8:20 Букв.: со всем обществом сынов Израилевых. 1013 8:21 И ли (ближе к букв.): очистились от греха. 1014 8:25 Служение при Шатре Откровения было физически тяжелым трудом. Поэтому после пятидесяти лет левиты освобождались от тяжкого служения. Но исполнять иные обязанности они всё–таки могли, например, обучать молодых левитов. 1015 8:26 Друг. возм. пер.: братьям нести стражу при Шатре. 1016 9:2 С м. примеч. к Исх 12:43. 1017 9:19 Или: совершали служение Господу; то же в ст. 23. 1018 10:3 Е вр . слово эда обычно переводится как «община», здесь речь идет о представителях общины, главах семейств. 1019 10:10 Букв.: новолуния, в знач. начала нового месяца, который определялся по лунному календарю. 1020 10:21 Е вр. микдаш здесь означает священные предметы того Святилища, которое несли потомки Гершона и Мерари (см. 4:15). 1021 10:31 Букв.: нашими глазами. 1022 10:36 Друг. чтение: вернись ( к нам). 1023 а 11:1 И ли (ближе к букв.): люди проявляли недовольство и говорили злое в уши Господа. В подлиннике евр. ра («зло/неприятность») может относиться как к тому, что они говорили, так и к тем трудностям, на которые они жаловались. 1024 б 11:1 И ли (ближе к букв.): воспылал гнев. — Такова на языке Писания неизменная реакция Бога на всякое проявление зла. В феномене гнева Господня прослеживается три важных аспекта. Во–первых, Его гнев возникает только как ответ на грех, приносящий гибель Его творению (ср. Втор 32:16, 21). Во–вторых, Божий гнев уподобляется огню, и при упоминании о нем используются такие слова, как «воспылать», «гореть», «угасать» и «пожирать/уничтожать». Огонь гнева мог угаснуть только по завершении суда (ср. Ис Нав 7:26). В–третьих, говоря о гневе Господнем, Писание подчеркивает: то, что свойственно Богу, должно проявиться в полной мере и завершиться (ср. Иез 5:13; 6:12; 7:8). 1025 11:3 Е вр. Тавера созвучно евр. глаголу ваара ( опалил). 1026 11:5 Или: дыни. 1027 11:7 Евр. бдолах – возможно, ароматическая смола, ср. Быт 2:12. В связи с описанием манны в Исх 16:31 можно предполагать, что по цвету она была похожа на молочно–белый опал (ср. Откр 2:17). 1028

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Традиция почитания имени Господа, восходящая к Ветхому завету, нашла отражение в Новом завете: «Господи! И бесы повинуются нам о имени Твоем» ( Лк. 10:17 ). В латинском переводе Библии Тертуллиан говорит о «знаке Тау», который в типологической экзегезе соотносится со знаком креста. В раннеконстантиновское время Лактанций уверенно пишет о «небесных знаках», которые ассоциируются с монограммой Христа или с крестом (Lact. De mortibus persecutorum 10, 2). Упоминание «знаков» в раннехристианских источниках исследователи считают свидетельствами о монограммах. Различные формы монограмм основаны на сочетании начальных букв греческой формы имени Иисуса Христа. Сочетание букв «хи» и «ро» (начальных букв имени Христа), называемое христограммой или хризмой (также хрисмон, от лат. Christi monogramma), получило название константиновской монограммы (рис. 29). Хризма символизирует Лицо (Ипостась) Христа, его жизнь и служение, или историю Церкви, а также крест. Сочетание букв «йота» и «хи» иногда дополняется поперечной линией (рис. 30). «Монограмматический крест» (crux monogrammatica), или ставрограмма, является комбинацией креста и буквы «ро», в различных вариантах (рис. 31, 32); иногда крест принимает форму греческой буквы «тау». Ставрограмма выражает почитание и креста, орудия казни Христа, и его имени. Известная с 4 в., она особенно широко была распространена на Востоке, где используется до 8 в. Все эти типы