– Может быть, по вашим молитвам Господь и забрал ее в Великую Пятницу – после Причастия и соборования... – Тем не менее я чувствую свою вину, и первый человек, за которого молюсь каждый день, – это мама. Она вообще-то редко о чем просила. И если звала меня, значит, у нее было веское основание. Она же понимала, что меня нельзя вырвать из монастыря, что я не могу просто так все оставить, бросить. Но у нее было предчувствие. – Ее похоронили на Светлой седмице? – Да, на Светлой седмице. У меня очень ярко остался в памяти момент, когда я зашел в дом и увидел маму в гробу. У меня было ощущение, что от нее исходит сияние, была сильнейшая благодать, как у мощей святых... Как будто кто-то покадил, принесли благовония... Это продолжалось сутки. Пришли родственники, стали спрашивать: «Чем мы можем помочь?» Я говорю: «Тем, что будете читать Евангелие и Псалтирь». И у меня было впечатление, что мамина душа слышала это чтение. Любимым занятием для нее в последние годы было чтение Евангелия. Последнее время мы с мамой жили по-христиански. Интересно, что, когда заканчивался период ее познания православия и мы прощались с отцом Иоанном, мама начала допекать старца дотошными вопросами: «Инструкция инструкцией, а могут возникнуть нештатные ситуации – как мне тогда быть? До вас не дозвонишься, с кем советоваться?» Отец Иоанн неожиданно развернулся ко мне и сказал: «Он будет твоим духовником. Это твой сын, ты его во всем слушайся, будь у него в полном послушании». Она это очень серьезно восприняла. Хотя я еще не был рукоположен, но у нас сложились такие отношения: по всем хозяйственным, жизненным вопросам я советовался с ней, а в духовном смысле она была у меня в полном послушании – спрашивала и выполняла все с трепетом и благоговением. Я бы сказал, что это была моя первая послушница и одна из самых послушливых. С ней было легко: она очень желала исполнять волю Божию и очень хотела стать милосердной, ее рвение даже больше приходилось сдерживать. В Сибирь по собственному желанию – А братья, сестры родные у вас есть?

