Мк 16:1. По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. Мк 16:2. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, Мк 16:3. и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? Мк 16:4. И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. Мк 16:5. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Мк 16:6. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Мк 16:7. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. Мк 16:8. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись. В повествовании о воскресении Господа Иисуса Христа евангелист Марк имеет некоторые особенности по сравнению с Матфеем. Он упоминает о трех женщинах, ходивших помазать тело Христа, а Матфей — о двух. Имена этих трех женщин те же, что названы в Мк 15:40. Только вторая Мария названа не матерью Иакова, а просто Иаковлевой. Один евангелист Марк (да еще Лука) говорит, что женщины пошли для того, чтобы «помазать тело Христа ароматами», т. е. душистыми мазями, которые они купили по миновании субботы. Очевидно, хотели со своей стороны намастить тело Христа как можно больше, хотя, вероятно, знали, что об этом уже позаботился Иосиф, погребавший Христа. Тогда они этого сделать не успели, так как наступил уже субботний покой. Теперь же могли это сделать, так как к вечеру субботы разрешалось открывать лавки, начинался уже новый день. «И весьма рано… при восходе солнца»  (стих 2). Было так рано, что солнце еще только начинало восходить (νατελαντος — причастие настоящего времени, совершенно точно обозначающее очень раннее время, (ср. Ин 20:1; Лк 24:1). Небо чуть забелелось (блж. Августин). Та же мысль выражена и евангелистом Матфеем в выражении: «на рассвете» 1 . «Войдя во гроб»  (стих 5). Гробница представляла собой довольно большое помещение, куда можно было войти сразу двум-трем.

http://bible.predanie.ru/nedelya-3-aya-p...

То, что Бог троичен, является основанием и для нравственного закона человечества. Бог есть любовь, эта любовь реализуется в Боге Троицей, и она отражается на человеческом состоянии как требование для человеческого общества. В разные времена были попытки понять тайну Троицы, каким образом при одном существе могут быть три Личности. Много было попыток у святых отцов (у свт. Григория Богослова , у блж. Августина ). Для человеческого разума это испытание очень серьезное. Человек стремится к познанию Бога и к уяснению непонятного. Но это не дается в виде какой-то формулы, на которой можно успокоиться. Объяснить тайну пытались по-разному: образ «Солнце», «луч», «свет», т. е. одно и то же является в разных обличиях; следующий образ: источник воды – одна и та же вода, но в разных формах существующая ( Тертуллиан ). Тайна Троицы все время влечет к себе, и мы постоянно пытаемся приблизиться к ней. Личные свойства Лиц Пресвятой Троицы нам были открыты: – Бог Отец – не рождается и не исходит от другого лица. Здесь можно сослаться на Евангелие от Иоанна: «...как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» ( Ин.5:26 ). Он не рождается и не исходит, а Он дает жизнь, в данном случае, Богу Сыну. – Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца. «...Сын мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» ( Пс.2:7 ). «Днесь» означает «вечно», и что этот акт рождения не зависит от времени. Этот акт рождения для нас как бы продолжается, так как Бог находится вне времени. В вечности времени нет, поэтому мы говорим о рождении из существа Божиего, но что означает это рождение, мы не знаем. Провести аналогию с рождением в земных условиях нельзя. Мы можем только сказать, что термин рождения мы употребляем, чтобы указать на большую родственную связь между Богом Отцом и Богом Сыном. Это не простая связь, а совершенно полное единство. Кроме того, рождение нельзя представлять себе как некоторое пространственное похождение от Отца, как исхождение части от целого. Это непространственный акт рождения. – Дух Святый предвечно исходит от Отца. «...Дух истины, Который от Отца исходит» ( Ин.15:26 ). Мы можем сказать, что это второй неизвестный нам термин; «исхождение» и «рождение» термины разные – они говорят о разных актах деятельности Бога. Исхождение точно так же, как и рождение говорит просто о единстве Духа Святаго, как с Богом Отцом, так и с Сыном Божиим. Равночестность Лиц Пресвятой Троицы

