С 1618 по 1620 годы он был ректором в Киевской братской школе. В 1619 году в Евье была напечатана «Грамматики славенския правилное синтагма...» Эта книга прославила имя Мелетия как выдающегося ученого не только в славянском мире, но и во многих странах Западной Европы. Издание «Грамматики» опровергло бытовавшее в Ватикане мнение, отрицавшее всякую возможность развития науки и литературы на славянском языке. Славянской грамматике Мелетия суждена была долгая жизнь в Московском государстве в духовных и светских школах и в послепетровское время, вплоть до середины XIX столетия. М. В. Ломоносов называл «Грамматику» «вратами учености». Особенно плодотворными в литературном творчестве Мелетия были 1620–1623 годы. 2 ноября 1620 года Мелетий произнес в Вильне поминальное слово при погребении епископа Леонтия (Карповича), изданное под названием «Казанье на честный погреб... господина Леонтия Карповича» (1620). Дважды, в апреле и июне 1621 года, Мелетий издал «Оправдание невинности...», на которое униатский митрополит Иосиф Вельямин Руцкий ответил «Двойною виною» с «Дополнением». В том же году Мелетием написана и издана «Защита оправдания», на которую униаты тотчас же ответили «Испытанием защиты». Со стороны Мелетия следует «Обличение» (1622). В 1619 году в Москву по поручению восточных патриархов прибыл Иерусалимский патриарх Феофан для устроения церковных дел в Москве и Великом княжестве Литовском. В 1620 году патриарх Феофан хиротонисал Мелетия во епископа Полоцкого и Витебского с возведением в сан архиепископа. Архиепископ Мелетий принимал активное участие в общественно-политической жизни страны. Его послания с призывами к защите веры, народности расходились по всей территории Великого княжества Литовского. Послания архиепископа Мелетия 1621–1622 годов сыграли немаловажную роль в народных выступлениях в Витебске, Могилеве, Полоцке. 12 ноября 1623 года, когда жители Витебска, доведенные до отчаяния античеловеческими действиями униатского архиепископа Иосафата (Кунцевича), расправились с ним и бросили его тело в Двину, архиепископ Мелетий был объявлен главным виновником «пролитой крови Иосафата». Предполагали, что владыке Мелетию, как борцу за Православие, угрожала опасность, и в конце 1623 года он навсегда покинул Вильну.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

27, оп. 1, д. 140, ч. 6, 7; Гиббенет 2, 832 – 835, 841 – 849, 903. Летом 1666 г. патриархи неоднократно посылали царю Алексею Михайловичу грамоты с похвалами иеродьякону Мелетию, заботящемуся о них – Гиббенет 2, 914 – 920. В ответ на эти послания царь отправлял свои грамоты Мелетию (4 августа и 14 сентября), называл его «многострадальным», хвалил за труды,обещал свою царскую милость и поручал обнадежить царской милостью восточных патриархов – Гиббенет 2, 923, 948. 2 ноября 1666 г. патриархи Паисий и Макарий торжественно вступили в Москву. Несмотря на то что посольство Мелетия Грека увенчалось успехом, на православном Востоке о нем еше до его первой поездки в Константинополь ходили слухи как о человеке хитром и нечестном, который «на все руки подписывается и печати подделывает» – Гиббенет I, 255; Каптерев 2, 292. Вскрылись факты о неосторожном и неосмотрительном поведении Мелетия в Константинополе в 1663 г., нечестности, подделке царских грамот и утаивании огромных денежных сумм, предназначавшихся восточным патриархам: 11 апреля 1670 г. в грамоте иерусалимского патриарха Досифея царю Алексею Михайловичу подробно записаны обстоятельства задержки Мелетия в Яссах из-за павшего на него подозрения в подделке царской грамоты о милостыне Св. Гробу и присвоении огромной суммы денег; сведения Досифея подтверждаются письмом Диони- сия Ивирита к Паисию Лигариду, написанном и отосланном в Москву одновременно с грамотой иерусалимского патриарха – Фонкич 1994, 120. В начале 1670-х гг. Мелетий Грек предпринял попытку восстановить свою репутацию в глазах высшего духовенства православного Востока, и прежде всего иерусалимского патриарха Досифея, который в своей грамоте 