Воззрим на близость Господа к человеку. Господь близ. Где же? Камо пойду, говорит пророк, от Духа твоего? И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси; аще сниду во ад, тамо еси; аще возму криле мои рано, и вселюся в последних моря, и тамо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя ( Пс.138:7–10 ). Но есть места, в которых особенно Господь являет Свою близость. Господь близ в окружающей нас природе, в которой, как в зерцале, видим совершенства Божии, Его премудрость, всемогущество, благость и величие. Господь близ в душе нашей. Гласом совести Он побуждает нас к творению добра, или осуждает за соделанное нами зло. Господь близ в письменах своего закона, который, по выражению пророка, есть светильник ногам нашим и свет стезям нашим ( Пс.118:105 ). Господь близ в храме. О храме он Сам возвещает: будут очи Мои ту и сердце Мое по вся дни ( 3Цар.9:3 ). Здесь мы видим Его в священных изображениях и слышим Его Божественные глаголы. Господь близ в таинстве Причащения, в котором верующие не только приближаются к Нему, но и соединяются с Ним. Вот несколько мест особенной близости Божией к нам! Будь же внимателен, христианин, к таким местам, и старайся приблизиться к Господу, в природе – созерцанием всемогущества и премудрости Божией, в душе – вниманием гласу совести, в законе – поучением в оном, в храме – молитвою и вниманием проповедуемому здесь слову Его в таинстве Причащения, – приступая к нему с верою и любовию, очистив совесть. Господь близ к нашим немощам, нуждам, помышлениям, чувствам и действиям. Страждет ли кто от скорбей? Он ниспосылает Своё благодатное утешение и облегчение. Изнемогает ли кто в подвигах благочестия? Он подаёт силу и крепость. Ищет ли кто духовного просвещения? Он ниспосылает Духа премудрости. Раскаивается ли кто во грехах? Он прощает и разрешает Своею благодатию. Просит ли кто чего молитвою и молением? Он внемлет и исполняет. Скажем короче: Господь близок всем и каждому; ибо Он не хочет смерти грешника, но желает ему жизни вечной и блаженной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

В течении 1896–7 годов учреждены вновь следующие монастыри: мужских два 1) Алексеевский штатный, 2 класса, при Алексеевской церкви города Риги и 2) миссионерский Свято-Николаевский близ Бымовского и Югокнауфского заводов, Осинского у., Пермской епархии, в местности именуемой «Белая Гора» и 1 женский Спасо-Преображенский при древнем храме близ села Сенты, Кубанской области. Восстановление Смоленско-Зосимовской пустыни В 1896 году близ станции Арсаки Московско-Ярославской железной дороги, в пределах Владимирской епархии, при церкви над могилой подвизавшегося в конце XVII и начале XVIII столетий схимонаха Зосимы, восстановлена общежительная мужская пустынь с наименованием ее «Смоленской Зосимовской» и с подчинением ее Свято-Троицкой Сергиевой лавре, на тех же условиях, на коих состоят находящиеся в ведении лавры другие обители. Возведение женских общин в монастыри В 1896 и 1897 гг. возведены в общежительные монастыри следующие женския общины: 1) Лукояновская Тихоновская в Нижегородской епархии, 2) Кинешемская, Костромской епархии, Вознесенская, 3) Николаевская, Старорусского уезда, Новгородской епархии, 4) Успенская Валдайского у., той же епархии, 5) Теклатская, Сенакского у., Гурийско-Мингрельской епархии. Вновь учрежденные женския общины Вновь учреждены следующие женские общины: 1) Воскресенско-Мироносицкая при деревне Барановке, Черноярского у., Астраханской епархии, 2) Свято-Троицкая, при хуторе Ново-Харинском (Писаревка тоже), Острогожского у., Воронежской епархии, 3) Владимирская, в имении Муромской купеческой дочери Александры Тягуновой при Дмитриевском поселке, Ковровского y., 4) Падаяская, близ Винницкой приходской церкви, Лодейно-Польского у., Олонецкой спархии, 5) Казанская, в имении священника Псковской епархии Павла Симанского – селе Екатериненском, Островского y., 6) Успенская, в Алешковской слободке, Днепровского y., Таврической епархии, 7) Введенская Черемисская, близ села Пернягаш, Козмодемьяновского у., Казанской епархии. 8) Свято-Троицкая, при сельце Иванькове, Корчевского у., Тверской епархии, 9) близ деревни Кимляй, Краснослободского у., Пензенской епархии, и 10) Покровская, близ города Верхнеуральска, Оренбургской епархии. Обращение в женскую общину существующего в Харьковской епархии приюта

