Вскоре на этом месте открылся родник, вода которого обладала целительной силой. Люди приходили и припадали к этой земле, к этому месту, молились, клали поклоны, исцелялись водой. До революции все жители Никольского и Васильевки каждый год в девятую пятницу по Пасхе совершали торжественный крестный ход к месту явления Божией Матери, молились, освящали воду, купались в реке. Крестный ход начинался из двух храмов, а потом сливался и все вместе шли на святое место. Это был большой праздник, которого ждали целый год. После революции селяне сохраняли эту благочестивую традицию. Но безбожники запретили крестные ходы. Однако самые стойкие в вере селяне даже в страшные 30-е годы ходили на источник и молились там ночью. Среди них была и девица Харитина, бывшая в конце 1980-х годов церковной старостой Васильевского и Никольского храмов. Потом источник решили уничтожить: засыпали и забетонировали. Но в памяти людской хранилось предание о нем, и когда отец Савватий узнал об этом, он возобновил и этот праздник, и крестный ход, и почитание Божией Матери на этом святом месте. Почему это явление произошло в селе Никольском? Почему на берегу реки? Одному Богу известно... Нам же ясно одно: земля села оказалась достойной явления Матери Божией. Может быть, это было предуказание о великом будущем этого скромного, глухого села. Место это действительно можно назвать довольно глухим, так как находится оно в стороне от больших дорог и транспортных магистралей. До ближайшей железнодорожной станции Велико-Анадоль отсюда 13 километров, а до районного центра города Волновахи и все 25. В нескольких километрах расположены шахтерский город Угледар и угольная шахта. Село Никольское даже не отмечено на некоторых картах, так что порой паломники на автобусах и автомобилях с трудом находят дорогу, плутая по окрестным дорогам. «Решили загнать его в такое место, – вспоминала схимонахиня Фомаида, – куда транспорт не ходит. Проходного транспорта нет: туда уж к нему никто не приедет...» Однако надежды гонителей не оправдались. Хоть и на перекладных, с пересадкой, а все равно поехали батюшкины чада к своему духовному отцу и руководителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мой папа был похож на своего отца. Человек советской закалки: коммунист, передовик производства, работал старшим мастером в кузнечном цехе на заводе имени XX партсъезда, суровый, немногословный. По его понятиям, в храм ходят одни старухи, и он искренне не понимал, почему я, студентка, молюсь и посещаю церковные службы, считал, что меня «попы одурили и забили мне голову чепухой». В течение нескольких лет мой день рождения проходил довольно своеобразно. Я родилась 2 июня, а 3 числа начинается Великорецкий крестный ход. Итак, 2 июня у нас собирались гости, и в разгар праздника я решалась просить папу, чтобы он отпустил меня в крестный ход. Отец сурово и категорично говорил: «Нет!». Я продолжала просить, невольно начинала плакать, мама и гости тоже начинали уговаривать отца, и в итоге тот уступал. Вообще, если он заставал меня молящейся, всегда ругался и очень злился. А вот когда папа тяжело заболел, то совершенно изменился. Он оказался в ситуации для него непривычной. Всю жизнь был здоровым, крепким силачом, не бывал на больничном, всей родне помогал, привык, что на него надеялись, и вдруг в 52 года стал беспомощным: его посещали нестерпимые боли, и он полностью зависел от других. Папа очень смягчился, мы с ним беседовали о Боге, душе. Он внимательно слушал, когда я читала вслух молитвы, несколько раз исповедовался и причастился, а затем мирно ушёл в вечность. На примере деда и отца я ясно увидела, как Господь любит каждого человека, как Он всё устраивает для того, чтобы люди, всю жизнь Его отталкивавшие, в итоге открыли бы Ему свои сердца. «Я поняла, что педагогика на моём пути неизбежна»      – Быть педагогом – это призвание? Когда вами был выбран этот непростой путь – учить детей? Ощущали в этом Промысл Божий? Сейчас я точно могу сказать, что преподавание – особый крест и жизнь на уровне подвижничества – После окончания одиннадцати классов общеобразовательной школы нужно было делать выбор. Меня интересовала психология, но тогда в Кировском педагогическом институте был факультет химии и психологии, а так как от химии я была далека, то и о психологии решила пока не думать. В старших классах у нас очень талантливо преподавали историю. Сначала студентка на практике, затем молодая учительница так мастерски организовывали уроки, устраивали коллоквиумы, давали интересные конспекты, что история мне очень полюбилась, и я решила стать историком и работать, например, научным сотрудником в архиве, ездить в экспедиции, но при этом не собиралась преподавать в школе. Было понимание, насколько это непростой труд. Сейчас я точно могу сказать, что это особый крест и жизнь на уровне подвижничества.

