Во время путешествия чрез Западную Русь он прилагал все старания к тому, чтобы ослабить там латинскую пропаганду. Занимаясь по возвращении устройством своей патриархии, святитель по-прежнему особенно ревностно заботился о поддержании церковной дисциплины. Так в 1593 году, при участии Александрийского патриарха Мелетия Пигаса, он собрал в Константинополе собор, на котором было строго подтверждено, чтобы монахи подчинялись своим епархиальным архиереям, чтобы никто не был поставляем за деньги, чтобы люди недостойные не были рукополагаемы в священники, чтобы священные лица не носили роскошных и драгоценных одежд и тому подобное. В 1594 году Иеремия умер в сане патриарха и на патриаршей кафедре. 6 . Кирилл Лукарис (1621–1638 гг.). Это был один из замечательных патриархов по падении Константинополя. Своим обширным умом, ученостью, добродетелями, ревностью по вере и, наконец, несчастиями в жизни он напоминает святителей древних времен Церкви. Кирилл был воспитанником знаменитого Александрийского патриарха Мелетия Пигаса (умершего в 1601 г.), который дал ему прекрасное первоначальное образование в венецианском греческом коллегиуме и затем в Падуанском университете. По окончании образования Лукарис принял монашество и вскоре же выступил на поприще церковной деятельности. В 1593 году по поручению Мелетия в звании его экзарха он путешествовал в Западную Россию и поддерживал здесь православных в борьбе с латинянами, хлопотавшими о введении унии. На Брестском соборе (1594 г.), решившем унию, Кирилл был в числе главных защитников Православия. За это со стороны латинян и униатов поднялись на него такие преследования, что он принужден был спасать свою жизнь бегством. Вслед за путешествием в Россию Кирилл предпринял путешествие в западно-европейские страны для изучения иностранных вероисповеданий в видах более успешной борьбы с ними. В 1600 году по поручению того же Мелетия Кирилл во второй раз отправился в Западную Россию для устройства дел церковных. В 1601 году по смерти Мелетия и по его завещанию Кирилл был поставлен в Александрийского патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Именно во время этой дискуссии на первом Соборном заседании был упомянут и «случай свт. В ходе дискуссии представитель Римского папы Адриана пресвитер Петр сказал: «Как говорят историки, святый Мелетий был хиротонисан арианами; но, взошедши на амвон, провозгласил слово: " Единосущный " ; и хиротония его не отвергнута». Это утверждение поддержали и сицилийские Как видно из протокола заседания, реплика представителя Рима специально не обсуждалась. Председательствовавший на Соборе свт. Тарасий Константинопольский никак на нее не отреагировал. Тем не менее, слова римского легата не вполне точно отражали реальную историю поставления свт. Мелетия во епископа. Вполне очевидно, что в словах пресвитера Петра были слиты в один сюжет три разных исторических события: рукоположение Мелетия во епископа, его избрание на Антиохийскую кафедру и его изгнание из Антиохии. Римский легат говорит о том, что свт. Мелетий был рукоположен арианами, но, взойдя на амвон (т.е. сразу после рукоположения), исповедал Никейскую веру и был тут же изгнан с кафедры. Очевидно, пресвитер Петр просто по памяти пересказывал сюжет, описанный у Феодорита и Созомена. Однако, как было показано выше, свт. Мелетий был назначен на Антиохийскую кафедру, уже будучи епископом. И упомянутое пресвитером Петром исповедание веры свт. Мелетий произнес вовсе не сразу после хиротонии. Также в своей беседе в Антиохии свт. Мелетий не употреблял слово «Единосущный». Не вызывает сомнений, что представитель Римского епископа высказал на Соборе ту точку зрения, которая была традиционной для Западной Церкви. На это указывает и то, что его слова поддержали только сицилийские епископы (т.е. опять же представители Западной Церкви). Восточные же епископы никак не отреагировали на слова Римского легата. Таким образом, VII Вселенский Собор никак не оценивал историю рукоположения свт. Мелетия. Имя Антиохийского святителя было лишь вскользь упомянуто во время соборных дискуссий. Выводы Подводя итог, можно сделать несколько выводов. Во-первых, в сохранившихся источниках нет ясных сведений о том, кто именно рукополагал свт. Мелетия на Севастийскую кафедру. Кроме того, нет надежных свидетельств и о том, какую именно богословскую позицию занимал свт. Мелетий на момент своего рукоположения. Хотя и есть основания предполагать, что тогда он был близок к партии Акакия Кесарийского, всё же подпись свт. Мелетия отсутствует под исповеданием веры Селевкийского собора 359 г., которое было составлено омиями.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5923017...

