«Умный совет! Превосходная просьба!» – повторим вслед за святителем Филаретом 11 . Св.Иоанн весьма старался словом своим ослабить так называемый мелетианский раскол в Антиохийской церкви. Последний возник довольно неожиданно во время арианских смут и преимущественного господства ариан в Восточной церкви. В 330 году они низложили православного епископа Антиохии Евстафия, а на его место поставили еретика Павлина, но православные считали своим архипастырем низложенного и не подчинились новоизбранному. После Павлина, умершего в 361 году, ариане поставили для Антиохийской церкви епископом Мелетия, считая его своим одноверцем. Но еретики ошиблись, ибо скромный Мелетий оказался строго православным. Тем не менее православные не все признали его своим епископом, ибо он был поставлен арианами. Православные подчинились, как епископу, пресвитеру Павлину. Хотя ариане преследовали епископа Мелетия, ими же поставленного, но православного, и хотя не все православные признавали его, но дело еще было легко поправимо, и Афанасий Александрийский , умиротворитель Востока, послал двух епископов убедить православную партию Павлина подчиниться епископу Мелетию, как тоже православному. Но Люцифер, еп. каральский, еще до прибытия сих епископов поставил пресвитера Павлина епископом Антиохии. В ней оказалось таким образом два православных епископа, которые весьма уважали друг друга, но не успели, не могли убедить своих пасомых, обе партии, жить в мире и любви. Это и поставил своей задачей красноречивый пресвитер Иоанн, принадлежавший к партии преемника Мелетия епископа Флавиана, при котором раскол и окончился смертью еп. Павлина в 392 году. Но до тех пор пастырское слово Златоуста в данном случае не имело обычного блестящего успеха. Златоуст прибег к другой чисто пастырской мере. И это дело было одним из первых по постановлении его в пресвитера. Епископ Антиохийский Мелетий умер в 381 году в Константинополе во время II-ro вселенского собора. Тогда же тело его было перевезено в Антиохию и христиане встретили его мощи с любовью и благоговением. Св. Иоанн тогда был диаконом. Теперь он, как проповедник, в день памяти святителя, решил почтить его особенным похвальным словом, для чего устроил торжественное чествование его памяти. В слове были восхвалены его православие и страдание от ариан, его сердечные качества, снискавшие любовь и благоговейную память большинства православных Антиохийцев – все это для того, чтобы побудить меньшинство (Евстафиан-Павлинистов) прекратить раскол. Повторяемое ежегодно торжественное чествование памяти еп. Мелетия с пламенными речами Златоуста достигли цели; по смерти еп. Павлина его приверженцы признали своим епископом Флавиана, преемствовавшего Мелетию. Златоуст имел радость наслаждаться плодами своего пастырского влияния. Но еще ранее оно возросло до колоссальных размеров. Этому способствовали чрезвычайные обстоятельства, пережитые Антиохией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Как видно из текста беседы, свт. Мелетий был крайне осторожен в изложении учения о Сыне Божием. Он явно избегает употребления термина «Единосущный», отдавая предпочтение библейской терминологии. Свт. Епифаний в целом оценивает эту беседу положительно (Панарий. 73, В беседе свт. Мелетия Сын прямо назван Богом и Творцом мира. Святитель Мелетий четко указывает, что Сын не является лишь силой, голосом или бездушным образом Отца, но имеет самостоятельное ипостасное бытие. Возможно, единственным местом, в котором можно видеть влияние богословия омиев, было утверждение, что Сын является подобным Отцу. Тем не менее, можно согласиться с французским исследователем Эмилем Амманом, который полагает, что в цитированной беседе свт. Мелетия «никейцы могли узнать себя». По мнению Э. Аммана, свт. Мелетий в этой беседе намеренно «выступал на стороне традиционной веры». Фактически Мелетий здесь «утверждает все, что утверждал Никейский Символ веры; он отвергает все двусмысленные толкования, тесно или отдаленно граничащие с Уже через несколько месяцев после своего избрания на Антиохийскую кафедру свт. Мелетий был с нее свергнут. В описании причин его низложения древние церковные писатели практически единодушны. Взойдя на Антиохийскую кафедру, свт. Мелетий стал однозначно поддерживать Никейское исповедание. Фактически он примкнул к формирующейся «новоникейской» партии, которая разработала троичную богословскую терминологию. По словам и Феодорита, и Созомена именно исповедание учения о Троице повлекло за собой изгнание свт. Мелетия с кафедры. Евстафиане и мелетиане В Антиохии продолжали существовать и последователи свт. Евстафия, которые отказались объединиться со сторонниками свт. Мелетия. Поэтому фактически в Антиохии образовалось две группы православных: евстафиане и мелетиане. Как пишет блаженный Феодорит, «в Антиохии православный народ распался на две партии: приверженцы всехвального Евстафия, отделившиеся еще прежде, собирались на богослужение особо, а отступившие от арианского общества вместе с дивным Мелетием совершали богослужение опять особо в так называемой старой церкви. Между тем обе эти партии одинаково исповедовали веру, ибо та и другая с равным усердием стояла за символ изложенного в Никее учения. Разделяла их только взаимная вражда и привязанность каждой к своему предстоятелю» (Кн. III, гл.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5923017...

