Смотрите, о чем говорят Евангелия, мы читаем о том, где разлита Церковь . Но они спорят с нами и говорят нам: «Предатели» 168 . Предатели чего? Христос заповедал Церковь Свою, а ты не веришь; почему я должен верить тебе, когда ты злословишь на моих родителей? Ты хочешь, чтобы я поверил тебе насчет предателей? Прежде ты поверь Христу. Кому подобает верить? Христос есть Бог, ты же – человек, кому прежде следует верить? Христос разлил Свою Церковь по всему миру. Если бы я сказал это, ты мог бы презреть; но это говорит Евангелие – остерегайся! Что говорит Евангелие? Надлежало пострадать [P. 438] Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов ( Лк.24:46–47 ). Где отпущение грехов, там Церковь. Почему? Ибо сказано было ей: и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф.16:19 ). Где разлилось это отпущение грехов? Во всех народах, начиная с Иерусалима ( Лк.24:47 ). Воистину, верь Христу! Но поскольку ты знаешь, что, если ты поверишь Христу, то тебе нечего будет сказать о предателях, вот ты и хочешь, чтобы я поверил тебе, злословящему на моих родителей, а не ты поверил Христу, давшему такое предсказание 169 . 2 Augustin, St. Commentaire de la Première Épître de S. Jean/texte latine, introduction, traduction et notes par P. Agaesse. Paris, 1961. (SC; vol. 75). P. 15. 9 См. недавно вышедшее издание перевода этого монументального труда Августина: Августин Гиппонский, блж. Толкование на Евангелие от Иоанна: в 2 т./пер. с лат. В. М. Тюленева; науч. ред., вступ. ст. П. К. Доброцветова. М., 2020. 10 Августин Гиппонский, блж. Толкование на Евангелие от Иоанна: в 2 т./пер. с лат. В. М. Тюленева; науч. ред., вступ. ст. П. К. Доброцветова. Т. 1. С. 10–11. 12 Augustin, St. Commentaire de la Première Épître de S. Jean/texte latine, introduction, traduction et notes par P. Agaesse//SC; vol. 75. P. 12. 25 Доброцветов П. К. Блж. Августин Гиппонский как экзегет и проповедник в «Толковании на Евангелие от Иоанна»//Августин Гиппонский, блж.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Особенность учения блж. Августина о тропах в Св. Писании заключается в том, что троп для него — не только троп языковой и стилистический, но всякий текст, который может быть понят иначе, нежели то предполагает его буквальный смысл. Блж. Августин говорит прямо, что язык тропов « гораздо обширнее и разнообразнее всяких правил науки. Ибо везде, где говорится одно, а другое разумеется, — везде там есть язык тропов, хотя в науке говорить (риторике), может быть, нет названия того или иного тропа » . На каком основании блж. Августин делает такое заявление? На основании того, что зачастую интерпретатор используют топику тропов для того, чтобы построить иносказание. Так порой в основе иносказания лежит или метафора, или метонимия, или синекдоха, или другие смысловые отношения. Блж. Августин так и пишет: « когда откроется род речи, то откроется вместе и то, что иносказание, составляющее оную, взято или от сходства подобных между собой вещей, или от таких вещей, кои соприкасаются одна к другой по некоторой только близости » . Таким образом, сам по себе текст может и не содержать языковых или стилистических тропов, но, тем не менее, будет восприниматься как троп в зависимости от своих особенностей или от того, как о нем мыслит интерпретатор. На основании вышесказанного можно выделить различные уровни участия тропа в герменевтическом процессе.  I. Первый уровень, на котором мы встречаемся с тропом — уровень автор-текст. Троп появляется тогда, когда автор не хочет называть описываемое явление прямо, но находит для его обозначения другое слово или целое выражение. Как пример можно привести поэтический текст книги Песнь Песней: « шея твоя — как столп из слоновой кости; глаза твои — озерки Есевонские, что у ворот Батраббима; нос твой — башня Ливанская, обращенная к Дамаску » (Песн.7:5). Или слова Христа, обращенные к ученикам: « Я есмь лоза, а вы ветви » (Ин.15:5); « Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской » (Мф.16:16) . На этом уровне мы не можем игнорировать троп, т.к. его создает автор Св. Писания, т.е. он задан самим текстом. Задача толкователя сводится единственно к тому, чтобы верно его интерпретировать. 

