Уделяя главное внимание коллегиуму, преосвященный Самуил не отказывался и от подготовительных братских школ, открытых епископом Петром (Смеличем, † 1744), но ко времени служения преосвященного Самуила прекративших свое существование. По просьбам духовенства епископ Самуил разрешил вновь открыть подготовительные школы, и не только в прежних, но и в других местах. Причем, разрешая открывать школы, он требовал, чтобы они имели направление славяно-российское. Однако, несмотря на существование в епархии учебных заведений, образованного духовенства не хватало. Особенно печально было то, что и образованные священники нерадиво относились к своим обязанностям, почти не проповедовали в храмах слово Божие. Такое нерадение священства к исполнению важной обязанности их звания глубоко огорчало архипастыря, и он был вынужден строгими требованиями возбуждать их к просветительской деятельности. При епископе Самуиле была расширена архиерейская власть по отношению к приходскому духовенству, т. е. выборное начало в приходах стало терять свою силу. Возвышая свою власть над духовенством, епископ Самуил в то же время всегда был близок к нему, особенно к бедным духовного звания. Деятельность преосвященного Самуила коснулась и монашеской жизни. Во избежание нареканий на монашество, он своим указом от 24 апреля 1769 года запретил монахам занимать должности приказчиков и управителей в монастырских имениях и рекомендовал назначать на эти должности людей светских, достойных и способных к выполнению порученного дела. Вторым указом епископ Самуил запретил без излишней надобности выдавать отпуска монахам. Со строгостью преследовал архипастырь показное, лицемерное благочестие и самочиние в духовной жизни, ведущие к соблазнам среди простого народа. В то же время он благосклонно относился к благочестивым народным религиозным обычаям и оказывал при необходимости свое содействие. Так, когда из-за ссоры двух монастырей был запрещен крестный ход с иконой Знамения Божией Матери, в котором местные жители находили для себя духовное утешение, преосвященный Самуил обратился в 1770 году в Святейший Синод с прошением возобновить совершение крестного хода. Это прошение при нем удовлетворено не было, и крестный ход стал совершаться вновь только в 1790 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архив Пн Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с участниками VII Международного фестиваля «Вера и слово» 26 октября 2016 г. 11:20 25 октября 2016 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя г. Москвы состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками VII Международного фестиваля «Вера и слово». Хотел бы сердечно всех вас приветствовать. Рад тому, что вы в столь большом количестве собрались сегодня здесь, в Храме Христа Спасителя. Это означает, что наша информационная работа, новаторская в истории Церкви, вступила в ту стадию своего развития, когда можно констатировать, что начальный, организационный этап уже позади, как и формулирование основных направлений деятельности. Остается еще много вопросов и проблем, что естественно для такой огромной Церкви и большого количества епархий, но тот факт, что почти 500 человек вовлечены профессионально в информационную деятельность, свидетельствует о том, что последняя действительно становится очень важным фактором церковной миссии. Прежде чем поделиться с вами несколькими мыслями относительно информационной работы, скажу, что только что посетил фотовыставку о недавнем крестном ходе на Украине. Всматриваясь в эти фотографии, я понимал, что за ними стоит. Иногда нам не хватает мужества, чтобы сказать в глаза правду, чтобы отстаивать ее перед теми, кто враждебен Церкви. Нас что-то шокирует и даже пугает. И какой же подвиг был совершен народом, который, несмотря на провокации, трудности, запреты, опасности, под дождем и под палящим солнцем шел из Святогорской лавры, из Почаевской лавры в Киев, мать городов русских, в Киево-Печерскую лавру! Я видел удивительно спокойные лица. Никакого озлобления и ожесточения, никаких политических лозунгов — крестный ход выражал саму суть Церкви, неразрывно связанную с осуществлением христианских заповедей, с жизнью по Евангелию. И если крестному ходу пытались мешать, значит, против него восстали «мироправители тьмы века сего» (Еф. 6:12), ведь кто еще мог бы в добром уме и ясном сознании противиться миссии мира? Восставали именно на духовную, молитвенную акцию, а борьба с молитвой и верой всегда проистекает от «духов злобы поднебесных». Считаю, что крестный ход в Киев был великой милостию, знаком благоволения Божия к нашей Украинской Православной Церкви, к украинскому народу и свидетельством о том, какой должна быть миссия Церкви в нашем разделенном противоречиями мире.

http://patriarchia.ru/db/text/4649311.ht...

