Обсуждая учение о воскресении мертвых, Кирилл сначала кратко разбирает некоторые господствующие заблуждения о бессмертии. Он более интересуется моральной стороной учения о воздаянии, чем теоретическим вопросом о природе преображенного тела. Суд над мертвыми есть торжество справедливости, которая требует, чтобы зло было в конце концов наказано, а добродетель вознаграждена. Мертвые воскреснут в теле, так как без тела невозможно получить ни награду, ни наказание 469) . Останавливаясь на природе Церкви, Кирилл отмечает ее наднациональность и всемирность. Ссылаясь на этимологию слова κκλησα, он объясняет, что Церковь является собранием людей, стремящихся обрести вечную жизнь. Кирилл дает необыкновенно масштабное определение церковной соборности: Церковь называется соборной (кафолической) потому, что она распространена по всему миру, от края до края земли, и потому, что во всеобщности и безо всякого упущения преподает все, долженствующее входить в состав человеческого ведения, о видимом и невидимом, о небесном и земном. Еще потому, что подчиняет благочестию весь человеческий род, и начальников, и подначальных, и ученых, и неученых. Наконец потому, что она повсеместно врачует и исцеляет всякого рода грехи, совершенные душою и телом, и потому, что в ней приобретается все именуемое добродетелью какого бы то ни было рода – и в делах, и в словах, и во всяком духовном даровании 470) . Это поистине пророческое определение Церкви можно считать манифестом христианской культуры. Сам Кирилл не имел достаточных ресурсов для того, чтобы воплотить в жизнь эту богатейшую идею: церковное образование не могло заменить языческой академии, весь человеческий род не был подчинен благочестию и даже Иерусалим оставался во многом языческим городом 471) . Тайноводственный катехизис на светлой седмице “Возвратив” символ незадолго перед Пасхой, “готовящиеся к просвещению” соблюдали строгий пост и участвовали во всенощных бдениях на Великой (Страстной) седмице вместе со всеми верующими. Крещение совершалось в ночь с Великой субботы на Воскресенье. Крещаемые только в общих чертах догадывались о происходящем, так как подробное объяснение таинств было предметом особого тайноводственного катехизиса, который проводился на Светлой седмице после крещения.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

Потом Церковь облегчает нас от поста на сырной или по просторечию масляной седмице, постепенно приготовляя нас к св. Четыредесятнице и вместе обличая лжеучения яковитов и тетрадитов. Яковиты, возникшие в VI веке и рассевавшие в Сирии плевелы евтихианской ереси, вопреки правилу всей Вселенской Церкви, постились на сырной неделе три дня: во вторник, среду и четверток, по подобию Ниневийского поста и покаяния. Тетрадиты же, или, как называются они вторым Вселенским Собором, средницы – по средам ели мясо и постились всю сырную седмицу. Примечание. Тетрада, слово Греческое (Τετρς), означает четвертый. Тетрадитами называются потому, что они в четвертый день седмицы, т. е. по средам, не хранили поста, а в сырную неделю постились; в 14-й день марта праздновали Пасху 196 . Некоторые из них даже не разрешали поста в Пасху 197 . Тетрадиты называются также субботниками, манихеями 198 и четыренадесятидневниками 199 . Далее Церковь разрешает пост среды и пятка на светлой седмице, ради светлейшего торжества Пасхи, как бы за один воскресный день всю седмицу считая 200 . После Пасхи Церковь разрешает пост на седмице Пятидесятницы в честь двух высоких христианских праздников – св. Троицы и Сошествия Святого Духа, и считая эту седмицу подобно светлой, как бы за один воскресный день. На сплошную седмицу после Пятидесятницы указывается в древнейших письменных памятниках христианства – в постановлениях Апостольских, где говорится: «после Пятидесятницы празднуйте одну седьмицу» 201 . Наконец пост среды и пятка разрешается на двух седъмица святок – с первого дня праздника Рождества Христова, до навечерия Богоявления Господня. Это разрешение установлено Церковию в честь великих праздников Рождества Христова и Богоявления Господня. В Церковном уставе о святках сказано, «яко от Рождества Христова до св. Богоявления никакоже пост, ни коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях» 202 . Примечание. По древним правилам Церкви, пост в среду и пяток разрешался также в некоторых местах в течение семи недель Пятидесятницы, т. е. с Пасхи до дня Сошествия Св. Духа. Позднейшие монастырские уставы св. Саввы, Евфимия Великого, Феодора Студита , Афанасия Афонского разрешали пост в среду и пяток не только для Рождества Христова, но и для других великих праздников Господских, Богородичных и некоторых святых. Чтобы примирить разногласие поздних уставов с древними правилами, Константинопольские патриархи – в XI веке Николай Грамматик и в XII веке Лука Хрисоверг и другие святители писали послания и решили, что пост среды и пятницы должно прекращать только ради двух великих праздников Рождества Христова и Богоявления. Впрочем и после этого решения разногласия великими патриархами спор о разрешении поста в среду и пятницу возник в нашем отечестве 203 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