11 апреля 1670 г. царю Алексею Михайловичу подробно описал обстоятельства задержки Мелетия в Яссах из-за павшего на него подозрения в подделке царской грамоты о милостыне Св. Гробу и присвоении огромной суммы денег – Фонкич 1994, 114 – 126. Летом 1671 г. Мелетий послал к Досифею с сербом по имени Михаил свое письмо, но иерусалимский патриарх в собственноручно написанном ответном письме от 21 августа 1671 г. настоятельно просил Мелетия больше ему не писать. В последний год жизни Мелетий сошелся с братьями Лихудами, прибывшими в Москву в марте 1685 г. Иоаникий Лихуд в одном из документом назван духовным отцом Мелетия, а оба брата Иоаникий и Софроний – его душеприказчиками. Умер Мелетий 16 февраля 1686 г. и похоронен в Никольском монастыре – Фонкич 1997, 171 – 174. ...Симонов... – один из двух московских монастырей, основанных в конце XIV а.: Симонов (Рождество-Богородицкий на Старом) монастырь, основанный в 1370 г. прп. Сергием Радонежским, и Симонов-Успенский-Новый за бывшим Крутицким архиерейским домом, основанный в 1379 г. игуменом Симонова Старого монастыря Феодором – Зверинский 1,430; 3,1990.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При своих отличных способностях, обширных сведениях, красноречии и знатности происхождения, Иоанн мог бы со временем занять видное место на государственной службе. Но, при указанных выше условиях своей внутренней жизни, Златоуст скоро ощутил в себе действие Божественной благодати, проявившееся в нем, как внутреннее недовольство своей жизнью и стремление к духовному деланию, к жизни тихой, посвященной духовным подвигам и размышлению о предметах высшего христианского ведения. 8. К этому времени относится знакомство Златоуста с Мелетием архиепископом Антиохийским. По мнению Палладия, это знакомство привело Златоуста к принятию крещения 42 . Каков был Мелетий и почему сближение с ним имело решающее значение для Златоуста в отношении к жизненному вопросу? – Высокая личность архипастыря Антиохийской церкви Мелетия рисуется в похвальном слове Иоанна идеально-пастырскими чертами, сказанном через пять лет после кончины Мелетия. «Как прекрасный корень, скрываясь в недрах земли, сам не показывается, – говорит Златоуст, – но обнаруживает добрую силу свою чрез плоды; так точно и блаженный Мелетий, скрываясь в этой гробнице, сам невидим, но чрез вас – плоды свои, обнаруживает силу своей благодати» 43 . Далее Златоуст указывает на взаимные отношения Мелетия и его паствы. «Когда он прибыл в город, – продолжает Иоанн, – каждый из вас старался назвать свое дитя его именем, думая чрез это ввести святого в дом свой, и матери, забывая отцов, дедов и прадедов, нарекали детей своих именем блаженного Мелетия». Он свидетельствует о великой пастырской ревности Мелетия, когда он, подобно Моисею, «избавлял город от еретического заблуждения и отсекая от тела гнилые и неисцельно больные члены, возвращал Церкви истинное здоровье». Указывает, далее, на вражду против Мелетия со стороны противников Христовой истины, на его необычайное мужество, на любовь народа и непрерывное общение паствы и пастыря во все время изгнания последнего. Он был изгоняем, чтобы находиться вдали от детей, но случилось противное, он еще теснее соединился с паствою узами любви и отправился в Армению, как бы взяв с собою весь город.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Тщетно сопротивлялся им Акакий Кесарийский, запутывая себя и других новыми символами, еще более богохульными. Наконец полуариане, движимые лучшим духом, оправдали св. Кирилла и, осудив ариан, послали от себя десять епископов к императору, но Акакий и Евдокс предупредили их в Царьграде. Последнее составили они в самый год смерти Констанция, в Антиохии, откуда собирался он на войну против Персов, исполнив смятением Церковь этого великого города. Клир и народ требовали себе пастыря, ибо Евдокс перешел в Царьград, и все единодушно избрали св. Мелетия, епископа Севастийского, мужа исполненного кротости и всех добродетелей, от юных дней изнурявшего плоть свою