В первые дни фестиваля его участники вытягивают бумажку с именем своего «подопечного», о котором, не открывая своего имени, должен заботиться, молиться, дарить подарки, то есть быть его «ангелом» . Но прежде этого «подопечного» нужно найти среди участников фестиваля, которых на летнем фестивале может быть более 500. Организаторы также отмечали: «Подарки не должны быть дорогими и не обязательно это должны быть подарки - иногда внимание и улыбка бывает приятнее и нужнее» . Например, в 2011 году игра в «ангелов» выглядела так: «пока фестиваль шёл, твоя задача была творить добро для своего подопечного. И вот в этом каждый был кто на что горазд — кто-то передавал через других своему подопечному купленные заранее подарки, иконы, букеты, только что собранные из полевых цветов, лимонад, который был так кстати в жаркий летний день и сладости, купленные по дороге с крестного хода. Но можно было утром обнаружить и берёзку, подаренную Ангелом своему подопечному, о чём возвещала свежая надпись на ней и даже рыбок в речке, громко названной аквариумом с письменной просьбой не вылавливать сих рыбок, так как они были подарены такому-то подопечному от Ангела. Ну и такие приятности как, например, песня в подарок — посланные от Ангела певцы окружали подопечного и дарили ему песню» При завершении фестиваля по команде организаторов происходит раскрытие «Ангелов», при этом происходит знакомство как с «ангелом», так и с подопечным. Завязавшиеся знакомства нередко переходит в дружбу. Паломничества, экскурсии и крестный ход В один из дней на летнем фестивале совершается общефестивальный крестный ход к тому или иному храму или монастырю, где все участвуют в богослужении, после чего возвращаются назад. В программе летнего фестиваля обязательно выделяется экскурсионный день. Каждый выбирает свой маршрут заранее, при регистрации на фестиваль. Цель таких экскурсий - дать возможность участникам «увидеть те святыни, те города, те красоты, которые располагаются там, которые мы, в общем, никогда не видели и вряд ли бы увидели, если бы не приехали туда. Обычно экскурсий 6-7 вариантов, участники фестиваля автобусами разъезжаются в разные точки епархии. На зимнем фестивале экскурсионных дней несколько. Экскурсии организуются не обязательно в храмы или монастыри. Это могут быть и городские музеи или какие то необычные места.

http://drevo-info.ru/articles/13678723.h...

14 августа на Земляном валу собралось ополчение, составившееся в помощь войскам. Здесь, по совершении молебна с водосвятем, Владыка, окропляя св. водою проходивших мимо его ополченцев, воодушевлял их молитвенными словами: «Господь сил с вами! Господь поборет по вас», и вместо воинскаго знамени дал им хоругвии из Спасской церкви. Уже только стоверстное с небольшим расстояние отделяло неприятелей от Москвы, они уже вступили в пределы Московской губернии, и здесь на обширном поле Бородинском наше войско, с мудрой военной тактикой престарелого Кутузова отступавшее к Москве, дало сражение войску Наполеона. В то время, когда кровопролитный бой был в самом разгаре, в Москве преосв. Августин с двумя архиереями совершал крестный ход вокруг Белого города, Кремля и Китай – города при многочисленном стечении народа. Это было 26 августа – день празднования сретения Владимирской иконы Богоматери. Вместе с сей иконой в крестном ходу были и другие чудотворные иконы Богоматери: Иверская и Смоленская. Последние две иконы 31 августа, по распоряжение преосв. Августина, были приносимы в Лефортовский дворец для духовнаго утешения положенных там больных раненых воинов. Полчища Наполеона были уже близ Москвы. Преосвященный желал увезти из Москвы все драгоценное и важное, и отправил в другие города, что только мог. Но у гражданскаго начальства было опасение возбудить в народе ропот вывозом некоторых святынь. Решение фельдмаршала Кутузова сдать Москву Наполеону без боя еще не было известно, – оно состоялось только вечером 1 сентября на военном совете в подмосковной деревне Фили, накануне вступления врагов в Москву. Преосв. Августин намеревался совершить крестный ход к Трем –горам… но ночью получил известие о решении сдать неприятелям Москву и повеление о выезде по пути к городу Владимиру с тремя иконами Богоматери 3 . Изнуренный беспрерывными трудами, волнениями и заботами Владыка с жгучею скорбью удалился из первопрестольной столицы. Вечером 2 сентября она была занята войском Наполеона. Зарево от пылавшей Москвы, по словам современников, виденное из отдаленных местностей, еще более надрывало сердце Архипастыря... 5 сентября он прибыл во Владимир, а 16-го – в Муром...