монограмм часто дополняются «альфой» и «омегой», первой и последней буквами греческого алфавита (рис. 33). Смысл этих апокалиптических букв, означающих всеобъемлющую полноту, «начало и конец» ( Апок. 1:8; 21:6; 22:13 ), восходит к тексту пророка Исаии: «Я первый и Я последний» ( Ис. 44:6; 48:12 ) 1510 . Популярность различных буквенных монограмм в иудейской и иудео–христианской традиции связана с символикой чисел в их буквенном выражении 1511 . Связь букв «альфа» и «омега» с ветхозаветной традицией подчеркивает единосущную с Богом Отцом природу Христа. Эту изобразительную формулу сторонники никейского православия использовали в борьбе против ариан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Триодь цветная. М.: Изд–во Московской Патриархии, 1999. Л. 289—335 об. В печатных греческих «Пентикостарионах» текст Трипеснцев отсутствует; в славянскую Триодь цветную он попал из рукописного «Пентикостариона». Трипеснцы предназначены к исполнению на повечериях в течение всего пасхального периода — от понедельника 1–й седмицы по Пасхе до субботы Пятидесятницы. В нашу подборку вошли только те тропари из трипеснцев, в которых говорится о сошествии Христа во ад. Ис. 53:7. Букв. «связать под бичом», «обуздать бичом». Исх. 12:3—12. Букв. «осязаемую», «ощутимую». Букв. «истине по естеству». Букв. «ценное по естеству». Быт. 2:8. Иерем. 5:8. Втор. 28:66. Пс. 2:1. Иерем. 11:19. Ис. 53:7. Пс. 34:12. Букв. «световодивший тебя в столпе». Переводим по чтению рукописи Bodmer XIII. Исх. 12:8. Пс. 17:4 Преподобный Ефрем Сирин: Нисибийские песнопения. Гимн 36. Перевод с сирийского НИСИБИЙСКИЕ ПЕСНОПЕНИЯ Гимн 36 Господь наш смирил Свою силу и позволил им овладеть Собой, дабы чрез живую смерть Свою спасти Адама. Руки Свои дал Он пригвоздить вместо руки, сорвавшей [запретный] плод; по щеке был ударяем в доме суда вместо уст, вкусивших [запретный плод] в Эдеме; и [если] были свободны ноги Адама, то Его ноги были пронзены. Господь наш снял [одежду], дабы мы облеклись [в одежду]; желчью и уксусом усладил Он яд змия, который тот влил в человечество. Благословен победивший меня и воскресивший мертвых во славу Свою. [Смерть:] «Если Ты Бог, покажи Твою силу, а если Ты человек, ощути нашу силу. И если Ты ищешь Адама, уходи отсюда, ибо из-за своих прегрешений он заключен здесь: не могут ни херувимы, ни серафимы стать заменой ему. Нет среди них мертвого, который бы отдал себя за него. Кто откроет уста шеола и погрузится в него, дабы извлечь его оттуда? Ведь он поглотил его и связал его — и это навеки! Благословен победивший меня и воскресивший мертвых во славу Свою. Это я — я, что победила всех мудрецов, и вот, сложила я их [грудами] в шеоле. Подойди, войди, Сын Иосифа, и посмотри на ужасы: члены гигантов, огромное тело Сампсона

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

Таблица 1 Соборы святых в “Каноне” инока Сергия (Шелонина) (в сопоставлении со структурой “Канона” преподобного Феодора Студита) Канон преподобного Феодора Студита Канон инока Сергия Песни 1–6 посвящены древним преподобным отцам, чьи имена начинаются …- с буквы A: песнь 1;- с букв B, G, D: песнь 2; — с букв E, Z, H, Q, I: песнь 3; — с букв I, K, L, M: песнь 4; — с букв N, C, O, P: песнь 5; — с букв R, S, T, U, F, X, Y, W: nechь 6. Песни 1–6 посвящены “чину” русских преподобных: чин юродивых: песнь 6 (тр. 5). чин преподобных жен: песнь 7. чин благоверных князей: песнь 7 (тр. 1–7). чин святителей: песнь 8. чин священномучеников и священноисповедников: песнь 9 (тр. 3–5). При создании “Канона всем русским святым” инок Сергий (Шелонин) широко использовал еще один