«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Оды Соломона «Как ветер ходит в золотистых струнах/Псалтыри, и она поёт, ему послушна,/Дух Господа в моих вещает членах,/И я пою, в любви Его вещаю». «Оды Соломона» (1/3 вв.) – поэма анонимного автора. Атрибуция сочинения какому-либо древнему авторитету — ситуация нормальная для древности, где не существовало понятия об авторстве (грубо говоря это не ложь, а специальная техника встроить текст в определенную традицию, обозначить его в ней). Содержит ценнейшие сведения о раннехристианском богословии. «Оды Соломоан» — свидетельство христианской мистики, близкой по духу Евангелию и Посланиям апостола Иоанна. «Оды Соломона», скорее всего, написаны на греческом языке в сирийских христианских общинах, хотя споры о их языке и месте написания ведутся до сих пор. Некоторые исследователи, правда, отрицают христианское происхождение «Од Соломона» и расценивают их как литургическое сочинение валентиниан (одно из влиятельных направлений в гностицизме). Протоиерей Леонид Грилихес так писал об этом интереснов памятнике: «Оды Соломона представляют богатыми исключительный по своей важности материал по раннехристианскому богословию, который еще ждет своего православного осмысления». ОДЫ СОЛОМОНА — памятник первохристианской письменности … Как ветер ходит в золотистых струнах Псалтыри, и она поёт, ему послушна, Дух Господа в моих вещает членах, И я пою, в любви Его вещаю. Он всё во мне чужое убивает, Уничтожает всё, что не Господне, Так от начала было, есть и будет, Ему ничто не ведает перечить. Возревновал Господь нам дух умножить, Да всем явится то, что было тайно, Он в нас вложил глагол живой, поющий, О Имени Его, – Святаго Духа славить! … Введение Данная публикация имеет своей целью познакомить нашего читателя с открытым в начале ХХ в., но до сих пор не издававшимся по–русски сирийским сборником гимнов, так называемыми Одами Соломона, которые по мнению виднейшего ученого в области сирийской литературы С. Брока являются «одним из самых прекрасных и в то же время самым проблематичным произведением раннего христианства».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

П.В. Безобразов Приложения. Постановление о русских православного исповедания поклонниках, прибывающих в Иерусалим 251 Глава I. Общие правила § 1. Все русские поклонники православного исповедания, прибывающие в св. Град Иерусалим, состоят под непосредственным надзором духовного начальства греческого монастыря Гроба Господня. § 2. Для вящего присмотра за ними, за их поведением, равно и за нуждами их приставлен к ним со стороны монастырского ведомства греческий монах в качестве переводчика, к которому может каждый поклонник обращаться с законными и рассудительными своими требованиями. § 3. Российское императорское консульство в Бейруте и Палестине, под ведомством коего состоят по Высочайшей воле все подданные Его императорского Величества в сей стороне, назначает равномерно по своему выбору одного из среды поклонников надзирателем над своими соотечественниками, прибывающими в Иерусалим. § 4. Паломники, какого бы звания они ни были, обязаны повиноваться надзирателю, взяв в соображение, что все его действия суть не что иное, как точное исполнение предписаний консульских или духовной власти, и лежат на ответственности консула пред высшим начальством. § 5. Всякому поклоннику предоставлено излагать письменно г. консулу или агенту его в Яффе жалобы свои на надзирателя, равно как и неудовольствие своё на монастырское начальство. По всякой уважительной жалобе будет доставлено законное удовлетворение, а жалобы неосновательные и ябеды навлекут только стыд на виноватого пред начальством, пред православным монастырём и пред его соотечественниками и даже наказание. § 6. Время пребывания своего в Иерусалиме поклонники должны исключительно посвящать исполнению христианских обязанностей и духовной пользе, а часы отдыха проводить в назидательной беседе между собой и не заводить никаких связей с иноплеменными, помня, что в этой чужой стороне, далеко от отечества, они составляют как бы одно семейство, над коим бдит неусыпное око Государя. § 7. Строжайше запрещается всякое сношение с бродягами, говорящими по-русски и называющими себя русскими, которые или бежали или высланы из России за дурное поведение и, скитаясь по миру, нередко заходят в Иерусалим, иногда даже в иноческом виде, для развращения и обмана благочестивых поклонников.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

