Он был человек всегда улыбающийся, всегда приветливый, всегда радующийся. Никто не мог подумать, что у него потрескавшиеся ноги. Как и у его духовного отца митрополита Гурия (Егорова), у него текла лимфа из ног, и после службы мы выливали по полсапога этой жидкости. И об этом не знал никто кроме самых близких. Он был человек всегда улыбающийся, всегда приветливый, всегда радующийся У владыки Михея был травмирован коленный сустав правой ноги. Вечером он пил болеутоляющее средство, но к утру оно уже не действовало. И он с разламывающимся от боли коленом служил литургию. А после службы надо еще пообщаться с паствой, потом крестный ход… И, совершенно измождённый, он возвращался домой. И если проявишь внимание, сострадание, жалость, то его лицо мгновенно становилось строгим. Не терпел никакого сюсюканья. Был как гвозди ровный, настоящий подвижник. Только Господь знал, сколько поклонов он делал и сколько Иисусовых молитв читал. Он настолько делал все скрытно, настолько облекал в оболочку смирения и простоты, что никто даже не догадывался об этом. И при этом он не был чужд проблем современной жизни. Его жизнь – урок для современных христиан О войне владыка действительно рассказывал очень неохотно, все время занижая и умаляя свое достоинство. Упоминал Псков, где велись особенно ожесточенные бои, город Тарту в Эстонии. Помнится, героя Евгения Леонов из старого советского фильма спрашивают: «– Вы были за границей? – В Берлине, в Праге. – Вы ездили туда по служебным делам? – Я не ездил, я пешком. – В качестве туриста? – Нет, в пехоте». Так и владыка Михей. Когда в 1990-е годы это стало возможным, он никуда за границу не ездил и не стремился. И хоть много раз ему предоставлялась такая возможность, он отказывался. Но в Европе он был: радиотелеграфистом 963-го отдельного батальона связи 118 стрелкового корпуса 42 армии, вначале Ленинградского фронта, а затем 1-го Украинского. Поднятые архивные документы Министерства обороны Российской Федерации помогли нам восстановить весь фронтовой путь корпуса, в котором он служил.

http://pravoslavie.ru/130864.html

Завершилась первая экспедиция миссионерско-просветительского лагеря Читинской епархии 19 июля 2015 г. 18:22 С 15 по 18 июля 2015 года по благословлению митрополита Читинского и Петровск-Забайкальского Владимира состоялась первая экспедиция миссионерско-просветительского лагеря «Дорога к храму» в село Шишкино Читинского района Забайкальского края. Мероприятие прошло в рамках торжеств, посвященных 1000-летию преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. В экспедиции, которую возглавил председатель миссионерского отдела Читинской епархии иерей Антоний Горбунов, приняли участие 12 человек. По прибытии в село Шишкино миссионеры разбили на берегу реки Читинка полевой лагерь. Затем был совершен крестный ход по улицам населенного пункта, после которого миссионеры, разделившись на пары, посетили дома местных жителей. Общаясь с людьми, катехизаторы рассказывали им о Православии, приглашали в миссионерский лагерь для участия в богослужениях, лекториях и евангельском кружке, желающим принять таинство Крещения предлагалось пройти огласительные беседы. 16 июля миссионеры продолжили обход домов местных жителей. Затем в лагере была прочитана лекция «Развенчание мифов и суеверий», после которой был отслужен молебен с акафистом святому равноапостольному князю Владимиру. Также в этот день прошла первая огласительная беседа для желающих принять Крещение. 17 июля в лагере была прочитана лекция по антисектантской деятельности, после чего миссионеры продолжили общение с местными жителями. В этот же день состоялась вторая огласительная беседа, затем были совершены молебен с акафистом святым Царственным страстотерпцам и таинство Крещения в реке Читинка. Крещение приняли 110 человек, взрослые и дети. Вечером был проведен евангельский кружок, после которого состоялось подведение итогов работы миссинерско-просветительского лагеря. Экспедиция в село Шишкино завершилась 18 июля молебном преподобному Сергию Радонежскому. Миссионерский отдел Читинской епархии /Патриархия.ru 4 ноября 2016 г. Календарь ←