В 360 году ариане поставили в Антиохии епископом Мелетия, считая его за арианина, но Мелетий оказался строго пра­вославным. Ариане его низвергли. Тогда часть евстафиан признала Мелетия своим епископом, но другая часть не признавала, так как он был поставлен арианами, и продолжала устраивать отдельные собрания под руководством пресвитера Павлина. Таким образом, между православными в Антиохии произошел раскол, называемый мелетианским. Собор Александрийский по предложению Афанасия для примирения православных послал в Антиохию депутацию, в которой, между прочим, был строгий до фанатизма Люцифер Сардинский, возвращенный из заточения и пребывавший в Александрии. Люцифер своею горячностью испортил все дело – не признав Мелетия законным епископом, он поставил евстафианам епископом Павлина. Раскол продолжался. За Павлина стояли Церкви Александрийская и западные, за Мелетия – все православные восточные. Император Юлиан скоро заметил благотворную деятельность Афанасия для Церкви и решился его сослать как возмутителя общественного спокойствия. Афанасий должен был спасаться бегством в пустыню. При преемнике Юлиана Иовиане Афанасий опять занял свою кафедру. Иовиан, бывший недолго императором, не вмешивался в церковные дела. Но при Валенте (364–378 гг.), брате и восточном соправителе Валентиниана I, опять начались преследования православных. Валент подпал влиянию партии строго арианской и стал преследовать как православных, так и полуариан. Это, впрочем, послужило в пользу Церкви, так как полуариане стали еще более сближаться с православными и присоединяться к Церкви. Изгоняя православных из Константинополя и других городов, Валент издал указ и о ссылке Афанасия. Афанасий должен был бежать (367 г.). Но в Александрии началось волнение, и Валент принужден был призвать Афанасия. Это было последнее его изгнание. Теперь Афанасий до самой своей смерти спокойно управлял Церковью. Самые враги его чувствовали невольное уважение к великому старцу. Он был около 50 лет епископом и из них более 20 лет провел в изгнании.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При патриархе Мелетии (Метаксакисе) Сербская Церковь была признана патриархатом, относительно чего был издан специальный Томос, датированный 19 февраля 1922 г. 158 Особого порицания заслуживает абсолютно неканоничное дарование патриархом Мелетием в 1923 г. автономии Финляндской (6 июня 1923 г.) и Эстонской (23 августа 1923 г.) Церквям. Означенные действия внесли ощутимый дисбаланс в отношениях между Московским и Константинопольским Патриархатами. Эстонский же вопрос не урегулирован и до сих пор. Вероломная церковная политика Вселенской Патриархии в наши дни является продолжением дела, начатого патриархом Мелетием (Метаксакисом), что не только делает реальностью «параллельное присутствие двух юрисдикций в Эстонии» 159 , но и «говорит о последовательном намерении Константинополя узурпировать каноническую власть в Эстонии и лишить Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата […] юридического […] и канонического права наследия в стране, где православие взросло и укреплялось стараниями […] верных чад Русской Православной Церкви» 160 . В течение всей малоазийской военной кампании патриарх Мелетий активно поддерживал боевой дух сражавшихся греков, не забывая, одновременно, и о русских беженцах, проживавших в Константинополе. Но поражение греков в войне и победа кемалистской революции в Турции вынудили патриарха Мелетия IV 2 октября 1923 г. уйти в отставку и навсегда покинуть Стамбул 161 . Остро переживая свою причастность к греческой национальной катастрофе, Мелетий (Метаксакис) сперва поселился на Афоне, а немного позже переехал пригород Афин, откуда он 20 мая 1926 г. был призван на Александрийский патриарший престол 162 . В третий раз став главой Автокефальной Церкви, он проявил свою обычную активность. Благодаря незаурядным административным способностям патриарха Александрийского Мелетия (Метаксакиса) наладилась и возродилась, практически угасшая к 