В частности, в письме к архиепископу Холмскому и Подляшскому Илариону (Огиенко) от 21 октября 1941 г. он писал: «Вашему Преосвященству всем сердцем желаю, чтобы Вы на Холмщине, а может, и на всей Украине, сели на митрополичьем престоле в Киеве. Все мы надеемся, что этот престол будет патриархами, а может и Вселенской Церковью и Вселенским Собором возведен в достоинство патриархата» . Митрополит Андрей Шептицкий В то же время Шептицкий вполне определенно заявил о необходимости присоединения Киевского патриархата к Католической Церкви. Имея в виду потенциальное воссоединение греко-католиков и православных в Киевском патриархате, митрополит Андрей в мае 1942 г. писал: «Говоря об этом соединении, старался я так представить дело, чтобы было ясно, что не только мы, греко-католики, не имеем никакой воли старшинствовать и главенствовать над нашими братьями, но, напротив, мы готовы даже с ущербом для себя подчиниться им, так что полное соединение двух укр[аинских] вероисповеданий выглядело бы так, что скорее пришлось бы говорить о подчинении греко-католиков власти киевского патриарха. Очевидно, что перед таким присоединением мы ставим условие, чтобы будущий киевский патриархат принял Вселенскую веру, то есть православие первых Вселенских Соборов дополнил решениями Вселенских Соборов от Х в. до новейших времен» . Тесные контакты Украинской Греко-католической Церкви с гитлеровским оккупационным режимом и ее покровительственное отношение к украинскому националистическому движению в 1940-е гг. обусловили негативное отношение советских властей к униатству, результатом чего стало принуждение Греко-католической Церкви к самоликвидации на территории советской Украины. Тем не менее, наличие церковных структур украинских греко-католиков в диаспоре позволило Украинской Греко-католической Церкви сохраниться, мобилизовав ресурсы, остававшиеся вне пределов СССР. Этому способствовало усиление в послевоенные годы идеологического противостояния между Западным миром и странами социалистического лагеря и начало т.н. «холодной войны». В этих условиях становится более значимой политическая роль украинской националистической эмиграции, которую спецслужбы западных стран вовлекают в антисоветские пропагандистские акции. Соответственно на Западе возрос интерес и к украинским греко-католическим церковным структурам, чему способствовали антисоветский характер политики Ватикана в период понтификата Пия XII и его вовлеченность в политическое противостояние между Западом и Востоком.

http://pravoslavie.ru/37250.html

Митрополит Иларион: Хотел бы пояснить, что это письмо не только Вселенскому Патриарху, а главам всех Поместных Церквей. Такие письма часто рассылаются в порядке информирования, поскольку главы Православных Поместных Церквей общаются между собой, в том числе рассказывая друг другу и о самых значимых и трагических событиях в жизни своих Церквей. Конечно, письмо Патриарха вызвано тем обстоятельством, что безусловно конфликт на Украине имеет некое религиозное измерение. Мы знаем, что Украина — многоконфессиональная страна, где люди в разных областях исповедуют различные политические теории, одни тяготеют к Западу, другие к Востоку. Но вся эта картина разнообразия политических взглядов и ориентаций дополняется и тем, что на Украине на протяжении нескольких веков существуют разные христианские конфессии, в том числе на западе Украины важную роль играют греко-католики. История сосуществования греко-католиков и православных на территории нынешней Украины, в свое время на территории польско-литовского княжества — история трагическая, потому что уния была создана как спецпроект Католической Церкви по обращению православных в католичество. Идея заключалась в том, чтобы позволить православным сохранять свой обряд, но при этом они должны были полностью принять догматы Католической Церкви и подчиниться власти папы. Там, где этого не происходило, греко-католики прибегали к помощи гражданских властей. Именно при их помощи осуществлялись гонения на православных. Так было после 1596 года, когда была подписана Брест-Литовская уния, и в начале 90-х годов, когда униаты захватывали православные храмы, пользуясь поддержкой тогдашних украинских властей. И, конечно, это измерение присутствует и в нынешнем конфликте. Может быть, неслучайно именно греко-католический архиепископ откликнулся на это письмо первым, потому что почувствовал, что греко-католики имеют прямое отношение ко всему тому, что сейчас происходит на Украине. А. Щипков: Дело в том, что письмо главы греко-католической Церкви на Украине Святослава (Шевчука) — не пастырское письмо. Честно говоря, когда я прочитал его внимательно, первой мыслью было разобрать его со своим студентами-политологами, потому что оно составлено по пропагандистским политическим лекалам. Например, там есть специальная ось, вокруг которой строится все письмо. Эта ось — малоазийский Боинг, который был сбит на территории Украины. Повторяется эта история три раза: в начале, в середине и в конце, завершая письмо пропагандистскими высказываниями, намекая, что Боинг сбила российская сторона. Поэтому это письмо — не пастырское, а политическое. В нем также говорится, что в Крыму религиозные общины подвергаются откровенному насилию. Где? Какие общины? Никаких примеров, никаких доказательств, а только одни огульные обвинения. Откуда взялась эта политизация? Где ее корни? В чем ее причины? Почему именно униаты? Может быть, суть каких-то ценностных различий между униатами и православными? Как Вы думаете?