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Свт. Григорий предполагает, что младенцы находятся в каком-то третьем неопределенном состоянии, которое отлично как от состояния осуждения, так и от состояния прославления. Догматически точно этот вопрос не решен, тем не менее Церковь не разделяет крайностей блж. Августина, считавшего, что некрещеные младенцы неизбежно направляются в ад. 1.6. Римо-католическое учение о чистилище Это учение неразрывно связано с римо-католической сотериологией вообще. Католическое богословие различает в каждом греховном деянии два момента: вину греха и наказание за грех. При этом грехи у католиков классифицируются на смертные и простительные. Если человек приносит покаяние за грех, то в общем случае ему прощается вина греха, а наказание за грех прощается только в том случае, если грех смертный. Во всех прочих случаях человек помимо того, что он покаялся, должен понести некоторое наказание и таким образом принести за свой грех удовлетворение (satisfactio) Богу. Это удовлетворение может выражаться самым различным образом: церковная епитимия, различные подвиги, которые человек на себя добровольно возлагает (паломничество, усиленные молитвы, посты и т. д.). Чистилище у католиков оказывается неким средним местом, промежуточной инстанцией между раем и адом, в которую попадают те, кто покаялся, но не принес в земной жизни Богу достаточного удовлетворения. Этот недостаток восполняется пребыванием в чистилище. Освобождение из чистилища происходит чисто механически по истечении определенного времени, которое необходимо для того, чтобы принести полное удовлетворение. Но возможно и сокращение срока пребывания в чистилище через молитвы живых, молитвы Церкви, через принесение бескровной Жертвы, а также посредством индульгенций, которые усвояют грешникам сверхдолжные дела, сверхдолжные заслуги святых. Основания учения о чистилище. «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор 3, 11-15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

К христ. В. призываются все люди: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр 3. 20). Однако эта дверь открывается для Иисуса Христа далеко не всеми, что предполагает определенные препятствия, стоящие на пути В. и мешающие принять Христа. Сам Христос в начале Своего мессианского служения говорит: «...исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1. 15), показывая тем самым, что В. в принесенную Им благую весть,- а это равнозначно В. в Него Самого - обусловлена внутренним состоянием человека. Если она не является плодом «голого» рассудка, или данью моде, или результатом насилия и т. п., она может появиться только при одном и очень важном условии: когда человек почувствует острую жизненную необходимость в Боге и в Его «возлюбленном Сыне» Господе Иисусе Христе (Мк 1. 11). Ощущение такой необходимости, как показывает жизнь блж. Августина и др. искателей подлинной В., приходит не в единовременном акте, а в длительном процессе познания самого себя, в результате к-рого человек «открывается» в 2 отношениях. Во-первых, он начинает осознавать, что жизнь, к-рой он живет, унижает величие человека и достоинство его личности. В нем растет недовольство самим собой и ощущение того, что он духовно болен и внутренне раздвоен. Его душевные переживания становятся близкими переживаниям ап. Павла, в скорби воскликнувшего: «Бедный я человек!.. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7. 24, 19). Во-вторых, все попытки такого человека изменить жизнь к лучшему, вернуть утраченную гармонию своих сил и способностей, достигнуть духовного мира оказываются малоэффективными. В человеке рождается чувство беспомощности и раскаяния, приводящее его в состояние духовной нищеты, к-рая, как сказано в Послании, приписываемом прп. Макарию Великому , как раз и является «основанием веры» (PG. T. 34. Col. 410-442). «Начало обращения ко Христу,- пишет подвижник В. свт. Игнатий (Брянчанинов) , - заключается в познании своей греховности, своего падения: от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния» (Соч. СПб., 19053. Т. 4. С. 277). «Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто и сам разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собою, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных?» (Там же. С. 378).