И в субботу на Светлой седмице состоится поездка к чудотворным иконам Пресвятой Богородицы. (Объявление). Батюшка, есть некоторые поездки в году, я часто провожу поездки к чудотворным иконам Матери Божье. Но дважды в году бывают поездки необыкновенные. Я чуть не проговорился в прошлый раз. Теперь могу сказать. Не благословляет, просто в эфире радио " Радонеж " говорить, созывать народ. Но те, кто знает, вы запомните, что всегда на субботу акафиста в Богоявленский собор в последние годы, Елоховский, на субботу акафиста на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы привозят икону Матери Божьей Умиление, перед которой молился батюшка Серафим. Всех радостей радость. В этот день там живая очередь идет к иконе пока  служба идет. но по " Радонежу " нельзя объявлять, потому что, понимаете столпотворение будет. Но те, кто запомнит это, год доживем до субботы акафиста, приезжайте в Богоявленский. Также люблю эти поездку на Святой седмице, она необыкновенная, связанная с Иверской, Касперовской, живоносным источником. И в колокола можно позвонить все-таки. Но это хотелось бы отдельно вас просить. Сейчас нашему слушателю ответим. Говорите, вы в эфире. - Здравствуйте. Батюшка, почему-то везде и во всех, на всех радиостанциях, сейчас говорите про язык, про русский. А везде говорят россияне. А по статистике, у нас 80 процентов русских. И я не разу не слышала, так горько и обидно, ни разу не слышала, что русские. А говорят россияне.  Откуда оно возникло, и почему так все говорят. Спасибо. - Вы знаете, почем употребляют этот термин. Для того, чтобы  выделить тех. кто в Российской Федерации живет. В РФ кроме русских живут другие. И этим термином включают всех, кто еще и не русский. Но почему-то, действительно, у нас сегодня не звучит это слово " русское " . Оно забыто. Как и язык тоже свой забываем родной. Ну, давайте, каждый на своем месте будет употреблять эти слова, каждый будет заниматься своим родным русским языком. Давайте будем носителями этого. Потому что, когда мы говорим почему-то, кто-то, мы думаем, что кто-то за нас это должен сделать.

http://radonezh.ru/text/mozhno-li-na-sve...

– Приводится также аргумент, что для преображения души как раз и нужно Причастие за каждой Литургией… – Пастырь должен видеть, растёт его прихожанин духовно или нет. У меня был случай – человек попросил о частом Причастии. Я согласился, но через восемь месяцев сказал, что больше не буду его причащать, потому что он совершенно не изменился и даже стал из-за частого приобщения превозноситься над другими. То есть результат, к сожалению, получился обратным. – Получается, священник должен смотреть, помогает частое Причастие возрастать или наоборот, становится препятствием, привычкой? – Да, именно. Бывает, правда, что человек настолько слаб, настолько грешен, настолько порочен, хотя с болью исповедует свою немощь, что причащаешь его, не требуя особой духовной работы, просто чтобы он не впал в большую пагубу. Но до определённого предела, пока он не встанет на ноги, и тогда уже необходимо указать на то, что Причастие должно служить преображению. Мы не просто учимся не грешить, мы стремимся приобрести что-то положительное – большее смирение, терпение, более сосредоточенную молитву. Заботиться нужно и о том, и о другом. – То есть, вы согласны с позицией, изложенной в проекте документа Межсоборного Присутствия, что вопрос частоты Причастия нельзя регламентировать – это дело духовника и его духовного чада. – Конечно, жизнь слишком разнообразна. Вспомним общину Сретенского храма в Заостровье. 20 лет там по заветам о. Георгия Кочеткова еженедельно причащались, без частной исповеди и соблюдения поста. Результат – гордыня, обособление, пафос «мы не такие, как все», нападки на архиерея и священнослужителей, ложь и грязь в интернете. Но не возрастание в любви, в молитве, в смирении, в послушании, в милосердии - чего как раз никто не увидел. Механическое частое приобщение само по себе ничего не даёт. – А, например, на Светлой Седмице, когда можно причащаться ежедневно? – Насколько я знаю, на Светлой Седмице многие священники дают общее благословение на Причастие тем, кто готовился к нему. Документ чётко говорит об этом. То же самое в Великий пост, особенно на первой седмице – можно исповедоваться во вторник, а причаститься в воскресенье, если ничего серьёзного не случилось…