По благословению митр. Вениамина уехал из Петрограда и, нелегально перейдя границу, прибыл в Эстонию. 1 апр. 1919 г. Псковский архиеп. Евсевий (Гроздов) назначил И. временным священником к Пятницкой ц. погоста Зачеренье (ныне Саатсе). 30 июля того же года решением Совета правосл. епископов Эстонии стал благочинным Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (в 1919-1945 на отошедшей Эстонии территории). Занимался устроением в монастыре свечного завода. 5 янв. 1920 г. назначен благочинным церквей Печорского края. 4 сент. того же года на Соборе автономной Эстонской Православной Церкви (ЭПЦ) избран кандидатом в викарные епископы для рус. приходов Эстонии. Однако Патриарх Московский и всея России св. Тихон в письме Синоду ЭПЦ от 25 окт. того же года написал, что «избрание иеромонаха Иоанна, как далеко не достигшего возраста, необходимого, по церковным канонам, для принятия епископского сана, не может быть утверждено». 20 окт. 1920 г. И. был назначен управляющим Печерским монастырем с определением в число братии. З дек. по назначению Синода ЭПЦ принимал участие в постриге в рясофор прот. Александра Паулуса , определенного кандидатом в архиепископа Таллинского и всей Эстонии. 9 дек. возведен архиеп. Александром (Паулусом) в сан архимандрита, назначен настоятелем Печерского мон-ря с оставлением в должности благочинного церквей Печорского края (до янв. 1924). И. активно начал восстанавливать в обители полноценную церковную жизнь. Малочисленная братия состояла из неск. престарелых насельников, диаконов и послушников, в числе к-рых были бывш. чины армии генерала Н. Н. Юденича. Хозяйство обители было в запустении, трапезная использовалась в качестве казармы эст. войск, верхний этаж настоятельского дома занимал мировой судья, нижний - землеустроительная комиссия. И. предоставили комнату в Лазаревском корпусе. Он вставал вместе с братией, шел на молитву, не гнушался никакой работой, был трудолюбив. На отдыхе писал иконы. Был известен аскетическим образом жизни и проповедями, к-рые произносил по-русски и по-эстонски. Любил церковное пение, пел сам, организовал любительский хор из местной интеллигенции. Устраивал многодневные крестные ходы до Тарту, Нарвы, Таллина.

http://pravenc.ru/text/469460.html

поиск:   разделы   рассылка Арсений Загуляев 7 историй о православном Лондоне Источник:  Нескучный сад Новая книга " Русская церковь в Лондоне. От Петра Великого до наших дней " – это кладезь увлекательных, порой детективных историй, написанных с легким английским юмором. Вот что, к примеру, можно узнать из книги и из устных рассказов ее автора прихожанина лондонского Успенского собора Михаила Сарни. Исповедь через переводчика Вначале русский приход в Лондоне был полон молодежью. В основном в посольскую церковь ходили юноши, которых Петр Великий отправил учиться навигации и кораблестроению. Собственно из-за них церковь и была открыта. К середине 1710-х годов число учеников из дворян и простолюдинов перевалило за сотню. Им негде было причащаться. Тогда присматривавший за ними секретарь русской миссии Яков Синявич нанял дом в переулке Эксчейндж-корт близ Стрэнда, в большой гостиной которого была устроена русская посольская церковь, освященная в честь Успения Божией Матери. В верхних этажах поселились архимандрит Геннадий (грек, первый настоятель храма) и Варфоломей Кассано (в будущем принявший священный сан и также ставший настоятелем). Англиканский епископ Лондона Робинсон разрешил православные богослужения при условии их приватности. Первая Литургия в храме была совершена в ноябре 1716 года, вероятно в праздник Введения Богородицы во храм. Архимандрит Геннадий не готоворил по-русски, а его прихожане по-гречески. Поэтому, например, исповедоваться молодым людям приходилось в компании переводчика. Синявич и архимандрит Геннадий встречались в Голландии с Петром I, который издал указ о выделении средств на церковь в Лондоне, а Синявичу сказал, что должна быть основана и церковь в не посольства, на английской земле. " Ты церковь основал, а я созижду " , – сказал русский царь. Когда начали служить по-английски В описи церковного имущества за 1749 год имеются английские переводы Литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста, Служебника, Катехизиса, и ящик с проповедями по-английски и по-гречески. В середине XVIII века было около дюжины британских семей, присоединившихся к Православию.

