1) Космы и Дамиана; 2) Иоанна Златоустог о. Максима Исповедника , на Варварской улице, построена в 1698 году, на месте древней церкви во имя святых мучеников Бориса и Глеба. Придел преподобного Максима Исповедника . В этой церкви почивают под спудом мощи святого Максима Блаженного, Московского Чудотворца 112 . Марии Магдалины, в Коммерческом училище, на Остоженке, построена в 1852 году. Марии Магдалины, во Вдовьем доме в Будрине, построена в 1805 году. Марии Магдалины, в Воспитательном доме построена в 1830 году. Марии Магдалины, в Градской больнице, построена в 1833 году и другая церковь , в честь Скорбящей иконы Божией Матери, в 1856 году. Марии Магдалины, в Театральном училище, близ Дмитровки. Мартына Исповедника, в Таганке, на Алексеевской улице. Когда первоначально построена, неизвестно. Нынешняя сооружена в 1800 году. Главный храм в честь Вознесения Господня. Приделы; 1) Грузинской иконы Божией Матери; 2) Мартына Исповедника. Марона Чудотворца, на Бабьем Городке, близ Якиманской улицы. Когда первоначально построена неизвестно, а в 1844 году вновь перестроена. Главный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Приделы: 1) Преподобного Марона Чудотворца; 2) Рождества Иоанна Предтечи. В сем храме местночтимая икона преподобного Марона Чудотворца. Михаила Архангела, в Овчинниках, близ Пятницкой улицы, построена в 1613 году. Главный, храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Приделы; 1) Михаила Архангела; 2) Священномученика Харлампия. Михаила Архангела, во Второй Военной гимназии, в Лефортове, построена в 1849 году. Михаила Архангела, В Солодовниковой богадельне, на Щипке, построена в 1865 году. Неопалимая Купина иконы Божией Матери, близ Девичьего поля, построена в 1680 году, а возобновлена в 1707 году. Приделы: 1) Евангелиста Марка; 2) Димитрия Ростовского . В этом храме находится чудотворная икона Богоматери, именуемая Неопалимая Купина 113 . Нерукотворного Образа Христа Спасителя, в Барыковской богадельне, близ Остоженки, устроена в 1764 году. В сем храме древняя чудотворная икона Спаса Нерукотворенного, – писана на стене.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Могилёвской ДС до 1917 г. подчинялись Могилёвское, Мстиславское (открыто при мстиславском Николаевском муж. мон-ре в 1832), Гомельское (открыто в 1865) и Оршанское (при оршанском Покровском мон-ре, в 1839 преобразовано из униатского) духовные уч-ща, Могилёвское епархиальное жен. уч-ще Духовного ведомства (открыто в 1863). В кон. XIX в. выросло число церковных школ. В 1883 г. насчитывалось 898 церковноприходских школ, в 1889 г.- 1110 церковных школ (298 церковноприходских школ и 812 школ грамоты). Впосл. большинство школ грамоты закрылись вслед. увеличения числа церковноприходских школ. К 1914 г. в епархии имелись 23 школы грамоты, 981 одноклассная церковноприходская школа, 27 двухклассных школ и 9 второклассных школ, т. е. всего действовали 1040 церковных школ. «Синий колодец» («Голубая криница») в урочище Клины Славгородского р-на. Фотография. 2010 г. Издревле на Могилёвщине чтятся св. источники, самые знаменитые - в Полыковичах (пригород Могилёва) и «Синий колодец» («Голубая криница») в урочище Клины Славгородского р-на, объявленные памятниками природы республиканского значения. «Голубая криница» почитается как место крещения племени радимичей на рубеже X и XI вв. При «Голубой кринице» в Клинах имеется часовня во имя св. мучеников Маккавеев, в ней 13-14 авг. совершаются богослужения. С нач. XXI в. в день престольного праздника «Голубую криницу» ежегодно посещает до 30 тыс. паломников из Белоруссии, из России и с Украины. Паломничество в Клины всегда было самым массовым в Белоруссии и никогда не прекращалось. В 50-х гг. XX в. наибольшее число паломников власти фиксировали кроме «Голубой криницы» у Ильинской криницы в Быховском р-не, у Петропавловского источника в урочище Брязгун Чериковского р-на, близ дер. Лыково Могилёвского р-на, у св. колодца в с. Будине Чаусского р-на, у лесного оз. Хотомье близ с. Шепелевичи на границе Белыничского и Круглянского р-нов, в селах Горы и Мхиничи Краснопольского р-на. Власти в кон. десятилетия объявили о ликвидации большинства мест паломничества, многие источники были засыпаны. В нач. 60-х гг. уполномоченный Совета по делам религий выявил новые места паломничества: Троицкий источник в с. Сусловка Дрибинского р-на, источник в пос. Холмы Могилёвского р-на, св. места в пос. Печерск (в черте Могилёва), в с. Княжицы Могилёвского р-на. Почти все они были ликвидированы властями. С 90-х гг. XX в. традиция паломничеств в М. и М. е. возрождается. Местами паломничества являются источники в Полыковичах, в урочище Брязгун и близ дер. Езёры Чериковского р-на, близ деревень Ст. Дедин Климовичского р-на и Студенец Костюковичского р-на, в селах Мхиничи и Выдренка Краснопольского р-на, в с. Сусловка Дрибинского р-на, дер. Хотомье, в лесу близ пос. Восход и дер. Лыково Могилёвского р-на и мн. др.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