В-четвертых, термин «мелетианский раскол» следует признать некорректным. Это словосочетание было типичным для католической традиции, поскольку свт. Мелетий не находился в общении с Римским престолом. Но в ХХ в. в католической литературе можно видеть тенденцию отказа от этого словосочетания как некорректного. В-пятых, свт. Мелетий, не только принял участие в работе II Вселенского Собора, но и был избран его председателем. Отцы Собора, пытаясь решить сложную ситуацию в Антиохии, тем не менее, не подвергали сомнению действительность (законность) хиротонии свт. Мелетия, равно как и не высказывали сомнений в его православности! Вопрос о хиротонии (ее признании или не признании) вообще не рассматривался! А причины «Антиохийской схизмы» находились совсем в другой плоскости. В-шестых, младший современник свт. Мелетия свт. Иоанн Златоуст, который жил в Антиохии, однозначно рассматривает святителя Мелетия как законного иерарха, без всяких прений о его хиротонии. Противников же свт. Мелетия Златоуст однозначно характеризует как раскольников. Более того, свт. Иоанн определил четкие критерии, согласно которым необходимо учитывать, во-первых, сохранность в расколе православной веры, а во-вторых, законность совершённых рукоположений. Нельзя пренебрегать ни одним из двух этих факторов. Нельзя игнорировать канонические правила о порядке совершения хиротоний, ибо в противном случае кто угодно сможет объявить себя священником, и тем самым будет ниспровергнут весь «церковный чин». На наш взгляд, все вышесказанное в полной мере доказывает некорректность ссылок на «случай Мелетия» как на пример того, что Церковь могла признавать хиротонии, совершенные еретиками или раскольниками. Считаю своим долгом поблагодарить кафедру древних языков и филологии Киевской духовной академии за помощь в работе с литературой на иностранных языках. Сократ Схоластик. Церковная история. М., 1996. С. 126. Епифаний Кипрский, свт. Творения. Ч. 4. М., 1880. С. 345. Κριλλος (Κατερλος), επσκοπος Αβδου. Η Αυτοκφαλη Εκκλησα της Ουκρανας//Δωδεκνησος: Επσημον Δελτον Των Εν Δωδεκανσω Επαρχιν Του Οικουμενικο Θρνου. ΚΓ. Ιολιος-Δεκμβριος 2019. Σ. 38-39.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5923017...

4. С. 691; 7/8. С. 9; Константов В., свящ. Посещение преосв. Мелетием г. Скопина, Скопинского Свято-Духова мон-ря и Ряжского Димитриевского мон-ря//Рязанские ЕВ. 1898. Ч. неофиц. 16. С. 538-545; Лебедев М., свящ. Обозрение преосв. Мелетием, еп. Рязанским и Зарайским церквей г. Пронска и уездных//Там же. 21. С. 743-751; он же. Обозрение преосв. Мелетием, еп. Рязанским и Зарайским, церквей гг. Егорьевска и Зарайска, Колычевского жен. мон-ря и церквей подгородних//Там же. 20. С. 708-720; Лебедев Ф., прот. Посещение преосв. Мелетием, еп. Рязанским и Зарайским, г. г. Ряжска и Скопина 7-11 июля 1898 г.//Там же. Ч. неофиц. 16. С. 535-538; Еп. Мелетий (Якимов): Некр.//ИВ. 1900. Т. 79. 3. С. 1242; Мелехов Е., свящ. Речь, сказанная при погребении преосв. Мелетия, еп. Рязанского и Зарайского//Рязанские ЕВ. 1900. Ч. неофиц. 4. С. 92-95; Преосв. Мелетий, еп. Рязанский и Зарайский: Некр.//Там же. С. 77-84; Смирнов И., прот. Надгробное слово при погребении преосв. Мелетия, еп. Рязанского и Зарайского//Там же. С. 85-89; Толеров Ф., прот. Речь при погребении преосв. Мелетия, еп. Рязанского и Зарайского, января 18 дня 1900 г.//Там же. С. 89-91; Письма Иннокентия, митр. Московского и Коломенского. М., 1901. Т. 3. С. 241-242; Восп. о преосв. Мелетии (Якимове), еп. Селенгинском, викарии Иркутской епархии//Забайкальские ЕВ. 1902. 8/9. С. 1-5; 11. С. 1-7; Письма Вениамина, архиеп. Иркутского, к Казанскому архиеп. Владимиру. М., 1913; ЖМП. 1945. 1. С. 42; Козлов В. Ф. Москва миссионерская//Моск. журнал. 1997. 8/9. С. 37-45; Мелетия (Панкова), мон., Серафим (Питерский), иером. Житие свт. Мелетия, еп. Рязанского и Зарайского. Акафист свт. Мелетию, еп. Рязанскому и Зарайскому. Рязань, 1999; Панкова Т. Почитаемый в Рязани и Сибири//Вятский епарх. вестн. 1999. 2. С. 4; 3. С. 4; Жалсараев А. Д. Поселения, правосл. храмы, священнослужители Бурятии XVII-XX ст.: Энцикл. справ. Улан-Удэ, 2001. С. 319; Калашников А. А. Якутия: Хроника, факты, события: 1632-1917 гг. Якутск, 2002. С. 307; Родионова Е. В.

