Византизм дает также весьма ясные представления и в области художественной или вообще эстетической: моды, обычаи, вкусы, одежду, зодчество, утварь — все это легко себе вообразить несколько более или несколько менее византийским. Византийская образованность сменила греко-римскую и предшествовала романо-германской. Воцарение Константина можно считать началом полного торжества византизма (IV век по Р. X.). Воцарение Карла Великого (IX век), его венчание императорское, которое было делом папства, можно считать первой попыткой романо-германской Европы выделить резко свою образованность из общевизантийской 1 , которая до тех пор подчиняла себе, хотя бы только духовно, и все западные страны ... Именно вслед за распадением искусственной империи Карла все яснее и яснее обозначаются те признаки, которые составят, в совокупности своей, картину особой, европейской культуры, этой в свое время новой всемирной цивилизации. Начинают яснее обозначаться будущие пределы позднейших западных государств и частных культур Италии, Франции, Германии, близятся крестовые походы, близится цветущая эпоха рыцарства, феодализма германского, положившего основы чрезмерному самоуважению лица (самоуважению, которое, перейдя путем зависти и подражания сперва в буржуазию, произвело демократическую революцию и породило все эти нынешние фразы о беспредельных правах лица, а потом, дойдя до нижних слоев западного общества, сделало из всякого простого поденщика и сапожника существо, исковерканное нервным чувством собственного достоинства). Вскоре после этого раздаются и первые звуки романтической поэзии. Потом развивается готическое зодчество, создается вскоре католическая поэма Данте и т. д. Папская власть растет с того времени. Итак, воцарение Карла Великого (IX век) — вот приблизительная черта раздела, после которой на Западе стали более и более выясняться своя цивилизация и своя государственность. Византийская цивилизация утрачивает с этого века из своего круга все обширные и населенные страны Запада, но зато приобретает своему гению на Северо-Востоке югославян, а потом и Россию.

http://pravoslavie.ru/35579.html

Был ли в состоянии партийный аппарат (и близко не имевший такого оперативного взаимодействия, которое существовало между истеблишментом и «мозговыми танками» на Западе) конструктивно отреагировать на подобные алармистские предупреждения гуманитариев? Сомнительно. Приведем такой пример. Пропагандистские кампании по поводу «возрождения греко-католической церкви», «1000-летия Крещения Украины» практически слились в один поток с массированной кампанией по поводу «50-летия искусственного Голода на Украине», развернутой к 1983 году. Мало того, что трагедия Великого голода 1932-1933 гг., поразившего Украину, Дон, Поволжье, Казахстан и другие аграрные регионы СССР замалчивалась. Партийный аппарат УССР попросту не желал/не умел (похоже, и боялся) вступать в полемику с зарубежными оппонентами, мобилизовавшими на эту кампанию общественные организации диаспоры, дипломатию, спецслужбы, науку, аналитические центры, СМИ - все с соответствующим финансированием. И вот на фоне массированной кампании по дискредитации «советского государства-убийцы» заведующий отделом агитации и пропаганды ЦК Компартии Украины Леонид Кравчук сообщает (6 ноября 1984 г.) заведующему отделом международной информации ЦК КПСС А.Кузнецову: в ЦК КПУ «признано не целесообразным вступать в открытую полемику с противником, сосредоточив усилия на пропаганде в республике» и на зарубежную аудиторию «достижений сельского хозяйства Советской Украины, преобразований на селе, ставшими возможным благодаря победе колхозного Стоит ли удивляться действенности зарубежного информационно-психологического воздействия даже на целиком благополучную, не знавшую войн и лишений, социально защищенную советскую молодежь 1960-х годов рождения. В этом отношении интересны материалы дела оперативной разработки «Политиканы», заведенной в феврале 1982 г. 5-м Управлением (борьба с идеологической диверсией) КГБ УССР на 11 студентов Киевского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. Органы госбезопасности получили информацию о создании студентами на тайных собраниях в Киево-Печерском заповеднике (где кто-то из них подрабатывал) нелегальной организации, ставившей цель создание самостийной Украины, и «борьбу с русификацией». Были разработаны программа и устав, символика, на всякий случай избраны гетманы Лево- и Правобережной Украины

http://ruskline.ru/opp/2019/fevral/22/is...