Во время османского владычества число подчиненных Ларисскому митрополиту епископий сократилось. Согласно Синтагматию Иерусалимского патриарха Хрисанфа (1715), их осталось 8 (Димитриадская, Стагийская, Лицская и Аграфская, Скиафская и Скопелская, Гардикийская, Радовисдийская, Лидорикская, Фавмакская и Зитунийская), а в 1881 г., когда Фессалия была освобождена от тур. ига,- 5 (Фавмакская, Триккская, Стагийская, Гардикийская, Платамонская епископии (до 1881 подчинялась Фессалоникийскому митрополиту)). В 1896 г. Ларисская митрополия стала епископией, часть Фарсалской епархии была подчинена Ларисскому епископу, а часть Алмирской епархии - Димитриадскому. В 1899 (1900) г. Платамонская епископия была присоединена к Ларисской. Еп. Арсений (Афентулис) вел активную политическую деятельность, направленную против Э. Венизелоса, поэтому в 1917 г. он был вынужден покинуть кафедру и провел неск. лет в ссылке. В 1922 г. епископии Элладской Православной Церкви были возведены в ранг митрополий, в 1923 г. владыка Арсений вернулся на свою кафедру. Митрополиты Димитрий (1956-1959) и Иаков (1960-1968) рукоположили большое число иереев, чтобы обеспечить приходы священниками. В 1965 г. был освящен новый кафедральный собор свт. Ахиллия. В 1977 г. митрополия получила совр. название. При митр. Серафиме в Ларису были возвращены мощи свт. Ахиллия и в митрополии велось активное храмостроительство. В 2014 г. в Л. и Т. м. действовали 118 приходских храмов, 43 парекклисиона, 145 экзокклисионов, 32 кладбищенские церкви, 3 муж. монастыря (Комнинион, или Успения Пресв. Богородицы, и вмч. Димитрия Солунского, новомучеников Лесбосских Рафаила, Николая и Ирины близ Пирьетоса, прп. Никодима Святогорца близ Пирьетоса) и 3 жен. мон-ря (Преображения Господня близ Рапсани, Пресв. Богородицы Гликофилусы близ Рапсани, Благовещения Пресв. Богородицы и св. Иринея близ Пирьетоса). В епархии созданы благотворительные орг-ции «Сбор пожертвований братолюбия и взаимопомощи» и «Хлеб насущный» (столовые для бедных), приют для девочек, дом престарелых «Панагия Армениотисса», донорский центр, школа визант. музыки «Святой Ахиллий», центр поддержки семьи, катехизаторские школы, церковный радиоканал, б-ка в митрополичьей резиденции. В годы экономического кризиса был открыт пункт раздачи продуктов и одежды нуждающимся и пункт оказания бесплатной медицинской помощи. Епископы Ларисские

