Лекция знаменитого лингвиста Андрея Анатольевича Зализняка о берестяных находках 2015 года (Видео) Традиционная октябрьская лекция выдающегося лингвиста Андрея Анатольевича Зализняка о новых найденных берестяных грамотах собрала несколько сот слушателей. Академик рассказал о новгородских находках, вместе со слушателями расшифровывал первую вологодскую грамоту. «Правмир» представляет читателям полную видеозапись лекции и ее расшифровку, сделанную лингвистом Дмитрием Сичинавой. До недавнего времени в этом году в Новгороде было найдено совсем немного грамот. Сами по себе те две фрагментарные грамоты, которые нашлись в течение последних трех месяцев, не составили бы достаточного материала для такой серьезной лекции, как сегодня. Но как часто бывает, когда в Новгороде такой сезон, что археологи не дошли еще до настоящих «грамотоносных» слоев, помогают другие города. В этом году сенсационным событием стало то, что появился еще один древнерусский город, в котором найдены берестяные грамоты — имеется грамота 1 из Вологды, и о ней мы тоже сможем поговорить. Пользуясь случаем, приношу благодарность Игорю Полиевктовичу Кукушкину, руководителю работ в Вологде, который любезно разрешил нам обсуждать эту грамоту публично. Грамота оказалась очень интересной. Кроме того, некоторые обстоятельства сильно расширяют круг вопросов, которые нам сегодня стоит рассмотреть. Как вы знаете, обычно итоговые лекции происходят или в самом конце сентября, или в самом начале октября, как сейчас. Это была мера предосторожности, которая обычно оказывалась излишней. А вот в этом году она не оказалась излишней: последняя новгородская грамота найдена вчера ( Сильное оживление в зале ). А предпоследняя — позавчера. Был некоторый риск, что что-то они найдут и сегодня, но пока что таких сведений мне не поступало. В Новгороде, таким образом, грамот уже четыре, а не две, как было после окончания летнего сезона,  плюс вологодская грамота. К этому добавляется факт иного рода: дело в том, что в этом году наконец закончен ожидавшийся в течение многих лет XII том издания берестяных грамот, мы надеемся, что он успеет выйти еще до окончания этого года. Там содержится, прежде всего, издание новых грамот, уже известных, которые были обсуждены, в частности, на таких лекциях. Но там есть и также целый ряд поправок к старым грамотам, накопившийся за несколько лет. Их так много, что они касаются примерно 250 грамот. Чаще всего это мелочи, но иногда это очень даже интересные вещи. Из них я тоже хотел кое-что вам показать: естественно, это очень немногое, но два-три примера из того, что вы сможете прочесть в этом томе, я все же добавлю к сегодняшней лекции.

