Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Загадка Вифлеемской звезды 3 мин., 06.01.2019 В Евангелии от Матфея прочла, как волхвы пришли поклониться родившемуся младенцу Иисусу, причем привела их к Нему шедшая по небу звезда. Неужели Церковь действительно верит в то, что по небу двигалась некая звездочка? И почему это какие-то восточные волхвы пришли в Иерусалим? Елена Павленкова, Москва В древние времена появление или исчезновение небесных тел связывалось с рождением или смертью великого человека. Так считали греки и римляне, подобная точка зрения существовала и на Ближнем Востоке. Однако нам может показаться странным, что волхвы, увидев звезду, тут же отправились на поиски царя, да еще и в Иерусалим. Между тем, доподлинно известно, что в то время по всему Востоку было распространено убеждение, что в ближайшее время, причем именно в Иудее должен родиться Владыка мира, которому будут поклоняться все народы. Об этом напряженном ожидании Царя Иудейского свидетельствуют в своих произведениях римский историк Тацит ( " Истории " , 5, 13), Светоний Транквилл ( " Жизнь Веспасиана " 4, 5) и иудейский историк Иосиф Флавий ( " Иудейская война " , 6, 5.4). Подтверждением тому служат и евангельские слова пришедших в Иерусалим волхвов. Они уверенно спрашивают: " Где родившийся Царь Иудейский? " Евангелие говорит, что волхвов в Вифлеем привела шедшая перед ними звезда. Что это была за звезда? Ведь, согласно Евангельскому тексту, волхвы увидели звезду на Востоке и пришли в Иерусалим (поскольку, как мы выяснили, именно там ожидали рождение Царя), где звезда вновь возникла и повела их в Вифлеем. Христианские писатели первых веков (Игнатий Богоносец, Ориген и Евсевий) думали, что это была особенная, специально сотворенная для такого случая звезда. Святой Иоанн Златоуст (IV век) и Блаженный Феофилакт Болгарский (XI век) считали ее разумной силой (ангелом), явившейся в образе звезды. Интересное объяснение этого явления предложил знаменитый астроном Кеплер. Он доказывал, что виденная волхвами звезда появилась в результате редкого совпадения в одной точке наиболее ярких планет: Юпитера и Сатурна. Свои вычисления Кеплер основывал на том, что 17 декабря 1603 года произошло подобное совпадение этих двух планет, а в следующую весну к ним присоединилась третья планета Марс.

http://foma.ru/zagadka-vifleemskoj-zvezd...