http://bogoslov.ru/article/453547

Так же произвольно блж. Августин изъясняет и слова апостола Павла: А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей ( 1Кор. 7:10–11 ). Если бы супруги разлучились и по вине прелюбодеяния, то св. Апостол вменяет им в обязанность не вступать в брак, так как они еще не свободны от брачных уз 794 . Искусственность подобного толкования очевидна. Слова ап. Павла не могли содержать приписываемой ему блж. Августином мысли, так как в таком случае он вошел бы в противоречие с учением Иисуса Христа о прелюбодеянии как исключительной причине, расторгающей брак. Более естественным и правильным будет толкование 1Кор. 7:10–11 св. Златоустом, которого держится Православная Церковь : «Так как случается, что супруги разлучаются или по воздержанию, или по другим причинам, или по неудовольствию, то он говорит: лучше, если бы этого совсем не было, если же это уже случилось, то пусть жена останется с мужем, если не для совокупления, то по крайней мере для того, чтобы не знать другого мужа» 795 . О прелюбодеянии здесь не говорится ни слова. Уже во времена блж. Августина защитником древнецерковного понимания 1Кор. 7:10–11 выступил некий Полленций, возражения которого решаются в сочинении «De coniugiis adulterinis»: «Я спрошу тебя, – говорит блж. Августин, обращаясь к Полленцию, – должно ли считать прелюбодеем того, кто женится на женщине, которая вовсе не связана с мужем? Думаю, ты скажешь, что нет. Только жена, вступающая в брак при жизни мужа, называется прелюбодейцею, так как она при жизни мужа связана законом. Этот союз продолжает существовать и после развода из-за вины прелюбодеяния. Если же на прелюбодеяние должно смотреть как на смерть, и, следовательно, как на причину, расторгающую брак, то необходимо признать, что женящийся на отпущенной мужем, после того как она чрез прелюбодеяние перестает быть связанною с ним, не есть уже прелюбодей» 796 . Этот вывод несогласен ни с учением Спасителя: кто женится на разведенной, тот прелюбодействует ( Мф. 5:32 ) 797 , ни со словами апостола Павла: жена связана законом, доколе жив муж ее... ( 1Кор. 7:39–40 ). Ту же мысль о нерасторжимости брака по вине прелюбодеяния и недозволении разлучившимся вступления в новый брак заключают и слова евангелиста Луки: всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует ( Лк. 16:18 ). Тот, кто вступает в брак с отпущенною, конечно, делается прелюбодеем, потому что на нее еще простирается действие супружеских прав; для первого мужа она еще не чужая, а его плоть 798 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

21). Уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога. «Апостол говорит, что предназначенное прежде создания мира ныне явлено или совершилось. И для кого совершилось? Для вас. Ибо для вас, говорит, Бог воскресил Его из мертвых, чтобы очистив себя послушанием истине чрез Духа, вы имели веру и упование на Бога. Почему очистив? Потому что веруя в Того, Кто воскресением из мертвых положил начало вашей нетленной жизни, вы и сами должны ходить в обновленной жизни» (блж. Феофилакт). 22–25). Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек. Ибо всякая плоть, – как трава и всякая слава человеческая, – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано. «Как нетленна ценность Господнего страдания, которым мы искуплены, так же нетленна и тайна священного источника (крещения), которым мы возрождены, – они столь связаны между собой, что одно без другого не могло бы принести нам спасение» (св. Беда). «Сказав, что христиане возрождены не от тленного семени, апостол выставляет на вид ничтожность славы человеческой, побуждая тем слушателя сильнее держаться прежде преподанного учения, так как оно постоянно и простирается навек, а земное скоро истлевает. Для подтверждения приводятся трава и цвет на траве; им и Давид уподобляет нашу жизнь (ср. Пс.102:15 )… Ибо всякое мнение человеческое скоро прекращается, а слово Божие имеет вечное пребывание» (блж. Феофилакт). Вторая глава 1–2). Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; «Что есть злоба, если не желание вредить? Что коварство, как не то, когда мы знаем одно, а стараемся показать другое? Что есть лицемерие, как не обольщение ложной похвалой? Что такое зависть, как не ненависть к чужому счастью? Что такое злословие, как не язвительный упрек?» (блж. Августин. Беседа 353). «Этими немногими словами он обнимает все множество и разнообразие зла. Ибо возрожденные к нетленной жизни не должны впадать в сети злобы и предпочитать несуществующее действительному. Ибо зло не есть сущность, но заключается в искажении рожденной сущности. Посему говорит, очистившись от всех этих зол, приступите как новорожденные младенцы (ибо таковых, сказал Господь, есть Царствие ( Лк.18:16 )) и питаясь бесхитростным учением, растите в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:13 ) (блж. Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

