Рубрики Коллекции Французы с помощью мобильной лаборатории изучают фрески и иконы Новгорода 1 мин., 09.10.2019 Поделиться С 8 по 11 октября в Великом Новгороде работает мобильная исследовательская лаборатория исторических памятников из Франции, специалисты которой изучают уникальные фрески и иконы местных храмов. Лаборатория исследования исторических памятников (Laboratoire de recherche des monuments historiques, LRMH) – это национальная служба при Министерстве культуры и коммуникации Франции, сообщает сайт Новгородского музея-заповедника . Служба научно-технически помогает при реставрации и консервации исторических памятников, оказывает помощь при оценке их состояния, а также разрабатывает новые методы исследований, как правило, неразрушающие и применимые в полевых условиях. В России французские специалисты исследуют с помощью современных высокоточных неразрушающих методов памятники археологии, настенные росписи, берестяные грамоты и предметы декоративно-прикладного искусства. В частности, они изучат фрагменты фресок из коллекций, полученных при раскопках храма Благовещения на Городище и Георгиевского собора Юрьева монастыря. Кроме того, эксперты проведут неразрушающие исследования надписей на трех иконах новгородского кафедрального Софийского собора: на храмовой иконе «София Премудрость Божия» XV века, иконе «Спас на престоле» 1362 года и иконе «Троица» начала XVI века. С помощью лаборатории ученые определят состав строительных растворов и красочных слоев, а также оценят состояние сохранности памятников без взятия проб. Для этого они используют такие современные технологии, как термография, рентгенфлуоресцентный анализ, ИК спектроскопия, оптико-когерентная томография и другие. Все работы исследователей в Великом Новгороде инициированы Российской академией наук в рамках долгосрочного российско-французского научного сотрудничества по изучению культурного наследия. Одна из целей такого сотрудничества – поддержка проекта создания системы мобильных лабораторий в России. Читайте также: Что делают французы на стенах Донского монастыря? Реставратор – это не роскошь История одного реставратора Почему берестяные грамоты стали сенсацией? Фото с сайта  mkrf.ru Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/franczuzy-s-pomoshhyu-mob...

- Почему в Новгороде открыли берестяных грамот больше, чем в других городах России? - Одна из причин - в Новгороде хорошо сохраняется вся органика. Дело в том, что город строился на плотной глинистой почве. Поэтому вода не проникала вертикально в землю, а насыщала нарастающий культурный слой. Здесь горожане всегда по грязи ходили. Поэтому стелили мостовые. Так как не было доступа воздуха во влажный слой, следовательно, в нем не могли жить микробы, которые бы уничтожали оказавшиеся по разным причинам в почве берестяные грамоты. Но была и другая причина. Скажем, в почве Пскова тоже все сохраняется хорошо. Но там за время раскопок найдено всего-навсего 15 грамот. Дело в том, что новгородцы были более грамотными людьми. Это определилось очень важным обстоятельством. Новгородские землевладельцы, бояре в силу государственного строя, который существовал, не стремились куда-то уехать из города и поселиться на дальней территории. Потому что каждый из них имел шанс быть избранным на высшие должности. А выборы в Новгороде были ежегодно. Тот, кто уезжал куда-то надолго, – выпадал из политической жизни. А между тем Новгородские имения находились иногда за 300-500 верст от города - где-нибудь на Двине, на Белом море … Следовательно, само землевладение требовало постоянной переписки владельца с управляющим его хозяйства. Он посылал туда распоряжения. Оттуда поступали отчеты старост, крестьянские письма с жалобами на старост… Так что мы по этим письмам изучали не только историю самого города, но и всю Новгородскую государственность. - Даже трудно сказать, где вы чаще находитесь в Москве или Новгороде. Вы себя ощущаете больше москвичем или новгородцем? Берестяные грамоты - В конце января 2004 года, незадолго до своего 75-летия, я приехал по делам в Новгород. Мэр города, узнав о предстоящем юбилее, устроил в честь меня прием. Слушаю, слушаю, как поздравляют, и говорю: мол, каждый человек родится дважды. Для самого человека ничего памятного в этом дне, который записан в паспорте, нет. Он его не может помнить. А второй раз человек рождается, когда до конца определяет свою жизнь.