http://pravenc.ru/text/2463131.html

Другие речки и ручьи: Чурук-су (гнилая вода), грязный ручей, разделяющий город Бахчисарай вдоль на две половины: он начинается в 3 верстах от города и впадает в Качу. Между Симферополем и Алуштой: Ангари – за ст. Мамут-Султан – вьется небольшим ручейком и впадает в Салгир, и Кизил-коба (красная пещера): выходит из-под скалы Крымского красного мрамора и падает каскадом в глубокую котловину. Между Алуштой и Судаком: Ворун за долиной Капсихор; близ нее – Шелен, текущая среди садов и падающая в море, Сотера, Куру-узень, Улу-узень, Ускут. Из них Улу-узень, вытекая с высот Корабай-яйлы. падает перпендикулярно и образует водопад; она, как и все горные речки, летом почти высыхает, а в дождливое время превращается в пенящийся поток, с шумом стремится к морю и уносит с собою все, что встречается на пути. Речка Ускут, называвшаяся у генуэзцев Скути, близ долины Туякской. Около нее развалины греческого замка Чобан-кале (пастушья крепость) и следы кладбища. В Феодосийском уезде, по пути в Топловский монастырь, довольно многоводная речка Ендоль или Яндол. Чрез всю Судакскую долину течет Алыкор или Алепхор, иначе Суук-су и принимает в себя несколько ручейков. Приток ее – Карагач. В Ялтинском уезде: Демерджи-узень орошает Алуштинскую долину и падает в море; Артек у подошвы Аюдага; Сунар-Путан близ Аюдага: близ нее сады и виноградники, Дерекой – в 5 верстах от Ялты; притоки ее: Кува, Панагия, Стамис, Темиар, Балла, Ялта – в ялтинской долине; Даста-су по дороге из Байдарской долины к Алупке; близ Алупки или в самой Алупке: Каракунга, быстро бегущая в море, Кротирия, Мака-су, Ставрис-узень (крестная река), Хастагая или Хаста-айя, вытекающая у подошвы горы Ай-Петри. 118 Из источников с пресною водою известны в Крыму: источник св. преподобной мученицы Параскевы – в Топловском женском монастыре, где, по преданью, был древний храм преподобномученицы: вода холодная, чистая, целебная; источник св. Анастасии, у татар Суук-су (холодная вода), на горе Качикальен, на левом берегу р. Качи, вода чистая и холодная; источник Савлук-су (живая, здоровая вода), в Космодамиановской киновии, с чистою, вкусною, холодною, лечебною водою, Агиос недалеко от Алупки, Айян-су (св.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