http://pravoslavie.ru/155759.html

И затем совершается самое Крещение: Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. И три погружения. После этого крещаемый облачается в белую одежду, которая означает, как ясно из ее цвета, чистоту, очищенность. А следующее действие – крестный ход. Крестный ход совершается в церкви в разных обстоятельствах, но в пределах самого храма три раза мы его видим очень значительным: после Крещения, во время венчания и во время рукоположения в дьякона или в священника. В данном случае человек как бы погрузился во Христа, приобщился Его чистоте, вернее, Христос Его очистил, и теперь человек призывается Христом быть Его последователем, то есть не только учеником, который будет сидеть у Его ног, слушать Его мудрые и спасительные слова и наслаждаться ими, но таким учеником, который услышит слово и мгновенно начнет его исполнять, который будет идти за Христом, куда бы Христос ни шел, куда бы Он ни повел. И это очень важный момент. Мы берем на себя не то что обязательство (обязательство – вещь формальная), мы берем на себя реальность нашего соотношения со Христом. Он пришел на землю по неистощимой, неописуемой любви к людям, Он пришел Свою жизнь отдать для того, чтобы другие могли жить, Он пришел нам путь указать. Но, с другой стороны, когда Он нас зовет строгим словом, устрашающим порой словом, когда Он говорит Своим ученикам: Я вас посылаю, как овец среди волков ( Мф.10:16 ), Он одновременно напоминает нам о том, что Он –Пастырь Добрый ( Ин.10:11 ). А пастырь – это тот человек, который имеет заботу о своем стаде и который идет впереди овец, раньше чем они пойдут по пути, обеспечивая их безопасность. И вот три раза мы обходим купель, и это хождение вокруг купели обозначает наше хождение изо дня в день и вплоть до самой вечности за Христом Спасителем. Он никуда нас не зовет, куда Сам не сошел, Он ни к чему нас не призывает, чего Сам не был готов исполнить, вернее, уже не исполнил нашего ради спасения. И это очень важно, потому что если мы крестились всерьез, то есть не для того только, чтобы Христовы дары нам были даны, но для того, чтобы стать учениками и последователями Христа, то мы должны понять, что теперь пришло время нам самим идти, куда бы Он нас ни повел. Это не всегда значит трагедию, но значит готовность просто следовать за Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Старообрядцы Крестятся двумя перстами и совершают Крестный ход по часовой стрелке 24 ноября, 2012 Крестятся двумя перстами и совершают Крестный ход по часовой стрелке История о тех, кто не принял Церковные реформы Кто такие старообрядцы? Старообрядцы – это особая религиозная группа со своей уникальной культурой, обычаями и укладом жизни. Они придерживаются Православной церковной традиции, но с XVII века идут по собственному пути. Их история началась с непринятия реформ и принятых постановлений на церковных соборах 1650—1680-х годов. Эти реформы привели к расколу Церкви и появлению старообрядцев, со временем течение стало неоднородным и также распалось на разные группы. Основное разделение старообрядцев: Беспоповцы также делятся на разные ветви: Беспоповцы, в отличие от поповцев, считают, что институт священства не имеет божественной благодати, поэтому в нем нет необходимости. Взгляды ряда беспоповцев схожи с Протестантизмом. Они считают, что только Иисус Христос знает о том, как Спасти человека, и от самих верующих в вопросах Спасения почти ничего не зависит. Из Таинств и обрядов они оставили только Крещение. Староверы из села Тарбагатай Республики Бурятия. Фото: Аркадий Зарубин История старообрядцев Церковная реформа в ходе которой появились старообрядцы была во многом продиктована политическими мотивами. Царь Алексей Михайлович в 1653 году присоединил Левобережную Украину, где христиане придерживались греческого обряда, отличавшегося от русского. Реформы были попыткой сформировать общий обряд с сохранением русской и греческой традиций. Был и ряд других не столь существенных изменений. Однако для многих православных людей это было предательство привычной традиции, они не принимали греческую традицию и не желали мириться с изменениями, сделанными в угоду тем, кто ее придерживается. Так возник раскол, раскольников объявили еретиками. Лидером старообрядцев стал протопоп Аввакум, нетерпимый правдолюбец. Он выступил против реформы Патриарха Никона и вместе со своими единомышленниками подвергался гонениям. Так, из-за изменения иконописного канона, верующим велели сдать иконы и поменять на новые. В дома старообрядцев врывались, чтобы отобрать иконы силой или даже разломать их.