Рядом с Грецией нужно поставить восточные римские провинции: Малую Азию, Сирию, Палестину, Месопотамию и Египет. Не в том, конечно, нужно искать причину ослабления романизации в названных областях, что они меньше подвергались прямым воздействиям латинского языка или римского права, а в том, что греки, египтяне, сирийцы и другие народы оказались в состоянии выдержать борьбу с романским течением, выставив в отпор ему не менее жизненные национальные культурные течения. В той же степени была неудачна романизация в отношении к тем славянам, которые входили в сношения с империей. Славянам предстоял выбор между римско-католическими влияниями и противоположными им; что выбор их склонился не в пользу романизма, этим, с одной стороны, определился характер их истории, с другой – намечались особенности исторического развития целой половины европейского человечества. Восточная империя, отделившись от Западной, прежде всего отмечает свои исторические тенденции принятием греческого языка своим официальным языком, этим уже дано было внешнее выражение преобладанию эллинских элементов над романскими. Далее, Восточная империя разрешает проблему, которой не удалось разрешить Западной,она ужилась с новыми варварскими элементами, вступив с ними в такой род соединения, который не удался на Западе. Наконец, Восточная империя по своему этнографическому составу и по своим учреждениям представляет в себе протест против того утверждения, что тип, по которому сложилась западноевропейская история, есть универсальный тип. И, конечно, было бы ошибочно строить теории исторического развития народов, исходя исключительно из фактов западной истории и пренебрегая восточноевропейской, т.е. целой половиной подлежащего изучению материала. Восточная империя перестает быть продолжением римской с VII и в особенности с VIII в., она становится с тех пор представительницей византинизма. На этой ступени развития она может быть сравниваема с Римской империей Карла Великого; как последняя образовалась из сочетания национальных германских начал и романских элементов, так и Византийская империя произошла из взаимодействия греко-римских и разнообразных варварских элементов.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В годы понтификата И. были заложены основы «восточной политики» Ватикана 2-й пол. ХХ в., важным компонентом к-рой явилось начало диалога со странами социалистического лагеря. В марте 1962 г. И. выразил озабоченность, что католич. епископы из социалистических стран Вост. Европы, желая принять участие в работе II Ватиканского Собора, могут встретить препятствия со стороны руководства своих гос-в. По поручению папы апостольский интернунций в Стамбуле архиеп. Франческо Лардоне встретился с послом СССР и др. послами этих стран, в результате переговоров в 1-й сессии Собора участвовали епископ из Болгарии, 2 епископа и апостольский администратор из Венгрии, 4 епископа из Чехословакии, 3 капитулярных викария из СССР. Разрешение на участие в Соборе получили также 23 польск. епископа (примерно 1/3 польск. епископата). В работе Собора приняли участие и венг. епископы, хотя отношения Ватикана с Венгрией продолжали оставаться напряженными в связи с делом Эстергомского архиеп. кард. Йожефа Миндсенти, поддержавшего Венгерскую революцию 1956 г., а после ее подавления архиепископ укрылся в здании амер. посольства в Будапеште. Тем не менее при И. начались дипломатические контакты с венг. правительством, и уже после смерти папы в 1964 г. между Венгрией и Ватиканом было подписано соглашение. К 1962-1963 гг. относится нормализация отношений между Ватиканом и Чехословакией, благодаря чему были освобождены из-под домашнего ареста Пражский архиеп. Йозеф Беран , неск. католич. епископов и пресвитеров. Е. С. Токарева Отношения с СССР Миротворческие инициативы И., в т. ч. по преодолению Берлинского кризиса 1961 г., были благоприятно восприняты руководством СССР. 21 сент. 1961 г. в газетах «Правда» и «Известия» были опубликованы ответы Хрущёва на вопросы корреспондентов, где позиция папы получила положительную оценку. 25 нояб. того же года Хрущёв отправил И. поздравительное послание по случаю 80-летия, в к-ром одобрительно отозвался о миротворческих усилиях папы. В ответном послании папа подтвердил готовность к совместным действиям в деле укрепления мира. Развитие диалога между Ватиканом и СССР отражало стремление советского правительства усилить влияние СССР на Западе, при этом советские дипломаты даже рассматривали вариант установления дипломатических отношений с Папским престолом ( Васильева. 2004. С. 182-183). Тем не менее начавшийся диалог ограничился вопросами миротворчества и попытками улучшить положение католиков в Советском Союзе. Символом изменения отношений между Ватиканом и СССР стал состоявшийся 7 марта 1963 г. прием И. главного редактора газ. «Известия» А. И. Аджубея и его жены (дочери Хрущёва). И. и украинские греко-католики