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

Одиннадцатого Июля 1870 года, в 9 часов утра, получили мы уведомление от старцев, что они прибыли со святыней в село Деревянское и около трех часов пополудни будут в обитель. Отец Архимандрит сейчас же начал готовиться к встрече святыни и к почетному приему старцев. Прошло уже около четырех лет, как они оставили обитель, посвятив себя на трудный и скитальческий подвиг сбора. В два часа пополудни начался в обители благовест в один колокол, а в половине третьего зазвонили во все колокола, и с крестным ходом отправились на реку Вычегду к перевозу. Все Иеромонахи облачились в ризы, и отец Архимандрит в митру. Когда пришли на берег, то за рекой, на противоположной стороне, где выходила из лесу дорога в обитель, никого еще не было видно. В ожидании шествия мы отслужили молебен. Минут через десять после этого, из соснового бора по побережью начал показываться народ все в большем и в большем количестве; наконец появился и экипаж, в котором ехали облаченные в ризы старцы со святынею. Они, увидя через реку дожидавшийся их крестный ход, вышли из экипажа и, держа на руках ковчег с мощами, спустились к пристани, где сели в приготовленные для них лодки. По переправе через реку, они высадились из лодки на берег и отец Архимандрит подошел к ним, сделал троекратное поклонение святым мощам и благословил старцев. В храм обители возвратились торжественным шествием в преднесении чудотворных икон и ковчега со святыми мощами, который в церкви поставили на столике посредине и начали к ним все прикладываться. Закончивши служение, как подобает по чиноположению при таком важном обстоятельстве, поздоровались мы с глубокою сердечною радостию с благополучно возвратившимися отцами Паисием и Феофилактом. Обмен чувств при встрече был сопровождаем нераздельною искренностью, братскою любовью и уважением. Следующий день был воскресный. Литургию отправляли соборно, с прибавлением службы Спасителю, в чествование явленного образа, привезенного с собою старцами. После литургии совершен был благодарственный молебен о благополучном возвращении старцев в обитель и всех ниспосланных им от Господа щедротах и милостях на них во время продолжительного их странствования по лицу земли Русской. А щедроты эти выразились в таких значительных приношениях, что теперь явилась возможность без нужды и спешно производить созидание обители. Такой успех нельзя ничем иным объяснить, как особым покровительством и милостию к нашему Монастырю Господа Бога, все устрояющего по своему мудрому изволению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пасха Когда венгры окончательно захватили Новый Сад, сразу же был объявлен комендантский час. Появляться на улицах можно было только днём. Приближалась наша православная Пасха. Все храмы были закрыты, богослужения запрещены. Было сказано, что никаких богослужений ни в одной церкви быть не должно. Но у нас было всё необходимое для литургии, потому что мы все перенесли из школьной церкви в дом, где жили. Что делать? И мы решили, что пасхальную службу будем совершать дома. Я служил, был даже крестный ход с пением. Конечно, мы занавесили все окна, чтобы никто ничего не видел, никто ничего не заметил. Наша первая пасхальная служба оказалась тогда единственной в городе. Мария пела все положенные песнопения. Это была незабываемая святая Пасха. Позже, когда бомбёжки прекратились, люди начали возвращаться из бомбоубежищ в свои квартиры. Мы поблагодарили Лабинских за трогательное гостеприимство, они нас – за пасхальную службу. Я сказал жене, что нам нужно возвращаться в нашу квартиру. Но она туда ехать отказалась. Я не мог понять причину её упорства, но спорить не стал, и мы решили искать другое жильё. В городе мы ничего не нашли, стали спрашивать за городом. И там, в новом, недавно