http://pravenc.ru/text/150359.html

9). Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. «Все люди рождаются во тьме порока и пребывают во тьме, пока не просветит их благодать крещения Христова. Однако и тот, кто имея в себе ненависть к брату, приступает ко крещению… даже если и считает, что его просветил Господь, еще пребывает во тьме. Не очистился еще от греховной тьмы тот, кто не наполнил своего существа любовью» (св. Беда). 10). Кто любит брата своего, тот пребывает во свете и нет в нем соблазна. «Кто соблазняется или создает соблазн? Тот, кто соблазняется о Христе и о Церкви. Кто соблазняется о Христе, те как бы опаляются солнцем, кто о Церкви, те, – луной. Подобно тому, как опаляемый говорит: не могу стерпеть, не вынесу, – и устраняется, так и те, кто не может вынести чего-то в Церкви, соблазняются и удаляются либо от имени Христа, либо от Церкви. Но если ты будешь держаться любви, то не соблазнишься и ни Христа не оставишь, ни Церкви. Ибо кто оставляет Церковь , как может быть во Христе, не будучи среди Его членов? Как может быть во Христе тот, кто не в теле Христа?… И почему нет соблазна в том, кто любит брата? Потому что кто любит брата, терпит все ради единства, так как братство состоит в единстве любви» (блж. Августин). 11). А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза. «Злополучен и жалок, кто далек от любви. Он проводит дни свои в сонном бреду, далек от Бога, лишен света и живет во тьме. Ибо сказываю вам, братия: в ком нет любви Христовой, тот враг Христу. (Он)… во тьме ходит и удобно уловляется всяким грехом» (прп. Ефрем Сирин ). «Как любовь есть живая, творческая сила Бога, так и ненависть есть живая творческая сила дьявола. Тот, кто действует ради любви, действует для всех добродетелей Евангелия, а тот, кто действует ради ненависти, действует и ради всех грехов. Как каждая добродетель есть причина света, так и каждый грех есть причина тьмы, поэтому добродетели просвещают очи человека, а грехи закрывают их, то есть, ослепляют» (прп. Иустин Попович) .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

2). Он есть умилостивление за грехи наши и не только за наши, но и за грехи всего мира. Он есть умилостивление за грехи наши, – «за грехи не тех из нас, которые живут беспечно, роскошествуют и смеются, но которые плачут, приносят покаяние, вопиют к Нему день и ночь; они приимут утешение от Утешителя. А кто согрешил и забыл грех свой, и в таком состоянии переселяется из тела, на того падет гнев Божий» (прп. Ефрем Сирин ). И за грехи всего мира, – «Господь есть умилостивление не только жившим тогда людям, но и всей Церкви, простирающейся во весь мир, обнимающей от первого избранного до последнего, имеющего родиться в конце времен, итак, Господь ходатайствует за грехи всего мира, ибо на весь мир простирается Церковь , Которую Он создал ценой Своей крови» (св. Беда). 3). А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. «Сверься с Евангелием, не в этом ли Его заповедь: заповедь новую даю вам, да любите друг друга ( Ин.13:34 )… Что такое совершенство в любви? Люби своих врагов так, чтобы ты желал сделать их братьями; люби своих врагов так, чтобы они вняли призыву быть в общении с тобой. Ибо так любил Тот, Кто вися на кресте, сказал: Отче, прости им, ибо не знают, что делают ( Лк.23:34 ). Он отгонял от них вечную смерть всемилосердной молитвой и все превосходящей властью. Многие из них уверовали и прощена им была пролитая ими кровь Христова. Сперва в неистовстве они ее пролили, теперь с верой причащаются ей» (блж. Августин). 4). Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец и нет в нем истины; «Исполнением заповедей Христовых всякий достигает познания Его легко и одинаково, – как образованный, так и неграмотный, богатый и бедный, царь и раб. Однако для исполнения заповедей Его необходима любовь ко Господу. Истина о Христе растет и увеличивается только с исполнением заповедей Христовых. Поэтому и истину о Христе Господе знают только те, которые бывают исполнители слова, а не только слышатели» ( Иак.1:22 ) (прп. Иустин Попович) . 5). А кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась; из сего узнаем, что мы в Нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