http://pravmir.ru/staroobryadcy/

Между тем с театра военных действий начали прибывать в Москву массы раненых и умирающих воинов. Улицы Москвы оглашались стонами этих несчастных, вид которых невольно исторгал слезы у всех, встречавшихся с ними. И вот, чтобы несколько поднять дух Московского народонаселения, смущенного грустною, тяжелою картиною претерпеваемых воинами страданий и вместе с тем, чтобы возбудить надежду на высшую помощь, преосвященный Августин в самый день Бородинской битвы совершает крестный ход вокруг Кремля, Китая и Белого города. При громадном стечении молитвенно настроенного народа, в этом ходе были несены св. иконы Владимирской Божией Матери, Иверской, а также Смоленской, недавно принесенной в Москву из Смоленска, и во время шествия этой процессии не один раз можно было слышать среди богомольцев умиленные возгласы, исходившие из наболевших сердец: Матерь Божия, спаси нас! От Сретенских ворот до Арбатских крестный ход шел между двумя рядами обозов с ранеными и умирающими воинами. Они с умилением «крестились на отрадные для страдальцев знамения веры и благочестия и с жадностью принимали окропление св. водою» 29 . Указанные обозы с ранеными воинами направлялись в Лефортовский дворец, где был устроен военный госпиталь. Этот дворец, число обитателей которого еще более увеличилось после Бородинской битвы, был истинным домом скорби, плача, страданий, смерти. Многие, конечно, получали здесь более или менее удовлетворительную врачебную помощь и, хотя искалеченные, были сохраняемы для дальнейшей нерадостной жизни, но не мало было и таких, для которых Лефортовский дворец был последним этапом их земного странствования. Эти жертвы долга и любви к отечеству умирали здесь вдали от родины и родных, всеми как бы покинутые и забытые... Но о них помнил, им всей душой сострадал преосвященный Августин и в то время, когда врачебные пособия для их тела были уже совершенно не нужными, несчастные неожиданно получили высокое духовное утешение, наполнившее великою, неизъяснимою радостью их измученные сердца... 31 августа, по распоряжению преосвященного Августина, в Лефортовский дворец прибыл архимандрит с иконами Иверской и Смоленской Божией Матери. Был отслужен молебен с водоосвящением. И затем – вот умилительное зрелище! Раненые «с усилием оставляли свое скорбное ложе и, лишенные ног, ползли или тащились на костылях, чтобы приложиться к означенным иконам и получить окропление св. воды» 30 . Уже в полночь св. иконы возвратились в места своего постоянного пребывания. Страдальцы, казалось, не хотели расстаться с посетившею их святынею, принесшею им мир, радость и нравственное успокоение...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