отстроенном районе нашли квартиру лучше, чем была наша прежняя, с двумя комнатами. Это было тем более кстати, потому что в это время маленький брат Марии Саша жил с нами. Он родился уже здесь, в Югославии. Бойня 6 января 1942 года Когда началась война, мы часто оказывались в очень сложной обстановке. Например, венгерская армия с санкции немецких оккупантов в городе Новый Сад, где я в то время был священником, провела невероятную по жестокости акцию. Она началась в сочельник, 6 января, с проверки документов, а закончилась тем, что свыше четырех тысяч человек, мужчин, женщин и детей разных национальностей (в их числе были и случайно оказавшиеся здесь венгры) было убито. Трупы лежали на улицах, я это видел собственными глазами. Трупы, а иногда ещё и живых людей сбрасывали в проруби замёрзшего Дуная. Среди погибших было много русских эмигрантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Приехал владыка, благочинный, священники, меценаты. Крестный ход, Литургия – было сделано всё необходимое. Я сожалею о старой иконе, но такова жизнь. Надо уметь извлекать уроки и добавлять свои усилия. Матушка Евфимия рассказывала мне, как работала в лагере, как чуть не замерзла в лесу. И все с юмором. Однажды, когда она приехала после работ, её посадили на горячую печку. Она не могла понять, что печка горячая, пока ее не сняли с этой печки. На этой работе многие жизнь свою закончили. Монахиня Евфимия трудилась, пела духовные песни и ожидала возвращения. Когда она вернулась, время было очень трудное. Для нее было радостью выйти из зоны, оказаться около храма, иметь возможность причаститься. В то время храмов почти не осталось. Когда я учился, не могли найти кандидата в семинарию – особо зверский был атеизм. В Москве приезжим невозможно было рукоположиться и служить. Поэтому отправляли на приходы не в города, а в дальние села. В Свёрдлово старостой была Анна Дмитриевна, тайная монахиня, подражавшая нашим матушкам. Она жила при храме в ужасных условиях, потому что не было нормального дома. Жизнь была тяжелой, но деньги староста не тратила. Когда я приехал в село и сказал, что необходимо сделать, она дала деньги на реставрацию. Анна Дмитриевна была воспитана в вере, смирении и любви. Она ничего мне не диктовала, видела, что я был готов трудиться, помогала. Больше помогать было некому. Население было совершенно неверующим после той волны агитации, которая прокатилась по району. Когда приехал владыка Алексей Коноплев с Кубани в 1979, я был первым, кого он рукоположил. Он привез с собой огромную свиту священников. Когда я с ними разговаривал, а там были отцы, деканат, священники, архимандриты, то они жаловались на то, куда попали. На Кубани их на руках носили. Если у батюшки не было машины, вся станица причитала, как же так. А здесь даже не было верующих, ходивших в храм. Поэтому матушкам было очень сложно противостоять атеизму и кощунственному отношению к Церкви. Но рядом с монахинями ничего такого не было. Огромный подвиг совершался примером их собственной жизни. Верующие сегодня считают себя избранными, а остальных людей называют грешниками. Но матушки трудились вместе со всеми в колхозе и находили время поработать Господу. Их проповедь – молитва, душевное спокойствие, отсутствие ругани и мата – образец достойных христианских женщин-молитвенниц. Они носили доброе сияние благодати в себе. Это мне очень нравилось. Матушки иногда приглашали меня на именины и праздники. Рядом с ними всегда было легко на душе, от них исходило что-то доброе и неосуждающее. Иногда с верующими единомышленниками тяжело, но с ними было не так, хотя их духовный опыт и мой были несравнимы. Их традицию личной веры я стараюсь реализовывать, благодарю их за духовный опыт и тихую радость, на которой все и стоит.

http://radonezh.ru/2022/03/10/protoierey...

