XVI в.), во имя св. Иоанна Кущника (в с. Перемиль совр. Гороховского р-на; основан в нач. XVI в.), Волославский Онуфриевский (во Владимире-Волынском; упом. с 1550), Васильевский (во Владимире-Волынском; упом. с 1558), Дубищенский Введенский (мужской, в совр. пос. Дубище Рожищенского р-на; упразднен в сер. XVI в.), Чернчицкий Преображенский (женский, в с. Чернчицы, ныне в черте Луцка; упом. с 1566, упразднен в нач. XVIII в.), Гороховский Замковый (в г. Горохов; упом. с 1571, упразднен в кон. XVI в.), Ильинский (мужской, во Владимире-Волынском; основан до 1579, разорен униатами в 1596), Любченский скит (в с. Любче совр. Рожищенского р-на; известен с 1581), Чарторыйский (Осницкий) Троицкий (мужской, близ совр. с. М. Осница Маневичского р-на; упом. в 1582), Старо-Порицкий (в с. Ст. Порицк совр. Иваничевского р-на; упом. с 1590), Ватинецкий скит (близ с. Ватинец совр. Гороховского р-на; упом. с 1593), Порванецкий скит (близ с. Пирванче совр. Гороховского р-на; существовал до 1596), Вербский Троицкий (мужской, близ совр. с. Вербка Ковельского р-на; упом. со 2-й пол. XVI в., время упразднения неизвестно), Любомльский Ильинский (в г. Любомль; упом. в XVI-XVII вв.), Новодворский Михайловский (в с. Нов. Двор совр. Турийского р-на; упом. в XVI-XVII вв.), Четвертинский Преображенский (мужской, в с. Четвертня совр. Маневичского р-на; основан ок. 1600, в XVIII в. обращен в униатский, в 1793 возвращен в Православие и упразднен), Липненский Хребтищенский скит (в урочище Хребтище близ совр. с. Липно Киверцовского р-на; известен с 1603), Турийский Евстафиевский (в пос. Турийск; упом. с 1609), Четвертинский Успенский (женский, в с. Четвертня совр. Маневичского р-на; основан в 1618, к 1703 обращен в униатский), Жидичинский Свято-Духов (женский, в совр. с. Жидычин Киверцовского р-на; основан в нач. XVII в., разорен униатами в 1621), луцкий Братский Крестовоздвиженский (мужской, в Луцке; основан в 1624, с 1720 униатский, упразднен в 1797), Михаило-Архангельский (в Луцке, упом. в 1619-1644), Туминский Крестовоздвиженский (в урочище Тумин (Тумино) Луцкого у., близ совр.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

В 70-х гг. XIX в. были построены храмы во имя К. и Мефодия в Севлиеве (1871), Меджидие, Тулче и Карапче (ныне Маломир) (Юж. Добруджа) (1872), с. Богдалий-Чамурлий (ныне Житен) близ Добрича и Даутларе (ныне Царимир) близ Пловдива (1874), с. Арабаджиево (ныне Коларово) близ Стара-Загоры, с. Гердеме (ныне Питово) близ Сливена, Свиштове и Горна-Бане (ныне в черте Софии) (1875) и др. После освобождения Болгарии от османского владычества с 1878 г. до кон. XIX в. были построены еще 24 храма во имя К. и Мефодия, самый большой- в с. Константин возле Тырнова (1879-1881). В Софии солунским братьям посвящены 2 церкви, а устроенный в нач. ХХ в. храм в бывш. Черной мечети (1528) освящен во имя их ближайших учеников- св. Седмочисленников . К 1985 г. на территории Болгарии ок. 100 храмов и 7 параклисов были посвящены равноапостольным К. и Мефодию,к 2002 г.- 104 храма и 6 параклисов, также им посвящено 2 монастыря - Клисурский и Горнобанский (Люлинский). Во имя братьев 9 февр. 2002 г. был освящен католич. собор в Свиштове. Храмы во имя слав. просветителей были возведены и в центрах болг. эмиграции: в Бухаресте (1869), в т. н. Болгарском хуторе близ Киева (1869, позже переосвящен в честь Преображения Господня ( Темелски Х. Заслугата на архиеп. Йосиф Соколски за основаването на храм св. Кирил и Методий в Киев, 1869 г.//Международен симпозиум 1100 години от блажената кончина на св. Методий. 