http://pravmir.ru/zaliznyak/

В Новгородском кремле обнаружена берестяная грамота XV века 7 июля 2008 г. 15:14 Археологи нашли на раскопе в Новгородском кремле древнерусскую берестяную грамоту, сообщил РИА «Новости» источник в Новгородском центре по организации и обеспечению археологических исследований. «Грамота была обнаружена у стен Грановитой (Владычной) палаты в субботу в культурном слое XV века», — сказал собеседник агентства. Текст грамоты содержит десять строк. Расшифровкой его в ближайшее время будут заниматься новгородские историки и лингвисты. Как ожидается, реставрацию грамоты проведет известный российский реставратор, руководитель Новгородского центра музыкальных древностей, заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин Великого Новгорода Владимир Поветкин. О сохранности берестяной грамоты специалисты пока не сообщают. Найденное у Грановитой палаты «послание из прошлого» стало 1002 грамотой, обнаруженной на новгородской земле, и второй в полевом сезоне 2008 года. Первая в сезоне средневековая береста, датированная экспертами XV веком, была найдена в конце мая на раскопе на улице Михайлова. Согласно информации из Новгородского центра по организации и обеспечению археологических исследований, первые масштабные раскопки у Владычной палаты Новгородского кремля начались около месяца назад. Планируется, что раскопки завершатся в 2008 году. Археологи заявили, что, если потребуется, они будут продолжать исследования до октября, вплоть до наступления холодов. Ожидается, что в ближайшие дни у Грановитой палаты будет заложен второй, еще более масштабный раскоп. Общая площадь исследований составит около 600 квадратных метров. Особый интерес у экспертов вызывает участок между Владычной палатой и древнейшим в современной РФ православным храмом — Софийским кафедральным собором. Оба раскопа у стен Грановитой палаты эксперты оценили как крайне перспективные. Проведение раскопок в Кремле связано с продолжающейся в настоящий момент комплексной реставрацией Владычной палаты. Грановитая палата, построенная в Великом Новгороде по повелению архиепископа Евфимия, впервые упомянута в летописных источниках в 1433 году. Она является древнейшим из ныне известных российских памятников гражданской архитектуры и самой восточной готической постройкой на территории Древней Руси. В данное время во Владычной палате проводится комплекс ремонтно-реставрационных работ. Их ведут специалисты Центральных реставрационных научно-производственных мастерских и Межобластного реставрационно-художественного управления (Москва). Эксперты оценивают реставрацию палаты как крайне сложную. Планируется, что основной объем работ будет выполнен к июню 2009 года, в котором Великий Новгород отметит 1150-летие. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/433225.htm...

Я послал тебе берёсту О чём в Древней Руси писали не в книгах 17 июля, 2015 О чём в Древней Руси писали не в книгах Вчера Правмир сообщил о находке первой в этом археологическом сезоне берестяной грамоты. Мы решили напомнить читателям о том, как были обнаружены эти необычные памятники письменности и понять, о чём же писали древние русичи в деловых записках и частных письмах. Знали ли о берестяных грамотах до находок археологов? Знали. О книгах, написанных «не на харатиях (кусках специально выделанных овечьих шкур), но на бересте» сообщали отдельные древнерусские авторы. Кроме того, была известна старообрядческая традиция XVII-XIX веков переписывать целые книги на расслоенной бересте. Когда нашли первую грамоту? 26 июля 1951 года. Новгородская археологическая экспедиция под руководством Артемия Арциховского работала в Новгороде с 1930-х годов и находила, в том числе писáла – острые металлические или костяные стержни, которыми на берёсте процарапывались буквы. Правда, сначала писáла принимали за гвозди. На время фашистской оккупации археологические раскопки в Новгороде пришлось свернуть, они возобновились только к концу 1940-х. Кто нашёл первую грамоту? Новгородка Нина Окулова, пришедшая подработать в археологической экспедиции во время декретного отпуска. За свою находку она получила премию в сто рублей. Находка грамоты – уникальное событие или их находят часто? Относительно часто. Уже летом 1951 года, помимо грамоты было найдено ещё девять грамот. Дальше их количество варьировалось от нуля до сотни с лишним в год – в зависимости от того, какие археологические слои изучались. Правда, что берестяные грамоты находят только в Великом Новгороде? Нет. Кроме Великого Новгорода, где грамот найдено уже 1064, берестяные грамоты находили в Старой Руссе (45), Торжке (19), Смоленске (16), Пскове (8), Твери (5), Москве (3) и других городах. В Новгороде грамот больше. Новгородцы чаще других умели писать? Совершенно необязательно. Просто в Новгороде сохранности грамот благоприятствуют особенности быта и почвы.

http://pravmir.ru/ya-poslal-tebe-beryost...