В храме Христа Спасителя совершили панихиду по Патриарху Антиохийскому Игнатию IV 12 декабря, 2012. Новостная служба В молении приняли участие представители Посольства Сирийской Арабской Республики, прихожане Храма Христа Спасителя, православная общественность. 12 декабря. ПРАВМИР. В кафедральном соборном Храме Христа Спасителя 10 декабря совершили панихиду по новопреставленному Патриарху Антиохийскому и всея Востока Игнатию IV. Заупокойное богослужение совершил протоиерей Александр Агейкин. На панихиде также поминались новопреставленный Патриарх Болгарский Максим († 6.XI.2012) и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II († 5.XII.2008). В молении приняли участие представители Посольства Сирийской Арабской Республики, прихожане Храма Христа Спасителя, православная общественность, в том числе представители Фонда «Духовное наследие апостола Павла», Благотворительного фонда «Ориентир», Фонда помощи ветеранам и инвалидам силовых структур «Омофор». По завершении панихиды представители православной общественности приняли решение обратиться к Святейшему Патриарху Кириллу с просьбой поддержать благотворительную акцию в пользу сирийского народа. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 июля, 2019 25 марта, 2019 3 декабря, 2021 8 июля, 2021 28 марта, 2020 14 марта, 2020 9 января, 2020 9 августа, 2019 17 июля, 2019 4 июля, 2019 25 марта, 2019 3 декабря, 2021 8 июля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-xrame-xrista-spasite...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИЛ КАЛАБРИЙСКИЙ [Греч. Νελος Καλαυρς] (XI в.), еретик. Подробные сведения о Н. К. содержатся в «Алексиаде» Анны Комниной ( Ann. Comn. Alex. X 1.1-5). Он появился в К-поле вскоре после осуждения Иоанна Итала (весна 1082) и «благодаря показной добродетели, суровому образу жизни и учености» (пер. Я. Н. Любарского) приобрел множество последователей. По утверждениям Анны, Н. К. был самоучкой, не знакомым с античной лит-рой, к-рый, читая святоотеческие творения, не понимал их и искажал мысль отцов. О влиятельности Н. К. свидетельствует стихотворение архиеп. Охридского Феофилакта Болгарского , в к-ром он просил «монаха Нила» оказать воздействие на севаста (вероятно, правителя Диррахия Иоанна Комнина), чтобы тот предотвратил назначение Михаила Антиоха на некий пост в провинции ( Th é ophylacte d " Achrida. 1980. P. 364-365). Н. К. исповедовал еретическое учение об обожении. Излагая его, Анна непоследовательна: сначала она сообщает, что, по мнению Н. К., воспринятое Христом человечество претерпело обожение «по естеству», а затем утверждает прямо противоположное: даже пытки не могли заставить Н. К. отречься от учения об обожении «не по естеству». Имп. Алексей I Комнин (1081-1118) в личной беседе попытался переубедить Н. К., однако это не принесло результата. Учение Н. К., близкое по духу к несторианству ( Gouillard. Synodikon. P. 204; Angold. 1995. P. 477-478) или доктрина павликиан ( Garso ï an. 1974), вызвало протест живших в К-поле армян, и у них с Н. К. состоялось несколько диспутов. О воздействии учения Н. К. на умы современников свидетельствуют упоминания его имени в схолиях к трудам прп. Максима Исповедника (PG. 90. Col. 661A, 905D; PG 91. Col. 37D). Чтобы пресечь распространение ересей, император созвал Собор под председательством патриарха Николая III Грамматика (1084-1111). Собор предал Н. К. вечной анафеме и провозгласил учение об ипостасном соединении, соответствующее святоотеческой традиции. Анафема Н. К. и его последователям была внесена в синодик для чтения в Неделю Православия ( Gouillard. Synodikon. P. 61). В выступлении митрополита Ираклийского Никиты Серрца на Соборе 1117 г., созванном для обсуждения дела митрополита Никейского Евстратия , упомянут акт об осуждении Н. К. (не сохр.). По словам Никиты, «Нил и его братья» притворялись, будто не знают о том, что анафемы против них включены в синодик ( Darrouz è s. 1966. P. 304).

