P. 56, 365). В господские праздники и на памяти святых исполняются специально отобранные псалмы, подходящие по содержанию к теме праздника. Далее следует краткий тропарь (    ), повторяемый много раз, и изменяемый псалом с припевом «Слава Тебе, Господи» (   - прославление), а затем гимн (  ), исполняемый антифонно. В конце возглашается диаконская ектения (  ) (в праздничные дни и на Страстной седмице она представляет собой провозглашение догматического характера), и далее следует молитва священника. Утренняя служба начинается с блока неизменяемых утренних (Пс 99, 90, 103, 112, 92) и хвалитных (Пс 148, 149 (только в будни), 150, 116) псалмов. Отсутствие характерного для др. литургических традиций «обычного» утреннего Пс 62 объясняется различием в переводах Септуагинты и Пешитты. Затем многократно поется краткий тропарь (    ), а в будни - гимн «Тебя, Господи». В воскресные дни, в господские праздники, на Светлой седмице и памяти святых поются 2 гимна света (оба начинаются со слова «свет»), один надписан именем прп. Ефрема (имеет акростих «Иисус Мессия»), а другой - Нарсая. Далее следует песнь вавилонских отроков с  или припевом «Слава Тебе, Господи» (  ). В будни, Великим постом и на Страстной седмице песнь заменяется Пс 50. Далее поется гимн (  ), а на Пасху и на Светлой седмице - гимн «Слава в вышних», текст к-рого значительно отличается от проч. традиций (см. ст. Великое славословие ). Служба завершается Трисвятым и молитвой «Отче наш», после к-рой читается главопреклонная молитва. В будни добавляется краткая служба мученикам, напоминающая визант. литию. Службы 1-го часа нет, но в будни Великого поста после утрени сразу совершается 3-й час (  ). В древних источниках и 3-й, и 6-й часы называются одинаково -  , но в совр. богослужебных книгах   именуется только служба 6-го часа (совершается только в будни Великого поста следом за 3-м часом, отдельно - в первые 4 дня Страстной седмицы). Малые часы состоят из кафизмы, прокимна и гимна (  ). Повечерие может заменять 1-ю часть (  ) ночной службы или быть отдельной службой в дни, когда не бывает вставки псалмов  .

http://pravenc.ru/text/Восточно-сирийски...

«О смерти и о мертвых в этот день вспоминается часто, притом даже гораздо чаще, чем в другие, меньшие, праздники. Но в Пасху – это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех. Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых. Но это не значит, что память об усопших совсем изгоняется на это время из Церкви. Просто она приобретает несколько иную окраску». Значит, если человек умер накануне Пасхи, его неделю нельзя отпеть? Нет, можно. Казалось бы, действительно – неужели нужно изображать радость только потому, что радуются все христиане, тогда как у нас личное горе? Разве горе может подождать? На Светлую неделю погребают и совершают отпевание, но – особым чином, который разительно отличается от обычного отпевания. Таинство начинается с пения Пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых,/смертию смерть поправ/и сущим во гробех живот даровав». Также поются стихиры Пасхи, пасхальный канон, обычное «Господи, помилуй» на ектенье – поется праздничным распевом, звучит пасхальное приветствие: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» и т.д. Такой особый чин отпевания – радостный – совершается на Светлой седмице, как сказано в Требнике, «величия ради и чести светлого праздника Воскресения: веселия бо и радости, а не сетования есть праздник». На Светлой седмице, к примеру, отпевали в 1993 году в Оптиной пустыни убитых на Пасху монахов – иеромонаха Василия, инока Ферапонта и инока Трофима. Вот как об этом вспоминает Нина Павлова, автор книги об убиенных оптинских монахах «Пасха Красная»: «На погребении храм был переполнен, и люди с ослепшими от слез глазами шли прощаться с братьями последним целованием. По монашескому обычаю их лица были закрыты черной тканью наличников. Земная скорбь переполняла сердце, но душа уже чувствовала дыхание святости. В пасхальные дни чин отпевания праздничный – пели Пасху. И как на Пасху – опять воссияло солнце и было чувство пасхальной радости». Можно ли устраивать поминки на Светлой седмице?  

http://pravmir.ru/15-chastyih-voprosov-o...