АРСЕНИЕВ-БОГОРОДИЦКИЙ, муж. близ Новгорода, на берегу реки Волхова. Во второй половине XVI века здесь, в необитаемом дотоле месте, водворился Преподобный Арсений, который, с пособием посадника Сыркова, основал, около 1562 года, эту обитель, построив деревянную церковь во имя Рождества Богоматери. Царь Иоанн Васильевич Грозный, слышав о добродетельном житии св. Арсения, посещал его здесь, после покорения Новгорода. – Преподобный, по кончине, погребен был вне Богородицкой церкви, на берегу Волхова, на том месте, где он пребывал в затворе. Вскоре по обретении мощей его, над гробом поставлена каменная часовня (существующая и ныне); также построены и еще две церкви: Рождества Христова, с приделом Леонтия Епископа Ростовского, и Жен Мироносиц. В 1764 году Арсениев монастырь упразднен; ныне существует здесь только церковь Жен Мироносиц и часовня. Мощи св. Арсения перенесены отсюда, 1787, в Кириллов Новгородский монастырь. ЛИПЕНСКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. близ Новгорода, при устье реки Мсты, в так называвшейся древле Обонежской пятине. Он был основан в 1112 году. Когда обитель сия уничтожена, неизвестно; впрочем, в XV веке она еще существовала. ВЕРЕНДОВСКИЙ-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. близ Новгорода, на берегу речки Веренды; основан был в начале XV века новгородским архиепископом Иоанном, который построил здесь, в 1407 году, каменную церковь Преображения Господня и сам оную освятил. Дальнейших сведений о сем монастыре нет. БОГОСЛОВСКИЙ, женский, близ Новгорода, на правом берегу Волхова, при впадении речки Вятки. Основан в 1354 году св. архиепископом Моисеем. О времени упразднения его неизвестно. ПАНТЕЛЕЙМОНОВСКИЙ, муж. в 3 верстах от Новгорода, близ озера Мячина, на горе. Неизвестно когда и кем эта обитель была основана; но судя по церкви св. мученика Пантелеймона, бывшей соборною, построение которой относится к 1207 году, полагать надобно, что монастырь этот принадлежит к древним. – Храм этот, существующий и ныне, в недавнем времени возобновлен усердием Г. Семевского, с устроением нового придела во имя Тихвинской Богородицы, и освящен вновь в 1811 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

На севере Руси, при немноголюдном и рассеянном населении, в некоторых деревнях возник обычай строить деревянные часовни с образами, где народ молился за неимением церквей. Иногда в такую часовню приезжал издалека священник или иеромонах со святыми дарами, исповедывал и причащал народ. Близ такой часовни обыкновенно проживал какой-нибудь благочестивый старец, внушавший к себе уважение своим постничеством и благочестием. У одной из таких часовен при устье реки Выга, на месте, называемом Сороки, жил старец по имени Герман, который прежде бывал на Белом море и знал Соловецкий остров или Соловки, куда жители поморья приезжали летом ловить рыбу. К этому старцу, после многих лет его уединенной жизни, прибыл другой старец. Назывался он Савватий. Происхождение его неизвестно. Он давно уже постригся в Кирилло-Белозерском монастыре, но недовольный житием тамошних монахов, ушел на каменистый остров на Ладожском озере, где уже существовала Валаамская обитель, в которой иноки отличались чрезвычайным постничеством и терпением в лишениях. Савватий пожил там некоторое время и задумал, по примеру многих подвижников, уйти в совершенное уединение и вести " безмолвное " житие. Он направился к северу и сошелся с Германом. Узнавши от него о Соловецком острове, он подал ему мысль идти вдвоем на отшельнический подвиг. Старцы отправились туда на лодке и достигши Соловецкого острова, построили себе хижину на версту от моря, близ озера, богатого рыбой. До тех пор на Соловки только наезжали временно рыбаки, но теперь два семейства с поморья близ Кеми, узнавши, что на Соловках поселились постоянные обитатели, задумали основаться рядом с отшельниками близ озера. Это было не по душе старцам, и впоследствии сложился такой рассказ: один раз в воскресенье Савватий вместе с Германом отправлял всенощную и вышел покадить крест, который они воздвигли близ озера. Вдруг услышал он женский вопль, сказал Герману, Герман пошел на голос и увидел плачущую женщину. Это была жена одного из поселившихся на острове рыбаков. " Мне, - говорила она, - встретились двое светлых юношей и сказали: сойдите с этого места. Бог устроил его для иноческого жития, для прославления имени Божьего. Бегите отсюда, а не то - смерть вас постигнет " . После этого рыбаки удалились с острова, и уже никто не осмеливался заводить поселения на Соловках. Через некоторое время, однако, старцы оставили Соловецкий монастырь один за другим. Сначала Герман отошел на реку Онегу, а затем и Савватий отправился на устье Выга к часовне, куда в это время прибыл один игумен, ездивший со святыми дарами по деревням. Савватий причастился Св. Тайн и на другой день скончался. Причастивший его игумен и какой-то новгородец Иван, ездивший по торговым делам и случайно попавший сюда, похоронили его.