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

1)6 июля из года в год собираются огромные толпы старообрядцев у т.н. " Светлого озера " в Горьковской области. С этим озером связана апокрифическая легенда об исчезнувшем " Граде Китеже " . В 1948 году у озера было около 10 тыс. человек... ...3)На кладбище в городе Котельниче Кировской области, в так называемый праздник " семик " собирается множество людей. На могилах они совершают молебны, пьют и обедают. В 1948 году в " семике " участвовало около 10 тыс. человек. 4)В селе Подгорное Воронежской области к " святой яблоне " стекается множество народа. Летом 1948 года кем-то был пущен слух, что 15 августа к " святой яблоне " придёт " мать с двумя приросшими к ней сыновьями " . 15 августа число паломников достигло 1 тыс. человек... ...6)В селе Б.Ламовка Тамбовской области у родника " святого Тихона " 29 июня на протяжении лет проходят массовые моления. В 1948 году в них участвовали 6 тыс. человек... ...8)У " святого колодца " в селе Липяги Воронежской области в день " девятой Пятницы " собирается множество молящихся. В 1948 году у нему прибыли 2 тыс. человек... ...17)В Курской области к " святому колодцу " в т.н. " Коренной пустыне " совершается крестный ход. В связи с запрещением этого хода зарегистрированное духовенство в них не принимает участия, но верующие сами организуют Ход. В 1948 году в нём приняли участие 15 тыс. человек " . (Всего перечислен 21 пример массовых религиозных обрядов " народного христианства " , счёт на мелкие мероприятия шёл на тысячи). Власти расписывались в беспомощности перед народной стихией. И тогда на борьбу с " народным христианством " была брошена официальная РПЦ. В той же записке сообщается об этом: " Патриарх и епископат в своих письмах в Совет многократно просили о принятии административных мер к таким, как они называют, " самочинным службам " , в том числе по отношению к духовенству, совершающего " требы " без регистрации. Совет считает, что по отношению к организаторам шарлатанства надо применять ст. 123 УК РСФСР " . Смерть Сталина несколько поправила положение " народных христиан " .

http://religare.ru/2_101269_1_21.html

В доме В. И. Елагина Святейшему Патриарху были поднесены хлеб-соль от горожан. В храмах городских и подгородних сел Успенского и Глухова всенощное бдение 12 числа и Литургия на следующий день совершались архиерейским служением, проповеди произносились архипастырями Москвы. Стечение молящихся, главным образом, рабочих местных фабрик, всюду было чрезвычайное. В Богоявленском соборе служили Святейший Патриарх, митрополит Сергий и архиепископ Анастасий. За Литургией было сказано слово Святейшим Патриархом. Разъяснялось спасительное значение веры Христовой, как в прошлом, так в особенности по отношению к настоящему бедственному времени. К собору в конце Литургии 13 числа прибыли крестные ходы из окрестных сел. Потом грандиозный крестный ход во главе со Святейшим Патриархом, семью архипастырями, многочисленным столичным и местным духовенством двинулся вокруг города. Когда шествие достигло плаца, здесь на заранее сооруженном возвышении было совершено торжественное молебствие в присутствии не менее 100000 богомольцев. По обхождении города процессия возвратилась к собору, откуда отдельные крестные ходы направились обратно в окрестные села. Все торжество прошло в примерном порядке и сопровождалось религиозным подъемом, не оставлявшим сомнения в начавшемся духовном обновлении народа. После трапезы в обширном помещении местной женской гимназии Святейший Патриарх, архипастыри и представители столичного духовенства отбыли в Москву”. Отец Константин был арестован в ноябре 1918 г., после всенощной. Несколько дней батюшка содержался под арестом в Богородской тюрьме, а затем без суда и следствия был приговорен к смертной казни. По-видимому, о том, что он будет расстрелян, ему было в конце концов объявлено, так как он передал после этого из тюрьмы на волю свой наперсный крест и служебник. Священник не просил, чтобы его освободили, он знал, что осужден на смерть и был к ней готов. Не знал он только того, что злодеи, вполне испытав силу веры священника за время его пребывания в тюрьме, избрали для него казнь мучительную.