http://pravoslavie.ru/4612.html

Показалъ – значит сказал, дал показания. Данило – редкое для Новгорода XII века окончание, ожидалось бы диалектное Даниле мужского морфологического рода. «Возьми же на него в треть». «Взять в треть» — процедура, известная из берестяных грамот: это взятие долга под 33%, сверх занятого надо отдать еще треть. Но смущает «на него» вместо «на нем». «На нем» значило бы «взять деньги с него», а «на него» нам раньше еще не встречалось. Далее слово въноухъц встретилось нам в именительном падеже. Итак, перед нами персонаж, обозначенный как «внухча», который наделал долгов, а потом сбежал. Последующее влс, видимо, конец от «ко мне не являясь». Ем… — начало императива емли, «бери». Это распоряжение, обращенное к Демьяну. Сказано взять деньги в том числе «на него», то есть в счет долга «внухчи», но не с него самого, поскольку должник скрылся. Нам уже попадалась в берестяных грамотах запутанная финансовая ситуация, в которой должник бежал, причем не просто, а за границу – «в немцы» (этот выход из трудного положения известен из грамоты 44 , где Наум с Леновихтом «побгл во нмьц»). Далее в который раз проявился блестящий талант А.А. Гиппиуса, который смог реконструировать утраченную правую часть грамоты не с точностью до буквы, но с большой вероятностью. Давно говорят, что Алексей Алексеевич лично знает всех этих людей и без труда может установить их взаимоотношения… Олекша должен Демьянку не куну, а больше — куну и столько-то гривен, такое наименование (от меньшего к большему) известно в древнерусской письменности (ср. также немецкий счет вроде einundzwanzig, «один и двадцать»). Решение Гиппиуса: «куну и полторы гривны». Тогда сходится другая часть гипотезы. «Внухча» — образование от слова «внук». Можно допустить, что основа «внук» подверглась усечению и к ней добавились сразу два гипокористических суффикса -х и -ч. Известна подобная операция с суффиксами -х-н: Махно — это Максим, Грихно — Григорий. Отдельно суффикс -х тоже так выступает: сватья — сваха, суффикс -ч был популярен в образовании гипокористик в XX веке: Танча, Генча, Ванча. Далее: Терентий — Терех, Дементий — Демех, Тарасий — Тарах.

http://pravmir.ru/chto-za-vnuhoch-takaya...

— А кстати, почему не на бересте? В скандинавских странах березы тоже растут. — Думаю, тут дело просто в сложившейся традиции. На Руси письменность распространилась вместе с принятием христианской веры и культуры. Поэтому основной вид славянского письменного текста — это книга, сшитые листы пергамена. И в некотором смысле лист бересты — подобие пергаменного листа. Особенно если его обрезать по краям, как это часто делалось. У скандинавов же их письменность — руны — возникла гораздо раньше, нежели эти народы приняли Крещение. И как привыкли они издавна вырезать руны на щепках и дощечках, так и продолжили вырезать. Школа князя Ярослава — Насколько я помню, самые ранние берестяные грамоты датированы началом XI века. Закономерный вопрос: откуда в древней Руси взялось столько грамотных людей, если письменность возникла уже после Крещения Руси? — Небольшое уточнение: самые ранние берестяные грамоты датированы тридцатыми годами XI века. То есть между крещением Руси в 988 году и появлением бытовой письменности на бересте — около полувека. Видимо, эти полвека как раз и ушли на то, чтобы сформировалось поколение, для которого письмо — не что-то особенное, а вполне обычное, повседневное дело.  Новгород, 1100–1120 г.  Содержание: Любовное письмо — Откуда же взялось это поколение? Само выросло или его специально выращивали? — Его специально выращивали, и мы даже знаем, как именно. Появление первых берестяных грамот замечательным образом совпадает со свидетельством новгородской летописи, где рассказывается, как князь Ярослав в 1030 году пришел в Новгород и устроил школу. «Собрал от попов и старост 300 детей и отдал на учение книжное». Иногда эту летописную запись подвергают сомнению, но я считаю ее вполне достоверной. Есть, кстати, и подтверждение из «независимых источников». В скандинавской саге об Олафе Трюгвассоне написано, что он посещал школу в Новгороде при Ярославе. Как долго действовала эта школа, мы, к сожалению, судить не можем, но это было, конечно, очень важное культурное предприятие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Помимо музея-заповедника участники проекта - Московский государственный университет, Институт славяноведения РАН, Государственный исторический музей, Институт русского языка РАН и Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, а также ученые из Голландии, Финляндии, ряда других зарубежных научных центров и университетов. На первом этапе проекта в интернете будут представлены 954 берестяные грамоты, обнаруженных нашей экспедицией в Новгороде, и 40 грамот, найденных на раскопках в Старой Руссе. Сейчас идет пересъемка грамот в цифровом формате. Позднее во всемирной сети появятся берестяные грамоты из Москвы, Пскова, Смоленска, Твери, Торжка, а также из Витебска и Мстиславля (Белоруссия) и Звенигорода (Украина)... В рамках проекта на специальном сайте будут размещены подлинные изображения грамот с так называемыми «прорисями», воспроизводящими тексты на старославянском языке, и с переложениями их содержания на современный русский язык. Изображения берестяных грамот будут сопровождаться комментариями ведущих историков и лингвистов, ссылками на дополнительную информацию. Координирует все работы молодой, энергичный участник нашей экспедиции, филолог Алексей Алексеевич Гиппиус. Я – научный руководитель, консультирую,  советую. Одно из главных достижений проекта - то, что историки и лингвисты сели за один стол, занимаются общим делом. - Сделанного вами, наверное, хватит на пять жизней. Трудно ли быть Валентином Лаврентьевичем Яниным? - Несмотря на проблемы разного рода, особенно в последние годы, которые преодолевала наша экспедиция, радостей очень много. Каждый сезон – это новые и новые открытия берестяных грамот с интересными текстами, подтверждение или опровержение каких-то гипотез… Дискуссия даже с самим собой – это продвижение вперед. Поэтому я постоянно ощущаю движение. Это молодит и дает силы работать дальше. С Валентином Яниным беседовал Николай Головкин Николай Головкин Валентин Янин 5 апреля 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/4612.html