1989. Т. 1. С. 262-264)), Мельбурне (Австралия) и Торонто (Канада), Загребе, параклис - в Вене (1994) и др. (см.: Колева, Кръстев. 2003. Т. 4). Праздник славянской письменности в Скопье. Фотография. 1901 г. Праздник славянской письменности в Скопье. Фотография. 1901 г. Учебные заведения, названные именами К. и Мефодия, появились на болгарских землях впервые в 40-х гг. XIX в.: в с. Кипилово близ Сливена (1840), Софии (1842), Прилепе (1843), с. Калипетрово возле Силистрии (1850), Перуштице (1850). Уч-ще в Пловдиве, основанное в 1850 г., в 1851 г. было названо в честь просветителей, в 1868 г. преобразовано в гимназию, в 1869 г.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

6 . Рождества Богородицы, на кладбище при Пошехонской дороге, каменная, двухэтажная, сверху колокольня. На этом кладбище погребены мои родители. Вблизи оного кирпичный завод. 7 . Рождества Богородицы, на верхнем долу, одноглавая, небольшая, трехпрестольная. 8 . Рождества Богородицы, на нижнем долу, одноглавая, небольшая, трехпрестольная. 9 . Владимирской Божьей Матери, холодная пятиглавая, теплая одноглавая, колокольня отдельная на дворянской Владимирской улице. 10 . Донской Божьей Матери, одноглавая, небольшая, трехпрестольная, близ Владимирской дворянской улицы, на Обуховской улице. Здесь был дом моей бабушки, Ирины Ивановны: существовал из рода в род более 200 лет; в 1840-х годах ее сын, а мой дядя, к сожалению, перенес его на новое место и перестроил. 11 . Покрова Пресвятой Богородицы, близ собора, одноглавая, небольшая, трехпрестольная. 12 . Покрова Пресвятой Богородицы в Козленах, одноглавая, небольшая, трехпрестольная. 13 . Казанской Божьей Матери, близ собора, на горе, одноглавая, небольшая, трехпрестольная. 14 . Иоанна Предтечи, на Сенной площади, одноглавая, небольшая, трехпрестольная. 15 . Св. апостолов Петра и Павла, у Московской заставы, близ нового острога, небольшая. Близ этой церкви дом знаменитого купца Митрополова; жена его... была единственною раскольницей во всем городе. А по Рогожскому кладбищу был дом известных богачей Кокоревых; у них была своя часовня и свое кладбище. В мою бытность умер старший из братьев, В.И. Рассказывали, что перед смертью его жгли соломою, дабы очистить от грехов. Дом Кокоревых был хотя не по церкви, но благотворил всем очень много. 16 . Иоанна Богослова, близ Денивой площадки, пятиглавая. 17 . Пророка Ильи, пятиглавая, рядом с предыдущею, там же. 18 . Михаила Архангела, пятиглавая, там же. 19 . Царя Константина и Елены, двухэтажная, пятиглавая, там же. 20 . Архангела Гавриила на Ленивой площадке, одноглавая, небольшая, трехпрестольная. 21 . Св. живоначальныя Троицы, одноглавая, трехпрестольная, небольшая. Здесь почивают мощи преподобного Герасима, на Ленивой площадке.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Известны также монастыри: а) в Муроме: Борисоглебский, где в 1345 г. погребен муромский князь Василий; б) в Переяславле Залесском: Богородичный Горицкий, в котором принял пострижение преподобный Димитрий Прилуцкий, современник и собеседник преподобного Сергия Радонежского; Николаевский общежительный, основанный и устроенный этим самым преподобным Димитрием до отхода его на Вологду (прежде 1371 г.), и Введенский, неизвестно кем основанный, но существовавший в начале XV в. 2329 ; в) в Городце: Лазаревский, где в 1367 г. гром побил чернецов и черниц; г) в 15 верстах от Димитрова: Николаевский Песношский, на реке Песноше, основанный (в 1361 г.) учеником преподобного Сергия Радонежского Мефодием († 