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Инокиня Сусанна продолжает: «Мы ждали о. Трофима в Шамордино на Светлой седмице, а выпало ехать на погребение. Припала я к гробу о. Трофима и плачу о своем: не приедешь, говорю, о. Трофим, ты к нам больше в Шамордино, не наладишь уже звонницу и не достанешь, как обещал, колокол-подголосок. Помолилась я о. Трофиму о помощи в устройстве звонницы. А сама думаю: нет больше о. Трофима, и надо браться за дело самим. Как раз в следующее воскресенье после Пасхи я проводила экскурсию по Шамордино и все думала про себя: вот обещал нам о. Трофим достать колокол, а теперь-то где его взять? Даже обратилась к паломникам с просьбой — может, кто поможет достать колокол? Только это сказала, как в монастырь входит военный и говорит мне: „Я вам колокол привез. Кому отдать?“. И привез он как раз такой колокол-подголосок с веселым звоном, какой обещал нам достать о. Трофим. А история у этого колокола такая. Лет двадцать назад офицер строил дачу близ Шамордино, и солдаты выкопали из земли колокол — явно шамординский, других ведь храмов поблизости нет. На Пасху офицер повез этот колокол в Оптину — в дар монастырю, но из-за убийства дороги были перекрыты, и он не попал в монастырь. На Светлой седмице он дважды пытался отвезти колокол в Оптину, но каждый раз машина ломалась. „Тогда я понял, — рассказывал офицер, — что шамординский колокол должен вернуться в Шамордино, и к вам моя машина сразу пошла“. Дивен Бог во святых своих! По молитвам новомученика Трофима Оптинского, мы уже через три месяца имели полный набор колоколов и хорошо налаженную звонницу. И все свершалось силою Божией — при немощи в нас. Помню, летом перед Казанской нам вдруг привезли из Калуги пожертвованные театром колокола. На Казанскую у нас престол. И я так загорелась желанием, чтобы на праздник был полнозвучный звон, что, не благословясъ, тут же бросилась переделывать звонницу. Спустила вниз колокола на веревках — на это силы хватило. А вот поднять многопудовые колокола вверх, установив их на новый звукоряд, — на это сил уже нет. Стою в растерянности на разоренной звоннице, а тут матушка игуменья идет: „Ох, Сусанна, что ты натворила? Смотри, не будет звона к Казанской, по тысяче поклонов будешь бить“.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Церковь не может поминать некрещеных по той причине, что они жили и умерли вне Церкви – не были ее членами, не были возрождены к новой, духовной жизни в Таинстве Крещения, не исповедовали Господа Иисуса Христа и не могут быть причастны к тем благам, которые Он обещал любящим Его. Об облегчении участи душ умерших, не сподобившихся Святого Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах, православные христиане молятся дома, читают канон святому мученику Уару, имеющему благодать от Бога предстательствовать за умерших, не сподобившихся Святого Крещения. Из жития святого мученика Уара известно, что он своим ходатайством избавил от вечных мук родственников почитавшей его благочестивой Клеопатры, которые были язычниками. 9.42. Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это? – Посмертная участь умерших известна только Господу. «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все» ( Еккл. 11:5 ). Тот, кто жил по-христиански, совершал дела веры, носил нательный крест, каялся, исповедовался и причащался – тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности независимо от времени кончины. А если человек всю свою жизнь проводил в грехах, не исповедовался и не причащался, но умер на Светлой седмице, можно ли утверждать, что он наследовал Царствие Небесное? 9.43. Если человек умер в сплошную седмицу перед Петровым постом, это что-либо означает? – Ничего не означает. Господь прекращает земную жизнь каждого человека в свое время, промыслительно заботясь о каждой душе. «Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших» ( Прем. 1:12 ). «Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» ( Еккл. 7:17 ). 9.44. Можно ли в году смерти матери выходить замуж? – Специального правила на этот счет нет. Пусть религиозное и нравственное чувство само подскажет, как поступить. По всем значительным жизненным вопросам надо советоваться со священником.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Со Среды Страстной седмицы уже отменено чтение рядовых кафизм, а на Светлой седмице Псалтирь практически полностью исчезает из богослужения, оставаясь только в очень небольших частях: прокимны, возвашные и хвалитные псалмы. Двупсалмие же отменяется не только на Светлой, но и до самого праздника Вознесения. После возгласа Слава Святей наступает такой момент, которого все очень ждут: трижды поется духовенством тропарь Пасхи Христос воскресе из мертых, а затем его трижды поет хор (в Уставе сказано «мы», ведь лик – это только уста общины, и, конечно, тропарь должны петь все). Затем священнослужители поют пасхальные стихи «Да воскреснет Бог...» и другие, включая Слава, и ныне, к каждому из которых хор припевает Христос воскресе один раз. Казалось бы, все совершенно ясно, но неоднократно приходилось быть свидетелем того, как в радости забывается чинопоследование и Христос воскресе поют не те и не столько раз, сколько предписано. С одной стороны, не стоит в праздник огорчаться, но с другой стороны, почему бы не сделать все правильно, как это указано в Типиконе? После пения тропаря Пасхи отверзаются двери и все входят в храм, причем тут обычно возникает толчея, какая-то спешка, как будто мы все куда-то опаздываем. На самом деле в Уставе ничего поспешного и срочного в этот момент не предусмотрено: нужно входить в храм с многократным пениемХристос воскресе, и все. Когда все вошли в храм и заняли свои места: служители в алтаре, лик на клиросе, а народ церковный в пространстве храма, начинается последование пасхальной утрени с великой ектеньи. После великой ектеньи сразу следует пасхальный канон прп. Иоанна Дамаскина . Казалось бы, что-то пропустили. И в самом деле – пропускается Псалтирь: шестопсалмие и кафизмы с седальнами. На Страстной и Пасхальной седмице отменяются библейские песни, поэтому на Пасхальной заутрени мы, строго по Уставу, поем канон с припевом к каждому тропарю «Христос воскресе из мертвых». Кроме того, наше богослужение – певческое богослужение, и практически все должно петься.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