Л.317   какого курса ему держаться. Выше при описании беспорядков 1901 г[ода], я уже говорил, что Пр[еосвяще]нный нисколько не старался поддержать ректора и всецело следовал взглядам тогдашнего губернатора Князева , обвинявшего семинарскую администрацию в грубом обращении с учениками. 1905–1906 годы показали его, как человека не устойчивого, готового во всем «держать нос по ветру». Преосвящ[енный] Алексий любил обставлять церковные службы торжественностью. Служил он хорошо, любил хорошее пение и его хор под руководством Вилинского был в то время не хуже, если даже не лучше семинарского. Сановитая фигура преосвященного производила во время служения выгодное впечатление. Часто говорил проповеди, слушавшиеся богомольцами охотно. Вспыльчивы и раздражительный, преосвящ[енный] Алексий редкую службу совершал спокойно. Особенно при таком неуравновешенном архиерее тяжело было служить ключарю кафедр[ального] собора. Все время пребывания на Вологод[ской] кафедре еп[ископа] Алексия ключарем был священник И.И. Белков, от которого приходилось слышать много рассказов о Пр[еосвяще]нном, за время пребывания его в Вологде. Я не буду передавать эти рассказы, из которых некоторые Л.317 об.   имеют чисто анекдотический характер. Низшие члены причта особенно трепетали пред еп[ископом] Алексием. Да что говорить о низших членах, когда архиерей делал резкие замечания даже такому лицу, как кафедральный протоиерей Н. Е. Якубов! Насколько Пр[еосвяще]нный был иногда не выдержан, вспыльчив и неразборчив в действиях и выражениях видно, например, из такого случая. Во время крестного хода в Преполовеньев день кафедр[альный] протоиерей от Спасского собора, где была остановка, должно быть по забывчивости, направился не по тому направлению, которое указано было в наряде. Пр[еосвяще]нный, шедший сзади протоиерея, закричал, не стесняясь как сопровождавшего крестный ход духовенства, так и публики: «О. протоиерей, о. протоиерей, тут-то что, тут-то что», тыча при этом в свою голову. Если таково было обращение архиерея с почтенным и заслуженным старцем, то что говорить об отношении его к другим духовным лицам, стоявшим несколько ступеней ниже кафедр[ального] протоиерея? Вот и еще

http://bogoslov.ru/article/6176126

К 30 августа 1882 г., дню тезоименитства Государя Императора Александра Александровича, окончена была кирпичная кладка строящегося храма. Радость всех крестьян и жителей Троицкой слободы – неописанная. Излиянию чувств благодарности новому председателю за энергичную его деятельность не было границ. Всеобщая радость как строителей, так и крестьян возвысилась еще от того, что окончание кирпичной кладки храма совпало со днем св. благоверного князя Александра Невского, именем которого называется самый храм, и со днем тезоименитства Государя Императора Александра Александровича. Случайное ли то было совпадение обстоятельств, или преднамеренно работы ускорялись в виду такого дня, только радость всех переполнила сердца верноподданных и выразилась в особенном торжестве. – После божественной литургии совершен был крестный ход к часовне, устроенный близ вокзала железной дороги в память чудесного спасения жизни в Бозе почившего Мученика-Царя 4 апреля 1866 года, где совершен был благодарственный молебен Господу Богу о здравии и благоденствии Государя Императора Александра Александровича. После молебна провозглашено было многолетие Государю Императору, Государыне Императрице, Государю Наследнику и всему Царствующему Дому. На молебне присутствовали гражданские и военные чипы Несвижского Гренадерского полка; полный парад войска, с музыкою, при громадном стечении народа. Под влиянием чувств радости, председатель Комитета Хрущов устроил закуску для гражданских и военных чинов; а нижним чинам поднесли по чарке вина и дали по белой булке и фунту говядины на каждого. Начальник Несвижского полка провозгласил тост за Государя Императора. Громкое, одушевленное «ура» раздалось повсюду. В свою очередь и председатель Комитета провозгласил тост за Государя Императора, и он встречен радостно-восторженным «ура». Потом следовали тосты за командира полка, офицеров и целый полк; а также за строителя храма и жителей слободы. О таковом торжестве рапортом донесено г-ну Начальнику губернии, с тем чтобы он представил на усмотрение г-на Министра Внутренних Дел. Последний счел своим священным долгом повергнуть к стопам Его Императорского Величества такое выражение верноподданнических чувств. По всеподданнейшем докладе об этом, Государю Императору благоугодно было благодарить обывателей Троицкой слободы, о чем и уведомлены были отношением из Канцелярии Рязанского Губернатора, от 17 сентября 1882 г. за 4.253, следующего содержания:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

