Но разделал, что удивительно, за эту картину Репина «под орех» и вроде как любивший его критик В.В. Стасов. Владимир Васильевич писал: «Для выражения Софьи, этой самой талантливой, огненной и страстной женщины древней Руси, для выражения страшной драмы, над нею совершившейся, у Репина не было нужных элементов в художественной его натуре. Не видя всего этого в действительности, Репин вынужден был «сочинять», он «сочиняет» позу, выражение, взгляд своих исторических личностей». Здесь не место, вероятно, много распространяться на тему, что-де очень многие из современников находили внешность царевны Софьи весьма привлекательной, а иностранцы полагали её даже красивой (неужто вырождение Европы было заметным уже тогда?). Суть в том, что задачей Ильи Ефимовича было отнюдь не отразить некую историческую реальность, а создать свою, параллельную, населённую уродливыми персонажами. В. В. Стасов, что весьма показательно, после знакомства с данной работой признал Репина «вообще неспособным к исторической живописи». Репин обиделся; Илья Ефимович вообще был крайне обидчив. Он замкнулся в себе и начал работать над картиной «Чудотворная икона» (позже получившей название «Крестный ход в Курской губернии». Трудился он над ней якобы три года; полотно было выставлено для публики в 1883 году. Напомним, что в известной мере эскизами к данному монументальному холсту послужили предшествующие картины этого же художника: «Явленная икона» (1877 год) и «Крестный ход в дубовом лесу», созданная на год позже. Первая из них изображает драку, затеянную крестоходцами з спиной священников, один из которых взирает на неё, полуобернувшись, а другой остаётся и вовсе безучастным к происходящему. Вторая картина - суть развитие сюжета первой, будто бы служащей к ней эскизом. Толпа, в абсолютном большинстве своём и лиц не имеющая, вместо них - пятна, бредёт неведомо куда, предводительствуемая священником, весьма похожим на того самого протодиакона - который «плоть и кровь», «зев и рев бессмысленный», и даже горящая свеча в его руке выглядит подожжённой оглоблей. То есть речь идёт уже о каком-то устоявшемся, усреднённом образе священнослужителя, непривлекательном и даже отталкивающем, который Репин хотел закрепить в сознании зрителей.... Сама икона подобна мольберту неряхи-художника. К ней, тем не менее, тянутся, пытаются припасть... «Вот придурки» - как бы посмеивается над смотрящими изобразитель этой сцены.

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/07/...

Её путешествие в 1787 году и открыло ворота в Крым для российского общества. Обязанный своим губернским статусом и развитием императрице, Симферополь всегда помнил об этом. История знаменитого монумента Екатерине II началась в 1882 году, когда предводитель симферопольского дворянства В.П. Попов обратился к губернатору А.Н. Всеволожскому с предложением воздвигнуть памятник Екатерине Великой. Идея была одобрена. В честь столетия вхождения Крыма в состав Российской империи в главном городе Таврической губернии, Симферополе, 8 апреля 1883 г. в городском саду у реки Салгир был заложен памятник Екатерине. Погода, в первые дни апреля пронизывающая граждан холодом и сыростью, совершенно переменилась; было тихо и безоблачно, солнце приветливо грело. В 12 часов 30 минут крестный ход двинулся к месту закладки памятника. Закладка прошла в задуманном порядке: вложение бронзового ларца с отчеканенными серебряными и золотыми монетами, выписанными из Петербурга. Кади-эскер (представитель высшего мусульманского духовенства, заместитель муфтия) вложил ларец с монетами времен Екатерины и прочитал на татарском языке молитву. Затем прозвучал гимн «Боже, Царя храни», громкое «Ура», и церемониальный марш войск завершил праздник. Средства на памятник (92 тысячи рублей) собирали по всей Российской империи по подписке (большую часть пожертвовало дворянство губернии, царь Александр III – 5 тысяч рублей). Проект памятника составили скульптор Н.А. Лаверецкий (один из авторов памятника «Тысячелетия России» в Новгороде) и архитектор И.В. Вольф. В Петербурге были изготовлены отдельные фрагменты памятника, которые были доставлены в Симферополь. 18 октября 1890 г. памятник был торжественно открыт. В этот день, в 10 часов утра, архиепископ Симферопольский и Таврический Мартиниан отслужил божественную литургию в кафедральном Александро-Невском соборе, затем панихиду по усопшей Екатерине Великой. Крестный ход направился в городской сад. Основанием памятника послужил постамент серого и красного гранита. На нём возвышалась бронзовая фигура Екатерины II В платье с орденской лентой и с накинутой мантией.