816 Христолиты утверждали, что Христос после воскресения из мёртвых оставил одушевлённое тело на земле и отошёл на небо с одним божеским естеством. 817 Рукоп. С.-Петерб. Дух. Акад. 127 л. 5: см. о ней в „Описании 432-х рукописей...“ А. Родосского, стрр. 154–155. Почтенный описатель, руководясь почерком, каким писана рукопись, ошибочно отнёс её ко второй половине XVII в. Рукопись написана несомненно незадолго до кончины патр. Филарета и содержит в себе сводный Уставец, собственно одну триодную его часть, являющуюся незаменимым дополнением к месяцесловной части, заключающейся в известном „Сказании действеных чинов святыя соборные и апостольския великия церкве Успения пресв. Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Мария, матере церквам царствующего града Москвы и всея великия Русия“ (Рукоп. Моск. Синод. библ. 910). Заключая в тексте своём записи служб с их обстановкой, относящиеся ко времени управления Русской церковью патр. Филаретом и преимущественно к 1626 и 1628–32 годам, Чиновничек С.-Петерб. Дух. Академии драгоценен ещё по многочисленным припискам, имеющимся на полях его, в которых отмечены изменения, происходившие в службах и их обстановке при патрр. Иоасафе I. Иосифе, особенно при Никоне и отчасти при его преемнике. Не в далёком будущем мы намерены издать его. 818 Архим. Макария Описание Новгородск. архиерейск. дома, стрр. 145–147. СПб. 1857. Прибавл. к творенн. св. отцов, ч. 42. стр. 175–176 М. 1888; Путешествие Антиохийск. патр. Макария в Россию в полов. XVII в. в переводе Г. Муркоса, вып. II стр. 171, 186. 819 Рукоп. Московск. Синод. библ. 910 лл. 2, 13 об., 41 об., 48, 71 об., 76, 97, 109 и др. Голубцов А., Чиновники Новгородского Софийского и Холмогорского Преображенского соборов, по Указателю см. слова: входы и выходы. 820 Отмеченное курсивом в рукоп. С.-Петерб. Дух. Акад. 127 л. 118 зачёркнуто и на поле приписано: в новой (колокол) указано 136-го (1628 года). 821 Дубровский Н., Патриаршие выходы в Чтен. Общества нстор. и древн. Российск. 1869 г., кн. 2, стрр. 47, 60–61, отд. V. Дополн. к Ант. Истор. V, 124, 98, 106. 108, 180–3.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И несчастные же будут ее дети, будут терпеть муку от нее! . 16/28 генваря 1882. Суббота. Из писем – самое неприятное, что о. Павел Таде очень болен, лежит в госпитале в Оказаки. Оборони Бог – помрет! После всенощной, на которой была вкратце рассказана жизнь Св. Антония Великого (335). В 11-м часу приходил Антонин Такамура (22 года от роду) проситься в монахи. Сказано, что раньше 30 лет нельзя сделаться монахом, пусть свое намерение хранит в сердце, и если воля Божья, в должное время может он быть пострижен в монахи, но только пусть это не мешает ему исполнить самое первое и высшее его намерение – служить Церкви проповедником, потому пусть хорошо учится. Ушел со слезами умиления, видно, что был в истинно-хорошем настроении. Из Идзу очень просят икон разных святых; но так как их нет, а просят часто и другие, то мы сегодня делаем попытку литографировать иконы здесь со святцев. Хорошо, если бы удалось. О. Владимир приходил сетовать на о. Димитрия, что тот стащил у него из стола письма – свои и его, и пытался разломать ящик. Платится о. Владимир за свою само[на?]деянность наставить еще о. Димитрия на путь истинный. 17/29 генваря 1882. Воскресенье. За обедней проповедь сказана тотчас после Евангелия, что дало возможность поспеть к концу обедни в Посольскую Церковь и совершить Крещение сына Посланника – Бориса – тотчас после обедни; немножко только пришлось подождать, сидя во всем архиерейск. [Архиерейском] облачении в алтаре, пока «их величество изволил проснуться», как выразился о. Анатолий. Потом их величество изволило орать неумолкаемо во все время совершения таинства, потому что ему не дали покушать, «де-принимать пищу до ванны вредно», как и объяснялись; а чтобы ванна была сообразно желанию их величества, все время плавал по купели безобразнейший термометр и служанка стоя прибавляла или убавляла воды разных температур. Чтобы дитя не орало, я посылал просить, нельзя ли дать ему грудь или сосок; но Мария Николаевна не осмелилась прийти в Церковь успокоить ребенка грудью хоть немного, на том основании, что ее первый сын умер вероятно оттого, что она была при крещении его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