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Дальнейшая жизнь Калогера прошла в скитаниях по южному берегу Сицилии: он селился, по заведенному им обычаю, близ термальных источников. К опытному «бальнеологу» тянулись люди – чая избавление от физических недугов, они получали от него и духовные наставления. На склоне лет старец поселился в пещере близ современного города Шакка. К этому времени он выбрал строгое одиночество и не разрешал селиться вместе с ним, хотя находились многие желающие. Калогер отсылал своих последователей в разные прибрежные местности острова, где сохранялись еще очаги как язычества, так и ересей. Лишь раз, уже на самом склоне жизни, он позволил одному ученику устроиться в его пещере близ Шакки. Произошло это следующим образом. Последние годы Калогер питался исключительно одним видом пищи: растениями, которые росли вокруг его грота. Он готовился ко встрече с Небесным Отцом и отсылал прочь всех посетителей. Однако, когда отшельнику уже было почти сто лет, он уже не мог вставать более со своего ложа. В этот момент у его пещеры появилась лань, явная посланница Небес – будучи кормящей самкой, она стала подкреплять старца своим молоком: его молитвы были нужны еще на земле. Однажды близ пещеры появился охотник-лучник, застреливший лань. Увидев пещеру, он зашел со своей добычей внутрь. Вид убитой кормилицы ужаснул преподобного, а вместе с ним ужаснулся своему действию и охотник. Он умолил старца во имя искупления греха позволить жить с ним, собирая для него пищевые травы. Добрый старец согласился, прожив еще сорок дней и отдав Господу душу на руках нового ученика. Шел 561-й год, 18 июня. Так близ Шакки появился пещерный монастырь: в гроте, где похоронили старца, устроили церковь, вокруг нее – монашеские кельи. Из-за набегов сарацин православные стали опасаться за сохранность мощей, и епископ соседнего крупного города Агригент повелел перенести их в надежное место, в монастырь св. Филиппа во Фрагале, откуда их затем поместили в собор города Фраццано, близ Мессины, где они почивают и до ныне. Виталий-Василий, молитвенное сопротивление злу

http://radonezh.ru/2023/05/02/siciliyski...

в 1509), Мирзин Покровский (мужской, близ Переславля-Залесского; основан не позднее 1520, после 1570 не упом.), Христорождественский (мужской, в Переславле-Залесском; упом. в 1540 и 1584), Архангельский на Бору (мужской, близ совр. дер. Селиваново Угличского р-на; основан не позднее 1574, прекратил существование не ранее 1702 (в 1764?)), Богоявленский (мужской, близ Углича, на левом берегу Волги; основан в кон. XVI - нач. XVII в., разорен поляками в 1611, вскоре возобновлен, после 1683 не упом.), Духов с Гробли (мужской, в Переславле-Залесском; основан не позднее XVI в., разорен в Смутное время, приписан к Никитскому мон-рю, прекратил существование к нач. XVIII в.), Вознесенский (женский, в Переславле-Залесском; основан не позднее 1-й пол. XVII в., упразднен в 1764), Введенский (женский, в Угличе; время основания неизвестно, разорен в Смутное время), Вознесенский (мужской, в Угличе; время основания неизвестно, разорен в Смутное время), Георгиевский (мужской, близ совр. с. Николо-Царевна Переславского р-на; время основания неизвестно, разорен в Смутное время), Тархов (мужской, на Тарховом холме в Переславском р-не; существовал до 1610, когда был разорен поляками), Троицко-Николаевский (у Николы на Песках) (мужской, в Угличе; существовал до 1609, когда был сожжен поляками), Богородице-Сретенский (женский, в Переславле-Залесском; основан не ранее 1660, упразднен в 1764), Троицкая Дивногорская пуст. (мужская, в совр. с. Дивная Гора Угличского р-на; основана во 2-й пол. XVII в., упразднена в 1764), Борисоглебский на Песках (мужской, в Переславле-Залесском; основан не позднее XVII в. (во 2-й пол. XIII в.?), упразднен в 1764), во имя ап. Иоанна Богослова (мужской, близ с. Дубровицы Переславского р-на; время основания неизвестно, прекратил существование до 1685), Спасский на Чибоже (мужской, близ совр. с. Глебовского Переславского р-на; время основания неизвестно, прекратил существование до 1685), Николаевский Князь-Андреевский (женский, в Переславле-Залесском; время основания неизвестно, упразднен в 1764).