http://pravenc.ru/text/2577641.html

Молитвенник Гертруды (Чивидале, Италия. Cod. CXXXVI). Христос на троне, коронующий князя Ярополка и его жену Ирину Древнерусская книжная миниатюра имеет свойство влюблять в себя всех, кто начинает ею заниматься. Образовавшись «плоть от плоти» византийской книжной культуры, она развила собственные особенные черты и вошла в сокровищницу мирового искусства. Из-за татаро-монгольского нашествия, опустошившего в 1240 году Киев, мы потеряли огромное количество памятников великой культуры: от XI века до нас дошло лишь три иллюминированных манускрипта. С другой стороны, к XV столетию – веку возвышения Московской Руси – русское книжное искусство стало окончательно самобытным, успев вобрать в себя опыт лучших византийских, сербских и болгарских изографов. Именно поэтому мы ограничимся рассмотрением русской книжной миниатюры от раннего ее шедевра – Остромирова Евангелия (XI в.) до другого шедевра – Евангелия Хитрово (начало XV в.). Русских иллюстрированных книг XI–XIV веков сохранилось немного . Их легко перечислить и оттого нелегко, охарактеризовав, обобщить. Представляется разумным век за веком описать наиболее характерные манускрипты, указав исторический и культурный контекст эпохи, их породившей. Исключительное влияние на Русь и её культуру почти всегда имела Византия, поэтому мы будем говорить не только о Средневековой Руси, её истории и культуре, но и об истории и культуре Византии и её окраин, южных славян, а отчасти и Запада. При описании памятников культуры мы не вдавались в тонкие рассуждения об их датировках, авторстве и месте создания, принимая на веру положения, разделяемые большинством искусствоведов . Что же представляла собой рукописная книга XI–XIV веков? Напомним, что, как и сейчас, она состояла из скрепленных между собою тетрадок, вложенных в переплет. Материалом всех древнейших славянских книг и грамот служил пергамен – особым образом обработанная кожа животных, преимущественно телят. До XIII века пергамен привозили из Греции, по качеству он ничем не отличался от того, на котором сделаны лучшие греческие рукописи XI–XII веков; с XIII века пергамен изготавливался на Руси. Бумага вошла в оборот на Руси лишь с XV века. Для записи текста использовали чернила и гусиные перья. Практически все древнерусские рукописи орнаментально украшены. Заглавия (особый вид орнамента, предваряющий книгу, главу или статью книги) и начальные буквы писались киноварью – краской ярко-красного цвета. В самых роскошных русских книгах, таких как Остромирово Евангелие, Изборник Святослава, Мстиславово Евангелие, заглавия и начальные буквы писались золотом .

