Православная Церковь оценила отказ Папы Римского от учреждения униатского патриархата Москва, 4 июня 2004 г. В Русской Православной Церкви " по достоинству оценили " отказ Папы Римского от учреждения в ближайшее время униатского патриархата на Украине. " В нашей Церкви по достоинству оценивают тот факт, что Папа Римский Иоанн Павел Второй со вниманием воспринял позицию почти всех Поместных Православных Церквей мира, которые негативно отреагировали на идею создания на Украине Греко-Католического (униатского) патриархата " , - сказал РИА " Новости " заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Глава Римско-Католической церкви Иоанн Павел Второй в ходе состоявшейся в четверг в Ватикане аудиенции с членами постоянного синода Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) дал ясно понять, что вопрос о создании греко-католического патриархата на Украине откладывается на неопределенное время. Обращаясь к главе УГКЦ кардиналу Любомиру Гузару, понтифик признал, что у украинских греко-католиков есть все основания " иметь полную церковно-юридическую структуру " , в том числе и с точки зрения канонической дисциплины. Однако одновременно Иоанн Павел Второй заметил, что лишь ожидает " определенного Богом дня " , когда он сможет, как преемник апостола Петра, подтвердить, что это решение созрело. Комментируя высказывания понтифика, протоиерей Всеволод сказал: " Из заявления, которое сегодня стало известно, судя по всему, следует, что вопрос о создании такого патриархата в настоящее время не будет переводиться в практическую плоскость. Хочется надеяться, что этого не произойдет никогда " . В то же время, по словам Чаплина, " сохраняется озабоченность попытками искусственно расширить ареал распространения унии на центральную, южную и восточную Украину, а также на Белоруссию, Россию и дальше " . " Идея униатского миссионерства в местах, где унии никогда не было или она существовала недолго и локально, противоречит духу заявлений Ватикана о том, что Католическая Церковь не намерена вести прозелитическую (миссионерскую) работу среди православных " , - отметил представитель Московского Патриархата. По его словам, сохраняется и озабоченность ситуацией на западе Украины, где верующие находятся " в угнетенном положении " . " Совсем недавно духовенство Львовской епархии пикетировала Верховную Раду и администрацию президента Украины, обращая их внимание на то, что во Львове много лет, несмотря на все просьбы, власти не дают разрешения на строительство храмов Украинской Православной Церкви Московского Патриархата " , - сказал Чаплин. 4 июня 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/10035.html

ИТАР-ТАСС Греко-католики завоевывают новые позиции на Украине 20.01.2002 Переезд главы Украинской Греко-католической Церкви Любомира Гузара из Львова в Киев может состояться до сооружения в столице патриаршего собора и резиденции главы УГКЦ. Об этом он заявил, отвечая на вопрос агентства " Интерфакс-Украина " на пресс-конференции 11 января во Львове. По словам кардинала Гузара, Греко-католическая Церковь " должна переехать в Киев и будет присутствовать там " , несмотря на возможность обвинений как со стороны самих греко-католиков - в отрыве от корней (большинство последователей УГКЦ проживает на западе Украины), так и со стороны Православных Церквей, особенно Украинской Православной Церкви, в прозелитизме на канонических православных территориях. Глава УГКЦ сообщил, что подписал обращение с просьбой принять участие в сборе средств для строительства патриаршего собора УГКЦ и своей резиденции в Киеве, которое должно начаться в скором времени. 15 января на пресс-конференции во Львове кардинал Любомир Гузар сообщил, что Папа Римский утвердил трех новых епископов УГКЦ. Епископами стали игумен редемптористского монастыря святого Альфонса Стефан Меньок, атташе Апостольской нунциатуры на Украине Глеб Лончина и Игорь Возняк, священник ордена редемптористов, сообщает " Интерфакс-Украина " . По словам кардинала Гузара, епископ Меньок назначен экзархом вновь созданного Донецко-Харьковского экзархата, епископ Лончина будет работать в патриаршей курии УГКЦ, а епископ Возняк - помощником главы УГКЦ во Львовской епархии. Интерфакс-Украина Газета " НГ-религии " осталась без редактора 20.01.2002 Ответственный редактор приложения к " Независимой газете " - " НГ-религии " - Максим Шевченко заявил 14 января о своем уходе из этого издания. Он направил соответствующее заявление главному редактору " Независимой газеты " Татьяне Кошкаревой, которая удовлетворила эту просьбу. Как рассказали " Благовест-инфо " сотрудники " НГ-религий " , Максим Шевченко объяснил им свое решение тем, что " Независимая газета " в последнее время " испортилась " . В частности, главный редактор и его заместители несколько раз снимали с публикации материалы " НГ-религий " о проблемах ислама, в том числе статьи самого Шевченко. Татьяна Кошкарева неоднократно выступала против " скрытой пропаганды ислама " , которую, по ее мнению, вел ответственный редактор религиозного приложения, а некоторые сотрудники " Независимой газеты " упрекали его в слишком тесных связях с представителями Саудовской Аравии и международных исламских организаций.