1926 г., жизнь древнего Александрийского Патриархата. Кипучая энергия патриарха Мелетия проявилась в радикальной реорганизации управления Патриархией и учреждении Священного Синода. Кроме того, был сделан особый акцент на православном миссионерстве в Африке, после чего весь африканский материк вошел в каноническую территорию Александрийского Патриархата, а к титулу Предстоятеля Церкви были добавлены слова «и всея Африки» 163 . Особым попечением патриарха была забота о духовном образовании и православном воспитании паствы, для чего было открыто духовное училище имени святителя Афанасия, возвращено к жизни издание журналов «Церковный маяк» и «Пантэнос», а также учреждено издание нового религиозного бюллетеня «Божественное учение», распространявшегося бесплатно 164 . Характерным явлением для Александрийского Патриархата времен первосвятительства Мелетия II (Метаксакиса) был переход на новоюлианский календарь в 1929 г. и признание законными англиканских рукоположений в 1930 г. В целом, его предстоятельство на Александрийской кафедре оказалось положительным и даже своевременным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я: Из сего учения св. Мелетия не выходит того, что тебе хотелось бы вытолковать. В 31 гл. Стоглава это поучение Мелетиево не к делу приведено, неправильно приведено и нисколько не подтверждает учение о двуперстии для крестного знамени. Св. Мелетий был на соборе против ариан, которые еретически мудрствовали о единосущии св. Троицы. Народ просил св. Мелетия вкратце высказать православное учение о единосущии Св. Троицы. Когда же он начал говорить, еретики зажали ему уста (как повествуется в житии св. Мелетия), через что св. Мелетий потерял возможность высказать словами правое учение о Св. Троице, но лишённый возможности говорить, он показал православное учение о единосущии Св. Троицы на перстах своих гораздо яснее, чем на словах. Известно, что еретик Арий отвергал единосущие лиц Св. Троицы, Сына Божия не исповедал Богом и называл Его тварью. Чтобы показать неправое учение еритиков, св. Мелетий должен был поднять руку и показать три перста разъединённо, от этих несложенных во едино перстов, изображающих еретическое учение о не едином существе лиц св. Троицы знамения не бысть; а когда св. Мелетий стал показывать народу православное учение о единосущии Св. Троицы, то для этого он два перста сложил и к ним пригнул один перст, так что три перста, совокуплённые воедино, как и три лица Св. Троицы едино суть, показали ясно и понятно народу православное учение о единосущие лиц Св. Троицы; что учение Мелетиево всенародно подтвердилось чудесным явлением огня от сложенной треперстно руки Мелетиевой, когда он благословил народ во имя Святые Троицы. После этого, когда еретики были поражены таким чудесным огненным знамением, руками зажатые доселе уста св. Мелетия освободились, от чего получилась возможность поучать народ словом, и св. Мелетий, как сказано в 31 гл. Стотлава, достохвальный испусти глас: три убо разумеем, о едином же беседуем. Отсюда мы и видим, что Мелетий поучал народ не о том, как слагать персты для крестного знамени, а о единосущии лиц Святые Троицы, если же на перстах показал он сие учение, то к этому способу он прибёг вследствие необходимости, известной нам из жития его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1 июня 1628 г. покровитель Игнатия эмир Фахр ад-Дин по просьбе Кирилла организовал на своей территории, в сел. Рас-Баальбек, церковный Собор, призванный положить конец спору 2 патриархов. Однако большинство из 11 архиереев, присутствовавших на Соборе, включая Мелетия Карму, были противниками Кирилла. Он был осужден, низложен и заточен в тюрьму, где вскоре умер, возможно был убит по приказу Фахр ад-Дина. Игнатий остался единственным патриархом, но не решался покидать владения Маанов и появляться в Дамаске. В нач. 1634 г. он погиб в ходе подавления османами мятежа Фахр ад-Дина. После этого жители Дамаска призвали на Патриаршество Мелетия Карму. 