы по коленам израилевым ( Иез. 47:21 ). И разделите ее по жребию в наследие себе и иноземцам, живущим у вас…, и они среди сынов израилевых должны считаться наравне с природными жителями, и они с вами войдут в долю среди сынов израилевых ( Иез. 47:22 ). В котором колене живет иноземец, в том и дайте ему наследие его» ( Иез. 47:23 ). «Что указанное предписание», – говорит Мейер, – «исполнилось – это доказывает положение халевитов и иерахмеилитов в иудействе» 320 . Племена эти, обитавшие к югу от Иерусалима в Хевроне и южнее, вошли, по Мейеру, после плена в состав иудейской общины и настолько близко соединились с нею, что родоначальники этих племен Халев и Иерахмеил причисляются уже к иудейской крови. Указание на это последнее обстоятельство мы встречаем только в писаниях послепленного времени – в книге Паралипоменон и священническом кодексе. Так, обращаясь к родословным таблицам 1 кн. Паралипоненон, мы видим такую генеалогию Иерахмеила и Халева: Иуда ( 1Пар. 2:1, 1 ), Фарес, сын Иуды от невестки его Фамари, жены умершего сына Ира ( 1Пар. 2:3–4 ), сын Фареса Есром ( 1Пар. 2:5 ), сыновья Есрома Иерахмеил и Хелвуй ( 1Пар. 2:9 ), или Халев ( 1Пар. 2:18,42 ). То же встречаем и в книге Чис. 13:7 : «из колена Иудина Халев, сын Иефонниин». У допленных же писателей племена этих родоначальников, равно как и сами последние, никем не причислялись к племенам Израиля, напротив, Халев называется ясно кенезеянином ( Чис. 32:12 ), в послепленное же время иначе... и Кеназ причисляется к потомкам Иуды 321 . Даже начальник Иерусалимского полуокруга Рефаия был сыном Хура ( Неем. 3:9 ), т. е. принадлежал к тому роду, к которому в послепленное время относятся и халевиты; позднее же халевиты и иерамеилиты вообще признавались настоящими иудеями 322 . Что же касается положительного факта отклонения иудеями самарян от участия в построении храма, то Мейер отрицает действительность этого факта, считая его «выдумкою хрониста» 323 . В подтверждение своей теории Мейер приводит и априорные соображения: «новая община не могла быть, да и не была обособленною (exklusiv) политически, принятие чуждых элементов являлось усилением, но не ослаблением нового Израиля. И халевиты были настолько слабы, чтобы можно было им думать враждебно относиться (к Израилю); в их интересах было теснее присоединиться к новой общине» 324 . Отсюда, как в целях усиления политического значения общины, так и улучшения материального благосостояния ее членов, иудеи, даже начальствующие из среды их, вступают в браки с иноземцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Трубные звуки никак не могут разрушить каменных стен, хотя бы кто трубил тысячу лет, а вера может делать все (Злат.). Евр.11:31 .  Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными. Стыдно, если в вас окажется веры менее, нежели в блуднице. Она, услышав слова вестников, тотчас поверила, почему и последствия были таковы: когда все погибли, она одна спаслась (Злат.). Евр.11:32 .  И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, Апостол более не приводит примеров, но, окончив блудницею и пристыдив качеством этого лица, не распространяется более в повествованиях, чтобы не показаться многословным; впрочем, и несовершенно оставляет их, но весьма мудро перечисляет их мимоходом, достигая двоякой пользы – избегая излишества и не нарушая полноты (Злат.). Некоторые осуждают Павла за то, что он поставил Варака, Самсона и Иефеая на этом месте. Но что говоришь? Разве он мог не упомянуть об них, упомянув о блуднице? Здесь речь идет не о прочих обстоятельствах их жизни, но о том, была ли у них вера, сияли ли они верою (Злат.). Евр.11:33 .  которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, Евр.11:34 .  угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; «Видишь ли, что апостол не свидетельствует здесь об их славной жизни? Не в этом здесь преимущественно состоит и вопрос, а раскрывается вера. Именно спрашивается: верою ли они совершали все? «Верою», говорит он, «победиша царствия», бывшие при Гедеоне. «Содеяша правду». Кто? Те же самые. Или правдою он называет здесь человеколюбие. «Получиша обетования». Думаю, что это сказал он о Давиде. Какие же обетования получил он? Те, которые заключались в словах, что семя его сядет на престоле его ( Пс 131:11 ). «Заградиша уста львов, угасиша силу огненную, избегоша острея меча». Смотри, как находились в смертной опасности – Даниил, окруженный львами, три отрока, бывшие в печи, Авраам, Исаак и Иаков – в различных искушениях, и однако не отчаивались (Злат.). – «Избегали острия меча…» Думаю, говорит Златоуст, что и это сказал он также о трех отроках. – «Укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих…» Здесь он разумеет обстоятельства исхода из плена Вавилонского. – «От немощи» – т. е. от плена (Злат.). Когда обстоятельства Иудеев находились в отчаянном положении, когда они нисколько не отличались от мертвых костей, тогда и произошло возвращение их (из плена).