http://pravenc.ru/text/2580008.html

Map Малха (Бет-Малка) мон. в Тур-Авдине Map Матфея мон. на горе Элфеф близ Мосула Map Романа мон. (Касийский) Map Самуила, мон. Мараш (Германикия) Марга близ Мосула Маргская епископия Маргская область Мардин (Марде, Маридин) Мардинская епископия Марка св. мон. в Иерусалиме Марона мон. Махозе 50 – см. Селевкия-Ктесифон Махозе-д-Ареван, в Бет-Гармае Мединат-Сахде – см. Майперкат Мелитина (Малатия) Мерв – см. Мару Месопотамия Мессина Мидия Мосул (аль-Маусил) Мосульская библиотека Неаполь Кипрский Неокесарийский Собор Нефтар (Нетпар, Нефрат) Никейский Собор Никея Никомидия Никосия Ниневийская епископия Ниневия Нисибин (Сова, Нусайбин) Нисибинская епископия Нисибинская школа Нитрийская долина (Скит, Вади-ан-Натрун, Биркет-ан-Натрун) Нитрийские мон. Октодекатон близ Александрии Осроана Палестина Парижская библиотека Парижский университет Парс Парфия Пенэк Перат-де-Майшан (Басра) Перидские жрецы (маги, мегуше, магупаты, могпеты, мобеды) Перозабад Персидская держава Сасанидов Персидская школа в Эдессе Персидские христиане Персидский язык и литература; переводы Персия, персы Песильтский (Кваррийский) мон. близ Теллы Раббан Бохтишо, мон. Раббан-Зхаишо, мон. – см. Бет-Раббанский мон. Раббан Хормизда мон., у Алкоша Раббан Шабура мон. Равкеннаре, мон. Ракка – см. также Каллиник Расайн – см. Ришайна Рев-Ардашир (Решахр) Рим Римская империя, римляне Ришайна (Расайн) Романа, мон. Рухин Саввы св. мон. близ Иерусалима (Лавра Саввы Освященного) Салах, Салахский округ Самосата Самосатская епископия Санкт-Петербургская (Ленинградская) библиотека Сарепта Сахаркадт Севастия Сеерт, библиотека Селевкийская архиепископия Селевкийский Собор Селевкия-Ктесифон (Селик, Махозе, Мадайин) Селивы мон. близ Хеглы (на Тигре) Селик – см. Селевкия Сенун, мон. Серугская епископия Сиарзор (Сиарзур, Шахразур) Синай, гора Синайская библиотека Синджар – см. Шиггар Синджарские горы Сирийская литература Св. Писание Псалтирь переводы: с араб. с перс. Сирийская церковь , святые Сирийские рукоп. Сирийские тексты еврейским письмом