35 См. Сев. Арх. 1822 г., 1, стр. 114 и далее описание развалин Златых Врат Киевских и вид их, снятый в 1651 г. Но об описании Соф. Собора сказано, что оно относится к концу XVI века. Citatur Adam Bremensis. 37 См. в новейшем собрании актов Киевск. времен. Комиссии для разбора древних актов. 1666 г. 28 июля, Мефодия, епископа Мстиславского и Орш., Блюстителя Митрополии Киевской челобитные к царю: 1) о милостыне на церковное строение Св. Софии... 4) о золоте и серебре сусальном для построения в Св. Софии икон, а наипаче в приделе Св. Вмч. Георгия, где опочивает В. Кн. Ярослав в алебастровом (sic) гробе... 5) о извести в Брянском уезде, чтобы в Св. Софию отдать и стругами спустить в Киев. См. и следующее сведение из времён М. Гедеона. 38 Тестамент М. Гедеона см. в приб. к Описанию К.-Соф. Собора, 23. Там пишет завещатель, что церковь кафедральная Митрополитанская Св. Софии долготой века и небытием пастыря властного была опалая, и он старался по всей возможности исправить её. После себя оставляет, на исправление Собора, 20 тыс. золотых, почти всё серебро своё и особо в слитках на паникадило в алтарь Софийский, ковры, обои все аппараты церковные, ему же принадлежащие медь, олово и проч. Сверх того, особо для иконы Купятицкой Португал (монету) в 10 червовых, и к образу Чудотворца Николая Мокрого подобную привеску во 100 черв. С должников своих отказывает на Собор же, белого железа на 3.000 злотых. Гедеон же свидетельствует, что Пётр Могила, опасаясь, чтобы по смерти его не была отдана опять Софийская кафедра униатам, всю соборную утварь, архиерейск. облачения и крепости (акты) Соф. Монастыри перенёс в Лавру, которые после не возвращены Собору. См. Опис. К.-Соф. Собора, стр. 205. 40 Первым протоиереем сделан был знаменитый проповедник Иоанн Леванда, бывший прежде в Успенском градском Соборе. Наместники Киево-Софийского монастыря известны (из старинного синодика) следующие: (С XVII века) Гавриил, Афанасий (1678 г.), Димитрий Пелларовский, Паисий, Григорий Гошкевич, Сильвестр Думнецкий (1732 г.), Иероним Миткевич, Азария Рубанов. Игумены: Иосиф (1760 г.), Клеопа Силыч, Феофан Степанский. Известен ещё Иеромонах Варлаам Страховский, наместник Св. Софийский, подписавшийся на Тестаменте М. Гедеона, 1690 г. (В синодике он не упоминается).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Чему все мы свидетели! Это слова людей, которые, несомненно, видели Воскресшего Иисуса. Это не поэтический оборот! А потому для этих людей, апостолов, внутренний опыт должен был, думаю, быть подкреплен и внешним их опытом.   Ночью после Пасхальной службы освящают какой-то круглый хлеб. Потом его всю Пасхальную неделю носят во время крестного хода и в субботу, порезав на кусочки, раздают верующим. Что это за обычай? Этот хлеб называется артосом. Артос (греч. хлеб) – освященный хлеб в виде большой просфоры, выпекаемый с изображением Креста (без Спасителя) или с образом Воскресения Христова. Хлеб этот освящается в соответствии с древним апостольским преданием. Апостолы после Вознесения Господня оставляли за столом свободное место и полагали для Спасителя частицу хлеба, которую в конце трапезы, вознося благодарение Богу, поднимали со словами: «Христос воскресе!». Этот обычай сохранился и до наших дней. Артос выносят во время крестного хода всю Светлую Седмицу (так правильно называть Пасхальную неделю). В монастырях артос на Светлой Седмице ежедневно торжественно переносят из храма в трапезную, где полагают на специальном столике – аналое, по окончании же трапезы под колокольный звон и с песнопениями возвращают в храм. На Русь этот обычай пришел из Греции. В XVII веке артос пекли в пекарне при царском дворце, оттуда – доставляли в Большой Успенский Собор Московского Кремля. В первый день Пасхи после Литургии Патриарх в сопровождении духовенства крестным ходом шествовал в царский дворец, где возносил артос и совершалось его целование. Артос раздробляется и раздается верующим в субботу на Светлой Седмице.   Что уместнее всего есть на Пасху? Ни кулич, ни крашеное яйцо… Это тоже важно, но не главное. Самая уместная, если так можно выразиться, пасхальная пища – это Воскресшее Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа – Святое Причастие. Поэтому на Пасху нужно обязательно (!) посетить храм и причаститься.   Зачем на Пасху красят яйца? Накануне Пасхи во многих семьях красят яйца. Их окрашивают в различные цвета, украшают орнаментом, рисунками. И никогда не забывают часть яиц покрасить в красный цвет. Красное яйцо – очень емкий символ. С одной стороны, яйцо само по себе всегда символизировало жизнь; жизнь, торжествующую над смертью (твердая и мертвая скорлупа, а за ней таится жизнь – цыпленок). С другой стороны, красное пасхальное яйцо напоминает нам о искуплении человечества жертвенной Кровью Спасителя.