http://zavet.ru/news/news020120.htm

Как пишет в своей «Записке» К. Д. Петкович: «Православные поселились на Ливане вследствие тех же самых причин, кои побудили искать на нём убежища и другие народности или религиозные общины, то есть гонения и преследования за религиозные убеждения со стороны господствующей в Сирии религии» . Православные в Ливане не имели политических устремлений, однако, Международная комиссия 1861 г., по настоянию русского комиссара Г. Новикова, наделила православных в Ливане теми же правами, что и остальные народности, даровав им православную каймакамию в Куре на северо-западе Ливана. Мусульманские правители Ливана преимущественно проводили политику веротерпимости, поэтому большая часть населения продолжала придерживаться христианской религии, но стала быстро подвергаться процессу арабизации. В Средние века почти все богослужебные книги и Библия были переведены на арабский язык, на нём же совершалось и богослужение. Греко-православная церковь — вторая по величине христианская община в Ливане, составляющая около 8-11 % населения страны. В отличие от других крупных религиозных общин (например, друзов и маронитов) среди православных не было крупной феодальной знати. В основном, представители этой общины — крестьяне, а также ремесленники, служащие и мелкие торговцы. Православные интеллигенты Сирии и Ливана стояли у истоков арабского (но не панарабского, так как не считали Египет, кроме Синая с его православными святынями, Магриб, Аравийский полуостров частью будущего единого государства) светского национализма, ориентировались на поддерживавшую его Москву. Все палестинцы-христиане, как и арабы-христиане Израиля, кроме армян - тоже греко-православные. Поэтому во время гражданской войны, когда православные палестинцы и Москва оказались на стороне мусульман, православные Ливана, чтобы официально не воевать с единоверцами, не создали свою милицию, хотя многие воевали в милициях маронитов, и только незначительное меньшинство - на стороне мусульман, палестинцев и их левых союзников. Православная христианская община Ливана в церковно-административном отношении подчинена антиохийскому патриарху, имеющему резиденцию в Дамаске. Отсюда, не только от связей с православными палестинцами и Москвой, - направленность этой общины на контакты с Сирией вплоть до идей объединения государств Сирии и Ливана. Только после начала беспорядков в Сирии они впервые основали свою политическую партию - все другие общины имели свои партии с момента независимости и ранее. У греко-православной общины есть свои представители в парламенте (около 11 человек). Греко-католики — мелькиты [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Лива...