http://sedmitza.ru/lib/text/435585/

От Кипра до города Яфа верст четыреста плыть по морю; от Царьграда до острова Родоса восемьсот верст; от Родоса до Яфы восемьсот верст; по морю плыть до Яфы тысяча шестьсот верст. Город Яфа на берегу близ Иерусалима, оттуда путь до Иерусалима посуху, верст тридцать, по полю десять верст идти до церкви святого Георгия. Создана была эта церковь в память Георгия, здесь хранился гроб с его прахом в алтаре. Воды здесь много. У этой воды отдыхают странники, но со страхом: место пустынное, близ города Аскалона, оттуда совершают набеги сарацины и избивают странников на путях, при входе в горы. От церкви Георгия до Иерусалима верст двадцать, по горам каменным, путь тяжел и очень страшен. О горе Армафем Вблизи Иерусалима, на правой стороне по пути от Яфы, гора высокая, которую называют Армафем. На этой горе находится гроб пророка Самуила, и его отца Елкана, и Марии Египетской, тут было село и дом святых. Это место огорожено и зовется городом Армафем. О Иерусалиме Город Иерусалим стоит в дебрях, около него высокие каменные горы. Когда подходишь близко к городу, то сперва виден столп Давидов, а затем, пройдя еще немного, видны Елеонская гора, церкви Святая Святых и Воскресения, где хранится гроб Господен, а затем видится весь город. Тут, близ города, на пути находится пологая гора, на этой горе люди слезают с коней, молятся и поклоняются церкви Воскресения и на виду города. Бывает тогда радость великая всякому христианину, увидевшему святой город, плачут люди от радости. Никто не может не прослезиться, увидев желанную землю и святые места, где Христос претерпел мучения ради людей. Отсюда все пешком идут с радостью великой к городу. По пути на левой стороне стоит церковь Стефана Первомученика, на этом месте он был убит камнями, в этой церкви находится его гробница. Здесь близ городской стены находится плоская каменная гора, которая треснула во время распятия Христа и зовется это адом. Входят в Иерусалим все люди с великой радостью воротами, близ дома Давидова, со стороны Вифлеема. Это ворота Вениаминовы. Как войдешь в город, на правую сторону путь идет через город в церковь Святая Святых, а на левую - к церкви Воскресения, где хранится гроб Господен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2354...