http://patriarchia.ru/db/text/3744471.ht...

Святейший Патриарх Кирилл: Греко-католики принимают деятельное участие в разжигании и поддержании гонений на православных людей Украины Сергиев Посад, 20 июля 2023 г.      В докладе на пленарном заседании Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви, которое состоялось 19 июля 2023 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл напомнил, что в разжигании и поддержании гонений на православных людей Украины принимают деятельное участие так называемые греко-католики — униаты, которые являются одними из конечных выгодоприобретателей многочисленных беззаконных захватов православных храмов на территории Украины, передает Патриархия.ru . Обращаясь к собравшимся, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что «сама идея унии — подчинения церковной жизни Риму при видимом сохранении восточного обряда — за несколько столетий, начиная с конца XVI века, уже принесла неисчислимые страдания православным христианам на территории Речи Посполитой, включавшей некогда земли, населенные русскими православными людьми». «Достаточно вспомнить насильственную полонизацию и окатоличивание русского православного населения в западнорусских землях», — добавил Святейший Владыка. «Мы помним и о фактическом разгроме униатами православных епархий на западе Украины в начале 1990-х годов. Наконец, известно, что именно греко-католики активно участвовали в событиях переворота в Киеве в 2013–2014 годах», — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви. Сегодня же, по словам Его Святейшества, униаты полностью отождествили себя с пестуемой на Украине откровенно националистической повесткой и стали пособниками украинских властей в осуществлении их дискриминационной политики в отношении канонической Православной Церкви. 20 июля 2023 г. Рейтинг: 9.7 Голосов: 84 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/154945.html

Для православия было бы очень важно попытаться установить мирные отношения с греко-католиками. Тенденция рассматривать эти церкви как искусственные образования, и по сей день существующие только благодаря поддержке Ватикана, весьма пагубна; она не отдает должного их вековой борьбе за выживание, которая подчас велась и при враждебности римо-католиков. Хотя недовольство православных теми методами, которыми в свое время создавались некоторые из этих церквей, можно понять, но основополагающие принципы религиозной свободы, не говоря уже о Евангелии, требуют относиться к греко-католикам не только с уважением, но и с любовью, как к братьям во Христе. Более того, православные и униаты вовсе не обречены на взаимную враждебность. В других частях света, например, в Америке и на Ближнем Востоке, где после Второго Ватиканского собора открылась возможность для развития межцерковных связей, зачастую возникает глубоко дружественная атмосфера во взаимоотношениях православных и униатов. Поэтому есть надежда, что с течением времени подобная ситуация возобдадает также и в Восточной и Центральной Европе. Но для того, чтобы это произошло, православные должны осознать ту роль, которую они играли при преследовании греко-католиков коммунистами. Многим не по душе продолжающиеся попытки защитить канонический статус «синодов», организованных большевиками в конце 40-х гг. и санкционировавших насильственную ликвидацию нескольких униатских церквей. Только если православные признают эти неприятные для себя факты, развитие добрых взаимоотношений между ними и греко-католиками станет возможным. Но и перед католической Церковью стоят очень непростые задачи. Можно утверждать с полным на то основанием, что новая ситуация в Восточной и Центральной Европе более выгодна для католиков, чем для других деноминаций. В целом католики этого региона более религиозны, чем христиане иных конфессий. Кроме того, они имеют доступ к финансовым и прочим средствам своих собратьев на Западе, а православные лишены подобных преимуществ. Поэтому католики имеют возможность не только восстановить те позиции, которые они занимали в этом регионе до установления коммунистических режимов, но при желании и упрочить их.

http://pravmir.ru/otnosheniya-katolikov-...