1 мая 1634 г. он был возведен на Антиохийский престол с именем Евфимий, однако уже в нояб. тяжело заболел и вскоре умер. Своим преемником он назначил Мелетия ас-Сакизи (см. ст. Евфимий III ). Е. сыграл ключевую роль в культурном подъеме правосл. арабов XVII в., к-рый получил в научной лит-ре название «мелькитский ренессанс» (араб.- нахда). Традиционно начало движения связывается с именем Е., хотя мн. его признаки заметны уже в творчестве мелькитских интеллектуалов 80-х гг. XVI в. Определенное влияние на Е. оказал митр. Иоаким Вифлеемский. Известными представителями «ренессанса» были ученики и преемники Е.- патриархи Евфимий III и Макарий III аз-Заим. Е. стремился унифицировать литургические традиции восточнохрист. мира, что было залогом духовного единства правосл. народов. Опираясь на стандартные издания греч. венецианских типографий, Е. предпринял новые переводы и исправления араб. литургических текстов, устраняя разночтения и отклонения от греч. образца. Переводы и редактирование богослужебных книг заняли десятки лет, однако в лит-ре их сводят к неск. датам: к 1612 г. Мелетий Карма подготовил свои версии Служебника, Синаксаря, Стихираря и Типикона, ранее 1628 г.- Часослова, к 1633 г.- Евхология. Тексты Мелетия обрели широкую популярность в арабо-христ. среде, вытеснив прежние версии богослужебной лит-ры: в рукописных собраниях мон-рей Антиохийской Церкви они занимают по численности одно из первых мест наряду с переводами Библии Абдаллаха ибн аль-Фадла Антиохийского и творениями отцов Церкви. Переводы Служебника и Часослова легли в основу изданий, осуществленных в XVIII в. Антиохийскими патриархами Афанасием III Даббасом и Сильвестром . Помимо переводческой и редакторской деятельности Е. занимался оригинальным лит. творчеством. Ему принадлежат проповеди, послания, историческая заметка о мелькитских митрополитах Халеба и ряд др. сочинений (бóльшая часть сохр. в рукописях, не изд.).

http://pravenc.ru/text/187729.html

П. Строев «Списки иерархов...» стлб. 1049); Евфимий и Лаврентий – неизвестно какие епископы; Симон, или Симеон (в светильне службы на 28 сентября между иерархами упоминается Симеон, а не Симон), не Суздальский епископ, а епископ Переяславский, окончивший свою жизнь мученическою смертью, как видно из канона иеромонаха Мелетия Сирига (песнь 9, тропарь 3). На старинной иконе печерских святых изображен в святительском одеянии «святый Симеон, епископ Переяславский». По летописям, святитель Симеон окончил свои дни страдальческой смертью при нападении татар на Переяславль в 1339 году (ПСРЛ, 1, 200; 3, 188; Никоновская летопись, 3, 4, 5 у архиепископа Филарета: Русские святые, 3-я книга, с. 106); Дионисий, архиепископ Суздальский (†1385; память 15 октября и 26 июня). Священномученик Макарий, митрополит Киевский (†1497; память 1 мая) (канон иеромонаха Мелетия Сирига, песнь 9, тропарь 4). Мощи его почивают в соборе в честь святого равноапостольного князя Владимира. Святые мученики Антоний, Иоанн, Евстафий, Виленские мученики (†1347; память 14 апреля) (канон иеромонаха Мелетия Сирига, песнь 7, славник). Святая равноапостольная Ольга (в святом Крещении Елена) (†969; память 11 июля); святой равноапостольный Владимир (в святом Крещении Василий) (†1015; память 15 июля) и чада его святые благоверные Борис (в святом Крещении Роман), князь Ростовский (†1015; память 24 июля) и Глеб (в святом Крещении Давид), князь Муромский (†1015; память 5 сентября). (Канон иеромонаха Мелетия Сирига, песнь 1, славник). В каноне на 28 сентября они также упоминаются (песнь 9, тропарь 6). В служебниках и других церковных книгах, печатанных в Киево-Печерской Лаврской типографии, вместе со святыми Борисом и Глебом воспоминается святой благоверный великий князь Игорь Киевский и Черниговский (†19 сентября 1147; перенесение мощей 5 июня 1150), но в обоих канонах печерским святым имя его не находится. Святая великомученица Варвара (†ок. 306; память 4 декабря), честные мощи которой почивают в Киевском соборе в честь святого равноапостольного князя Владимира, прославляется в службе на 28 сентября вместе с преподобной Евфросинией Полоцкой (†1173; память 23 мая) и праведной девой Иулианией Ольшанской (обретение мощей XVI в., память 6 июля) (песнь 9, слава).