Первое из них адресовано императорам Грациану, Валентиниану II, и Феодосию от имени участников Аквилейского собора. Из этого письма ясно, что его авторам еще ничего неизвестно о Константинопольском соборе, и больше половины его посвящено разногласиям «между самими правоверными» (Амвросий. Письмо 12, 4). Главная проблема, затрагиваемая в этом письме – вопрос о церковной общности с епископом Александрийской церкви Тимофеем и епископом Антиохийской церкви Павлином. И тот, и другой находились в церковном общении с западными епископами, но были осуждаемы ортодоксальными восточными епископами. Тимофей был обвинен в ереси Аполлинария и смещен со своего поста Константинопольским епископом Григорием Назианзином . Павлин являлся соперником Мелетия на Антиохийский епископский престол и был признан схизматиком, хотя Григорий Назианзин не возражал, чтобы после смерти Мелетия он стал во главе Антиохийской церкви. На этот счет даже существовало специальное соглашение, однако после смерти Мелетия восточные епископы избрали на Антиохийскую кафедру Флавиана – главу «Мелетианской фракции». В своем послании участники Аквилейского собора во главе с Амвросием настойчиво просят императоров созвать собор всех ортодоксальных священников Александрии с тем, чтобы обсудить этот вопрос о церковном общении. Свое обращение за помощью к императорам они мотивируют тем, что вражеское вторжение и расстройство государства являются препятствием для направления своих представителей в качестве посредников с целью восстановления мира. Внешне просьба западных епископов к императорам выглядит весьма пристойно и может быть истолкована как действительное желание мира в церкви. Однако Амвросий и другие западные епископы скрывают за красивыми фразами свою истинную цель – претензию на приоритет запада над востоком в решении церковных вопросов. По выражению В. В. Болотова , западные епископы «имели слабость держать себя с проконсульской важностью в отношении к востоку», и это отношение проступило более явственно в следующем послании, адресованном непосредственно императору Феодосию. Это письмо написано от имени Амвросия и других епископов Италии (без перечисления имен) вскоре после предыдущего письма, когда на западе уже стало известно о смерти Мелетия и выборах Флавиана и Нектария. Был ли по этому поводу на западе созван специальный собор (в литературе его иногда называют италийским, медиоланским или амвросиевым), или письмо было написано Амвросием по предварительному согласию с другими епископами, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Но он не оправдал всех надежд ариан 456 . В нем пробуждается желание сблизиться с приверженцами Никейского символа. В 363 году, на соборе, под председательством самого Мелетия, собравшемся в Антиохии, многие ариане приняли символ Никейский. Но Мелетий и теперь еще не был православным в собственном смысле; потому что в свитке соборном дано было неправильное толкование слову: „единосущный». По толкованию этого свитка: „единосущный» значит: „подобный Отцу по сущности»; а это понимание полуарианское. К слову “сущность” собор питал также подозрение 457 . В дальнейшей своей жизни, впрочем, Мелетий вполне эмансипировался от воззрений арианских. С ним входит в самое дружественное общение Василий Великий и этим снимается с Мелетия всякое подозрение. Мелетий в своем догматическом развитии, таким образом, проходит школу, какую проходили многие из тогдашних ариан: начал с решительного арианства и кончил несомненным православием . Замечательно, что Мелетий подобно всем епископам антиохийского направления избегал общения с Аполлинарием. Общество последователей одного и общество последователей другого оставались вне церковного общения 458 . В церквах сирских и малоазийских Мелетий пользовался известностью, уважением и популярностью. По словам Василия