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Слезы радости и умиления текли по лицам почти всех, когда возносились священнодействующим молитвы к Богу о спасении, благоденствии и долгоденствии всеми любимого Монарха-Отца. На другой день (3 апреля), по совершении божественной литургии, крестьяне пожелали совершить из своего приходского храма крестный ход в часовню, устроенную при вокзале Московско-Рязанской железной дороги, в память чудесного-же спасения драгоценной жизни Царя-Освободителя от злодейского покушения 4 апреля 1866 года. Необыкновенною торжественностью отличался этот крестный ход. Хоругви, множество икон, звон колоколов, пение «Христос воскресе» и «Спаси, Господи, люди Твоя.... победы благоверному Императору нашему Александру Николаевичу на сопротивныя даруя», несметные толпы народа, спешившего заявить свою непритворную радость чем либо, – все это, вместе взятое, было трогательно и умилительно. Весь народ пробудился, оживился, как один человек, и, с пением на устах «да воскреснет Бог и расточатся врази Его», готов был потребить всех врагов и супостатов возлюбленного своего Царя-Благодетеля. Да, событие 2 апреля влечет теперь народ к памятнику 4 апреля. Тринадцать лет протекло от 4 апреля до 2 апреля, и это было третье чудесное проявление божественного промышления о Помазаннике-Царе, Благодетеле России. В этот промежуток времени сколько совершено было новых благодеяний для русского народа незабвенным Александром II! А между тем, рука злодея поднялась на Помазанника с большею дерзостью. Смерть летала вокруг и над головой Богом помазанного Венценосца, но не коснулась Того, Кому покровительствовал Бог , для счастья всей России. Что перечувствовал каждый в то время, передать того невозможно пером. По окончании благодарственного молебствия Господу Богу, волостной старшина Троицкой волости и слободы Феодор Алексеевич Алексеев пригласил крестьян и жителей слободы в волостное правление для общего обсуждения вопроса, чем бы ознаменовать такую всеобщую радость по случаю чудесного спасения драгоценной жизни всеми любимого Царя-Освободителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

При чем это следствие наше будет возражать в определении форм, когда эта власть не дала должной (неразборчиво) своему слову. Впоследствии я убедился, это была авантюра со стороны чехов, приведшая нас к новой вражде, и осудил её. Ушел я из Казани потому, что мы не выдержали двухдневной бомбардировки, что власти нас убедили, что бомбардировка города прекратится после ухода их войск, а также и то. Это обстоятельство, породившее во мне (как и во многих других) чувство смятения, а также и то, что я получу возможность посетить свою больную маму, жившую в городе Тюмени (с ней я не виделся лет 10, не переписывался года два) – заставили меня покинуть в Казань и отправиться в Тюмень. Я не боялся возмездия со стороны власти, но общее возбуждение меня, конечно, смущало. Могу указать лиц, которые могут засвидетельствовать правду моих слов: 1) Е.Г. С-на – рабочего порохового завода, заведующего его складами 2) В.И. Т-ва – врача на ст. Юдино. 3) И.И. Ч-ва (Вознесенская, д.б. Шалова, во дворе). Чехов я не встречал ни с речами, ни с крестным ходом, ни тем более с пением „Христос Воскресе“. Такого кощунства я не мог бы допустить, тем более чехи пришли неожиданно ночью, во время страшной бури и грозы, и я не видел, откуда они зашли и рано вошли в город. Это обвинение считаю выдуманным. Убитых чехов отпевал в Вознесенской церкви, где я был тогда вторым священником, по распоряжению высшей церковной власти в Казани, (неразборчиво) с духовенством, в отпевании я не участвовал. В отпевании красноармейцев не отказывал, не имел права находиться в анатомическом, хоронить с венцом и подобающими почестями. Слов ругательных, которые мне приписывались, никогда не употреблял в своих проповедях, считаю это за грех , и в лексиконе моём таких слов нет. Каждый сторож Университета может подтвердить мои слова. Спросите сторожа Кв-а и ещё сторожа С. (фамилию его не помню). 15 августа, поскольку я помню, был совершен Крестный ход на Ивановскую площадь из всей церкви по случаю избавления Казани от опасности, грозившей в момент катастрофы на Пороховом заводе; говорилась тогда и речь митрополита на религиозную тему о слиянии народном в деле веры. Крестный ход был всеобщий и по указанию епархиальной власти. В нем участвовали все храмы, все приходы и все духовенство. О (неразборчиво) молебна по случаю ухода красных войск я не знаю.