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

С. МЕСАНАГРОС (о. Родос, ок. 20 км. к юго-западу от Линдоса). Храм Панагия-Кирмиссис: МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-СКИАДИ (о. Родос, близ с. Месанагрос): МОНАСТЫРЬ ПАНОРМИТИС (о. Сими, близ д. Панормитис): МАНДРАКИ (о. Нисирос). Монастырь Панагия-Спилиани: МОНАСТЫРЬ ВСЕХ СВЯТЫХ (ПРЕП. САВВЫ) (о. Калимнос, к западу от Потии). Мощи: ПЛАТАНОС (о. Лерос). Храм Панагия-ту-Кастру: Д. ДРИМОНАС (о. Лерос, к западу от Платаноса). Храм Панагия-Гурломата: ХОРА (ПАТМОС) (о. Патмос). Монастырь Зоодогос-Пиги: МОНАСТЫРЬ АП. ИОАННА БОГОСЛОВА (о. Патмос, к востоку от Хоры). Мощи: МОНАСТЫРЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ (о. Патмос, к юго-западу от Хоры): КАФИСМА ПАНАГИЯ-ТУ-ХАРУ (о. Липси): МОНАСТЫРЬ МУНДЕ (о. Икария, ок. 40 км. к западу от Айос-Кирикос, близ д. Христос-Рахес). Мощи: МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-ХОЗОВИОТИССА (о. Аморгос, к северо-востоку от Хоры (Аморгоса): Д. ЭКСО-ГОНЬЯ (о. Тира, к востоку от с. Афиньос). Храм Панагия-Эпископи: ПАРИКЬЯ (ПАРОС) (о. Парос). Собор Екатонтапилиани (Ста Ворот). Мощи и икона: МОНАСТЫРЬ ДАСОС (о. Парос, 7 км. от Парикьи, близ с. Дасос). Мощи: С. ФАПСАНА (о. Парос). Монастырь Панагия-Миртидиотисса: Д. АНО-МЕРА (8 км. к востоку от Миконоса). Монастырь Панагия-Турлиани: ТИНОС. Собор Панагия-Евангелистрия: С. СТЕНИ, к северо-востоку от Тиноса. Монастырь Св. Пелагии. Мощи: МОНАСТЫРЬ СВТ. НИКОЛАЯ (о. Андрос, к северу от Хоры (Андроса), близ д. Аликия). Мощи и иконы: С. ФАЛЛИКА (о. Андрос, к северо-западу от Хоры). Монастырь Панахранту: С. БАЦИ (о. Андрос, ок. 20 км. к западу от Хоры). Монастырь Зоодогос-Пиги. Мощи: МОНАСТЫРЬ СВ. МАРИНЫ (5 км. от Хоры): МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-КАСТРИАНИ (о. Кея, к северу от Иулиса (Кеи), близ Оциаса): ХИОС. Кафедральный собор Св. Николая. Мощи: Монастырь «Панагии-Помощницы» (Преп. Анфима). Мощи и икона: С. ВРОНДАДОС (к северу от Хиоса). Храм Св. Георгия в Ресте (в лесу, около села; обычно закрыт). Мощи: Д. ВОЛИСОС (ок. 20 км. к северо-западу от Хиоса). Храм Св. Маркеллы. Мощи: МИТИЛИНИ (о. Лесбос). Кафедральный собор Св. Афанасия Великого. Мощи: МОНАСТЫРЬ СВ. РАФАИЛА (Гуменисс). Мощи:

http://azbyka.ru/palomnik/Греция_(святын...

КАРПЕНСИОН. Монастырь Прусос. Мощи и икона: АРТА. Храм Св. Феодоры. Мощи: КАРДИЦА. Храм Успения. Мощи: мч. Василий Анкирский (IV в.) (глава). МОНАСТЫРЬ КОРОНА (к юго-западу от Кардицы). Мощи: МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-СПИЛЕОТИССА (близ Кардицы): МОНАСТЫРЬ АГАФОНОС (30 км. к западу от Ламии, близ д. Ипати): МОНАСТЫРЬ АНДИНИТСАС (близ Ламии): Д. КСИНЬЯДА (29 км. от Ламии). Ксиньядский монастырь: МОНАСТЫРЬ ДУСИКУ (п-ов Магнисия, к востоку от Волоса; закрыт для женщин). Мощи: МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-КСЕНИЯ (близ Волоса): ЛАРИСА. Кафедральный собор Св. Ахилия. Мощи: ТИРНАВОС. Храм Св. Апостолов. Мощи: Собор Панагия-Фанеромени. Мощи: МЕТЕОРЫ (скальные монастыри в 20 км. к северо-западу от Трикалы, близ Каламбаки). Монастырь Преображения («Большая Метеора»). Допуск посетителей – с 9.00 до 12.00 и с 15.15 до 18.00 (зимой – до 17.00), кроме вторника (зимой – кроме вторника и среды). Мощи и икона: Монастырь Варлаама. Допуск посетителей – с 9.00 до 13.00 и с 15.15 до 18.00 (зимой – до 17.00), кроме пятницы (зимой – кроме четверга и пятницы). Мощи: Монастырь Св. Стефана. Допуск посетителей – с 9.00 до 13.00 и с 15.15 до 18.00 (зимой – до 17.00), кроме понедельника. Мощи: ЯНИНА. Храм Св. Георгия: МОНАСТЫРЬ ПРЕП. ДИОНИСИЯ ОЛИМПИЙСКОГО (18 км. от д. Литохоро, на горе Олимп; закрыт для женщин): НАУСА, к северо-западу от Верии. Храм Пресвятой Богородицы. Мощи: МОНАСТЫРЬ КАЛИ-ПАНАГИЯ (4 км. от Верии): МОНАСТЫРЬ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (10 км. от Верии). Мощи: КОСТАНЬЯ, между Верией и Козани. Монастырь Панагия-Сумела: МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-МАВРИОТИССА (3 км. к юго-востоку от Кастории; не действует): МОНАСТЫРЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ (между д. Клисури и Варико, близ Кастории). Мощи и икона: Д. ОМОРФОКЛИСЬЯ (21 км. к северо-западу от Кастории). Храм Св. Георгия: ГУМЕНИСА (ном Килкис, к северу от Яницы). Монастырь Панагия-Гуменисса: САЛОНИКИ. Кафедральный собор святителя Григория Паламы (Салоники) . Мощи: Кафедральный собор великомученика Димитрия Солунского (Салоники) . Мощи: Храм Св. Софии. Мощи: Церковь Панагия Ахиропиитос (Салоники) :