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

Видавшая виды чешская стальная «птичка» Л-410 после получасового прогрева двух моторов, натужно подвывая двигателями, отрывается от полосы и берет курс на северо-запад. Условное багажное отделение — тут же, в салоне. Страховочной сеткой прикрыты несколько баулов и коробки с вермишелью. Владельцы этого сокровища — пятеро соловчан в иноческих одеяниях. Полностью заполнены и остальные кресла: кроме меня тут пара паломников-архангелогородцев, местная жительница интеллигентной внешности и неопределенного возраста инженер-проектировщик с ноутбуком под мышкой. Вообще-то на борту есть и 11-е пассажирское место, но здесь оно предназначено для штурмана. Через полчаса полета над Онежским заливом тот привстает и, напряженно всматриваясь в сереющую даль, принимается оживленно жестикулировать вместе с сидящими впереди пилотами. Вскоре воздушное судно тормозит у сарая с гордой, еще явно советской, вывеской «Аэропорт». Дмитрий Анохин 25 августа 2017 г. 15:30 Международный хоровой фестиваль «Просветитель» стал доброй традицией валаамского лета. Но, несмотря на привычный формат третьего по счету фестиваля, у нынешнего были и свои особенности. Сквозной темой всех концертов стало 100-летие трагического 1917 года, а в качестве специального гостя был приглашен 14-летний киприот Николас Карагиоргис. Дмитрий Анохин 9 августа 2017 г. 15:00 Иринарховский крестный ход — кульминация борисоглебского лета. Это 75 км цветущих полей и усыпанных ягодами лесов. Это пять дней пути по оживающим раз в году тропинкам через мертвые, полуживые и живые села, где всё еще просвечивают искусная резьба и кружева наличников. Это обязательные остановки у храмов. Рядом с разрушенными служатся молебны, возле погостов — панихиды. В действующих проводятся вечерние богослужения и совершаются Литургии. Некоторые церкви открываются специально для крестного хода. А ведь всего два десятка лет назад началось возрождение самого крестного хода — через возрождение источника преподобного Иринарха. Екатерина Пятунина Екатерина Пятунина

http://e-vestnik.ru/tags/id741/page/4/

Была Богородица, были другие женщины. Такого иконографическое представление. Но никого других не было. Обычно это подается как некий известный евангельский факт. Поэтому, конечно, это время такое… Насчет проживания, кстати сказать, это такой опыт, и мы про это уже, собственно, говорили здесь, но, может быть, уместно вспомнить. Я был в Иерусалиме как раз на Страстной неделе. И больше всего до сих пор помню Страстную пятницу. Причем, знаете, было светлое утро, а потом к обеду из пустыни песок, как нам объясняли, из Иерусалима его ветер принес. В нем стало темно от этого. И мы шли этим крестным ходом, крестным путем, когда по традиции все проходят паломники с крестами. Этот путь же идет через торговые ряды. Было очень такое ощущение того, что ты погружаешься в этот город, которому либо наплевать на Спасителя, либо… Там очень сложно: кто-то на тебя смотрит с любопытством, кто-то с презрением,. Там разные люди, разных религий, по-разному относящиеся к христианству. При этом ты ощущаешь какое-то единство, тогда для меня было удивительно, потому что паломники же из разных совершенно поместных церквей: то доносится грузинское песнопение, то на греческом языке, то на славянском, то на арабском, все это очень сильное производит впечатление. Но для меня из этой… Мы тогда приехали, мы были на Страстной неделе, и мы уехали после Схождения огня. Но я вам честно скажу, что на меня ничто, включая Схождение огня, не произвело такого впечатление, как крестный ход по Крестному пути Спасителя в Великую пятницу. А. Митрофанова — Я как раз на прошлой неделе была в Иерусалиме. И то, о чем вы говорите, Владимир Романович, очень хорошо себе визуализирую, потому что идешь по Крестному пути, и справа от тебя какие-то сумки со скидками продают, здесь «расступитесь, пожалуйста, дайте нам какие-то фрукты провезти», здесь чуть ли не баранина какая-то, весь этот шум и гам. В. Легойда — И воспринимается это все иначе, когда ты находишься, можно в любой день прийти на этот рынок, а тут было такое ощущение… Причем это старый город, простите, что я вас перебил, но я имею в виду, что мне очень понятно то, о чем вы говорите.

