Мы не можем в этом труде подвергнуть каждый из псалмов всестороннему рассмотрению и ограничиваемся лишь краткими указаниями на замечательнейшие из них, содержание некоторые исторические указания. Ниже мы укажем еще на псалмы пророчеств, говорящие об ожидаемом Мессии. Здесь же мы полагаем необходимым присовокупить несколько разнообразных замечаний о псалмах, о которых мы не говорили выше, или о частях псалмов, прибавленных к издревле существовавшим. Так, мы прежде всего должны указать, что в покаянном псалме 50-м, написанном Давидом и кончавшемся на 19-м стихе: «Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже!» – два следующие стиха, 20 и 21, очевидно прибавлены евреями, возвратившимися уже из плена в Иерусалим и начавшими воздвигать стены града (Неемии II, III, IV, VI, 15) при Тиршафе 367 Неемии, назначенном наместником в Палестину: «Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима. Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов». О празднованы по окончании постройки стены см. Неемии VIII, 9–12 и XII 27, 43. В псалме 59 Давида (с надп. «когда он воевал с Сириею») указывают на стихи 3–5, как прибавленные к псалму Давида во время плена Вавилонского, ибо они выражают чувства скорби по поводу глубокого унижения Израилева: «Боже, Ты отринул нас, Ты сокрушил нас... Ты дал испытать народу Твоему жестокое...» Между тем остальные стихи этого псалма не могут относиться ко времени плена и заключаются торжественным полным упования возгласом: «С Богом мы окажем силу; Он низложить врагов наших», – принадлежа несомненно надеющемуся на Господа полководцу, как принадлежит военачальнику Давиду и псалом 107, имеющий сходство с псалмом 59. Ко всему сказанному мы прибавим, что мы весьма склонны все псалмы, надписанные Аллилуия, отнести ко времени возврата из плена Иудеев, начинающих строить храм и воздвигать стены Иерусалима. Общий характер их есть радость, как нельзя более соответствующая настроению души возвратившихся на родину Иудеев 368 . Есть много оснований думать конечно, что весьма древние псалмы Давида и сынов Кореевых приспособлены к событиям позднейшего времени и вошли в число как псалмов, озаглавленных «Аллилуия», так и «песен восхождения», о которых мы говорили выше, причем мысль о восхождении в Иерусалим «в горняя» на служение Богу, расширена и применена к восхождению из низменной Месопотамии в горы Палестины 369 . Псалмы приспособлялись и позднее возврата из плена к выдающимся событиям жизни народа. Так, псалом 43-й (сынов Кореевых) и 135 (надписанный Аллилуия LXX) считают древними псалмами, приспособленными к событиям времен Маккавеев и дошедшими до нас в позднейшей редакции. В пс. 43-м выражается (ст. 12–17) глубокая скорбь, что Господь отдал народ Свой на поношение, между тем как (ст. 18, 21) народ Господень не отступал от Бога своего и не нарушил завета своего с Ним. «Восстань, Боже, на помощь нашу!» восклицает псалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Но это свидетельство Флавия едва ли правдоподобно: из рескрипта Дария Фафнаю вовсе не следует необходимость личного участия заречного управителя в построении храма иудеями; долг Фафная состоял лишь в том, чтобы не препятствовать производству постройки, выдавать известную часть из заречных доходов на производство постройки и отпускать определенный материал для жертвенного культа. Очень понятно поэтому, что постройка храма, благодаря с одной стороны материальной поддержке персидского государства, а с другой нравственной – пророческим речам Аггея и Захарии, начала подвигаться очень быстрыми шагами: «и старейшины иудейские строили и преуспевали по пророчеству Аггея пророка и Захарии ( 1Ездр. 6:4 )». Но вот наступило желанное время, когда постройка храма была окончена; моментом завершения постройки, являвшимся, бесспорно, светлым моментом в жизни возвратившейся из плена иудейской общины, было 3-е число адара 6-го года Дария: «и окончен дом сей к третьему дню месяца адара в шестой год царствования царя