постами и молитвой. Акакий Кесарийский и Георгий Лаодикийский, полагая, что он примет их сторону, первые предложили его императору, и православные, зная твердость веры Мелетия, с радостью одобрили его выбор; весь город торжественно принял своего пастыря. Но первая, красноречивая проповедь его пред лицом императора на текст им самим заданный о премудрости Божией «Господь созда мя в начале путей своих», раздражила всех ариан, ибо Мелетий ясно доказал, выражениями Евангельскими, несомненность Божества Сыновнего и равенство со Отцом. Они оклеветали Мелетия слабому Государю и осудили на изгнание в Армению, месяц спустя после избрания, поставив вместо него единомышленного себе Евзоия, но никто не хотел с ним сообщаться. Однако же краткое присутствие Св. Мелетия оставило благодетельное впечатление в его пастве, ибо он умел заслужить всеобщую любовь: матери именем его называли детей своих, оно повторялось по площадям и в селениях, изображения его находились во всех домах, и столь велико было огорчение народное, когда правитель города повез его на своей колеснице в изгнание, Мелетий принужден был прикрыть сановника мантией, чтобы защитить от метаемых в него камней. Много твердости показал и св. Евсевий, епископ Самосатский, в руках которого хранился акт о избрании Мелетия на кафедру Антиохийскую. Император послал требовать его обратно, с угрозою отсечь руку, если не выдаст, Евсевий же спокойно простер обе руки, говоря, что он всегда сохранит акт тот, как свидетельство против лукавства ариан, и Констанций уважил его мужество. Таким образом, Церковь Антиохийская разделилась на три части, между арианами, имевшими епископа Евзоия, и верными, которые, соглашаясь в догматах, чуждались друг друга за своих пастырей. Уважавшие память св. Евстафия, исповедника за веру при великом Константине, собирались отдельно, в древней церкви Апостолов, в ожидании законного святителя; выбор Мелетия, хотя и православного, казался им неправильным, потому что в нем участвовали отчасти ариане; а верные Мелетию не сообщались с евстафианами.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Хотя рука архидиакона и мешала говорить Мелетию, однако, он, протянув свою руку к народу, перстами еще явственнее, чем языком исповедовал Святую Троицу: сначала он показал три перста, изображая таким образом три лица Божества; пригнув два, он оставил один, показывая так единое в трех Лицах Божество. Увидев то, архидиакон, отпустив уста святого, схватил его за руку, которая так ясно изображала Троицу. Освободившись, святой стал языком исповедовать и прославлять Единую Троицу, увещевал внимавший ему народ крепко и неотступно держаться исповедания, утвержденного на Никейском соборе: всякий, – говорил он, – кто отвергает догматы Никейского собора, далеко стоит от истины. И так продолжалось долгое время: названный архидиакон или заграждал уста святителю, не давая ему, таким образом, говорить, или удерживал его руку, препятствуя ей изображать перстами Троицу, а святитель то устами, то перстами своими ясно проповедовал народу православную веру. Тогда православные, называемые еретиками «евстафианами», возвеселились великой радостью, видя на престоле апостольском такого благочестивого архиерея, и в ликовании восклицали, поддерживая истинное исповедание своего пастыря; сильно опечалились бывшим ариане. Они изгнали Божьего архиерея из церкви и всюду стали хулить его, утверждая, что он еретик, последователь учения Савеллия 1336 : они внушили также царю Констанцию, чтобы он осудил Мелетия и отправил бы его на заточение на родину в Армению. Ночью святого вывели из Антиохии и отправили в Армению, а на место его был избран некий Евзой, последователь Ария, бывший во время избрания Мелетия еще диаконом. Святой Евсевий, епископ Самосатский, видя, что в Антиохийской церкви происходит такое волнение от еретиков, которые изгнали неповинного своего епископа святого Мелетия, сожалел об этом весьма сильно. Встав, он вышел из Антиохии, не сообщая никому о том, и отправился в свой город. Узнав