http://pravenc.ru/text/469716.html

Какой великий урок для современной Волыни, которую Поляки в течение стольких веков старались отторгнуть от земли Русской и прикрепить к незаконному владычеству Польши, никогда не имевшей на это никаких прав ни исторических, ни политических! Подите мысленным взором за великим первосвятителем, – и вы невольно остановитесь на первопрестольной Москве, а с тем вместе и на великих потомках ее князей, единственных законных обладателей всего русского царства, и Богодарованных и Богохранимых его повелителей и заступников. Но самое главное, чего должно ожидать от распространения сведений о св. угодниках Волынских среди не только Волынского, но и всего юго-западного края России, – это возвышение православия, укрепление в нем его святости, древности и досточтимости и поражение латино-польских притязаний в их коренных основаниях и началах. «История, как справедливо замечено в одной газете, 25 – свидетельствует, что ополячение западно-русского края, в том числе и земли Волынской, заключалось в окончательном разобщении русских с русскою греко-восточною Церковью , в разрыве духовного единства с русским народом и во вступлении не столько в политическое, сколько духовное единство с народностью польской; – совершалось ополячение чрез присоединение к латинской церкви и с того именно времени новоприсоединенный католик – Русский, хотя уже издавна польский подданный, начинал считаться и действительно становился поляком. Русские оставались русскими хотя и в составе польского государства до тех пор, пока польская политическая национальность не отождествилась, благодаря иезуитам, окончательно с латинством и пока Русские не совратились в католицизм. Таким образом латинство в этом крае явилось тем духовным историческим двигателем, который направил часть русского населения на иной – не русский, а польский путь развития: оно обратилось в самое могучее орудие ополячения». Этого исторического значения католицизма нельзя и невозможно опускать из виду и в настоящее время. Какое же орудие можем мы противопоставить ему для его поражения и, если можно, окончательного разрушения? Нам кажется, что в числе других средств для этой цели, Волынь имеет самое подручное, могучее средство в воспоминании о своих св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

О каноническом достоинстве книги Есфирь не было сомнений в древнем иудействе. В талмуде замечено, что «книгу Есфирь написала Великая Синагога» (Baba Batra. 15а). Таково было отношение к ней палестинских иудеев. Согласно ей они праздновали «день Мардохея» ( 2Мак.15:36 ; Флавий. Древн. XI, VI, 13). Почитали ее, несомненно, и александрийские иудеи и рано перевели на греческий язык и перенесли в Александрию ( Есф.10:3 – неканоническое добавление). В более позднюю, уже христианскую, эпоху возникают среди иудеев сомнения в ее каноничности и споры против празднования Пурима (Meg. 7а. 70, 4; Sanh. 100а. Wogue. Hist. de la Bible. 71 р.). Еще позднее Абен-Езра возражал против ее каноничности, потому что в ней не употребляется имя Божие (Wogue. 1. с. 69 р.). Но эти частные мнения не могли поколебать общесинагогального предания, и книга Есфирь всегда составляла неизменную часть еврейского канона. В христианском каноне книга Есфирь также всегда составляла неизменную часть. Правда, в новозаветных книгах ясных цитат из нее не находят, в эклоге Мелитона также нет ее, но во всех других счислениях, начиная с 85 апост. правила, она существует и принята в канон, как греко-восточной православной Церкви, так и западных католической церкви и протестантских общин. Толковательная литература на книгу Есфирь за отеческий период отсутствовала. Впервые объяснением ее на западе занялись Рабан Мавр (М. 1091.) и Валафрид Страбон (М. 113 t.). В новое время ценны экзегетические труды на эту книгу: Calmberg. Lib. Estherae illustratus. 1857 г. Cassel. D. В. Esther. 1878 г. Haley. Т. В. of Esther. 1885 г. Oettli. (Strack u. Zuckler. VIII t.) 1889 г. Scholz. Com. tib. Esther. 1892 г. Wildeboer. 1898 г. Siegfried. 1901 г. Последние два труда рационалистического характера. В русской литературе экзегетических монографий нет. Есть лишь критико-текстуальная: Рождественский. Книга Есфирь в текстах: еврейском, греческом, древне-латинском и славянском. Спб. 1885 г. Есть также прояснение некоторых мест в вышеупомянутых трудах Властова и проф. Лопухина. Читать далее Источник: Введение в Ветхий Завет/Проф. П. А. Юнгеров. (в 2 т.) - Москва : Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2003. - (ОАО Можайский полигр. комб.)./Кн. 1: Общее историко-критическое введение в Священные Ветхозаветные книги. - 442 с. ISBN 5-7429-0188-7; Кн. 2: Частное историко-критическое введение в Священные Ветхозаветные книги. - 476 с. ISBN 5-7429-0189-5. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