Дария» ( 1Ездр. 6:15 ) 520 . Новосооруженный иудеями храм был торжественно освящен. Справедливо один из исследователей день освящения храма причисляет к ряду торжественных праздников иудейской общины после плена 521 , о чем уже можно заключать по количеству жертв, принесенных при освящении, и по внутреннему настроению общины. «И принесли при освящении дома Божия 100 волов, 200 овнов, 400 агнцев и 12 козлов в жертву за грехи всего Израиля..., и совершили освящение сего дома Божия с радостью» ( 1Ездр. 6:16–17 ). При храме снова были восстановлены священнические чреды по закону Моисея ( 1Ездр. 6:18 ). В новом храме в 14-й день 1-го месяца Нисана возвратившиеся из плена праздновали пасху, совершивши предварительно над собой обряд очищения: «и праздновали праздник опресноков 7 дней в радости, потому что обрадовал их Господь, и обратил к ним сердце царя ассирийского 522 , чтобы подкреплять руки их при строении дома Господа, Бога израилева» ( 1Ездр. 6:22 ). Эти события при освящении иудеями храма и праздновании ими праздника пасхи вызывают к себе недоверчивое отношение со стороны некоторых западных ученых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Указание Костерса на наименование пророками народа «прочий народ», «остаток народа», подкрепляемое ссылкою на некоторые места книги пророка Иеремии, где именно этим термином обозначаются оставшиеся, уцелевшие от плена иудеи, а не отведенные в плен (Иер. 42:2,5,19; 43:5; 44:7,12,14), и выводимое им отсюда заключение об отсутствии gola в Палестине, при внимательном рассмотрении употребления этого наименования в библии не может говорить безусловно в пользу мнения Костерса. Не отрицая того, что в книге пророка Иеремии в указываемых Костерсом местах, а также и в Неем. 1:2–3 , термин «остаток», «прочий народ» применяется к оставшимся в стране от плена иудеям, мы можем указать и на другие свидетельства библии, в которых это наименование прилагается к народу, уведенному в плен и возвратившемуся из плена. Так, в той же книге пророка Иеремии «остаток» применяется и к рассеянному народу: «и соберу остаток стада моего из всех стран, куда я изгнал их, и возвращу их во дворы их» (Иер. 33:3), «народ, уцелевший от меча нашел милость в пустыне» (Иер. 31:2). Соответственно контексту, здесь во втором месте разумеется именно народ, отведенный в плен: «в пустыне=в стране рабства» 266 . Далее в той же Иер. 31:7 говорится об «остатке Израиля» и его возвращении ( Иер. 31:8 ). «Этот термин употребляется здесь», – по справедливому заключению Гуанаккера 267 , – «как синоним народа Иеговы». Для объяснения этой мысли и вообще для доказательства применения «остатка» к народу, рассеянному Гуанаккер отсылает читателя к следующим местам библии: Ис. 46:3 ; Мих. 2:12; 4:7 ; Иер. 8:3; 4Цар. 21:14 . Название народа «остаток» применялось и к возвращенным из плена иудеям: так, в списках Неемии ( Неем. 7:72 ), которые Костерс относит ко времени позднее Кира, мы встречаем термин . В 1Ездр. 9:14–15 , изображающей сетование и молитву Ездры по приходе Ездры в Палестину, т. е. уже по возвращении, с точки зрения Костерса, 1-й gola, мы встречаем понятие «остатка» в применении к возвратившимся. «Не прогневаешься ли Ты на нас даже до истребления нас, так что не будет уцелевших и не будет спасения? ( 1Ездр. 9:14 ) Ибо мы остались уцелевшими до сего дня...» ( 1Ездр. 9:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