об уходе Евсевия, ариане вспомнили, что у него находится на сохранении грамота на архиепископство святого Мелетия, составленная и подписанная всем собором: они боялись, как бы святой Евсевий не стал обличать их когда-либо на соборе, что они сами себе единогласно выбрали архиепископа, а потом сами же и изгнали его: посему они упросили царя, который был тогда в Антиохии, чтобы он повелел послать за Евсевием и взять у него грамоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В письме к святейшим братиям и епископам на Западе Василий Великий описывает бедствия Восточной Церкви в следующих чертах: «При непрестанных нападениях противников, подобно какому-нибудь кораблю, который среди моря сокрушают один за другим следующие удары волн, Церковь изнемогает...» 1128 К довершению всех зол Православная Церковь Восточная разделена была в описываемое время так называемым мелетианским расколом в Антиохии. В 360 году ариане поставили в Антиохии епископом Мелетия, считая его за арианина, но Мелетий оказался строго православным. Ариане его низвергли. Тогда часть православных признала Мелетия своим епископом, но другая часть не признала, так как он поставлен был арианами, и продолжала устраивать отдельные собрания под руководством пресвитера Павлина. Таким образом, между православными в Антиохии произошел раскол, называемый мелетианским. Собор Александрийский (362 года), по предложению св. Афанасия, для примирения православных послал в Антиохию депутацию, в которой, между прочим, был строгий до фанатизма [епископ] Люцифер Сардинский, возвращенный из заточения и пребывавший в Александрии. Люцифер своей горячностью испортил все дело: не признав Мелетия законным епископом, он поставил православным епископом Павлина. Раскол продолжался. За Павлина стояли Церкви Александрийская и Западная, за Мелетия – все православные Восточные. «Пока хранится еще след прежнего устроения, – писал Василий Великий в это время западным епископам, – прежде нежели постигло Церкви совершенное крушение, поспешите к нам, поспешите!.. Не пренебрегите тем, что половина вселенной погружена в заблуждение. Не потерпите, чтобы угасла вера у тех, у кого воссияла первоначально» 1129 . В 370 году, рукоположенный в епископа Кесарии Каппадокийской, св. Василий Великий выступил защитником Православия на Востоке. Как видно, к этому времени у него составился определенный план борьбы с арианством. Этот план состоял, во-первых, в том, чтобы, уничтожив мелетианский раскол, восстановить нарушенное общение среди православных епископов Востока как между собою, так и с западными епископами. Признавая Мелетия православным и законным епископом Антиохии, св. Василий желал, чтобы таковым признали его и Александрийский, и западные епископы. Кроме того, св. Василий желал объединить православных Востока и Запада на общем соборе и здесь, от лица Вселенской Церкви, нанести окончательный удар арианству.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Новые планы властей Речи Посполитой определились на сейме, собравшемся в нач. 1626 г., когда король, ссылаясь на мнение сенаторов, заявил, что единственный способ «успокоения греческой религии» - это созыв Собора, на котором униаты и православные достигли бы соглашения. Король даже обещал утвердить принятые на таком Соборе решения. Вскоре после роспуска сейма была разослана королевская грамота о созыве Собора осенью 1626 г. в Кобрине. Все это происходило в условиях, когда, возможно из кругов, связанных с братствами, стали раздаваться обвинения в адрес И. и архиеп. Мелетия (Смотрицкого) в том, что они «отступники» и ищут соглашения с униатами. В Неделю Православия (26 февр. 1626) в Киеве И. публично опроверг эти слухи, совершив обряд анафематствования всех отступников и еретиков. Однако обвинения продолжали выдвигаться, и в мае И. обратился к пастве с окружным посланием, в к-ром снова отверг наветы и приказал не верить интриганам, видимо добивавшимся того, чтобы правосл. Церковь снова осталась без архипастырей. Правосл. духовенство Киевской