http://azbyka.ru/palomnik/Греция_(святын...

Кахети в XV–XVIII вв. На протяжении XVI в. цари К. Александр I, Леван и Александр II не принимали участия в борьбе картлийских царей с иранскими и турецкими завоевателями. Добровольным подчинением и выплатой дани они спасли царство от разорения. Население К. быстро возрастало, развивались торговля и сельское хозяйство, появлялись новые города (Греми, Базари). Возобновлялись разрушенные и строились новые храмы и монастыри: Ахали-Шуамта, ц. во имя Архангелов в Греми, церкви Шихиани (в честь Воскресения Господня) и Квирацховели (Животворящего Воскресения) близ Чикаани (обе ныне в Кварельском муниципалитете), колокольня мон-ря Ниноцминда и др.; мн. церкви были украшены росписью. В колофоне груз. свода летописей «Картлис Цховреба» (список царицы Анны: НЦРГ. Q 795, 1479-1495 гг.) указано, что «царица цариц» Нестан-Дареджан, ее сын царь К. Александр I и царица Анна «были больше всех царей и князей Грузии верующими строителями храмов» (КЦ. 1955. Т. 1. С. 363-364). На фресковой надписи церкви в Греми правитель К. Леван, уподобленный царю Грузии св. Давиду IV, назван Агмашенебели (Строителем). Цари К. возобновили дарственные грамоты Светицховели. В 1503 г. Александр I подтвердил права мцхетского собора над пуст. Гареджи, определил ему половину доходов от монастырей Гареджи и пожертвовал села в пров. Эрцо: Ахалшени, Кахисубани (Кахтубани) (близ Гурджаани), Нодокра, Горана и др. ( Жордания. 1897. Т. 2. С. 319). В 1579 г. царь К. Александр II подтвердил права Светицховели, полностью или частично, на 150 сел и мон-рей К., в т. ч. на мон-ри Квавистави (ныне близ с. Сартичала), Мартвили, Ванта (близ Телави), Варцана (в сел. Шилда), Бочорма, Ануши, Джвари; церкви Ражиани (св. Раждена в Уджарме?), Светицховели в Тианети, Чиабери, «воздвигнутую Давидом Строителем» (Гурджаани?); крепости Килмати (ныне Русиани), Верена (ныне Верона), Сапсите и Модамнахе (близ Телави); села Кахисубани, Лагодехи, г. Греми и др. В грамоте не упоминаются мон-ри Гареджи (ПГП. 1965. Т. 2. С. 197-202). Цари К. щедро жертвовали средства также на нужды груз. обителей на Св. земле. Так, царь Леван (1520-1574) выкупил у турок «места Страстей Христовых... и отстроил заново мрамором Гроб Христов и Голгофу», и «стали христиане праздновать в Сионе, на святой Горе Господней» ( Тимофей (Габашвили). 1983. С. 539, 551). В Иерусалиме представители княжеского рода Чолокашвили Бежан и Баадур восстановили «монастырь святых Феодоров» () - обитель во имя вмч. Феодора Стратилата и вмч. Феодора Тирона близ здания Патриархии (1-я пол. XVI в.), царица Елена († 1695) - мон-рь свт. Николая (Там же. С. 541, 542). Цари К. Леван и Александр II оказывали значительную помощь мон-рю Филофея на Афоне .