1392); д) близ Звенигорода: Саввино-Сторожевский, основанный около 1398 г. на горе Стороже учеником преподобного Сергия Радонежского Саввою по желанию звенигородского князя Юрия Дмитриевича который наделил обитель селами и угодьями 2330 ; е) близ Александрова: Свято-Троицкий Махрицкий, на реке Махрице, основанный постриженником киевской лавры преподобным Стефаном Махрицким, другом преподобного Сергия, во дни великого князя Иоанна Иоанновича (1353–1359); ж) близ Можайска: Рождество-Богородицкий Лужецкий, на реке Лужках, построенный по воле можайского князя Андрея Дмитриевича († 1432) постриженником Симонова монастыря преподобным Ферапонтом Белоезерским 2331 ; з) на реке Шексне, в пределах владений можайского князя – Никольский и Георгиевский в Раменце, упоминаемые в 1443 г.; и) близ Боровска: Покровский Высокий, в котором принял (1414) пострижение преподобный Пафнутий Боровский и подвизался тридцать лет, последние 13 – в сане игумена, и Рождество-Богородицкий Пафнутиев, основанный в 1444 г. этим самым Пафнутием в двух верстах от монастыря Высокого; и) близ Серпухова: Владычень Серпуховский, созданный в 1362 г. святым митрополитом Алексием 2332 ; к) близ Венева: Николаевский Венев, где в 1408 г. скончался и погребен несчастный князь смоленский Юрий Святославич; л) в Гороховце: Василиевский на Клязьме, упоминаемый около 1418 г.; м) в Юрьеве Польском: Богородицкий, или Успенский, на Воиновой горе, упоминаемый около 1428 г. 2333

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

После низложения И. мог жить близ Угровска, в мон-ре св. Даниила (прор. Даниила или же св. Даниила Столпника), к-рый, возможно, был основан кн. Даниилом Галицким ранее 1240 г., следов., при участии И. (мон-рь упом. в Ипатьевской летописи под 1268 г.). Еп. Модест (Стрельбицкий) предположил, что древнерус. Угровск находился близ с. Старе-Стульно (совр. Влодавский повят Люблинского воеводства, Польша), а Даниловский монастырь стоял на горе Церковной, близ с. Воля Угровская (ныне Воля Ухруска во Влодавском повяте). В 90-х гг. XX в. польск. историки локализовали Угровск неподалеку от совр. с. Ухруск (близ г. Влодава, Польша). Укр. археологи считают, что древнерус. Угровск находился на левом берегу р. Зап. Буг, близ совр. с. Новоугрузского (Любомльский р-н Волынской обл., Украина). После 1268 г. ни г. Угровск, ни Угровский мон-рь в летописях не упоминаются. Руины Угровского монастыря фигурируют в акте 1580 г., близ р. Зап. Буг (АВАК. Т. 2. 91), что подтверждает т. зр. укр. археологов. С И. связано бытовавшее среди местных униатов предание о том, что загородная резиденция униат. Холмских епископов посад Савин, в 10 верстах от с. Ухруск, была заложена при кн. Данииле еп. «Асафом», от имени которого посад получил свое первоначальное название Асафин, трансформировавшееся со временем в Савин. Строительство местной приходской церкви, впервые упоминаемой в документах Холмского гродского суда XV в., предание также связывало с И. ( Лонгинов А. В. Червенские города: Ист. очерк в связи с этнографией и топографией Червоной Руси. Варшава, 1885. С. 241). Ист.: ПСРЛ. Т. 2. Стб. 163, 739-740, 842; Т. 3. С. 68. Лит.: Макарий. История РЦ. Т. 2. С. 297, 399, 498, 499, 623; Модест (Стрельбицкий), еп. Холмская правосл. епархия. Варшава, 1886. С. 20-28; Ольховский Г. А. Важный момент в истории Руси: [Холмский кафедральный Рождество-Богородицкий собор. К вопросу о 900-летии Холмской епархии]//Странник. 1901. 8. С. 210-230; он же. О начале г. Холма и Холмской епархии//Волынские ЕВ. 1905. 3. С. 41-51; Пашуто В.