Так называемая «забота о христианах мира», которой обосновывается готовящаяся встреча – это пустое и жалкое лицемерие. Эта забота могла бы стать реальной, если бы церковные и светские власти в России приложили усилия к защите и укреплению Православия и православной русской культуры у себя дома. От этого стал бы духовно здоровее наш народ, стала бы крепче Россия, которая без иезуитской «помощи» папы Римского смогла бы защитить не только христиан в мире, но и немалую часть человечества, страдающего сегодня под игом строителей нового мирового порядка. На Украине заигрывания с Ватиканом уже ведут к подписанию конкордата, в соответствии с которым папа Римский получит неслыханные привилегии на канонической территории Русской Церкви. Эти привилегии требуют от украинской светской власти больших обязательств перед Ватиканом. Очевидно, что папе глубоко безразличны какие-то там обещания, данные Патриарху Московскому на «братской» встрече в Гаване. Прозелитизм, униаты, отбирающие храмы на Украине – всё это для папы лирика. Нельзя давать согласия на встречу Патриарха с Папой Вряд ли нужно сомневаться, что ради политической выгоды, наше правительство способно так же, как и на Украине, сделать попытку подписать конкордат с Ватиканом, приняв на себя массу обязательств перед папой, надеясь на большой авторитет понтифика-иезуита в открытых и закрытых мировых финансовых кругах. Газета «Коммерсант» в связи с заявлением Авдеева  сообщает : « Первая встреча предстоятеля РПЦ с папой римским планировалась еще в 1997 году в Австрии, но из-за противоречий в связи с конфликтом грекокатоликов и православных на западе Украины она тогда не состоялась. В итоге предстоятели двух церквей встретились только в 2016 году на Кубе, это произошло в аэропорту Гаваны». Но что изменилось с 1997 года, когда Предстоятелем Русской Церкви был Святейший Патриарх Алексий II, который отказался от встречи с папой? Все противоречия и конфликты между «греко-католиками» и православными на западе Украины исчезли? С тех пор произошло много нехороших событий, пролилось много православной крови на Украине. И немало этой крови на руках униатов-«греко-католиков», устраивавших майдан. А значит, эта кровь на руках отца украинских униатов – Римского понтифика.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/02/19/ku...

К сожалению, этот удачный с теоретической точки зрения документ не смог решить проблемы в отношениях между православными и греко-католиками, возникшие в результате возрождения структур униатских Церквей на Западе Украины, в Румынии и других странах в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Произошедшее на этом фоне обострение православно-католических отношений надолго прервало работу Смешанной комиссии, которая возобновилась только в 2006 году. В настоящее время Смешанная комиссия занята обсуждением учения о примате и соборности в Церкви, по которому между католиками и православными существует много разногласий. В Римско-Католической и в Православной Церквах в течение столетий сложились отличные друг от друга экклезиологические модели: одна централизованная и основанная на признании вселенской юрисдикции Папы Римского, и другая, основанная на идее соборного общения автокефальных Поместных Церквей. Комиссия должна выявить различия между двумя моделями, а также показать, что между ними общего. В процессе подготовки к заседанию Русской Православной Церковью была разработана официальная позиция по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви. Соответствующий документ был принят на заседании Священного Синода 25 декабря 2013 года. Он излагает традиционную для Православия точку зрения на данный вопрос, которая базируется на обширных святоотеческих источниках. На наш взгляд, результатом нынешнего заседания Смешанной комиссии должно стать не принятие некоего компромиссного документа, а честное и богословски корректное выявление различий между учением о примате и соборности в православной и католической традициях и поиск тех общих моментов, которые могут стать основой для продолжения диалога в будущем. Кроме того, я считаю важным, чтобы комиссия вновь затронула тему унии, обсуждение которой осталось незавершенным в 2000 году по причине острых разногласий между двумя сторонами по теме пастырских и канонических последствий унии. Поскольку уния продолжает оставаться кровоточащей раной на теле мирового христианства, что показывают и последние события на Украине, и громкие, до крайности политизированные заявления украинских греко-католических лидеров, к этой теме необходимо вернуться.