А подтверждение тому, что Причащение возможно и на Светлой седмице, есть во всех древнейших анафорах. В молитве перед Причащением сказано: «Сподоби державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь, и нами всем людям». Эти слова мы читаем и на Пасхальной литургии Иоанна Златоуста, что свидетельствует об общем Причащении мирян. После Причащения священник и народ благодарят Бога за эту великую благодать, которой они удостаиваются. Проблема причастной дисциплины стала дискуссионной только в Средние века. После падения в 1453 году Константинополя Греческая Церковь переживала глубокий упадок богословского образования. Со 2-й половины XVIII века начинается оживление духовной жизни в Греции. Вопрос о том, когда и как часто следует причащаться, был поднят так называемыми коливадами, монахами с Афона. Они получили свое прозвище из-за несогласия совершать поминальную службу над коливом в воскресные дни. Сейчас, 250 лет спустя, когда первые коливады, такие как Макарий Коринфский, Никодим Святогорец, Афанасий Парийский, стали прославленными святыми, это прозвище звучит очень достойно. «Поминальная служба, – говорили они, – искажает радостный характер воскресного дня, в который христиане должны причащаться, а не поминать усопших». Спор о коливе продолжался более 60 лет, многие коливады претерпевали жестокие гонения, некоторые были удалены с Афона, лишены священнического сана. Однако этот спор послужил началом богословской дискуссии на Афоне. Коливады всеми признавались традиционалистами, а действия их противников выглядели как попытки приспособить Предание Церкви к нуждам времени. Они, например, утверждали, что на Светлой седмице могут причащаться только священнослужители. Примечательно, что святой Иоанн Кронштадтский, тоже защитник частого Причащения, писал, что тот священник, который причащается на Пасху и на Светлой седмице один, а своих прихожан не причащает, подобен пастырю, пасущему только себя самого. Не стоит ссылаться на некоторые греческие часословы, где указано, что христиане должны причащаться 3 раза в год. Подобное предписание перекочевало в Россию, и до начала ХХ века причащались в нашей стране редко, в основном в Великий пост, иногда в День Ангела, но не больше 5 раз в году. Однако данное указание в Греции было связано с налагаемыми епитимиями, а не с запрещением частого Причащения.

http://zavet.ru/a/rss_1334556778.html

Все святые отцы до XVIII-ro века призывали людей к частому причащению, и многие из святых нашего времени продолжали и продолжают традицию частого причащения, например святой Иоанн Кронштадтский , который говорил о том, что если христианин готов к причащению, то он может причащаться даже ежедневно. Святой Феофан Затворник в одном из своих писем цитировал святителя Василия Великого , который в письме к Кесарии Патриции ссылался на кесарийскую практику – причащаться 4 раза в неделю. В связи с этим святой Феофан Затворник утверждал, что редкое причащение – это неправильность, которая постепенно стала входить в церковную практику из-за духовного охлаждения христиан. Конечно, еще надо учитывать, что нравственная жизнь прежних христиан отличалась от нашей, и для нас требуется больше времени, чтобы вытрезвиться от греха и от грязи внешних впечатлений, которая льется со всех сторон. Кроме того, у разных людей разные условия для приготовления к причастию, поэтому «кто может вместить, да вместит». Человек заблуждается и впадает в прелесть не от частого причащения – сама по себе такая мысль уже богохульна, – а от гордости или же небрежности к Таинству, когда он подходит к Святой Чаше без нужного приготовления, покаяния и прощения своих обидчиков. Причащаться надо соответственно своей внутренней потребности и по благословению духовника. – В некоторых храмах во время святок или на Светлой седмице, мягко говоря, не приветствуется причащение мирян. Говорят, что для этого был пост. Исключение допускается только для тех, у кого в эти дни именины. Насколько обосновано такое ограничение? – Литургия – это богослужение, на котором совершается Таинство Пресуществления Святых Даров и причащение верующих. Причащаться можно всегда, когда служится литургия. Во время святок и на Светлой седмице разрешается скоромная пища, но вовсе не предписывается есть скоромное, как, например, обязательное хранение поста. Если человек предпочитает причащение яичнице или окороку, неужели это грех и антиправославный поступок? Известный проповедник священник Белоцветов в своих проповедях призывал христиан на Светлой седмице причащаться каждый день, указывая, что это старинный обычай.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