митрополии игнорировало Собор в Кобрине, о чем И. сообщил царю Михаилу Феодоровичу. В эти годы был не менее актуален вопрос о том, как добиться для православной Церкви (и для православной иерархии) признания со стороны властей, что позволило бы православным в дальнейшем свободно исповедовать свою веру и строить церковную жизнь. Связанные с решением этого вопроса события 1627-1628 гг. известны лишь в интерпретации архиеп. Мелетия (Смотрицкого), чья объективность вызывает большие сомнения. Положение дел обсуждалось на небольшом собрании в Киеве в нач. сент. 1627 г. с участием И., архиеп. Мелетия и нового архим. Киево-Печерского мон-ря Петра (Могилы). На собрании Мелетию предложили представить на обсуждение правосл. духовенством Катехизис, над которым Мелетий начал работать до поездки на Восток. Архиеп. Мелетий, однако, решил подготовить трактат о различиях между вероучением Вост. и Зап. Церквей, это предложение было принято. Участники собрания не знали, что к тому времени Мелетий тайно перешел в унию, обязавшись доказывать православным отсутствие принципиальной разницы между взглядами вост. и зап. отцов и склонять православных к участию в общем с униатами Соборе. Результаты совещания привели к осложнению отношений в правосл. обществе. Перемышльский еп. Исаия (Копинский) , нашедший пристанище в монастырях Левобережной Украины, зимой 1627/28 г. рассылал грамоты, в к-рых обвинял И. и Мелетия (Смотрицкого) в том, что они поддерживают контакты с униат. митр. Рутским и склоняются к унии (возможно, еп. Исаия знал что-либо о тайных контактах Рутского и Мелетия).

http://pravenc.ru/text/578176.html

В сих видах у него была переписка с кардиналом Коллоредом и с иезуитами, в общество которых вступил племянник его Иоанн Андреас в 1707 году. Писал он об этом и в венецианский суд о богохульстве (π τς βλασφημας), начав свое письмо словами: Da quando nel Consilio di Firenze... За эту сатанинскую дерзость Мелетия мисадельфийского, а не филадельфийского ухватились в Риме и обещали ему уравнение с латинскими архиереями и жирные выгоды. Тогда он представил папскому легату свое письменное исповедание римской веры чрез посредство находившегося в Венеции фратора Сан-Филиппа Нери Иоанна Бабтиста Бедетти, а в церковь св.Георгия начал вводить свои новшества: отменил освящение воды в Богоявленьев день, отнял у братства право избирать ефимериев, дабы самому находить их единомысленных с ним, и вовлекал в свое заблуждение иереев и мирян слабейших (1698–1699гг.). Такие дерзости возмутили всю греческую общину, увидевшую себя под гнетом неблагодарности и законопреступления, и она 18 августа 1699 года подала жалобу в силлогос советников на дерзкие злоупотребления Мелетия. Тогда сей предатель веры и свободы пошел еще далее. Отыскав с помощью Алусия Морозини забытые постановления 1534 и 1542 годов, о которых говорено выше, он принуждал сослужащих с ним иереев принять чуждое вероисповедание. Братство же, устраненное от избрания ефимериев, тщетно усиливалось прекратить все эти обиды. Между тем из Рима явился в Венецию францисканский монах Михаил Ангелос, критянин, наперсный друг Мелетия, и сообщил ему мнение и желание папы Климента XI, чтобы он содействовал обращению еллинов в латинскую веру. Затем сей фратор стакнулся с двоюродным братом Мелетия Георгием Сакеллари, который один из всех православных христиан предстательствовал за сего архиерея; и вот решено было ими, чтобы советники силлогоса отвергли всякое домогательство братства. И действительно, они отвергли веское и справедливейшее прошение его от 7 июля 1707 года, хотя и порицали Мелетия как человека сварливого, как нововводителя и лицемера.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В 1835 году святителя, здоровье которого ухудшилось под тяже­стью непрестанных трудов, перевели на Слободско-Украинскую ка­федру (впоследствии Харьковская и Ахтырская). И здесь святитель Мелетий уделял большое внимание духовным учебным заведениям, много заботился о быте и образовании духовенства. Он содействовал восстановлению монастырей и духовных училищ, которые упразднила императрица Екатерина II. Большое внимание уделял святитель борьбе с расколом. 