http://religare.ru/2_98668.html

Преподобный Михаил Малеин и трехсотлетие рождения благочестивейшего великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича 12-го июля 1596–1896 г. Источник Предисловие С конца XIV века, со введением в России служебных миней, по Иерусалимскому уставу расположенных, при влиянии на это святой горы Афона, стала у нас совершаться служба в 12 день июля преподобному Михаилу Малеину, память которого весьма чтилась на Афоне, как наставника преподобного и богоносного отца Афанасия Афонского ; но в России имя преподобного Михаила Малеина сделалось особенно известным после восшествия на престол царя Михаила Феодоровича (1613 года), первого из царствующего рода Романовых. Михаил Феодорович родился 12 июля 1596 г. в день преподобного Михаила Малеина и получил его имя, коронован на царство накануне своего тезоименитства 11 июля 1613 года и скончался в третьем часу ночи с 12 на 13 июля 1645 года. Житие преподобного Михаила Малеина в России не было известно доселе. При царе Михаиле Федоровиче составлено было довольно пространное слово в честь этого преподобного и помещено в прологе под 12 июля. Но в этом слове сведения о жизни преподобного весьма недостаточны; они извлечены из жития святого Афанасия Афонского , ученика преподобного Михаила и касаются только отношений преподобного Афанасия к Михаилу Малеину. Между тем, житие преподобного Михаила было составлено недолго спустя по кончине его и до ныне существует на греческом языке. Святогорец Никодим в своем синаксаристе (греческом прологе) пишет, что оно есть в рукописях в великой лавре Афанасия Афонского и других Афонских монастырях, и что оно переведено на новогреческий язык, и напечатано в Калокерини. Книга Калокерини, по-русски «Летняя книга» или «Летнее чтение», издана греческим монахом Агапием в 1865 году и названа так, потому что содержит избранные жития святых, которым празднуется в лучшее время года, – летом (с 1-го марта по 31-е августа). По этой книге и составлено предлагаемое житие с дополнениями из других верных источников и объяснениями. Что же касается до службы преподобному Михаилу (12-го июля), то она составлена в Греческой церкви согласно с означенным житием, прежде ее написанным.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Приход (канонические основания) Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Образование приходов. В первые два века истории Христианской Церкви не было приходов в современном смысле слова. Все богослужение совершалось в городской церкви епископом в со-служении пресвитеров, диаконов и церковнослужителей. Такие церкви устраивались в катакомбах, на кладбищах, в частных домах. В эпоху гонений христианские общины существовали почти исключительно в городах. Недаром латинское слово «paganus,» первоначально обозначавшее деревенских жителей, приобрело значение «язычник» - «поганый» по-славянски и по-русски). С ростом числа христиан одна епископская церковь уже не могла вмещать всю городскую общину. В середине III века в крупнейших городах империи, таких, как Рим, Александрия, Антиохия, Ефес, Коринф, кроме главной кафедральной церкви, устраиваются и другие храмы, около которых для молитвы собираются верующие, живущие поблизости. Епископы назначали в такие церкви особых пресвитеров и других клириков. В канонических источниках самое раннее упоминание о приходской церкви во главе с пресвитером находим в 6-м правиле Гангрского Собора: «Аще кто кроме Церкви особо собрания составляет, и, презирая Церковь, церковная творити хочет, не имея с собою пресвитера по воле епископа, да будет под клятвою.» В IV веке, особенно после издания Миланского эдикта, повсеместно появляются христианские храмы в сельской местности. Увеличение числа таких храмов вызвано было массовым обращением язычников в христианство; почти все языческие храмы перестраивались в христианские церкви и освящались. Кроме того, новые церкви строились государственными властями, сельскими общинами, частными землевладельцами на принадлежащих им землях; христианские храмы воздвигались на местах, освященных мученической кровью и святыми мощами. Во всех таких храмах совершались общественные богослужения, преподавались Святые Таинства, а значит, служили клирики во главе с пресвитерами. Община верующих, молящихся в одном храме, составляла приход (по-гречески - παροικια). Правда, сначала этим словом обозначалась городская община во главе с епископом, т.е. епископия (епархия), хотя по числу верующих такие епископии были действительно ближе к современным приходам, чем к епархиям. Поэтому словом «παροικια» в канонах обозначаются как общины, возглавляемые епископами, так и приходы в собственном смысле слова.