В 1775 г. в урочище Чонки (ныне дер. Чёнки близ Гомеля) Белицкого (с 1852 Гомельского) у. старообрядческий игум. Феофилакт основал Чонский Успенский мон-рь. К кон. XVIII в. он стал центром единоверия , указом Синода от 8 мая 1797 г. был причислен к Екатеринославской (с 21 дек. 1797 Новороссийской) епархии. В нач. XIX в. наибольшее число старообрядцев проживало в Могилёвской губ. на Ветке и в городах Могилёв, Гомель, Рогачёв, Орша, Сенно, Чаусы, Добруш. В пределах Могилёвской епархии действовали старообрядческие мон-ри: Лаврентиевский, Ветковский, Абрамовский, Макариевский, скиты возле дер. Огородня-Гомельская и близ селения Чистые Лужи, женский мон-рь в Спасовой слободе, Боровицкий Анфимов скит в урочище Боровица на р. Сож, Филатов скит близ Гомеля, Крупецкий Викентиев скит близ слободы Крупец (ныне дер. Нов. Крупец Добрушского р-на). При имп. Николае I Павловиче почти все старообрядческие мон-ри были закрыты или преобразованы в единоверческие. В 1839 г. упразднен Макариевский мон-рь, в 1844 г.- Лаврентьевский, в 1845 г.- Чонский, в 1850 г.- Клёнкский Пахомиевский (близ дер. Клёнки Гомельского у.), Никольский скит и Спасо-слободской. Макариевский мон-рь был восстановлен в 1844 г. как единоверческий, Чонский мон-рь был приписан к нему. К 1847 г. в Могилёвской губ. жили 14 678 старообрядцев: 14 349 поповцев, 329 беспоповцев. Поповцы проживали в уездах: Белицком - 12 013 чел., Сенненском - 813, Рогачёвском - 386, Могилёвском - 127, Оршанском - 80 чел. В Рогачёвском у. жили 318 беспоповцев, в Могилёвском у.- 11 беспоповцев. На территории губернии действовали до 28 старообрядческих часовен, 4 мон-ря: мужские - Пахомиевский и Никольский, женские - на Ветке и в Спасовой слободе. В 1853 г. в Могилёвской губ. находилось 5 старообрядческих церквей с престолами и 18 беспрестольных молитвенных зданий. Они были расположены в Гомельском у.: в Спасовой слободе, Жгунской Буде, Нов. Мильче, Косицкой, Тарасовке, Романовой слободе, Попсуевке, Леонтьеве, Дубовом Логе, Марьине, при Никольском и Пахомиевском мон-рях и в г. Белица; в Рогачёвском у.: в слободе Турск и в деревнях Голодная и Покаты, а также в деревнях Плиса Сенненского у. и Гронова Чериковского у. Численность проживавших в Могилёвской губ. старообрядцев в 1859 г. составляла 15 255 чел., в 1862 г.-17 396, в 1882 г.- 16 753 чел. (из них в Гомельском у. 12 457 чел.).

http://pravenc.ru/text/2563894.html

Странствуя, И. О. достиг Мириокефальской горы и, т. к. была зима, решил укрыться в развалинах языческого святилища. Войдя туда, он ослеп. В течение неск. дней И. О. молился об исцелении и на 7-й день услышал голос, велевший ему идти на восток и там, где он увидит свет, построить храм в честь Пресв. Богородицы Антифонитрии ( Мириокефальский монастырь ). Выйдя из святилища и увидев на востоке столп света, преподобный прозрел. В основанном им мон-ре он оставил своего ученика мон. Луку. После этого И. О. построил близ сел. Мелик на горе Хамовуни ц. св. Георгия, называемую Дуврик. Н. Томадакис предположил, что название церкви связано с происходившими там исцелениями от водянки (на крит. диалекте δρομπικας или δοβρικας - больной водянкой). Землевладельцы подарили И. О. 4 пары волов и участок, где святой устроил цистерну, разбил виноградник и сад. Здесь он постриг в монахи богоугодного мужа по имени Никодим, к-рый впосл. стал иереем этого храма. Пти считал, что Мелик находился близ совр. сел. Рустика, однако, по мнению Томадакиса, речь идет о мысе Мелехас (Малека) на п-ове Акротири на сев.-зап. побережье Крита. Придя в окрестности г. Арий (τ Αριον; в совр. местности Милопотамос, к востоку от Ретимно), И. О. построил близ совр. сел. Пийи ц. св. Георгия Опсаропиаста, или Псаропиаста (т. е. покровителя рыбной ловли). Дж. Томас и А. Константинидис-Хероу разделяют мнение Пти, что эта церковь находилась в Хромонастири. Местные жители подарили храму поле, 2 пары волов и небольшое число деревьев. Здесь И. О. постриг в монахи Евтихия, к-рый, приняв священнический сан, стал затем настоятелем храма. Возвратившись в Мириокефальский мон-рь, оказавшийся в трудном материальном положении, И. О. застал монахов в растерянности, «не знающих, каким образом управляться». Занявшись устроением обители, преподобный нашел жертвователей, подаривших мон-рю 6 пар волов, 150 ульев и 2 участка близ сел. Мусел (близ совр. сел. Драмия, в 45 км к юго-востоку от г. Ханья), где он основал подворье св. Патапия, разбил сад и виноградник. Вокруг монастыря И. О. также посадил деревья и устроил виноградник. Это хозяйство могло обеспечивать нужды монашеской общины, состоящей из 12 чел. Росписи собора Мириокефальского мон-ря были выполнены в нач. XI в.