http://sinfo-mp.ru/svetlyj-vecher-s-vlad...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Водосвятный молебен. Описание Картина написана в академическом стиле и выдержана по всем правилам в привычной цветовой гамме: на первом плане более темные, коричневато-зеленые краски, на среднем – зеленовато бирюзовые и золотистые тона, на дальнем – небесной-голубой. Перед нами идиллическая картина: на первом плане мы видим, как молодая девушка дает слепому нищему подаяние,  слева от неё женщина, кормящая младенца, за спиной её девочка на качелях, а чуть поодаль – молящиеся люди, окунающиеся в воду простые крестьяне. Само же действие происходит на противоположном берегу: на выстроенном помосте собралось священство с хоругвями и иконами, совершающее водосвятный молебен. За небольшим пролеском виден шпиль церковной колокольни и купола храма. В молебне участвует вся деревня. Художник идеализирует жителей, их движения спокойны и размеренны, деревья замерли, устав от летнего зноя. На небе клубятся облака – вероятно скоро пойдет долгожданный дождь, которого просят крестьяне. Благодаря тонко выписанным деталям, мастерски сделанной лессировке, картина как будто бы наполнена светом. Настроение спокойное и светлое, здесь нет заостренной социальной тематики, как у Репина или Мясоедова, для зрителя всё действо напоминает собой радостный праздник. Художник ставил своей целью передать молитвенное радостное настроение на лоне изысканного пейзажа. Даже деревня здесь выглядит немного сказочно, подобно ей и люди – деревенские жители сошли как будто бы со страниц сочинений Горация и Вергилия. История Русский живописец Иван Петрович Трутнев (1827-1912) — основатель и руководитель Виленской Рисовальной школы, академик и почётный вольный общник Императорской Академии художеств. Окончил художественную школу графа Строганова в Москве. Продолжил обучение в Петербургской академии художеств в студии батального жанра у профессора Б. П. Виллевальде. В 1858 году, заканчивая курс академии, Трутнев написал картину «Крестный ход на водоосвящение в деревне», которая был отмечена Большой золотой медалью I достоинства. Эта награда давала ему право на шестилетнее пансионерство за границей, и в 1860 году художник отправляется в длительную поездку по Европе. Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 47  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/krestnyj-hod-na-vod...

Георгиевский храм (Сосновый Бор) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Георгиевский храм в Сосновом Бору — гарнизонный храм на территории одной из воинских частей. Содержание История [ править править код ] Приход в Сосновом Бору был зарегистрирован 14 июля 1997 года и 16 июля 1999 года. Храма не было, молебны служили на квартире у Ташкиной Г. А. В апреле 2000 года командование гарнизона выделило приходу помещение бывшего магазина, в котором разместили: молельную комнату, трапезную, библиотеку, воскресную школу для детей, кабинет. Здесь регулярно служились молебны. Количество прихожан росло, собирались средства на строительство храма в военном городке. В начале 2001 года для гарнизонного храма было определено место в военном городке. В связи с тем, что военная часть (24-я бригада специального назначения) каждые полгода отправляла отряд в Чеченскую республику, возникла необходимость поездки священника вместе с отрядом. Был оборудован походный храм который в июне того же года был поставлен на месте будущего храма и в нем была отслужена первая литургия. Через несколько дней иерей Евгений Старцев вместе с отрядом спецназа вылетел в зону боевых действий, где в селении Бамут был поставлен походный храм в котором совершались богослужения и таинства. 30 сентября 2001 года место будущего храма было освящено, в закладной камень вложена капсула с частицей мощей преподобного Серафима Саровского. В июне 2002 года был заложен фундамент. Затем строительство застопорилось из-за недостатка средств. 13 января 2003 года епископ Читинский Евстафий отслужил молебен на месте строительства и возглавил крестный ход по городку. 15 января того же года было начато возведение сруба. Благодаря большой финансовой помощи Одигитриевского прихода и молитвенной помощи его прихожан в мае 2005 года строительство было завершено. Установили иконостас, который написал иконописец Максим Красиков. 25 мая 2005 года в храме была отслужена первая Божественная литургия. 27 июня того же года, в начале III Всероссийских сборов военного и тюремного духовенства, владыка Евстафий освятил храм архиерейским чином. Современное состояние [ править править код ] В 2011 году гарнизон был расформирован и ранее закрытый военный городок был открыт для свободного посещения. При храме открылась библиотека, воскресная школа для детей, стали проводиться беседы с военнослужащими срочной службы. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Георгий Победоносец, великомученик - 6 мая Как добраться [ править править код ] Адрес: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, пос. Сосновый Бор Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] УЛАН-УДЭНСКИЙ ГЕОРГИЕВСКИЙ ХРАМ В СОСНОВОМ БОРУ Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Георгиевский_х...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010