http://sedmitza.ru/lib/text/432437/

прот. Константин Буфеев Введение. Философский взгляд на проблему Да и в прошлом нет причины Нам искать большого ранга, И, по мне, шматина глины Не знатней орангутанга. А.К. Толстой Вскоре после присвоения священнику Даниилу Сысоеву степени кандидата богословских наук один из оппонентов во время диспута дерзким вопросом осадил его: – Как Вы смеете критиковать теорию эволюции, не имея специального биологического образования? Отец Даниил смиренно согласился: – Да, Вы правы. Образование у меня не естественнонаучное, а семинарское. Как у Дарвина. Этот забавный эпизод позволяет провести любопытное сопоставление. Существует такая академическая дисциплина, как теология (или, по-русски – богословие). Но нет такой науки, как «эволюциеведение», или «эволюциология», или «эволюциознание». Не только в Духовных семинариях, но также во многих университетах мipa можно встретить кафедры теологии, укомплектованные профессорами и докторами теологических наук. Но не существует ни одного учёного, который являлся бы «специалистом по научному эволюционизму» или имел бы звание «кандидата эволюционистских наук». Добавим к сказанному, что среди угодников Божьих, прославленных Православной Церковью в лике Святых, известно по крайней мере три богослова: апостол и евангелист Иоанн Богослов, святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов . Но среди Святых Отцов не было ни одного эволюциониста. Таким образом, специалистов в области богословия можно найти немало, причём наиболее авторитетными из них православная традиция признаёт святых учителей Церкви. Специалистов же в области эволюционизма нет ни одного! В качестве экспертов по этому вопросу обычно привлекают учёных из различных областей знания – астрофизиков, геологов, биологов, философов, лингвистов и некоторых других. Но все они, даже будучи глубочайшими знатоками в своей научной области, не могут считаться «профессионалами» в области «теории эволюции». Такой науки нет. Наблюдаемое повсюду разнообразие форм живой и неживой природы, «видимого всем и невидимого», можно объяснить либо признанием Разумного Творца, изволившего создать мip именно таким, каков он есть – либо наличием эволюционного процесса, приведшего вселенную к нынешнему состоянию. Как Живой Бог , так и закон эволюции [см. 1, с.с. 160–164] не являются неоспоримо установленными «фактами».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Разделы портала «Азбука веры» ( 11  голосов:  4.6 из  5) IV. Бой при Брест-Литовске. Шибко шли мы по дороге, к Брест-Литовску. Солнце было уже при самом закате. Вечерело. Вдруг неожиданно со сторонней тропинки, из леску, явился отец наш Александр Васильевич, и поздоровавшись с полком, поехал при нашей роте, приветствовал гренадер и спросил ротного нашего начальника богатыря Харламова: «А что, Федор! где Миша-Огонь Огнев? где сокол, где Орел?» — Здесь, В. С.! — И крикнул их. — Здравия желаем, В. С. отец наш Александр Васильевич! — сказали гренадеры, выступивши вперед. «Здорово! братцы! вы богатыри! вчера я видел, как вы быстро, славно кололи полячков. Помилуй Бог, знатно!… храбро!… Один на десятерых. Ты, Михайло, будь — Огонь-Огнев: а ты (обращаясь к Воронову) Сокол; а ты (Голубцову) Орел. Все вы, вся ваша рота, весь полк, все, все чудо богатыри!… Спаси Бог! Все вы молодцы! Все русские!»… Проговоривши это, Александр Васильевич поскакал шибким галопом вперед. Надобно сказать, что он делал это не в одном нашем полку, но во всех, и в артиллерии, исключая одного, в котором было им замечено несоблюдение нравственности и военной дисциплины. Данные в подобных случаях Суворовым имена гренадеры носили по свою смерть. Во время отдыха, а по военному — привала, ночью было дано от Александра Васильевича приказание: «патроны не мочить». И только; более ни слова. — А! говорили солдаты. приготавливая всякой нужное, чем привязать суму сзади к шее. А! видно голубчики… за рекою, как при Крупчицах за болотом и топью. Блудливы как кошки, а трусливы как зайцы. Не любят на чистоту по нашему, Посмотрим, спасет ли вас что-нибудь от нашего соколика штычка. Ведь долг платежом красен. И мы за Страстную Пятницу, за кровь наших тогда пролитую в Варшаве изменнически , заплатим вам всё сполна по-русски. Всем вам безмозглым заплатим, и в долгу не останемся . — Таков был дух во всем войске, во всяком даже последнем солдате! И кто же умел влить такую бодрость, храбрость во всех?… Отец наш Александр Васильевич!… Он!… И воины уверены были, что под его начальством они непобедимы. Никакая другая мысль не приходила никому в голову .