Елена Зелинская: Извините, я вас перебью. Вот возьмем замечательного новгородского ученого — профессора Зализняка, который всю жизнь ищет и находит не просто какие-то штучки, а берестяные грамоты, которые составляют, между прочим, тоже часть русского наследия. Андрей Зубов: А вы представляете, Елена Константиновна, какое значение берестяные грамоты имеют в истории и в познании себя? Елена Зелинская: Какое? Андрей Зубов: Во-первых, берестяные грамоты совершили революцию в нашем понимании того, каковы были наши предки. До открытия берестяных грамот думали, что, в общем то, народ древней Руси, за исключением небольшого узкого круга, был безграмотным. Оказалось, что это не так, оказалось, что грамотность была почти всеобщей. Мы не можем на основании берестяных грамот сказать, сколько процентов людей были грамотными, но ясно, что их было, скажем, больше, чем в середине ХІХ века. Елена Зелинская: Это видно, по крайней мере, из содержания этих писем, потому что люди обмениваются в них какими-то простыми бытовыми историями. Андрей Зубов: Абсолютно. Абсолютно. Елена Зелинская: Предлагают выйти замуж, например, требуют долги, пишут любовные записки. Андрей Зубов: Или просто это любовные записки, да всё, что угодно. Какие-то письма жен мужьям: «Ты не забудь то-то привезти». То есть это был… Елена Зелинская: Список покупок. Андрей Зубов: Да-да-да, как нам дают наши жены, когда мы идем в магазин. То есть это мальчику цифры, который учится писать, и так далее, и так далее. Оказалось, что общество было грамотным. Из этого есть один очень важный вывод, что история Руси — это не история прогресса, а с какого-то момента, скажем XVI века — это история деградации, когда грамотность начинает падать в народе, резко падать. Елена Зелинская: А это показатель? Андрей Зубов: Показатель, конечно, потому что в культуре уже письменной, тем более, в культуре христианской, где, естественно, надо читать священное писание и молиться надо по молитвеннику, если ты хочешь читать установленные канонические молитвы, — там грамотность совершенно необходима. И поскольку её нет в принципе, то понятно, что это деградация христианской русской культуры.

http://pravmir.ru/andrej-zubov-u-nas-odn...

Насколько вообще изучение берестяных грамот изменило представления историков о древнерусском образовании? Мы вообще довольно мало о нем знаем. Судя по берестяным грамотам, это образование носило самый элементарный характер, азбука усваивалась вместе с основами православной веры. А вот о дальнейших стадиях мы, в общем-то, не знаем ничего. Есть, впрочем, свидетельство митрополита Климента Смолятича (XII век), в одном из его сочинений упоминается о существовании на Руси так называемой «схедографии» — это уже очень продвинутая стадия византийского обучения. Но митрополит упоминает об этом как о некоем изыске, большой редкости. Узнать о судьбе монастырской коровы Новгород, 1420–1430 г. Содержание: От Кощея и испольщиков (просьба дать коней) Расширились ли благодаря берестяным грамотам наши представления о церковной жизни Древней Руси? Да, расширились, хотя и не сразу. Поначалу, когда раскопки велись только на Неревском раскопе в Новгороде, казалось, что берестяные грамоты — явление чисто светское, там вообще не было найдено текстов церковной тематики. Но на Троицком раскопе, где работы ведутся с 1970-х годов, ситуация оказалась совершенно иной. Там более пяти процентов найденных текстов — это тексты церковные. Например, запись церковных праздников, приходящихся на осень. Или, допустим, конспект пасхальной утрени. То есть это были, говоря современным языком, рабочие записи священников, необходимые им в их служении. Еще один пример, не новгородский — грамота из Торжка, которая представляет собой пространную цитату из поучения, принадлежавшего, скорее всего, перу святителя Кирилла Туровского. Грамота написана либо в конце XII, либо в начале XIII века. По содержанию это просто длинный перечень грехов. Скорее всего, заготовка для проповеди, которую собирался прочитать священник. Замечу, что подобные грамоты — это не духовные трактаты, не попытки какого-то религиозного самовыражения, а чисто практическая, прикладная церковная письменность. Есть, кстати, замечательный пример, когда одним и тем же почерком написаны и фрагмент церковного календаря, и деловое письмо от Людьслава к Хотену. Логично предположить, что священник в первом случае сделал запись для себя, а во втором — выступил в роли писца.

http://foma.ru/pochemu-berestyanyie-gram...