- Как часто, на ваш взгляд, надо причащаться мирянину? Можно ли на святках или Светлой седмице причащаться каждый день? - Абсолютно нормально, когда вся община собирается в воскресный или другой праздничный день на литургию и все причащаются Святых Христовых Тайн. Правда, эта норма большинством из нас забыта. А ежедневное причастие как раз не было нормой, потому что и литургию служили не каждый день. Но с тех пор много воды утекло, церковные обычаи изменились, и не только из-за недостатка духовности у прихожан и духовенства, есть и не зависящие от конкретных людей факторы. Сейчас, я думаю, невозможно вводить или даже рекомендовать общие для всех правила. Есть люди, осознающие себя православными, не впадающие в тяжкие смертные грехи, которые, однако, причащаются всего три-четыре раза в год и не чувствуют потребности в большем. Я не думаю, что их следует понуждать или даже уговаривать причащаться чаще. Хотя по возможности разъяснять всем христианам смысл и спасительность Таинства Тела и Крови я стараюсь. Если православный человек причащается во все воскресные и праздничные дни, это естественно для христианина. Если так почему-либо не получается, пусть будет как получается. Раз в месяц, мне кажется, всякий человек может выбраться в храм для причастия, но, если это невозможно, что поделаешь. Господь и намерение приветствует. Только не нужно причащение Святых Христовых Тайн считать подвигом! Если так, то лучше совсем не причащаться. Тело и Кровь Христовы - не наш подвиг, а милость Божия. Если же кто-то на Светлой седмице хочет причаститься несколько раз подряд, не в порядке подвига, а в простоте, то что в этом плохого? Если человеку ничто не препятствует, я обычно не возражаю. Но чтобы постоянно причащаться каждый день, должны быть серьезные основания. Само по себе это никогда не было церковной нормой. Вот святитель Феофан Затворник в последние годы своей жизни причащался каждый день. Пусть каждый смотрит, что его реально побуждает к экстраординарно частому причащению: благодать Божия или собственные тщеславные фантазии. Неплохо и с духовником посоветоваться.

http://zavet.ru/a/rss_1343477303.html

Можно ли на Светлой седмице молиться за усопших? В Студии Виктор Саулкин и священник Владимир Соколов. 20.03.2013 11:20:34 Виктор Саулкин - Христос Воскресе! Дорогие слушатели " Радонежа " , мы поздравляем вас с  Великим праздником Светлого Христова Воскресения. Передача наша звучит в прямом эфире. И сегодня в студии радиостанции " Радонеж " настоятель строящего храма Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей славенских, клирик храма Девяти мучеников Кизических, священник Владимир Соколов.  Батюшка, мне хотелось бы сегодня с вами вспомнить то время. Оно вроде бы и недалекое по историческим меркам - 20-30 лет назад, когда советская власть еще была. Когда в Москве всего 44 храма, в которые можно было придти на Пасху, действовали, в них совершалось богослужение. И вокруг этих храмов стояли заслоны из комсомольцев. Комсомольцы, когда видели, что идут люди верующие, мы тогда проходили целеустремленно, крестились, и они нас не останавливали. А так молодежь старались отсекать все-таки. Многие из них, кто сегодня пришел в храм, это время даже представит не могут. Мне хотелось бы, отец Владимир, попросить вас поделиться своими впечатлениями. Как изменилось празднование Пасхи - Светлого Христова Воскресения за эти 20-30 лет. - У вас были какие-то такие благожелательные комсомольцы. Они откликались на крестные знамения. А, вот, Нам попадались какие-то другие комсомольцы. Наоборот, это считалось вызовом таким, не пускали. И я помню, как с трудом нам удавалось проходить на службы. И я помню, как один из моих знакомых, который потом тоже стал священнослужителем, он предпринимал такую попытку - он изображал из себя инвалида или немого, или глухого, таким образом, его пропускали. Но даже если удавалось пройти в храм, то войдя в храм, мы оказывались в та кой толпе. Я помню одну Пасху, что меня буквально несли. Хотя меня трудно нести, сами понимаете, но, тем не менее, меня несли. Даже руки нельзя было поднять перекреститься. Так Пасха проходила на воздусях, буквально. Очень благодатно, но в то же время, тело было стеснено.

http://radonezh.ru/text/mozhno-li-na-sve...