Великого , „весь восток» признавал Мелетия истинным епископом антиохийским и все почитали его, как человека „неукоризненного в вере и по жизни неимеющего никакого сравнения с другими» 459 . Не то видим в Риме и Александрии: здесь он считался прямо еретиком. Папы проклинали его, в Александрии не хотели иметь с ним общения 460 . Обращаемся ко II вселен. собору. На этом соборе Мелетий занимал, бесспорно, первенствующее значение ( πρεδρος), как об этом прямо и ясно свидетельствует Григорий Богослов 461 . Первенствующее положение Мелетия антиохийского на соборе не говорит ли о том, что представители антиохийского направления стояли во главе собора? К сожалению, Мелетий вскоре, еще во время собора, умер. Он умер и унес с собою во гроб тот мир, какой он умел водворять на соборе! Вопрос, поднятый на соборе, о преемнике Мелетию показал с ясностью: каким духом, какими склонностями, каким направлением отличались отцы собора, что для нас так важно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

И так как Григорий пошел в Константинополь, он не хотел Григория признать, и прислал из Александрии такого аскет,а Максима Киника, философа, который защищал православие в Александрии, он пришел к Григорию и стал его другом, Григорий его крестил, рукоположил в священника... А он потом в один момент ушел и его сделал епископом Александрийский епископ и послал, чтобы отнять православную паству и церковь у Григория, в то время, когда Григория лежал больной в постели. Но тут народ поднялся, выгнал их, большое тогда случилось возбуждение… Но когда правитель Феодосий прибыл и изучил дело, то он увидел, что это православные. Да он и не могло быть иначе, ведь жизнь церковная побеждает Духом Святым. Эта победа может только оттягиваться волей властей. Но, слава Богу, Феодосий был благочестивым: он признал Григория, признал Мелетия и вывел из маленькой церкви Анастасия в церковь Святых Апостолов (кафедральный храм Константинополя в то время), выгнал Демофила из стен города и Григорий стал епископом Константинопольским. И Мелетия также признал. И также созвал Собор в Константинооле, который в начале не задумывался как Вселенский, но пришли с Балкан Македонские епископы и Лирские и приглашенные Александрийские и Египетские, но они немножко опоздали. А западных не пригласили. Но этот Собор стал Вселенским в силу своего правого исповедания. Во время Собора умер Мелетий. И тогда Григорий стал председателем. Сказали: надо выбрать нового епископа в Антиохию. И Григорий предлагал, чтобы признать этого Павлина, дабы исцелить раскол, а восточные его за эту позицию ругали: этого, который был против Мелетия, сейчас наградить, чтобы он был наследником Мелетия? Ни за что! И отцы были правы. Григорий хотел по-хорошему, давайте, мол, признаем этого Павлина, чтобы исцелить раскол, он уже старый был, долго не будет жить (и правда, он через три года умер), но отцы были не согласны и выбрали Нектария, который был мэром города, еще даже некрещеным, но был христианином. Также как несколько лет спустя в Медиолане вместо Авксентия арианина выбрали мэра города, также еще некрещеного, Амвросия. Но Григорий хотел мира в Церкви, он был человеком мира, у него даже есть несколько слов о мире. Между тем, пришли Александрийские епископы и стали ругать его: ты не канонический епископ Константинополя. И Григорий сказал такую проповедь ругательную: прощай, город, прощай, Анастасия, оставляю вам ваши интриги, оставляю вам ваши престолы... Он ведь много пострадал, его били ариане, пробовали даже убить. И с Собора он ушел. И помогал в своей епархии в Назианзе, чтобы выбрали вместо него епископа. И пошел к источникам в глубине Малой Азии, где Армения, Исаврия, есть в тех краях источник святой мученицы Феклы, и там есть монастырь, где св. Григорий лечился и там жил до 390 года, и там писал свои стихи и песни.