http://bogoslov.ru/article/3647194

Пятница Светлой Седмицы — 3 мая в 2019 году. Живоносный источник В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери Живоносный Источник. Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца, в середине V века у источника недалеко от Константинополя. 28 апреля, 2006 В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери Живоносный Источник. Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца, в середине V века у источника недалеко от Константинополя. Пятница Светлой Седмицы — 3 мая в 2019 году. Живоносный источник В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери Живоносный Источник. Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца, в середине V века у источника недалеко от Константинополя. Воин Лев, ставший впоследствии императором (455- 473), в роще, посвященной Пресвятой Богородице встретил слепца, который попросил подать ему воды. Лев долго не мог найти водного источника, как вдруг он услышал голос Пресвятой богородицы, которая указала ему на источник и велела приложить тину из тех вод на глаза слепцу. После этого слепой прозрел, а воин, став императором, дивясь и радуясь о чудесном исцелении, велел очистить источник и воздвиг на его месте храм. Назван был храм — свидетельство о чудесной силе источника. После падения Константинополя храм был разрушен и воздвигнут вновь только в 1834-1835 гг. В память этого чуда в день Иконы Божией Матери Живоносный источник совершается малое освящение воды — оно происходит в течение года неоднократно, великое освящение воды совершается только в праздник Крещения (Богоявления) Иконографически образ Божией Матери Живоносный Источник восходит к византийским изображением типа Владычица Победодательница, который в свою очередь восходит к изображению типа Знамение. Первоначально икона Живоносный Источник передавалась в списках без изображения источника, позднее в композицию была включена чаша (фиала), а после — также и водоем и фонтан.

http://pravmir.ru/pyatnica-svetloj-sedmi...