художественный принцип — уподобления русских святых их “агиологическим образцам” 14 . Следуя тексту избранной им “литературной модели” (“Канона” преподобного Феодора Студита), соловецкий писатель старался в каждом из его тропарей найти “агиологический образец” для сходного с ним русского святого. Найдя подходящий “агиологический образец” (или агиотип) 15 , писатель затем “замещал” его в соответствующем тропаре именем русского героя, сохраняя литературную форму канонического текста почти неизменной. Основанием для уподобления русского святого его агиотипу могло служить тождество их имен, близость типа аскезы, общность социального происхождения, сходство чудес или духовного дара обоих подвижников и т. д. Например, в качества агиотипа для Антония Печерского он избрал Антония Великого (п. 1, тр. 1), а для Сергия Радонежского — основателя первого общежительного монастыря в Египте Пахомия Великого (п. 6, тр. 2). Евфимий Суздальский уподоблен им (по признаку тезоименитости) Евфимию Великому (п. 4, тр. 4), а два Макария (Калязинский и Унженский) — египетским подвижникам Макарию Великому и Макарию Александрийскому (п. 4, тр. 5). В последнем случае основанием для уподобления послужил, помимо тождества имен, признак “парности”: одна “святая двоица” (русских преподобных) уподоблена другой “святой двоице” (египетских отцов). Ср.:

http://pravmir.ru/kanon-vsem-russkim-svy...

Ст. 9. Речь идет о приговоре Бога ассирийцам, которые произнесли хулу на Господа (см.: 4Цар. 19:32–34 ). Ст. 11. ...всяким помыслом – букв. «остатком, малейшей частью мысли», т. е. не будет ни малейшей части мысли, которая не прославляла бы Господа: человек «всем помышлением» своим возлюбит и прославит Бога (см.: Лк. 10:27 ). Ст. 12. ...собравшиеся в храме – букв. «те, кто окружают Его». Ст. 13. ...жизнь – букв. «дыхание, дух».   Псалом 76 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...через Идифума, псалом Асафа – смысл этих слов, по-видимому, в том, что псалом исполнялся хором Асафа (см. примеч. к пс. 72) вместо хора Идифума, носящего имя своего основателя (см. примеч. к пс. 38:1). Этот псалом по своей структуре близок пс. 73: мрак скорби, готовый перейти в отчаяние богооставленности, сменяется светлым воспоминанием о былой помощи Божией. Псалом поется от лица вавилонского пленника. Ст. 2. Этот стих формулирует весь смысл того, о чем говорится в последующих стихах. Ст. 3–10. В этих стихах постепенно нарастает напряженность: напряжены чувства (скорбь, малодушие, тревога, бессонные ночи – ст. 3–5), упорно работает ум (ст. 6–7), дух ищет ответа на недоуменный и страшный вопрос: неужели Бог перестал любить народ Свой (ст. 8–10)? Ст. 5. ...сменялась стража – у древних евреев ночь делилась на три стражи (смены караула): первая от 6 до 10 часов вечера, вторая от 10 до 2 часов ночи, третья от 2 до 6 часов утра. Ст. 11. Псалмопевец видит во всем свершившемся волю Божию. Ст. 12–13. Эти стихи перекликаются со ст. 6–7: снова Псалмопевец видит великую милость Бога, явленную Своему народу (ст. 14–21). Ст. 14. ...исполнен святости – букв. «во святом»; некоторыми толкователями понимается как «в святилище». Ст. 16–21. Речь идет о бегстве из Египта (см.: Исх. 12 и след.). Ст. 17–20. Воспоминание о переходе древних евреев через Красное море (см.: Исх. 14:19–15:19 ). Ст. 18. ...стрелы – молнии. Ст. 19. ...