«При новом епископе Даниле, – утверждает «Украинська трибуна», – или наступит полная, национальная гибель «русинов», а вместе с тем и греко-католической церкви в чужом море, или разгорится присыпанная пеплом граница, в которой еще тлеет украинское национальное сознание прикарпатского народа». «Настало время, – продолжает газета, – чтобы между «угро-русинами» в Америке зажглось ясное солнце. Без национального сознания нет силы в церкви, гибнут язык, традиции, обряд, народность. Необходимы сознательное украинское духовенство, украинское печатное слово, дабы спасти греко-католическую церковь и народность закарпатских украинцев в Америке» 445 . K этой задаче – спасать греко-католическую церковь закарпатских украинцев в Америке – присоединяется необходимость вообще укрепить униатскую церковь после ее ликвидации в пределах самой Галиции. В связи с этим центр ее переносится в Канаду, куда стремятся направить главную массу украинской униатской эмиграции. Канада и до сего времени являлась сосредоточием украинской эмиграции, между прочим, также и из Киевской и Волынской губерний эмигранты стремились также в Канаду, страну просторную и земледельческую. Однако канадская униатская церковь особого значения не имела. В настоящее время Канада является центром униатства. 21 июня папа Пий XII при посредстве апостолического делегата на Канаду уведомил, что епархиальный архиерей экзархата Средней Канады Василий Ладика возведен в сан архиепископа за свои заслуги перед украинской униатской церковью в Канаде и перед украинским народом. Таким образом, греко-католическая церковь в Канаде стала архиепископией или митрополией, и она обнимает две епархии: одну на востоке, а другую на западе Канады. 27 мая текущего года в импозантном соборе Св. Михаила в Торонто была хиротония двух униатских епископов: Исидора Борецкого во епископа экзархата Восточной Канады и Андрея Роборецкого – в епископы-суфраганы экзархата Средней Канады. В хиротонии принимали участие униатский епископ Ладика и епископ, бывший суфраган в США, Амвросий Савившин, который еще 13 апреля стал епископом Западной Канады с центром в Эдмонте. К этому нужно добавить, что история униатской церкви в Канаде начинается всего лишь с 1912 года, когда, по ходатайству митрополита А.Шептицкого, был создан украинский униатский экзархат в Канаде, во главе которого первоначально стоял епископ Никита Будка, впоследствии возвратившийся в Галицию и ныне вывезенный советской властью 446 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

В 1985 г. в СССР было зарегистрировано 1068 римско-католич. приходов (из них более половины в Литве). На западе Украины существовало значительное количество нелегальных общин греко-католиков (униатов), начавших с 1987 г. кампанию за легализацию Украинской греко-католической Церкви . 1 дек. 1989 г. состоялась встреча Г. с папой Римским Иоанном Павлом II , в ходе к-рой были достигнуты договоренности об установлении офиц. отношений между СССР и Ватиканом и о восстановлении в СССР структур католич. Церкви. Были учреждены апостольские администрации для европ. и азиат. частей России, Украины, Белоруссии, Казахстана. Число римско-католич. приходов в СССР достигло 1286. С осени 1989 г. на Украине в условиях обострения межнациональных отношений и активизации националистических орг-ций массовый характер приняли захваты униатами правосл. храмов. В янв. 1990 г. Украинская греко-католическая Церковь получила в СССР легальный статус. Несмотря на неоднократные обращения РПЦ, в т. ч. и лично к Г., к лету того же года при потворстве местных властей большинство правосл. храмов в зап. областях Украины было захвачено греко-католиками. Лютеранская церковь в СССР в 1985 г. насчитывала 580 приходов, в основном находившихся в Эстонии и Латвии. Лютеран. священнослужители принимали активное участие в движениях за полный суверенитет Эстонии и Латвии и их выход из СССР, что привело к отстранению части пасторов от церковной службы. Из-за увольнения большинства преподавателей на время был закрыт теологический ин-т в Риге. Весной 1989 г. Синод Евангелическо-лютеранской Церкви Латвии избрал новое церковное руководство и, ссылаясь на изменившиеся политические условия, потребовал от гос-ва прекратить вмешательство во внутренние дела своих общин. Позднее такие же изменения произошли в Евангелическо-лютеранской Церкви Эстонии. К 1990 г. число зарегистрированных лютеран. приходов выросло до 619. С 86 до 94 увеличилось к 1990 г. количество приходов Реформатской церкви в Литве и на территории Закарпатской обл. Украины. В сер. 80-х гг. ХХ в. в СССР насчитывалось 53 зарегистрированные и ок. 100 незарегистрированных общин меннонитов, объединявших этнических немцев. С началом массовой эмиграции советских немцев число зарегистрированных меннонитских общин практически не изменилось (55 в 1990) и в дальнейшем стало сокращаться. Оставшиеся меннониты примкнули к баптистам.