http://pravoslavie.ru/30762.html

Святыни древнего Асеновграда (версия для печати)/Православие.Ru Святыни древнего Асеновграда Православие.Ru , 6 сентября 2005 г. / Город Станимака (греч. Stenimachos), который с 1934 г. называется Асеновградом, — один из древнейших городов на территории Болгарии. Селение Стеннмахос входило и Филиппопольскую (ныне Пловдивскую) епархию, известную с апостольских времен. Первым епископом Филиппольским был, по преданию, св. Ерм. Известно, что в Станимаке с IV в. был хорепископ. В числе 37 мучеников, пострадавших в Филиппополе при Диоклетиане (IV в.), были и станимакские христиане. История Станимаки— Асеновграда переплетается далее с судьбой династии Асенов, или Асеней, основателей Второго Болгарского царства (1187—1396). Близ города сохранились развалины Асеновой крепости (XI—XIII вв.) с гарнизонным Успенским храмом (XII в.). Самый древний из городских храмов — церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм этот известен с очень давнего времени. Он был разрушен крестоносцами Фридриха Барбароссы в 1189 году, восстановили его при царе Иване Асене I десять лет спустя. Но после установления в Константинополе Латинской империи храм вновь подвергся разрушению. И вновь отстроил его Иван Асен П. Этот обновленный храм просуществовал до 1600 г., когда его уничтожил турецкий воинский отряд во главе с Хасан-ходжой. Более 150 лет спустя, в 1765 г., отец и сын Георгий Димов и Димо Георгиев, придя в праздник Успения из соседнего города Костура, увидели, что местные жители ставили свечи на развалинах, где некогда стояла церковь. Они отправились в Константинополь и выхлопотали разрешение на восстановление храма. Отстроили храм в том же году. Антиминс и два образа - Пресвятой Богородицы Элсусы (Милующей) и Христа Спасителя — принесены были со Святой Горы Афон, из Ватонедского монастыря. Освятил антиминс последний архиепископ Охридский Арсений, находившийся в заключении в Ватопеде. Он же рукоположил во пресвитера Димо Георгиева. Но вскоре греческий митрополит Пловдивский Самуил запретил славянское богослужение в храме и лишил сана болгарского священника. Викарий митрополита Самуила епископ Ликийский Каллиник заново освятил храм и новый антиминс. Следует отметить, что, как мы увидим в дальнейшем, даже на количестве храмов в городе и их расположении сказалась долгая церковно-этническая борьба между утверждавшими панэллинизм фанариотами и болгарами, изо всех сил отстаивавшими национальную самостоятельность,— борьба, закончившаяся провозглашением автокефалии Болгарской Церкви, признанной Константинополем лишь после Второй мировой войны.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ангеляр Охридский, равноап. - житие Ангеляр (или Ангеларий) Охридский (1-я пол. IX в.- ок. 886), пресвитер, святой равноапостольный. Память в числе Седмочисленников и в Соборе Болгарских святых Ученик и сподвижник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Великой Моравии и Паннонии, один из святых Седмочисленников. Судя по имени, более характерному для западнохристого мира, Ангеляр, вероятно, был уроженцем Великой Моравии или Паннонии. Причисление его к особо выделенным ученикам святых Кирилла и Мефодия свидетельствует о деятельном участии Ангеляра в трудах Моравской миссии по крайней мере во времена архиепископства Мефодия, хотя конкретные его труды неизвестны. После кончины святителя Мефодия в 885 году Ангеляр вместе с Гораздом, Климентом и Наумом попал в ту группу славянских священнослужителей, которая по приказу франкского епископа Вихинга и князя Святополка была заключена в темницу, где на узниках трижды чудесным образом распадались оковы. Когда они, кроме Горазда, были выпущены из темницы, они были затем жестоко избиты, раздеты и под конвоем немецких воинов, постоянно угрожавших им смертью, изгнаны из великоморавской столицы Велеграда. С большими трудностями и лишениями они добрались до Сирмия (ныне Сремска-Митровица) и через Дунай переправились в Белград, бывший тогда болгарской пограничной крепостью. Городской начальник, знавший о желании святого равноапостольного князя Бориса Болгарского иметь в Болгарии славянских священнослужителей, радушно принял их и вскоре переправил в столицу болгарской державы Плиску, где изгнанники нашли приют в знатных домах. Ангеляр поселился в доме болярина Чеслава, но от пережитых страданий и лишений вскоре скончался. Место его погребения неизвестно. Почитание Сведения о святом Ангеляре весьма скудны и относятся к последнему году его жизни. Они содержатся в пространном греческом житии святого Климента Охридского, написанном в конце XI века Феофилактом Охридским на основании недошедшего до нас славянского жития. Предполагается, что к этому источнику восходят все ныне известные позднейшие сведения об Ангеляре, сводящиеся к упоминанию его имени в числе учеников славянских просветителей и встречающиеся в кратком житии («Успении») святого Константина-Кирилла (нач. XIII в.), кратком греческом житии св. Климента Охридского, написанном Димитрием II Хоматианом (1-я пол. XIII в.), при отдельных списках «Сказания о письменах» Храбра Черноризца и переделке грамматического трактата Константина Костенечского (XVI в.), в службах святым Седмочисленникам.

http://pravicon.com/info-1758

Бачковский монастырь Успения Богородицы Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Бачковский монастырь (болг. Бачковски манастир, в древности «Петрицонский») — второй по величине после Рильского православный ставропигиальный мужской монастырь Болгарской Православной Церкви. Находится в регионе Родопских гор на правом берегу реки Чаи, в 189 км от Софии и в 10 км от Асеновграда. Знаменит сочетанием традиций византийской, грузинской и болгарской культур. Бачковский монастырь — одно из самых посещаемых мест в Болгарии, важный туристический центр, входит в список ста национальных достояний Болгарии. При монастыре действует гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Бачковский монастырь Успения Божьей Матери был основан в 1083 году византийским полководцем грузинского происхождения, доместиком византийского императора, Григорием Бакурианом и его братом Абазием. Григорий Бакуриани лично написал типик монастыря на греческом, грузинском и армянском языках, отметив о своем грузинском происхождении на первой странице типика, подписав его в конце грузинскими буквами. Монастырь был населен только иверийскими (грузинскими) монахами, что отмечалось в уставе. Богослужение велось на грузинском языке. В то время эта местность входила в состав Византийской империи. Во времена Второго Болгарского царства обители покровительствовал царь Иоанн-Александр, увековеченный на одной из сохранившихся фресок монастыря, с XI века при монастыре функционировала школа. Вероятно, что в XIV веке в монастырское братство стали вступать греческие и болгарские монахи, хотя монастырь продолжал оставаться иверийским. После завоевания Болгарии турками последний патриарх Второго Болгарского царства Евфимий Тырновский был заточен именно в Бачковском монастыре, где и умер около 1403 года. В застенках монастыря патриарх вместе со своими учениками активно занимался книжной и религиозной деятельностью. С этого момента начался постепенно усиливающийся процесс эллинизации Болгарской Церкви, естественно и Бачковского монастыря, братия которого стала пополняться иноками греческой и болгарской национальности, игуменами начали ставить греков или эллинизированных болгар. Бачковский монастырь. Иконописная панорама