огласили небосвод – букв. «голос в колесе»; некоторые толкователи понимают эти слова как намек на колесницы египтян, затонувшие в море (см.: Исх. 14:25–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Молился сей брат Господень с плачем и воздыханием не только о Церкви, которой управлял, но и обо всем Даже когда злобные евреи столкнули его с крыши храма, так что весь он разбился, то и тогда сей святой Апостол ни на миг не забыл о своем долге пред Богом и людьми. Собрав последние силы, он поднялся на колени, воздел руки к небу и помолился Богу, усердно произнося: «Прости им, Господи, грех сей, ибо не ведают, что творят». Пока он так молился жестокие люди побивали его камнями, метая их со всех сторон. При виде этого некто из сынов Рихавовых воскликнул: «Перестаньте! Что вы делаете? Праведник молится о вас Богу, а вы его убиваете». Но этот окрик одной сердобольной души не мог удержать навыкших на злодеяния убийц [букв.: кровников. – Ред.] и [помешать им] умертвить святого Божия человека. Следовательно, не полагались Апостолы только на благодать, но при ее обильном наитии прилагали почти сверхчеловеческие усилия к тому, чтобы оказаться достойными сей благодати, подаваемой им от Бога. Созерцание Да созерцаю чудесное воскрешение Тавифы (Деян. гл. 9), а именно: 1) как Тавифа умерла и лежала мертвой на одре; 2) как апостол Петр помолился о ней Богу и сказал: Тавифа! встань! 3) как Тавифа ожила и встала. Проповедь о красоте дщери царевой Вся слава 156 дщери царевы внутрь . Пс. 44:14 Церковь Божия – дщерь Царева. Сколь бы ни казалась она снаружи убогой, и неприглядной для [телесных] глаз, и гонимой, и уничиженной, – внутри она исполнена царского блеска и великолепия. Красоту дщери Царевой образует [Сам] Царь – Тот, Кто красен добротою паче сынов человеческих . Церковь Божия подобна Христовой обители [букв.: одежде. – Пер.], Христос живет в ней. Никакая внешняя красота не может измеряться красотой внутренней, то есть красотой Христовой. Пресвятая Богородица – дщерь Царева. Рясны златыми одеяна Она и преиспещрена [в серб, букв.: Облечена Она златыми и вышитыми одеждами. – Пер.]. Это добродетели (благоделания) Ее души. А то, что под ряснами [в серб, букв.: под одеждами. – Пер.] подразумеваются добродетели, это ясно из притчи о браке Сына Царева. Человек, не облеченный в брачную одежду , был изгнан с трапезы Церкви и наказан ( Мф. 22:11–13 ). Истина веры в Бога – вот что было золотой одеждой Пресвятой Девы, а девство, кротость, милосердие, святость, молитвенность, преданность воле Божией и все прочие добродетели были подобны вышивке на этой золотой одежде. Однако всю Ее красоту составляет Владыка Христос, носимый Ею [букв.: сокрытый в Ней. – Пер.] и рожденный от Нее. И душа каждого христианина сродни дщери Царевой. Все благолепие этой души – во Христе и от Христа, обитающего внутри ее. Без Христа же, [без] Солнца правды, душа пребывает во мраке, лишенная своего лица [лика] и красоты, – как и вся вселенная была бы без лица и [без] красоты, без материальных солнц [и звезд].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

А на монастырском дворе, в особой палатке (поставленной на северной стороне Собора), сохраняются два экипажа Святейшего Патриарха: 1) летняя карета (походящая на, так называемые, линейки), и 2) зимний открытый возок. Монастырское книгохранилище Рукописи и книги, печатные до XVIII столетия Глава I. Рукописи на пергамене 1 . Евангелие напрестольное в лист, писанное уставом в два столбца, на 327 листах, по письму и очертаниям букв относится к первой половине XIV века; переплетено в доски, обложенные малиновым бархатом. 2 . Евангелие напрестольное в лист, писанное уставом, в два столбца, на 137 листах; по письму и очертаниям букв относится к XIV веку; переплетено в доски, обложенные малиновым плисом. 