— Дядюшка, если будет война, я пойду за ранеными ухаживать… Ей Богу, пойду, — быстро проговорила Даша и сама улыбнулась на свою дикую мысль. — Глупая ты, Даша… Недаром тебе от наших баб достается. Виданное ли это дело, чтобы девчонка на войну шла? Да если бы ты близко увидела сражение, ты бы от страху умерла. Глупая, как есть глупая! Зря говоришь и беду накликаешь… Старый матрос выкурил трубку, выбил пепел, поднялся, кивнул Даше головой и, усмехаясь, пошел дальше. Девушка опустила голову и глубоко задумалась. А беда действительно была не за горами. Она подошла грозная и негаданная. Первого сентября 1854 года около крымских берегов показался огромный неприятельский флот. Неожиданность этого появления не дала возможности опомниться окрестным жителям и собраться уехать. Переполох в Севастополе и окрестностях был ужасный: готовили корабли с орудиями, с провиантом, со снарядами; стойко собирались встретить врага солдаты и матросы. В Севастополь прибыл сам адмирал Корнилов с подкреплением. Вокруг города был совершен крестный ход, и Корнилов обратился к войскам с горячею речью: — Знайте, ребята, отступления не будет, и если кто услышит, что я скомандую отступление, — пусть меня заколет!.. С необыкновенным оживлением были приняты слова Корнилова. — Умрем за родное место! — отвечали севастопольцы. Всюду закипела спешная работа: открылись все морские запасы доков, и с кораблей повезли пушки, цистерны, снаряды, лес и прочее. Работали, так сказать, не переводя дыхания. В Сухой Балке также все кинулись к бастионам. И старые и малые старались помогать своим же родным матросикам, — кто отцу, кто сыну, кто брату… Кто имел лошадь, отдал ее на бастион возить снаряды и землю; дети таскали лопаты; женщины работали дни и ночи наравне с мужчинами. У каждой на уме были ребятишки, свой угол, кой-какое добро, нажитое тяжелыми трудами, и сжималось сердце несчастных при мысли, что неприятель может разорить и истребить все. Даша ходила как потерянная, тоже работала и часто плакала. Женам матросов иной раз даже досадно становилось: «Чего Дашка-то ревет?! Ей не о ком убиваться».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