И только в этом проникновении в тайны преподанного учения – основание, существо и проявление христианского прогресса. Как же после этого было бы возможно, что язык всех этих первооснов христианского учения утратит для духовной школы, изучающей христианское богословие, свою важность и сделается излишним или хотя бы даже – мало нужным? Вот почему, что бы ни было в будущем гражданской школы, духовная школа, не высшая только, но и средняя, неизбежно сохранит в себе, доколе она существует, изучение древних языков, против которых не без очевидных признаков излишнего увлечения, пока чего, возражают и с точки зрения нужд светской школы. В этом случае отношение той и другой школы к древним языкам, по существу дела, взаимно обратное: что допустимо, хотя бы и предположительно пока, для одной, то немыслимо, без утраты самого наименования своего, для другой. И в отношении к сравнительному значению для школы древних языков – латинского и греческого – имеется здесь большое различие. Принято, что для светской общеобразовательной школы важнее язык латинский, чем греческий. Духовная же школа должна признавать обратное этому: греческий язык для нее важнее латинского, потому что именно он есть язык Священного Писания и православно-христианской свято-отеческой литературы. Латинский же язык, не имея никакого особого отношения к подлинному тексту Священного Писания, так как на нем существуют только переводы свв. книг, – для православной греко-восточной Церкви имеет второстепенное значение и в отношении к свято-отеческой литературе, потому что свято-отеческая литература на латинском языке сравнительно невелика в той части ее, которая признается православною Церковию, хотя, конечно, не лишено важности знание православными богословами и латинских произведений, принимаемых разнствующею с православием римско-католическою церковию. Неизлишне, впрочем, заметить, что и для русской светской школы греческий язык важнее латинского. Только по подражанию Западу у нас принято за нечто достоверное, что если выбирать между древними языками, то выбор может быть сделан лишь в пользу латинского языка, – и если на Западе есть школы с одним латинским языком, то как же не быть тому же и у нас? И как возможно, чтобы у нас, напротив, были школы предпочтительно с одним греческим языком?! Между тем, греческий язык значительно ближе нам, русским, чем латинский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Tihomi...