б) Содержание книги предполагает господство закона и культа Иеговы и, в связи с этим, удовлетворительное религиозно-нравственное состояние народа. Здесь нет обличений против идолопоклонства и даже упоминания о служении народа на высотах. Это прекрасно соответствует религиозному состоянию иудейства по возвращении из плена. Какой пророк, спрашивает Гильгенфельд, в допленное время не боролся и не делал обличений против идолопоклонства, против иноземных культов? Только после плена пророки не имеют больше нужды обличать народ за приверженность к чужим богам 31 . в) Во всей своей книге пророк Иоиль говорит только об «Иуде и Иерусалиме» ( Иоил.3:1, 6, 8, 18, 19, 20 ), и притом как о единственном Израиле ( Иоил.2:27; 3:2 ), и не делает никакого упоминания о царстве 10-ти колен. Гильгенфельд полагает, что это было бы неестественно и даже невозможно для пророка, если бы в его время подле царства иудейского ещё существовало царство Израиля или Ефрема. Только тем и объясняется это обстоятельство, что пр. Иоиль жил уже в то время, когда о царстве израильском, как не существовавшем, не могло быть и речи, когда возвратившиеся из вавилонского плена и поселившиеся в Иудее переселенцы составляли единственного Иуду и Израиля. г) Гильгенфельд находит у пр. Иоиля прямое и ясное указание на завоевание иудейской земли халдеями и на отведение иудеев в вавилонский плен. По его мнению, пророк разумеет именно это событие, как факт прошедшего времени, когда говорит от лица Иеговы: «Вот, в те дни и в то время, когда Я возвращу плен Иуды и Иерусалима, Я соберу все народы и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Моё, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю Мою разделили. И о народе Моём они бросали жребий, и отдавали отрока за блудницу, и продавали отроковицу за вино, и пили ( Иоил.3:1–3 )». «Только безосновательное предубеждение, – говорит Гильгенфельд, – удерживало до сих пор толкователей видеть здесь завоевание иудейской земли и отведение в Вавилон. Кто до плена вавилонского рассеял Израиля между язычниками и делил святую землю? Прежде это было предметом пророческого опасения и угрозы, но здесь рассказывается как факт. У каждого другого пророка нашли бы здесь указание на халдейское разрушение Иерусалима и завоевание святой земли» (Zeitschr, XVI, S. 157). В другом месте Гильгенфельд доказывает, что история более раннего времени (особенно в IX столетии до Р.Х.), по историческим книгам», не представляет ничего такого, что позволяло бы в вышеприведённом месте Иоиля разуметь события допленного времени (Zeitschr. IX, S. 423).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Глава 14 1–2. Искупление Израиля из плена. 3–23. Победная песнь иудеев по случаю падения царя вавилонского. 24–27. Судьба Ассура и 28–32. филистимлян. Ис.14:1 . Близко время его, и не замедлят дни его, ибо по­милует Го­с­по­дь Иакова и снова воз­любит Израиля; и по­селит их на земле их, и при­соединят­ся к ним иноземцы и при­лепят­ся к дому Иакова. Вместе с падением Вавилона в представлении пророка Исаии соединяется возвращение Израиля из плена в свою страну. Язычники сами вернут Израиля домой и Израиль в свою очередь будет господствовать над ними. «Близко время его и не замедлят дни его». В еврейской Библии эти слова отнесены к 22-му стиху 13-й главы. «Его», т. е. Вавилона. «Ибо помилует». Как основание к разрушению Вавилона здесь указывается намерение Господа освободить свой народ, который, очевидно, представляется пророку живущим в вавилонском плену. Значит, по представлению пророка, освобождение из вавилонского плена Израилю возможно было получить только в случае разрушения Вавилонской монархии. В 17-м стихе пророк, как бы в подтверждение этой мысли, говорит, что царь вавилонский никогда не отпускал домой своих пленников. «Присоединятся к ним иноземцы». Иноземцы или иноплеменники, пришельцы всегда жили среди евреев ( Исх.12:19, 38 ; 3Цар.9:20 ; Иез.14:7 ), а тогда, когда евреи снова будут в милости у Бога, их число естественно будет умножаться. Ис.14:2 . И возьмут их народы, и при­ведут на место их, и дом Израиля усво­ит их себе на земле Го­с­по­дней рабами и рабынями, и возьмет в плен пле­нив­ших его, и будет го­с­по­д­с­т­во­­вать над угнетателями сво­ими. «И возьмут их народы», т. е. будут всячески помогать переселяющимся из плена в свою страну иудеям (ср. 1Ездр.1 ). «Дом Израиля усвоит их». Эта мысль представляет собою общий взгляд ветхозаветных иудеев, которые были убеждены, что в царстве Мессии они будут занимать особое привилегированное положение, а все прочие народы – служебное по отношению к Израилю ( 3Цар.9:20, 22 ). Однако у Исаии эта мысль смягчается тем обстоятельством, что подчинение язычников Израилю будет добровольным с их стороны. Ясно, что пророку было открыто будущее обращение всех народов в Церковь Христову, которая в Ветхом Завете вообще представлялась как избранный остаток Израиля, но пророк, по свойственному всем ветхозаветным людям несовершенству в представлении будущих событий ( 1Пет.1:11 ), понял это откровение как предуказание на подчинение еврейскому народу других народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

6. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев. (Веселитеся и радуйтеся, живущии в Сионе, яко вознесеся святый Израилев посреде тебе). Чувство внутренней душевной радости, в сильной степени своего возбуждения, неизбежно выражается во вне – в славословии и пении. Так должны будут веселиться Иудеи и в особенности обитатели Сиона. Это достопамятное и достославное место много видело народных бедственных событий, много оставило следов варварского разорения и грабежа. Но впоследствии, с восстановлением народной государственной жизни, Сион снова обстроится, укрепится и, в лучшем своем виде, представит лучшее свидетельство милости Божией к нему. Для всех будет очевидно, что истинный устроитель народа не царь, обитавший на Сионе, а Господь – во святом Своем храме. Как Господь прежде помог Давиду овладеть Сионом и обстроить его (ср. Пс.47:12–15 ), так и впоследствии, будучи верен своему завету и обетованиям роду Давида, Он возвратит его Своему народу и поможет ему воссоздать из развалин древне-священный Иерусалим. По возвращении из плена Вавилонского, евреи, действительно, признали Бога своим царем, постоянно прославляли Его за свое спасение и старались проповедовать о Нем всем язычникам: «проходили сушу и море» и обращали в иудейство ( Матф.23:15 ). Радость народа о своем спасении и мирной жизни в Палестине была особенно торжественна в праздник Кущей. Известно, что, по возвращении из плена Вавилонского к древнему празднику Кущей евреи присоединили торжественный обряд почерпания воды, совершавшийся в последний день этого праздника 22 . Но спасение из плена Ассиро-Вавилонского было только прообразом спасения верующих от греха и от власти дьявола. Посему Христос-Спаситель, однажды, находясь в Иерусалиме во время праздника Кущей и стоя во дворе храма, в последний, великий день этого праздника, «возгласил, говоря: «кто жаждет, иди ко Мне, и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» ( Ис.12:3 ). По объяснению евангелиста Иоанна, это сказал Он о Духе, которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен. Многие из народа, услышав эти слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?» ( Иоан.8:37–41 ). Но впоследствии, Апостолы-галилеяне, восприняв силу Духа Святого, распространили учение о Боге – Спасителе, об истинном богопочтении и вечном спасении, не только избранным во всей Иудеи и Самарии, но и всем народам, даже «до края земли» ( Матф.28:19–20 ; Марк.16:20 ; Деян.1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 54. Многочадие Церкви Божией и господство её в мире 1–3. Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь. Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои; ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города. (Возвеселися, неплоды нераждающая, возгласи и возопий, нечревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа. Рече бо Господь: разшири место кущи твоея и покровов твоих, водрузи, не пощади, продолжи ужа твоя и колия твоя укрепи, еще на десно и на лево простри: и семя твое языки наследит, и грады опустевшыя населиши). Пророк обращается к неплодной и не рождающей, и потому, конечно, горюющей вдове и, утешая ее, восклицает: «возвеселись, воскликни и возгласи, хотя ты не мучилась родами и не болела чревом»! – Ибо хотя ты и пустая, или праздная, не беременная, потому что не имела мужа; но у тебя будет детей на много более, нежели у той, которая имела мужа. Речь образная. Вдова, это – церковь Иудейская, её муж – Господь, Бог Завета: она оставлена была Господом и оставалась как бы вне брачного союза, как бы вдовой, на немногое время плена Вавилонского (ст.7–8), и скорбела. Её скорбь снова обратила на нее милость Господа, и Он снова приемлет ее в союз с собою и союз уже вечный (ст.8). А в силу этого союза, дарует ей множество детей, какого не было у неё от первого её брака, т.