http://azbyka.ru/palomnik/Бачковский_мон...

Листая нестарые страницы 18.04.2019 10:52:14 Сергей Львович Худиев Иногда бывает поучительно полистать старые страницы интернета - впрочем, даже и не старые, меньше чем полугодовой давности. Тогда Московский Патриархат принял тяжелое, но неизбежное решение о разрыве общения с Константинополем - после антиканонических действий последнего на Украине. Сначала, в ответ на посылку “экзархов” было прекращено литургическое поминовение Константинопольского патриарха, затем - после того, как Фанар принял в общение раскольников, было разорвано и евхаристическое общение. В те дни сеть была полна специалистов по церковным канонам и церковной жизни вообще, которые с уверенностью говорили о том, что Фанар во всех своих действиях совершенно прав и каноничен, его поддержат все поместные Церкви, а Московский Патриархат останется в изоляции. “ Полагаю , практически все они [поместные Церкви] готовы одобрить решение Константинополя. Русская православная церковь останется в меньшинстве, если не в изоляции” “ Большинство поместных церквей, скорее всего, не станет спорить с Константинопольским патриархатом. РПЦ окажется в изоляции или полуизоляции (если ее поддержат, как случалось раньше, Грузинская, Сербская и Болгарская церкви)” - это предполагалось с полной уверенностью. Писали о том, “в отличие от событий XI века, когда разделялись могущественные Рим и Византия, сегодня речь может идти лишь о самоизоляции Русской церкви... Единственной жертвой нынешней Великой схизмы станет сама Россия, добавив к политическим и экономическим факторам своей геополитической маргинализации и «исхода из глобальной повестки дня» еще и религиозно-культурный…”. Некоторые комментаторы даже претендовали на то, что им известна воля Божия в этой ситуации: “Поэтому Господь, глядя на это - и смирения ради - мудро решил разрушить полностью всю эту постсоветскую концепцию " канонической территории " , в которой слепо уверились кремлевские " триумфалисты”. Многое из того, что творилось в социальных сетях, где горячие адепты автокефального проекта бурно радовались действиям Фанара, и цитировать затруднительно.

http://radonezh.ru/2019/04/18/listaya-ne...