http://azbyka.ru/parkhomenko/otvety-na-v...

- То есть, не ваше это дело. - Да, это не ваше, вы там живите у себя, а сюда не заходите. Но мы живем, по-моему, в демократическом государстве, если уж мы так об том заявляем и декларируем это. Значит, сегодня церковь тоже может говорить, гона может тоже дать свою мировоззренческую картину. Почему другие могут дать, а мы не имеем права? И давайте будем говорить, давайте мы вступим в диалог. Давайте каждый на своем месте, действительно, будет таки м светильником, который может внести эти смыслы, новые смыслы, а они хорошо забытые старые, на самом деле, внести в жизнь, в общение с людьми. Всегда можно какой-то круг наш мировоззренческий расширить, возвысить его, привести его к  горнему миру. Но для этого, конечно, надо пользоваться другим языком, учиться этому языку. Церковь этот язык хранит. А он просто облагороженный русский. А сегодня его стараются или принизить, или  его стараются " обогатить " какими-то иностранными смыслами, схожими смыслами или смыслами заменяющими. Я не понимаю, почему нужно вместо " содержание " говорить " контент " . Какое-то слово не живое. Оно какое-то техническое. А " содержание " - оно русское слово, оно ближе нашему менталитету. Это в качестве примера. Но вы сами        увидите, как засорен сегодня наш язык. Давайте мы все будем очищать его хотя бы у самих себя. Давайте очистим его от слов-паразитов. А то сегодня человек говорит, и у него постоянно присутствуют какие-то фразы, которые ничего не значат. - Вообще-то, конечно, беда то, что происходит с нашим языком сегодня. И мы должны биться за то, чтобы русский язык в школе сохранился. За то, чтобы дети читали Пушкина. Вы, батюшка, привели пример - строки Александра Сергеевича Пушкина. Если на Пушкине воспитывается ребенок, он вырастает совсем иным, чем ребенок, который воспитывается..... А я, дорогие наши слушатели, хотел бы пригласить вас сегодня мы уже совершаем празднование в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы на Светлой седмице. Вспоминают на Афоне особенно ее чудеса, связанные с этим образом.

http://radonezh.ru/text/mozhno-li-na-sve...