Академик Зализняк рассказал об итогах очередного полевого сезона в Великом Новгороде 30 сентября 2008 г. 16:22 Академик Андрей Зализняк рассказал в понедельник вечером о берестяных грамотах, найденных археологами в минувшем полевом сезоне, и продемонстрировал расшифровку и перевод текстов некоторых из них, в частности, магического заклинания, написанного на одной из грамот. Берестяные грамоты, которые археологи стали находить в начале 1950-х годов, являются важнейшим источником данных об истории древнерусского языка и культуры. Академик Зализняк начал заниматься изучением текстов берестяных грамот с 1980-х годов. Уже около десяти лет каждую осень он читает традиционную лекцию, посвященную грамотам, которые удалось найти в прошедшем сезоне, демонстрируя собравшимся методы расшифровки и перевода их текстов. В этом году желающие послушать ученого до отказа заполнили большую поточную аудиторию 1-го гуманитарного корпуса МГУ — люди стояли в проходах плечом к плечу, сидели на полу у доски и перед столом лектора. Начало лекции слушатели встретили аплодисментами. Академик Зализняк отметил, что этот год был сравнительно «урожайным» на грамоты. Всего археологи нашли 12 документов, тогда как в сезоне 2007 года в Новгороде не было найдено ни одной грамоты; был обнаружен лишь один текст в городе Старая Русса Новгородской области. «Правда, основной раскоп, Троицкий, как и следовало ожидать, находясь на уровне первой noлobuhы XI и даже конца X века, ничего не дал. Но зато в этом году появились несколько параллельных раскопов, разной масштабности, и несколько из них дали нам грамоты», — сказал ученый. Он добавил, что в Троицком раскопе была найдена цера (табличка для письма, покрытая воском) первой noлobuhы XI века, но, к сожалению, без текста. Одна из грамот, по словам Зализняка, была найдена не на раскопках, а во время археологического наблюдения за инженерными работами. Затем ученый перешел к рассказу о самих текстах древних документов, и начал с самой короткой грамоты, на которой было лишь девять букв — загадочное слово «ГЕОНЕГОНЕ». Эта rpaмoma XIII века, получившая номер 973, была обнаружена в августе на Борисоглебском раскопе на улице Оловянка.

http://patriarchia.ru/db/text/467946.htm...