ПОНЕДЕЛЬНИК СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЫ Прокимен, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:5а, 2 Зачало 2. Аллилуия, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи. Стих: Бог прославляем в сонме святых. Пс 88:6а, 8а Вторник Светлой седмицы Прокимен, глас 3, песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало 4. Аллилуия, глас 8 Стих: Восстань, Господи, войди в покой Твой, Ты и ковчег святыни Твоей. Стих: Клялся Господь Давиду в истине и не отречется от неё. Пс 131:8, 11а Среда Светлой седмицы Прокимен, глас 6 Памятным сделаю имя Твоё/во всяком роде и роде. Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Пс 44:18а, 11а Зачало 5. Аллилуия, глас 2 Стих: Величает душа Моя, Господа и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Четверг Светлой седмицы Прокимен, глас 3 Пойте Богу нашему, пойте,/пойте Царю нашему, пойте. Стих: Все народы, рукоплещите, воскликните Богу гласом радости. Пс 46:7, 2 Зачало 6. Аллилуия, глас 4 Стих: Укрепись, и процветай, и царствуй ради истины, и кротости, и правды. Стих: Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие. Пс 44:5а, 8а пятница Светлой седмицы Прокимен, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:5а, 2 И прокимен, глас 3, песнь Богородицы Величает душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Лк 1:46–47 Зачало 7 и Богородице, зачало 240. Аллилуия, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи. Стих: Бог прославляем в сонме святых. Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Пс 88:6а, 8а; 44:11а суббота Светлой седмицы Прокимен, глас 3 Господь — просвещение моё и Спаситель мой:/кого убоюсь?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Смерть на Пасху Как быть, если, например, вот в эти дни, когда гласно Церковь не совершает поминовение усопших, нужно человека похоронить и устроить поминки? Естественно, чин погребения, или, как его обычно называют, отпевания, совершается и в эти дни. Однако он имеет свои определенные уставные особенности и носит пасхально-радостный характер. Бывали случаи, когда доводилось кого-то из наших прихожан отпевать на Светлой седимице, — удивительное ощущение от этого погребения на Светлой седмице… Есть такая церковная традиция считать, что тот, кто отошел в иную жизнь на Пасху — это человек, сподобившийся особой милости Божией. Но мне все-таки кажется, что любое подобного рода объяснение должно согласовываться еще с какими-то прочими обстоятельствами, ведь на Пасху умирает множество людей и среди них есть не только благочестивые. Одно дело когда в день Воскресения Христова умирает христианин, который старался жить по Евангелию, стремился к Богу, каялся, боролся, мы можем усмотреть в это какую-то особую милость Божию. А другое дело, когда в этот день умирает откровенный безбожник, хулитель имени Христова… Автоматически распространять это на всех нельзя. Приходилось слышать также поверье, что умерший в Пасху, либо на Светлой седмице, предстает на суд Божий без мытарств. На мой взгляд, даже рассуждать на эту тему не стоит. Во-первых, о мытарствах мы знаем, в частности, из видения блаженной Феодоры и отчасти, может быть, из явленного в свое время преподобному Антонию Великому. Но все видения такого рода, бывшие святым, носили, как это называют богословы, некий педагогический характер, то есть нам показывалось, в доступных для нас формах и образах, реальность иного мира. И показывалось так, как человек мог это вместить и передать прочим людям. Утверждать же, что человек именно так проходит этот путь, мы не можем. Проходит ли он мытарства как некие станции, как это изображено у блаженной Феодоры, или же проходит так, как это рассказывает преподобный Антоний Великий, который видел некоего великана, на разных уровнях увлекающего людей вниз. В целом, наверное, можно говорить, что в мытарствах человек сталкивается с некими препятствиями, которые еще в земной жизни мешали ему на пути к Богу и к небесному восхождению.

http://pravoslavie.ru/102968.html

9.32. Можно ли на могильном кресте помещать фотографию усопшего? – Кладбище – это особое место, где покоятся тела тех, кто перешел в иную жизнь. Видимым свидетельством этого является надгробный крест, который воздвигается как знамение искупительной победы Господа Иисуса Христа над смертью. Как воскрес Спаситель мира, приняв за людей смерть на кресте, так и телесно воскреснут все умершие. На кладбище приходят, чтобы в этом месте покоя усопших помолиться о них. Фотография на могильном кресте часто побуждает больше к воспоминаниям, чем к молитве. С принятием христианства на Руси усопших клали либо в каменные саркофаги, а на крышке изображали крест, либо в землю. На могиле ставился крест. После 1917 года, когда разрушение православных традиций приняло планомерный характер, вместо крестов стали ставить на могилах столбики с фотографиями. Иногда воздвигали памятники и к ним прикрепляли портрет умершего. После войны памятники со звездой и фотографией стали преобладать в качестве надгробия. В последние полтора десятилетия на кладбищах все чаще стали появляться кресты. Практика помещения фотографий на крестах сохранилась от прошлых советских десятилетий. 9.33. Можно ли при посещении кладбища брать с собой собаку? – Брать собаку на кладбище с целью выгула, конечно, не стоит. Но в случае необходимости, например, собака-проводник для слепого или с целью охраны при посещении отдаленного кладбища можно взять ее с собой. Нельзя допускать, чтобы собака бегала по могилам. 9.34. Что читать по усопшему на Пасхальной неделе? – Если человек умер на Светлой седмице (от дня Святой Пасхи до субботы Светлой седмицы включительно), то читают Пасхальный канон. Вместо Псалтири на Светлой седмице читают Деяния святых апостолов. 9.35. Надо ли служить панихиду по младенцу? – Умерших младенцев отпевают и по ним служат панихиды, но в молитвах просят не о прощении грехов, так как у младенцев нет сознательно совершенных грехов, а просят Господа сподобить их Царства Небесного. 9.36. Можно ли заочно отпеть погибшего в войну, если неизвестно место его захоронения?