Матушка гостеприимно принимала всю нашу компанию в их пригородном доме, а батюшка допоздна трудился в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, куда был переведен со Смоленского кладбища. По воскресеньям мы тоже приезжали в Троицкий собор на исповедь и Причастие, а по пути домой мы все вместе заходили в кафе гостиницы, где с удовольствием поедали необыкновенно вкусное мороженое с горячим кофе. Батюшка был большим тружеником и бессребреником. Навещал тяжело больных, утешал их, исповедовал и причащал. Как-то раз одна очень больная старушка позвонила в собор, попросила батюшку приехать и причастить ее. Он не заставил себя долго ждать. С другого конца города с несколькими пересадками приехал к болящей, причастил ее; та смущенно стала просить батюшку взять у нее самовар: она одинока, помрет – и всё растащат соседи, а денег у нее, чтобы компенсировать батюшкины разъезды, нет. Отец Иоанн долго смотрел на красивый старинный самовар – в его пригородном домике никогда такого предмета не было. Однако он представил себе, как уходит с пузатым самоваром под мышкой от нищей больной, внутри стало не по себе, и праведный пастырь вежливо отказался от подарка и уехал ни с чем. Мне очень хотелось, чтобы мои друзья со своими детьми тоже вошли в этот гостеприимный дом. Как-то я сказала батюшке, что у меня очень близкие мне семьи хотели бы познакомиться с ним. Отец Иоанн добродушно улыбнулся и говорит: «Пусть все приезжают на Светлой пасхальной седмице !» Когда я добралась со своим выводком, в саду дома уже кипела работа: дядя Володя с тетей Женей и сыновьями собирали на стол. Тетя Женя – специалист по деревенским застольям – командовала, какое топливо нужно для самоваров, а он, заполненный сосновыми шишками, уже кипел; Марья Алексеевна – мать двоих девочек – сапогом старательно раздувала его. На стол выставлялось бесчисленное количество ярких пасхальных яиц, куличи, конфеты, зефиры и прочие сладости. Кинокамера дяди Сережи работала без устали. Обед был обильным и вкусным, Валентина Алексеевна щедро угощала многочисленных гостей, а затем с дядей Сережей все пошли в лес собирать подснежники. Дети играли в свои незатейливые игры, а вечером тихо сидели в доме, слушая беседу дяди Сережи о смысле пасхальных дней. Один только маленький Владик (ныне диакон Владимир) слез с колен дяди Сережи, забрался под стол и заявил: «Беседа – это не игра». Однако сидел тихо, не нарушая тишины, и не мешал старшим детям слушать.