2005-05-06_(21-00) Тринадцатая передача из цикла бесед о приходской жизни вышла в эфир на Светлой седмице, поэтому и в беседе о Литургии, и в специальном репортаже рассказывается о Пасхе – о пасхальном Богослужении и о приходских поздравлениях больниц и других социальных объектов, также в беседе о Литургии о. Аркадий продолжает читать фрагменты работ о. Иоанна Кронштадтского. Гость студии – Лариса Гатчева, приходской художник и иконописец, - рассказывает о своем служении, об удачных и неудачных иконах, а также – о миссионерских походах,  о том, возможно ли создать идеальную воскресную школу, что дает детям эстетическое воспитание и бывают ли дети, лишенные творческих способностей. О.Аркадий отвечает на вопросы радиослушателей – можно ли не причащать на Светлой седмице, как надо читать Исусову молитву, надо ли доводить до суда дело своих обидчиков, следует ли собороваться натощак, можно ли пить лекарства перед Причастием и что надо чувствовать после Него, как надо молиться на службе, а также рассказывает о своей первой Литургии. 2005-04-22_(21-00) В 12-ой передаче о приходской жизни, прозвучавшей в эфире «Радонежа» 22 апреля, речь идет о трапезах. Из репортажа вы узнаете об особенностях и сложностях работы в церковной трапезной, услышите интервью с поварами и их помощницами. В трапезной прихожанам предлагается пища телесная, а существует еще пища духовная. Гость студии – Галина Сергеевна Маркова, приходской библиотекарь, за время своего служения увеличившая вверенные ей книжные фонды с 2-х шкафчиков до 25 000 томов расскажет, как организовать библиотеку на приходе и как ее пополнять, какие правила она установила для желающих взять книги и с какими сложностями и искушениями сталкивается она в приходской библиотеке, какие книги она рекомендует прихожанам – взрослым и детям, а какие – чаще всего они берут, страдает ли от ее занятости семья и т.д. Многолетний организатор детского летнего лагеря, Галина Сергеевна также расскажет, что интереснее систематизировать – детей или книги.

http://radonezh.ru/analytics/tsikl-pered...

ЦВ 1-2 (350-351) январь 2007 /  24 января 2007 г. Современная практика причащения нуждается в серьезном осмыслении Тема, которая предложена к обсуждению, связана с самой практикой церковной жизни. И здесь сразу следует привести несколько примеров. Пример первый. Человек стремится причащаться часто, скажем, раз в неделю. Но скоро он обнаруживает, что препятствием к этому становится общее для всех правило: три дня поста, чтение канонов и прочее. Разумеется, все эти вопросы должны решаться с духовником; но дело в том, что многие духовники, боясь «своеволия», не решаются послабить подготовку часто причащающимся мирянам, по той причине, что на этот счет нет общецерковного авторитетного мнения. Также многие священники считают, что от частого причащения «теряется благоговение». Но, исходя из этой логики, и молиться тогда нужно как можно реже, и храм посещать редко... Пример второй. Человек живет в напряженном режиме частой предпричастной подготовки год, другой, третий — и в какой-то момент чрезвычайно устает от правил. Это переходит и на отношение к самой Евхаристии; не только пропадает желание причащаться часто, но и вся духовная и церковная жизнь человека становится теплохладной. Особенно это заметно после 10-15 лет церковной жизни. Пример третий. Люди в путешествии, а то и в паломничестве. Митрополит Антоний Сурожский рассказывал, что в одном российском монастыре в воскресный день настоятель не причастил группу приехавших детей (которых учительница готовила, как могла, ко встрече со Христом) на том основании, что они не постились три дня. И таких примеров не счесть. Пример четвертый. Причащения на Святках и на Светлой седмице. На страницах «Церковного вестника» уже началось обсуждение этого вопроса. И здесь мы увидели даже среди епископата огромный разброс мнений. Один архиепископ сказал, что на Пасху православные не причащаются, а разговляются, и что желание причаститься на Пасху есть признак отсутствия смирения. Другой архиепископ говорил, что на Светлой седмице хорошо причащаться, но все равно нужно три дня поститься. Многие пастыри считают, что Пасха — время веселия, и поэтому причащаться надо постом... и так далее.

http://e-vestnik.ru/analytics/sovremenna...