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Крестный ход II Августа Этот крестный ход был утвержден также в знак признательности за великое чудо Святого, связанное с важным событием в истории о. Корфу. Венеция в декабре 1715 г. вновь вступила в войну с Турцией – через 16 лет после заключения с ней Карловицкого договора (1699 г.), положившего конец войне Венеции с Турцией, когда турки получили в свое владение о. Крит и острова Эгейского моря, а венецианцы сохранили за собой территорию Пелопоннеса. Турки, имея более сильную армию, чем венецианцы (более 33000 солдат), в 1716 г. осадили г. Керкиру. Они высадились в районах Ипсо и Гувья и подступили к городу и его крепостям. Осада длилась с 24 июня 1716 г. до 11 августа 1716 г. Гарнизон города насчитывал всего 5000 воинов, к которым присоединились 3000 корфиотов, некоторое количество воинов с о. Закинфос и г. Иарга. Корфиотский полковник Антониос Стратигос – адъютант командующего венецианским войском генерала М. Шулембурга в своих сообщениях докладывал о недостатках в оборонительном укреплении города, что лишь подтверждает высокую ценность совершенного Святым Спиридоном чуда со спасением города. Достойный генерал М. Шулембург успешно руководил обороной города, но сил защитников не хватало для противостояния постоянным вылазкам турок. Турецкий командующий Мухтар-паша предложил генералу капитулировать. Все доказывало военное превосходство турок. Жители города круглые сутки молились в храме Св. Спиридона, просили его обратиться к Господу за помощью в их спасении. Неистовый штурм турок 8 августа был все-таки отбит с Божией помощью. Турки готовились к генеральному штурму 9 августа. Осажденные ожидали этого штурма и не исключали предстоящей катастрофы и захвата города многочисленным турецким войском. Однако на рассвете этого дня Святой Спиридон с благословения Божия напал вместе с ангелами на турецкий лагерь, держа в руках подобный молнии меч. Турецкие воины, перепуганные, обратились в бегство, бросая оружие, суда, стремясь спастись в этом беспорядке. Не дожидаясь своих солдат, турецкий флот потешил поднять якоря. Пленные турки потом признавались, что их обуял ужас, когда они увидели Святого с факелом в руках, готового сжечь их.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 6 часов началась всенощная служба. По причине тесноты храма, лития совершена была вне храма, под открытым небом, ради утешения многочисленных богомольцев; величание было пето внутри храма пред ракою с св. мощами. На следующий день, 23-го ч., в обычное время начата была Божественная литургия, за которою местным священником произнесено было приличное торжеству слово. По окончании литургии совершен был на реку Полоту обычный в этот день крестный ход для водоосвящения. По возвращении с реки, крестный ход остановился под открытым небом, пред западными дверями храма, и здесь заключено было водоосвящение обычными – эктениею, молитвою и многолетиями. Так совершено было столь важное и многознаменательное не только для г. Полоцка, но и для всей Полоцкой паствы, духовное торжество!... После молитвенных трудов, приготовлена была в покоях Настоятельницы, Игумении Евфросинии 623 , соименной небесной Виновнице настоящего торжества, праздничная трапеза, к которой приглашено было старшее духовенство и почетнейшие из Полоцких граждан. В числе почетных гостей был А. В. Скворцов 624 , бывший учитель Полоцкой военной гимназии, один из старожилов Полоцких; будучи родом из Тверской губернии, он сорок лет уже (в 1871 г.) прожил в Полоцке. И вот, по случаю настоящего торжества, какие вылились из сердца у этого почтенного старожила, среди трапезы, достопамятный слова: «Настоящее празднество в глазах Полоцких православных, старожилов имеет другое значение, чем в глазах нового поколения. В принесенных св. мощах Препод. Евфросинии все видят предмет, возбуждающий религиозное чувство; но мы здешние старожилы при этом событии невольно переносимся воспоминанием за сорок лет, когда в городе почти не слышно было русского слова; кругом бедное, подавленное народонаселение, хотя сохранившее русский язык, но забывшее отеческую веру, как то дико чуждалось России, связываясь с нею как бы насильственно одним политическим узлом, не чувствуя никакой моральной связи; незначительная горсть русских жителей встречала каждого новоприбывшего русского гражданина с таким же чувством, с каким земляки встречаются в стране чужой.