Рубрики Коллекции Почему берестяные грамоты стали сенсацией? 19 мин., 24.05.2023 Поделиться В 1951 году археологическая экспедиция Артемия Владимировича Арциховского, проводившая раскопки в Новгороде, обнаружила первую берестяную грамоту. И с тех пор их находили во множестве, причем не только в Великом Новгороде. Берестяные грамоты стали исторической сенсацией, поскольку дали возможность узнать обыденную жизнь людей русского Средневековья. Как же изменились наши представления о жизни наших предков? Рассказывает доктор филологических наук Алексей Гиппиус, профессионально специализирующийся на изучении берестяных грамот. Раскрасить контуры Алексей Алексеевич, как изменило открытие берестяных грамот представления историков о культуре Древней Руси? Оно значительно их расширило. Благодаря изучению берестяных грамот для нас открылась повседневная жизнь Древней Руси. До того наши знания об этой эпохе базировались на летописях, на таких юридических текстах, как «Русская Правда». Летописи имеют дело с событиями и фигурами «большой» истории, ее герои — князья, знать, высшее духовенство. А как жили обычные люди — горожане, крестьяне, купцы, ремесленники? Косвенно об этом мы могли судить только из юридических текстов, но там ведь фигурируют не конкретные люди, а просто некие социальные функции. Открытие же берестяных грамот дало возможность непосредственно увидеть реальных действующих лиц этой «малой» истории. Те общие контуры, которые у нас были до того, окрашиваются, приобретают конкретные очертания. А о каких сторонах жизни тогдашних людей мы можем судить по берестяным грамотам? Берестяные грамоты — это письменность практического характера. Древнерусский человек, когда брался за «писало» (это такой заостренный металлический стержень, которым процарапывались буквы на бересте, греки называли его стилос), исходил из какой-то бытовой необходимости. Например, находясь в поездке, отправить письмо родным. Или написать заявление в суд. Или составить какую-то памятку для себя. Поэтому берестяные грамоты знакомят нас прежде всего с практической жизнью той эпохи. Из них мы узнаём принципиально новые вещи об устройстве древнерусской финансовой системы, о древнерусской торговле, о судебной системе — то есть о том, о чем из летописей мы очень мало знаем, летописи таких «мелочей» не касаются. 

http://foma.ru/pochemu-berestyanyie-gram...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ Берестяная грамота 200. Ученическая запись мальчика Онфима с фрагментом азбуки. XIII в. Берестяная грамота 200. Ученическая запись мальчика Онфима с фрагментом азбуки. XIII в. вид массового письменного источника по истории средневек. Руси, открытый 26 июля 1951 г. при раскопках Новгорода экспедицией под рук. А. В. Арциховского . К концу полевого сезона 2001 г. в Новгороде было обнаружено 917 Б. г., подобные документы найдены при раскопках еще 10 древнерус. городов: 36 - в Ст. Руссе, 19 - в Торжке, 15 - в Смоленске, 8 - во Пскове, 5 - в Твери, 3 - в Звенигороде Галицком (Украина), по 1 - в Витебске и Мстиславле (Белоруссия), Москве и Ст. Рязани. Обязательным условием сохранности Б. г. является повышенная влажность грунта, исключающая его аэрацию. Древнейшая надпись на бересте датируется 1-й пол. XI в., самая поздняя - 2-й пол. XV в., берестяных текстов XI - 1-й трети XIII в. насчитывается свыше 470. Тексты грамот процарапывались на листах бересты железным (реже костяным или бронзовым) заостренным стержнем с лопаточкой на противоположном конце. Подобные стилосы встречаются при раскопках западно- и восточноевроп. городов, где они служили для письма на навощенных дощечках. Судя по находке в Новгороде в 2000 г. в слое нач. XI в. древнейшей слав. Псалтири, написанной на навощенных дощечках и служившей для обучения грамоте, такой способ письма на Руси предшествовал берестяному письму. В XI-XV вв. береста была наиболее доступным и дешевым писчим материалом; внедрение бумаги, получившей массовое распространение на Руси с сер. XV в., привело к исчезновению берестяного письма. На последнем этапе его существования появляются «гибридные» тексты (в Новгороде найдены 2 Б. г. сер. XV в., написанные чернилами), в дальнейшем берестяное письмо местами (больше всего в Сибири) сохраняется до XIX в., но в чернильном варианте. Инструменты для письма на бересте и воске. Новгород. XII–XIV вв.