http://pravenc.ru/text/578078.html

3.      Монастырь архидиакона Стефана в Иерусалиме. Основан императрицею Евдокиею, супругою Феодосия Младшего, близ созданного ею храма Первомученика архидиакона Стефана 402 . 4.      Монастырь Гавриила в окрестностях Иерусалима, к востоку, в долине 403 . 5.      Монастырь св. мученика Леонтия 404 . 6.      Монастырь Мартирия. Основан патриархом Мартирием недалеко от Елеонской горы, к востоку 405 . Ныне остались развалины этого монастыря 406 . 7.      Монастырь к юго-востоку от Хеврона близ Аристовулиады, в пустыне Зиф 407 , основанный св. Евфимием Великим. 8.      Монастырь Романа, находившийся близ Фекои. Роман, ученик Елпидия, игумена обители Пассариона в Иерусалиме, последователь оригенистов, за свое упорство был изгнан из своей обители 408 . 9.      Монастырь Метопин. Основан Марином, учеником Евфимия Великого. Ныне место его называется Хирбет-дзубб-ер-Рум 409 . 10.      Монастырь на Сионе, основан был Маркианом, пресвитером и сосудохранителем храма Воскресения, впоследствии епископом Севастийским 410 . 11.      Монастырь близ Вифлеема, основан Маркианом, спутником Елпидия 411 . 12.      Монастырь Евсторгия в Иерусалиме. В нем полагал начало подвижничества преподобный Кириак 412 . 13.      Монастырь патриарха Илии в Иерусалиме. Илия, сделавшись первосвятителем Святого града, собрал иноков, подвизавшихся отдельно близ башни Давидовой на Сионе, и поместил их в свою обитель. Она была устроена близ патриаршего дома у храма Воскресения 413 . 14.      Иерихонские монастыри патриарха Илии. Они находились в окрестностях Иерихона 414 . 160 См.: Ueber die alten Lauren und Klöster in der Wüste Juda v. Marti//Zeitschrift des Deucschen Palästina Vereins. Bd. 3. 161 Современные исследователи полагают, что развалины лавры Евфимия Великого (араб. Хан эль-Ахмар) находятся в 8 км к востоку от Иерусалима, в центре промышленной зоны Мишор-Адуммим. – Примеч. ред. 164 Мелитина – главный город Малой Армении , провинции Римской империи, ныне Малатья в Турции. Город этот замечателен мученическою кончиною св. Полиевкта (9 января).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ПОСТАНОВИЛИ: Благословить открытие Свято-Васильевского женского монастыря в с. Куйзовка Резинского района Республики Молдова. СЛУШАЛИ: 10. Прошение Преосвященного Митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира об освобождении игумена Владимира (Порубина) от обязанностей настоятеля Князь-Владимирского мужского монастыря близ с. Горешть Яловенского района Республики Молдова и о назначении на эту должность игумена Серафима (Гончара). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить игумена Владимира (Порубина) от должности настоятеля Князь-Владимирского мужского монастыря близ с. Горешть Яловенского района Республики Молдова по состоянию здоровья. 2. Назначить игумена Серафима (Гончара) настоятелем Князь-Владимирского мужского монастыря близ с. Горешть Яловенского района Республики Молдова. СЛУШАЛИ: 11. Прошение Преосвященного Митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира о назначении иеромонаха Спиридона (Жалбэ) настоятелем Веверицкого мужского монастыря в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Унгенском районе Республики Молдова. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить иеромонаха Спиридона (Жалбэ) настоятелем Веверицкого мужского монастыря в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Унгенском районе Республики Молдова. СЛУШАЛИ: 12. Прошение Преосвященного Митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира о благословении на открытие женского монастыря в честь Успения Божией Матери близ села Коада Язулуй Сынжерейского района Республики Молдова и о назначении монахини Минодоры (Борш) настоятельницей обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие женского монастыря в честь Успения Божией Матери близ села Коада Язулуй Сынжерейского района Республики Молдова. 2. Назначить монахиню Минодору (Борш) настоятельницей женского монастыря в честь Успения Божией Матери близ села Коада Язулуй Сынжерейского района Республики Молдова с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 13. Прошение Преосвященного Архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия о назначении монахини Филареты (Гажу) настоятельницей Крестовоздвиженского женского монастыря г. Нижнего Новгорода.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202897...