     4). Люди в путешествии, а то и в паломничестве. Митр. Антоний Сурожский рассказывал, что в одном российском монастыре в воскресный день настоятель не причастил группу приехавших детей (которых учительница готовила, как могла, ко встрече со Христом) на том основании, что они не постились три дня. Святейший Патриарх на прошлом Епархиальном собрании с болью и возмущением говорил о случае, когда на Рождество женщину не допустили к Причастию, потому что на Новый год она, на семейном празднике, за постным столом, выпила бокал вина. Я знаю случай, когда девушка, студентка, готовилась к причастию, но в субботу, идя из института, по забывчивости съела мороженое, которым её угостили подруги; её не причастили на следующий день. И это, к сожалению, вовсе не исключения, а скорее правило в нашей, особенно не-московской, приходской жизни.       5). Наконец, отмечу вопрос причащения на Светлой седмице и на Святках. На страницах Церковного Вестника, когда летом обсуждался этот вопрос, один архиепископ сказал, что на Пасху православные не причащаются, а разговляются, и что желание причаститься на Пасху есть признак отсутствия смирения. Другой архиепископ говорил, что на Светлой седмице хорошо причащаться, но всё равно нужно три дня поститься. Многие пастыри считают, что Пасха - время веселия, и поэтому причащаться надо Постом... и так далее.       Мы попросим вас проанализировать эти ситуации.       Помимо этого, хотелось бы обсудить вытекающие из всего этого проблемы более общего порядка, из которых я назову три.       1). Проблема соотношения евангельской нравственности и внешней аскетики. Вот пример. Приходит человек на исповедь перед Причастием, и перечисляет батюшке грехи: не туда посмотрел, не то съел, с мамой ссорюсь, ругаюсь с близкими, телевизор много смотрю, и проч. Батюшка устало кивает головой на каждый произносимый грех и повторяет автоматически: Господь простит. Перечисление закончено. Тут батюшка оживляется и начинает придирчиво расспрашивать исповедника, как он готовился к Причастию: вычитал ли три канона и последование ко Причащению, постился ли три дня, с рыбой или без, и плохо, что с рыбой, надо было без рыбы, а лучше и без масла; ходил ли эти дни в храм, был ли накануне на богослужении, и почему ушёл после помазания, нехорошо, это леность, нужно понуждать себя; не ел ли ничего с утра, etc., etc...

http://e-vestnik.ru/analytics/slovo_igum...