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Слово на Светлой пасхальной седмице Ныне вся исполнишася света: небо, и земля, и преисподняя… Христос Воскресе! Чадца Божии! От избытка неземной радости приветствую и я вас, опаляя силой Божественных слов: “Христос воскресе!” Благодатный огонь этой спасительной вести, вновь ярким пламенем вспыхнув над Гробом Господним, потек по миру. И Церковь Божия, преисполнившись светом этого огня, дарует его нам: “Христос воскресе!” Возлюбленные о Христе братия и сестры, други мои! Вы, конечно, замечали сами, что среди многих великих и радостных наших христианских праздников особой торжественностью, особой радостью выделяется праздник Светлого Христова Воскресения – праздников праздник и торжество из торжеств! Нет в нашей Православной Церкви службы более величественной, более проникновенной, чем пасхальная утреня. И потому так стремятся все верующие в храм Божий в пасхальную ночь. Пасхальное богослужение воистину подобно великолепнейшему пиру, который Господь приготовил всем притекающим под благодатную сень Его Дома. Вдумайтесь в содержание “Огласительного слова” святителя Иоанна Златоуста ! С отеческой лаской и радушием приемлет Господь тех, кто возлюбил Его всем своим существом. “Блажен, кто от первого часа делал есть”, – это те, кто от юности своей идут неукоснительно по Его Божественным стопам. Но не отвергает и тех, кто, преодолев в своей душе сомнения, приблизился к Богу только в зрелом и даже преклонном возрасте. “Да не устрашатся они своего замедления, Господь с любовью приемлет последнего, так же, как и первого, – и дела приемлет и намерения целует”. Несомненно, все вы, кто был в храме в пасхальную ночь, испытали необыкновенный восторг... Души наши ликовали, преисполненные чувством благодарности к нашему Господу Спасителю за дарованную Им всем нам вечную жизнь. Ведь Воскресший Христос возвел род людской от земли к Небу, придал существованию человека возвышенный и благородный смысл. Душа человека жаждет вечной счастливой жизни. Ищет ее... И потому к светлой заутрени так стремятся люди в храм Божий. И не только верующие, но и те, кто своим сознанием далек от христианской религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

По 3-ей песни – ипакои Пасхи, а по 6-ой – кондак Пасхи, икос и Воскресение Христово видевше три раза. Кончается канон знаменитым ексапостиларием Плотию уснув, который поется три раза. После него сразу же начинается пение хвалитных стихир, хотя по Уставу перед этим полагается Всякое дыхание и хвалитные псалмы. У нас почему-то это пропускается, и сразу начинаются стихиры. Что представляют собой эти стихиры на хвалитех? Если обратиться к вечерне, на которой совершалось литургия Василия Великого в Субботу Преблагословенную, то мы вспомним, что на Господи, воззвах там пелись три стихиры из воскресной службы 1-го гласа, потому что суббота вечера уже начинает воскресный день. Так вот, на пасхальной заутрени тоже поются воскресные стихиры 1-го гласа, но уже не «воззвашные», а хвалитные стихиры. Впоследствии на каждый день Светлой седмицы будут назначены воскресные песнопения Октоиха определенного гласа. На первый день Пасхи – 1-го гласа, на Понедельник – 2-го и т.д. Это своеобразный «парад гласов», но не восьми, а только семи, т.к. пропускается 7-й глас. Начинается это в Великую Субботу на вечерне, продолжается на Пасхальной заутрени и дальше каждый день на Светлой седмице. К этим воскресным стихирам 1-го гласа прибавляются стихиры Пасхи, которые все прекрасно знают, с запевами «Да воскреснет Бог...» и др. В последнюю стихиру Пасхи входит текст Христос воскресе. После того, как стихира кончилась, нужно спеть Христос воскресе еще три раза. Это довольно трудный момент, и на нем следует остановится. В заключение этих стихир Пасхи Христос воскресе звучит либо один раз, либо четыре, но никогда не поется три раза, потому что текст пасхального тропаря является заключительной строкой последней стихиры; затем следует троекратное исполнение тропаря самого по себе, и таким образом Христос воскресе...звучит четыре раза подряд. Так бывает только на Светлой седмице. В последующие недели Пятидесятницы к этим стихирам уже не прибавляется троекратное пение тропаря. После того, как спеты стихиры на хвалитех и стихиры Пасхи, полагается совершать целование – христосоваться, поздравляя друг друга с праздником Светлого Христова Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010