3 . Евангелие напрестольное в лист, писано уставом, в два столбца, на 258 листах; по письму и очертаниям букв относится к XV веку. Скреплено внизу по листам подписью Святейшего Патриарха Никона ; переплетено в доски, обложенные малиновым плисом. 4: Апостол неполный, на грубом пергамене в лист; писан уставом, в два столбца, на 153 листах; по письму и очертаниям букв относится к XIV веку; скреплено внизу по листам подписью Святейшего Патриарха Никона ; в корешке. 5 . Псалтирь в лист, писанный крупным уставом, на 173 листах; по письму относится к концу или началу XIV века; скреплен внизу подписью Святейшего Патриарха Никона ; в корешке. 6 . Служебник (Литургия Св. Иоанна Златоустог о с чиноположениями на разные случаи и молитвами), в ¼ листа, писан хорошим уставом, на 80 листах, по надписи на 79 листе писан в 1380 году; скреплен внизу по листам подписью Патриарха Никона ; в корешке. 7 . Служебник (Литургия Св. Иоанна Златоустог о), въ ¼ долю листа, писан уставом на 81 листе; по письму и очертаниям букв относится к XIV веку; скреплен внизу по листам рукою Патриарха Никона ; в корешке. 8 . Триодь Постная неполная, в лист, писанная уставом, на 152 листах; по письму относится к концу XIII, или началу XIV века: скреплена внизу по листам рукою Патриарха Никона ; на первом листе надпись: «Взята от Государя Патриарха на Печатный Двор»; в корешке.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

4 Букв. " у того, кто занимается этими вещами из любви к упражнению для установления своего собственного служения Богу> " . 5 Букв. " рождается в нем " . 6 Ср. преп. Макарий Египетский. Духовные беседы 49,4. 7 Вар. " ко входу в духовную форму бытия " . 8 Вар. " это - начало вступления на третью вершину, которая есть духовный образ жизни " . 9 Вар. " отшельника " , " монаха " . 10 Дословный перевод этого предложения затруднителен. 11 Букв. " пусть поймет это в связи с> той собранностью разума " . 12 Букв. " четвертого слова " . 13 Ср. преп. Исаак Сирин. Главы о знании 4,92-93. 14 Вар. " отшельников, достигших> зрелости " , " монахов, преуспевших в подвижничестве> " . 15 Вар. " любви Иисуса Христа, Господа нашего " . 16 Ср. Ин.17:21. 17 Вар. " символически прообразуют " . 18 Ср. 1 Кор.15:20. 19 Букв. " пока человек не придет к безмолвию от людей (т.е. безмолвию по отношению к людям) " . 20 Вар. " к размышлению о себе " . Беседа 8 Каковы отличительные черты> тех вещей> , о которых говорилось выше> : когда человек сосредотачивается в мысли своей1 и в безмолвии открываются они. И как ощущаются они и распознаются, и что они такое. 1. Откровение блага, скрытого внутри нас, есть чувство познания истины: Царство Небесное таинственно внутрь вас есть.2 Познание истины есть вкушение3 Царства Небесного. О том же, что все истинное в мире сем на самом деле> не истинно, слушай. Истиной называем мы правильную мысль о Боге, которая - от Него, и которую человек встречает внезапно в уме своем,4 словно в некоем изумлении. И помыслы восхитительные появляются в душе, вместе с духовными мыслями о сокровенном.5 Это> - изумление тайнам Духа,6 зрелость7 плодов образа жизни8 внутреннего человека. 2. Образ жизни внутреннего человека есть символ существования после воскресения, когда нет больше телесных действий, но при помощи мысленных движений совершается оно9 и ощущается. Здесь же, поскольку это лишь символ той истины, оно совершается при помощи многих размышлений. Ибо там, будучи совокупностью всего, оно оканчивается единым размышлением, если можно это так назвать, ибо это скорее усладительный взгляд и нерассеянное видение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1896...