http://pravoslavie.ru/31786.html

Епископ Игнатий в сослужении Преосвященнейшего Мелетия возглавил торжества дня памяти Коневской иконы Богородицы июля 2019 После совершенного накануне Всенощного бдения, которое возглавили Преосвященнейший Игнатий и Преосвященнейший Мелетий, начиная с полуночи каждый час во всех храмах и часовнях монастыря и скитов совершалась Литургия по монастырской традиции, посвященной памятным праздникам Коневской обители. 23 июля священноархимандрит Коневской обители епископ Выборгский и Приозерский Игнатий в сослужении епископа Рославльского и Десногорского Мелетия совершил Великое освящение нижнего Сретенского храма Рождество-Богородичного собора монастыря. Затем архипастыри возглавили Божественную литургию в Сретенском храме. За богослужением Их Преосвященствам сослужил наместник обители архимандрит Александр (Арва) , братия монастыря, клирики Выборгской епархии и Санкт-Петербургской митрополии. За богослужением молился архимандрит Сергий (Райаполви), настоятель Ново-Валаамского Спасо-Преображенского монастыря (Финляндия), а также паломники, прибывшие из Финляндии в Коневскую обитель. После Литургии Преосвященнейшие владыки во главе крестного хода проследовали к скиту в честь Коневской иконы Божией Матери. Здесь священноархимандрит обители, владыка Игнатий, в сослужении Преосвященнейшего Мелетия совершил водосвятный молебен. После богослужения владыка Игнатий поздравил гостей монастыря, братию и паломников с днем памяти чудотворного Коневского образа Божией Матери. " Всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, я сердечно приветствую в Коневской обители в этот важный для монастыря и всей нашей епархии день. Сегодня мы совершили освящение нижнего храма после проведения реставрационных работ. Откровенно говоря, принимая решение о реставрации нижнего храма, я размышлял, необходимо ли его расписывать? Потому что исторически в нем не было фресковой росписи. Слава Богу, трудами прекрасных мастеров, Божиим благоволением мы смогли украсить храм и даже сделать больше того, что было раньше.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

  Поэтому беседы с о. Мелетием мы будем переводить и публиковать на портале. Они дают уникальный материал, открывая образ старца Тихона с соверешенно неожиданного ракурса. Чего стоит только рассказ о будильнике, который звонил всю ночь каждые 15 минут для того, чтобы о. Тихон вскакивал и читал молитву на исход души! Сразу становится ясным, что основным деланием Тихона Русского была память смертная. Но ни в одном печатном жизнеописании это не прозвучало (кроме рассказа прп. Паисия, где приведены другие свидетельства этого делания). То есть написали все, кроме главного... С таким подходом мы сталкиваемся не впервые: чтобы понять подвижника - нужно самому подвизаться, а не штудировать тексты.   Наконец, повествование о. Мелетия снимает последние сомнения перед святостью великого афонского подвижника Тихона Русского , в чем вы сами убедитесь. Рассказы о. Мелетия мы будем публиковать в качестве уникального непечатного свидетельства из первых рук.           Один из рассказов о. Мелетия: Женщины и Иисусова Молитва       Отец Тихон говорил: «Тот монах, который не творит непрестанно умную молитву внутри черный как сажа. Миряне спасутся чашей холодной воды ( Марк 9:41), а монахи — нет!». Сколько сил нужно целый день говорить: «Господи Иисусе Христе...»! Но это возможно.   Спрашивали о. Мелетия о женщинах, можно ли им творить эту молитву, смогут ли они это понести? - Смогут, но им очень будет мешать одна вещь — длинный язык, сплетни. Вроде бы женская природа не отличается от мужской, но в духовной жизни у них все иначе. Ведь все проблемы начинаются у них в этой точке — на языке. Комментарии Всего комментариев: 12 2015/10/16, 20:52:30 Здравствуйте. Прочитала статью о монахе Милетии, у которого опухоль размером с голову. У нас в Воронеже растет трава, называется вех, еще она называется цикута, она от рака. Если у вас такая растет - сделайте настойку : цветы, листья. корень (что найдете) порезать, залить водкой в стеклянной посуде, плотно закрыть. Настаивается две недели. Потом несколько раз в день втирать в опухоль. Очень ядовита, собирать надо осторожно, чтобы не было порезов на руках. Готовая настойка у меня есть, когда будет кто из Воронежа ехать к вам, передам. Помогай вам Бог!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=213...