http://pravenc.ru/text/Горбачёв.html

Ниже мы кратко скажем о судьбах греко-язычной литературы после падения Константинополя, а затем перейдем к обзору церковной письменности Третьего Рима – от начала до 1917 года. В нашем обзоре мы коснемся только главных представителей церковной письменности, посвящая каждому из них один параграф. Глава вторая. Греческая церковная письменность после падения Византийской империи §1. С середины XIV века характер греко-язычной литературы начал претерпевать некоторые изменения. После свят. Марка Ефесского ключевой личностью греческого богословия стал св. патр. Геннадий Схоларий (ок. 1400 – ок. 1464 гг.: здесь и далее двумя датами в скобках будут обозначаться годы жизни). Этот преемник церковного дела свят. Марка был в значительной мере преемником и его богословия. В значительной мере, но далеко не всецело. Оставаясь в русле, охранительной антилатинской и одновременно исихастическо-паламистской традиции, он вместе с тем сознательно обратился к изучению, а затем широкому применению концептуального аппарата латинской схоластики. §2. С конца XVI столетия к латинскому влиянию на православное восточное богословие примешалось влияние протестантизма. Характерной фигурой того времени стал Константинопольский патр. Кирилл Лукарис († 1638 г.; здесь и далее датой с крестом будет обозначаться год кончины). Он очень сочувствовал кальвинизму и, возможно, тайно принял кальвинизм, как заключают из его переписки с женевскими кальвинистами. Известен прокальвинистский катехизис с его именем. Жизнь патр. Кирилла окончилась трагически. §3. Несмотря на влияние латинства и протестантизма, лучшие греко-язычные богословы оставались верны неизменной сути православного вероучения, пытаясь однако выразить ее современным богословским языком. Исихазм в форме паламизма по-прежнему понимался православными богословами, как центральное звено христианского миросозерцания, но языком богословия стал уже язык схоластики, и говорить о Православии нужно было на этом языке. Схоластика на западе развивалась по схеме: блаженный Августин – Фома Аквинский –Тридентский Собор. На востоке удачный синтез паламизма и схоластики был осуществлен в середине XVIII века богословом из мирян Евстратием Аргенти. Ему удалось поставить схоластику на службу Православию. В результате, около 1756 года Синод Константинопольского патр. Кирилла V, основываясь на богословских выкладках Евстратия Аргенти, постановил, принимать через крещение переходящих в Православие от любых еретиков, в частности, от католиков и армян.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Разумеется в подобных случаях крещение по необходимости ограничивается орошением. – Относительно миропомазания сделаем лишь следующие немногие замечания. На Востоке, по крайней мере, в прежнее время приготовление мира для таинства происходило почему-то редко. Вследствие чего священники крайне нуждались в нем и позволяли себе в сосуды с малым остатком мира вливать простой елей, и таким образом у них получалось «миро состоящее почти из одного елея». (Πηδλιον, σελ. 274. Примеч. к 6 прав. карфаг.). В Греции встречалось очень странное обыкновение: некоторые священники помазывали миром христиан, впавших в блуд с еврейкой, турчанкой, католичкой и вообще еретичкой. (Кстати сказать, что некоторые священники вместо даров позволяли себе причащать каким-то миром св. Димитрия. Πηδλιον, σελ. 256. Прим. к 48 прав. Лаодик.). Встречаются случаи противозаконного миропомазания покойников. Так прежде положения во гроб миропомазуют архиереев, священников и других лиц 1707 . Более сведений имеем об особенностях совершения таинства покаяния в греко-восточной церкви, а потому остановимся на них с надлежащим вниманием. Восточные патриархи присвояют права раздавать народу —486— разрешительные грамоты от грехов, в роде тех индульгенций, какие