е. в прежнем её союзе с Богом, до плена Вавилонского (или – в Ветхом Завете). А соответственно многочисленности детей, должно быть и более распространенное жилище. Поэтому, теперь утешаемая вдова, по слову Господа, должна разширить место кущи своей – занять наибольшее пространство для более обширной палатки, куда войдут её дети, и расширить сами покровы палатки, соответственно её месту; она должна водрузить, не щадя, или не стесняясь местом, она должна глубже и крепче вбить сами колья и к ним протянуть и покрепче прикрепить канаты, на которых держатся покровы палатки, – глубже и крепче потому, что канаты будут длиннее и толще, а покровы на них шире и тяжелее. Распространив раз, она должна будет потом распространить ее еще направо и налево. Все это нужно сделать с местом и жилищем потому, что семя или племя, потомство вдовы языки наследит, как бы по наследству получит себе многие племена языческие, завладеет, ими и, вместе с ними, должна будет населить города, опустевшие в течение многих лет Вавилонского плена, и не только иудейские, но и языческие, опустошенные по суду Божию (гл.26).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Когда Даниил рассказал этот сон, то царь был изумлен верностью его воспроизведения, так как пред ним тотчас же явственно воспроизвелась вся эта виденная им картина. Но что означал этот сон? Даниил затем приступил и к толкованию его значения. Но прежде чем излагать сделанное Даниилом истолкование этого сна, не безынтересно заметить, что история всего мира здесь в первый раз представляется как история одного колоссального человека, – человека, который передумал все философские мировоззрения, какие только изобретал человеческий ум, и царствовал над всем миром, как это было и всегда будет с различными завоевателями от начала до конца. Здесь в первый раз мы замечаем в Библии указание на то, что человек есть малая вселенная в себе самом (микрокосм). Отсюда мы узнаем, что каждый человек содержит в самой форме своего тела истории и пророчества судьбы всей вселенной от начала вавилонского плена до отдаленнейшего будущего. Но возвратимся к истолкованию сна, как оно дано было Даниилом. «Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу, и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных, Он отдал в твои руки, и поставил тебя владыкою над всеми ими; ты – это золотая голова!» Вавилон действительно как бы представлял собою золотую голову мировых царств; он был переполнен сокровищами, собранными из столь многих чужеземных царств, вследствие чего израильские пророки называли его золотым городом ( Ис. 14:4 ). Грудь и руки истукана, сделанные из серебра, по толкованию Даниила, означали другое царство, настолько же низшее Вавилонского, насколько серебро ниже золота. Даниил не назвал этого царства по имени, но мы, при свете истории, видим в нем Мидо-персидскую монархию, которой предвозвещено было сделаться преемницей Вавилонской монархии, той рукой, начертавшей несколько лет спустя таинственные слова на стене. Это царство называется низшим Вавилонского, и таким оно в действительности и было, если не по пространственности, то по крайней мере по стройности организации и устойчивости, медная часть истукана означала третье царство, которому также суждено было в свое время владычествовать над землею.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Ныне Я отдаю все земли сии в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего... И если какой народ и царство не захочет служить ему, Навуходоносору, царю Вавилонскому, и не подклонит выи (т.