   Затем хор поет вместо «Буди имя Господне...» «Христос воскресе» (трижды). Священник: «Благословение Господне на вас...». Хор: «Аминь». Вместо «Слава Тебе, Христе Боже...» священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор допевает: «И сущим во гробех живот даровав». И бывает отпуст литургии. Великая вечерня в первый день Пасхи    Вечерня предваряется 9-м часом, который поется по пасхальному чину. В это время священник (а при соборном служении – предстоятель) облачается во все священнические одежды.    По окончании 9-го часа священник, став перед престолом с Крестом и трисвечником в левой руке и с кадилом — в правой, «знаменует (кадилом) крестовидно» и произносит возглас: «Благословен Бог наш...». Затем следуют начало, какое было на утрени и литургии, мирная ектения и стихиры на «Господи, воззвах».    Вход – с Евангелием. После «Свете тихий...» поется великий прокимен, глас 7-й: «Кто бог велий, яко Бог наш: Ты еси Бог, творяй чудеса». По окончании пения прокимна диакон: «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия...».    Священник в царских вратах лицом к народу читает Евангелие от Иоанна (зач. 65-е) – о явлении Господа апостолам вечером в день Воскресения.    После Евангелия — сугубая ектения: «Рцем вси...», поется «Сподоби, Господи...» и просительная ектения. Далее – стиховные стихиры со стихирами Пасхи. По окончании пения стихир диакон произносит: «Премудрость». Священник: «Сый благословен...». Хор: «Аминь. Утверди, Боже...». Священнослужители в алтаре: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор: «И сущим во гробех живот даровав». Священник с Крестом творит отпуст: «Христос, воскресый из мертвых...». Особенности богослужения на Светлой седмице    Вся седмица, называемая Светлой, есть как бы один великий праздник Пасхи. Отцы Церкви и 66-е правило VI Вселенского Собора повелевают верующим в течение всей Светлой седмицы в храмах упражняться в псалмах и пениях духовных, торжествуя и радуясь о Воскресшем Господе.    Богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах – в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая. Они остаются открытыми и после богослужения, начиная с первого дня Пасхи, во всю седмицу и закрываются только в субботу перед 9-м часом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Великая вечерня в первый день Пасхи Вечерня предваряется 9-м часом, который поется по пасхальному чину. В это время священник (а при соборном служении – предстоятель) облачается во все священнические одежды. По окончании 9-го часа священник, став перед престолом с Крестом и трисвечником в левой руке и с кадилом — в правой, «знаменует (кадилом) крестовидно» и произносит возглас: «Благословен Бог наш...». Затем следуют начало, какое было на утрени и литургии, мирная ектения и стихиры на «Господи, воззвах». Вход – с Евангелием. После «Свете тихий...» поется великий прокимен, глас 7-й: «Кто бог велий, яко Бог наш: Ты еси Бог, творяй чудеса». По окончании пения прокимна диакон: «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия...». Священник в царских вратах лицом к народу читает Евангелие от Иоанна (зач. 65-е) – о явлении Господа апостолам вечером в день Воскресения. После Евангелия — сугубая ектения: «Рцем вси...», поется «Сподоби, Господи...» и просительная ектения. Далее – стиховные стихиры со стихирами Пасхи. По окончании пения стихир диакон произносит: «Премудрость». Священник: «Сый благословен...». Хор: «Аминь. Утверди, Боже...». Священнослужители в алтаре: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор: «И сущим во гробех живот даровав». Священник с Крестом творит отпуст: «Христос, воскресый из мертвых...». Особенности богослужения на Светлой седмице Вся седмица, называемая Светлой, есть как бы один великий праздник Пасхи. Отцы Церкви и 66-е правило VI Вселенского Собора повелевают верующим в течение всей Светлой седмицы в храмах упражняться в псалмах и пениях духовных, торжествуя и радуясь о Воскресшем Господе. Богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах – в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая. Они остаются открытыми и после богослужения, начиная с первого дня Пасхи, во всю седмицу и закрываются только в субботу перед 9-м часом. Во всю Пасхальную седмицу начало и конец церковных служб совершается так же, как и в первый день (но крестный ход бывает в последующие дни не перед утреней, а после литургии).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3277...