известны на Западе. Более ранние известия о подобных разрешительных грамотах относятся к XV-мy веку. Патриархом иерусалимским Иоакимом была послана «прощеная грамота» русскому великому князю Василию Васильевичу, при жизни последнего. Об этом же патриархе известно еще следующее. С целью сбора денег на нужды патриархии, он отправился в Россию, но на пути заболел и скончался 1708 ; в Москву же приехал лишь, сопровождавший его, великий протосинкел Иосиф, нареченный Иоакимом на митрополию Кесарии Филипповой и посвященный почему-то в России. Этот Иосиф привез с собою в Москву послание патриарха Иоакима, в котором патриарх писал: «Иосиф, нареченный на митрополию Кесарии, да даст прощение грехом требующим от него и грамоту отпустную еже о гресех человеком». Другими словами: патриарх уполномочил своего поверенного раздавать от его (патриарха) имени разрешительные грамоты, нечто похожее на западные индульгенции.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Это, впрочем, не есть латинское обливание, которое совершается таким образом: одетого младенца держит в руках восприемник или восприемница, а священник открывает голову младенца и трижды крестообразно льет на нее немного воды, ранее освященной и принесенной им с собой в небольшом сосуде. 631 ) Но иногда, кажется, дело обходится без погружения младенца по шею в купель, ибо иногда купели у греков устрояются столь малые, что «в них едва может быть погружена только некоторая часть ног (?) крещаемых детей». 632 Разумеется, в подобных случаях крещение по необходимости ограничивается орошением. – Относительно миропомазания сделаем лишь следующие немногие замечания. На Востоке, по крайней мере в прежнее время, приготовление мира для таинства происходило почемуто редко. Вследствие чего священники крайне нуждались в нем и позволяли себе в сосуды с малым остатком мира вливать простой елей, и таким образом у них получалось «миро, состоящее почти из одного елея» ( Πηδλιον. Σ. 274. Примеч. к б-му прав. Карфаген). В Греции встречалось очень странное обыкновение: некоторые священники помазывали миром христиан, впавших в блуд с еврейкой, турчанкой, католичкой и вообще еретичкой. (Кстати сказать, некоторые священники вместо Даров позволяли себе причащать какимто миром св. Димитрия. – Πηδλιον. Σ. 256. Прим. к 48-му прав. Лаодик.) Встречаются случаи противозаконного миропомазания покойников. Так, прежде положения во гроб миропомазуют архиереев, священников и других лиц. 633 Больше сведений мы имеем об особенностях совершения таинства покаяния в Греко-Восточной церкви, а потому остановимся на них с надлежащим вниманием. Восточные патриархи присваивают себе права раздавать народу разрешительные грамоты от грехов, вроде тех индульгенций, какие известны на Западе. Более ранние известия о подобных разрешительных грамотах относятся к XV в. Патриархом Иерусалимским Иоакимом была послана «прощенная грамота» русскому великому князю Василию Васильевичу при жизни последнего. Об этом же патриархе известно следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Тогда, в 1990-е, зарубежные католики думали, что постсоветская Россия — страна атеистов, «духовная пустыня», а потому открытое поле для миссионерской деятельности. Мы спорили с ними, говорили, что значительная часть россиян так или иначе идентифицирует себя с православной традицией, пусть нерегулярно, но посещает церковь. И по отношению к ним речь не может идти о «миссии», ведь эти люди не впервые слышат о Христе от католических проповедников. Это прозелитизм. Мне кажется, сегодня в Ватикане многие это понимают. Теперь главное — достичь понимания с российскими католиками. В октябре прошлого года архиепископ Милана кардинал Диониджи Теттаманци, находясь в Москве, сказал, что Россия — страна с собственной духовной традицией, а некоторые миссионеры, «к