2 июля 1839 года святитель Мелетий возглавил торжество в горо­де Ахтырске по случаю столетия со дня явления чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Ахтырская (празднование 2 июля). Блаженная кончина святителя последовала в ночь на 29 февраля 1840 года. После причащения Святых Таин со словами «Ныне отпу- щаеши...» святитель осенил себя крестным знамением и, сказав всем «Простите меня», отошел ко Господу. 4 марта 1840 года святитель Мелетий был предан земле епископом Курским Илиодором в усыпальнице под крестовой церковью Покров­ского монастыря. С первых дней кончины святителя верующие люди твердо уповали на предстательство святого Мелетия пред Богом и по­лучали благодатную помощь: исцеление в болезнях, утешение в скорбях и избавление от злых обстоятельств. Особую надежду возлагали верующие жители города Харькова на свя­того Мелетия в бедственные дни Великой Отечественной войны. Чудес­ным извещением святой предсказал скорое избавление города от врагов. В 1948 году по благословению святейшего патриарха Алексия I гроб­ница с мощами святителя Мелетия была перенесена в Благовещенский кафедральный собор, где они находятся и в настоящее время, являясь духовным прибежищем и молитвенным утешением верующих людей. Со времени утверждения в 1977 году святейшим патриархом Пи­меном и Святейшим Синодом службы и акафиста святителю Мелетию православные христиане обращаются к молитвенному ходатайству святи­теля о благосостоянии Святой Церкви, о мире и благоденствии Отечества. Память святителя Мелетия отмечается дважды в году: 12 февраля в день памяти небесного покровителя святого архиепископа Антиохий­ского Мелетия, жившего в IV веке, и 29 февраля (28 февраля в неви­сокосный год) – преставление.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но, вместе с этим, возвращением страдальцев за веру поднимался особенно и дух или настроение представителей христианской ортодоксии. Мелетий возвратился из ссылки, когда приверженцы его отняли у ариан упомянутую старую церковь  – Палею. Он с радостью был встречен православными антиохийцами именно в этой церкви 449 . Но вместе с этой радостью община Мелетия должна была свидетельствовать пред своим епископом и печальную новость. Пресвитер Павлин который не хотел признать епископом Мелетия и выделился со своими почитателями в особую общину, только что пред этим получил хиротонию в епископа Антиохии. Это произошло таким образом. Возвратившийся из ссылки в свою епархию ранее Мелетия, св. Афанасий Александрийский в 362 году в Александрии решил открыть собор для упорядочения церковных дел на Востоке 450 . Одной из задач этого собора, между прочим, было примирение антиохийской паствы, волнуемой партиями Павлина, Диодора или Мелетия. Мелетию, несмотря на высокую его нравственность, некоторые видные иерархи того времени не могли простить его прежнее общение с арианствующими – он, интронизированный уже на антиохийскую кафедру, оставался у них под подозрением в чистоте религиозных убеждений. Теперь страданиями и изгнанием от ариан Мелетий как бы свидетельствовал ясно пред всеми святость своей веры, умение страдать за правду. Поэтому, александрийский собор хотел, по-видимому, принять во внимание это исповедничество Мелетия и в нём найти точку примирения враждующих в Антиохии. Но на собор александрийский из Антиохии прибыли и два диакона из числа приверженцев Павлина 451 , которые пред собравшимися отцами свидетельствовали, напротив, полную правду и чистоту своего вождя, мелетиане же на соборе не имели никакого представительства. В видах более точного и беспристрастного выяснения антиохийских дел и принятия соответствующих мер, собор посылает в Антиохию двух епископов, Евсевия Верчельского, известного исповедника единосущия на первом вселенском соборе, и Астерия, епископа Петры Аравийской 452 .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010