Закрыть itemscope itemtype="" > Когда Луч Звезды как прожектор 30.06.2008 550 Время на чтение 12 минут Завершён, задуманный как явление грандиозное, Крестный ход " Под Звездой Богородицы " , выявив многие болезни современности. Во времена советской старины был забавный мультик про Бабу Ягу, которая, дабы олимпийский медвежонок не добрался до Москвы и Олимпиада-80 не состоялась, учиняла Мише, с привлечением родственных ей сил - Кощея Бессмертного и Змея Горыныча - разнообразные пакости. Мультфильм невольно вспомнился при взгляде на то, с чем пришлось столкнуться крестному ходу " Афон-Москва " , одному из восьми лучей вселенского крестного хода " Под Звездой Богородицы " . О " недоразумениях " , возникавших в первой половине пути, читателям " РЛ " известно . Пришло время сказать и о некоторых " недоразумениях " , сопровождавших дальнейшее продвижение Афонского (Одесского) луча на пути к Москве. СЛОВО, ДЕЛО, МОЛИТВА В начале рассказа припомним, что основополагающим документом Хода является Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, обнародованное на Вознесение 2007 года. В Послании, обращённом к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с открытием Международной духовно-просветительской программы " Под звездой Богородицы " , говорится: " Восемь крестных ходов, символизирующих собой лучи этой Звезды, выйдут из шести городов нашего Отечества: Владивостока, Барнаула, Якутска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга и Архангельска, а также двух центров Вселенского Православия - Иерусалима и Афона. Пройдя по всей территории России, передавая как великое сокровище из рук в руки, освящающие нашу землю святыни, несомые совершителями шествия, участники будут молиться о России и её народе, устанавливать поклонные кресты, и, преодолев десятки тысяч километров, сойдутся в Москве в июне 2008 года " . Ведь очевидно, что благословение Святейший дал именно на пеший крестный ход? Да попросту другого толкования такие слова как " выйдут " , " пройдя " , " несомые совершителями шествия " , " сойдутся " не дают. Кстати напомним здесь и о том, что на сайте программы " Под Звездой Богородицы " также идёт речь именно о пешем крестном ходе (см. http://www.anflag.ru/participation__.html), там присутствует призыв ко всем желающим: " Присоединяйтесь к пешему крестному ходу на любом удобном для Вас маршруте " . К пешему. А об ограничении числа крестоходцев - ни звука. Наоборот: " Присоединяйтесь... на любом удобном для Вас маршруте " . Местоимение " Вас " - с большой литеры, то есть как бы с уважением к читателю сайта и лично к потенциальному участнику крестного хода.

http://ruskline.ru/analitika/2008/06/30/...