На этой же горе, в лесу, был в свое время убит сын Давида Авессалом, туда он убежал от отца своего. Тут внес его мул в чащу леса, зацепилась его голова волосами за ветви, и повис он высоко на дереве, и прострелили его сердце тремя стрелами. Так он и умер на этом дереве. Оттуда до колодца Авраама верст десять, а от колодца до дуба Мамврийского верст шесть… Есть же дуб той святый у пути близ на правой руце, тамо идучи, стоит на горе красно вельми… И ту стоял шатер Авраамов близ дуба того же, к востоку лиц. И есть же дуб той святой не вельми высок, но раскидист, и часты ветви имущ, и плоду много на нем есть; ветви же его близ земли приклонились. В толще же есть дву сажень, моею рукою измерих его, а вверх до ветви полуторы сажени есть. Дивно же и чудно, ко-лико лет есть тому дубу святому на высоцей горе не вредися, ни гнилости на нем нет, но стоит от Бога утвержен, яко теперь посажен…» А вот уже наш современник рассказывает: «На Пасху 1998 года Господь сподобил меня побывать в Иерусалиме. В Хеврон к Мамврийскому дубу прибыли только под вечер. Ворота монастыря нам открыл один из монахов обители. На подходе к храму за чугунной решеткой стояло сухое дерево, многочисленные стволы и ветви которого были подперты палками. По преданию, этот дуб является самым старым деревом на земле, проросшим сразу после Всемирного потопа. По тому же преданию, к концу истории дуб должен засохнуть, и, увы, в прошлый год перед нашим приездом на нем засохла последняя зеленая веточка, что навевало всем присутствующим грустные размышления». Обитатели Палестины во все времена указывали на дубраву Мамре паломникам святых мест. Здесь было местопребывание ветхозаветных патриархов, здесь они жили, умирали и близ этого места погребались. Близ дубравы Мамврийского дуба было явление трех ангелов в виде странников Аврааму, Исаак также жил здесь, когда Иаков возвратился из Падан-Арама. Вся местность с уцелевшим на ней древнейшим деревом испокон века принадлежала Русской Православной Церкви. А дерево так и называлось — ветхозаветный Русский дуб.