http://pravoslavie.ru/73944.html

191 К этому времени несущие фонарь, запрестольный Крест, хоругви и образ Воскресения должны стать в известном порядке напротив царских врат, вблизи солеи, сюда же становятся и певцы. Все стоят сначала лицом к востоку; когда начинается шествие, то сразу все обращаются на запад и спокойно выходят из храма. За ними идет священник с трисвечником и Крестом в левой руке и с кадилом в правой и диакон со свечей. 192 У закрытых западных дверей участники крестного хода становятся лицом на запад. Священник становится напротив образа Воскресения, лицом к востоку. 197 Если утреня совершается на середине храма, то духовенство входит в алтарь после вторичного пения эксапостилария: «Плотию уснув…», а хор поет третий раз. 198 В богослужебной практике хвалитные стихиры обычно опускаются; сразу после эксапостилария поются стихиры Пасхи. 200 Этот отпуст бывает на всю Светлую седмицу. Святые храма, дня и даже составитель литургии не поминаются (см. Богослужебные указания на 1958 г., с. 125). 204 Священник, служащий литургию вместе с утреней в день Пасхи, должен совершить входные молитвы перед полунощницей или непосредственно после нее, а затем облачиться (читая положенные молитвы) в полное облачение. В последующие дни Светлой седьмицы священники выходят читать входные молитвы не через царские врата, а боковыми, т.е. как и в обычное время. Что касается содержания входных молитв, то ввиду того, что первое место в них занимают покаянные тропари, рекомендуется в дни Светлой седмицы, по обычаю большинства монастырей, совершать входные молитвы по следующему чину: после начального возгласа и троекратного «Христос воскресе…» читать «Предварившая утро…», «Аще и во гроб…», «Во гробе плотски», «Слава» – «Яко Живоносец...», «И ныне» – «Вышняго освященное Божественное Селение», затем – «Пре¬чистому Твоему образу...», «Милосердия сущи источник...» и «Господи, ниспосли руку Твою...» (см. Сборник решений недо¬уменных вопросов из пастырской практики, вып. II. Киев, 1903, с. 177–178, 181–182). 205 Ввиду того, что до Пятидесятницы «Царю Небесный...» употреблять за богослужением не полагается, вместо этой молитвы перед началом литургии на Светлой седмице священнику рекомендуется читать трижды тропарь: «Христос воскресе...», а от Фоминой Недели до отдания Пасхи также добавлять: «Слава в вышних Богу...» и «Господи, устне мои отверзеши...». От Вознесения до Троицы вместо «Царю Небесный...» обычно читают «Святый Боже...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Небезынтересно, что, согласно «Оку церковному», 17 кафизма на воскресной утрени никогда не отменяется, даже если есть полиелей. Единоверцы читают 2 и 3 кафизмы, затем поют 17, а затем, если есть полиелей, то полиелей, а потом — Ангельский собор. Согласно нашему Иерусалимскому Типикону, что–нибудь одно: либо полиелей, либо «Непорочны». Перейдем к другой схеме. Какие периоды года y нас остались? От отдания Воздвижения или от недели по Воздвижении (там есть разночтения) до предпразднства Рождества Христова. Условно говоря, от 22 сентября до 19 декабря. И еще один период года: от отдания Богоявления до субботы пред Неделей о блудном сыне (или, как говорят инославные, о расточительном сыне). То есть отдание бывает 14 января (новый образ чтения Псалтири — с 15 января), а суббота перед Неделей о блудном сыне не связана с конкретной датой. Таким образом, эти пять периодов охватывают весь церковный год, кроме Великого Поста, Страстной и Светлой седмиц. Забегая вперед, скажу, что на Светлой седмице Псалтирь не читается вовсе, а Великим Постом и на Светлой читается совершенно особенным образом, о чем мы скажем позже. Основная особенность заключается вот в чем: в указанные два периода года (от отдания Воздвижения до предпразднства Рождества Христова и от отдания Богоявления до субботы пред Неделей о блудном сыне) на каждой воскресной утрени полагается полиелеос, а значит, нет 17 кафизмы. То есть 2, 3 кафизмы и полиелей. У нас почему–то этот образ совершения воскресной утрени экстраполировался на весь год по неясным причинам. В субботу вечером 1 кафизма по–прежнему, в воскресенье кафизмы нет, а вот в седмичные дни на утрени читается уже не две кафизмы, а три. В понедельник утром — 4,5,6; во вторник утром — 7,8,9; в среду утром — 10,11,12; в четверг утром — 13,14,15. В пятницу утром по–прежнему 19 и 20. В субботу утром по–прежнему 17, 18. А что же бывает на будничных вечернях? В воскресенье вечером кафизмы нет, а в остальные дни — всегда 18. То есть в данный период года нужно читать Псалтирь согласно пятнице. Полунощница без изменений. Вообще, надо сказать, полунощница почти никогда не меняется.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Сам русский язык, он уже формирует определенный менталитет. Вы знаете, замечено исследователями языка, что в русском языке все грамматические конструкции строятся на глаголе быть. Тогда, как в других известных языках, европейских особенно, там строится вся мировоззренческая конструкция на глаголе иметь или хотеть. Это же такое построение языка, оно приучает уже совершенно к другому отношению к миру, к человеку. - Основам мировоззрения. Первый звонок, мы слушаем вас. - Христос Воскресе! Я не совсем по теме, но для меня это очень важно. Можно ли на  Светлой седмице молиться за усопших на псалтири, дома я имею в виду. А если не на псалтири, то как? - На псалтири  не принято мо литься на Светлой седмице. Если уж у вас есть такая необходимость, то читайте Пасхальный канон. Даже если мы вынуждены в этих дни совершать отпевание  или поминовение, оно все равно совершается по особому пасхальному чину. Поэтому на Светлой седмице не принято вести заупокойные службы. Если уж у вас есть такая необходимость, то значит, стройте ее на Пасхальном каноне. Обязательно Христос Воскресе читайте. - Я думаю, что это понимание придет в связи с тем, о чем мы с вами говорим. В связи с победой нашей на уровне мировоззренческом. Мы упустили этот уровень. А это очень важный уровень, первый уровень в системе управления. А раз он первый уровень в системе управления, то значит, он и первый уровень, вообще, в организации социальной жизни. Через это можно управлять и манипулировать, но через это же можно созидать. Наша задача созидательная. И Пасха, она  обязывает нас вообще смотреть на мир созидательно. Потому что весь мир, он в Боге, он весь принят Богом. Весь мир должен быть преображен через человека, который должен сработничать с Богом. Человек для этого создан. И  поэтому мы должны восстановить память об этом. Не только пм ять. А мы должны восстанавливать свое внутреннее ощущение и свою внутреннюю приобщенность к жизни. И вот таинства церковные, они должны не просто быть какими-то индивидуальными такими таинствами - пришел, причастился и какое-то время ты испытываешь благодать.

http://radonezh.ru/text/mozhno-li-na-sve...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010