Только веселье должно быть светлым, небесным, одухотворенным, весельем ради Христа. Помните, как преподобный Серафим Саровский говорил: «Радость моя, нет нам дороги унывать, Христос Адама воскресил, смерть умертвил…». Но опять-таки, когда речь идет о Пасхе, то говорить нужно о действии благодати Божией. Даже маловоцерковленные люди на Пасху переживают такие ощущения, которые трудно поддаются описанию. Как сказал святитель Иоанн Златоуст: «Приходите все – постившиеся и не постившиеся». Здесь уже действует Дух Божий. Было много таких случаев, когда люди, случайно придя в храм на пасхальную службу, оставались там навсегда. Они испытывали переживания, подобные тем, что были у посланников святого князя Владимира: мы не поняли, где были – на небе или на земле. Это переживание само по себе необъяснимо. – Считается, что на Светлой седмице можно причащаться каждый день без предварительного поста. Нужно ли причащаться ежедневно в эти светлые дни? – Что касается ежедневного причащения на первой неделе после Пасхи, да и вообще, то говеть – соблюдать какое-то воздержание и молитвенно готовиться ко причастию – нужно всегда. В каком объеме – каждый определяет себе сам. Если с этим есть проблемы, то лучше посоветоваться с духовником. Традиционно православные причащаются в Великий четверг или на Пасху. Поскольку на Светлой седмице люди проводят жизнь несколько рассеянную, несобранную, то ежедневно причащаться наставники не рекомендуют. А говеть в том или ином объеме, повторюсь, нужно всегда, и на Светлой неделе в том числе. Нельзя подходить к чаше, грубо говоря, натрескавшись и налопавшись так, что из ушей еда сыплется. Если же ты способен с переполненным желудком сосредотачивать внимание во время молитвы – пожалуйста, причащайся без поста. Но святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что когда мы обильно покушали, плоть утучняется, и мы не способны как следует бодрствовать. На Светлой неделе можно воздержаться или от мяса, или от молока – каждый решает сам. Общего правила не в силах никто дать, все индивидуально и зависит от усердия, веры, образа жизни каждого верующего. По этому поводу полезно почитать записи старца Иоанна Валаамского. Он перечисляет много позиций из того, на что нужно обращать внимание при подготовке ко причастию.