9). То, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, «Апостол как бы так говорит: Бог умеет неизбежно наказывать без пощады живущих во грехах, как наказал ангелов согрешивших, людей предпотопных, города содомские. Умеет награждать и делающих правду, как наградил Ноя, Лота. Этим желает убедить своих слушателей возненавидеть нечестие одних по причине наказаний за оное и возлюбить добродетель других по причине ее спасительности» (блж. Феофилакт). 10). а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, «Итак оставить Бога и быть довольным собой, значит приближаться к ничтожеству. Поэтому гордые в Священном Писании называются своевольными. Есть нечто в смирении, что удивительным образом возвышает сердце; и есть нечто в превозношении, что унижает сердце. Смирение делает покорным высшему; выше же Бога нет ничего; смирение потому и возвышает, что делает покорным Богу. А превозношение, тем самым, что отвергает покорность, отпадает от Того, выше Которого ничего нет и становится чрез это ниже» (блж. Августин. О Граде Божием, 14:13). 11). Тогда, как и Ангелы, превосходя их крепостью и силой, не произносят на них пред Господом укоризненного суда. «Апостол, как мы заметили, говорит одно и то же с апостолом Иудой; ибо и он, удерживая дерзких на язык, убеждает их этим же самым примером (см. Иуд.1:9 )… Если же более достойный хулы, то есть диавол, как причастный (по творению) славе, не получил от Михаила хулы пред Господом; то весьма неразумны те, которые поспешно хулят начальства. Под начальствами разумеет божественные силы или и церковные начальства, против которых они восстают и которые они непрестанно злословят» (блж. Феофилакт). 12). Они, как бессловесные животные, водимые природой, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся. «Псалмопевец говорит: человек… уподобился неразумным домашним животным и сравнялся с ними ( Пс.48:21 ). Ибо, считая неразумные, запутанные обычаи законами, (люди) оказались почти не отличающимися от скота, который рожден для одной лишь погибели» (свт. Кирилл Александрийский . Фрагменты). «Как бессловесные животные водимые природой, то есть живущие одной только чувственностью, а не умом и жизнью разумной. Посему они и водятся, и увлекаются гневом и похотью, злословят то, чего не знают, то есть со свойственным им незнанием, почему и истребятся, получая возмездие за беззаконие, которое они сами приготовили себе добровольно» (блж. Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Свт. Кирилл Александрийский объяснял причину печали И. тем, что он в результате оказался «каким-то лжецом и пустословом, напрасно устрашавшим их [ниневитян] и говорившим от своего мышления, а совсем не от уст Божиих» ( Суг. Alex. In Jon. 4. 1-3). Блж. Феодорит в конце комментария мудро добавил, что Бог ради любви к грешникам (ниневитянам) не опасается причинить страдания праведнику: «Бог попускает иногда скорбеть святым мужам и против их желания оказывает милость» ( Theodoret. In Jon. 4. 11). Недовольство И., по мнению блж. Августина, служит символом плотского народа Израиля ( Aug. Ep. 102. 35). Василий Селевкийский видит в чудом выросшем растении (Иона 4. 6) пример благости Божией, к-рую Он предвозвещал всему творению, даже «противившемуся пророку» ( Basil. Seleuc. Ог. 12). По мнению блж. Августина, это растение, давшее пророку укрытие от зноя лишь на время, указывает на ВЗ, к-рый являлся лишь тенью будущего (Кол 2. 17). Червь, уничтоживший растение, символизировал, по его мнению, Христа и евангельское благовестие ( Aug. Ep. 102. 35; ср.: Hieron. In Jon. 4. 6). Блж. Августин специально оговаривает, что, хотя этот образ может быть высмеян язычниками, он имеет твердое основание в Свящ. Писании: «Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь. Ибо, как одежду, съест их моль и, как волну, съест их червь; а правда Моя пребудет вовек, и спасение Мое - в роды родов (Ис 51. 7-8)» ( Aug. Ep. 102. 36). Подобная интерпретация встречается в VII в. у прп. Максима Исповедника, к-рый подкрепляет допустимость такого истолкования др. словами из Свящ. Писания, также указывающими на Христа Спасителя: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс 21. 7) ( Maximus Conf. Quaest. ad Thalas. 64//PG. 90. Col. 712d). Книга прор. Ионы в раввинистическом иудаизме Воскрешение прав. Лазаря. История прор. Ио-ны. Рельеф саркофага. III в. (Музеи Ватикана) Воскрешение прав. Лазаря. История прор. Ио-ны. Рельеф саркофага. III в. (Музеи Ватикана)