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Богатые данные по этому вопросу дает нам дело Мелетия и история арианства в Египте. Узнав о незаконных посвящениях Мелетия, александрийский епископ Петр 867 (в 304–805 году) написал следующее окружное послание подчиненным ему епископам 868 : «так как я узнал, что Мелетий на письмо блаженных епископов и мучеников (Езихия, Пахомия, Феодора и Филея) не только не обратил внимания, но и вторгся также и в мой отдел, сместил мною поставленных и посвятил других, то я прошу вас воздерживаться от общения с ним, пока я со знающими мужами не опровергну его и не разследую дела». И то и другое удалось епископу Петру александрийскому только в 306 году. Воспользовавшись наступившим в этом году затишием, он созвал собор в Александрии и, разсмотрев на нем дело Мелетия, провозгласил отлучение его от церкви. Отлучение это равнялось отрешению от должности. Так по крайней мере посмотрел на Мелетия и никейский собор, который определил: «оставаться Мелетию в своем городе, но без права рукополагать, подавать голос при избрании епископов, являться с этою целью в селения и города, а сохранять только одно имя своего достоинства» 869 . То же мы видим и позднее. На своем александрийском соборе 320 года Александр, епископ александрийский, отлучил от церкви Ария и его приверженцев, в числе которых было два епископа: Секунд птолемаидский и Феона мармарикский. Об этом отлучении было сообщено Александром всем православным епископам, чтобы никто из них не принял в общение отлученных им лиц 870 . Отлучение для всех их было однозначуще с отрешением от должности. Арий и его приверженцы вынуждены были покинуть Александрию. Хотя они и вернулись позднее, тем не менее они не заняли принадлежавших им прежде должностей 871 . Отсюда следует, что подчиненность египетских общин и епископов александрийскому иерарху была правовая и отлучение александрийского епископа для епископов всего Египта со включением близлежащих стран имело законные последствия так же, как и отлучение римского епископа в отношении италианских епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Лит.: Прокопович И., прот. Речь при отпевании тела преосв. Мелетия, архиеп. Харьковскаго и Ахтырскаго. Х., 1843; Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Харьковской епархии. М., 1852. Отд. 1. С. 27, 48; Чистович И. А. История СПбДА. СПб., 1857. С. 351, 368; Аскоченский В. И. История КДА по преобразовании ее в 1819 г. СПб., 1863; Ковалевский А. Ф. Из восп. о почившем архиеп. Харьковском Мелетии (Леонтовиче)//ДЧ. 1867. Ч. 1. 4. С. 164-168; он же. К биографии преосв. Мелетия (Леонтовича), архиеп. Харьковского//Харьковские ЕВ. 1869. 21. С. 255-259; Малышевский И. И. Ист. записка о состоянии академии в минувшее 50-летие. К., 1869; Солнцев П., свящ. Краткие сведения о харьковских иерархах. Х., 1869; Попов Е., прот. Великопермская и Пермская епархия. Пермь, 1879; Кулжинский Г. И. Свт. Мелетий (Леонтович). X., 1881; он же. Святогорская Успенская общежит. пуст. в Харьковской епархии. Од., 18965. С. 70-74; он же. Возлюбленный Христом: Житие свт. Мелетия Харьковского. М., 2001; Киево-Златоверхо-Михайловский мон-рь: Ист. очерк от основания его до наст. времени. К., 1889. С. 136; Буткевич Т. И., прот. Ист.-стат. описание харьковского кафедр. Успенского собора. Х., 1894. С. 95-98; Шестаков И. В., свящ. Краткий ист. очерк 100-летия Пермской епархии. Пермь, 1899. С. 118-123; он же. Преосв. Мелетий (Леонтович), еп. Пермский и Екатеринбургский. СПб., 1907; Ефимов А., свящ. Архим. Сергий, настоятель Ахтырского Св.-Троицкого мон-ря. Од., 19072. С. 6, 7, 33; Нестор (Анисимов), иером. Православие в Сибири. СПб., 1910; Поселянин Е. Н. [Погожев]. Рус. подвижники XIX в. СПб., 19103. С. 70-80; [Стефан (Проценко), архиеп.] Харьковский свт. Мелетий Леонтович//ЖМП. 1948. 