Пантелеимонов монастырь (Афон) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь святого Пантелеимона также известен как Россикон или Новый Руссик  — один из 20 «правящих» монастырей на Святой Горе Афон; занимает 19-е место в иерархии святогорских обителей, традиционно считается русским, хотя по составу насельников стал вполне русским лишь в последней четверти XIX века, когда перешёл под фактический контроль Российской Церкви и российского правительства (вплоть до начала Первой мировой войны). Греческие названия: Μον Αγου Παντελεμονος и Ρωσσικν. Как и все прочие афонские монастыри, будучи патриаршей ставропигией, находится в прямой канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата; насельники, по действующей с 1924 года Уставной Хартии Святой Горы, обязаны принимать гражданство Греческой Республики (даётся автоматически при поступлении в монастырь). Содержание История [ править править код ] Первоначальное русское монашеское поселение на Афоне существовало уже в XI веке и было признано в качестве отдельного монастыря в 1169 году (обитель Фессалоникийца). Во времена монголо-татарского ига на Руси большинство монахов были греками и сербами. В конце XV—XVI в монастыре жили преимущественно сербы, что засвидетельствовано документами переписки администрации обители с московскими властями того времени. В XVIII веке монастырь пришел в такое бедственное состояние, что в 1726 году в нём, по свидетельству Василия Григоровича-Барского («первое посещение Афонской Горы»), осталось лишь двое русских и двое болгарских монахов при игумене-болгарине. В 1735 году монастырь был объявлен греческим. Около 1770 года греческие иноки Пантелеимонова монастыря переселились в принадлежавшую монастырю прибрежную келлию в честь Воскресения Христова, где в начале XIX века году монастырь был заново отстроен господарем Валахии Скарлатом Каллимахи; а Старый Россик остался действовать как скит. После восстановления нормального течения жизни на Афоне (с прекращением турецкой военной оккупации) в 1830 году, после Адрианопольского мира, монастырь не получил своих прежних имений назад, так как они отошли другим монастырям за долги; Протат даже хотел исключить обитель из списка монастырей, но такое решение было отклонено Константинопольским Патриархом Константием I.

http://azbyka.ru/palomnik/Пантелеимонов_...

Свято-Пантелеимонов монастырь      Афон — это высокий скалистый полуостров, по форме напоминающий трезубец. Это место почиталось еще в античности — по-видимому, какие-то духовные токи там всегда существовали. Когда Божия Матерь хотела разделить с апостолами их труды, и отправиться на проповедь, Ей было откровение, что у Нее будет другая дорога. Действительно, Она путешествовала, корабль Ее причалил у берегов этого полуострова, Она сошла на землю, благословила это место и оно с тех пор стало называться «Айон Орос» — Святой Горой. Святая Гора как место паломничества и подвига всегда была особой благоговейной целью посещения. Перед Первой мировой войной она тоже в значительной степени имущественно принадлежала Российскому государству. Богатые люди скупали земли. Один из сибирских купцов построил скит с самым большим храмом на Святой Горе, создал там монашескую семинарию, но поскольку территориально и юридически там преобладают греки, мы потеряли этот скит. Греки дочиста его разграбили. Афон управляется синодом, в который входят представители семнадцати монастырей: семнадцать голосов, из которых только один наш, русский. Русское присутствие на Святой Горе — с XI века. Пополнение наших монастырей идет очень трудно. Русские монастыри подчинялись Константинопольскому Патриархату, который в XX веке проводил в основном антирусскую политику. Отношения у нас с ним всегда были сложные — иногда лучше, иногда хуже, но сложные — всегда. В конце 50-х гг. вообще была угроза, что мы потеряем на Афоне все, что имеем. Патриарх Афинагор был настроен явно враждебно. Он был американский грек или албанец. Надо сказать, греки-киприоты к русским относятся хорошо, афинские греки — с некоторым лукавством, а американские настроены явно антирусски. Патриарх Кирилл Болгарский тогда сказал ему: «Ваше Святейшество, Господь никогда не простит вам, если славянская лампада на Афоне погаснет». И началось наше освоение Афона. Первым побывал там митрополит Никодим, вторым — я. Афон — это место подвига монахов, куда запрещено ступать женщинам. Лет тридцать назад был случай: американская корреспондентка, переодевшись в мужское платье, проникла туда по подложным документам. Когда это обнаружилось, был большой международный скандал. Женщины-паломницы могут только проплыть вдоль границы суверенных вод Афонского полуострова, посмотреть в бинокль, послушать рассказы, а мужчинам туда доступ довольно свободный, причем гораздо сложнее посетить Святую Гору нам, священникам, клирикам Русской Церкви. Для этого требуется получить визу греческого правительства и согласие Константинопольского Патриарха.

http://pravoslavie.ru/1998.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010