http://pravenc.ru/text/78140.html

Рубрики Коллекции Журнал ФОМА - Журнал - Июль 2017 (171) Воровство на всех уровнях. От мелкого до метафизического Вы думали, что воровство — это когда хитрые злодеи расчетливо умыкают у других людей что-то дорогое и нужное? Вы думали, что воровство — это всегда попытка добыть то, чего не хватает для полного счастья? Придется вас разочаровать. Этот грех гораздо изощренней. Иногда ему вообще не нужно ничего чужого. Потому что главная его добыча — вы сами. 07.11.2023 Почему берестяные грамоты стали сенсацией? Прочел человек письмо или записку, получил информацию, да и выкинул. Парадокс: именно потому эти берестяные грамоты и сохранились до наших дней. То, что тщательно берегли, погибло в пожарах (вспомним, что все древнерусские дома рано или поздно сгорали). А то, что выбрасывали, попадало в почву, в так называемый культурный слой, и в новгородской почве вся органика прекрасно сохраняется. 24.05.2023 Бестолковые дни. Что нужно, чтобы их не было? Как было бы хорошо, если бы не было у нас бестолковых дней, если бы каждый день приносил духовный плод, делая нас богаче; если бы каждый вечер нам было что вспомнить и за что поблагодарить… Что для этого нужно? 15.08.2021 Близкий святой. История о чуде Почему-то, от кого ни услышишь рассказ о святителе Николае — это всегда будет рассказ о чуде. Чуде именно в жизни рассказчика, а не случившемся где-то «не здесь и не с нами». Вот и я — фотограф православного журнала — думала сделать простую фотоисторию про очередь к мощам святого в Москве. Ну как это принято сейчас во всех СМИ. И что в результате? А в результате к фоторассказу я теперь вынуждена (вынуждена, потому что не могу не поделиться!) добавить еще одну историю. Естественно, историю о чуде. 18.12.2018 Выходить ли замуж, если ценишь человека, но не любишь? У каждого из нас перед глазами есть конкретный образ семьи, в которой мы росли и воспитывались. И, к сожалению, очень многие люди пытаются этот конкретный образ «натянуть» на себя и на свою новообразованную семью. 17.06.2020