К сожалению, многие люди составляют себе представление о событиях церковной жизни по газетам и телевизионным новостям, которые далеко не всегда бывают объективны. Недавно я видел сюжет по каналу НТВ о Крестном ходе с Тихвинской иконой. Основное содержание видеоряда, который по времени продолжался менее минуты, заключалось в том, как внутри Крестного хода несколько человек переругались между собой, и какая в нем стояла давка. Возвращение в Россию Тихвинской иконы – это историческое событие, Крестный ход, в котором шли тысячи людей, вместе с молебном продолжался более трех часов, и из всего этого времени корреспонденты НТВ выбрали для показа именно такую картинку. Ничего лучшего они не смогли или не захотели увидеть. – Что бы Вы могли посоветовать фотографам, которые приходят снимать церковные события? – У меня есть правило, которого я неизменно придерживаюсь – не существует такого снимка, ради которого стоит мешать богослужению. Как бы не был уверен автор в том, что он снимет выдающийся кадр, все равно надо соблюдать церковный этикет и всегда помнить, что если мы находимся на богослужении, то это – самое главное. – Осознавать себя фотолетописцем истории Русской Православной Церкви почетно или ответственно? – Почетно и ответственно. Когда я был маленьким, то видел фильм о Петре Первом и запомнил кадр: царевна Софья выходит из Успенского собора. В те времена и думать было немыслимо, что в Успенском соборе будут проводиться богослужения, и я буду на них присутствовать и тем более фотографировать Патриарха. Сейчас это происходит, совершаются службы в Успенском соборе, где служили все Патриархи и митрополиты Московские. На мой взгляд, каждая такая служба – это событие истории Русской Православной Церкви XXI века. Ведь многие уже забыли, что практически целое минувшее столетие религиозная жизнь была под запретом, а сейчас ее возрождение идет на наших глазах. Просто мы не отдаем себе отчет в том, что происходит, для многих чудо становится обыденной реальность. Ну, построили храм, ну, принесли в России Тихвинскую икону, и что тут особенного? А ведь все это история, которая совершается на наших глазах. Наши дети и внуки будут потом интересоваться: как это все происходило? Когда двадцать лет назад мне не присваивали офицерского звания и вынуждали вступить в этот несчастный комсомол, кто бы мог подумать, что мимо Кремля по Красной площади когда-нибудь пойдет крестный ход с хоругвями и иконами? Кто бы мог тогда такое предположить? Слава Богу, сейчас это стало возможным, но мы должны быть очень внимательны к происходящему. Надо запоминать, как происходило возрождение церковной жизни, потому что потом надо будет рассказать об этом, чтобы наши потомки все это представляли себе, понимали, каких трудов и усилий это стоило.

http://pravoslavie.ru/4576.html

Жители Иркутска намерены совершить кругосветный крестный ход Иркутск, 2 сентября 2011 г. Морской кругосветный крестный ход по местам служения святителя Иннокентия намерены осуществить жители Иркутска, сообщает агентство «Благовест-инфо». Святитель Иннокентий (Вениаминов), первый епископ Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки, родился в деревне Анга Качугского района Иркутской губернии. «Сегодня имя нашего выдающегося земляка, миссионера, просветителя и государственного деятеля практически забыто, – говорит инициатор кругосветного крестного хода протоиерей Евгений Старцев. – Нам хотелось привлечь внимание к его личности, и мы решили, что хорошим средством для этого может стать путешествие с крестным ходом по местам его служения – Командорским и Алеутским и островам». Отец Евгений – настоятель иркутского Харлампиевского морского храма, получившего свое второе название благодаря тому, что именно здесь до революции получали благословение моряки, уходившие в плавание. В июле этого года был осуществлен первый этап большого похода, – путешествие из Петропавловска-Камчатского на Командорские острова: шесть человек на небольшой парусной яхте прошли 900 миль. На острове Беринга они установили поклонный крест, побывали на могилах Витуса Беринга и основателя иркутского Харлампиевского храма купца Емельяна Югова. На будущий год настоятель морского храма планирует пройти из Петропавловска-Камчатского до Сан-Франциско. Путешествие будет кругосветным: ведь и сам апостол Америки и Сибири святитель Иннокентий в путешествовал из Ново-Архангельска, расположенного на острове Ситхе в Северной Америке, до Петербурга. За несколько лет этапами преодолевая этот маршрут, отец Евгений планирует оказаться в северной российской столице в 2015 году. Принять участие в походе хотят многие жители Иркутска. Присоединиться может каждый, обратившись к настоятелю Харлампиевского храма. Например, поход 2012 года займёт 65 суток, но современный человек – даже священник – не может позволить себе столько времени находиться в путешествии. Поэтому экипаж яхты будет периодически меняться. Женщин на борт не берут. 2 сентября 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/48430.html