«Первое творение начинается днем недельным и второе творение начиналось опять тем же днем, потому что он есть первый в числе последующих за ним и осьмый в числе предшествующих ему», – рассуждает св. Григорий Богослов 257 , отмечая, что день начала «второго творения», то есть Воскресения Христа, пришелся на день, следующий за субботой, то есть на первый день недели. Для христианской историософии это не могло быть случайным совпадением. Уже в начале второго века св. Иустин Философ говорит, что «в так называемый день Солнца бывает у нас собрание в одно место всех. В день же солнца мы все вообще делаем собрание потому, что это есть первый день, в который Бог, изменивши мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос , Спаситель наш, в тот же день воскрес от мертвых» 258 . День Солнца, упоминаемый Иустином – не более чем техническое обозначение дня (римский календарь знал день Венеры, день Марса, день Меркурия…). И упоминание этих привычных имен никак не означает поклонение тем богам, чьи имена вошли в названия дней. Французский адвентист, наверное, не считает зазорным употреблять такие слова, как lundi (понедельник; букв. день Луны), mardi (вторник; букв. день Марса), mercredi (среда; букв. день Меркурия), vendredi (пятница; букв. день Венеры) или даже jeudi (четверг; букв. день Зевса). Так и упоминание Иустином «дня Солнца» не есть знак языческого поклонения звездам, астролатрии, вдруг вторгнувшейся в христианство. Более того, совпадение воскресного дня с днем Солнца для древних христиан имело радостный оттенок. Ведь Сам Христос есть Солнце Правды: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» ( Мал. 4, 2 ). Воскресные, «солнечные собрания» христиан, о которых говорит св. Иустин – это собрания Евхаристические. На них происходит причащение Вечной Трапезе. И это значит, что день Литургии (а в древней Церкви таковым днем был прежде всего день воскресный) выводит христиан за рамки истории. Причастие Вечности – вне времени, оно мета-исторично.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protesta...

Ст. 161. ...по слов Твоих устрашилось – только слов Твоих боялось. Ст. 162. ...богатство – букв. «добычу». Ст. 163. В человеке, долго живущем, гаснет сочувствие к греху и рождается отвращение к нему. Ст. 164. ...семикратно – здесь: много раз, постоянно (см.: Притч. 24:16; 26:25 ). Ст. 165. ...не страшны им соблазны – люди, любящие Закон, сохраняют глубокий внутренний покой, который ничем не может быть нарушен. Ст. 168. Исполнение заповедей открывает душу человека перед Богом. Ст. 169–176. Двадцать вторая строфа. Заключительное восьмистишие исполнено чувством благоговейной хвалы Богу, из уст Псалмопевца льется песнь благодарения и мольба, он весь усвоился Богу; не отступая от заповедей, он ищет вразумления и спасения и ощущает близость Божию к себе. Ст. 169. Да вознесется – букв. «да приблизится». Ст. 171. ...песнопение – хвалебная песнь благодарности. Ст. 173. ...возлюбил – букв. «избрал». Ст. 175. ...оправдает – букв. «поможет». Ст. 176. ...словно овца – образ заблудившейся овцы обычен для Библии (ср.: Ис. 53:6 ); ...Ты найдешь – букв. «найди».   Псалом 119 Псалмы 119–133 снабжены общим повторяющимся заголовком Песнь восхождения (церковносл. «Песнь степеней»), что позволяет видеть в них как бы особый сборник псалмов внутри Псалтири. Смысл термина «восхождение» не совсем ясен. Песни восхождения, возможно, пели паломники, три раза в год приходившие в Иерусалим на праздник; их могли петь «вавилонские пленники» евреи, возвращавшиеся с равнин Вавилона в родную гористую Иудею, и, наконец, их могли петь левиты, поднимаясь по ступеням храма (право предположить это дает число псалмов – 15). Святые отцы связывают название псалмов с возвращением пленников из Вавилона в Иерусалим. В пс. 119–126 свт. Афанасий Великий прочитывает намеки на определенные этапы этого возвращения: пс. 119 воспевался, по его мнению, еще в Вавилоне, при первом известии об освобождении, пс. 120 – в горах, по дороге из Вавилона, пс. 122 – людьми, которые утомлены долгим странствованием, пс. 124 – теми, кто видит родной город, пс. 125 -теми, кто успел войти в него, пс. 126 – теми, кто уже заложил основание нового храма. В последующих псалмах он находит пророчество о Церкви Христовой. Святитель Иоанн Златоуст также понимает восхождение как свидетельство о возвращении древних евреев из Вавилона и одновременно объясняет переносный смысл слова как указание на восхождение по ступеням добродетелей, которые ведут человека к Небу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010