http://pravenc.ru/text/2562822.html

Затем царь с великой честью призвал из заключения святых. Тогда многие из тех кто не приняли латинство, получили высокие звания. Преподобного же Мелетия, ни царь, пламенный ревнитель благочестия, ни архонты, не смогли убедить принять священство, потому что он оберегал себя от славы человеческой, считая, что она приносит вред. Уже в глубокой старости преподобный заболел, болел он три года, и все это время ел только овощи, да и то с крайним воздержанием и строгостью. Когда же пришло ему время отойти ко Господу, он созвал всю братию и в последний раз сказал им слова утешения, и каждому дал наставление относительно духовной жизни. Затем он вместе со всеми прославил Бога и, подняв к небу руки и устремив вверх очи, произнес:«Господи, в руце Твои предаю дух мой». И в тот же час уснул сном праведника, отойдя к возлюбленному им Господу. Монах, которого звали Герасим, спал в своей келье, и увидел во сне божественного Мелетия с воздвигнутыми вверх руками, который с радостью восходил на Небеса. Когда он пришел к келье преподобного, святой уже умер, а лицо его светилось небесным светом. Другой иеромонах Феолипт, который очень уважал и любил преподобного, со дня его кончины служил сорок дней литургию. Этот срок заканчивался в Неделю Торжества Православия. После службы Феолипт стал просить Бога открыть ему, в каких обителях упокоилась душа божественного Мелетия. Уснув после молитвы, он во сне увидел, что находится в большом и прекрасном храме, обращенном на восток и достигавшем до неба. Храм этот светился неизреченным светом. Внутри его святые отцы пели Богу дивную ангельскую песнь. Был там и проповедник, поведавший, что Мелетий еще при жизни построил этот храм в честь Свято Троицы. Весьма обрадовался Феолипт тому, что услышал там и увидел. Затем, во сне же, он подошел ко гробу святого и увидел, что он открыт, а внутри его стоят двое одетых в белое мужей, которые держат в руках кадильницы удивительной красоты и кадят ими. Затем Феолипт заметил и самого Мелетия, который стал укорять:«Ты, любезный Феолипт оставил гроб мой без попечения, и Бог послал ко мне тех кого ты видишь». И пока Феолипт удивлялся, как это святой Мелетий говорит, если он мертв, он вдруг услышал глас с Неба: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11: 25). Об этом все. А сейчас я хочу поведать во славу святого о некоторых чудесах, совершенных им при жизни. Однажды, когда святой шел по берегу, он встретил нескольких рыбаков, которые расстелили свои сети на песке. Поинтересовавшись, поймали ли они чего, те ответили, что ловили всю ночь, но ничего не поймали. Пожалев их, святой с дерзновением произнес:«Дети, забросьте снова сети во имя Спасителя нашего Бога». Послушавшись преподобного, они вошли в лодку и, немного отплыв, прочитали молитву и забросили сети. О неописуемая милость Твоя, Христе мой! Столько много рыб попалось в их сети, что рыбаки с большим трудом смогли вытащить их в лодку. Удивляясь дерзновению, что имел к Богу преподобный, они прославили Бога и поблагодарили Мелетия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