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Что-же говорит на самом деле Дah. IX, 2 ? – Я Даниил, сообразил по книгам ( ) число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима. Совершенно правильно рассуждает Генгстенберг, что, опираясь исключительно на филологию, под гассефарим’ должно разуметь только одно из более или менее богатых частных собраний священных книг, из которых после плена Вавилонского был составлен полный канон Ветхого Завета, потому что, по словам Эвальда, член стоит часто (в евр. языке) при таких предметах, которые из контекста понятны для слушателя как определенные в роде 95 . Из контекста-же следует, что речь идет о книгах, между которыми в одной нашлось выражение о числе лет плена. Совершенно верно, далее, что несостоятельно мнение, принадлежащее скорее рационалистам 96 , будто понятие гасефарим’ равно понятию готового заключенного канона: определенный член не дает этого понятия; между тем, и в позднейшем словоупотреблении гасефарим’ нигде не употребляется в смысле термина для обозначения канона; таковым скорее можно назвать гаккетувим 97 . Но с другой стороны, будет слишком искусственным приемом и насилием для текста видеть вместе с Геверником в трактуемом гасефарим’ указание специально только на XXIX (см. ст. 10-й о 70-и годах плена) и XXV (ср. 11. 25 ст.) главы пророчеств Иеремии. «Лучше, говорит он, разуметь здесь список XXIX гл. пр. Иеремии, который не только называется в 29 стихе (ср. ст. 1-й) выразительно , но в качестве письма, адресованного ко всему народу в Вавилоне, очень прилично может быть обозначен как (с членом) " 98 . Против Геверника, очевидно увлекшагося полемикой 99 , должно возразить, что в Uep. XXIX, 29 письмо называется , а не ; а XXV глава пр. Иеремии, содержание которой письмо Иеремии XXIX-й главы могло предполагать известным для пленников (как справедливо замечает Геверник), вовсе не называется и ; это просто слово ( ) к Иеремии от Бога (XX, 1): посему соединять обе главы под именем совершенно произвольно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

«Что наши пророки», – говорит далее Костерс, – «не знают ни о каком возвращении gola, это следует и из того, что самое время, в которое они живут, рассматривается еще как относящееся к периоду наказания» 258 . «Обратитесь ко Мне... и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф» ( Зах. 1:3 ). «Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже 70 лет» ( Зах. 1:12 ). Эти слова пророков, по мнению Костерса, прямо являются непонятными при наличности возвращения иудеев из плена, потому что сам факт возвращения служил бы ясным доказательством милостивого отношения Иеговы к своему народу. К этому обстоятельству Костерс присоединяет аналог пророка Захарии о многочисленном населении Иерусалима и его окрестностей в древнее время сравнительно с малым населением их в период современной пророку эпохи ( Зах. 7:7 ); конечно, Захария не мог бы говорить о малонаселенности страны, если еще незадолго до его времени возвратилось более 50000 иудеев. Все это служит наглядным свидетельством того, что в состоянии Палестины еще не произошло решительных перемен. Если же таким образом пророки не упоминают ни разу о возвращении и притом еще указывают на свою эпоху, как на время продолжения гнева Иеговы, то мы, по Костерсу, «должны заключить, что им (пророкам) ничего не было известно о возвращении» 259 , т. е., говоря иначе, не было факта возвращения. Для защиты своего положения Костерс обращается в собственном смысле к пророчествам и видениям Захарии. 3ахария в своих пророчествах факт возвращения иудеев из плена представляет только еще будущим, имеющим совершиться событием. Так во II rлabe 6–7 ст. говорится: «эй, эй! бегите из северной страны, говорит Господь: ибо по четырем ветрам небесным Я рассеял вас. Спасайся Сион, обитающий у дочери Вавилона»! «Как можно без натяжки объяснить эти стихи», – рассуждает Костерс, – «если уже Кир дал позволение возвратиться? или, быть может, эдикт Кира был отменен Камбизом иди Дарием? Но об этом нам ничего не известно. В связи с этим заслуживает внимания, что Вавилон еще всегда рассматривается, как предмет гнева Иеговы» 260 . Это мы находим в видениях Захарии ( Зах. 6:1–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этой теме Иезекииль посвящает целых восемь глав (40–48) своей Книги, т.е. одну шестую часть от всего её объёма. В 572 году до Р.