67 Какое участие принимал Римский епископ в созвании второго вселенского собора? Никакого. Этот собор был созван императором Феодосием (381), который даже не посоветовался с Римским епископом. Этот епископ, коим был тогда Дамас, не посылал на собор своих делегатов; никакой другой западный епископ не принимал в нем участия. Собор был составлен из ста пятидесяти членов, в числе которых были такие люди, как св. Григорий Назианзин , св. Григорий Нисский , св. Петр Севастийский, св. Амфилохий Иконийский , св. Кирилл Иерусалимский . Председательствовал же на этом соборе св. Мелетий Антиохийский . Но в Антиохии существовала схизма, продолжавшаяся довольно долго. В этом городе было два епископа: Мелетий и Павлин. Епископ Римский находился в общении с этим последним, и следовательно, признавал Мелетия схизматиком, что не помешало последнему быть святым в глазах Церкви Восточной и Западной. Таким образом, Второй вселенский собор происходил под председательством епископа, который не находился в общении с епископом Римским. Мелетий умер во время этого собора. Отцы, известные своим красноречием, произнесли в честь его похвальные слова. До нас дошло только рассуждение св. Григория Нисского . Верующие наперерыв оказывали св. Антиохийскому епископу знаки своего уважения; все признавали его святым, и когда тело его переносили в Антиохию, то это перенесение являлось непрерывным торжеством. После св. Мелетия на соборе председательствовал св. Григорий Назианзин . Собор не признал Павлина законным Антиохийским епископом, хотя он находился в общении с епископом Римским, и не придал никакого значения компромиссу, в силу которого оставшийся в живых после смерти Мелетия или Павлина, должен быть признаваем законным епископом. Поэтому собор избрал св. Флавиана преемником св. Мелетия, и Антиохийская церковь , за исключением приверженцев Павлина, примкнула к этому избранию. Когда св. Григорий Назианзин получил разрешение оставить свой Константинопольский престол, то как президент собора был замещен сначала Тимофеем Александрийским, а потом Нектарием Константинопольским.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСИОС МЕЛЕТИОС [Греч. Ιερ Μον Οσου Μελετου], жен. действующий мон-рь, принадлежит Мегарской и Саламинской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен на сев.-вост. склоне горного хребта Китерона (древний Киферон), недалеко от сел. Панакто, в 6 км от городка Инои. В визант. период О. М. являлся одним из наиболее важных монашеских центров на территории совр. Греции. История Сведения о возникновении мон-ря содержатся в Житиях его основателя - прп. Мелетия Нового (ок. 1030/35 - 1105-1110), написанных в сер. XII в. Николаем, еп. Мефонским, и Феодором Продромом (BHG, N 1247-1248). Согласно этим источникам, прп. Мелетий, стремясь к уединению и избегая земной славы, покинул основанный им близ Фив мон-рь вмч. Георгия Победоносца и переселился на труднодоступную гору Киферон, называемую тогда Миупольской (Миопольской). Там его принял Феодосий - игумен монастыря Симвул (Символ) в честь Таксиархов, к-рый находился на склоне горного массива (ныне Пастра) к востоку от древних Элевфер, на границе Аттики и Беотии. Феодосий разрешил преподобному поселиться около часовни Христа Спасителя, располагавшейся на сев. склоне Киферона. Вскоре часовня была перестроена и освящена как церковь, вокруг нее были сооружены кельи для приходивших к Мелетию христиан, стремившихся к монашеской жизни. Через нек-рое время в общине преподобного было ок. 100 чел. Т. к. число желавших подвизаться под рук. Мелетия постоянно росло, то он построил церкви Пресв. Богородицы и прор. Илии, затем занялся устройством малых лавр (паралаврий), число к-рых достигло 22 (или 24) и в к-рых подвизались не менее 8-12 монахов. По благословению К-польского патриарха Николая III Грамматика (1084-1111) Мелетий был рукоположен во иерея и после смерти игум. Феодосия возглавил мон-рь Симвул. Он возвел новые здания в обители, возможно, полностью перестроил старый кафоликон. Ок. 1084 г. имп. Алексей I Комнин (1081-1118) назначил из податных сборов Аттики ежегодные выплаты мон-рю в размере 422 золотых монет ( Николай, еп. Мефонский, Феодор Продром. Жития Мелетия Нового//ППС. 1886. Т. 6. Вып. 2(17). С. 17-19, 47-49). Вскоре после кончины прп. Мелетия мон-рь Симвул стал называться его именем; как передает Николай Мефонский, спустя 36 лет там проживали ок. 300 монахов, к-рые ни в чем не имели нужды (Там же. С. 21).