е. шеи) своей под ярмо царя Вавилонского, – этот народ Я накажу мечом, голодом и моровою язвою, говорит Господь, доколе не истреблю их рукою его... Народ же, который подклонит выю свою под ярмо царя Вавилонского и станет служить ему, Я оставлю на земле своей, говорит Господь, и он будет возделывать её и жить на ней» (27:4,6,8:11). Кроме того, Иеремия получил от Господа повеление. В доказательство Его слов он должен был сделать себе узы и ярмо, и возложить их себе на шею (27:2). Пророк так и сделал. В таком виде явился он в Иерусалимский храм. Происходило это в 4-й год царствования Седекии (ср. 27:1 и 28:1). И здесь произошло столкновение пророков, представлявших две враждебные партии. Против Иеремии выступил Анания, пророк из Гаваона. Сорвав с шеи Иеремии деревянное ярмо, он изломал его и в свою очередь объявил от имени Бога: «Так говорит Господь: так сокрушу ярмо Навуходоносора, царя Вавилонского, через два года, сняв его с выи всех народов» ( Иер.28:11 ). Это действие Анании явилось косвенным призывом к восстанию против Навуходоносора, который узнал о заговоре и велел Седекии явиться в Вавилон. Почему этот заговор не имел успеха, сказать трудно. Известно лишь, что иудейский царь должен был держать ответ за свои действия перед Навуходоносором. Чтобы смягчить гнев честолюбивого правителя, Седекия отправил к нему посольство с подарками. Воспользовавшись случаем, Иеремия передал для иудейских изгнанников письмо (29:1), в котором убеждал их не отчаиваться, а прочно обосновываться на новых местах: жениться и выходить замуж, создавать семьи и строить дома, разводить сады и заниматься торговлей. Этим самым пророк хотел сказать, что нет никакой надежды на скорое возвращение, что плен будет долгим, как человеческая жизнь, что их будущее лежит не в Иерусалиме, а в Вавилоне, который для них должен стать вторым отечеством, о благополучии которого они должны молить Бога (29:4–7).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Временами возникал вопрос, а почему Христос не пострадал как младенец? На это четко ответил святитель Иоанн Златоуст. Кто бы тогда возвестил нам Слово спасения, оставил заповеди и указал нам путь к Небесам? Если бы Христос умер как младенец, то искупление мира также произошло бы, но оно осталось бы нами невостребованным и для нас неизвестным. По неисповедимому Божественному Промыслу они оказались избранниками Израиля. Что бы произошло с Вифлеемскими младенцами, если бы они не погибли? Весьма вероятно, что если бы они выросли, то оказались бы в безумной толпе у претории Пилата и кричали бы: «Распни Его!» А на склоне своих лет увидели бы гибель Иудеи и Иерусалима. Здесь есть ещё один таинственный момент, а именно — те слова, которые приводит евангелист Матфей: Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Мф.2, 17-18). Речь идет о том, что Рахиль умерла и была погребена на дороге в Вифлеем, где Иаков поставил надгробие, существующее до сего дня. Во времена пророка Иеремии это место было сбором для пленников, которых угоняли в землю Вавилонскую, где израильтяне стенали и плакали, потому что не надеялись вернуться из плена. Однако вспомним продолжение этого стиха у Иеремии: Так сказал Господь: “Удержи голос свой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть воздаяние за труд твой... возвратятся сыны в пределы свои ” (Иер. 31,15). Действительно, через 50 лет часть израильтян вернулась из вавилонского плена. Здесь есть великий символизм. Вифлеемские младенцы предвозвещают всеобщее возвращение из плена, поскольку род человеческий будет искуплен Христом, и достойные будут возвращены из ада, из тьмы и вечного плена в Царствие Небесное. Рейтинг: 9.8 Голосов: 1595 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Иван Агафонов 2 февраля 2017, 12:55 Статья поучительная и наводящая наш короткий ум на размышления о том, что события тысячелетней давности,в точности

http://pravoslavie.ru/100080.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010