«Если же мы через приобщение Духа делаемся причастниками Божественного естества; то безумствует, кто утверждает, что Дух, – естества тварного, а не Божия. Даже те, в ком пребывает Дух, обожаются Духом. А если Дух творит богами, то нет сомнения, что естество Его есть естество Божие» (свт. Афанасий Великий . К Серапиону 1). 14). И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. «Господь Иисус Христос Своим неизреченным человеколюбием совершил спасение мира благоволением Отца и содействием Святого Духа. Но поскольку это есть по преимуществу Его Личное дело, то и имя Его есть Спаситель (Иисус), как не назван ни Бог Отец, ни Святой Дух» (прп. Иустин Попович) . 15). Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог и он в Боге. «Стало быть, все дело в исповедании Господа Иисуса Христа Сыном Божиим и Богом, – как же после этого говорить «веруй как хочешь»?» (свт. Феофан Затворник ). «Кто исповедует, – значит: исповедует не словом, а делом, не языком, а жизнью. Многие словами исповедуют, а делами отрицают» (блж. Августин). 16). И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. «Итак, кто чистым сердцем стремится к Богу, тот подлинно уже имеет Того, Кого любит. Ибо никто не мог бы любить Бога, если бы не имел Того, Кого любит» (свт. Григорий Двоеслов) . «Как Бог всем дает возможность равно приобщаться света, так и подражатели Божии да изливают на всех общий и равночестный луч любви. Ибо где оскудевает любовь, там непременно на место ее входит ненависть. А если Бог есть любовь, то ненависть есть дьявол . Посему, как имеющий любовь имеет в себе Бога, так имеющий ненависть питает в себе дьявола» (свт. Василий Великий . О подвижн. 3). «Блажен человек, в котором есть любовь Божия, потому что носит он в себе Бога. В ком любовь, тот вместе с Богом превыше всего. В ком любовь, тот не боится; никем никогда не гнушается, ни перед кем не превозносится, ни на кого сам не наговаривает и от наговаривающих отвращает слух, не соперничает, не завидует, не радуется падению других, не чернит падшего, но соболезнует о нем и принимает в нем участие, не презирает брата в нужде, но заступается и готов умереть за него. В ком любовь, тот исполняет волю Божию» (прп. Ефрем Сирин ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

6). Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; «Тьмой он называет грехи, ереси и вражду. Одно исповедание веры недостаточно для спасения, если нет также добрых дел, но и праведные дела бесполезны без веры и простоты любви. Ведь тот, кто в чем-либо подпадает под власть тьмы, не может иметь общения с Тем, Кто не имеет никакого порока» (св. Беда). «Кто живет во грехе, в живой тьме, не знает куда идет. Каждый грех втягивает человека в царство греха, – смерть. И каждая тьма втягивает в царство тьмы, – ад. И в царстве смерти и тьмы один царь и господин, – дьявол» (прп. Иустин Попович) . 7). Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. «Бог, будучи истинно по сущности Светом, становится подлинно светом в тех, кто ходит в Нем путем добродетелей… И если мы по добродетели и ведению находимся в Боге, как в Свете, то и Сам Бог пребывает в нас, как Свет во свете» (прп. Максим Исповедник ). «Кровь Богочеловека Христа, которая изливается непрестанно, очищает от всякого греха и все объединяет, все сочленяет в Его Богочеловеческое тело, тело Церкви. Его Пресвятая Кровь нас очищает, омывает и руководит к святости, к истине, к правде, к любви. И человеческая сущность просвещается, озаряется неописуемой чистотой и блаженством» (прп. Иустин Попович) . 8). Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя и истины нет в нас. «Значит, если ты исповедуешь себя грешником, есть в тебе истина, а она есть и свет, ты уже начал просвещаться, потому что есть у тебя исповедание грехов» (блж. Августин). Эти слова апостола касаются «малозначительных грехов, в которых и праведник семь раз в день падает и встает ( Притч.24:16 ), покаяние за них не должно никогда прекращаться. Мы подвергаемся им с такой легкостью, что несмотря ни на какую осторожность, не можем совершенно избежать их» (прп. Иоанн Кассиан ). «Вот так говорят святые апостолы, а сектанты в гордости духовной считают себя спасенными и чистыми» (свт. Лука Крымский ). «Поэтому никто пусть вас не обманывает, возлюбленные: наихудший род греха, – не сознавать греха» (св. Кесарий Арльский).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