—  В «Царские дни» в Храме-на-Крови  совершается череда богослужений, главное из которых Божественная литургия в ночь с 16 на 17 июля. Это сердцевина памятных дней, — пояснил митрополит Евгений. —  Крестный ход, завершающий насыщенную богослужебную программу, это как выдох после продолжительного вдоха, когда совершаются молитвы. По мнению Владыки, в текущем году обращение к памяти святых страстотерпцев – это путь нашего национального самосознания. Не все могут встать в строй на защиту Отечества по разным причинам, но молиться за наших воинов, за Отчизну, за победы на ратном поле, помогать неимущим мы можем здесь и сейчас. —  В прошлом году мы жили под знаком заразы, которая изменила ход нашей жизни, и помним, в какой непростой обстановке верующими  совершалось молитвенное шествие . В этом году нет ограничений, которые помешали бы нам прийти и стать участниками этого события. Это не только возможность, это шанс, упустить который будет большим промахом в нашей духовной жизни, — пояснил владыка. Есть множество свидетельств тому, что молитва, совершаемая на ночной службе и на крестном ходе, очень действенна. Архипастырь подчёркивает особенное значение «Царских дней» в текущей международной обстановке. —  Это очень важно сейчас собраться и обратиться к Богу с молитвой о прощении наших грехов, за которые нам попущено это кровопролитие. И чтобы нашлось свое решение этой беды не в каких-то полумерах, а чтобы произошло изменение в сознании людей по этой молитве. И так каждый получит ответ внутри себя, — сказал митрополит. Он вспомнил, что в начале Первой мировой войны было множество неудачных боев, и Государь Николай Александрович был вынужден сам выехать на фронт и возглавить ставку командования. Тогда кардинально изменилась ситуация в военных действиях. По мнению главы Екатеринбургской митрополии, нам нужна такая же вера, такое же чувство державности. О почитании и останках святых страстотерпцев Отдельно удалось обсудить с Владыкой Евгением, почему следствие о так называемых екатеринбургских останках стало столь резонансным для общества.

http://ruskline.ru/opp/2022/07/12/mitrop...

XIV. О крестных ходах Сколько радуется сердце истинного христианина, когда совершаются в его городе или селении крестные ходы, столько же печалится сердце иудея, если пред его лицом нечаянно пронесут «кресты». Беда впрочем не в том, что для иудеев, нетерпящих Креста, как и отцы их нетерпим крестный ход; но я боюсь за вас, братия мои. Признаюсь, я и сам был поражен каким – то необъяснимым страхом, когда в первый раз увидел крестный ход, когда в городе Вольске пронесли несколько святых икон, сопровождаемых крестами и хоругвями. Однако, как христианин, я присоединился к шествующей процессии, видя, что народ так горячо и усердно молится: не понимая, в чем дело, я решился спросить об этом шедшего рядом гражданина, который, взглянув на меня, с удивлением сказал: «вы, кажется, видите, какая у нас засуха в нынешнее лето; весь хлеб должен от зноя погибнуть: вот поэтому – то и делается крестный ход; православные помолятся, – и Господь, может быть, услышит нашу молитву и пошлет дождь, который так нужен для орошения полей». Я, грешный, усомнился и подумал: мудрено что – то, чтобы крестный ход, в такое хорошее и ясное время, мог низвести дождь на землю, – и мало того, я не только помыслил, но еще решился высказать свое мнение шедшему рядом со мною: «едва ли будет сегодня дождь». – «Да, пожалуй, ответил он, особенно если будем разговаривать во время крестного хода, но если помолимся Господу Иисусу усердно, как следует христианам, то можно смело надеяться, что Он, милосердый, услышит нашу молитву и по ней даст нам и дождь». Сказав это, он обратился к церкви, мимо которой проходили в это время с крестами, и начал креститься. Молились и другие православные у церкви. Не успели мы пройти площадь, как солнце вдруг скрылось, а затем откуда ни взялась туча и, спустя минуть десять, стал накрапывать дождь и с каждой минутой все сильнее и сильнее шел он, так что молящиеся (из маловерных?) должны были разойтись по домам. Спутник мой взял меня за руки и сказал: «ну что, вы теперь, батюшка, верите, что у Христа все возможно?» – От души теперь верую, сказал я.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010