11. С. 60-67; ЖПодв. Февр. С. 324-329; Наумова О. Е. Иркутская епархия: XVIII - 1-я пол. XIX в. Иркутск, 1996; Никодим (Руснак), митр. Сб. служб и акафистов. М., 1996; Калинина И. В. Правосл. храмы Иркутской епархии: XVII - нач. ХХ в. М., 2000; Иркутская летопись, 1661-1940 гг./Сост., предисл. и примеч.: Ю. П. Колмаков. Иркутск, 2003; Багалей Д. И., Миллер Д. П. История г. Харькова за 250 лет его существования: (1655-1905). Х., 2004. Т. 2; Дулов А. В., Санников А. П. Правосл. Церковь в Вост. Сибири в XVII - нач. XX в. Иркутск, 2006. 2 ч.; Летопись жизни и служения свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского. М., 2010. Т. 2. С. 3, 189, 261, 295; Талалай М., протодиак. «Я прославлю прославляющих Меня...»: Новые мат-лы к истории канонизации свт. Мелетия, архиеп. Харьковского и Ахтырского//Вестн. Харьковской ДС. 2013. 3. С. 4-15.

http://pravenc.ru/text/2562820.html

Отцы Никейского Собора ясным образом отделяют дело самого Мелетия от поставленных им епископов. Снисхождение Собора по отношению к нему состоит лишь в том, что он сохранил сан епископа, тогда как в случае своего низложения он, в соответствии с нормой права, должен был бы вернуться в состояние мирянина. Однако, кроме этого, он не получил никаких уступок ни в настоящем, ни в будущем. Что же касается поставленных им епископов, то они по возложении на них рук должны были проходить епископское служение в качестве викариев местного архиерея, со всеми ограничениями согласно их положению, в соответствии с принципом, по которому в каждой Церкви должен быть лишь один правящий архиерей, как на это прямо указывает 8 правило, устанавливающее порядок принятия в Кафолическую Церковь новацианского духовенства. В случае вдовства кафедры викарий является естественным преемником правящего архиерея. Однако его поставление не является автоматическим: необходимо избрание со стороны верующего народа и каноническое утверждение со стороны епископа Александрийского. Для допущения к исполнению своих полномочий в Церкви епископы – последователи Мелетия должны были подвергнуться возложению рук, определяемому как μυστικωτρα χειροτονα. Грамматическая сравнительная степень показывает, что возложение рук, о котором идет речь, есть поставление, а не покаяние. Это равносильно утверждению, что ранее полученное поставление, будучи неправильным, недостаточно. Это поставление является таковым, поскольку оно не получило необходимого одобрения со стороны законного первоиерарха, епископа Александрийского. Здесь следует провести параллель с тем, что отцы Никейского Собора постановили в правиле б, имея в виду именно положение в Египте: «Если кто без соизволения митрополита поставлен будет епископом, о таковом великий Собор определил, что он даже не епископ». Еще два замечания следует сделать по поводу выражения μυστικωτρα χειροτονα. Пожалуй, не будет неправильным перевести «поставлением, в коем больше от Таинства» 161 . С другой стороны, сравнительная степень допускает предположение, что никейские отцы не желали категорически утверждать, что совершенные Мелетием поставления абсолютно недействительны, но в то же время не признавали их, так как по существу своему священство тесно связано с понятием Церкви. Условия принятия епископов – последователей Мелетия отличаются от условий принятия епископов-новациан, поскольку последним оставляется лишь священнический сан, тогда как первые принимаются в сущем сане. Нельзя не отметить также, что от новацианских клириков требовалось письменное свидетельство о принятии ими вероучения и практики Кафолической Церкви в отношении повторного брака и допущения к общению падших. Ничего такого не требовалось от сторонников Мелетия, что, по-видимому, показывает отсутствие догматических причин для раскола. Мелетий совершил двойной проступок, вмешавшись в дела других Церквей и действуя наперекор традиционным привилегиям Александрийского престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010