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Список иконы Божией Матери «Песчанской», подаренный батюшке Макрию, Изюмским владыкой, дали держать другому бойцу. Отец Макарий подробно рассказал об иконах, с которыми мы приехали, об их месте в истории бывшей и нынешней России. Я рассказал о чудотворениях Царской иконы, которую привезли на фронт и великом смысле ее пребывания на боевых позициях совместно с «Песчанской» иконой. После выступлений начали служить молебен, потом батюшка совершил помазывание миром от мироточивых икон. Мы привезли в подарок много бумажных иконок. Бойцы выбирали, те которые им больше приглянутся. Также мы раздавали новые красивые медные крестики всем желающим. Потом раздали молитвословы, специально напечатанные для православных воинов, православную литератур, которые привезли с собой. Особенно полезной была книжка о. Германа о духах злобы поднебесных, т.к. мы воочию увидели какая духовная брань идет в прифронтовой полосе, и только вооружившись духовным оружием молитвой можно победить в этой брани. Крестный ход В завершении нашей встречи мы совершили крестный ход с иконами и молитвами вдоль вырытых оборонительных сооружений. В конце крестного хода из моего сердца зазвучал пасхальный тропарь «Христос Воскресе из мертых, смертью смерть поправ, и сущим во гробах живот даровав», который подхватили крестоходцы. После Крестного хода Начало смеркаться и командир предложили дать монаху Макарию победную автоматную очередь в сторону противника. Отец Макарий стал объяснять, что у священнослужителей-монахов духовное оружие, что им духовно не полезно брать в руки боевое оружие. Мне пришлось его выручать. Взяв автомат, сказал, что дам победную очередь в честь нашей грядущей Победы. И опустошил весь автоматный рожок. Недалеко от нашего берега плавала стая белых лебедей. Белоснежные грациозные птицы даже не вздрогнули от выстрелов. На черной, от спускающихся сумерек воде, это был божественно-чудесный остров мира и любви, как будто сама Богородица через своих небесных посланников покрывала православных воинов своим благословением.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/06/mi...

В древней Византии были особенно распространены разного рода литании, т. е. крестные ходы по улицам города из одной церкви в другую или к другим, имевшим какое-либо религиозное или церковно-политическое значение, пунктам столицы. Такие литании были, как постоянные, совершавшиеся по поводу каких-либо выдающихся событий церковной, политической и общенародной жизни, так и временные, т. ск., экстраординарные, вызывавшиеся, чаще всего, теми или иными случаями общественных бедствий. Обычай совершать общественные богомоления, сопровождающиеся, притом, крестными ходами, от древней Византии, был унаследован и нашими предками, и стал пользоваться среди них не меньшей любовью, чем, как это было у религиозных жителей Константинополя. Наша древняя первопрестольная Москва служит тому красноречивым подтверждением. Здесь, в настоящее время, совершается ежегодно, в определенные дни, до двадцати больших крестных ходов, и большинство из них имеют древнее установление. То же самое можно наблюдать и в других, особенно, северных городах и селениях России. И здесь, большая часть крестных ходов имеет за собою почтенную давность. Да и в настоящее время одним из самых излюбленных способов выражения народного религиозного воодушевления являются так же крестные ходы, привлекающие громадное количество молящихся, жаждущих насладиться духовным торжеством. И во дни испытаний, каких-либо общественных бедствий, (бездождия, морового поветрия и пр.) наш, в особенности, простой народ по деревням, считая эти бедствия проявлением гнева Божьего, наказанием за грехи и средством вразумления, первым своим делом считает обращение к Богу с пламенной молитвой, и обращение – массовое, всем населением той или иной местности. И в этих случаях, выражением религиозного подъема народного духа, являются крестные ходы, или, по-древнему, литании. Нам, живя в деревне, не раз приходилось наблюдать, как в период долгого бездождия, или во время эпидемии, собирается сельское общество на сход, и первым постановлением такого схода бывает: идти к священнику с просьбой поднять иконы, т. е. совершить крестный ход по нивам (во время засухи) или вокруг селения (при моровом поветрии).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