сожалению, этого не поняли». Это вызвало протест со стороны российских католиков. «Как он мог такое сказать?!» — возмущались они. И именно с ними нам важно прийти к некому консенсусу. Конечно, миссионерский задор угас не полностью. Для нас неприемлемой остается деятельность католических миссионеров в детских приютах. В СМИ Русскую Православную Церковь нередко упрекают: дескать, неужели детям лучше оставаться на улице? Но ведь католики берут детей не с улицы, а в государственных учреждениях! Это происходит преимущественно в регионах и должно вызывать беспокойство центральной власти. Ведь в приюты за детьми приходят иностранные граждане, представители религиозной организации с центром за рубежом. Почему им доверяют российских детей? Разумеется, остается и «украинская проблема». Как мне кажется, сегодня для украинских греко-католиков характерно некое мессианское сознание. Почему это происходит, в целом понятно. Многие иерархи Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ) — бывшие эмигранты, родившиеся на Западе. Наверное, они где-то недопонимают наши постсоветские реалии. Отсюда фантастические проекты вроде «единой Церкви Владимирова крещения», Греко-Католического Патриархата, отсюда строительство «патриаршего собора» в Киеве. Думаю, что в лучшем случае униаты вовремя опомнятся, увидят, что их проекты не работают, в худшем — непоправимо разделят страну по религиозному признаку.

http://patriarchia.ru/db/text/224613.htm...

К нач. XIX в. на западе и северо-западе Белоруссии, а также на Украине и в Литве проживало ок. 1,5 млн униатов - в основном крепостных крестьян, принадлежавших польск. помещикам. Непоследовательность политики рус. правительства, отсутствие правосл. миссии среди униатов, активная деятельность католич. духовенства, польск. помещиков и монахов василианского ордена, действовавшего при молчаливой поддержке большей части епископата, вышедшего из этого ордена, вели унию к полной латинизации и растворению в польском католицизме. Слиянию унии с римским обрядом и утрате остатков самобытности в литургической области противостояли униатские архиереи Киевский митр. Ираклий Лисовский , Полоцкий архиеп. Иоанн Ястржембец-Красовский и члены Брестского капитула. Семашко также пытался противодействовать польско-лат. прозелитизму. Так, во время суда над униат. архиеп. Иоанном Красовским по сфабрикованному василианами обвинению Семашко выступил в защиту этого иерарха, известного противника латинизации униат. богослужения и сторонника лояльности к рус. правительству. В 1826 г. в Римско-католической коллегии Семашко инициировал дело о возвращении более 20 тыс. униатов, незаконно переведенных ксендзами в лат. обряд в Вилейском и Дисненском уездах (к этому делу присоединили также случаи перехода в латинство униатов в др. уездах Минской и Виленской губерний, имевшие место при содействии Виленской и Минской римско-католической консисторий). Во время службы в коллегии Семашко неоднократно препятствовал принятию решений, ущемляющих интересы греко-католиков. Однако постепенно он разочаровался не только в рим. католицизме, но и в унии, неспособной противостоять денационализации белорусов и украинцев. Этому содействовали духовный опыт, приобретенный во время посещений правосл. богослужений, новые знания, почерпнутые из рус. духовной и художественной лит-ры, и яркие впечатления от посещения столицы империи, в частности Андреевского собора. В 1827 г. Семашко, несмотря на блестящие перспективы карьерного роста в греко-католической Церкви, решил присоединиться к Православию, принять монашеский постриг и поступить в Александро-Невскую лавру . Обосновывая свое стремление, он начал писать «Сочинение о Православии Восточной Церкви», в к-ром заявлял о ложности римо-католицизма.

http://pravenc.ru/text/578547.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010