http://pravenc.ru/text/471411.html

19 нояб. 1913 г. управление Н. е. было возложено на Дебарского митр. Косму, изгнанного из своей епархии в Македонии. В мае 1915 г. управляющим Н. е. был назначен митр. Струмицкий Герасим . 21 июня он организовал выборы Неврокопского митрополита, к-рым стал архим. Макарий (Стамов). Но по причине кончины Болгарского экзарха Иосифа I (Йовчева) и начала первой мировой войны Синод Экзархата утвердил его избрание 27 марта 1916 г., а хиротония состоялась 17 апр. Митр. Макарий стал инициатором обновления клира епархии, а также возведения и восстановления храмов и часовен; кроме того, он учредил неск. благотворительных фондов и культурно-просветительских организаций. В 1921 г. в состав Н. е. вошли Петричская и Свети-Врачская (бывш. Мелникская) духовные околии, а кафедра епархии перенесена в г. Горна-Джумая (с 1950 Благоевград), где оставалась до 1928 г., когда вернулась в Неврокоп. После смерти митр. Макария (7 июня 1934) Неврокопским митрополитом 24 марта 1935 г. был избран еп. Стобийский Борис (Разумов) . В 1941-1945 гг. кафедра епархии вновь находилась в Горна-Джумае. После убийства митр. Бориса 8 нояб. 1948 г., совершённого лишенным священнического сана И. Станевым, 4 янв. 1953 г. митрополитом стал еп. Стобийский Пимен (Енчев). Согласно принятому в 1951 г. Уставу БПЦ, кафедрой Н. е. стал г. Благоевград, но впоследствии ее вновь перевели в Неврокоп. После ухода на покой еп. Пимена (июль 1992) управляющим епархией с 9 июня 1992 по 17 дек. 1993 г. был еп. Драговитийский Иоанн (Николов) , а 24 апр. 1994 г. Неврокопским митрополитом утвержден еп. Крупникский Нафанаил (Калайджиев; 1952-2013). После его смерти с 17 нояб. 2013 до 19 янв. 2014 г. временно управляющим епархией был митр. Видинский Дометиан (Топузлиев) . Монастыри В Н. е. действуют 8 мон-рей: Роженский близ г. Мелник, в честь Рождества Пресв. Богородицы (основан в XIII в.); Горна-Брезницкий, женский, во имя прор. Илии, в 2 км от с. Горна-Брезница, близ Благоевграда (время основания неизв., разрушен в османский период, восстановлен в 1992, в 2004 построен храм); «Света Богородица» в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», женский, близ г. Гоце-Делчев (время основания неизв., разрушен в османский период, восстановлен в 1898-1901); «Свети Пантелеимон», женский, в с. Обидим близ г. Разлог (основан в 1914); «Свети Георги Победоносец», мужской, в г. Хаджидимово (храм построен в 1864, является резиденцией Неврокопского митрополита); Чуриловский (Игуменский, или Геговский) во имя вмч. Георгия Победоносца в с. Чурилово близ г. Петрич (основан предположительно в XIV в., возобновлен в 1857-1858; периодически действует); «Света Петка» в г. Петрич (храм построен в 1912, впосл. при нем возникла монашеская обитель, в наст. время насельников нет); «Свети Косма и Дамиан» в г. Сандански (время основания неизв., разрушен в османский период, восстановлен в 1928, периодически действует).

http://pravenc.ru/text/2564820.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010