http://patriarchia.ru/db/text/3748925.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > О спасительной для нас политической ошибке Запада Там сделали ставку на тупую бандеровщину, а не на медленное разложение русских 02.03.2022 1440 Время на чтение 4 минуты Фото: из личного архива автора Бандеровщина шагала по Украине . Результатом промывки мозгов, должно было стать превращение садиста и военного преступника, упомянутого на Нюрнбергском процессе, в ангелочка. О чём думали авторы этого американского проекта? Они, внешне проповедуя законность и демократию, всегда опирались на насилие и тоталитаризм как основной метод своей деятельности. Врагам навязывали беззубые либерально-демократические приемы: разговоры, сомнения, рассуждения, а сами действовали насилием. Нравились им нерассуждающие люди, гасящие несогласных из автоматов. Подобную схему отработали и на Украине. С начала 90-х – реабилитация греко-католиков, якобы невинно запрещённых Сталиным, с соответствующим силовым захватом православных храмов, что постарались стыдливо не заметить в России. Дескать, Сталин уничтожил греко-католиков, значит, они имеют право захватывать теперь. Пока били православных священников, отбирали храмы на Западе, никто и слова не сказал. А затем, убедившись в полной безнаказанности и в безразличии жителей Украины, захваты распространили дальше на Восток, а с образованием ПЦУ они достигли апогея. Дальше – хуже. Притащили Бандеру, имя которого было неприятно всем украинцам советского периода, преобразовали его из преступника в героя и возрадовались молчаливому согласию населения. Образ насильника, убивающего тела и губящего души, очень подошёл. Извините, тупость Запада, делающего реальную ставку на силу, сыграла свою роль. Представители этого политического направления уверены, что человека можно заставить «хавать» всё, лишь бы было бабло и зрелища. Так было в нацистской Германии: народ не задумывался, ради хорошего питания, откуда эти богатства, и что за их присвоение придётся отвечать. Но, Рейх, разучившись маневрировать и останавливаться, плохо кончил. Теперь точно также потомки германских племен решили делать ставку на нацистов и бандитов, будучи уверены, что народ можно лишить сознания и памяти.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/02/o_...

Католики распространяют на Майдане " молитвослов революционера " Киев, 7 февраля 2014 г.      Католики подогревают страсти на Майдане в Киеве, утверждает глава пресс-службы Украинской Православной Церкви Василий Анисимов, которого цитирует " Интерфакс-Религия " . Майдан " окормляется " униатами, раскольниками и сектантами, говорит Василий Анисимов. " Уровень ненависти окормителей часто зашкаливает. Даже Владимир Путин в Брюсселе цитировал одного униатского священника. А католики раздают майдановцам " молитвенник революционера " , - сообщает В.Анисимов в интервью сайту общества " Радонеж " . По его словам, речь идет о пяти рекомендованных молитвах-шагах с пространными пояснениями. Первый шаг - " Полностью положиться на Бога, прося Его вмешаться в историю нашего народа " . " В нем рассказывается, что филиппинского диктатора Маркоса не могли свергнуть, лишь один батальон перешел на сторону восставших. Но местный кардинал призвал паству, и миллионы вышли на улицу, блокировали армию и свергли диктатора. Приводится текст филиппинской молитвы 1986 года, " приспособленный для нашей ситуации " " , - пояснил глава пресс-службы. Во втором шаге рассказывается, что " всякий тиран - это грех народа " , в молитве перечисляются народные грехи от абортов до коррупции. В третьем шаге - " Прощать врагам " - указывается, что " прощение - не означает отказа от борьбы " . В.Анисимов сообщил, что в УПЦ направили по этому поводу запрос к нунцию, ждут ответа. " Исходник этого " молитвенника революционера " написан на русском, а затем переведен на украинский, поскольку в тексте много русизмов и калек с русского. Составлен он тоже давно, ибо приведенные в нем данные по абортам - шестилетней давности. Вероятно, это какой-то универсальный по идеологии текст, который католики адаптируют к конкретным странам, где есть необходимость свержения " тиранов " , - добавил он. по словам российского лидера, некоторые священники на западе Украины призывают свою паству принимать участие в акциях протеста в Киеве, высказываясь против представителей национальных меньшинств. На пресс-конференции в Брюсселе после завершения саммита Россия - ЕС, отвечая на вопрос о ситуации на Украине, президент РФ Владимир Путин заявил об угрозе национализма на Украине. " РГ " выяснила, о каком священнике говорил глава российского государства. Речь шла о священнике украинской греко-католической церкви (УГКЦ) Михаиле Арсениче, больше известном в рядах паствы под кличкой " Палка " . Ролик с проповедью этого настоятеля храма в селе Новый Березов, что на Ивано-Франковщине, стал чрезвычайно популярным среди боевиков-националистов еще в начале декабря минувшего года. 7 февраля 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/68226.html