http://foma.ru/journal/ijul-2017-171-7

В настоящее время стали появляться православные буквари и азбуки, построенные на духовно-нравственном воспитании. Но, не смотря на богатый воспитательный материал, они, к сожалению, не учитывают современную методику обучения. Такие учебники по обучению грамоте могут служить, как правило, только дополнительным материалом к уроку. Если мы обратимся к истории букварной и азбучной традиции, то сможем проследить парадигму духовно-нравственного воспитания на протяжении всего времени их существования - почти четырех с половиной веков. Первые летописные сведения об обучении детей грамоте на Руси относятся к X веку. Это - берестяные грамоты, найденные российскими археологами при раскопках в Новгороде. По их свидетельству, существовал и способ обучения: сначала учили буквы кириллицы, а затем читали по слогам. В славяно-русских рукописях XI и XIII вв. известны толковые азбуки или азбучные молитвы, помогавшие детям запоминать названия букв. Из XII века дошли до нас берестяные грамоты мальчика Онфима, которые можно считать своеобразными школьными тетрадями. Уже по ним мы можем судить о том, как учили детей грамоте. Это - написание букв и слогов, благодаря чему можно сделать вывод, что обучение грамоте осуществлялось слоговым принципом. А также на бересте встречаются и написанные учеником начальные фразы богослужебных молитв, что указывает на распространенное тогда духовное воспитание детей. Использование произведений для чтения мы можем встретить в широко распространенных статьях о грамматике второй половины XV века: «О осмии частях слова», «Написание языком словенским о грамоте», созданная дьяком Федором Курицыным, крупным государственным деятелем, близким Ивану III. А также статья конца XVI века «Простословия», написанная неким Евдокимом, вероятно, опытным учителем и искусным автором. «Это было вызвано, - как считает исследователь детской литературы Ф. Сетин, - не только тем, что в средневековье грамматика считалась главной наукой, но и тем, что в период завершения образования централизованного государства шел интенсивный процесс создания культуры... для чего нужен был общенациональный язык» .

http://bogoslov.ru/article/413973

Ну что тут такого в конце концов? . Но всё-таки самое трудное было не с рукописями. Рукопись подделал и ставь на полку. Сложнее было изготавливать надписи на предметах. Надо было, например, рассылать агентов писать надписи с фальшивыми именами и датами на стенах церквей – в Киев, в Новгород, в Смоленск и много куда еще. Хорошо, если просто приехал и нацарапал. А если в церкви старый пол уже перекрыт новым, на метр или два выше? Штаб понимал: если написать на стене, которая видна сейчас, потомки живо разоблачат – это ведь будет на высоте в два человеческих роста от древнего пола. Приходилось разбирать новый пол, залезать под него, лежа, задыхаясь, писать на стене то, что приказано штабом (не забывая, конечно, соблюдать и палеографию и орфографию заказанного века и диалектные особенности), а потом восстанавливать разобранный новый пол – да не как попало, а так, чтобы будущие археологи ничего не заметили. А сколько возни было со штукатуркой! Ведь напиши по новой штукатурке – и подлог ясен. Надо было ее сбить, написать на голой стене и аккуратненько заштукатурить заново. Зато через триста лет реставраторы снимут штукатурку и наивно обрадуются: «Надпись! Эта уж несомненно древняя!». И уж совсем беда с надписями, зарываемыми в землю, – скажем, на бересте. Возьмем новгородские берестяные грамоты. В них ведь постоянно обнаруживаются совпадения с летописью. Например, в слоях, которые археологи оценивают, как 2-ю половину 14 – начало 15 в., близ древней улицы, именуемой на старых планах Космодемьяньей, найдено несколько грамот, адресованных Юрию Онцифоровичу, – и к этому же времени относится, согласно новгородской летописи, деятельность посадника Юрия Онцифоровича; а в записи к новгородскому прологу (сборнику житий) с датой 6908 (т. е. 1400 г.) Юрий Онцифорович назван в числе бояр Космодемьяньей улицы. На том же участке раскопок в слоях 1-й пол. 15 в. найдены письма к Михаилу Юрьевичу, сыну посадничьему. А в слоях середины 14 в. найден ряд писем к посаднику Онцифору – и по летописи посадничество Онцифора Лукинича (отца Юрия Онцифоровича) приходится именно на этот период. А еще несколько глубже найдено письмо Луки – и по летописи отцом Онцифора был Лука Варфоломеевич. А еще несколько глубже найдено письмо Варфоломея – и по летописи отцом Луки был посадник Варфоломей Юрьевич. Если все эти совпадения обеспечил штаб фальсификаторов, значит, он работал блистательно: подделать берестяные грамоты и закопать их на правильных глубинах было, конечно, куда как нелегко! В 17 в. уже ведь и другие дома стояли на этих местах, надо было иной раз прямо под дом подкапываться (а хозяев, если ворчали, пристращивать).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010