После падения жены искушению подвергается Адам. Ева предлагает запретный плод своему мужу, и он, как о том говорит библейское повествование, вкушает его без малейшего сопротивления: И дала также мужу своему, и он ел. Почему он не возмутился поступком жены? Почему не призвал её к покаянию, не отверг её предложения? Он поступил как безропотное наивное дитя, хотя должен бы быть главой жены. Как это стало возможно? Это возможно только при одном условии: если любовь Адама к жене была больше его любви к Богу. Бог, конечно же, не только не запрещает, но и благословляет супружескую любовь и бережное милостивое отношение к тварному миру. Однако в любви Богом предусмотрена определенная иерархия, и её нарушение может стать причиной греха. Потому и Господь Иисус Христос говорит: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня ( Мф. 10:37 ). Итак, именно искажение любви в Адаме и Еве стало главной причиной их грехопадения. Сместились их ценности. Привязанности к тварному миру и семье стали вытеснять общение с Богом. На это прямо указывает Господь Адаму: За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него ... То есть мнение жены для Адама стало важнее слова Божия, что возможно только при одном условии: он любил её более Бога. Поэтому, когда появился выбор между предложением жены и заповедью Бога, Адам стал на сторону жены. Эту мысль высказывают многие святые отцы. Блж. Августин считает, что Адам понимал происходящее, но нарушил заповедь Божию потому, что не хотел разлучиться с согрешившей женой. «Супруг последовал супруге, – пишет он, – не потому, что, введенный в обман, поверил ей, как бы говорящей истину, а потому, что покорился ей ради супружеской связи. Ибо не напрасно апостол сказал: Не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление ( 1Тим. 2:14 ). Это значит, что он не захотел отделиться от единственного сообщества с нею даже и в грехе» 383 . Такую же мысль высказывает и свт. Иоанн Златоуст : «Жена не обманывает мужа, – отмечает он, – а убеждает. Об этом свидетельствует Павел, говоря: Адам же не прельстися » ( 1Тим. 2:14 ) 384 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

В 414 г. О. передал блж. Августину сочинение в виде небольшой записки - «Предостережение о заблуждении присциллиан и оригенистов». Браулио ( ок. 651), еп. г. Цезаравгуста (ныне Сарагоса, Испания), по-видимому, основываясь на содержании записки О., считал, что тот до знакомства с блж. Августином был приверженцем идей Присциллиана (см.: Braulio Caesaraugustanus. Epistola 44//PL. 80. Col. 693-694), однако совр. исследователи находят это маловероятным. После представления записки О. вошел в окружение блж. Августина и стал пользоваться его доверием (см.: Vilella. 2000. S. 98-99). По побуждению блж. Августина, трудившегося в это время над соч. «О граде Божием» (De civitate Dei; CPL, N 313), О. начал в Гиппоне работу над «Историей против язычников». Отвечая на просьбу О., блж. Августин в нач. 415 г. написал адресованное ему соч. «Против присциллиан и оригенистов, к Орозию» (Ad Orosium contra Priscillianistas et Origenistas; CPL, N 327), в к-ром критически рассмотрел некоторые представленные в записке О. вероучительные положения еретиков. В нач. 415 г., исполняя поручение блж. Августина, О. покинул Гиппон и отправился в Палестину к блж. Иерониму. О. должен был доставить блж. Иерониму письмо блж. Августина, посвященное обсуждению вопроса о происхождении человеческой души ( Aug. Ep. 166; во вводной части этого письма блж. Августин представляет О. блж. Иерониму), и сочинение о высказывании из Иакова Послания (Иак 2. 10), также оформленное в виде письма ( Aug. Ep. 167). Возобновляя переписку с блж. Иеронимом, прекратившуюся после 405 г., блж. Августин стремился заручиться его поддержкой в полемике с Пелагием , к-рый в нач. 10-х гг. V в. поселился в Палестине и приобретал там сторонников. И Пелагий, и блж. Августин ссылались в сочинениях на высказывания блж. Иеронима, вслед. чего мнение последнего по вопросу о том, чья позиция является ортодоксальной, могло оказать принципиальное влияние на исход спора (подробнее см.: Vilella. 2000. S. 101-105). Блж. Августин переслал блж. Иерониму при посредничестве О. неск. собственных антипелагианских трактатов: сочинения «О воздаянии за грехи и об отпущении грехов, а также о крещении младенцев» (De peccatorum meritis et remissione et de baptismo parvulorum; CPL, N 342), «О духе и букве» (De spiritu et littera; CPL, N 343), «О совершенстве праведности человека» (De perfectione iustitiae hominis; CPL, N 347); пространное письмо, адресованное Иларию из Сиракуз и содержащее критику пелагианских мнений ( Aug. Ep. 157), и др. Кроме того, блж. Августин поручил О. встретиться с самим Пелагием, передать ему краткое рекомендательное письмо (не сохр.) и устно обсудить с ним спорные вопросы (см.: Aug. Serm. 348A. 6; ср.: Vilella. 2000. S. 103). Предположительно, О. исполнил это поручение, т. к. впосл., во время совещания в Иерусалиме, он ссылался на некую устную беседу с Пелагием, которая могла иметь место только в Палестине.

http://pravenc.ru/text/2581567.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010