http://pravenc.ru/text/2581615.html

До издания и перевода полного корпуса кавказских текстов, сохранившихся под именем свт. Мелетия Антиохийского , мы считаем необходимым воздержаться от комментариев о подлинности или неподлинности авторства свт. Мелетия 7 . Только после издания и исследования всех текстов, дошедших до нас на грузинском и армянском языках, будет возможно провести сравнение с теми немногими подлинными текстами святителя, которые сохранились на греческом языке 8 . Несмотря на скудость греческого материала о роли святителя в истории никейского богословия и в тринитарных спорах IV века было написано значительное количество исследований 9 , которые не берут в расчет корпус сочинений, сохранившихся в восточных версиях, очевидно, по причине их недоступности. В дальнейшем мы надеемся продолжить серию публикаций русских переводов грузинских и армянских проповедей под именем свт. Мелетия. По итогам серии публикаций будет представлен филологический и содержательный комментарий ко всему циклу текстов. Текст проповеди сохранился в единственной известной рукописи – Афонском многоглаве 10 X в.: Athoniensis, Iviron. georg. 11 11 , fol. 82v–85v. (fol. 82v) Слово святого и блаженного отца нашего Мелетия, архиепископа Антиохийского, о предательстве Господа нашего Иисуса Христа и о [Его] допросе беззаконниками В этот день праздника, в который исполнились неложные пророческие слова, когда приблизилась Пасха иудейская (которую называют «Страстной [Пасхой]»), первосвященники сговорились и собрались по поводу Иисуса, дабы найти какую-нибудь причину, по которой они смогли бы Его убить. И вот пришёл Иуда, один из двенадцати, и они замолчали, потому что подумали: «Он пришел как соглядатай». Но когда он открыл свои уста и начал говорить: Что дадите мне? И я отдам вам Его в руки (ср. Мф. 26, 15 ), тогда первосвященники удивились и пришли в изумление, но не поверили, что он действительно говорит искренне. Когда же он с клятвой заверил их, что если они дадут ему тридцать сребреников, то он отдаст им в руки своего Учителя, они пришли в ещё большее замешательство. Ведь когда Иуда пришел к ним во время их совещания, безумцы посчитали, будто он подослан Иисусом.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Antioh...