Х. Иезекииль в видении был перенесён к храму (40:1). В действительности, этот храм лежал в руинах вот уже 14 лет и мало кто из людей верил, что он может когда-либо быть восстановлен. Намерения Яхве по отношению к Своему храму были вполне ясно изложены пророку: «Ты, сын человеческий, возвести дому Израилеву о храме сем, чтоб они устыдились беззаконий своих, и чтобы сняли с него меру. И если они устыдятся всего того, что делали, то покажи им вид храма и расположение его, и выходы его и входы его, и все очертания его и все уставы его, и все образы его и все законы его, и напиши при глазах их, чтоб они сохраняли все очертания его и все уставы его, и поступали по ним» (43:10–11). Бог велел Иезекиилю запомнить все видения относительно заново отстроенного храма, чтобы потом рассказать все подробности своим землякам в Вавилонии. Можно сказать, что именно он составил своеобразный проект нового государства Израиль, который должен будет осуществиться после плена. Забегая вперёд следует сказать, что многое из того о чём пророчествовал Иезекииль, воплотилось позже в великолепном храме времён Иисуса Христа, который считали лучшим храмом в мире. Иезекииль не дожил до конца Вавилонского плена. Последнее датированное его пророчество относится к 27-му году плена (29:17), т.е. 570 году. До знаменитого указа Кира II (538), позволившему иудеям вернуться на свою родину, лежит ещё отрезок времени в 32 года. Как долго жил пророк после своего последнего пророчества остаётся неизвестным, так же как и дата его смерти. Как сообщает о том предание, умер Иезекииль, как и Иеремия, от руки своего же соплеменника-еврея, которого обличал в идолопоклонстве. Таким образом, 22 года (592–570) пророчествовал Иезекииль в Вавилонии, уча народ изгнания крепко держаться своих национальных традиций, вселяя в их сердца веру о грядущем возвращении в Иудею. Жизнь в изгнании Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Ягве Бог Саваоф имя Ему». – б) 5:8: «Кто сотворил семизвездие и Орион, и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь, призывает воды морские и разливает их по лицу земли? Ягве имя Ему». – в) 9:5–6: «Ибо Ягве Бог Саваоф коснется земли и она растает, и восплачут все живущие на ней; и поднимется вся она как река, и опустится как река Египетская. Он устроил горние чертоги Свои на небесах и свод Свой утвердил на земле, призывает воды морские и изливает их по лицу земли, Ягве имя Ему». 6) Обвинение против Израиля (9:7–10). 7) Мессианское обетование о восстановлении скинии Давидовой падшей, а также о даровании земле чудесного плодородия, о возвращении народа из плена, о ниспослании мира и безопасности (9:11–15). Б. Авторство и вопрос о единстве: Что касается значительной части содержащихся в книге пророчеств, а также описаний видений, то в их отношении авторство Амоса никогда под сомнение не ставилось, Записи пророчеств и видений были собраны и приведены в порядок редактором, принадлежащим к кругу учеников и последователей пророка. Этот же редактор вставил в книгу биографический рассказ о столкновении пророка со священником Амасией в Вефиле, что несколько нарушило первоначальный порядок сборника. В настоящее время еще ставится под сомнение авторство Амоса в отношении пророчества об Иудее (2:4–5), отличающегося по своему стилю от прочих элементов книги. Ставится оно также под вопрос и в отношении гимнов (4:13, 5:8–9, 9:5–6), из-за того что они касаются темы творения вселенной, тогда как в остальных частях книги нигде о творении не говорится. И, наконец, ставится также под вопрос подлинность 9:11–15, т.е. мессианского финала книги. Причиной сомнения является упоминание о падшем, т.е. об уже не царствующем доме Давида и о возвращении из плена. На этих основаниях критика относит составление этого текста к эпохе Вавилонского плена, т. е. после 586 года. Однако оригинальный текст говорит не о павшей, а о расшатанной или потрясенной скинии Давида, которая, т.о., еще может мыслиться стоящей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