В Великом Новгороде отметили 55-летие со дня находки первой берестяной грамоты 28 июля 2006 г. 14:30 26 июля исполнилось 55 лет со дня находки в Новгороде первой берестяной грамоты — события, не только обогатившего новгородскую и отечественную историю, но и ставшего мировой археологической сенсацией XX столетия. За период с 1951 года по сегодняшний день на территории Великого Новгорода найдено 957 берестяных документов, а вместе с находками грамот в других городах новгородской земли (Старая Русса и Торжок), их количество превысило 1000. По мнению историков, берестяные грамоты стали уникальным «мостиком», связавшем летописную историю Новгорода и Руси с археологическими остатками древних новгородских усадеб и именами живших в них новгородцев. Значение грамот еще до конца не оценено, поскольку каждый из текстов содержит в себе нюансы лингвистики и истории древнерусского языка, передает нам информацию об исторических событиях и повседневной жизни новгородцев. Изучение берестяных грамот в последние десятилетия стало одним из наиболее перспективных направлений в отечественной медиевистике и славистике, поскольку это неисчерпаемый и многоаспектный вид исторического источника. Как сообщили НовгородИнформ в пресс-службе администрации Новгородской области, эта дата отмечена в Великом Новгороде рядом мероприятий, среди которых: встреча губернатора Михаила Прусака с представителями новгородской археологической экспедиции в Центре музыкальных древностей; акция «Берестяная грамота» — сбор наказов от новгородцев Президенту РФ — проведенная общественной организацией «Молодая Гвардия Единой России» на Софийской площади; открытие мемориальной доски, посвященной Нине Акуловой, нашедшей первую берестяную грамоту; митинг на улице Великая д.1 у памятного знака, посвященного находке первой берестяной грамоты и т.д. В связи с памятной датой коллектив Новгородской археологической экспедиции (НАЭ) провел публичную презентацию результатов международного научного проекта по созданию электронного каталога берестяных грамот, предполагаемого к размещению в открытом доступе в Интернете. Проект осуществляется на средства фонда ИНТАС и завершается в 2007 году. Основная задача проекта заключается в обеспечении электронными ресурсами процедуры изучения и реставрации берестяных грамот. С этой целью предусматривается создание электронной системы «Средневековые русские документы на бересте», открывающей широкие возможности изучения берестяных текстов, в том числе, посредством размещения на специализированном web-caйme.

http://patriarchia.ru/db/text/128860.htm...