Еще раз хочу сказать, что в настоящий момент речь идет о войне против Православия, потому что все это не может не ослаблять Вселенское Православие. Фанар является в данном случае средством в руках умелых манипуляторов, и таким средством он является уже не один год. Мы можем вспомнить поддержку Константинопольским Патриархатом обновленческого раскола в двадцатых годах прошлого столетия, раскольнические действия в Эстонии в 2000 году, когда мы ради церковного мира пошли на определенные компромиссы. Мы видим, как в этом году та же модель, что в Эстонии, выстраивается в Литве. Светские власти Латвии, вдохновившись ситуацией у соседей, решили пойти даже дальше и сами провозгласили лже-автокефалию Латвийской Церкви. Пожалуй, до такого бы не додумался и Фанар, хотя именно его примеру попрания канонической правды и подражают новые гонители Православия. Нельзя не упомянуть и о том, что в разжигании и поддержании гонений на православных людей Украины принимают деятельное участие так называемые греко-католики — униаты. Они, по-видимому, являются одними из конечных выгодоприобретателей многочисленных беззаконных захватов православных храмов на территории Украины. А ведь сама идея унии — подчинения церковной жизни Риму при видимом сохранении восточного обряда — за несколько столетий, начиная с конца XVI века, уже принесла неисчислимые страдания православным христианам на территории Речи Посполитой, включавшей некогда земли, населенные русскими православными людьми! Достаточно вспомнить насильственную полонизацию и окатоличивание русского православного населения в западнорусских землях. Мы помним и о фактическом разгроме униатами православных епархий на западе Украины в начале 1990-х годов. Наконец, известно, что именно греко-католики активно участвовали в событиях переворота в Киеве в 2013-2014 годах. Сегодня же униаты полностью отождествили себя с пестуемой на Украине откровенно националистической повесткой, стали пособниками украинских властей в осуществлении их дискриминационной политики в отношении канонической Православной Церкви.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/6...

Из всего сказанного видно, что богемцы действительно употребляли славянские буквы в частных и общественных своих делах. Новые на то доказательства представляют монеты времен богемских князей Ольдриха и Яромира, 209 на которых находятся латинские и славянские надписи. Впрочем, в Богемии была в употреблении издавна, вместе с славянскою, и латинская граната, в которой имели надобность для политических сношений с иностранными дворами. В последствии начали употреблять ее и в частных делах, сохраняя с точностью правописание староцерковного языка, как видно из уцелевших памятников древней богемской поэзии. 210 После этого мы не скажем с Карамзиным, 211 будто бы после 968 года не была употребляема на западе славянская азбука. Нет, она находилась в Богемии в употреблении даже после 1050 года. При Братиславе II отправляли богослужение на славянском языке только в церквах греко-славянского вероисповедания; чему доказательством служит ходатайство Вротислава у папы Григория VII о дозволении употреблять славянский язык и при богослужении, совершаемом по обрядам римско-католического вероисповедания. Папа отказал, под предлогом, будто бы слово божие потеряет свое влияние на народ, если будет передаваемо на понятном для него языке. Та же мысль заключается в словах Гозия, 212 который, разрешая вопрос: лучше ли молиться на отечественном языке или на другом, нам непонятном, отвечал: все равно, потому что Бог смотрит не на слова, но на мысли наши, и для молящегося должно быть совершенно одинаково, на каком языке ни возносить к Богу моления. Впрочем, не смотря на запрещение отправлять божественную службу на отечественном языке, существовали в Богемии памятники, припоминавшие народу греко-славянское вероисповедание. Духовенство носило бороды 213 и древнее название попов. 214 Но со временем более и более были уничтожаемы народные обыкновения, а по мере того поселялось в народе равнодушие и неуважение даже к римско-католическому духовенству, 215 что приготовляло естественным образом умы к принятию новых мыслей о вере, которые в последствии пролили столько крови в Богемии и в большей части Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010