16–17. Так говорит Господь, открывший в море дорогу, в сильных водах стезю, выведший колесницы и коней, войско и силу; все легли вместе, не встали; потухли как светильня, погасли. (Сице глаголет Господь, даяй путь по морю и по воде сильне стезю, изводяй колесницы и кони и народ силен: но успоша и не востанут, угасоша аки лен угашен). Так – наперед и еще о будущем спасении народа из плена Вавилонского Господь говорит, как о настоящем избавлении; ибо это говорит тот же Господь, Который и прежде некогда дал путь через море, – открыл дорогу через сильную воду, т.е. глубокую и сильно волнующуюся воду Красного моря, когда выводил Свой народ из Египта, спасая его от рабства. Тогда Он вывел из Египта коней, запряженных в боевые колесницы, и сильное, хорошо вооруженное, войско Египетское, и повел их по той же широкой дороге через открытое дно моря, низложил их здесь, и они – кони и люди – уснули здесь сном смерти и не восстали: пламенный гнев, кипятивший кровь в их мужественном сердце, погашен был волнами моря, как слабый пламень в утлой льняной светильне легко гаснет от нескольких капель дождя. 18–19. Но вы не вспоминаете прежнего и о древнем не помышляете. Вот, Я делаю новое; ныне же оно явится; неужели вы и этого не хотите знать? Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне. (Не поминайте первых, и ветхих не помышляйте, се Аз творю новая, яже ныне возсияют, и увесте я: и сотворю в пустыни путь и в безводней реки). Первое и ветхое или прежнее и древнее, что было совершено Господом в Египте, все величайшие чудеса Его всемогущества и власти над богами и народом Египта, поминал народ еврейский постоянно – в молитве, учении, размышлении: но вскоре Господь имеет совершить новое, что теперь воссияет – будет видимо для всех, как день сияющего солнца; и это новое и чудное спасение народа из плена Вавилонского будет настолько превосходнее древнего спасения из Египта, что народ, под сильным впечатлением этого нового, должен будет естественно забывать его. Господь некогда по Аравийской пустыне провел Свой народ, но народ блуждал в ней сорок лет, и там Он посылал народу воду из скал, но только временно, в виде источников; а теперь в пустыне Сирийской (разделявшей Вавилонию от Палестины) устроит прямые пути и многоводные реки, т.е. даст все удобства к возвращению пленных иудеев из Халдеи на родину: они, с полным правом свободы, пойдут по торным караванным путям, по населенным берегам многоводных рек.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

18 ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. 19 Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. 20 Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: 21 тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов. Отрывок для молитвенного размышления на день (Пс. 50: 1–21): 3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои Псалом 50 — покаянный, это очевидно каждому. Судя по надписанию, он был составлен Давидом, судя же по заключительному стиху — появился, вероятнее всего, во времена Вавилонского плена, когда стены Иерусалима были разрушены, и оставалось лишь молиться и надеяться, что когда-нибудь они будут отстроены вновь. Такой кажущийся разнобой не должен удивлять: надписания псалмов совсем не обязательно указывают на непосредственное авторство обычно упоминаемого в них Давида. Нередко они лишь задают общую тему псалма, напоминая читателю о той ситуации из жизни великого царя, которая наиболее ей соответствует. В данном случае, создавая свой покаянный псалом, его автор вспоминал историю соблазнения Давидом Бат-Шебы (Вирсавии), о которой повествует Вторая Книга Царств (См. 2 Цар 1). Аллюзия понятна: в псалме речь идет о той духовной ситуации, в которой оказался народ во время Вавилонского плена, о ситуации, ставшей следствием сознательно совершенного греха, притом совершенного как последними царями Иудеи, так и ее народом. В сущности, весь предпленный период после смерти царя Иосии был временем более-менее осознанного отступничества, которого не могли остановить даже проповеди великого пророка той поры — Иеремии. Как и Давидом в то время, когда он соблазнял Бат-Шебу, народом тогда овладело своего рода безумие или одержимость, а может быть, и то, и другое вместе. Не только последние цари Иудеи, но и жители Иерусалима напоминали полупомешанных, которые, казалось, просто потеряли способность хоть сколько-нибудь трезво воспринимать реальность и оценивать происходящие в их городе и вокруг него события. Даже после того, как Иерусалим был уже взят вавилонской армией, после того, как туда был водворен вавилонский гарнизон, а значительная часть жителей города была депортирована, большинство и депортированных, и оставшихся были уверены, что все происходящее — лишь недоразумение, которое очень скоро закончится. Один только Иеремия говорил, что плен — это надолго, что народу придется духовно обновиться, прежде чем станет возможным возвращение на землю отцов. Пророка, однако, никто не слушал: народ хотел не обновления, а реставрации, он хотел идти не вперед, а назад, в недавнее прошлое, многим казавшееся идеальным (как всегда после национальной катастрофы такого масштаба, пережившим ее людям прошлое действительно представлялось идеальным: весь негатив был забыт, и в памяти оставалось только хорошее).

http://blog.predanie.ru/article/zhivaya-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010