http://pravenc.ru/text/578248.html

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к толкованию блж. Августина на Ин. 15, 14–15, содержащемуся в его сочинении «Толкование на Евангелие от Иоанна». В 85-м рассуждении экзегет говорит, что в Ин. 15, 14 заключен следующий смысл: «Вы — друзья Мои, если являетесь Моими хорошими рабами». Господь, являя снисходительность, называет друзьями Своих хороших рабов, потому что хорошим рабом может быть только тот, кто исполняет предписания своего господина. Если христианин будет хорошим рабом Божиим, то будет и другом Божиим: «Великая снисходительность! Поскольку хорошим рабом можно быть, только исполняя предписания господина своего, то Он захотел, чтобы [ученики Его] разумели себя друзьями Его, если смогут проявить себя хорошими рабами. Но, как я сказал, в то м проявлена великая снисходительность, что Господь снизошел назвать своими друзьями тех, кого Он признал в качестве Своих рабов» . О том, что исполнение приказаний господина — это обязанность рабов, продолжает блж. Августин, говорится в иных местах Священного Писания, где рабы Божии, не исполняющие Его заповедей и обращающиеся к Нему как Своему Господу, призываются к послушанию, подтверждающему их слова, а послушным рабам обещается награда: «В самом деле, чтобы вы знали о том, что в обязанности рабов входит исполнение приказаний своего господина, Он порицает в другом месте рабов такими словами: “Чт вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, чт Я говорю?” (Лк. 6, 46). То есть, когда вы произносите, говорит Он, “Господи!”, подтвердите исполнением заповедей ваши слова. Разве не скажет Он послушному рабу: “Хорошо, добрый раб! В малом ты был верен, над многими тебя поставлю; войди в радость Господа твоего” (Мф. 25, 21)? Итак, раб может быть и другом, если он хороший раб» . Таким образом, в Ин. 15, 14, по блж. Августину, друг Божий — это хороший раб Божий. Однако в следующем стихе сказано: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его» (Ин. 15, 15). И, по словам блж. Августина, имя друга используется здесь для того, чтобы имя раба было исключено, а не ради того, чтобы показать, что раб Божий и друг Божий — это одно и то же: «Как же мы должны разуметь, что хороший раб является и рабом, и другом, если Он сказал: “Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его”? Итак, Он ввел имя друга, чтобы удалить имя раба; не для того, чтобы и то и другое имя объединились в одном, но, чтобы одно заняло место, освобожденное другим» .

http://bogoslov.ru/article/6195806

2, И]. Подробнее об этом рассуждает блж. Августин во «Граде Божием». Блж. Августин говорит о том, что слова пророка Нафана и сходные с ними слова в псалмах Давида только отчасти могут относиться к сыну Давида Соломону, и скорее прообразовательно, а по сути они относятся ко Христу-Мессии. Блж. Августин говорит, что «Христами называются все цари, получившие посвящение таинственным помазанием... однако был один истинный Христос, образ котораго в силу пророческого помазания они носили, который по мнению людей, думавших видеть Его в лице Давида или Соломона, отложен был надолго, а по распоряжению Божию готовился прийти в свое время» О граде Божием, кн. 17, гл. 10]. И далее: «Следует надеяться, что благословение Господне на семени Давидовом пребудет не на некоторое известное время, как обнаружилось оно в дни Соломона, а во веки... т.к. в то время он [Давид. – Г.Ф.] имел родить сына, от котораго продолжилось бы поколение его до Христа; а чрез Христа дом его имел быть вечным и в то же время домом Божиим» [там же, гл. 12]. Кстати, и сам Давид восприял слова Нафанова пророчества не только в отношении к своему сыну Соломону, но и относительно грядущих времен. Давид со смирением благодарит Ягве за возвеличение своего дома, однако и этого еще мало показалось в очах Твоих, Господи мой, Ягве; но Ты возвестил еще о доме раба Твоего вдаль... ( 2Цар. 7:19 ). Святой псалмопевец, Давид ли это, или некий Ефам Езрахит, возводит пророчество Нафана на еще более сильную и, очевидно, мессианскую ступень: Некогда говорил Ты в видении святому твоему, и сказал: Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его. Вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен. И продолжу вовек семя его и престол его – как дни неба. Если сыновья его оставят закон Мой, и не будут ходить по заповедям Моим; посещу жезлом беззаконие их, и ударами – неправду их; милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей. Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих. Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду? Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною; вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах ( Пс. 88, 20.21.29.30.31.33–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