Вскоре отца Мелетия ждали суровые испытания. Он был послан миссионером в Иркутскую епархию, в Посольский Спасо-Преображенский монастырь на Байкале. Сразу же по прибытии в Посольский монастырь в 1862 году отец Мелетий был определен миссионером в Селенгинское бурятское ведомство. В декабре 1862 года иеродиакон Мелетий был рукоположен во иеромонаха. С 1862 по 1867 год отец Мелетий с одним сотрудником и одним послушником обратил и окрестил более 500 человек, в основном, глав семейств, в том числе и шаманов. Среди миссионерских трудов он написал сочинение «О переводной церковно-канонической литературе в древней России», за которое в 1865 году был удостоен степени кандидата богословия. Для православных Кударинского стана о. Мелетий построил храм, освященный во имя св. Апостолов Петра и Павла. 1 июня 1867 года он переехал в Тунгуйскую степь, населенную ламаитами и окруженную поселениями раскольников. И здесь для новокрещеного населения им устраивается несколько храмов по р. Хилке. Усердные труды отца Мелетия были отмечены: он был награжден набедренником, через два года – получил благословение Святейшего Синода за обращение в Православную веру из язычества 200 человек. С сентября 1872 года иеромонах Мелетий получил новое назначение: проповедовать среди бурят и тунгусов – на границе Монголии, в Цаган-Усунском стане и Цакире. 30 августа 1873 года отец Мелетий стал начальником Иркутского отдела духовной миссии и настоятелем Ниловой пустыни в Саянских горах. Занимался активно он и вопросами церковно-приходских школ на окраинах империи. Главной же заботой отца Мелетия оставалась миссионерская деятельность. Ей он отдавал все свои силы, все свое время: за 5-летнее управление отца Мелетия в Иркутской миссии было обращено в православную веру 11695 язычников. Несомненно, что в этом деле были велики его личные заслуги. Успехи Церкви на востоке Российской Империи не остались без внимания: 5 ноября 1878 того же года был хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии, со званием начальника Забайкальской духовной миссии. В 1882 году Владыка организовал и открыл в Чите церковное Братство св. Кирилла и Мефодия и святителя Иннокентия, что способствовало увеличению числа церковно-приходских школ. За время управления епископом Мелетием Забайкальской миссией было обращено и просвещено святым крещением более трех тысяч язычников-шаманистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Как видно из текста беседы, свт.  Мелетий был крайне осторожен в изложении учения о Сыне Божием. Он явно избегает употребления термина «Единосущный», отдавая предпочтение библейской терминологии.  Свт. Епифаний в целом оценивает эту беседу положительно (Панарий. 73, 35) . В беседе свт. Мелетия Сын прямо назван Богом и Творцом мира.  свт.  Мелетий четко указывает, что Сын не является лишь силой, голосом или бездушным образом Отца, но имеет самостоятельное ипостасное бытие. Возможно, единственным местом, в котором можно видеть влияние богословия омиев, было утверждение, что Сын является подобным Отцу. Тем не менее, можно согласиться с французским исследователем Эмилем Амманом, который полагает, что в цитированной беседе свт. Мелетия «никейцы могли узнать себя». По мнению Э. Аммана, свт.  Мелетий в этой беседе намеренно «выступал на стороне традиционной веры». Фактически Мелетий здесь «утверждает все, что утверждал Никейский Символ веры; он отвергает все двусмысленные толкования, тесно или отдаленно граничащие с арианством» . Уже через несколько месяцев после своего избрания на Антиохийскую кафедру свт.  Мелетий был с неё свергнут. В описании причин его низложения древние церковные писатели практически единодушны. Взойдя на Антиохийскую кафедру, свт.  Мелетий стал однозначно поддерживать Никейское исповедание. Фактически он примкнул к формирующейся «новоникейской» партии, которая разработала троичную богословскую терминологию. По словам и Феодорита, и Созомена именно исповедание учения о Троице повлекло за собой изгнание свт. Мелетия с кафедры. Евстафиане и мелетиане В Антиохии продолжали существовать и последователи свт. Евстафия, которые отказались объединиться со сторонниками свт. Мелетия. Поэтому фактически в Антиохии образовалось две группы православных: евстафиане и мелетиане . Как пишет блаженный Феодорит, «в Антиохии православный народ распался на две партии: приверженцы всехвального Евстафия, отделившиеся еще прежде, собирались на богослужение особо, а отступившие от арианского общества вместе с дивным Мелетием совершали богослужение опять особо в так называемой старой церкви. Между тем обе эти партии одинаково исповедовали веру, ибо та и другая с равным усердием стояла за символ изложенного в Никее учения. Разделяла их только взаимная вражда и привязанность каждой к своему предстоятелю» (Кн. III, гл. 4) .

http://bogoslov.ru/article/6173952

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010