Второе. Когда предшественники Зализняка встречали затруднение в осмыслении грамоты, они нередко объявляли писца неграмотным или описавшимся и заменяли одну букву другой. Зализняк первым догадался, что те, кто писал грамоты, писали именно то, что хотели, но только пользовались при этом особой, отличной от книжной, бытовой графической системой, имеющей свои собственные правила. Тем самым система письма берестяных грамот обрела своё законное место среди других древних письменностей – а ведь до исследований Зализняка совокупность записей на грамотах трактовалась как хаотическая и ни в какую систему не укладывающаяся. Фонд памятников, использующих указанную систему письма, позволил, далее, восстановить тот диалект, на котором общались между собой древние новгородцы. Третье. Изучив живой, бытовой язык, на котором писались берестяные грамоты, Зализняк установил, что в древнерусском языке существовали два основных диалекта: северо-западный, на котором и говорили новгородцы, и юго-центро-восточный, на котором говорили все остальные восточные славяне. Четвёртое. Согласно широко распространённому мнению, различные языки и диалекты – и уж заведомо восточнославянские языки и диалекты – образовались путём дивергенции, то есть расхождения, расщепления, из некоего исходного языка или диалекта. Зализняк открыл, что в формировании того современного русского языка, на котором мы говорим, решающую роль сыграл процесс конвергенции, то есть схождения, двух древних диалектов древнерусского языка – северо-западного и юго-центро-восточного. Пятое. Зализняк явился основателем нового раздела палеографии, а именно палеографии берестяных грамот. Более того, он довёл этот раздел до большей разработанности, чем традиционная палеография древнерусских рукописей. Предпринятое Зализняком тщательное исследование всех найденных грамот позволило ему чётко выделить основные визуальные признаки грамоты, разделив эти признаки на пять групп: 1) алфавитные (Зализняк называет их графическими), определяемые тем набором графем (то есть букв алфавита и других знаков), который используется в грамоте;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Любопытным подтверждением слов Кирика о том, что эти грамоты «изрезав» мечут и ходят по ним ногами, являются сами находки берестяных грамот. В большинстве случаев они сохранились в поврежденном, порванном виде, иногда в обрывках. Однако среди этой массы находок выделяется группа таких, которые оказались поврежденными не в результате пребывания в течение столетий в земле, среди строительного мусора, а намеренно порезаны или порваны на несколько частей. Мы насчитали не менее 14 грамот, которые были разрезаны поперек или вдоль 18, 26, 36, 48, 50, 62, 83, 102, 123, 129, 151, 164, 166, 191. Куски некоторых из них были брошены в одно место и оказалось возможным их соединить. Адресаты, прежде чем выбросить письма, предусмотрительно уничтожали их. А если под руками не было ножа, то грамоту старались разорвать или, по крайней мере, вырвать имя адресата, как это сделано, например, с грамотой 155. Порезанные, порванные и даже целые грамоты действительно валялись под ногами прохожих и обращали на себя внимание. Из 194 грамот, изданных в настоящее время полностью и с указанием точного места находки, 51 грамота, т. е. свыше четверти, найдена на мостовых Великой, Холопьей или Кузьмодемьянской улиц или рядом с мостовыми. Нужно учитывать, что мостовые в Новгороде подметались и содержались в чистоте и многие остатки грамот были уничтожены вскоре после того, как попали на мостовую. По приведенному выше тексту вопроса Кирика не ясно, что ему ответил Нифонт. Это заставило одного из издателей «Вопрошания» А. С. Павлова выделить из вопроса слова: «Аже кто изрезавъ помечеть, а слова будуть знати» и представить их в качестве ответа Нифонта. Однако трудно в настоящее время судить о первоначальном виде «Вопрошания» и отдельных его вопросов, так как весь памятник еще не изучен. Мы знаем уже несколько его вариантов. Один из них издан С. И. Смирновым и назван им «особой» редакцией. Он содержит интересующий нас вопрос с указанием, что Нифонт на него не ответил («Ти он помолче»), как не отвечал он на некоторые другие вопросы.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Берестяная грамота Роспись крестьянских повинностей. Кон. XIV в. Берестяная грамота Роспись крестьянских повинностей. Кон. XIV в. Одна из усадеб упомянутого выше посадника Мирошки Несдинича в 1157-1207 гг. была предоставлена в распоряжение священников ц. св. Василия Парийского, построенной во владениях предков Мирошки. В 90-х гг. XII - нач. XIII в. на этой усадьбе находилась мастерская священника-иконописца Олисея Гречина, в ней были найдены более 20 Б. г., содержащих адресованные Олисею Гречину заказы на изготовление икон. Отдельные Б. г. могут рассматриваться как свидетельства ранней истории становления системы сельских приходов в Новгородской земле: грамоты 220, 640 (2-я пол. XII - сер. XIII в.) упоминают о духовенстве Череменецкого и Которского погостов в бассейне рек Луги и Плюссы, комплекс грамот XII-XIV вв. поддается интерпретации как переписка, связанная с деятельностью архиерейских чиновников ( Янин. Я послал тебе бересту... С. 369-383). Интересна грамота 689, являющаяся, вероятно, росписью расходов по поминовению Новгородского архиеп. свт. Василия Калики († 1352) в 40-й день после его кончины в соответствии с завещанием. Любопытная зарисовка монастырского быта содержится в грамоте 605 (2-я четв. XII в.). Б. г. являются также важнейшим источником по истории древнерус. языка. Они содержат важнейший материал по фонетике, морфологии и синтаксису, по древнерус. ономастике и топонимике, в грамотах обнаружен ряд древнерус. слов, в т. ч. древнейших (дохрист.) имен, не встречавшихся ранее. Будучи датированы способом дендрохронологии, Б. г. определяются с точностью до 15-25 лет (а в ряде случаев и до одного года), что позволяет рассматривать отраженные ими исторические и языковые процессы в их динамике. Вопреки традиц. представлениям о развитии древнерус. языка от единого к диалектам по Б. г. устанавливается существование противоположного процесса - максимальное число диалектных особенностей содержится в новгородских Б. г. раннего периода (XI-XII вв.). Выявленный при лингвистическом анализе Б. г. древненовгородский диалект существенно отличается от гипотетически восстанавливаемого «общерусского» языка и имеет ближайшие аналоги в языках зап. и юж. славян. Это обстоятельство в корне изменило существовавшее в науке представление о путях восточнослав. расселения, о происхождении Новгорода и образовании Древнерусского гос-ва.

http://pravenc.ru/text/78140.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010