А онь есть злый человкъ... и печати поддлывает. – В конце декабря 1662 г. царь Алексей Михайлович принял решение созвать в 1663 г. церковный Собор по «делу» Никона с участием вселенских патриархов (Гиббенет 1, 135–137, 242–246), и на Восток с грамотами-приглашениями был послан Мелетий Грек. Никон предупредил царя о Мелетии как о человеке ненадёжном. Началось расследование. При расспросах царскими людьми о Мелетии строитель Спасского монастыря старец Арсений сказал, что до ухода с патриаршей кафедры Никон отдал ему для сбережения греческие письма и грамоту на четырёх листах, поданные ему чёрным священником Иосифом, которому эти документы дал Мелетий Грек. Иосиф, в свою очередь, сказал, что Мелетий дал ему письма «для учения, а не учился с них для того, что они различные, а патриарху, де, их подал для оправдания, как подал на него архимандрит Деонисей составную грамоту от антиохийского патриарха, а подписал её Мелетий арабским письмом, а видел, де, то, как ту грамоту составили, поп Семион, а ныне он в Афонской горе, съехал тому года с два». Как заключил Н.П. Гиббенет, эта грамота, по-видимому, и дала повод патриарху Никону назвать Мелетия «подделывателем подписей» – РГАДА, ф. 27, оп. 1. д. 140, ч. 3; Гиббенет 1, 145; 2, 551–560. Все обвинения Никона в отношении Мелетия были признаны недоказанными. Однако как после первой (декабрь 1662 г. – май 1664 г.), так и после второй (сентябрь-ноябрь 1666 г.) поездок Мелетия на Восток вопросы о подлинности не только подписей восточных патриархов на их ответных грамотах царю Алексею Михайловичу, но и самих привезённых Мелетием документов в Москве возникали. В апреле-мае 1664 г. иконийский митрополит Афанасий в Москве заявил, что ответные грамоты константинопольского и иерусалимского патриарха Мелетий написал сам и подписи патриархов на грамотах ненастоящие – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, л. 4–8. В октябре 1666 г. грек Стефан Юрьев писал из Киева Паисию Лигариду, что Мелетий едет «с великою пышностию и гордо», открыто выдаёт себя за царского посла и ехать с ним крайне опасно, потому что на любой дороге его могут схватить – Макарий 1996, 235–236. Со временем вскрылись факты о неосторожном и неосмотрительном поведении Мелетия в Константинополе в 1663 г., нечестности, подделке царских грамот и утаивании огромных денежных сумм, предназначавшихся восточным патриархам: 1 апреля 1670 г. в грамоте Иерусалимского патриарха Досифея царю Алексею Михайловичу подробно записаны обстоятельства задержки Мелетия в Яссах из-за павшего на него подозрения в подделке царской грамоты о милостыне Св. Гробу и присвоении огромной суммы денег; сведения патриарха Досифея подтверждались письмом Дионисия Ивирита к Паисию Лигариду, написанным и отосланным в Москву одновременно с грамотой иерусалимского патриарха – Фонкич 1994, 120; Фонкич 1997, 159–178.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Отсюда невольно возникает вопрос: не заимствовал ли составитель жития святого Мелетия свое известие о совершенном святым Мелетием в Царьграде на (Втором Вселенском) соборе чуде из какого-либо источника сомнительного достоинства, или не перепутал ли он сам что-нибудь, и вообще – заслуживает ли доверия свидетельство составленного на Руси жития святого Мелетия, не подтверждаемое никакими достоверными свидетельствами истории? Сомнение в достоверности рассматриваемого свидетельства представляется еще более законным ввиду следующего обстоятельства. В житии святого Мелетия рассказывается, что святой Мелетий посредством перстов научал людей правой вере два раза. Один раз это было, как сказано выше, в Константинополе на Соборе, другой – намного ранее, в Антиохии, при проповеди в храме с церковного амвона. Случай в Антиохии – действительный случай, и действительность его ни со стороны православных, ни со стороны старообрядцев сомнению не подвергается. Но что же мы видим? А вот что. Первое. Все, что повествуется в житии святого Мелетия о поучении им народа в Антиохии, вполне подтверждают и церковные историки. Второе. О благословении народа