http://elitsy.ru/holy/temple/11671/

К промежуточному варианту типа храма с купольным залом и вписанного креста принадлежит ц. вмч. Феодора близ Сотиры (нач. XI в.), где с юж. стороны купол опирается на развитые пилястры, а с северной - на колонну и столб. В XII в. ц. Пресв. Богородицы Канакарии в Литрангоми перестроили в купольную базилику. В качестве особых, поздних вариантов крестово-купольного храма можно отметить типы, известные также в греч. провинции и на о-вах Эгейского м.: «вписанный крест» без зап. столбов (ц. Пресв. Богородицы Хрисалиниотиссы в Никосии, сер. XI в.) или без вост. столбов (ц. вмч. Евстафия Плакиды в Колоси, кон. XII в.), церковь с 3 куполами по центральной оси (прав. Лазаря в Ларнаке, кон. XI - нач. XII в.), церковь с куполами над рукавами креста (преподобных Варнавы и Илариона в Перистероне). Реже встречается тип свободного креста в виде греческого креста с удлиненными зап. и вост. рукавами (церкви Пресв. Богородицы Киры близ Ливадии, перестроена, XII в. (?); прп. Феодосия Великого в Ахелии; Пресв. Богородицы Хриселеусы в Хлоракасе; прп. Евфимиана в Лиси и Честного Креста в Месокипу, кон. XII в.) или латинского креста (церкви Пресв. Богородицы Хриселеусы в Эмбе и Честного Креста в Куке, XII (?) в., свт. Епифания в Лурукине). Собор груз. мон-ря Жалия (Ялья) (1184-1207) имеет уникальную для К. форму триконха. Этот тип в простом варианте (без обхода) начинают строить на К. только в кон. XI в.; вероятно, он был заимствован с Хиоса и распространился на Сев. и Сев.-Вост. К. ( Papageorghiou. 2010). С. Чурчич ( ur i . 2000) называет ранним примером средневизантийского октагона на тромпах ц. прп. Илариона (кон. Х в.) в замке св. Илариона. К 1090 г. относится строительство храма свт. Иоанна Златоуста в одноименном мон-ре близ Куцовендиса, ц. Пресв. Богородицы Марги в Мирту. В храмах святых Варнавы и Илариона (нач. XII в.) и Христа Антифонита близ Калогреи (кон. XII в.) вост. и зап. пары столбов (полукруглые или колоннообразные) смещены к западу, что придает куполу яйцевидную форму. Из данного типа храма развился его гексагональный вариант (ц. Пресв. Богородицы Апсинфиотиссы), имеющий отдаленную параллель только с храмом в Като-Пендели близ Афин.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Приложение. Алфавитный указатель монастырей и монашеских пунктов, существовавших в пределах Византийской империи с середины IX до начала XIII века (842–1204) А арона, на горе Ор в Аравии Авгаров, на Олимпе вифинском Авксентия (гора), в Вифинии Авраамитов, на Олимпе вифинском Авраамитов, или Богородицы Нерукотворной, в Фессалонике Авраамия, или Авраамитов, в Константинополе Агафии, близ Тускулана в Италии Адриана, близ Россано Адриана и Наталии, близ Армента в Италии Акаппейский, в Фессалонике Акммитов, или Неусыпающих, в Константинополе Акруллия, в Фессалонике Ал-Сари, или Калоградик. в Иерусалиме Амальфинскии, на Афоне Анании, в Константинополе Анании, в Южной Италии Anargirius, в Россано Анастасии, в Константинополе Анастасии, в Россано Анастасии Φαρμακολυτρ ας, в Фессалоникийской митрополии Анастасия, в Полихоре в Южной Италии Анастасия, в Риме Ангела, в Мелитене Ангела, в Деманской долине в Сицилии Ангела Brolo, или Lisico, в Сицилии Ангела de Battipede, в Южной Италии Ангела de Ficarra, в Калабрии Андрея, близ реки Нигра Андрея, в Калабрии Андрея, в Фессалонике (перистерийский) Андрея, на Афоне Андрея и Иоанна Апостола, на реке Сангарисе νεμ, на Олимпе вифинском Аникитов, на Афоне Анкуриев, в Константинополе Анны, близ Мессаны Анны, в Иерусалиме Анны (скит), на Афоне Анны Monteforte, в Сицилии Антигонов, во Фракии Антидия, на Олимпе вифинском Антиоха, в Константинополе ντιφωνητο, в Константинополе Антония, в Константинополе Антония Великого , в Египте Анфемия, в Константинополе Апостолов, в Южной Италии Апостолов, на Афоне Апостолов, на горе Авксентия в Вифинии Аргурия, в Константинополе Аренария, в Россано ρεοβνδου, в Константинополе Арку, на Афоне Арментский, в Базиликате Армонианский, или το Β ρδονος, в Константинополе Арсения Великого , или Алказир, или Козаир, в Египте Артигена, в Кизической митрополии Архангела de Brolo, в Сицилии Архистратига, на Афоне Архистратига, в Иконии Архитриклиний, в Кане Галилейской Асикритский, в Пифиях Attalini, в Анкире в Галатии

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010