5 октября. Резолюция на консисторском определении по делу о совершении крестного хода в память освобождения Москвы в 1812 году: «Старший из благочинных, находящихся в крестном ходе, приемлет на себя на сие время особенную обязанность таксиарха или блюстителя порядка; он наблюдает, чтобы крестный ход начинался по данному знаку неукоснительно и продолжался безостановочно; чтобы порядок неослабно соблюдался и при возврашении крестнаго хода; для наблюдения и для распоряжений благочинный таксиарх назначает к себе по два или более причетника, которые должны идти в стихарях близ него по обеим сторонам линии крестнаго хода И быть готовы для исполнения его распоряжений и для сообщения его напоминаний кому нужным окажется; по окончании каждаго крестнаго хода таксиарх будет доносить мне, всеми ли и во всем ли соблюден был должный порядок» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 42. 9677). • Резолюция на консисторском определении о предосудительном поведении послушника Давидовой пустыни: «Требует особенного внимания то, что при нынешнем настоятеле в Давидовой пустыни чрезмерно часто открываются распри и безпорядки, большею частию соединенные с жалобами и доносами на настоятеля. О происшествии настоящаго дела, случившемся в трапезе при всей братии, кроме четырех, подписавших донос, на одного Алексея Строитель ссылался с некоторою благонадежностию; и большую часть братии опорочивал, не исключая и общаго бывшаго духовника. Такое отношение между настоятелем и братиею в крайней степени неблагоприятно для мира и благоустройства обители. Есть ли сие происходит и от того, что некоторые из братии не отличаются добрыми качествами: но и при сем то, что Строитель в управление свое не приобрел нескольких благонадежных братий, наводит сомнение о способности его привести обитель сию в желаемое благоустройство» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 42. 9678). • Письмо M. М. Тучковой: «Евфросинию я колебался отпустить прежде сношения о путевом для нее пособии, опасаясь, что она и сама будет затруднена и будет затруднять других просьбами, но увидев из письма вашего, что она хочет и без пособия отправиться, разрешил сие. Жаль, что она так сильно рвется, не зная куда От князя Александра Николаевича имею письмо, об улучшении зрения не говорит. Мне очень печально его удаление, но не представляется последним. Господь да хранит его, якоже Сам весть» (Письма к игумении Марии. С. 62–63. 46).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Но возвратимся назад. В 3 часа пополудни в тот день, т. е. 26 числа, начинается благовест к малой вечерни, по окончании которой архиерей в малом облачении с старшей братией подходит к раке мощей преп. Нила и, по окаждении оной со всех сторон и прочтении пред оной молитвы к Угоднику Божию, братия подъемлют раку и поставляют оную посреди собора на возвышенном катафалке. Затем совершается молебен Преподобному. В 6 часов вечера благовест ко всенощной. Я выходил с братией на литию; после 1-й кафизмы читал жи- —173— 1880 г. тие преп. Нила, а на полиелее, пред Евангелием, читан был мной акафист Преподобному 1603 . – Богослужение окончилось в половине 11-го часа. На следующий день, 27-го числа, в день обретения мощей Преп. Нила, в 8 часов утра начался перезвон и затем благовест к литургии. Около 9 ½ часов прибыл из Осташковских церквей крестный ход на барже, украшенной разноцветными флагами и буксируемой 9-ю небольшими лодками с гребцами в красивой однообразной одежде; кроме того, баржу сопровождала целая флотилия больших и малых лодок с богомольцами: прекрасная и необычайная картина!.. На монастырской пристани встречен был мною с братией городской крестный ход. Затем началась божественная литургия, по окончании коей поднята была священнослужителями находившаяся посреди собора рака с мощами Угодника Божия Нила и вынесена из храма. На площади пред собором совершено было мной водоосвящение; затем двинулся крестный ход с монастырской и городской святыней вокруг монастырских стен, между тем тысячи богомольцев на всём протяжении крестного хода подходили под раку мощей препод. Нила. Умилительно было видеть это благоговение и искреннее благочестие многотысячной массы богомольцев, стёкшихся с разных сторон, из разных весей и градов. Шествие святыни продолжалось до 2 часов пополудни. По окончании всего, духовенство участвовавшее в богослужении и крестном ходе, а также некоторые из почётнейших светских лиц, приглашены были, сначала в архиерейские покои на чай и закуску, а затем в братскую трапезу, где был предложен праздничный стол, за которым однако ж, по древнему обычаю, кроме монастырского пива и мёда, никаких других напитков не допускается.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010