перстами здесь ничего не говорится. Третье. О самом способе поучения антиохийского народа перстами в житии повествуется совершенно иначе. Вот это место из жития святого Мелетия: «Желающим всем людям узнать точно, какого исповедания новый их архиепископ, и о сем ему сетующим, сотворил Мелетий святой в церкви проповедь Божьего слова к народу, православную веру, на Первом Вселенском, который в Никее, соборе утвержденную, прославляя и исповедуя бытие Сына Отцу единосущное, соестественное, равное, несозданное и Творца всего творения. Так громко святому народ поучающему архидиакон клира антиохийского, ересью зараженный, подступивши к своему архиепископу, своей рукой заградил ему уста, чтобы не исповедовал, не поучал правоверию. Святой же, имея уста загражденными архидиаконовою ладонью, простер руку свою к народу, пальцами рук громче, чем голосом исповедая Святую Троицу: ибо сначала показал три пальца, изображая три лица Божественные, затем те пригнув, один показал палец, единое в трех изображая Божество.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Посвящение Максима было отвергнуто в Константинополе, и Григорий успокоился. При таких обстоятельствах собрался собор Константинопольский, Вселенский. На соборе вначале не было епископов из Египта. Он составился исключительно из епископов восточных 484 , т. е. епископов антиохийского направления. По-видимому, положение Григория среди епископов неодинакового с ним богословского строя мысли было естественно. Однако же при начале собора этого не видим. Дела собора сосредоточивались в руках Мелетия Антиохийского , о котором Григорий отзывался так: «Он весь был в Боге (Θεο γμων), светлый взор его внушал уважение» 485 . Течение дел на соборе под руководством Мелетия, пользовавшегося безусловным авторитетом и всеобщим уважение, идёт как нельзя лучше. Григорий утверждён от собора архиепископом столицы, Константинополя 486 . Сделано ли ещё что под председательством Мелетия на том же соборе – неизвестно. Смерть прервала благотворную и миротворческую деятельность Мелетия. Мир, доныне царствовавший на соборе, сменяется спорами и несогласием. Чем дальше, тем больше Григорий расходится в воззрениях с прочими членами собора. Желание Григория, ставшего по смерти Мелетия первенствующим членом собора, желание быть на соборе подобным регенту, управляющему хорами певчих и приводящему в гармонию их пение, не осуществилось 487 . Известный уже нам вопрос о Павлине разъединяет его от остальных членов собора. Собору казалось, что Григорий хочет добиться благорасположения Запада, сделать уступку римскому епископу, чего не хотели отцы собора. Возникло опасение за самостоятельность Восточной церкви. Григорий со своими александрийскими симпатиями оставался одиноким на соборе, состоящем из восточных, антиохийствующих. Григорий и собор перестали понимать друг друга 488 . Но на этом дело не кончилось. К сожалению, о причинах дальнейших размолвок Григория с отцами собора до прибытия сюда египетских епископов мы не имеем точных сведений. Единственный свидетель дела – сам Григорий, но его описание событий этого времени очень не ясно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Далее автор упоминает первее всего Евстафия, которого он называет «величайшим столпом благочестия» (I, 25 (24). Очевидно, он старается поднять Евстафия на ту высоту, на какой стояли самые главные поборники православия того времени. 