12–14). Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого. «Возраст здесь он имеет в виду, я думаю, по внутреннему человеку… А значит, юноши, – это те, кто достиг духовного мужества, отцы же, – те, кто стяжал рассудительность, а дети, – те, кто только что уверовал во Христа» (свт. Кирилл Александрийский ). «Дети, – те, которые погрешают по незрелости и неосновательности детской, почему апостол и говорит им: вы удостоились прощения, когда вам довелось познать, что «благ Господь ко всем.» ( Пс.144:9 ). Отцы, – те, которые с преуспеянием в возрасте получили познание Того, Кто от начала, – кто же это, как не Слово Божие, которое и в начале было у Бога? ( Ин.1:1 ). Юноши, – те, которые по своей зрелости искусно могут и готовы носить знаки победы над неприятелями» (блж. Феофилакт). «Пишу вам, юноши, сражайтесь (с лукавым), чтобы победить, побеждайте, чтобы получить венец, будьте смиренны, чтобы не пасть в сражении» (блж. Августин). 15). Не любите мира, ни того, что в мире; кто любит мир, в том нет любви Отчей. «Мир, которого Иоанн Богослов повелевает не любить, – не создания, но мирские похоти» (прп. Петр Дамаскин ). «Мир есть общее наименование всех страстей. Мир, – плотская жизнь и плотское мудрование» (прп. Исаак Сирин ). «Мир есть простор греха; мир есть мастерская неестественностей; мир есть думание, что всегда будешь пребывать в веке сем; мир есть попечение о теле больше, чем о душе» (прп. Исайя Отшельник). «Мир есть жизнь человеков на земле единственно для земли, единственно с целью плотского наслаждения и вещественного преуспеяния» (свт. Игнатий Брянчанинов) . Потому «все земное, приобретаемое в сем мире и в нем же оставляемое, должно быть презираемо так же, как и сам мир, от пышности и наслаждений коего мы отказывались еще с того благодатного времени, когда обратились к Богу» (свт. Киприан Карфагенский ). Апостол «всем советует по необходимости использовать мирские вещи, но не прилепляться сердцем к преходящему» (св. Беда). Также и в отношении составляющих мир созданий Божиих люди могут согрешить излишней привязанностью к ним, когда «не умеренно, но жадно пользуясь сотворенным, они пренебрегают Творцом… Это как если бы жених подарил кольцо своей невесте, а она, получив кольцо, полюбила бы его больше, нежели жениха. Кто бы не отвратился от такого безумия? Ведь жених дал ей перстень залогом любви, чтобы она любила в перстне его. Вот так и Бог дал тебе все это» (блж. Августин).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

28). Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь. " Возрастайте в благодати, то есть в вере крещения; и познании, то есть в труде веры» (св. Иларий Арльский). «Первое послание (апостол) заканчивает молитвой, так и во втором просит им возрастания в вере Господней» (блж. Феофилакт). Первое послание апостола Иоанна Первая глава 1). О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – «Как можно осязать руками Слово, если не, потому что Слово стало плотью и обитало с нами? ( Ин.1:14 )… только сердцем можно увидеть Слово, плоть же видна и телесным очам. Нам было чем увидеть плоть, но нечем увидеть Слово, – и Слово стало плотью, которую мы можем видеть, чтобы исцелилось в нас то, чем мы можем увидеть Слово» (блж. Августин). 2). Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – Ибо жизнь явилась, – апостол «имеет в виду ту жизнь, о которой говорится в Евангелии: Я есмь воскресение и жизнь» ( Ин.11:25 ), которая была явлена Божественными чудесами во плоти» (св. Беда). «Только одна жизнь достойна своего названия, – та, которая не прекращается, которая не умирает, но господствует над смертью и через воскресение возводит к вечности. И эта жизнь впервые появилась в человеческом мире с Богочеловеком Христом» (прп. Иустин Попович) . И мы свидетели, – «Может быть, некоторым неизвестно, как по-гречески будет свидетели, потому что это слово μρτηρες (мученики). Вот что, значит, сказал Иоанн, – мы видели и мы мученики. Ибо те, кто нес свидетельство на основании виденного собственными глазами и те, кто нес свидетельство на основании слышанного от видевших, из-за того, что их свидетельство было неугодно тем, против кого оно звучало, претерпели все, что претерпели мученики. Мученики, – свидетели Бога. Бог пожелал взять в свидетели людей, чтобы и у людей Бог был свидетелем» (блж. Августин).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010