http://pravenc.ru/text/1683949.html

  ПОСТАНОВИЛИ: Благословить открытие Свято-Васильевского женского монастыря в с. Куйзовка Резинского района Республики Молдова.   СЛУШАЛИ: 10. Прошение Преосвященного Митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира об освобождении игумена Владимира (Порубина) от обязанностей настоятеля Князь-Владимирского мужского монастыря близ с. Горешть Яловенского района Республики Молдова и о назначении на эту должность игумена Серафима (Гончара).   ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить игумена Владимира (Порубина) от должности настоятеля Князь-Владимирского мужского монастыря близ с. Горешть Яловенского района Республики Молдова по состоянию здоровья. 2. Назначить игумена Серафима (Гончара) настоятелем Князь-Владимирского мужского монастыря близ с. Горешть Яловенского района Республики Молдова.   СЛУШАЛИ: 11. Прошение Преосвященного Митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира о назначении иеромонаха Спиридона (Жалбэ) настоятелем Веверицкого мужского монастыря в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Унгенском районе Республики Молдова.   ПОСТАНОВИЛИ: Назначить иеромонаха Спиридона (Жалбэ) настоятелем Веверицкого мужского монастыря в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Унгенском районе Республики Молдова.   СЛУШАЛИ: 12. Прошение Преосвященного Митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира о благословении на открытие женского монастыря в честь Успения Божией Матери близ села Коада Язулуй Сынжерейского района Республики Молдова и о назначении монахини Минодоры (Борш) настоятельницей обители.   ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие женского монастыря в честь Успения Божией Матери близ села Коада Язулуй Сынжерейского района Республики Молдова. 2. Назначить монахиню Минодору (Борш) настоятельницей женского монастыря в честь Успения Божией Матери близ села Коада Язулуй Сынжерейского района Республики Молдова с возложением наперсного креста по должности.   СЛУШАЛИ: 13. Прошение Преосвященного архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия о назначении монахини Филареты (Гажу) настоятельницей Крестовоздвиженского женского монастыря г. Нижнего Новгорода.

http://pravoslavie.ru/16973.html

XIV в.; руины и напольные мозаики раннехрист. базилики). В с. Комитадес находится ц. вмч. Георгия (фрески 1313/14 г., худож. Иоанн Пагомен); близ села - мон-рь Панагии Фимиани с 2-нефной ц. Рождества Пресв. Богородицы и Св. Троицы. К северо-востоку от г. Хора-Сфакион расположена купольная ц. св. Апостолов типа «триконх» (XVI-XVII вв.), близ руин античного г. Анополь находятся крестово-купольная 4-столпная ц. арх. Михаила Астратигоса в с. Арадена (XIV в., фрески XIV в.) и часовня Христа Спасителя в с. Лутро (фрески XIV-XV вв.). В Айия-Румели (близ античного г. Тарра) сохранились остатки базилики V-VII вв. с мозаиками (возможно, на месте храма Аполлона), над которой построена ц. Панагии (XV в.). Близ села расположены крестово-купольная ц. ап. Павла (бесстолпная типа «свободного креста»), возведенная, по преданию, в X-XI вв. в честь посещения местности апостолом (возможно, строителем был мон. Иоанн Ксенос; расписана фресками неклассической традиции XII-XIII вв.), часовни св. Иоанна и Панагии в с. Айос-Иоанис (в обеих фрески XIV в.). В ущелье Самарья ц. св. Марии Египетской (1379, сохр. фрески), церкви свт. Николая Чудотворца и Преображения Господня. В нач. XVII в. на территории митрополии предположительно действовало ок. 100 монастырей, большинство из них в XIX в. было закрыто или перестроено. Так, полуразрушенный мон-рь Асоматон во имя архангелов Михаила, Гавриила и Рафаила с крестово-купольным храмом XIV в. (предположительно на месте церкви 60-х гг. X в.; перестроен в XVII и XX вв.) упоминается с XIII в. как центр антивенецианского восстания (1272), пострадал от землетрясений 1303 и 1810 гг., от пожара 1818 г., был восстановлен после 1857 г., но пришел в запустение к нач. XX в. (с 1927 сельскохозяйственный колледж; ныне обитель восстанавливается). У сев. границы митрополии близ с. Пантанаса расположен бывш. пещерный мон-рь св. Антония в Вени (пещерная церковь и кельи); близ с. Ано-Мерос - бывш. мон-рь Калоидена, оставленный монахами в 1821 г. (свод ц. Христа Спасителя обрушился в 1993); в с.

http://pravenc.ru/text/2462595.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010