221 С таким же признанием великих заслуг для церкви Феодорит описывает и другого Антиохийского епископа Мелетия (358–381 г. с промежутками). Историк истощает все хвалы при описании этого лица. Он именует его «святым», «великим» (II, 31 (27), «дивным» (III, 4 (2), «кротчайшим из всех людей», «божественным» (V, 3) и т. д.; указывает на особенную мудрость и проницательность Мелетия, который поставлял пастырями в другие места лиц, отличавшихся многими высокими достоинствами (V, 4); указывает на безбоязненность Мелетия, который во времена Юлиана дает убежище сыну одного жреца, обратившемуся к христианству (III, 14 (10). Весьма замечательные рассказы Феодорита об отношении Феодосия Великого к Мелетию, о чем мы ничего не знаем из других источников того времени. По рассказу Феодорита Феодосий, когда он был еще военачальником, видел следующий сон: «ему представилось во сне, будто епископ Антиохийский Мелетий (которого нужно сказать Феодосий в то время совсем не знал) возложил на него царскую порфиру и главу его украсил царским венцом» (V, 6). Смысл сна понятен: он предвещал Феодосию царский престол, что впоследствии и оправдалось. Первое свидание Феодосия, уже в качестве царя, с Мелетием, по рассказу историка, произошло при следующих обстоятельствах: Феодосий прибыл на собор второй вселенский, происходивший как известно в Константинополе, пожелал увидеть Мелетия, бывшего на соборе, но он приказал не указывать ему Мелетия – в уверенности, что он сам узнает являвшееся ему во сне лицо. «И действительно, рассказывает Феодорит, когда собрались все епископы в царские палаты, Феодосий прямо подошел к Мелетию, обнял его, начал целовать ему глаза, уста, грудь, голову и короновавшую его правую руку» (V, 7). Рассказ этот встречается только у одного Федорита. 222 – Вообще всех православных епископов Антиохийских Феодорит в высшей степени прославляет, при чем он превозносит иногда и таких лиц между ними, о которых ничего замечательного неизвестно в истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Афанасий Великий, к-рый, столкнувшись с отказом Мелетия пойти на уступки, признал законным епископом Павлина. Между тем Рим до 375 г. не признавал законным епископом ни того, ни другого. В Антиохии, т. о., помимо ариан, сплотившихся вокруг Евзоия, в течение 30 лет существовало неск. правосл. «партий». По инициативе Мелетия в Антиохии был созван Собор, на к-ром был подтвержден Никейский Символ веры. Новый имп. Валент , поддерживавший ариан, возобновил ссылки правосл. епископов; Мелетий был выслан в Армению (365), а на Антиохийскую кафедру вернулся Евзоий. Менее влиятельных павлиниан власти оставили в покое, а мелетиане должны были собираться для богослужений под открытым небом или в горных пещерах. Многие из тех, кто отказался от церковного общения с Евзоием, были утоплены по имп. приказу в р. Оронт. Во время войны Валента с готами (367-370) Мелетий вернулся в Антиохию; в это время он крестил и поставил во чтеца юного Иоанна Златоуста. В 371 г. имп. Валент сделал Антиохию своей постоянной резиденцией, что стало причиной новой ссылки Мелетия. Свт. Василий Великий , с 370 г. занимавший кафедру Кесарии Каппадокийской, с согласия Мелетия предпринял попытку примирить его со свт. Афанасием, чтобы тот убедил Римский престол способствовать объединению 2 правосл. общин в АПЦ. В связи с кончиной свт. Афанасия (373) свт. Василий взял на себя переговоры с Западом. Папа Дамас , не осознавая сложности положения православных на Востоке, занял жесткую позицию и в 375 г. признал Павлина законным епископом Антиохии. Тем не менее свт. Василий продолжал отправлять послания и посольства к иерархам Востока и Запада. Вспыхнувшие в то время споры вокруг толкования понятия «ипостась» еще более осложнили положение. Прибывший в Антиохию блж. Иероним принял поставление во священника от Павлина (378), демонстрируя свою враждебность к мелетианам. Между тем свт. Василий незадолго до кончины (379) увидел результаты своих миротворческих трудов: Римский Собор снял обвинения с Мелетия (кон. 377), а после того как ставший единовластным правителем империи имп.

http://pravenc.ru/text/115764.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010