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-starog...

Разделы портала «Азбука веры» ( 16  голосов:  4.3 из  5) О священнике Иосифе Фуделе Сергей Иосифович Фудель в книге своих воспоминаний писал: «Отец родился в 1864 году в семье делопроизводителя по хозяйственной части Владимирского драгунского полка и матери-польки. В “Хронике моей жизни” архиепископа Саввы Тверского есть такие строки: “Священник Фудель — интереснейший человек, внук немца заграничного, женившегося на русской, и сын отца, православного по матери, но плохо говорившего по-русски. Окончил он курс в Московском университете по юридическому факультету, прослужил три-четыре года в Московском окружном суде, женился, съездил в Оптину пустынь два лета кряду и с благословения почившего старца Амвросия бросил службу, полгода учился церковным наукам в Вильне под руководством почившего архиепископа Алексия и рукоположен им священником в Белосток… Это мастер служения и замечательный проповедник”. В 1892 году отца перевели из Белостока священником “Мертвого дома” — московской Бутырской тюрьмы, и он со всей горячностью своей натуры погрузился в громадную работу проповеди христианства среди заключенных. Это была целая эпоха жизни, продолжавшаяся 15 лет и надорвавшая его силы. Для начала ее характерно письмо к С. А. Рачинскому от 15 января 1893 года. “Причина моего молчания очень проста. Я просто-напросто, попав в Москву, завертелся в круговороте дел и забот… Тюремное дело — это такое сложное дело, что тут не только один священник, но и десять могли бы быть полезны. Это целый мир особых людей, более всего ищущих духовной помощи… Просто теряешься от той громадной области духовных нужд, какую представляет из себя тюрьма. Ведь здесь постоянно в среднем 2500 человек заключенных! Это целый городок людей духовно больных, людей, наиболее восприимчивых к духовному свету. И вот приходится теряться в громаде дел и впечатлений. Пойдешь по камерам, зайдешь в одну, другую — полдня прошло; как вспомнишь, что еще 45 камер, так и руки опускаются. А тут еще литературное дело отнимает часа три в день.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-svyashh...

Разделы портала «Азбука веры» ( 29  голосов:  4.2 из  5) Оглавление Рассказ старшего садовника В оранжерее графов N. происходила распродажа цветов. Покупателей было немного: я, мой сосед-помещик и молодой купец, торгующий лесом. Пока работники выносили наши великолепные покупки и укладывали их на телеги, мы сидели у входа в оранжерею и беседовали о том, о сём. В теплое апрельское утро сидеть в саду, слушать птиц и видеть, как вынесенные на свободу цветы нежатся на солнце, чрезвычайно приятно. Укладкой растений распоряжался сам садовник, Михаил Карлович, почтенный старик, с полным бритым лицом, в меховой жилетке, без сюртука. Он всё время молчал, но прислушивался к нашему разговору и ждал, не скажем ли мы чего-нибудь новенького. Это был умный, очень добрый, всеми уважаемый человек. Все почему-то считали его немцем, хотя по отцу он был швед, по матери русский и ходил в православную церковь. Он знал по-русски, по-шведски и по-немецки, много читал на этих языках, и нельзя было доставить ему большего удовольствия, как дать почитать какую-нибудь новую книжку или поговорить с ним, например, об Ибсене. Были у него слабости, но невинные; так, он называл себя старшим садовником, хотя младших не было; выражение лица у него было необыкновенно важное и надменное; он не допускал противоречий и любил, чтобы его слушали серьезно и со вниманием. — Этот вот молодчик, рекомендую, ужасный негодяй, — сказал мой сосед, указывая на работника со смуглым цыганским лицом, который проехал мимо на бочке с водой. — На прошлой неделе его судили в городе за грабеж и оправдали. Признали его душевнобольным, а между тем, взгляните на рожу, он здоровёхонек. В последнее время в России уж очень часто оправдывают негодяев, объясняя всё болезненным состоянием и аффектами, между тем эти оправдательные приговоры, это очевидное послабление и потворство, к добру не ведут. Они деморализуют массу, чувство справедливости притупилось у всех, так как привыкли уже видеть порок безнаказанным, и, знаете ли, про наше время смело можно сказать словами Шекспира: «В наш злой, развратный век и добродетель должна просить прощенья у порока».

http://azbyka.ru/fiction/dushechka-sborn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010