На хвалитех: «Всякое дыхание» (гл. 1) и стихиры воскресны на 4, после которых поются стихиры Пасхи со стихами «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. Пасха священная нам днесь показася». При пении стихир Пасхи священнослужители обычно христосуются в алтаре. Христосование с верующими из-за многолюдства обычно откладывается до конца службы. После стихир читается «Слово огласительное святого Иоанна Златоуста », начинающееся словами: «Аще кто благочестив и боголюбив». В этом слове на основании притчи о работавших в винограднике ( Мф. 20, 1–16 ) все призываются насладиться светлым торжеством и войти в радость Господа нашего. После этого пасхального слова поется тропарь святителю Иоанну Златоусту – единственное песнопение святому в службе Пасхи. Затем произносятся две ектении: «Помилуй нас, Боже» и «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви». После возгласа «Твое бо есть, еже миловати» диакон возглашает: «Премудрость». Хор: «Благослови». Настоятель: «Сый благословен Христос Бог наш». Хор: «Аминь. Утверди Боже». Настоятель с крестом в руке запевает: «Христос воскресе из мертвых» (вместо: «Слава Тебе, Христе Боже»). Хор допевает: «и сущим во гробех живот даровав». Настоятель с крестом совершает отпуст: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, истинный Бог наш». Такой отпуст творится на всех пасхальных службах. После отпуста, осеняя народ Крестом на три стороны, настоятель трижды произносит приветствие: «Христос воскресе», и народ трижды отвечает: «Воистину воскресе». Хор поет тропарь: «Христос воскресе» (трижды). «И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному воскресению». Затем хор возглашает многолетие Святейшему Патриарху. ПАСХАЛЬНЫЕ ЧАСЫ Пасхальные часы поются на Пасху и на Светлой седмице. На Пасхальной (Светлой) седмице 1 час поется после утрени, 3 и 6 часы – перед Литургией и 9 час – перед вечерней. 1 час. После возгласа: «Благословен Бог наш» хор поет тропарь: «Христос воскресе» (трижды); «Воскресение Христово видевше» (трижды); ипакои: «Предварившия утро яже о Марии»; кондак: «Аще и во гробе снизшел еси, Безсмертне»; тропарь: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог»; «Слава»: «Яко Живоносец, яко рая краснейший»; «И ныне»: «Вышняго освященное Божественное селение, радуйся»; «Господи, помилуй» (40); «Слава, и ныне»: «Честнейшую Херувим»; «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших». Хор: «Аминь. Христос воскресе» (трижды); «Слава, и ныне»; «Господи, помилуй» (3); «Благослови».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Каким же образом Церковь учит нас тому, что живем мы все-таки неправильно? Наступит день Великой Субботы, а наипаче Светлого Христова Воскресения, не говоря уже о Светлой седмице, когда достаточное количество считающих себя верующими воцерковленными прихожанами, будут уверены, что в Великий Четверток они причастились «впрок» и теперь можно забыть об этой благочестивой обязанности на некоторое время и просто «радоваться». Жизнь как Евхаристия Великий Четверток – день, который научает нас двум противоположностям — как мы должны и как не должны жить в Церкви. Церковь – это мистическое Тело Христово, которое выявляется в таинстве святой Евхаристии, т.е. причащении Тела и Крови Христовой, поэтому в совместном причащении всех верных за «общим делом» сиречь литургией собирается Церковь. И это означает, что всякий раз, когда мы идем на литургию мы должны отчетливо понимать, что другого смысла, кроме как в причащении верных Телом и Кровью Христа, литургия не знает. И в этом плане служба Великого Четвертка для нас образцовая – каждый, кто в этот день спешит в храм, знает, что сегодня он будет причащаться. И это правильно. Каким же образом Церковь учит нас тому, что живем мы все-таки неправильно? Наступит день Великой Субботы, а наипаче Светлого Христова Воскресения, не говоря уже о Светлой седмице, когда достаточное количество считающих себя верующими воцерковленными прихожанами, будут уверены, что в Великий Четверток они причастились «впрок» и теперь можно забыть об этой благочестивой обязанности на некоторое время и просто «радоваться». Люди порой и не виноваты в том, что они думают и поступают именно так просто они и не подозревают, что можно и даже нужно поступать по-другому. А поступать в Церкви всегда нужно именно так, как будет поступать большинство пришедших в Великий Четверг в храм на литургию святителя Василия Великого, т.е. – причащаться. Удивительно, но сегодня это простая и ясная мысль кажется невиданным новшеством, чуть ли не «ересью» ниспровергающей основы нашей веры. Случилось это не сразу. Постепенно в историческом развитии Церкви отношение к Таинству Таинств стало меняться и эти изменения дошли до такой критической точки, когда синодальная эпоха Русской Церкви утвердила правило обязательного ежегодного причащения для подтверждения своей принадлежности к православию. Практика сверхредкого причащения стала чуть ли не новой догмой, отличительной чертой ревнителя православного благочестия.

http://pravmir.ru/zhizn-kak-evxaristiya/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010