Писания, который не может обманывать. Но как удостоверить это вдохновение? Внутреннее свидетельство Святого Духа, при чтении св. Писания, убеждает нас в том, что оно – произведение Духа Божьего. Но каким образом мы можем узнать, что это внутреннее свидетельство даровано нам Духом Святым, а не каким-либо другим духом? Здесь порывается нить ортодоксальной системы, так как, вместо божественного свидетельства в пользу Откровения, получается человеческое доказательство... Но против такого человеческого доказательства возникают человеческие сомнения. Достоверность св. Писания подвергается нападениям. Возможность, если не произвольных ошибок, то, по крайней мере, иллюзий или же извращений исторической истины посредством легенд и мифов, представляется сама собой. Библия является не более как собранием книг, различных по своей природе и значению. Пророчества исчезают за отсутствием событий; чудеса объясняются, при помощи теории мифов, а то, что остаётся, составляет область натурального 320 . Вышеизложенная критика ортодоксальной теории откровения и вдохновения несомненно доказывает, что, под маской рационалиста, в лице Штрауса выступает не только неверующий язычник, каковым он сам себя называл 321 , но и искусный софист новейшего типа. 1 . В самом деле, внутреннее свидетельство Святого Духа – не только не единственное, но и не главное доказательство боговдохновенности св. Писания; да и свидетельство это получило в протестантских обществах неподобающее значение и ложный смысл, вследствие крайнего возвышения прав личности в религии, чего нет в греко-восточной и даже в католической церкви. 2 . Достоверность библейских пророчеств основывается не на одних только свидетельствах св. Писания, но подтверждается бесчисленным рядом исторических, географических и археологических открытий. 3 . При рассуждении о последних основаниях веры в боговдохновенность св. Писания, необходимо обращаться к авторитету Церкви, которая выразила свой голос о каноничности, или боговдохновенности той или другой книги на вселенских и поместных соборах и которая „имеет назначение, – по прекрасному выражению епископа Антония, – охранять неповреждённым сознательное содержание ново-благодатной жизни, т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Закрыть «Погибая, они мечтают, что, добивая их, Россия надорвётся и сама умрёт» Украинцы не выживают, они умирают, но им важно, что чем дольше они умирают, тем хуже русским 12.03.2024 527 Время на чтение 7 минут Фото: discover24.ru «Папа Римский Франциск производит впечатление человека внутренне противоречивого, но перед собой честного. По поводу украинского кризиса (как и по другим вопросам) он выступал с различными заявлениями. Некоторые из них не нравятся одной стороне, некоторые другие другой. С папой и соглашались, и не соглашались и мы, и американцы, и европейцы. Но в любом случае все демонстрировали уважение и к его сану первосвященника Римско-католической церкви, и к статусу главы государства Ватикан», - пишет в статье «Без веры, без цели, без надежды. Протест против Папы Римского вскрывает подлинный характер украинцев» известный политолог, обозреватель МИА «Россия сегодня» Ростислав Владимирович Ищенко. Статья опубликована на сайте Украина.ру. Политолог напомнил, что недавно Папа выступил со спасительным для Украины предложением Киеву – поднять белый флаг и, пока от Украины что-то ещё уцелело, попытаться это что-то сохранить. «Фактически Папа без экивоков артикулировал то, на что давно намекает так называемая партия мира на Западе, предложив Украине обменять территории на сохранение режима и прозападного курса. Ранее с аналогичными, причём хорошо проработанными предложениями к Зеленскому обращался Эрдоган. От турецкого посредничества Зеленский отказался, в очередной раз заявив, что даже не за стол переговоров сядет, а начнёт рассматривать возможность прекращения огня лишь после того, как российские войска полностью покинут территорию Украины по состоянию на 1991 год. На предложения Папы официальный Киев и его СМИ и вовсе разразились водопадом грубости и пошлости», - пишет эксперт. «Вынесем за скобки тот факт, что Зеленский оказал России существенную помощь, избавив её от необходимости искать повод уйти от переговоров, если бы Украина согласилась на турецкое предложение. В данном случае нас интересует откровенная ругань в адрес Папы, раздавшаяся из Киева. Если бы этим страдали только украинские СМИ и политики из окружения Зеленского, можно было бы понять. Они никогда ни во что не верили и никого ни во что не ставили, кроме тех, кто мог дать им деньги или по морде. Но Папу ругают во всех слоях украинского общества, в том числе греко-католики, признающие религиозное верховенство и авторитет Святого престола», - заметил он.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/12/po...

Ладно бы эта экзотика дополняла и обогащала традиционную культуру. Но тут действует «эффект чёрного квадрата» - одно замалёвывается другим, и если предыдущий рисунок был ярко-красочным, то замазывать его приходится угольно-чёрным, иначе он проступит на новом рисунке. Тут уж тенденция... Почему, например, на Западе адепты сексуальной распущенности столь воинственны? Потому что противоестественное может выжить, лишь попирая естественное. И вот всем навязывают «родителя 1» и «родителя 2», игрушки унисекс, нейтральные имена для детей, по которым невозможно определить пол. И так далее. Дальше - больше... Многие думают, что у нас-то такое не пройдёт. Но в братской нам Украине уже продавили закон в защиту геев. Пока что это поправка, внесённая в трудовое законодательство, но процесс переформатирования культуры продолжается - причём вестернизация и окатоличевание происходят одновременно. Папа Римский принял приглашение президента Порошенко и собирается приехать с пастырским визитом - и не только в униатскую Галичину, но и в православный Киев. Ожидается, что по просьбе Порошенко римский понтифик совершит беатификацию (первая ступень канонизации) митрополита Андрея (Шептицкого). Судьба митрополита примечательна. Он был графом, потомком той галицкой знати, которая изменила православию и отказалась от всего русского. Прошли века, сквозь новый культурный слой ещё просвечивала прежняя, русская, почва - и постоянно требовалось её «замазывать». Закончив иезуитскую семинарию и став митрополитом во Львове, он в 1908 году с фальшивым паспортом ездил в Россию, чтобы найти и поддержать украинских националистов. И в последующие годы, став главой украинских греко-католиков, выступал с антироссийскими проповедями, защищая «свободу украинства». Поддержал германцев в обеих мировых войнах, в 41-м году направил Гитлеру «сердечные поздравления» по поводу «освобождения» Киева и дал обет молиться за победу «Великого Немецкого Рейха». Вот таков путь от русского до униата. Но это ещё не всё - угольно-чёрным окрасилось униатство, когда митрополит благословил создание дивизии СС «Галичина» и направил капелланов духовно окормлять эсэсовцев, убивавших мирное население.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010