XIV. Речь пред началом молебна по случаю 4-ой годовщины Казанского общества хоругвеносцев 18 . О пользе, приносимой обществом хоругвеносцев Я очень был рад, когда узнал, что в Казани есть общество хоругвеносцев. Вполне сочувствуя процветанию общества, я вошел в члены оного и теперь считаю его своим. Главная цель общества хоругвеносцев служить благолепию крестных ходов. Об этих крестных ходах в древние времена христианства и речи не могло быть: тогда благочестивые христиане не могли открыто отправлять и служб церковных. Но когда православная вера восторжествовала над неверием и сделалась господствующей, крестные ходы являются выражением этого торжества. Крестные ходы нигде не совершаются столь часто и с такой торжественностью, как у нас в России. Какую величественность и благолепие придает крестное шествие нашим церковным торжествам! Несколько лет тому назад мне пришлось быть в Москве в октябре месяце и я был очевидцем редкого, можно сказать, торжества: совершался, в воспоминание изгнания французов из Москвы, крестный ход из кремлевских соборов вокруг всего Кремля. Какое неотразимое глубокое впечатление произвело на меня это торжественное благолепное шествие со святыми иконами и хоругвями, которые несли хоругвеносцы – члены известного всем московского общества хоругвеносцев, в особых присвоенных им костюмах! В недавнее время открыты общества хоругвеносцев в северной столице Петербурге и других городах России. Но Москва служит светочем православия и средоточием церковных торжеств. Казань во многом напоминает Москву; и здесь я вижу благочестивых граждан, сильно ревнующих о благолепии храмов Божиих и о крестных ходах. Это многолюдное собрание, которое я вижу здесь, ясно свидетельствует об этом благочестии граждан богоспасаемого града Казани. Казанское общество хоругвеносцев имеет своей целью служить, как я сказал, устроению благолепия крестных ходов, совершаемых у нас в Казани, заботиться об устройстве новых хоругвей, а с умножением средств и о благолепии храмов Божиих. Цель эта святая и нельзя не сочувствовать и не содействовать ее осуществлению. От души желаю, чтобы Казанское общество хоругвеносцев развивалось и утверждалось, и я всегда буду оказывать нужное содействие его процветанию. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   «Молитвенный дом во имя святителя Феодосия Черниговского открыт по распоряжению и благословению... экзарха Грузии Высокопреосвященнейшего Владимира в районе г. Тифлиса, заключающем в себе Колючую, Артиллерийскую и Московскую балки, Хлебную горку, а также Грузинский и Габаевский переулки. Причиной к его открытию послужил крайний упадок религиозно-нравственной жизни православных обитателей данной местности, из которых большая часть принадлежит к бедному рабочему люду, лишенному в свободное от труда время возможности иметь какие-либо разумные развлечения и отдающемуся вследствие этого праздному и губительному разврату во множестве находившихся здесь кабаков, пивных и тайных притонов... Дошло до того, что по Колючей Балке не было возможности (в особенности для женщин) пройти даже днем, в праздники же дело становилось еще хуже, так как непечатная брань и самые грубые оскорбления угрожали всякому, рискнувшему проникнуть в эту забытую балку. Невыносимые условия существования побудили многих домовладельцев этой несчастной местности обратиться в 1896 году в Городскую управу с просьбой об уменьшении числа кабаков, ограничении разврата и улучшении санитарного состояния. Торжественное открытие молитвенного дома состоялось 8 декабря 1896 года после литургии, совершенной в Иоанно-Богословской церкви отцом инспектором Тифлисской Духовной семинарии иеромонахом Гермогеном в сослужении отца Н. Покровского. По окончании литургии из церкви направился в Колючую Балку крестный ход, который был сопровождаем массой прихожан, сочувственно относившихся к этому доброму делу. По прибытии на место, в дом г-жи Зосиберг, предоставившей бесплатное помещение для устройства молитвенного дома, торжественно был отслужен молебен с водоосвящением святителю Феодосию Углицкому, Черниговскому чудотворцу. Здесь же отцом Гермогеном произнесено было... слово о духовной благотворительности и духовном врачевании. Таким образом, религиозная и нравственная жизнь была теперь возжжена в самом мрачном уголке г. Тифлиса, но скромное помещение в две комнаты очень скоро оказалось недостаточным для служения всем нравственным нуждам населения, и в том же здании постепенно, с благословения Владыки-экзарха были наняты еще пять комнат, а именно: одна для помещения церковника (он же и псаломщик и оберегатель молитвенного дома), другая для бесплатной народной читальни и библиотеки, третья для иконописной мастерской, четвертая и пятая для временного приюта и призрения крайне бедных и больных.

http://fond.ru/kalendar/499/konstantin/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010