http://pravoslavie.ru/30140.html

Вот пасхальная стихира, глубочайшая по смыслу, трогательнейшая по тонкости чувства, изящнейшая по картинности, и наименее известная нам по нашей невнимательности. Еще отличительная черта этой песни. Она усвоена только светлым дням светлой седьмицы (да и то с исключением светлого пятка), да и на светлой седмице усвоена только утрене. Знающим известно, что некоторые из пасхальных песней употребляются круглый год, например: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог», – или: " Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече», – или же: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу». Бóльшая же часть пасхальных песней поются только от первого дня светлой седмицы и до отдания Пасхи. А две поются только на светлой седмице, одна: «Предварившия утро яже о Марии и обретшия камень отвален от гроба», – а другая: «Еже прежде солнца Солнце зашедшее иногда во гроб». Но первая и из этих песней поется как на утрене, так и на часах и на литургии. Последняя же: «Еже прежде солнца», только на утрене. Выходит, что мы должны видеть в ней песнь исключительно и преимущественно пасхальную. И действительно, это алмаз между алмазами, воды несколько сумрачной, с примесью умилительной грусти к пасхальной светлости, но блеска глубокого, но качества отборного и цены высочайшей. Боимся, что нашим словом, нашим анализом уроним единство и живую цельность выраженной здесь творческой идеи высочайшего церковного песнопевца, преподобного Иоанна Дамаскина , творца почти всех пасхальных песней. Вот духовное солнце, сперва зардевшись кроваво багряным заревом, затем укутавшись необычайным, чудесным, ужасающим мраком, под конец одевшись просветом тихо мерцающей, светло гаснущей вечерней зари, обещая светозарный день, мирно склонилось к своему закату и потухло, погрузив свои погасшие для земли и смертных очей лучи в подземный мрак гроба и ада, озарив собою антипод всякой жизни – подземную преисподнюю. Это солнце – страдалец Христос, умиравший в тяжких муках, обагренный собственною кровию, на кресте, одетом в сумрак потухающего дня и чудесно нависшей, совершенно необычайной тьмы, – Христос, отдавший дух Свой в руки Божии при землетрясении, при распадении камней, при чудесном отверзтии гробов, которые испускали своих восставших мертвецов, наконец, снятый с грозного креста, унесенный с ужасной Голгофы в цветущий сад, при тихом мерцании зари тихо гаснущего вечера, положенный в новом гробе, осыпанный ароматами, укутанный плащаницею, омытый слезами друзей, обвитый их погребальными молитвами и песнями исходными, заваленный камнем в уединенном гробе и оставленный всеми во мраке надвинувшейся ночи на покой субботы, субботы великой, – умерший, как злодей со злодеями, погребенный как царь, как грозный и во гробе судия злобной, но и робкой совести своих врагов, как похороненная, но не умершая надежда друзей и учеников, как смутно, но горячо чаемый ими Победитель смерти и ада, как Воскреситель человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Что сказать в совет тебе, сердце маловерующее, желающее однакож увериться в истине воскресения Господа и близости Его к нам? Древние христиане в этот день имели и ныне добрые христиане имеют обычай делать выходящие из ряда добрые дела, особенно дела милосердия. Попытай и ты сделать что-либо подобное: обнимись со врагом, накорми алчущего, отри слезу вдовы и сироты, посети больного или узника, сделай сегодня праздник для несчастного – Христа ради, и Христос сегодня же провещает тебе: добро, сделанное тобою единому сих братий моих меньших, Мне сотворено. Мир тебе. Попытайся, маловер, делом милосердия отверзсть Христу сегодня дверь твоего опустевшего сердца: Он уже стоит у них и стучится, не услышишь ли ты гласа Его и не отверзешь ли двери, – Он уже готов войти и свечерять с тобою. Отертая тобою сегодня слеза несчастного уверит твое маловерное сердце, что Христос жив и присущ каждому из нас также, как и апостолам был присущ, что Христос воистину воскресе. Аминь. Поучение на вечерне в первый светлый день св. пасхи ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Еже прежде солнца солнце зашедшее иногда во гроб предвариша ко утру ищущыя яко дне Мироносицы девы, и друга ко друзей вопияху: о другини! приидите, вонями помажем тело живоносное и погребенное, плоть воскресившаго падшаго Адама, лежащую во гробе; идем, потщимся, якоже волсви, и поклонимся и принесем мира, яко дары, не в пеленах, но в плащанице обвитому, и плачим и возопиим: о Владыко! востани, падшим падаяй воскресение. Ст. Св. Пасхи. Вот пасхальная стихира, глубочайшая по смыслу; трогательнейшая по тонкости чувства, изящнейшая по картинности, и наименее известная нам по нашей невнимательности. Еще отличительная черта этой песни. Она усвоена только светлым дням светлой седмицы (да и то с исключением светлого пятка) 1 , да и на светлой седмице усвоена только утрене. Знающим известно, что некоторые из пасхальных песней употребляются круглый год, например: Во гроб плотски, во ад же с душею, яко Бог, – или: Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, – или же: Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу. Большая же часть пасхальных песней поются только от первого дня светлой седмицы и до отдания пасхи. А две поются только на светлой седмице, одна: Предварившыя утро яже о Марии и обретшыя камень отвален от гроба, – а другая: Еже прежде солнца солнце зашедшее иногда во гроб. Но первая и из этих песней поется как на утрене, так и на часах и на литургии. Последняя же: Еже прежде солнца, только на утрене. Выходит, что мы должны видеть в ней песнь исключительно и преимущественно пасхальную И действительно, это алмаз между алмазами, воды, несколько сумрачной, с примесью умилительной грусти к пасхальной светлости, но блеска глубокого, но качества отборного и цены высочайшей. Боимся, что нашим словом, нашим анализом уроним единство и живую цельность выраженной здесь творческой идеи высочайшего церковного песнопевца, преподобного Иоанна Дамаскина , творца почти всех пасхальных песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Наряду с двунадесятыми Церковь также особо чтит следующие праздники: Обрезание Господне (Новый год по старому стилю) — 14 января. Покров Божией Матери — 14 октября. Рождество Иоанна Крестителя — 7 июля. Усекновение главы Иоанна Крестителя — 11 сентября. Первоверховных апостолов Петра и Павла — 12 июля. Перед некоторыми из праздников Церковь установила посты — периоды воздержания от развлечений, увеселений и скоромной пищи (мяса, молока, масла, яиц, а при строгом посте — и рыбы): Существуют также однодневные посты: Среда — в воспоминание предательства Иудой Спасителя, пятница — в воспоминание крестных страданий и смерти Спасителя за нас. Пост в среду и пятницу отменяется только на Светлой седмице (седмица после Пасхи), в Святки (от Рождества Христова до Крещения), на седмице после Пятидесятницы, на седмице, идущей после Недели мытаря и фарисея, и на масленице — седмице перед Великим постом, на которой, однако, не положено вкушение мяса. Грехом против четвертой заповеди является непочитание воскресных и праздничных дней, нарушение постов, тунеядство, лень, небрежное и недобросовестное отношение к труду и возложенным обязанностям. Пятая заповедь Закона Божия Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли. Пятая заповедь учит почитать родителей — любить их, быть благодарными им, проявлять заботу о них, не оскорблять их ни словами, ни поступками, помогать им во всём, заботиться о них в болезни и старости, молиться за них как при их жизни, так и по смерти. Наряду с родителями мы должны также почтительно относиться к пастырям Церкви и мирским начальникам, наставникам и благодетелям. Грубость, черствость, дерзость, жестокость, неблагодарность и безразличие по отношению к ним — грехи против этой заповеди. Шестая заповедь Закона Божия Не убий. Шестая заповедь запрещает любое убийство (в том числе и самоубийство), соучастие в убийстве и содействие кому-то в его совершении. Грехом против этой заповеди является аборт — убийство в утробе матери неродившихся младенцев, в чем одинаково виновны как женщины, совершившие это злодеяние, так и те, кто толкает их на этот шаг.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010